53 ЖК РСФСР

Спасибо всем, кто откликнулся на мой призыв о квалифицированной помощи. Но так получилось, что я решил не ждать, пока мне помогут юристы, и сам разобрался в хитросплетениях советского законодательства. Все оказалось гораздо проще, чем я думал. Требуемая информация содержалась в двух фундаментальных документах: Гражданский Кодекс РСФСР (от 1964 года) и Жилищный Кодекс РСФСР (от 1983 года). Некоторая трудность заключалась в том, что оба документа действовали долго после 1991 года, и в них было внесено множество постсоветских поправок. Найти в инете исходные тексты обоих кодексов стоило некоторого труда. (Впрочем, если вам нужна 100%-я гарантия, то рекомендую достать бумажные версии обоих кодексов, 1964 и 1983 года издания). Подробности и цитаты — ниже, а для тех, кто торопится, напомню суть спора и приведу конечный результат. Итак, Деволь утверждал, что ни один из видов советского жилья нельзя было легально и открыто продать, купить или сдать в наем за деньги, получая легальный доход. Все это, якобы, было возможно только в обход советских законов, применяя «серые схемы», давая взятки, уклоняясь от правосудия. Корнев утверждал, что в позднем СССР (60-80-е гг.) индивидуальные дома, находящиеся в личной собственности («частный сектор» на советском сленге), можно было совершенно легально и открыто продавать и покупать. Конечно, в рамках советских ограничений. (Сейчас я бы еще добавил, что их можно было легально сдавать в наем за деньги, получая доход, а также распространил бы все это и на сельские дома, находящиеся в личной собственности). Изучение советских кодексов (см. ниже) показало, что Корнев — абсолютно прав, а Деволь — кругом не прав, причем без всякой возможности «сохранить лицо» и «отвертеться». Я надеюсь, что Дмитрий Пономарев, как человек совестливый и исполненный достоинства, принесет мне публичные извинения за то, что, в силу своего вопиющего невежества в этой теме, обвинил меня во «вранье», причем неоднократно. Как я и полагал, будучи знаком с практикой позднего СССР, в советском праве действительно была такая категория, как «жилые дома, находящиеся в личной собственности граждан», в отношении которой действовали особые правила. Эти дома можно было не только совершенно легально продавать и покупать, но и сдавать в наем за деньги третьим лицам (при соблюдении определенных условий это не считалось «нетрудовыми доходами»). Конечно, существовал ряд весьма неприятных ограничений (по количеству домов, по их предельной площади, по периодичности сделок и т.п.), но факт налицо. У значительной части советских граждан («одноэтажная Россия») действительно было собственное жилье, возможность купли-продажи которого была официально отражена в советской правовой системе (а не просто осуществлялась по факту, как для других видов жилья). Ошибка Деволя, собственно, в том, что эта категория жилья («частный сектор», как его называли неформально сами советские люди) прошла мимо его внимания, и он перенес на нее правила, действовавшие для других видов жилого фонда — государственного, общественного и кооперативного. Ошибка, возможно, вызвана тем, что тема купли-продажи личных домов не была отражена в советском Жилищном Кодексе, а регулировалась непосредственно Гражданским Кодексом. Человек, бегло пролиставший Жилищный Кодекс и не встретивший там ни слова о «купле-продаже», мог сделать вывод, что «в СССР жилье вообще по закону не продается». Впрочем, не будем забегать вперед и рассмотрим все по порядку. Как полный «нуб», я взял в качестве стартовой точки первый попавшийся обзорный экспертный текст по истории жилищного законодательства в РИ/РСФСР/РФ ( «Жилищно-правовая проблема и развитие жилищного законодательства Российской Федерации»). Читаем:

«В 1948 г. граждане получили право приобрести в личную собственность один жилой дом в 1-2 этажа с 1-5 комнатами, общей площадью не более 60 м2. Произошедшие в 30-40-х годах XX в. преобразования в сфере правового регулирования жилищных отношений были в наиболее полной форме юридически оформлены в ГК РСФСР 1964 г. В ГК РСФСР 1964 г. предусматривались только два права граждан на жилье: личная собственность на индивидуальные жилые дома и найм жилого помещения. Нормы, посвященные найму жилых помещений, были выделены в отдельную главу. Основанием для заключения договора найма жилого помещения по-прежнему назывался ордер, который выдавался гражданам в административном порядке. В начале 80-х гг. XX в. жилищное законодательство подверглось кодификации, в частности, был принят ЖК РСФСР (1983 г.), который действует и в настоящее время. В соответствии с ЖК РСФСР жилые помещения и дома могут принадлежать государству (государственный жилищный фонд), колхозам и другим кооперативным организациям (общественный жилищный фонд), жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов), гражданам (индивидуальный жилищный фонд)». Разумеется, эту цитату мы не будем использовать как «доказательную базу». Она нужна лишь для информации о том, что в течение интересующего нас периода (60-80-е гг.) можно ограничиться анализом всего двух документов: с 1964 по 1983 гг. – ГК РСФСР, а в 1983 году к нему добавляется ЖК РСФСР. Что мы находим в советском Гражданском Кодексе? Открываем Гражданский Кодекс РСФСР, принятый в 1964 году, в его первой редакции: «Глава 21. КУПЛЯ-ПРОДАЖА …Статья 238. Договор купли-продажи жилого дома Жилой дом (или часть его), находящийся в личной собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей, может быть предметом купли-продажи с соблюдением правил статьи 106 настоящего Кодекса, а также при условии, чтобы собственником не продавалось более одного дома (или части одного дома) в течение трех лет, кроме случая продажи, предусмотренного статьей 107 настоящего Кодекса. Статья 239. Форма договора купли-продажи жилого дома Договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в городе или поселке городского типа, должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета депутатов трудящихся. Договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета депутатов трудящихся. Правила настоящей статьи применяются также к договорам купли-продажи дач. Несоблюдение правил настоящей статьи влечет недействительность договора». Как видим, советское гражданское право не только позволяло гражданам куплю-продажу домов, но и четко регламентировало, в какие органы при этом нужно обращаться. Правда, «как и положено», такие сделки обставлялись неприятными советскими ограничениями («правило трех лет»). Узнаем теперь, что это за зверь — «личная собственность на дом». «Глава 11. ЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ Статья 105. Объекты права личной собственности граждан В личной собственности граждан может находиться имущество, предназначенное для удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Каждый гражданин может иметь в личной собственности трудовые доходы и сбережения, жилой дом (или часть его) и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления и удобства. Имущество, находящееся в личной собственности граждан, не может использоваться для извлечения нетрудовых доходов. Статья 106. Право личной собственности на жилой дом В личной собственности гражданина может находиться один жилой дом (или часть одного дома). У совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей может быть только один жилой дом (или часть одного дома), принадлежащий на праве личной собственности одному из них или находящийся в их общей собственности. Право собственности одного или нескольких граждан из числа указанных в части второй настоящей статьи на часть дома не лишает остальных из этих граждан права иметь в собственности другую часть (части) этого же дома. Однако в многоквартирном доме жилищно-строительного коллектива индивидуальных застройщиков совместно проживающие супруги и их несовершеннолетние дети могут иметь только одну квартиру. Предельный размер жилого дома или его части (частей), принадлежащего гражданину на праве личной собственности, не должен превышать шестидесяти квадратных метров жилой площади. Однако гражданину, имеющему большую семью либо право на дополнительную жилую площадь, исполнительный комитет районного, городского Совета депутатов трудящихся может разрешить построить, приобрести или сохранить в собственности дом (часть дома) большего размера. В этом случае жилая площадь дома (части дома) не должна превышать размера, определенного для данной семьи по нормам для нанимателей в домах местных Советов депутатов трудящихся с учетом права на дополнительную жилую площадь (статья 316)». Здесь мы снова видим неприятные советские ограничения: на количество домов и на предельную площадь дома (хотя эту норму можно было обойти вполне легально, о чем — ниже). И все же это Собственность, пусть и слегка урезанная: «Это признается моим, и я могу это легально продать». А что же случалось с «избыточным» жильем, сверх одного дома? Может быть, его «реквизировали», «конфисковывали», попирая тем самым всякое право собственности? «Статья 107. Прекращение права личной собственности на жилые дома сверх одного. Если в личной собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей окажется по основаниям, допускаемым законом, более одного жилого дома, собственник вправе по своему выбору оставить в своей собственности любой из этих домов. Другой дом (дома) должен быть собственником в течение одного года продан, подарен или отчужден иным способом. Годичный срок для добровольного отчуждения собственником дома (домов) исчисляется со дня возникновения права собственности на второй дом (дома). Если собственник не произведет в течение одного года отчуждение дома в любой форме, этот дом по решению исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся подлежит принудительной продаже в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом РСФСР для исполнения судебных решений. Вырученные от продажи суммы после возмещения расходов, связанных с осуществлением принудительной продажи, передаются бывшему собственнику дома. В случаях, когда продажа дома в принудительном порядке не состоится из-за отсутствия покупателей, дом по решению исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся безвозмездно переходит в собственность государства. Правила настоящей статьи применяются соответственно и в случаях, когда в личной собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей окажутся по основаниям, допускаемым законом: 1) кроме одного дома, часть (части) другого дома; 2) части разных домов; 3) часть (части) одного дома, превышающая размеры, указанные в статье 106 настоящего Кодекса; 4) более одной квартиры в многоквартирном доме жилищно-строительного коллектива индивидуальных застройщиков». На первый взгляд, тут во всей красе — гнусное советское ущемление прав собственника. Поженились, допустим, два человека, у каждого исходно был свой дом, и теперь один оказался «лишним». И однако же, заметим, что «лишнее» жилье не отбирают, не «реквизируют в пользу Родины», а предлагают продать или подарить кому-то по собственному выборув течение года. Напомню, Деволь нам говорил, что легально продать советское жилье вообще было нельзя, а оказывается, что не только можно, но в некоторых случаях его даже предписывалось продавать. Кстати, как следует из Статьи 238, необходимость продажи «излишнего» жилья освобождала от «правила трех лет». На практике, впрочем, норма о «лишнем» жилье не была столь обременительной, поскольку средняя советская семья, в расширенном формате (с дедушками и бабушками, со взрослыми детьми) испытывала скорее недостаток в жилье. Если вы не желали, чтобы «вдруг свалившийся лишний дом» (по наследству и т.п.) «ушел из семьи», то его всегда было кому подарить: взрослым детям, снимающим квартиру или комнату в общежитии, или престарелым родителям. Многие семьи легально обходили это ограничение, переписывая «лишнее жилье» на бабушку или дедушку, которые, по советским законам, имели право считаться «отдельной семьей» (хотя фактически могли жить с детьми). Так же легально обходилось ограничение по площади индивидуального дома (бабушке или дедушке можно было «подарить» часть дома, тем самым удвоив разрешенный размер). Все это мелко, обременительно, но все же — речь идет о Собственности. Теперь поговорим о легальной возможности для граждан сдавать жилье в наем. Деволь потрясал тезисом, что «извлечение нетрудовых доходов» было тяжким преступлением. И действительно, было. Только вот оказывается, что сдача своего жилья в наем (за деньги) не считалась методом получения нетрудовых доходов, если при этом не превышались предельные ставки квартплаты, соблюдалось «правило одного дома» и ограничения по предельной площади жилья. Собственно, о том, что «квартиранты» были совершенно легальным явлением в СССР, человек мог бы догадаться просто из советского кинематографа. Например, в фильме «Операция Ы» есть эпизод, где положительный герой Шурик отдает квартплату положительной старушке. Но мы подкрепим эту догадку Гражданским Кодексом: «Глава 28. НАЕМ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ … Статья 298. Сдача внаем помещений в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, и в домах жилищно-строительных кооперативов В домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, жилые помещения могут быть сданы внаем по усмотрению собственника дома. Член жилищно-строительного кооператива может сдать внаем с согласия правления предоставленное ему в доме кооператива жилое помещение. В этом случае к договору найма применяются соответственно статьи 320 и 322 настоящего Кодекса. …Статья 304. Квартирная плата в домах, принадлежащих гражданам Плата за пользование жилыми помещениями в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, определяется соглашением сторон, но не может превышать предельных ставок, устанавливаемых для этих домов постановлением Совета Министров РСФСР. Сроки внесения квартирной платы определяются по правилам статьи 303 настоящего Кодекса, если договором не предусмотрено иное». Итак, сколь бы урезанной ни была эта советская личная собственность, она допускала не только легальную куплю-продажу дома, но и легальное извлечение дохода. Моя бабушка, например, постоянно держала квартирантов-студентов местного техникума. Помимо денег, они еще расплачивались полезным трудом на огороде, ремонтировали дом и т.п. Конечно, «правило одного дома на семью» делало сдачу жилья в наем несколько обременительным занятием, но в деревянном доме нетрудно было изолировать одну комнату и проделать для квартирантов отдельный вход, чтобы с ними постоянно не сталкиваться. Большая семья, включающая два взрослых поколения, могла легально иметь в собственности два дома, один из которых записан на дедушку или бабушку. Они реально живут вместе с семьей, а их дом — сдается. Поскольку мы хотим охватить весь период 60-80-х гг., уместно будет рассмотреть ГК РСФСР в редакции 1987 года, когда он подвергся некоторым изменениям. Если оставить в стороне разницу в риторике (в «хрущевской» редакции было чуть больше «коммунистической идейности»), то статьи о личной собственности на жилье не изменились. Единственная заметная разница – редукция Главы 28 «Найм жилого помещения». Эта статья дублировала соответствующие положения нового Жилищного Кодекса, принятого в 1983 году. Поэтому от всей главы осталась только Статья 295 со ссылкой на ЖК. К нему мы далее и перейдем. Что мы находим в советском Жилищном Кодексе? Жилищный Кодекс в РСФСР, принятый 1983 году, действовал, с поправками, вплоть до 2005 года, поэтому нам, разумеется, нужна его самая первая редакция (). Особенность ЖК в том, что он не дублирует статьи ГК о купле-продаже жилья, находящегося в личной собственности. «Фишка» этого документа — развитие правовых аспектов, связанных с иными категориями жилья, для которых купля-продажа по закону исключалась. Поэтому тема купли-продажи жилья в ЖК РСФСР отсутствует полностью, зато дана полная систематизация видов советского жилья (как раз для «нубов» типа Деволя). Читаем: «Статья 5. Виды жилищного фонда Жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда». Обратите внимание, что «жилые дома, находящиеся в личной собственности граждан» не относятся ни к государственному, ни к общественному, ни к кооперативному жилищному фонду. Они составляют отдельную категорию. Деволь, похоже, этого так и не понял. Нормы, относящиеся к этой категории жилья, описываются отдельно в Главе 6. Цитировать ее целиком было бы чрезмерно: вы можете пройти по ссылке, которую я дал выше, и ознакомиться самостоятельно. Там вы узнаете о целом ряде досадных советских ограничений, но в то же время увидите, что право собственности на жилье имело некоторую защиту от произвола государственных структур. Например, в статьях 137-139 описывается компенсация собственникам домов, когда они подлежали сносу в связи с изъятием земельных участков для каких-то государственных нужд. И хотя земля, на которой стояли дома советских людей, была государственной, но право собственности на сами дома уважалось и любое его умаление компенсировалось. Если судить по ЖК, то собственникам сносимых домов предлагался один из трех вариантов: — Предоставление квартиры из городского или общественного жилищного фонда + выплата стоимости сносимых домов и хозяйственных строений. Т.е. человек получал сразу и квартиру, и денежную компенсацию за дом. — Перенос дома и восстановление на новом месте. — Сооружение нового дома на новом месте и передача его в личную собственность (при этом денежная компенсация за старый дом не выплачивалась). Как можно видеть, компенсация, предлагавшаяся по закону, вполне адекватная, и отражает уважение к правам советского собственника. Только не говорите мне, что в западных странах не бывает случаев, когда государство отбирает землю с возведенными на ней постройками у частных владельцев в обмен на компенсацию. «Святость» частной собственности даже на Западе не абсолютна. Как показывает история строительства трансконтинентальной железной дороги в США, даже там «государственная целесообразность» могла приводить к массовому попранию прав собственности, к коррупции и злоупотреблениям на этой почве. Вспомним теперь, что регулирование отношений найма жилья было «перенесено» из ГК в ЖК. Как это теперь выглядит: «Статья 131. Сдача внаем жилых помещений в домах, принадлежащих гражданам. В домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, договор найма жилого помещения заключается нанимателем с собственником дома. Форма договора найма, срок, на который заключается договор, и другие условия найма определяются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством. При систематической сдаче внаем собственником жилого дома (или части дома) с нарушением установленных предельных ставок квартирной платы с целью извлечения нетрудовых доходов наступают последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РСФСР». Как видим, квартплата, взимаемая с постояльца, сама по себе в СССР не считалась «нетрудовых доходом», а превращалась в таковой только после ряда систематических нарушений (превышение регламентированного размера). При этом «не без ложки дегтя»: нанимателю и членам его семьи тоже давались определенные права (см. Статьи 132-133 и 135), которые могли показаться обременительными для собственника дома. Если наниматель соблюдает все правила, исправно платит квартплату, а договор найма изначально был заключен как бессрочный (без обязательства покинуть помещение в срок), то «вышвырнуть его на мороз» собственник мог только «с геморроем», по решению суда. Однако само по себе отсутствие у нанимателя другого жилья основанием для «оккупации» не было (см. Статью 136). Теперь что касается размеров платы нанимателя — собственнику: «Cтатья 134. Плата за пользование жилыми помещениями в домах, принадлежащих гражданам Плата за пользование жилыми помещениями (квартирная плата) в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, определяется соглашением сторон, но не может превышать предельных ставок, устанавливаемых Советом Министров РСФСР». Как видим, принципиальных изменений с цитированным выше ГК РСФСР (1964) не наблюдается.

**********
Итак, резюмируем. У многих советских граждан («полстраны») все же была, хоть и урезанная, собственность на жилье, позволявшая, пусть и с рядом досадных ограничений, совершенно легально и официально продавать, покупать, сдавать жилье в наем и получать от этого легальный доход. Более того, эта собственность подлежала защите государства. Убогая — но все же Собственность, «свое». Не все советские люди родились и выросли в коммуналках или в казенных бетонных ульях. У многих была такая роскошь, как жизнь в своем собственном доме, в доме своих родителей. Читатель, не следивший за дискуссией с самого начала, может сказать, что советские законы, как и советская конституция, были полны всяких демагогических благоглупостей, а «на практике ничего не выполнялось, никаких свобод не было». Тут как раз случай иной: даже Деволь признает, что практика была более либеральной и более «рыночной», чем законодательство. На деле «по серым схемам» продавались и покупались даже те виды жилья, купля-продажа которых не была предусмотрена законодательством (квартиры из госфонда и т.п.). Но спор с Деволем был как раз о правовых коллизиях. Он отрицал саму возможность того, что практика купли-продажи личного жилья могла быть узаконена в советском праве. Очевидно, что с его стороны это не просто ошибка, а вопиющее невежество. Подчеркну, что я уважаю Дмитрия Пономарева как автора, ценю его экспертные статьи о советской экономике сталинского периода, об индустриализации. Когда я заметил у него эту ошибку, я вежливо написал в комментариях, желая спасти хорошего человека от публичного конфуза: «Советую вам разобраться с этой темой и исправить эту досадную ошибку, иначе совкопоклонники будут тыкать пальцем и ставить под сомнение все ваши остальные профессионально написанные тексты об экономике СССР». Но человек не оценил и вместо того, чтобы взять тайм-аут и спокойно разобраться в теме, почему-то вспылил, полез в бутылку, стал хамить («вранье» и т.п.), делать демагогические обобщения. Теперь все знают, что «ведущий эксперт по советской экономике» в руках не держал советского Гражданского Кодекса. Если хотя бы держал и перелистывал, то уж такой ошибки не допустил бы. Признаюсь, я тоже раньше не держал, но я и «эксперта» из себя не строил, ссылался на практический опыт моей семьи. В итоге из двух невежд прав оказался тот, у кого лучше развито чисто интуитивное понимание позднесоветского периода, представление о том, что там было возможным, а что — нет. Ув. по этому поводу иронически заметил Деволю: «Вот в ответ тебе Корнев пишет: «в юридических тонкостях я не горазд, но смысл именно такой». Что тут еще можно добавить? Разве что отлить фразу в граните» Смешно, но еще смешнее то, что «провинциальный невежда» Корнев хотя бы додумался открыть пару советских кодексов и посмотреть, что там написано. И оказалось, что его интуиции верны. А «блестящие столичные интеллектуалы» даже до этого не додумались и оказались скованы чванством своих априорных суждений. Боюсь, что «борцы с антисоветчиной» из этого случая могут сделать обобщения: «Смотрите, какой у нас уровень антисоветской публицистики. Не знают и не хотят знать даже элементарных фактов о советской жизни. Того, что знает каждая бабка в райцентре. И это лучшие из лучших, ЭЛИТА антисоветизма. А ведь их критика — это не просто критика, а скрытая претензия на доминирование и власть. Можем ли мы дать власть тем, кто так безответственно относится к своим словам?» Для чего «так много букв»? Однако смысл нашего «открытия» гораздо глубже, чем мелочный троллинг приверженцев «истерического антисоветизма». Ради троллинга я бы не стал и поправлять Деволя, тихо оставив его наедине с его заблуждениями. Эта тема гораздо важнее. Сохранение в СССР пусть урезанной и искалеченной, но реальной Собственности позволило в недрах советского строя сохранить дух русского мещанства. «Уездное мещанство» — это единственное русское сословие, которое сохранило непрерывное преемство с дореволюционной эпохой и подверглось минимальной советской обработке, — именно потому, что держалось за свою собственность. Все остальные русские сословия (включая крестьянство) были сломлены, их традиции были прерваны, образ жизни уничтожен, они либо примкнули к мещанству, либо опустились на уровень беспочвенного «пролетариата». Сегодня они могут восстанавливаться лишь в формате «эльфийской реконструкции». А русское мещанство — вот оно, никуда не делось. (Я об этом уже писал в тексте «Одноэтажная Россия и ее дети»). А ведь это дает ключ для понимания современности и для прогнозов на ближайшее будущее. Многие ведь решили, что историческая Россия была уничтожена целиком, со всеми ее сословиями, и что теперь у них появилась возможность безнаказанно кувыркаться на пепелище, изображая из себя «реставраторов», «белогвардейцев», «истинно русских» и т.п., а остальную массу населения записывать в «антирусские совки». А оказывается, что одно русское сословие все-таки сохранилось, пережило советский период и осталось многочисленным и вполне жизнеспособным. И именно его — истинных хозяев страны — самозваные «реставраторы» записали в «совки, ватники и быдломассу». А поскольку в быту оно было менее затронуто советской газонокосилкой, чем остальной советский народ, то стало сильнее и витальнее потомков иных социальных групп, в какие бы игры они ни игрались. На этом фоне скачущие «учителя жизни» выглядят несколько неубедительно. Понятно, что в конце концов именно русские мещане тут всех «построят»; именно им решать, какую часть советского наследия оставить, а какую — отбросить. Они вернут себе Россию на правах последнего выжившего русского сословия.

ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС

Условия, при которых возможен перевод жилого объекта в статус нежилого

С чего начинается процесс перевода жилого помещения в статус нежилого

Процедура перевода жилого помещения в нежилое: нужно ли согласие собственников квартир

Алгоритм перевода нежилого помещения в жилой объект

Право молодых семей на улучшение жилищных условий

Очередь на квартиру: кому предоставляется шанс

Улучшение жилищных условий многодетным семьям

Необходимые документы для улучшения жилищных условий

Материнский капитал на ремонт жилья

Жильё за материнский капитал

Материнский капитал на покупку дома

Квартира за материнский капитал

Материнский капитал и военная ипотека

Ипотека под материнский капитал

Как продать квартиру, купленную за материнский капитал

Как правильно заключить договор дарения доли земельного участка

Как оформить перерасчет за коммунальные услуги

Перерасчет за коммунальные услуги – оформляем правильно

Расчет квартплаты ЖКХ

Где встать в очередь на квартиру

Как прописаться на даче

Соглашение о разделе земельного участка

Как получить участок земли бесплатно

Технический паспорт на квартиру

Как оформить дарственную на землю

Как оформить в собственность постройку на участке

Как оформить землю под строительство

Как получить субсидии на оплату коммунальных услуг

На что обращать внимание при покупке и продаже квартиры

Каковы последствия неуплаты за коммунальные услуги

Содержание общего имущества в коммунальной квартире

Как продать ипотечную квартиру

Оформление дарственной на недвижимость

Обмен квартиры по социальному найму

Обмен квартирами между родственниками

Размер платы за жилое помещение

Что такое проблемные квартиры

Прописка в ипотечной квартире

Договор мены квартир

Социальная норма площади жилья

Последствия самовольной перепланировки и переустройства жилого помещения

Как купить квартиру, если собственник ребенок

Нуждающиеся в жилье: правила регистрации

Как проверить «чистоту» квартиры при покупке

Приобретение права на государственное жилье

Необходимые документы для признания семьи малоимущей в 2014 г.

Прописка в съемной квартире

Как получить право собственности на квартиру в новостройке

Как продать квартиру, в которой зарегистрирован несовершеннолетний

Договор безвозмездного пользования жилым помещением

Раздел лицевых счетов

Продажа комнаты в коммунальной квартире

Как уменьшить плату за услуги ЖКХ

«Выдел доли в натуре»

Предоставление земельных участков многодетным

Снятие с регистрационного учета через суд

Расторжение договора купли-продажи квартиры

Как изменить способ управления многоквартирным домом

Аварийное жилье

Как правильно сдать квартиру в аренду

Временные жильцы

Как правильно оформить задаток за квартиру

Собрание собственников многоквартирного дома

Договор пожизненной ренты

Покупка жилья у родственников на материнский капитал

Ипотека: покупаем жилье у родственников

Что такое отчуждение квартиры

Как признать жилье непригодным для проживания

Утрата прав на жилое помещение

Ухудшение жилищных прав

Оформление права собственности на квартиру

Документы для прописки на квартиру

Жилищный департамент

Прописка в квартире

Как выписать человека из квартиры

Порядок оплаты коммунальных услуг

Нарушение жилищных прав

Выделение доли в жилом/нежилом помещении

Вселение в жилое помещение

Единый Жилищный Документ

Перепланировка квартир

Перевод жилого помещения в нежилой фонд

Служебное жилье

Общее имущество в многоквартирном доме

Договор коммерческого найма жилья

Субсидия на приобретение жилья

Улучшение жилищных условий

Регистрация права собственности на жилье

Государственная жилищная инспекция

Правила предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам

Ветхое жилье

Договор жилищного (социального) найма

Квартира в наследство по завещанию

Расселение коммунальных квартир

Дарственная на квартиру

РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Регистрация прав собственности на жилье по ипотеке

О сроках регистрации в Росреестре прав собственности на жилое помещение

О правилах регистрации жилого помещения в собственность по наследству

Все о документах для регистрации права собственности на жилье

Все о документах, необходимых для регистрации собственности на жилое помещение в новостройке

Как оформить заявление на регистрацию прав собственности на жилье

Правила регистрации в МФЦ прав собственности на жилое помещение

Все о правилах оплаты госпошлины на регистрацию права собственности на квартиру

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР

(утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года)

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были созданы необходимые предпосылки для решения одной из важнейших социальных проблем — удовлетворения потребности трудящихся в жилье.

Претворяя в жизнь ленинские идеи построения коммунистического общества и осуществляя курс на повышение материального и культурного уровня жизни народа, Советское государство последовательно реализует разработанную Коммунистической партией программу жилищного строительства.

Высокие темпы развития государственного и общественного жилищного фонда на основе государственных планов, меры, принимаемые государством по содействию кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, создают необходимые условия для обеспечения гарантируемого Конституцией СССР и Конституцией РСФСР права граждан на жилище.

Важной государственной задачей является обеспечение сохранности жилищного фонда, увеличение срока его службы, повышение уровня благоустройства жилых домов. В решении этой задачи активное участие принимают общественные организации и граждане.

Конституция СССР и Конституция РСФСР обязывают граждан бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Советское жилищное законодательство призвано содействовать обеспечению права граждан на жилище, эффективному использованию и охране жилищного фонда.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан РСФСР на жилище

Статья 2. Задачи жилищного законодательства РСФСР

Статья 3. Жилищное законодательство Союза ССР и РСФСР

Статья 4. Жилищный фонд

Статья 5. Виды жилищного фонда

Статья 6. Государственный жилищный фонд

Статья 7. Назначение жилых домов и жилых помещений

Статья 8. Исключение из жилищного фонда жилых домов и жилых помещений

Статья 9. Перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые

Статья 10. Жилищные права и обязанности граждан

Статья 11. Компетенция Союза ССР в области регулирования жилищных отношений

Статья 12. Компетенция РСФСР в области регулирования жилищных отношений

Статья 13. Компетенция автономных советских социалистических республик в области регулирования жилищных отношений

Статья 14. Полномочия краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда

Статья 15. Полномочия районных, городских, районных в городе, поселковых, сельских Советов народных депутатов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда

Раздел II. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ

Статья 16. Государственное управление в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда

Статья 17. Органы, осуществляющие управление государственным и общественным жилищным фондом и фондом жилищно-строительных кооперативов

Статья 18. Участие общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в управлении государственным и общественным жилищным фондом и в обеспечении его сохранности

Статья 19. Участие домовых комитетов и других органов общественной самодеятельности в управлении жилищным фондом и обеспечении его сохранности

Статья 20. Общественный контроль за обеспечением граждан жилыми помещениями, приобретением жилых помещений гражданами в собственность

Статья 21. Учет предложений общественных организаций, трудовых коллективов и граждан по улучшению использования и сохранности жилищного фонда

Статья 22. Жилищно-эксплуатационные организации

Статья 23. Передача застройщиками исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов и другим организациям для заселения части жилой площади во вновь построенных домах

Статья 24. Распределение жилой площади в домах, построенных за счет средств, переданных в порядке долевого участия

Статья 25. Государственный учет жилищного фонда

Статья 26. Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда

Статья 27. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда

Раздел III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ. ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ

Глава 1. Предоставление жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда

Статья 28. Право граждан на получение жилого помещения

Статья 29. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

Статья 30. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Статья 31. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Статья 32. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Статья 33. Очередность предоставления гражданам жилых помещений

Статья 34. Перенесение очередности на получение жилых помещений

Статья 35. Контроль за состоянием учета на предприятиях, в учреждениях, организациях граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Статья 36. Первоочередное предоставление жилых помещений

Статья 37. Внеочередное предоставление жилых помещений

Статья 38. Норма жилой площади

Статья 39. Право на дополнительную жилую площадь

Статья 40. Требования, предъявляемые к жилым помещениям

Статья 41. Учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений

Статья 41.1. Особенности обеспечения граждан жилыми помещениями в домах колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов

Статья 42. Порядок предоставления жилых помещений в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов

Статья 43. Порядок предоставления жилых помещений в домах ведомственного жилищного фонда

Статья 44. Порядок предоставления жилых помещений в домах общественного жилищного фонда

Статья 45. Заселение жилых помещений в домах, переданных исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, а также в домах, построенных в порядке долевого участия

Статья 46. Заселение освободившихся в квартире жилых помещений

Статья 47. Ордер на жилое помещение

Статья 48. Основания и порядок признания ордера на жилое помещение недействительным

Статья 49. Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Глава 1.1. Приобретение гражданами жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда

Статья 49.1. Приобретение гражданами жилых помещений в собственность

Статья 49.2. Владение, пользование и распоряжение приобретенной квартирой

Статья 49.3. Обеспечение жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в полностью или частично приватизированном доме, в связи со сносом дома

Глава 2. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда

Статья 50. Пользование жилыми помещениями

Статья 51. Договор найма жилого помещения. Заключение договора найма жилого помещения

Статья 52. Предмет договора найма жилого помещения

Статья 53. Права и обязанности членов семьи нанимателя

Статья 54. Право нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение

Статья 54.1. Приобретение гражданами занимаемых ими жилых помещений в собственность

Статья 55. Плата за пользование жилым помещением

Статья 56. Срок внесения квартирной платы

Статья 57. Плата за коммунальные услуги

Статья 58. Льготы по квартирной плате и плате за коммунальные услуги

Статья 59. Бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением

Статья 60. Сохранение жилого помещения за временно отсутствующими гражданами

Статья 61. Порядок признания лица утратившим право пользования жилым помещением

Статья 62. Бронирование жилого помещения

Статья 63. Оформление бронирования жилого помещения

Статья 64. Пользование забронированным жилым помещением

Статья 65. Выселение из забронированного жилого помещения поднанимателей и временных жильцов

Статья 66. Права и обязанности временно отсутствующего нанимателя и членов его семьи

Статья 67. Обмен жилыми помещениями

Статья 68. Обмен жилого помещения при отсутствии согласия членов семьи

Статья 69. Обмен жилых помещений в домах предприятий, учреждений, организаций

Статья 70. Обмен жилой площади членом семьи нанимателя

Статья 71. Оформление обмена жилых помещений

Статья 72. Порядок обмена жилых помещений

Статья 73. Условия, при которых обмен жилого помещения не допускается

Статья 74. Признание обмена жилыми помещениями недействительным

Статья 75. Право нанимателя на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого

Статья 76. Поднаем жилого помещения

Статья 77. Условия, при которых сдача жилого помещения в поднаем не допускается

Статья 78. Плата за пользование жилым помещением по договору поднайма

Статья 79. Изъятие жилой площади, используемой для извлечения нетрудовых доходов

Статья 80. Прекращение договора поднайма

Статья 81. Временные жильцы

Статья 82. Предоставление гражданам жилых помещений в связи с капитальным ремонтом жилого дома

Статья 83. Предоставление нанимателю другого жилого помещения в случае существенного изменения размера жилой площади в результате капитального ремонта

Статья 84. Переустройство и перепланировка жилого помещения

Статья 85. Изменение договора найма жилого помещения

Статья 86. Изменение договора найма жилого помещения по требованию члена семьи нанимателя

Статья 87. Изменение договора найма жилого помещения по требованию нанимателей, объединяющихся в одну семью

Статья 88. Изменение договора найма жилого помещения вследствие признания нанимателем другого члена семьи

Статья 89. Расторжение договора найма жилого помещения

Статья 90. Выселение из жилых помещений

Статья 91. Выселение с предоставлением гражданам другого благоустроенного жилого помещения

Статья 92. Предоставление жилого помещения в связи со сносом или переоборудованием дома (жилого помещения)

Статья 93. Предоставление жилого помещения в связи с выселением из домов, грозящих обвалом

Статья 94. Выселение из жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения

Статья 95. Выселение с предоставлением гражданам другого жилого помещения

Статья 96. Предоставление благоустроенного жилого помещения в связи с выселением

Статья 97. Предоставление другого жилого помещения в связи с выселением

Статья 98. Выселение без предоставления гражданам другого жилого помещения

Статья 99. Выселение граждан из самоуправно занятых помещений

Статья 100. Последствия признания ордера недействительным

Глава 3. Пользование служебными жилыми помещениями

Статья 101. Служебные жилые помещения

Статья 102. Перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения

Статья 103. Служебные жилые помещения в домах, принадлежащих колхозам

Статья 104. Служебные жилые помещения для отдельных категорий военнослужащих

Статья 105. Порядок предоставления и пользования служебными жилыми помещениями

Статья 106. Договор найма служебного жилого помещения

Статья 107. Выселение из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения

Статья 108. Выселение из служебных жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения

Глава 3.1. Пользование жилыми помещениями из фондов жилья для временного поселения

Статья 108.1. Жилые помещения из фондов жилья для временного поселения

Статья 108.2. Порядок предоставления и пользования жилыми помещениями из фондов жилья для временного поселения

Статья 108.3. Ограничения при пользовании жилыми помещениями из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, заложенное в обеспечение возврата кредита или целевого займа

Глава 4. Пользование общежитиями

Статья 109. Общежития

Статья 110. Выселение из общежитий

Глава 5. Обеспечение граждан жилыми помещениями в домах жилищно-строительных кооперативов и пользование ими

Статья 111. Право на получение жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов

Статья 112. Порядок учета граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив

Статья 113. Условия приема граждан в члены жилищно-строительного кооператива

Статья 114. Организация и деятельность жилищно-строительных кооперативов

Статья 115. Контроль исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов за деятельностью жилищно-строительных кооперативов

Статья 116. Помощь государства жилищно-строительным кооперативам

Статья 117. Передача жилищно-строительному кооперативу взамен сносимого равноценного жилого дома

Статья 118. Предоставление члену жилищно-строительного кооператива жилого помещения

Статья 119. Обмен жилого помещения членом кооператива

Статья 120. Раздел жилого помещения в доме жилищно-строительного кооператива

Статья 121. Сдача внаем жилых помещений в домах жилищно-строительных кооперативов

Статья 122. Плата за наем помещений в доме жилищно-строительного кооператива

Статья 123. Исключение из жилищно-строительного кооператива

Статья 124. Выселение из дома жилищно-строительного кооператива

Статья 125. Права и обязанности члена жилищно-строительного кооператива. Пользование жилыми помещениями

Статья 126. Прекращение деятельности жилищно-строительного кооператива

Глава 6. Пользование жилыми помещениями в домах индивидуального жилищного фонда

Статья 127. Пользование жилым домом, квартирой, принадлежащим гражданину на праве личной собственности

Статья 128. Обязанность собственника по обеспечению сохранности жилого дома, квартиры и содержанию в порядке придомовой территории

Статья 129. Содействие государства в ремонте и благоустройстве жилых домов, квартир, принадлежащих гражданам

Статья 130. Контроль за содержанием домов, квартир, принадлежащих гражданам

Статья 131. Сдача внаем, аренду жилых помещений в домах, квартирах, принадлежащих гражданам

Статья 132. Право нанимателя, арендатора на вселение членов своей семьи в нанятое, арендуемое помещение и сохранение права пользования этим помещением

Статья 133. Права членов семьи нанимателя, арендатора

Статья 134. Плата за пользование жилыми помещениями в домах, квартирах, принадлежащих гражданам

Статья 135. Возобновление и сохранение договора найма, аренды жилого помещения

Статья 136. Выселение нанимателя, арендатора или членов его семьи без предоставления другого жилого помещения

Статья 136.1. Выселение собственника заложенных жилого дома или квартиры и членов его семьи в случае обращения взыскания на заложенные жилой дом или квартиру

Статья 137. Обеспечение жилыми помещениями граждан, дома которых подлежат сносу в связи с изъятием земельных участков

Статья 138. Перенос жилых домов и строений, подлежащих сносу

Статья 139. Сооружение на новом месте жилых домов, строений и устройств для граждан, дома которых подлежат сносу

Раздел IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА, ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

Статья 140. Обеспечение сохранности жилищного фонда

Статья 141. Обязанности наймодателя по обеспечению сохранности жилищного фонда

Статья 142. Обязанности граждан по обеспечению сохранности жилых домов

Статья 143. Содействие гражданам в проведении текущего ремонта жилых помещений

Статья 144. Организация эксплуатации и ремонта жилищного фонда

Статья 145. Эксплуатация и ремонт государственного жилищного фонда в городах, рабочих, курортных и дачных поселках

Статья 146. Эксплуатация и ремонт жилых домов, расположенных в сельской местности

Статья 147. Техническое обслуживание и ремонт домов общественного жилищного фонда, домов жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также многоквартирных домов, находящихся в собственности граждан

Статья 148. Планирование ремонта жилищного фонда

Статья 149. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт государственного жилищного фонда

Статья 149.1. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт квартир, находящихся в собственности граждан

Статья 150. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт общественного жилищного фонда

Статья 151. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт домов жилищно-строительных кооперативов

Статья 152. Финансирование и материально-техническое обеспечение эксплуатации и ремонта нежилых строений и нежилых помещений в жилых домах

Статья 153. Материально-техническое обеспечение эксплуатации и ремонта жилищного фонда

Раздел V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 154. Ответственность за ненадлежащее использование жилищного фонда и другие нарушения жилищного законодательства

Статья 155. Возмещение ущерба, причиненного жилищному фонду

Раздел VI. РАЗРЕШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ СПОРОВ

Статья 156. Порядок разрешения жилищных споров

Раздел VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 157. Обеспечение жилыми помещениями граждан, направленных за границу

Статья 158. Международные договоры

Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РСФСР

«Гражданский кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 26.11.2001)

Договор найма жилого помещения заключается, изменяется и расторгается на условиях и в порядке, определяемых законодательством Союза ССР, Жилищным кодексом РСФСР и другим законодательством РСФСР.

(в ред. Указа ПВС РСФСР от 24 февраля 1987 г.- Ведомости ВС РСФСР, 1987, N 9, ст. 250)

«СанПиН 2.1.2.1002-00. 2.1.2. Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. Санитарные-эпидемиологические правила и нормативы») (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.12.2000) (ред. от 21.08.2007)

3. Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.83 (в редакции от 28.03.98).

4. СанПиН 2.1.2.729-99 «Полимерные и полимерсодержащие строительные материалы, изделия и конструкции. Гигиенические требования безопасности».

5. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест».

Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1368-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Артюкиной Марии Васильевны, Кошолкиной Марии Владимировны, Федотова Сергея Владимировича, Федотовой Людмилы Сергеевны, Фисунова Владимира Ивановича, Честных Владимира Ивановича и Шарковой Алевтины Владимировны на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации»

По тем же основаниям М.В. Артюкина, С.В. Федотов и В.И. Фисунов оспаривают конституционность части 3 статьи 6 и части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Они, кроме того, указывают, что данные нормы умаляют их права по сравнению с теми правами, которые были им предоставлены Жилищным кодексом РСФСР.

<Письмо> Минобрнауки России от 08.10.2012 N ИР-864/07 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

<1> Далее — ЖК РСФСР.

В дальнейшем право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на предоставление вне очереди жилых помещений было предусмотрено действующим с 27 декабря 1996 г. Федеральным законом N 159-ФЗ.

<Письмо> Роспотребнадзора от 08.02.2006 N 0100/1260-06-32 «О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищно-коммунальных услуг»

Как известно, до последнего времени жилищные отношения с участием граждан-потребителей регулировались Жилищным кодексом РСФСР, утвержденным Верховным Советом РСФСР еще в 1983 г., и достаточно большим количеством законодательных (нормативных) актов, принятых в разное время на местном, региональном и федеральном уровнях (от ведомственных инструкций до федеральных законов — СССР, РСФСР, Российской Федерации).

Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 N 551-О-О «По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

3. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований») инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило»

В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 14 и пунктом 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы и участники ликвидации ее последствий, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с названной даты согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ.

Постановление Совмина РСФСР от 25.09.1985 N 415 (ред. от 21.05.2005) «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР и Типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР»

8. Наниматель жилого помещения вправе в установленном порядке вселить других граждан в занимаемое им жилое помещение, сохранить жилое помещение при временном отсутствии, изменить договор найма жилого помещения, произвести обмен занимаемого жилого помещения, осуществлять другие права по пользованию жилым помещением, установленные законодательством Союза ССР, Жилищным кодексом РСФСР и другим законодательством РСФСР.

Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации»

Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием которого Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, — в его статье 160 говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан. При этом согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие данного Кодекса.

Федеральный закон от 21.06.1995 N 91-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

абзац первый после слов «в виде отдельной комнаты.» изложить в следующей редакции: «Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.»;

СЕМЕЙНОЕ И ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО

УДК 347.254

И.В. Маркова*

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ В РАМКАХ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ ПО ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РСФСР 1983 Г.

В статье рассматривается регламентированная Жилищным кодексом РСФСР 1983 г. положительная практика удержания с застройщиков части законченной строительством жилой площади в пользу местных Советов народных депутатов для последующего предоставления ее нуждающимся категориям граждан. В результате анализа признается несомненная польза для общества данных нормативных положений советского периода, к сожалению, отсутствующих в современном российском жилищном законодательстве.

Ключевые слова: управление жилищным фондом, распределение жилой площади, Жилищный кодекс РСФСР, жилищное законодательство.

Если обратиться к доктринальному определению понятия «управление жилищным фондом», то в качестве такового соответственно рассматривается деятельность по управлению всеми помещениями (квартирами и/или комнатами), находящимися в собственности одного лица .

Исследователи советского и российского жилищного законодательства отмечают, что в советский период сложилась определенная практика управления жилищным фондом. Способы управления и роль договора в организации обслуживания жилищного фонда различались в зависимости от форм собственности на жилье. Наиболее развернутой и разработанной являлась система управления количественно доминирующим государственным жилищным фондом, построенная на административных методах, отсутствии договорных начал .

Содержавшееся в Жилищном кодексе РСФСР 1983 года (далее — ЖК РСФСР) понятие «управление жилищным фондом», по мнению одних авторов, было основано на том, что такое управление в целом осуществлялось исключительно органами государственной или местной власти (ст. 16—17), а непосредственное — жилищно-эксп-луатационными организациями, роль которых сводилась в основном к «эксплуата-

* © Маркова И.В., 2016

Маркова Ирина Владимировна (markovairi@yandex.ru), кафедра гражданского и предпринимательского права, Самарский университет, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

ции и содержанию жилищного фонда» (ст. 22, 129, 141, 144, 148 и др. ЖК РСФСР) .

Другие авторы обращают внимание на то, что, закрепляя централизованную систему управления жилищным фондом, ЖК РСФСР при этом декларировал возможность участия в управлении общественных и профсоюзных организаций, трудовых коллективов и граждан (ст. 18, 20, 21), домовых комитетов и других органов общественной самодеятельности (ст. 19), не являющихся собственниками жилищного фонда .

Домовые комитеты и другие органы общественной самодеятельности оказывали содействие жилищно-эксплуатационным организациям в обеспечении сохранности и надлежащего использования жилищного фонда (ст. 19). Иными словами, с точки зрения третьих авторов, фактически имело место плановое государственное управление жилищным фондом специализированными жилищно-эксплуатационными организациями (ЖЭК, ДЭЗ, РЭП и т. п.) .

В исследуемый период обнаруживаются попытки государства привлечь граждан -пользователей жилыми помещениями к процессу управления жилой недвижимостью. Однако добиться эффективного хозяйствования при помощи указанных механизмов не удалось из-за отсутствия заинтересованности у граждан и их объединений в управлении жильем, поддержании его в надлежащем состоянии. Причина такого положения дел в жилищной и иных сферах хозяйствования, по мнению многих, скрывалась в самом характере социалистической (общенародной, коллективной) собственности. Как отмечал А.Г. Быков, «критерий государственной собственности — «принадлежность всему народу» — неизбежно таил в себе внутреннее противоречие, ибо «принадлежность всему народу» — значит никому, это — «ничейное» имущество. И как следствие «ничейности» имущества — равнодушие к его судьбе» . Выход из сложившейся ситуации социальной апатии виделся в устранении «обезлички» общенародной собственности, предоставлении гражданам возможности приобретать в собственность жилые помещения .

Таким образом, большая часть ученых пришла к выводу о том, что положения ст. 16 и 17 ЖК РСФСР предусматривали «иерархически централизованную и безальтернативную систему управления жилищным фондом. Такая система показала свою неэффективность… в условиях рыночных отношений» .

Вместе с тем, считаем, что при всей своей «безальтернативности», по существу, монополизации сферы управления жилищным фондом, продиктованной специфическими особенностями советского периода, ЖК РСФСР обладает массой достоинств, а ряд его положений заслуживает особого внимания. В частности, это установленная Кодексом положительная практика распределения жилой площади во вновь построенных домах (ст. 23, 24).

Как справедливо указал Е.Г. Воробьев, «если кто думает, что советская жилищная система базировалась на бесплатной всеобщей раздаче квартир, построенных государством, тот ошибается» . В интересах реализации жилищных прав трудящихся действовала прямо закрепленная в законах и подзаконных актах формула такого механизма их жилищного обеспечения, которая совпадала с основными положениями Рекомендаций Международной организации труда от 28.06.1961 г. № 115 «О жилищном строительстве для трудящихся». В качестве основного экономического источника строительства жилья закреплялось не столько прямое бюджетное финансирование, сколько постоянное выделение части средств из прибыли всех без исключения социалистических производственных предприятий (промышленных, строительных, сельскохозяйственных, транспорта и связи), в том числе в целях жилищного строительства и ремонта жилья (п. 14 Положения о социалистическом государственном производ-

ственном предприятии, ст. 24 ЖК РСФСР) . Жилищное обеспечение сельских тружеников осуществлялось колхозами и сельхозкооперативами (ст. 41.1 ЖК РСФСР) аналогичным образом. Более того, большая часть работников и служащих непроизводственной сферы, а также инвалидов, ветеранов, многодетных, переселенцев из бараков и аварийных домов и проч., нуждающихся в жилье, обеспечивались органами власти (Советами депутатов трудящихся) за счет 10% жилья, постоянно выделяемых Советам всеми застройщиками — предприятиями и организациями, ведущими жилищное строительство (ст. 23 ЖК РСФСР).

Провозглашенная в ст. 23 Кодекса передача застройщиками местным Советам народных депутатов и другим организациям (Министерству обороны, подрядным строительным организациям и др.) для заселения части ведомственной жилой площади в домах-новостройках регулировалась исключительно законодательством Союза ССР. Это правило касалось только жилой площади, построенной за счет государственных капитальных вложений, в том числе в порядке долевого участия.

Основания и условия удержаний жилой площади во вновь построенных жилых домах были установлены постановлением Совета Министров СССР от 07.09.1970 г. № 741 «Об упорядочении удержания Советами депутатов трудящихся жилой площади в домах, построенных для предприятий и организаций» .

Перечень оснований передачи площади не предусматривал расширительного толкования, централизованно введенные размеры не могли быть нарушены. Жилая площадь подлежала передаче независимо от того, предусмотрели стороны заключаемого договора строительного подряда или другого хозяйственного договора необходимость передачи площади или нет, т.е. не по договоренности, а в силу акта Правительства СССР.

Вместе с тем перечень оснований и размеров передаваемой площади менялся в зависимости от того, централизованные или собственные государственные капитальные вложения направлялись на строительство жилья, а также от факта передачи средств на жилищное строительство единому заказчику. В связи с этим в литературе рассматривается четыре случая .

1) Если жилые дома строились за счет централизованных источников финансирования и средства на строительство застройщиком передавались единому заказчику, которым выступал советский орган либо хозяйственная организация, у застройщика удерживались:

— 10 % жилой площади — исполкомам местных Советов для обеспечения жилой площадью инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, а также семей погибших воинов (постановление СНК СССР от 21.09.45 г. № 2436) ;

— 10 % жилой площади — подрядным строительным организациям общесоюзных и союзно-республиканских министерств и исполкомов Советов народных депутатов, построившим данный дом, для заселения строителями (постановление Совета Министров СССР от 10.05.1967 г. № 405) ;

— 6 % жилой площади (в ряде городов — до 12 %) — исполкомам местных Советов для переселения граждан из жилых домов, подлежащих сносу в связи с отводом земельных участков под жилищное строительство (постановление Совета Министров СССР от 07.09.1970 г. № 741);

— 2 % жилой площади для использования под служебные жилые помещения работникам, непосредственно занятым обслуживанием и эксплуатацией жилых домов (постановление Совета Министров СССР от 07.09.1970 г. № 741).

Действовали и другие постановления Совета Министров СССР. Размер указанных удержаний ведомственной площади в ряде случаев достигал 50—70 % от вводимого организациями жилья. По существу, с точки зрения A.A. Титова, указанными поста-

новлениями предусматривалось перераспределение государственных средств среди государственных органов и организаций в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (инвалидов войны, военнослужащих, уволенных в запас или отставку, строителей и др.) .

2) Если предприятие (организация) самостоятельно и непосредственно заключало договор подряда на капитальное строительство со строительной подрядной организацией с финансированием строительства жилых домов за счет централизованных источников финансирования, то застройщик был обязан передавать жилую площадь по всем названным основаниям и в установленных размерах, кроме отчислений, связанных с выполнением функций единого заказчика, т. е. он освобождался от передачи 6 % + 2 % жилой площади для обеспечения граждан, переселяемых с мест строительства, и для обеспечения служебными квартирами. Обязанности по переселению граждан из сносимых домов и выделению служебных квартир обслуживающему построенный жилой дом персоналу лежали в таком случае на застройщике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Если менялся источник финансирования жилищного строительства (вместо централизованных государственных капитальных вложений использовались собственные, нецентрализованные средства), но функции заказчика застройщик передал единому заказчику, менялись и основания удержаний передаваемой жилой площади, и, соответственно, ее размеры. В этом случае расчет строился на передаче исключительно 6 % + 2 % жилой площади.

4) Если предприятие непосредственно заключало договор подряда на капитальное строительство с подрядной строительной организацией (либо строило хозспособом) и выделяло на строительство жилого дома собственные средства из фондов экономического стимулирования, застройщик освобождался от каких-либо удержаний жилой площади во вновь построенном жилом доме.

В домах, построенных с привлечением в порядке долевого участия средств предприятий, учреждений и организаций, согласно ст. 24 ЖК РСФСР, жилая площадь распределялась для заселения между участниками строительства пропорционально переданным ими средствам.

Долевое участие в жилищном строительстве предприятий, учреждений, организаций являлось наиболее распространенным способом ведения городского жилищного строительства. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 01.03.1978 г. № 173 «О мерах по расширению в городах практики комплексного поточного строительства жилых домов, объектов культурно-бытового назначения и коммунального хозяйства» в городах были созданы службы единого заказчика по строительству подрядным способом жилых домов, объектов культурно-бытового назначения и коммунального хозяйства. Функции единого заказчика были возложены на исполкомы Советов народных депутатов или на предприятия (организации) министерств и ведомств, осуществляющих основные объемы строительства объектов производственного и непроизводственного назначения в данном городе. Единому заказчику предприятиями (организациями), независимо от их ведомственного подчинения, передавались в порядке долевого участия капитальные вложения на жилищное строительство и строительство детских дошкольных учреждений, а также на строительство, расширение и реконструкцию объектов городского хозяйства совместного пользования, если средства на эти цели были предусмотрены в сметах на строительство объектов производственного назначения и планах капитальных вложений.

Исполкомы Советов народных депутатов и предприятия (организации), выполнявшие функции единого заказчика, были обязаны учитывать предложения предприятий (организаций), передающих капитальные вложения единому заказчику, о строительстве для них жилых домов и других объектов в соответствии с их потребностью

(жилые дома квартирного типа, дома для малосемейных, общежития и т. д.), размещении этих объектов вблизи от предприятий (организаций) или в районах города, имеющих удобные транспортные связи, а также выделять в течение планируемого года предприятиям (организациям) жилую площадь для заселения и места в детских дошкольных и других учреждениях в размерах, пропорционально переданным капитальным вложениям .

Жилая площадь, построенная единым заказчиком с привлечением в порядке долевого участия средств (централизованных, собственных) предприятий, учреждений и организаций, не могла принадлежать участникам долевого жилищного строительства до тех пор, пока не будет распределена.

Распределялась жилая площадь во вновь построенном жилом доме (домах) по распоряжению исполкома, как единого заказчика по жилищному строительству, между всеми участниками-дольщиками в соответствии с утвержденным ежегодным планом распределения жилой площади и технической документацией на введенный в установленном порядке в эксплуатацию жилой дом (дома) либо по соглашению (договору) между всеми участниками долевого строительства, если единым заказчиком выступало одно из предприятий. В последнем случае соглашение, как правило, предшествовало началу строительства жилого дома и составляло особые условия договора подряда на капитальное строительство .

Данные договоры, по сути, явились прообразом предусмотренных действующим в настоящее время законодательством договора простого товарищества (о совместной деятельности) по строительству объекта (гл. 55 Гражданского кодекса РФ) и договора участия в долевом строительстве (Закон об участии в долевом строительстве от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ ).

Между тем в рассматриваемый период, вплоть до принятия и вступления в силу Закона об участии в долевом строительстве (31.03.2005 г.), по наблюдению ряда авторов, в нормативной базе отсутствовало такое понятие, как договор долевого участия в строительстве (или договор участия в долевом строительстве) . Термин «долевое участие» использовался только в ст. 24 Жилищного кодекса РСФСР и в ст. 15 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик.

Отметим также, что из выделяемой жилой площади участникам долевого жилищного строительства, осуществленного с привлечением государственных капитальных вложений, прежде всего, вычитались указанные выше размеры обязательных удержаний жилой площади, предусмотренные законодательством Союза ССР. И только после этого жилая площадь передавалась дольщикам для персонального предоставления гражданам (ч. 2 ст. 24 ЖК РСФСР).

Таким образом, сравнивая советское жилищное законодательство с современным российским, следует согласиться с учеными, справедливо признающими, что «… в основе советской жилищной политики лежала нормативно закрепленная идея неотделимости общественного производства от задач жилищного обеспечения граждан, работников всех сфер этого самого общественного производства. Ничего подобного современное российское государство обществу пока что не предлагает» .

Библиографический список

2. Юрьева Л.А. Договор управления многоквартирным домом: монография / под ред. И.Д. Кузьминой. М.: Юстицинформ, 2011. 54 с.

3. Миронов И.Б. Общее собрание собственников помещений как механизм управления

многоквартирным домом // Семейное и жилищное право. 2005. № 4. С. 31—45.

4. Коряковцев В.Г. Товарищество собственников жилья как одна из форм управления многоквартирным домом. М.: ГроссМедиа, 2006. 224 с.

7. Право собственности в СССР / под ред. Ю.К. Толстого, В.Ф. Яковлева. М.: Юр. лит., 1989. 288 с.

8. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М.: Юр. лит., 1991. 240 с.

9. Бутенко А.П. О характере собственности в условиях реального социализма // ЭКО. 1988. № 2. С. 3-20.

10. Воробьев Е.Г. Основа современной государственной жилищной политики, или О простом вопросе Президенту, на который у государства пока еще нет вразумительного ответа // Семейное и жилищное право. 2010. № 4. С. 37-44.

12. Об упорядочении удержания Советами депутатов трудящихся жилой площади в домах, построенных для предприятий и организаций: постановление Совета Министров СССР от 07.09.1970 г. № 741 // СП СССР. 1970. № 16. Ст. 128.

13. Жилищное законодательство: комментарий / под ред. В.Ф. Яковлева, П.И. Седугина. М., 1991. 416 с.

14. Законодательство о жилищно-коммунальном хозяйстве / сост.: С.Ю. Лисовой, В.Н. Литовкин, А.Г. Хазиков. М.: Юр. лит., 1972. 840 с.

15. Постановление Совета Министров СССР от 10.05.1967 г. № 405 // СП СССР. 1967. № 11. Ст. 69.

16. Титов А.А. Комментарий к Жилищному кодексу РСФСР (постатейный) / отв. ред. В.Б. Исаков. М.: Юрайт, 1999. 310 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. О мерах по расширению в городах практики комплексного поточного строительства жилых домов, объектов культурно-бытового назначения и коммунального хозяйства: постановление Совета Министров СССР от 01.03.1978 г. № 173 // СП СССР. 1978. № 6. Ст. 36.

18. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005 г. № 1 (часть 1). Ст. 40.

19. Афонина А.В. Практические вопросы строительной деятельности. М.: Альфа-Пресс. 2005. 272 с.

20. Киндеева Е.А., Пискунова М.Г. Недвижимость: права и сделки. М.: Юрайт-Издат. 2008. 935 с.

5. Tihomirova L.V., Tihomirov M.U. Iuridicheskii spravochnik po zhilishchnym voprosam

. M.U. Tihomirov (Ed.). Moscow: Izdatel’stvo Tikhomirova M.Iu., 2011, p. 621 .

7. Pravo sobstvennosti v SSSR . Tolstoi U.K., Yakovleva V.F. (Eds.). Moscow: Iurid. lit., 1989, p. 288 .

8. Suhanov E.A. Lektsii o prave sobstvennosti . Moscow: Iurid. lit., 1991, p. 240 .

I.V. Markova *

DWELLING PLACE DISTRIBUTION THROUGH HOUSING RESOURCES MANAGEMENT BY THE HOUSING CODE OF THE RSFSR OF 1983

Key words: housing resources management, dwelling place distribution, Housing Code of the RSFSR, housing legislation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *