3 смена в школе

Вторая смена в школе – законно ли это в 2020 году?

С началом нового 2019/2020 учебного года родители некоторых школьников были озадачены новостью – их дети будут учиться во вторую смену. Многих из них не устраивает такое расписание, поэтому они готовы бороться с руководством школы, чтобы отстоять права своих детей.

Рассмотрим, почему неудобна вторая смена в школе. Законно ли это в 2019 году? Какие действия предпринять родителям, которых не устраивает такой график обучения детей.

Что говорит закон

Основным документом, который регулирует главные вопросы процесса получения среднего образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный нормативный акт не содержит даже упоминания о том, что обучение в школе может быть по сменам, а отдельный закон о второй смене в школе не принят.

Единственный документ, который в какой-то степени регулирует процедуру обучения классов по сменам, это СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010. Согласно пункту 10.4 в школах может быть организовано обучение в две смены. Организация занятий в три смены не допускается. СанПиН устанавливает следующие ограничения:

  • начало уроков не может быть раньше 8 часов утра (это относится к ученикам первой смены);
  • учиться во вторую смену не разрешено ученикам 1х, 5х, 9х и 11х классов;
  • запрет на вторую смену действует в классах компенсирующего обучения.

Учёба на вторую смену возможна только в общеобразовательных школах. Если учебное заведение имеет статус гимназии или лицея, либо является школой с углублённым изучением какого-либо предмета, то обучение всех без исключения классов должно быть организовано только в одну смену. Так указано в пункте 10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10. Никаких дополнительных ограничений для обучения в 2 смены в России не существует.

Будут ли уроки в школе по 50 минут с 1 сентября 2019 года?

Как родителям отстаивать права своих детей

Если родители видят, что в отношении детей происходит нарушение норм СанПиН (например, установлена вторая смена в 1 классе или в классе с адаптивной программой), то необходимо обращаться в Отделы образования и в Роспотребнадзор. В этом случае есть большая вероятность того, что школу обяжут изменить расписание.

Что делать родителям, если, например, установлена вторая смена в 3 классе общеобразовательной школы? Нарушений СанПиН в этом случае нет, но часто родителей такое расписание не устраивает по многим причинам. Рассмотрим основные из них.

Хотя ответ на вопрос, законна ли вторая смена в 2019 году, утвердительный, при таком режиме возникает много сложностей с тем, как будет приходить в учебное заведение ребёнок и уходить из него. Во время учёбы в первую смену этот вопрос решается проще. Родители могут отвести ребёнка в школу по дорогу на работу. После окончания уроков, как правило, в образовательных учреждениях существуют группы продленного дня, которые работают до 18 ч. Чаще всего, кто-то из родителей находит возможность к этому времени забрать ребёнка из школы.

При обучении во вторую смену школьника также можно оставить на продленке и забрать вечером. Намного, сложнее решить проблему – как ребёнок доберётся до школы в середине дня.

Закон о запрете телефонов в школе с 1 сентября 2019 года – что нужно знать?

Заявление в школу, что ребенок сам будет ходить домой

Больше всего сложностей возникает, если введена вторая смена в начальной школе. Законно ли это в 2019 году? Этот вопрос интересует многих родителей. На федеральном уровне нет закона, который бы запрещал детям самостоятельно без присмотра взрослых передвигаться по улицам или находиться одному дома. Ответственность за его жизнь несут законные представители. Они будут отвечать за оставление ребенка в опасности (ст. 125 УК РФ).

Теоретически ребёнок 8-9 лет вполне может добраться до школы, если установлена вторая смена во 2-3 классе. Если родители уверены в своём ребёнке, живут в безопасном районе, школа находится рядом с домом, то такой вариант будет единственным выходом из сложившейся ситуации. Однако в мегаполисах (например, в Москве и в Санкт-Петербурге) это практически невыполнимо. Например, школа может находиться не в шаговой доступности, необходимо пользоваться общественным транспортом. При этом именно в Москве, Северной столице и других крупнейших городах острее всего стоит вопрос со второй сменой из-за роста рождаемости и миграционных процессов.

Как правило, в школах просят указывать сведения о тех, кто будет забирать ребёнка из школы. Родители сообщают Ф.И.О. совершеннолетнего и прилагают копию его паспорта. Если ребёнок уходит один или с несовершеннолетним братом или сестрой, то на имя директора школы пишут заявление о том, что ребёнок будет уходить из школы самостоятельно. В заявлении указывают примерный маршрут школьника. В обязательном порядке родители подтверждают, что ответственность за жизнь и здоровье ребёнка в этом случае, они берут на себя. Таким образом, образовательное учреждение не несёт ответственность за жизнь детей после окончания уроков. Тем более, школу не интересует, кто приводит ребёнка на занятия (только кто забирает). Поэтому данную проблему родителям приходится решать самостоятельно.

Вторая серьёзная проблема для школьников, которые учатся во вторую смену, как успевать на дополнительные занятия и кружки. Как правило, их расписание подстраивают под учащихся первой смены. Поэтому нередки случаи, когда детям приходилось прекращать занятия, именно по причине учёбы во вторую смену.

До тех пор, пока в школах не произошла ликвидация второй смены, родителям придётся самостоятельно бороться за права своих детей. С письменными обращениями следует обращаться к администрации школы, даже если в их действиях нет нарушения СанПиН. Аргументами для отмены второй смены могут выступать:

  • невозможность продолжения определённых занятий;
  • проблемы с посещением ребёнком учебного заведения (некому отвести, забрать и т.д.).

Конечно, претензии родителей не подкреплены на законодательном уровне. Решение директор будет принимать единолично. Даже если решение будут не в пользу родителей, то, по крайней мере, руководство будет в курсе позиции родителей конкретного класса. Не все знают, могут ли детей заставить учиться во вторую смену второй год подряд. В СанПиН нет ограничений относительно данной ситуации, поэтому один и тот же класс может учиться во вторую смену год за годом. Чтобы этого не получилось, необходимо сразу подставить директора в известность о своей позиции. Это единственный способ избежать учёбы во вторую смену на протяжении нескольких лет.

Учеба во вторую смену: хорошо это или плохо?

Естественно, сразу же возникает вопрос: учиться во вторую смену – это хорошо или плохо? Однозначно ответить на него достаточно сложно. Ведь здесь можно найти свои безусловные плюсы и минусы.

«Плюсы» обучения во вторую смену

Во-первых, больше никаких ранних подъемов! Когда уроки начинаются только после обеда, то необходимость рано вставать, естественно, отпадает. С одной стороны, это безусловный плюс. Но при условии, что по своему биологическому режиму вы являетесь «совой», то есть человеком, который не может ложиться и вставать рано, а пик работоспособности у него приходится на вторую половину дня. Если же вы «жаворонок», то этот «плюс» для вас автоматически превращается в «минус», так как жаворонки не могут ложиться поздно, а встают очень рано, с первыми лучами солнца, поэтому им нет необходимости долго спать по утрам. И активными они бывают тоже с утра, а вот после обеда становятся вялыми и сонливыми.
Во-вторых, перед занятиями в школе остается еще вполне достаточно времени, чтобы доделать невыученные с вечера уроки, повторить какой-то материал, не спеша собраться.

«Минусы» обучения во вторую смену

Теперь о «минусах» перехода на вторую смену. Их также несколько. Прежде всего, это зазделенный на части день: кажется, что времени и до занятий, и после них еще много, а на деле – ничего не успеваешь. Это происходит, конечно, от неумения перестроиться на новый режим жизни и, как следствия отсюда, невозможности правильно управлять своим временем. Помочь в такой ситуации может, конечно, расписание. Да, да, именно самое обычное расписание домашних дел. Не обязательно подробно по часам отмечать в нем все-все свои поступки, нужно просто сделать список того, что выполнить необходимо в обязательном порядке. Чтобы было веселее, можно нарисовать себе на эту тему карту-схему или даже комикс, приклеить на него яркие бумажки-стикеры с надписями, сделать пометки маркером и придумать еще массу всяких забавных вещей. Главное, что такой способ действительно хорошо работает и может научить управлять своим временем, использовать его максимально эффективно.
Еще один «минус» — загруженная вторая половина дня. При переходе на учебу во вторую смену школьникам, как правило, приходится забывать о долгих вечерних прогулках, встречах с друзьями, походах в кино и других развлечениях. В самом деле, приходя домой после уроков в 7-8 вечера, можно успеть поужинать и наскоро разобрать домашнее задание на завтра, ну и повисеть часок в интернете на любимом сайте. К такому тоже сложно привыкнуть сразу, а для некоторых школьников – это вообще стресс. Поэтому резко отказываться от привычного режима отдыха не стоит. Прогулки нужно не прекращать, а сократить до получаса-часа в день, совместив их со встречами с друзьями. Развлекательные мероприятия перенести на выходные и каникулы. Домашние задания вечером можно бегло просмотреть, сделав только самые сложные, в которых может понадобиться помощь родителей или старших братьев и сестер, а более легкие отложить все же на утро. Стресс, конечно, все равно неизбежен, но его разрушительные последствия можно таким образом свести к минимуму.
Таким образом, учеба во вторую смену – это не приговор, это просто смена трудового режима. И как любое изменение в жизни, оно не может проходить безболезненно. Человек может и должен приспосабливаться к любым неблагоприятным условиям, в чем ему помогают сила воли и терпение. И свести «минусы» второй смены к безопасному уровню вполне реально, нужно только приложить немного усилий.

Третья смена в Школе Магии и Волшебства

Встреча с Волшебной Крысой

В понедельник ребята получили письмо от лучшего друга Гарри Поттера Рона Уизли. Рон обратился к ребятам с просьбой отыскать его пропавшую Волшебную Крысу Коросту, которую спрятал Малфой со своей бандой.

Но сделать это оказалось непросто: нужно было изучить магические дисциплины и пройти сложные испытания. Каждое успешно пройденное испытание приближало ребят к заветной цели — они добывали кусочки Волшебной Карты, которая укажет место, где можно найти Коросту.

На уроках алхимии готовилось Зелье Правды из мифических ингредиентов. Каждый выпивший Зелье становится абсолютно честным человеком и может говорить только правду!

На магловедении дети изучили одежду британских маглов и выступили в роли дизайнеров, выпустив свою линейку одежды для волшебников. Чтобы жители Хогвартса узнали об этом, ребята составили свои каталоги одежды на английском языке, подробно расписав наименование товара, цены, не забыли указать скидки для друзей-маглов.

На уроке «Полёты на метлах» отвлекаться, шуметь и летать в облаках не получалось — ведь стоит на минуту задуматься, и тут же можно столкнуться с одногруппником лбами. Ребята летали под динамичную музыку в стиле Zumba kids.

И вот в пятницу все части карты были получены, и карта сложилась! Оставалось последнее испытание — в указанном месте дети встретили Крысиную Королеву, которая согласилась привести детей к Коросте лишь после того, как дети отгадают её загадки.

Но для тех, кто прошёл Школу Магии и Волшебства это не представляет сложности! Ребята не только отыскали Коросту, но и нашли подарки для себя!

Результаты обучения в Школе Магии и Волшебства

Вы только посмотрите, на что способны те, кто владеет магическими заклинаниями на английском языке!

Театральная постановка на английском

На этой неделе ребята готовили постановку в театре теней под названием The Three Robbers (Три разбойника) по мотивам одноименной книги Томи Унгерера.

По сложившейся традиции, в пятницу в 16:30 состоялась премьера, на которую пришли родители!

Что говорят дети?

Приключения продолжаются!

Отправляемся в следующее путешествие в понедельник 24 июня! Присоединяйтесь!

Категория: Новости Метки: Летняя школа Обновление: 10 марта 2020 года Поделитесь:

Уроки сдвинут, а детей отправят в спортзалы. Как изменится учеба в школах после отмены общих перемен

Роспотребнадзор выпустил рекомендации по организации работы школ после их открытия в условиях сохранения рисков распространения коронавируса. В частности, ведомство посоветовало отменить общие перемены и закрепить за каждым классом отдельное помещение, проветривая его после каждого занятия. Для этого уроки посоветовали начинать в разное время, чтобы дети поменьше пересекались друг с другом в коридоре.

Массовые мероприятия пока придется исключить, а также постараться уменьшить численность классов. Занятия физкультурой в спортзалах рекомендовано сократить, а спортивные занятия по максимуму проводить на свежем воздухе. Отдельный пункт коснулся организации работы групп продленного дня.

«Исключить объединение обучающихся и воспитанников из разных классов в одну группу продленного дня, не допускать формирования „вечерних дежурных“ групп», — отмечается в рекомендации.

Ничего невыполнимого

Рекомендации вполне стандартные, чего-то нового для администраций школ в них нет, сообщил «360» директор «Балашихинского лицея» Дмитрий Белоусов. Роспотребнадзор всегда публикует нечто подобное, когда возникает риск распространения какого-либо заболевания. Все они выполнимы, возможно, кроме рекомендации уменьшить численность классов.

«Это будет сложно организовать, кроме как не обеспечив несколько смен обучения. Чтобы провести учебный процесс, сократив численность классов в два раза, понадобится вдвое больше кабинетов», — сказал Белоусов.

Питание учащихся, как правило, организуют по специальному графику, чтобы как можно меньше школьников встречались в коридорах и столовых. Для этого классам сдвигают перемены, и, когда одни идут есть, другие продолжают учиться. А еще благодаря персональным графикам начала уроков дети смогут проводить перемены в коридоре или спортзале, а не сидеть в классах, уткнувшись в гаджеты.

Не во вред ученикам

Рекомендации направлены на то, чтобы уберечь здоровье школьников и педагогов, пояснила «360» председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Разумеется, засидевшимся дома и на дачах детям захочется пообщаться друг с другом. Но есть школы большие — по 500 и даже тысяче учеников. Поэтому чем строже будут соблюдаться советы ведомства, тем быстрее все вернутся к нормальному режиму работы.

«Есть классы с большим наполнением, есть с меньшим. Там, где это возможно, думаю, администрации будут принимать решение разделять большие классы — с учетом возможностей педагогического коллектива, конечно. Но даже если просто убрать массовые перемены, массовое общение детей, это повысит гарантии защищенности», — уверена Гумерова.

Другая эффективная мера — сдвиг начала первого урока в разных классах. Разницу можно сделать совсем небольшой, например, в 10-15 минут. Дети поэтапно будут приходить в школу и так же постепенно, а не всем скопом, уходить домой. Но такие решения школы будут принимать исходя из своих возможностей и комфорта учащихся. В некоторых регионах школьники до сих пор учатся посменно. Но вряд ли где-то уроки сдвинут так, чтобы вторая смена начиналась, например, в 17:00.

«Уверена, каждая школа, каждый департамент образования вместе с региональными органами Роспотребнадзора проработают и обсудят рекомендации с педагогической и родительской общественностью. И примут для себя максимально комфортное решение с точки зрения учета интересов детей в плане сбережения их здоровья», — заключила сенатор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *