Адреса не совпадают

Марченко Юлия Александровна, эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

В Гражданском кодексе РФ употребляется выражение «местонахождение юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юрлицо может располагаться по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия юридического и фактического адресов организации. Однако в законах, регулирующих деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм, внимание данной проблеме все же уделено. Под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Юридический адрес указывается в учредительных документах организации. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут не совпадать. Каковы же последствия такого несовпадения? Попробуем сделать обзор наиболее часто встречающихся ситуаций. 📌 Реклама Отключить

Местонахождение и регистрация юридического лица

Местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. В случае отсут-ствия последнего, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, – место нахождения, по которому осуществляется связь с юридическим лицом1. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах2. В п. 1 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, а сведения о месте нахождения юридического лица содержатся в его уставе. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Cуда РФ № 90, Пленума ВАС РФ № 14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» указано, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 4 Закона об ООО, согласно которым местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации, и учитывать, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности. Ранее устанавливалось, что общество должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса3. В целях формирования единого подхода к вопросу о месте нахождения юридического лица, месте его регистрации и почтовом адресе приведенные положения в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-ФЗ из ст. 4 Закона об ООО исключены. В настоящее время в действующем законодательстве адрес места нахождения юридического лица не разделяется на юридический и фактический. Между тем место нахождения самого юридического лица Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) вообще не определено, хотя согласно ст. 19 НК РФ указание места нахождения является обязательным для налогоплательщика. В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов. Кроме того, в Законе № 129-ФЗ отсутствует требование о представлении в регистрирующий орган документов, подтверждающих место нахождения органов юридического лица, определенное в его учредительных документах. 📌 Реклама Отключить

Согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ в качестве места нахождения юридического лица нельзя указывать адрес жилого помещения. В соответствии с п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов, в том числе места нахождения юридического лица, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Пунктом 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ установлено, что, в случае если изменение указанных в п. 1 данной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI данного Закона. Таким образом, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в его учредительных документах. В Едином государственном реестре юридических лиц должны быть указаны сведения4 о месте нахождения (об адресе) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность5, установленную законодательством Российской Федерации.

📌 Реклама Отключить

Ответственность

Согласно п. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Пунктом 4 данной статьи установлено, что представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию руководителя на срок до трех лет.

Дисквалификация

Письмом ФНС РФ от 13.09.2005 № ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации» налоговым инспекциям предлагается применять дисквалификацию должностных лиц организаций в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации. В соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 № 23 под представлением заведомо ложных сведений следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности. Об изменении места нахождения юридического лица необходимо уведомить регистрирующий орган в течение 3 дней с момента такого изменения6, иначе также может быть применена административная ответственность, предусмотренная п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, за непредставление, несвоевременное представление сведений о юридическом лице, представление недостоверных сведений. Кроме того, согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, равно как и представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Иски о ликвидации юридического лица

Также в качестве примера еще одного из возможных последствий можно привести Постановление ФАС Московского округа кассационной инстанции7. Инспекцией МНС РФ (далее – Инспекция) был предъявлен иск о ликвидации юридического лица на основании ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Закона № 129-ФЗ8 в связи с тем, что были допущены грубые нарушения законодательства РФ, в частности ответчик на момент его регистрации представил недостоверные сведения о своем местонахождении.

Фабула дела

Ответчик, зарегистрированный Инспекцией, указал свой адрес, однако согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 30.06.2004 адресом ответчика является другое местоположение, зафиксированное в новой редакции его устава, из чего заявитель сделал вывод о том, что ответчик на момент его регистрации представил недостоверные сведения о своем местонахождении, так как из представления Центральной акцизной таможни следует, что ответчик не мог находиться по своему первоначальному адресу. Это свидетельствует о грубом нарушении ответчиком законодательства Российской Федерации, в связи с чем, по мнению заявителя, данное юридическое лицо подлежит ликвидации в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 25 Закона № 129-ФЗ. В удовлетворении заявленного требования судами первой, апелляционной и кассационной инстанции было отказано с указанием на то, что при надлежащем исполнении обязанностей по уплате налогов, представлении бухгалтерской отчетности фактическое отсутствие юридического лица по месту регистрации не свидетельствует о грубом нарушении закона, притом что нарушения ч. 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ ответчиком не допущено, так как в его уставе указано место нахождения общества, в последующем в устав были внесены изменения в части указания нового местонахождения. То есть, если ответчиком ранее и было допущено нарушение в части указания местонахождения общества, то в последующем это нарушение было устранено, а ссылка заявителя на то, что данное нарушение является неустранимым, является необоснованной, в связи с чем заявленные требования о ликвидации ответчика удовлетворению не подлежат. 📌 Реклама Отключить

Кассационная инстанция сделала вывод, основываясь на п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», что юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Это и было установлено судами обеих инстанций по делу в обжалуемых Инспекцией судебных актах, а у арбитражного суда кассационной инстанции нет оснований для иной оценки установленных арбитражными судами обстоятельств по настоящему делу. Таким образом, если юридический адрес не совпадает с фактическим, юридическое лицо в совокупности с этими обстоятельствами допускает ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов, а также представление бухгалтерской отчетности, то у налоговой инспекции будут основания для обращения в суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

📌 Реклама Отключить

Обособленные подразделения

Нахождение юридического лица по другому адресу также может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ физические лица и юридические лица – организации обязаны становиться на налоговый учет. В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения к ответственности по ст. 116 или ст. 117 НК РФ. Согласно ст. 116 НК РФ за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе:

  • на срок менее 90 дней – взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей;
  • на срок более 90 дней – взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Статья 15.3, п. 1 КоАП РФ за нарушение установленного срока постановки на учет в налоговом органе:

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, в соответствии со ст. 15.3 КоАП РФ:

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 117 НК РФ предусмотрена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органевлечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей. 📌 Реклама Отключить

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Следует отметить, что состав ст. 117 НК РФ трудно доказать, и чаще юридические лица привлекаются к ответственности по ст. 116 НК РФ.

Позиция Минфина по конкретным ситуациям

Пример 1 Юридическое лицо фактически находится и зарегистрировано в одном городе, а в другом городе находятся сотрудники этого юридического лица. Но для них в другом городе не создано хотя бы одного стационарного рабочего места, которое прямо или косвенно находилось бы под контролем этой организации. Становиться ли на учет в другом городе этому юридическому лицу? По мнению Минфина РФ, основания для постановки на налоговый учет юридического лица по месту осуществления этой организацией деятельности, не влекущей создание стационарного рабочего места, отсутствуют9. 📌 Реклама Отключить

Пример 2 Часто бывает, что юридическое лицо зарегистрировано по юридическому адресу на территории одной налоговой инспекции в г. Москве, а арендованное под офис помещение находится на территории другой налоговой инспекции г. Москвы. Фактически обособленного от головной организации подразделения юридическое лицо не имеет. Никаких других помещений, недвижимого имущества и транспортных средств нет. Все расчеты по налогам с бюджетом РФ и с бюджетом субъекта РФ г. Москвы организация осуществляет по реквизитам инспекции, где произведена регистрация по юридическому адресу. Подлежит ли организация регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения арендованного под офис помещения? Вопрос, несомненно, неоднозначный, позиция Минфина РФ сводится к тому, что в такой ситуации юридическому лицу необходимо внести изменения в учредительные документы в целях указания в них достоверной информации о месте нахождения10.

📌 Реклама Отключить Понятий «фактический» и «юридический» адрес не содержится в действующем законодательстве. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Нахождение юридического лица по другому адресу также может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения. Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица, рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается. 📌 Реклама Отключить 1) п. 2 ст. 54 ГК РФ; пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

2) п. 3 ст. 54 ГК РФ

4) п. «в» ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

5) ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

6) п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ

7) Постановление ФАС Московского округа от 17.05.2005 № КГ-А40/3899-05

8) п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

9) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-212

10) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-211

Вопрос:

В адрес нашей организации поступило уведомление из ИФНС, где согласно п.2, ст.54 Гражданского кодекса РФ и п.2 статьи 8 Федерального закона 129-ФЗ «О Государственной регистрации юридических лиц», суть письма в том, что наша организация зарегистрирована по одному адресу, а фактически мы работаем по другому (Обособленное подразделение). ИФНС просит перерегистрировать адрес, можем мы этого не делать?

Так как юридический адрес мы используем так или иначе (встреча с клиентами, корреспонденция на него поступает) мы его оплатили уже за 2017 год.

Ответ:

Ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит понятий «юридический адрес» и «фактический адрес» юридического лица. В ГК РФ говорится только о месте нахождения организации: согласно ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

В ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица, под которым понимается адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (генерального директора и пр.) (иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ)).

Таким образом, законодательство различает понятия места нахождения (может отражаться в учредительных документах только в виде наименования населенного пункта) и адреса (то есть конкретного почтового адреса, информация о котором обязательно предоставляется в ЕГРЮЛ). Обратите внимание: Закон N 129-ФЗ уточняет, что адрес места нахождения юридического лица рассматривается в первую очередь как адрес, по которому может осуществляться связь с юридическим лицом.

Отметим также, что адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, может отличаться от адреса, по которому фактически производится хозяйственная деятельность юридического лица.

В случае если изначально организация была зарегистрирована по фактическому месту своего нахождения, а впоследствии переехала, она должна совершить определенные действия по внесению изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Согласно п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ юридическому лицу на это отводится три рабочих дня (соответствующие изменения вносятся в порядке, установленном гл. VI Закона N 129-ФЗ). В таком случае регистрирующий орган делает в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Таким образом, если представители юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не располагаются, организация нарушает ряд норм гражданского и налогового законодательства.

Если по юридическому адресу есть представители организации, Вы получаете корреспонденцию, то у налоговых органов нет оснований считать информацию в ЕГРЮЛ фиктивной. Требовать перерегистрироваться налоговые органы не могут.

В случае обнаружения регистрирующим органом фиктивной информации в ЕГРЮЛ он будет иметь право внести запись в реестр о недостоверности сведений о юридическом лице. Указанному будет предшествовать определенная процедура. Так, в случае возникновения сомнений в достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган обязан будет осуществить проверку. Если по ее результатам будет установлена недостоверность сведений, предусмотренных пп. «в» (адрес), «д» (сведения об учредителях (участниках) юридического лица) и (или) «л» (Ф.И.О., ИНН, паспортные данные и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица) п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направит юридическому лицу, а также его учредителям (участникам, лицу, имеющему право действовать без доверенности), в том числе по электронной почте (при наличии этой информации в реестре), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (данный документ будет именоваться уведомлением о недостоверности).

В течение 30 дней с момента направления такого уведомления юридическое лицо обязано будет сообщить соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о том, что информация, содержащаяся в ЕГРЮЛ, достоверна. В случае невыполнения названной обязанности регистрирующий орган внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о юридическом лице.

Приложения

Юридический адрес не совпадает с фактическим: 7 неприятных последствий

Так уж сложилось в российском деловом мире, что существуют два понятия — «юридический» и «фактический» адреса. Юридическим адресом принято считать тот, что указан в ЕГРЮЛ и такой термин существует (посмотрите «Современный экономический словарь» Райзберга Р.А., 6-е издание, ИНФРА-М, 2011 год). Этого нельзя сказать о термине «фактический адрес», который был создан в разговорной речи для удобства, ведь офисы многих компаний находятся далеко не там, куда ФНС им отправляет корреспонденцию. Интересный факт: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» допускает возможность для компаний находиться не по месту их регистрации. Возникает вопрос: Какая разница, где расположена фирма? Закон ведь не нарушен. Формально да, а по факту — отсутствие вашей связи с официальным местом регистрации может повлечь за собой ряд сложностей в контактах с уполномоченными органами и вашими клиентами. Какими? Сейчас расскажем.

Последствие №1 «Важная корреспонденция не дойдет до получателя»

Адрес компании, указанный в ЕГРЮЛ, воспринимается Налоговой службой, Пенсионным фондом, банками и прочими официальными организациями, как почтовый адрес, по которому кто-то обязан проверять корреспонденцию и оперативно реагировать на нее. Более того, с точки зрения той же самой ФНС, любое письмо, отправленное по этому адресу, априори считается прочитанным. Следовательно, при возникновении разногласий с уполномоченным органом по данному вопросу, правда будет не на вашей стороне. В этой ситуации мы рекомендуем при регистрации или перерегистрации фирмы указать адрес постоянного местонахождения одного из членов ООО или адрес непосредственно руководителя. Как результат, закон не нарушен и проблем с письмами и извещениями тоже быть не должно

Последствие №2 «Предоставление заведомо ложных сведений в ЕГРЮЛ»

Под понятием «заведомо ложные сведения» подразумевается информация или данные, которые не соответствуют действительности и об этом знает сам заявитель. В нашем случае может получиться так, что директор при регистрации или перерегистрации фирмы сообщил в уполномоченный орган совершенно некорректные данные. К ним могут относиться: а) несуществующий адрес; б) по данному адресу находится здание, непригодное для размещения офиса, производства, склада и т.д.; в) в этом месте ни при каких обстоятельствах не может располагаться фирма (к примеру, это воинская часть). Также, сотрудники Налоговой службы имеют полное направить на это место «своего человека» проверить, действительно ли там находится соответствующая фирма. В том случае, если подтвердится факт дачи ложных сведений, то руководителю организации придется в лучшем случае заплатить штраф в размере от 5000 до 10000 рублей, а в худшем случае – по решению суда быть дисквалифицированным от руководящей работы сроком на 1 или 3 года. Данное правило действует в нескольких случаях:

  1. Если с момента регистрации фирмы «не по тому» адресу прошло не менее года;

  2. Если факт несоответствия адресов был подтвержден несколько раз. Данная проблема отсылает нас к последствию №1 и это означает, что вышеуказанные процедуры могут начаться с того момента, когда никто из ответственных лиц не будет отвечать на важную корреспонденцию.

Последствие №3 «Проблемы с обслуживающим банком»

В основе коммерческой деятельности юридических лиц в России лежит тесное сотрудничество организаций с банками. Эта важная составляющая бизнеса может доставить немало хлопот в том случае, если банк обнаружит разночтения в договоре обслуживания с вашей организацией. При заключении договора обслуживания указывается реальный или «фактический» адрес вашего нахождения. Может получиться так, что фирма, открываясь, работала по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а далее решила сменить офис, не внеся соответствующие изменения в Реестр. В этой ситуации у банка остаются старые сведения. ФНС тесно сотрудничает с финансовыми организациями и может на полном основании предоставить компрометирующую вас информацию в банк, тем самым нарушить доверие к вам со стороны последнего. На этом этапе многое зависит от политики самого финансового органа – он может потребовать перезаключить договор, что будет самым лучшим вариантом развития событий, или же может в одностороннем порядке расторгнуть с вами договор, что само по себе ни к чему хорошему не приводит. В этом случае мы советуем фирмам по возможности сообщать сведения о фактическом расположении во все инстанции, контактирующие с вами. Скрывать здесь нечего, ведь закон не нарушается.

Последствие №4 «Ваши контрагенты откажутся от сотрудничества»

Это крайняя, но все же реальная проблема, которая может возникнуть. Механизм очень простой: ФНС направляет письма на несуществующий адрес и получает спустя некоторое время уведомление о возврате письма с пометкой «за истечением срока хранения». Далее Налоговая служба имеет право разместить в открытые источники информацию о том, что ваша организация не расположена по указанному в ЕГРЮЛ адресу. Данный факт вредит репутации фирмы, т.к. ваши будущие, а может, и действующие клиенты не захотят иметь дело с организацией, находящейся под «подозрением» фискального органа. Разумеется, руководства двух компаний могут связывать не только деловые, но и, если хотите, дружеские отношения. Это означает, что несоответствие юридического с фактическим адресом ровным счетом для них не будет иметь никакого значения. Однако, помните, что участие в аукционах, государственных закупках потребуют от вашей формы максимальной прозрачности. Разве это не стоит того, чтобы сообщить о себе достоверные сведения?

Последствие №5 «Штраф за нарушение порядка использования ККТ»

Введенные в 2016 и 2017 годах поправки в области правил применения контрольно-кассовой техники также затрагивают обсуждаемый нами вопрос. Так, ККТ должна быть установлена по адресу ее использования (Пункт 2 ст. 4.2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). Налоговой орган может проводить соответствующие проверки на предмет соответствия ее применения. Если в результате инспекции обнаружатся нарушения, инспекторы могут выписать штраф в размере от 5000 до 10000 рублей на юридическое лицо, а также штраф от 1000 до 1500 рублей на руководителя фирмы (Часть 4 ст. 14.5 КоАП РФ). Во избежание этого следует перерегистрировать ККТ на реальный адрес (более подробно об этом написано в Подпункте «б» п. 76 Регламента, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н.). Однако, практика показывает, что при первом нарушении компания может избежать наказания, получив только предупреждение. В любом случае, надеяться на случай в данном вопросе уж точно не стоит.

Последствие №6 «Штраф за ведение незаконной коммерческой деятельности»

Под определение «незаконной коммерческой деятельности» попадает деятельность фирмы, которая не зарегистрирована в официальных источниках. В нашем случае, это означает «раздвоение» фирмы на «головную» организацию и обособленное подразделение. С точки зрения ФНС, по юридическому адресу у фирмы расположен головной офис, а по фактическому – ОП. Данная формулировка неверна по своей сути, т.к., во-первых, Налоговая служба должна сначала доказать расположение офисов компании по двум адресам, а далее «поднять» документы о регистрации ОП, если таковые вообще существуют. На лицо прочтение закона в корыстных интересах, однако, фирма с легкостью может избежать подобного рода недоразумение, если о ее фактическом адресе будет заблаговременно известно ФНС. Иначе неизвестный адрес может являться аргументом в пользу того, что у вас существует незарегистрированное обособленное подразделение, по которому необходимо вставать на учет в ИФНС. Не стали отстаивать свои права, будьте добры заплатить штраф в размере 40000 рублей (Пункт 2 ст. 116 НК РФ).

Последствие №7 «Принудительная ликвидация фирмы»

Сразу хотим пояснить, что данная мера со стороны ФНС не является чем-то из ряда фантастики, а действительно применяется на практике. Опять-таки, все упирается в письма. Приведем пример: в компанию было отправлено множество писем с «просьбой» на них отреагировать, но обратной связи не поступило. Налоговая служба по своему усмотрению может подать иск в суд на это юридическое лицо с требованием ликвидировать организацию, которая «молчит». Самое неприятное здесь то, что суды часто удовлетворяют подобные иски, для чего рекомендуем изучить судебную практику арбитражных судов в своем регионе. До этого решения, надо заметить, ФНС рассылает корреспонденцию по известной ей адресам, обращаясь к генеральному директору или учредителям ООО с требованием ответить. Данные пример в очередной раз подчеркивает необходимость иметь контакт с проверяющими органами.

Выводы

Описав 7 последствий несоответствия юридического и фактического адресов, мы приходим к достаточно простым и очевидным выводам:

  1. Компании нельзя игнорировать обращения к ним государственных инстанций;

  2. Если адреса фирмы не совпадают, то об этом должны знать все те, с кем вы имеете дело, включая ФНС, ПФР и банк;

  3. Договор банковского обслуживания должен содержать правдивую информацию о вашем юридическом лице;

  4. Любое изменение в адресе фактического нахождения фирмы не должно оставаться в тайне;

  5. Как юридический, так и фактический адреса должны быть реальными.

Желаем вам успехов, и помните: несоответствие двух адресов не является нарушением закона. Закон будет нарушен тогда, когда вы об этом не сообщите «нужным» органам, что не должно вызвать непреодолимые сложности на практике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *