261 закон об энергосбережении

Содержание

В 2013 году я уже проводил анализ хода реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности на страницах «Электротехнического рынка». Что же изменилось с тех пор? Удалось ли достигнуть намеченных в 2009 году результатов? Удалось ли сделать Россию энергоэффективной страной? Удалось ли изменить сознание жителей и достичь бытового энергосбережения? Сначала предлагаю вернуться к азам, к тому с чего все начиналось.

Сразу после образования нового государства, Российской Федерации, было принято ПП РФ № 371 «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов». Однако о каком-то серьезном исполнении данного документа в «лихие 90-ые» речи не шло. В середине 1990-ых, во время передела собственности и внутренних военных конфликтов Правительство РФ повторно озаботилось вопросами снижения энергоемкости отечественной экономики. 03.04.1996 году был принят Федеральный закон № 28-ФЗ «Об энергосбережении».

Данный ФЗ уже был более детально проработан, в частности, там были определены такие понятия как:

  • энергосбережение;
  • энергосберегающая политика государства;
  • эффективное использование энергетических ресурсов и т.д.

Основной целью в области энергоэффективности государство определило снижение энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году.

К сожалению, в целом положения данного закона носили в основном декларативный характер. В результате, в очередной раз не случилось становления отечественной экономики на энергоэффективные рельсы.

И только в 2009 году Правительством В. В. Путина впервые была проделана серьезная работа в данном направлении.

В 2009\2010 гг. были приняты следующие основные документы:

  • Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (РП РФ от 13.11.2009).
  • 261-ФЗ «Об энергосбережении…» от 23.11.2009.
  • План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ (РП РФ от 01.12.2009 № 1830-р).
  • Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (РП РФ от 27.12.2010).

Рисунок 1. Рейтинг энергоэффективности субъектов РФ
(Источник: Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации)

В первую очередь новый закон был ориентирован на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения. По сути, впервые была создана правовая основа для полноценной работы в данной отрасли. Основной целью в области энергоэффективности государство определило снижение энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году. Причем, цель не снизить выработку энергии на 40%. Цель — снизить рост энергозатрат ниже уровня роста ВВП. Всем бюджетным учреждениям была поставлена задача снижения потребления энергоресурсов в натуральном выражении на 15% в течение пяти лет (т.е. на 3% в год от уровня потребления в 2009 г.).

Кроме этого, практически все организации были обязаны провести энергетическое обследование, составить энергетический паспорт и зарегистрировать его в СРО и, затем, в Минэнерго России. Причем бюджетные организации 100% подпадали под это требование, коммерческие структуры в подавляющем большинстве. Также, ответственные структуры должны были до 01.01.2011 на 100% оснастить здания и сооружения приборами учета энергетических ресурсов.

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» каждый регион и все муниципальные образования должны были разработать региональные и муниципальные программы энергосбережения соответственно.

Стоит отметить, что в целом итоги реализации государственной политики в области энергосбережения были неоднозначными. Порой завышенные требования к бюджетным учреждениям в виде критериев энергосбережения, которых было необходимо достичь. Отсутствие в организациях, да и в органах государственной власти, специалистов, четко понимающих, за счет чего можно достичь необходимых результатов. Отсутствие на начальных этапах реализации закона необходимых подзаконных актов, и, что самое главное, внятных и прозрачных механизмов финансирования всей этой работы.

Серьезная работа по становлению отечественной экономики на энергоэффективные рельсы была проделана впервые только в 2009 году Правительством В. В. Путина.

Однако уже к концу 2010 года можно было подводить первые итоги. Разумеется, тоже неоднозначные. Так, например, к этому времени было принято боле 20 нормативно-правовых актов федерального уровня, зарегистрировано порядка 40 саморегулируемых организаций (СРО) в области энергоаудита. На рынке появилось более 800 организаций, имеющих право на проведение энергоаудита.

Таблица. Состав членов СРО

На теме энергоаудита стоит остановиться чуть подробнее. После выхода 261-ФЗ в свет, число СРО в области энергообследований и, соответственно, энергоаудиторских компаний различного масштаба стало расти как на дрожжах (см. таблицу). Причем в первые 2–3 года качество работы более 70% подобных организаций было ниже всевозможных критериев. Энергетические паспорта «рисовали» по шаблону, без выездов на объекты и т.д. К тому же, сначала Минэнерго не могло оперативно обработать уже поступившие документы. Тем не менее, к концу 2012 года ситуация выровнялась. Регистрация поступающих документов в Минэнерго стала проводиться оперативно. С рынка были выдавлены недобросовестные энергоаудиторы.

При этом, в первые год-два действия закона бюджетные учреждения (образование, здравоохранение и т.д.) сравнительно легко достигли показателей 3–5%, порой и до 9% экономии к базовому году, за счет банального снижения энергорасточительности (закрывать окна зимой, закрывать воду после использования, выключать свет и т.д.). А вот в дальнейшем начались трудности, когда стало необходимо внедрять реальные мероприятия по энергосбережению. Причем, одним из основных вопросов стала недостаточность квалифицированного персонала, а, также, недостаточность или полное отсутствие финансирования по этому направлению.

После выхода 261-ФЗ в свет, число СРО в области энергообследований и соответственно энергоаудиторских компаний различного масштаба ста-ло расти как на дрожжах.

Кроме этого, к началу 2011 года только 60 субъектов РФ разработали и приняли региональные программы энергосбережения. Около, 900 муниципальных программ вообще еще находились в стадии разработки. За 2011–2012 годы этот вопрос удалось полностью закрыть. Однако значительная часть данных программ так и осталась шаблонной, к тому же не подкрепленной реальным региональным и внебюджетным финансированием. Т.е., в программу были внесены рекомендованные Минэнерго России шаблонные энергоэффективные мероприятия с шаблонными сроками и результатами внедрения, которые по факту никогда не исполнялись. А муниципальные чиновники предпочитали реальной модернизации кардинальные «топорные» методы. Например, вместо модернизации системы освещения в целях увеличения освещенности и снижения энергопотребления, по факту система вообще отключалась, пока не достигалась необходимая экономия. Как говорится: «и овцы целы, и волки сыты».

Рисунок 2. Регионы первой категории расчетной бюджетной обеспеченности

При этом стоит отметить, что данные Программы все же позволили зафиксировать первоначальное состояние дел в регионах и послужили фундаментом для дальнейшей энергоэффективной деятельности.

Действенным инструментом для развития энергоэффективной деятельности в регионах стала реальная финансовая помощь Минэнерго России. В период с 2011 по 2014 гг. Министерство в качестве Федеральной субсидии на условиях софинансирования выделяло до 500 млн руб. на регион (всего порядка 5 млрд руб. в год направлялось на эти цели). Несмотря на множество нюансов юридического и технического характеров за эти 4 года, как минимум, половина регионов, с вменяемыми «живыми» Программами энергосбережения и видением «узких» мест, а также четким пониманием, что конкретно и каким образом нужно исправить или модернизировать, смогли закрыть часть своих проблем. Было модернизировано большое количество котельных, в бюджетных организациях (школы, детские сады и т.д.) устанавливались индивидуальные тепловые пункты с погодным регулированием. Были проведены работы по реконструкции водоканалов и насосного оборудования в них в различных регионах страны. Были освещены современным энергоэффективным оборудованием системы уличного освещения, как в крупных городах областного значения, так и в маленьких отдаленных уездных городках и селах. В целом за эти 4 года было удовлетворено 144 заявки на 21,5 млрд руб. субсидий. Эти средства позволили привлечь 119,3 млрд руб. внебюджетного финансирования, то есть, на каждый бюджетный рубль привлечено 5,5 внебюджетного рубля.

В этой части, безусловно, были достигнуты успешные результаты. Данная политика позволила вокруг государственной финансовой поддержки и контроля аккумулировать также региональные и муниципальные бюджеты, привлечь значительные объемы внебюджетных средств. Результатом стали освещенные улицы, теплые школы и кое-где, даже спокойные зимние ночи коммунальщиков.

Все же далеко не все регионы по различным причинам сумели воспользоваться данной возможностью. Где-то не было достаточной бюджетной оснащенности, где-то специалистов или идей, а где-то все было по классику: «У России есть только две проблемы…».

Рисунок 3. Регионы второй категории расчетной бюджетной обеспеченности

Что касается установки приборов учета, данная задача в основном была решена в течении прошедших 10 лет, хотя добиться 100% обеспечения приборами учета энергоресурсов до сих пор так и не удалось. В основном процесс установки приборов учета был завершен в 2013 г. К 2018 году это направление стало более понятным, но не стало более прозрачным. Кроме этого, сама установка приборов учета, как фундамента энергосбережения, не принесла существенных результатов. Массовые скандалы и суды между участниками отрасли (потребители, управляющие компании, ресурсоснабжающие организации) продолжаются и по сей день. Также, оприборивание не стало основой комплексного системного подхода к учету энергопотребления. Появилось множество разнотипных и разрозненных систем учета потребления энергоресурсов, которые не дают прозрачной картины. Серьезный подход в этом вопросе проявила только Москва. В соответствии с распоряжением Правительства г. Москвы № 403-РП от 14.07.2015 года была создана автоматизированная система учета потребления ресурсов, состоящая из единого вычислительного центра обработки, анализа, хранения и распределения информационных ресурсов и подключаемого к нему оборудования, которые обеспечивают сбор, обработку, передачу и хранение данных о тепловой энергии, горячей и холодной воде, электрической энергии, газе, потребляемых в многоквартирных домах, а, также зданиях и сооружениях социальной сферы города Москвы.

За 4–5 лет активного финансирования отрасли не удалось решить всех проблем и в активных регионах. В конце 2014 года случились зарубежные санкции в адрес нашей страны, в декабре произошел внутренний экономический кризис. В итоге финансирование этого направления было оперативно сведено к нулю как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном.

Вместо модернизации системы освещения, в целях увеличения освещенности и снижения энергопотребления, по факту система вообще отключалась, пока не достигалась необходимая экономия.

Соответственно, и вся фактическая деятельность в области энергосбережения и повышения энергоэффективности достаточно быстро сошла на нет.

В конце 2017 года данное направление вновь начало активизироваться. Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев отметил, что энергоэффективность на сегодняшний день является архиважной темой для России, невзирая на главенствующие роли в добыче угля, газа, производстве нефти, выработке электроэнергии. Во многих секторах отечественной экономики сохраняется огромный потенциал повышения энергоэффективности. Причем бюджетная сфера должна стать лидером в повышении энергоэффективности. Иначе нагрузка на бюджеты различного уровня и на обычных жителей не только сохранится, но и продолжит увеличиваться.

В свою очередь, энергосбережение было определено Министром энергетики РФ А. В. Новаком пятым видом топлива и условием развития экономики. При этом темп снижения энергоемкости ВВП на 2018 год является недостаточным и не позволяет достичь поставленных целей.

Рисунок 4. Регионы третьей категории расчетной бюджетной обеспеченности

Однако, в стране на государственном уровне все же была выстроена система управления энергосбережением за счет создания центров энергоэффективности в регионах (тут стоит отметить, что в некоторых регионах данные центры так и не были созданы, а в части регионов к 2018 году за ненадобностью уже закрыты), разработки и принятия соответствующих региональных законов и нормативно-правовых актов.

Новыми целями энергоэффективной политики государства были определены:

  • Формирование системы государственного управления энергоэффективностью, в том числе системы энергоменеджмента на федеральном уровне. В рамках данной системы предусматривается переход на отраслевой принцип управления и ответственности, формирование актуальных программ, внедрение отраслевых ключевых показателей эффективности. При этом региональные программы энергосбережения должны получить соответствующие kpi.
  • Технологическое и экологическое регулирование за счет перехода на энергоэффективные стандарты при строительстве, использование Наилучших доступных технологий (НДТ), введенных Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ, новых информационных технологий, таких как Smart Greed, Цифровая подстанция и т.д.
  • Формирование экономических стимулов. В экономически развитом мире такими стимулами являются: акцизы, инвестиционные надбавки, плата за выбросы и т.д. Россия пока может похвастать штрафами и новой моделью рынка теплоснабжения. Минэнерго России же предлагает вновь вернуть субсидии регионам, как действенный и уже опробованный на практике инструмент.
  • Популяризация. За предыдущие 10 лет в России так и не сформировалось энергоэффективное сознание. И начинать тут, наверное, нужно с подрастающих поколений.

Также, в конце 2017 года энергосбережение было определено межотраслевой задачей, в виду чего данная отрасль потихоньку переходит в ведомство Минэкономразвития России.

В целом, реализация перезапущенной государственной политики в области энергоэффективно-сти, по мнению Минэкономразвития России, принесет целый ряд макроэкономических эффектов:

  • рост конкурентоспособности;
  • снижение себестоимости продукции;
  • технологическую модернизацию в целом ряде секторов, особенно в сфере ЖКХ;
  • выполнение экологических задач и обязательств;
  • высвобождение топливно-энергетических ресурсов и, в следствии, экономический рост.

В середине 2018 года в 261-ФЗ в соответствии с новым вектором государственной политики был внесен ряд изменений. Из положительных и долгожданных моментов следует отметить следующее:

  • С 2019 г. энергетическое обследование перестает быть обязательным и будет проводиться в добровольном порядке. Органы государственной власти наделяются обязанностью ежегодно представлять декларации с информацией о потреблении энергоресурсов в Минэнерго России.
  • На законодательном уровне закрепляются правила обработки, систематизации, анализа и использования информации, из энергопаспортов и деклараций о потреблении энергоресурсов. Также вводится административная ответственность за нарушение этих правил.
  • Экономия средств, достигнутая бюджетным учреждением за счет внедрения энергосберегающих мероприятий, будет использоваться для обеспечения жизнедеятельности этого учреждения, в т.ч. увеличения годового фонда оплаты труда.

Если еще раз вернуться к главному вопросу, каковы же итоги 10-летнего существования 261-ФЗ и реализации государственной политики в области энергосбережения, — тут нет однозначного ответа. Много было декларативного и шаблонного, в тоже время много было сделано реального, достигнуты реальные результаты, реализованы крупные инфраструктурные проекты. При этом не стоит забывать, что на реализацию государственной политики влияли различные внешние факторы: санкции и кризисы. При этом можно с уверенностью отметить, что появление 261-ФЗ «Об энергосбережении» и дальнейшая работа с ним — это безусловный плюс, как для российской экономики, так и для обычных жителей нашей страны. Надо двигаться дальше.

В итоге на сегодняшний день мы опираемся на следующие нормативные правовые акты Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Стратегические и руководящие документы:

  • Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (РП РФ от 13.11.2009 № 1715-р).
  • Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года (РП РФ от 08.01.2009 № 1-р).
  • ПП РФ от 15.04.2014 № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики».
  • ПП РФ от 11.02.2013 № 109 «Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».

Федеральные законы:

  • Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
  • Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
  • Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса».

В заключение обратимся к Рейтингу энергоэффективности регионов Российской Федерации за 2017 год, который показывает нам, с каким багажом пришли к новому вектору энергоэффективности наши регионы. Субъекты разделены на 3 категории уровня расчетной бюджетной обеспеченности, определяемого в соответствии с ПП РФ от 22.11.2004 г. № 670.

23 ноября 2009 года N 261-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 11 ноября 2009 года
Одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и цель настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

Статья 4. Принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Статья 5. Сфера действия настоящего Федерального закона

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Статья 6.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Глава 3. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Статья 9. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Статья 10. Обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров

Статья 11. Обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений

Статья 12. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд

Статья 13. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы

Статья 14. Повышение энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований

Глава 4. Энергетическое обследование. Декларирование потребления энергетических ресурсов. Саморегулируемые организации в области энергетического обследования

Статья 15. Энергетическое обследование

Статья 16. Декларирование потребления энергетических ресурсов

Статья 17. Обработка, систематизация, анализ и использование информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов

Статья 18. Требования к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования

Глава 5. Энергосервисные договоры (контракты) и договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисных договоров (контрактов)

Статья 19. Энергосервисный договор (контракт)

Статья 20. Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта)

Статья 21. Государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Глава 6. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Статья 22. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Статья 23. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Глава 7. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности

Статья 24. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными (муниципальными) учреждениями

Статья 25. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями с участием государства или муниципального образования и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности

Статья 26. Обеспечение энергетической эффективности при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Глава 8. Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Статья 27. Направления и формы государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Глава 9. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и ответственность за их нарушение

Статья 28. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

Глава 10. Заключительные положения

Статья 30. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»

Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»

Статья 32. Утратила силу

Статья 33. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации

Статья 34. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 35. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Статья 36. О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 37. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 38. О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»

Статья 39. О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике»

Статья 40. О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Статья 41. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации

Статья 42. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации

Статья 43. Утратила силу

Статья 44. Утратила силу

Статья 45. Утратила силу

Статья 46. Утратила силу

Статья 47. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Статья 48. Заключительные положения

Статья 49. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 50. Обеспечение реализации настоящего Федерального закона

В ноябре 2009 года был принят федеральный закон № 261, направленный на повышение энергосбережения. В частности, введен контроль над оборотом приборов с высокой энергоемкостью. Спустя десять лет существования нормативного акта, были внесены определенные коррективы, связанные с развитием технологий. Основные положения закона и последние изменения представлены в статье.

Структура закона

ФЗ об энергоэффективности — это нормативный акт, отражающий основные требования государства к приборам с высоким потреблением энергии. Рассмотрим структуру закона:

  1. Глава 1. Описывает основные понятия и термины, а также отражает принципы и технологии повышения энергосбережения.
  2. Глава 2. Отражает полномочия органов государственной власти в области энергосбережения на всех уровнях: от федеральных до местного самоуправления.
  3. Глава 3. Роль государства при регулировании эффективности энергосбережении: при обороте товаров и вводе в эксплуатацию зданий.
  4. Глава 4. Описывает процедуру энергетического обследования и требования к результатам анализа.
  5. Глава 5. Описывает виды договоров, связанных с энергетикой, как сервисные контракты, так и соглашения купли-продажи.
  6. Глава 6. Информационное обеспечение посредством проведения специализированных предприятий и цифровой системы информирования.
  7. Глава 7. Процедуры, направленные на обеспечение энергосбережения, реализуемые на федеральном и региональном уровне.
  8. Глава 8. формы государственной поддержки частных лиц в области развития энергосберегающих технологий.
  9. Глава 9. Методы осуществления государственного контроля за соблюдением требований.
  10. Глава 10. Итоговые положения.

В конце нормативного акта представлен перечень федеральных законов, в которые вносятся корректировки в связи с принятием 261 ФЗ.

Важно знать! 261 федеральный закон был подписан президентом России Д.А. Медведевым 23 ноября 2009 года, после принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации.

Выдержки и комментарии к ФЗ № 261

Для лучшего понимания сути закона, рассмотрим некоторые выдержки из него и комментарии:

  1. О вводе в эксплуатацию зданий. Запрещает ввод в эксплуатацию зданий, которые не соответствуют современным требованиям. Следовательно, обязательство по установке приборов и оборудования лежит на застройщиках. Они должны на этапе планирования продумывать архитектурные особенности согласно 261 ФЗ. Проверка на соответствие проводится уполномоченным государственным ведомством и осуществляет до сдачи объекта. При несоблюдении требований назначается штраф в размере шестисот тысяч рублей.
  2. Все предприятия подлежат обязательному энергетическому обследованию, направленному на получение данных о фактически используемой энергии, на определение энергосберегающих технологий, на разработку комплекса мероприятий. Последние реализуются для снижения энергозатрат конкретной компанией. В результате обследования формируется энергетический паспорт предприятия. С каждой новой проведенной проверкой показатели должны улучшаться.

Отсутствие энергетического паспорта грозит предприятию штрафом до двухсот пятидесяти тысяч рублей. Форма документа утверждена 400 приказом Министерства Энергетики от 2014 года.

Внимание! Обязательная проверка не реже, чем раз в пять лет должна проводиться на предприятиях, где затраты на энергию превышают пятьдесят миллионов в год

Ключевые аспекты по 261 ФЗ

В большинстве случаев федеральные законы сложны в формулировках.261 ФЗ об энергосбережениине исключение. Рассмотрим основные положения нормативного акта, изложив их простыми словами.

Запрет на энергонеэффективные товары

Недопустимо использование товаров с высоким энергопотреблением, если на рынке представлены энергосберегающие аналоги. В отношении ряда продуктов установлен полный запрет на производство и обмен, а на некоторые — ограничение по объёмам.

Ограничение оборота ламп накаливания

Государственным и муниципальным предприятиям запрещено закупать лампы накаливания мощностью более 100 ватт. Таким образом, ограничивается импорт и реализация данных продуктов. В отношении частных потребителей подобных запретов не установлено.

Требование маркировки товаров по классам

Все виды товаров, перечисленные в 261 ФЗ, а также компьютерная техника подлежат обязательной маркировке. В ней должен быть указан класс энергоэффективности.

Расчеты по приборам учета

Все расчеты ведутся по приборам учёта энергии. Они должны быть установлены как у юридических лиц (на предприятиях), так и у физических (в квартирах и домах). Требование было введено для первой категории в 2011 году, а для граждан в 2012. Исключение — счетчики на тепловую энергию.

Требования энергоэффективности в отношении новых зданий

Вводимые в эксплуатацию новые здания должны соответствовать требованиям текущего законодательства по энергоэффективности и быть оснащены приборами учёта. Исключениями являются:

  • культовые здания;
  • индивидуальное строительство;
  • малые сооружения.

Что касается многоквартирных домов, то застройщик обязан не только оснастить объект энергоэффективности продуктами, но и отразить на фасаде здания класс.

Энергетические обследования

Энергообследование предприятий должно проводиться не реже одного раза в пять лет. Также могут назначаться дополнительные внеплановые проверки объектов.

Требования к государственным учреждениям

Все бюджетные учреждения обязали снизить энергопотребление минимум на 3% в течение пяти лет. Программа реализовывались с 2009 по 2014 год.

Программы по энергосбережению

Необходимость составления программ по энергосбережению распространяется на все частные и государственные предприятия. Помощь в их формировании должны оказать органы власти на всех уровнях. Основная роль отводится местному самоуправлению.

Энергосервисные договоры

Закон ввел понятие энергосервисных контрактов — особых договоров, которые направлены на контроль и поддержку. Важной особенностью является то, что оплата производится из сэкономленных, а не дополнительных средств компании.

Тарифное регулирование

Так как переход к энергосберегающим технологиям продолжителен, то предлагается долгосрочное тарифное регулирование — до трех лет. Подобная программа распространяется на естественные монополии и коммунальные комплексы.

Формы государственной поддержки

Государственная поддержка реализуется по нескольким направлениям. Во-первых, субсидии на уровне субъекта, направленные на улучшение энергосберегающих программ. Во-вторых, налоговые преференции:

  • инвестиционный налоговый кредит;
  • компенсация процентов по кредитам на энергосберегающие технологии.

Данные проекты стимулируют частных лиц и предприятия к переходу на продукты, сберегающие энергию.

Последние изменения и дополнения

В 2019 году Правительство РФ выпустило Постановление, вносящее корректировки в законодательство об энергоэффективности. Ключевым аспектом является расширение спектра объектов и технологий высокой энергетической эффективности. В соответствии с нормативным актом к ним также относятся:

  • установки для выдувания пылеугольного топлива в доменные печи;
  • компрессорные станции для транспортировки попутного нефтяного газа;
  • комплекс оборудования по сбору, хранению и транспортировке конвертерного газа;
  • электрические и неэлектрические установки колпаков печей термообработки проката электротехнических и углеродистых марок стали в водородной и азотно-водородной атмосфере;
  • печи нагревательные термические;
  • обжиговые машины конвейерного типа для обжига сырьевых железорудных орудий.

Корректировка распространяется только на правоотношения, возникшие с начала текущего года.

В соответствии с 45 Постановлением Правительства от 2019 года часть функций Минэнерго переданы Министерству экономического развития. В частности к ним относятся:

  1. Методическое обеспечение разработки и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также оценки их эффективности.
  2. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
  3. Утверждение требований к проведению энергетического обследования, его результатам, порядка проведения плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и перечень включаемых в него сведений.

С 2020 года планируется повсеместное внедрение «умных» счетчиков. Текущие устройства будут подлежать замене только, если на объекте нет прибора или он вышел из строя.

Полезно! Цель изменений автоматизация системы учета потребления энергии. В итоге будет проще не только учитывать, но и прогнозировать энергопотребление.

261 федеральный закон, принятый в 2009 году, это комплексный документ, описывающий не только требования государства в отношении энергосберегающих технологий, но и указывающий на формы поддержки частных лиц и предприятий. Таким образом, власти не просто просят о внедрении определенных систем и приборов, но и готовы оказывать помощь в их установке и внедрении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *