Авторское право фотографа

ДОГОВОР АВТОРСКОГО ЗАКАЗА

с фотографом (с условием об отчуждении заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано фотографом; предусмотрена выплата аванса)г. «» 2020 г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и гр. , паспорт: серия , № , выданный , проживающий по адресу: , именуемый в дальнейшем «Фотограф», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

Следующие термины, которые используются в настоящем Договоре, означают:

1.1. Фотография – визуальное изображение на бумажном, прозрачном, электронном носителях любого формата. Требования к Фотографиям:

  • особо сложные (наиболее сложные, средней сложности) художественные фотоработы произведений искусства и объектов высокой художественной и исторической ценности, а также уникальных произведений искусства;
  • при выполнении художественных фоторабот Фотограф разрабатывает и использует уникальную методику;
  • фотографии оформляются с пояснениями по решению вопросов светового оформления фотокомпозиций;
  • фотографии макро- и микросъемки;
  • высокохудожественная съемка музейных экспонатов;
  • безупречное качество высокодинамичных событий и процессов.

1.2. Произведение – фотография, созданная Фотографом, далее именуемое произведение. Произведение будет впервые обнародовано путем в Российской Федерации в .

1.3. Возникновение авторских прав — для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

1.4. Материальный носитель – произведение после создания передается Заказчику на . Материальный носитель произведения передается Заказчику в собственность.

1.5. Момент перехода права на произведение – произведение и исключительное право на произведение переходят от Фотографа к Заказчику в момент передачи его по акту (договором может быть предусмотрено иное).

1.6. Фотограф – физическое лицо, творческим трудом которого будет создано произведение. Фотограф является автором.

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

2.1. Фотограф обязуется по заказам Заказчика создавать обусловленные настоящим договором произведения и одновременно с передачей каждого такого произведения передать Заказчику в полном объеме исключительное право на вновь созданное произведение. Заказчик выплачивает Фотографу вознаграждение, размер которого определен настоящим договором.

2.2. При этом Заказчику будут переданы следующие права:

2.2.1. Использования произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, в частности:

  1. воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;
  2. распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
  3. публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
  4. экспорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  5. сообщение в эфир, то есть сообщение (показ) произведения для всеобщего сведения по телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;
  6. сообщение по кабелю, то есть сообщение (показ) произведения для всеобщего сведения по телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;
  7. переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки и тому подобного);
  8. доведение произведения до всеобщего сведения (показ) таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

2.2.2. На распоряжение произведением. Заказчик сможет по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование произведения. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

2.2.3. На неприкосновенность произведения.

2.3. За Фотографом сохранятся неотчуждаемые права.

2.4. Фотограф обязуется по просьбе Заказчика оказывать ему всемерное содействие в использовании произведения после его передачи.

2.5. Произведение Заказчику необходимо для .

2.6. Все расходы по созданию и передаче произведения Фотограф несет за счет вознаграждения (договором может быть предусмотрено иное).

2.7. Заказ на создание произведения Заказчик оформляет в соответствии с формой, приведенной в Приложении №1. После оформления заказа такая заполненная форма становится неотъемлемой частью настоящего договора. Каждый заказ оформляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами. Фотограф также обязуется следовать устным указаниям Заказчика, касающимся выполнения заказов.

2.8. По готовности произведения к передаче Фотограф извещает Заказчика об этом и в условленный Приложением №1 срок передает произведение по акту. Заказчик рассматривает представленное произведение и извещает Фотографа либо о принятии произведения, либо о непринятии и о необходимости внесения поправок и доработок, с указанием требуемых исправлений и сроков исполнения. При получении указаний Заказчика о внесении поправок и доработок Фотограф обязуется в согласованные сроки внести требуемые исправления и повторно представить произведение.

2.9. Принятое произведение распечатывается в двух экземплярах, и на нем проставляются отметки о передаче, подписи сторон, даты. Фотограф передает Заказчику исключительное право только на то произведение, которое было принято в вышеуказанном порядке.

ГАРАНТИИ СТОРОН

3.1. Фотограф гарантирует:

  • он будет являться единственным автором;
  • на момент вступления в силу настоящего договора Фотографу ничего не известно о правах третьих лиц, которые могли быть нарушены созданием произведения и отчуждением исключительных прав на него по настоящему договору;
  • в ходе исполнения настоящего договора исключительные права на произведение не будут отчуждены, заложены, переданы по лицензионным договорам иным лицам;
  • на момент заключения настоящего договора Фотограф дееспособен, действует в своем интересе без принуждения.

3.2. Заказчик гарантирует соблюдение законных интересов и неотчуждаемых прав Фотографа.

ПЛАТЕЖИ

4.1. За созданное произведение и переданные Заказчику исключительные права на него Заказчик уплачивает Фотографу вознаграждение в размере рублей.

4.2. В счет платежей, предусмотренных в п.4.1, Заказчик выплачивает Фотографу аванс в размере рублей в течение дней с момента заключения договора.

4.3. Окончательные расчеты по оплате вознаграждения, предусмотренного в п.4.1, Заказчик производит в течение дней с момента передачи ему произведения и исключительных прав на него.

4.4. Все сборы, налоги и другие расходы, связанные с заключением и выполнением настоящего договора, стороны несут самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. Сторона, которая не выполнила обязательства по договору, обязана возместить другой Стороне причиненные ей убытки.

5.2. За нарушение сроков передачи произведения и документации, установленных п.2.9 настоящего договора, Фотограф уплачивает Заказчику неустойку в размере рублей.

5.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения настоящего договора, за которое Фотограф несет ответственность, Фотограф обязан возвратить Заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку в сумме рублей. При этом общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного Заказчику.

5.4. За нарушение неотчуждаемых авторских прав Заказчик уплачивает Фотографу неустойку в размере рублей.

5.5. Ответственность фотографа по настоящему договору ограничена суммой реального ущерба, причиненного Заказчику (договором может быть предусмотрен меньший размер ответственности Фотографа). Размер возмещения убытков и договорных неустоек, о которых может заявить Фотограф из-за различных нарушений Договора Заказчиком, не должен в общей сложности превышать подлежащих выплате по п.4.1 договора сумм.

5.6. Уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают Сторону от исполнения обязательства в натуре.

5.7. Возмещение убытков в случае неисполнения обязательства и уплата неустойки за его неисполнение освобождают Сторону от исполнения обязательства в натуре.

ФОРС-МАЖОР

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы. Под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются обстоятельства, возникшие после заключения настоящего договора в результате событий чрезвычайного характера, которые Стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.К таким обстоятельствам чрезвычайного характера относятся: наводнение, пожар, землетрясение или иные явления природы, а также войны, военные действия, акты или действия государственных органов и любые другие обстоятельства вне разумного контроля Сторон.

6.2. При наступлении указанных в п.6.1 обстоятельств Сторона должна без промедления известить о них в письменной форме другую Сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также, по возможности, оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по настоящему договору и срок исполнения обязательств.

6.3. При прекращении указанных в п.6.1 обстоятельств Сторона должна без промедления известить об этом другую Сторону в письменном виде. В извещении должен быть указан срок, в который предполагается исполнить обязательства по настоящему договору.

6.4. Если Сторона не направит или несвоевременно направит извещение, предусмотренное в п.п.6.2 и 6.3, то она обязана возместить другой Стороне убытки, причиненные неизвещением или несвоевременным извещением.

6.5. Сторона, ссылающаяся на обстоятельства, указанные в п.6.1, должна в течение разумного срока передать другой Стороне по ее просьбе удостоверение торговой палаты или иной компетентной организации соответствующей страны о наличии этих обстоятельств.

6.6. В случаях, предусмотренных в п.6.1, срок выполнения обязательств по настоящему договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют такие обстоятельства и их последствия.

6.7. В случаях, когда указанные в п.6.1 обстоятельства и их последствия продолжают действовать более месяцев или когда при наступлении данных обстоятельств становится ясным, что они и их последствия будут действовать более этого срока, Стороны в возможно более короткий срок проведут переговоры с целью выявления приемлемых для них альтернативных способов исполнения настоящего договора и достижения соответствующей договоренности. При этом любая Сторона может отказаться от дальнейшего исполнения настоящего договора. В этом случае каждая Сторона обязана вернуть другой Стороне все полученное по настоящему договору. Убытки возмещению не подлежат.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

7.1. Заказчик гарантирует сохранение конфиденциальности в отношении содержания договора. Заказчик примет все необходимые меры для того, чтобы предотвратить разглашение договора без письменного согласия Фотографа. Обязательства по сохранению конфиденциальности лежат также на Фотографе.

7.2. Стороны также несут ответственность за нарушение конфиденциальности физическими и юридическими лицами, правовые отношения с которыми уже прекращены.

7.3. В случае разглашения сведений, содержащихся в произведении и документации, Заказчиком он возместит Фотографу понесенные в связи с этим прямые убытки. Такую же ответственность несет Фотограф.

7.4. Обязательства по сохранению конфиденциальности сохраняют свою силу и после истечения срока действия настоящего договора или его досрочного расторжения в течение последующих лет.

ЗАЩИТА ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПРАВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ

8.1. Если после заключения договора какое-либо третье лицо оспорит права Фотографа на произведение, то Стороны незамедлительно, после того как им станет об этом известно, предпримут совместные действия по защите прав Фотографа, а также осуществят другие мероприятия, связанные с выполнением договора.

8.2. В случае если к Заказчику будут предъявлены претензии или иски по поводу нарушения прав третьих лиц в связи с использованием авторских прав по настоящему договору, Заказчик известит об этом Фотографа. Заказчик по согласованию с Фотографом обязуется урегулировать такие претензии или обеспечить судебную защиту способами, предусмотренными ст. ст. 1250, 1252, 1253 ГК РФ. Понесенные Заказчиком расходы и убытки в результате урегулирования указанных претензий или судебных процессов будут распределены между Сторонами согласно договоренности.

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

9.1. В случае возникновения споров между Фотографом и Заказчиком по вопросам, предусмотренным настоящим договором или в связи с ним, Стороны примут все меры к разрешению их путем переговоров.

9.2. В случае невозможности разрешения указанных споров путем переговоров они должны разрешаться в судебном порядке.

СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА. УСЛОВИЯ ЕГО ИСПОЛНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ

10.1. Договор вступает в силу и становится обязательным для Сторон с момента его заключения.

10.2. Готовые произведения, создание которых предусмотрено настоящим договором, должны быть переданы Заказчику в срок до «»2020 г.

10.3. Продолжительность срока исполнения договора Стороны устанавливают с момента его заключения (п.10.1) до момента передачи произведений Заказчику (п.10.2) (договором может быть предусмотрено иное).

10.4. В случае, когда указанный выше срок передачи готовых произведений наступил, но произведения не готовы к передаче или не переданы, то Фотографу при необходимости и при наличии уважительных причин для завершения создания произведений и их передачи предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора (договором может быть предусмотрен более длительный льготный срок).

10.5. По истечении льготного срока, предоставленного Фотографу в соответствии с п.10.4 договора, Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от настоящего договора.

10.6. Заказчик также вправе отказаться от настоящего договора непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения (п. 10.2), если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора Заказчик утрачивает интерес к договору.

10.7. Односторонний отказ Фотографа от исполнения обязательства по созданию произведения и передаче исключительного права на произведение допускается до получения аванса в следующих случаях: .

10.8. Обязательство по созданию и передаче произведений может быть прекращено Фотографом в одностороннем порядке в случае ликвидации Заказчика.

10.9. Договор действует до окончания исполнения Сторонами обязательств.

10.10. Окончание срока действия договора не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение.

ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

11.1. К отношениям Сторон по тем вопросам, которые не урегулированы или не полностью урегулированы договором, применяется материальное право Российской Федерации.

11.2. Все изменения и дополнения к настоящему договору должны быть совершены в письменной форме.

11.3. Настоящий договор совершен в двух экземплярах – по одному экземпляру для каждой Стороны, причем оба текста имеют одинаковую силу.

ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

ЗаказчикЮр. адрес:Почтовый адрес:ИНН:КПП:Банк:Рас./счёт:Корр./счёт:БИК: ФотографРегистрация:Почтовый адрес:Паспорт серия:Номер:Выдан:Кем:Телефон:

ПОДПИСИ СТОРОН

Заказчик _________________ Фотограф _________________

Часто, публикуя свои фотографии, люди не знают всех принадлежащих им прав. Разобраться в вопросе защиты авторских прав мы сейчас и попробуем.

Согласно действующему законодательству, авторские права на фотографии принадлежат фотографу, он априори является автором и имеет все соответствующие права. Авторские права на фотографию подразделяются на две группы – имущественные и личные права. К личным авторским правам фотографа относят следующие: право авторства, право на имя, право на обнародование и на защиту репутации. Право авторства распространяется не только на саму фотографию, но и на ее отдельные детали. Присвоение права авторства считается гражданским правонарушением, а в некоторых ситуациях – даже уголовным преступлением, и преследуется законом. Право подписать фотографию своим именем или псевдонимом, либо анонимно выпускать ее в свет входит в понятие права на имя.

Авторским правом охраняются как негативы (черно-белые и цветные), слайды, цифровые имиджи, так и отпечатки с них. Если негатив или слайд утрачены, а отпечатки с них сохранились, то они охраняются «на правах оригинала». Это значительно повышает ценность таких фотоотпечатков. На Западе есть фотографы, уничтожающие негативы после создания первых пяти-десяти отпечатков. Их стоимость, из-за невозможности создания дополнительных копий, становится очень высокой.

В понятие права на обнародование фотографии входит право фотографа разрешить или отказаться довести фотографию до общественности. Этим правом можно воспользоваться один раз. Если, по каким либо причинам, фотограф решил отозвать свою фотографию после обнародования – он может воспользоваться правом на отзыв. После отзыва, эта фотография не должна использоваться и упоминаться как работа фотографа. Право на защиту репутации автора включает защиту фотографии от изменения: кадрирования, добавление или урезку отдельных деталей, изменения цветового решения фотографии и т.д. Такие изменения проводятся только с согласия самого автора.

К имущественным авторским правам фотографа относится право фотографа на запрет или разрешение использования фотографии через воспроизведение и распространение, а также публичный показ, тиражирование, продажа или бесплатная раздача экземпляров фотографии, ввоз фотографии на территорию страны. К имущественным также относится право на изменение фотографии, т.е. на ее переработку. Из этих имущественных прав существует отрегулированные законом изъятия, в которых указанны те случаи, когда фотографию могут использоваться свободно, без согласия автора.

Любая часть оригинальной фотографии охраняется авторским правом. Причем неважно, сколь малой эта часть является. Для использования части оригинальной фотографии, например, в фотоколлаже, с автором должен быть заключен договор. Если использование части снимка осуществляется без авторского договора, чем нарушается закон, то фотограф или иной владелец исключительных имущественных прав может требовать запрета незаконного использования и взыскания своих убытков или выплаты денежной компенсации.

Личные права неотделимы от авторских, а вот имущественные права могут быть переданы автором или перейти по закону к другим лицам — гражданам или организациям.

Скажем, пожилой фотограф на склоне лет решил передать свою фототеку городскому архиву за определенное вознаграждение. В этом случае, после заключения договора между частным и юридическим лицом, происходит передача имущественных прав архиву. Теперь архив вправе распоряжаться полученной фототекой, используя снимки, скажем, для выставок и публикаций. Однако, при этом личные права фотографа должны соблюдаться: под снимками воспроизводится фамилия автора. Имущественные права закрепляют за фотографом (или иным владельцем исключительных авторских прав) право разрешать или запрещать использование фотографии. При этом использованием считается воспроизведение и распространение экземпляров фотографий, их публичный показ, в том числе по телевидению. Разрешение на использование фотографии дается в устной или письменной форме. Такое разрешение есть авторский договор, в соответствии с которым пользователь получает часть имущественных и авторских прав.

Авторские права фотографа возникают с момент создания фотографии и продолжают действовать на протяжении всей жизни автора, а также в течении 50 лет после его смерти. Однако, фотографии созданные до 1968 года или ранее, уже не подлежат охране авторским правом, так как изменилось действующее законодательство.

Если фотограф выполняет фотографию по служебному поручению, данному организацией работодателем, то такая фотография попадает в особый правовой режим и считается «служебной». Личные авторские права фотографа на эту фотографию полностью распространяются, но имущественные права переходят работодателям, на весь срок действия авторского права самого фотографа. Дополнительная плата за такую фотографию, кроме заработной платы, не предусматривается.

К «служебным» относятся только те фотографии, которые были сделаны по служебному поручению. Если работодателем установлены «нормы отработки», то фотографии, сделанные сверх этой нормы, «служебными» не считаются. В законодательстве предусматривается заключение договора между работодателем и фотографом. В договоре оговариваются авторские права фотографа на «служебные» фотографии. Содержание такого договора регулируется самим фотографом и работодателем. Подобный договор может заключаться не только с одним, отдельно взятым, фотографом, но и с коллективом фотографов. Если такого договора не заключали, то фотограф не имеет права использовать «служебные» фотографии в личных целях.

Рекомендации по защите авторских прав на фотографии

Рекомендации предоставлены юристом Вадимом Колосовым

Старайтесь не передавать (даже заказчику) свои фотографии в формате RAW, а также иные исходные и рабочие файлы. Например, файл в формате Photoshopa (psd) может быть хорошим доказательством Вашей работы над фотографией.

Заносите в настройках фото-камеры данные о себе (поле owner / владелец, authour / автор и т.п.). Укажите данные таким образом, чтобы не составляло проблем установить Вашу личность. Как минимум: имя, фамилия и иная информация (например, адрес Вашего сайта или номер паспорта или др.).

На фотографиях, размещаемых в Интернете, а при возможности на всех иных своих фотографиях и при любых иных способах использования (в том числе при печати фотографий в журналах) размещайте на самой фотографии информацию об авторе. Принятый формат: © Имя-Фамилия Автора, Год первого опубликования (например, © Иван Иванов, 2008). Не лишним будет дать ссылку на свой сайт, особенно если Вы публикуете фотографии под псевдонимом. Обратите внимание, что ст. 1271 Гражданского кодекса оповещает об исключительном праве (это имущественные права авторов), поэтому в случае, если Вы создаете фотографию по заказу и передаете все права заказчику (передаваться могут только имущественные права), то заказчик может обоснованно возражать против указания Вас в копирайте (в качестве правообладателя), а указать себя. Вы же можете настаивать на указании Вас в качестве автора (по закону у Вас есть такое право – ст. 1265 Гражданского кодекса), тогда вместо значка копирайта (©) Вы можете указать «». Ст.1300 Гражданского кодекса предусматривает конкретный размер компенсации за нарушение неимущественных прав (удаление информации об авторстве или правообладателе), а ведь нарушители почти всегда удаляют или обрезают информацию об авторе и/или знак копирайта.

Здесь же применимы и такие общие способы защиты авторских прав, как: распечатка фотографий в большом формате – экспертиза может определить примерное время печати, а соответственно – установить Ваш временной приоритет – приоритет обладания фотографией в определенный период времени; нотариальное удостоверение; запись файлов на одноразовый финализированный диск; «регистрация» авторских прав в организациях по коллективному управлению авторскими правами; публикация фотографий в периодических и/или иных изданиях и др.

Имущественные права автора могут быть переданы только на основании договора о передаче прав. Использование фотографий третьими лицами без договора является незаконным и подлежит ответственности. Так, статья 1301 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность правообладателю (изначально фотографу, если права на использование фотографий не переданы им другим лицам) требовать компенсации в случае нарушения его исключительного права в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей. При этом согласно статье 1252 Гражданского кодекса РФ фотограф вправе требовать от нарушителя компенсацию за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуального деятельности (за каждое отдельное применение фотографии), либо за допущенное правонарушение в целом. Большое преимущество указания себя в качестве автора на фотографии заключается в том, что если кто-то использовал Вашу фотографию без Вашего разрешения, то по закону минимальная компенсация за такое нарушение авторских прав составит не 10 000, а 20 000 р. за одну (каждую) фотографию (хотя суд и не всегда рассматривает в качестве отдельного «случая» каждую фотографию)! Это значит, что фотограф может потребовать денежную компенсацию, как за каждое использование его фотографии, так и за совокупное использование фото.

Судебная практика

При обращении в суд за защитой авторских прав фотографа, последний должен доказать, что является автором фотографий, а также что именно ему принадлежат имущественные авторские права на фотографии, которые были незаконно использованы ответчиком.

Отмечаю, что в соответствии с законодательством, автором произведения считается гражданин, чье имя указано на оригинале или экземпляре произведения. То есть при подаче искового заявления фотографу необходимо представить распечатанные фотографии, на которых будет отмечено его имя.

И только если другая сторона оспаривает авторство, то должны быть представлены другие доказательства, подтверждающие, что фотографии сделаны именно истцом. Например, предоставление суду файлов с фотографиями в формате .RAW, который в основном используют профессиональные фотографы.

В то же время, обращаясь в суд необходимо доказать, что ответчик незаконно осуществил использование чужих фотографий. Например, если он разместил их на своем сайте в сети Интернет, то самым предпочтительным доказательством нарушения будет заверение нотариусом страниц сайта, на которых используются фотографии.

Несмотря на то, что обращаясь в суд, фотограф может самостоятельно определить размер компенсации, который он хотел бы взыскать с нарушителя, суд определяет такой размер на свое усмотрение, рассмотрев все доказательства, имеющиеся в деле и заслушав объяснения сторон.

При этом размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. Определяя размер компенсации, суд учитывает, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования фотографии, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений авторских прав именно данного автора, вероятные убытки фотографа, соразмерность компенсации последствиям нарушения и т.д.

Необходимо отметить, что в случае удовлетворения требований фотографа, суд должен взыскать с ответчика понесенные фотографом расходы, связанные с рассмотрением дела в суде. Сюда входит: оплаченная за обращение в суд госпошлина, оплата услуг нотариуса по заверению Интернет-сайта, оплата услуг юриста и другие расходы.

Часто задаваемые вопросы:

Правда ли, что охраняются лишь опубликованные фотографии?

Нет, это не так. Авторское право на фотографию возникает автоматически — с момента создания фотографии и выражения ее в объективной форме, доступной для окружающих. При этом неопубликованные фотографии охраняются также, как и опубликованные.Авторское право охраняет фотографию независимо от ее художественных достоинств. Конечно, слабая в художественном отношении фотография вряд ли станет использоваться. Однако, если она используется, то это может производиться только с соблюдением авторских прав.

Для обозначения своих авторских прав владелец исключительных авторских прав может поместить на фотографии знак охраны авторских прав. Знак состоит из следующих частей: буквы С, обрамленной окружностью, имени владельца исключительных авторских прав, времени первого выхода фотграфии в свет. Конечно, отсутствие этого знака не лишает фотографа авторских прав ни целиком, ни частично.

В каких случаях фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения?

Фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения исключительно в следующих случаях: — в изданиях, телепередачах и видеозаписях учебного характера может быть использована опубликованная фотография; — фотография может быть воспроизведена в обзоре текущих событий по телевидению; — фотография, опубликованная в прессе, может быть репродуцирована библиотекой или архивом по запросам отдельных граждан или в исследовательских целях; — фотография, помещенная в сборнике или периодике, может быть репродуцирована образовательным учреждением с целью показа во время проведения аудиторных занятий. Во всех остальных случаях использование фотографии допускается только с согласия фотографа и с выплатой вознаграждения.

Фотограф занимается репродукционной съемкой живописи и графики. Являются ли слайды — репродукции объектом охраны авторских прав?

Авторское право охраняет любые оригинальные, творческие фотографические произведения и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии. Задача фотографа, производящего фотосъемку произведения живописи и графики — добиться правильной цветопередачи, свойственной объекту съемки. Не более того. Для этого подбираются соответствующие свет и фотопленка, используются специальные приборы, определяющие цветовую температуру. Другими словами, задача фотографа, занимающегося репродукционной съемкой, не создать оригинальное авторское произведение, а добиться максимального соответствия снимаемому оригиналу. Поэтому не могут считаться оригинальными и не охраняются авторским правом так называемые «технические» фотографии: репродукции картин, графики, рисунков, гобеленов, мозаик, панно, витражей.

Дополнительная литература

В Российской Федерации все вопросы связанные с Авторским правом, подробно описаны в Четвёртой части Гражданского Кодекса РФ, глава 70.

18 июня 2017 Бизнес, Юридические вопросы

У любого сетевого контента есть автор, который может отстоять свои на него права. Особенно много споров возникает вокруг фотоконтента. Как защитить свои изображения, а какие можно спокойно использовать на своём сайте, рассказывает медиаюрист Маргарита Ледовских.

Совсем недавно я провела мастер-класс для журналистов в Челябинске. Обсуждали много вопросов, в том числе юридические риски использования фотографий в СМИ и интернете. И мне очень захотелось кратко, но ёмко рассказать про авторское право на фотографии и вообще изображения в интернете.

Какие фотографии охраняются авторским правом?

Ответ — любые. Авторским правом защищены все фотографии. Не важно, сделал их профессиональный фотограф или любитель. Наличие в изображении творческой составляющей, которая делает произведение объектом защиты, подтверждать не требуется. В судебной практике считается, что все фотографии создаются творческим путём.

Даже если планируется использовать только часть изображения в фотоколлаже, шапке сайта, рекламном баннере — обязательно следует получить на это согласие у автора снимка, а в идеале заключить с ним договор.

Когда чужие снимки использовать нельзя

Сначала опровергнем распространённые заблуждения о том, когда якобы можно использовать чужие снимки.

  • Если фотография выложена в интернете, то её можно свободно использовать.
  • Если под фотографией не указан автор, то её можно свободно использовать.
  • Если фотография выложена в соцсетях, её можно использовать.
  • Если вы наняли фотографа, например, на съёмку мероприятия, передача вам фотографий означает и передачу исключительных на них прав.
  • Оплата услуг фотографа по договору об оказании услуг является подтверждением передачи вам исключительных прав.

Еще раз повторюсь, что это распространённые заблуждения, то есть во всех этих случаях фотографии нельзя использовать, так как это будет нарушением авторского права, и могут последовать санкции.

Когда можно использовать фотографии, не нарушая авторских прав

Можно свободно использовать свои фотографии. Это самый очевидный случай.

Можно использовать фотографии, сделанные вашими работниками, если в рамках их трудовых функций на фото зафиксированы их обязанности, ведь исключительные права на снимки в данном случае принадлежат работодателю.

Можно использовать фотографии, если вам передали исключительные права по договору. Это может быть лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права. Если вы заказываете фотосъёмку по договору авторского заказа или возмездного оказания услуг, то необходимо, чтобы в документе отдельным пунктом или даже целым разделом была прописана передача исключительных прав. Для печатных СМИ законодательство отдельно предусматривает, что лицензионный договор может быть заключён в устной форме. Это действительно удобно, но помните, что в случае устного договора иногда бывает сложно определить, на каких условиях состоялась передача прав.

Использование фотографий из интернета

Вы не нарушите авторских прав, пользуясь сетевыми изображениями, если соблюдается хотя бы одно из нижеперечисленных условий.

  1. На сайте разрешается использование размещённых на нём фотографий по открытой лицензии. В этих случаях рекомендуем зафиксировать скриншотом, что фотография действительно была на этом сайте, а также текст открытой лицензии. Формальное указание на сайте на то, что можно использовать фотографии, не является открытой лицензией, но если выбирать между таким сайтом и сайтом, на котором нет подобной пометки или даже есть прямой запрет с угрозами судебного преследования, то лучше выбрать сайт, чей владелец даёт разрешение. Такое разрешение может быть прописано, например, в футере (нижней панели сайта).
  2. Фотографии размещены авторами в интернете на основе открытой лицензии Creative Commons. Это международная лицензия, которая всё шире используется в России. Кстати, вы можете её использовать и на своем сайте. Чтобы найти фотографии, которые размещены на условиях лицензии, можно просто ввести в поисковике «creative commons photo”.
  3. Цитирование фотографии. Гражданский кодекс допускает свободное использование произведений, если они цитируются для целей информационных, научных, полемических в объёме, оправданном целью цитирования. Обычно в судебной практике цитирование применяется в текстах. Однако в последнее время стали появляться решения судов, в которых прямо говорится, что цитирование фотографий также возможно. Надо сказать, что цитирование фотографий — это не то же, что взять чужую фотографию для иллюстрации своей статьи. Цитированием изображений будет считаться ситуация, если вы делаете, например, обзор блогов в интернете по какой-то тематике. И для того, чтобы наиболее полно показать читателю картину, вам надо процитировать не только текст, но и размещённые в соответствующих блогах фотографии. Также может быть признана цитированием фотографии следующая ситуация. Допустим, статья посвящается какому-то провокационному снимку. В этом случае может быть недостаточно его описания в материале, необходима и публикация фотографии, чтобы читателю было понятно, о чём идёт речь.
  4. Использование фотографии в образовательных целях. Если материал носит образовательный характер, например, для презентации к вебинару или тренингу, то в нём можно использовать фотографии других авторов. При этом не надо получать их согласие (заключать договор), достаточно указать имя фотографа и источник, откуда вы взяли фото.
  5. Бесплатные фотостоки. Если вы решили взять фотографии с фотостока, необходимо внимательно ознакомиться с пользовательским соглашением, размещённым на соответствующем ресурсе. Обратите внимание: часто бесплатные фотостоки вместо фотографий, на размещение которых получено согласие фотографа, размещают другие — найденные в интернете. В этом случае нет разницы, взяли вы картинку из Яндекса, или Гугл-поиска, или с такого фотостока — это будет нарушением.
  6. Платные фотостоки (фотобанки). Думаю, с покупкой фотографий в платных фотостоках и так всё понятно. Хотя здесь тоже надо обязательно ознакомиться с пользовательским соглашением, лицензионным соглашением и прочими правилами, так как даже при использовании купленных фотографий необходимо соблюдать требования владельца ресурса.

Немногие знают, что можно бесплатно получить фотографии даже с платных фотостоков, оформив подписку на небольшой срок, обычно — на неделю. За это время вы можете скачать достаточное количество фотографий, на какое-то время вам их точно хватит. А так как платных фотостоков великое множество, то можно использовать вначале один ресурс, потом другой, затем третий. При подписке вас попросят ввести данные банковской карты. Если вы вовремя не отмените подписку, по истечении бесплатного срока пользования ресурсом вас автоматически переведут на платный тариф, сняв с карты деньги. Поэтому обязательно внимательно изучите условия льготного или бесплатного скачивания изображений и поставьте себе напоминание об окончании подписки.

Как защитить свои фотографии

При публикации собственных фотоизображений — не важно, в печати или в интернете — не забывайте указывать имя автора и добавляйте к нему знак копирайта. Так все, кто увидит изображение, будут проинформированы о его владельце.

У автора должен сохраняться полный снимок — необрезанный, в максимальном разрешении. Размещать или передавать в печать следует варианты меньшего разрешения либо с обрезанными краями, чтобы публикуемое изображение отличалось от исходного.

4 способа доказать факт нарушения авторских прав на фотографию

Нарушение авторских прав в отношении фотографий необходимо зафиксировать. Добиться сатисфакции вы сможете, только предоставив в суд доказательства нарушений. В качестве доказательств, которые примет суд, можно применить следующие способы.

  • Сделать скриншот или видеозапись несогласованного размещения, который покажет факт нарушения.
  • Обратиться к нотариусу — он удостоверит контент сайта, использовавшего ваши снимки, в протоколе осмотра сайта. Такой документ будет в суде неоспоримым доказательством. Но этот способ потребует расходов.
  • Привлечь свидетелей. Их показания тоже используются, хоть и редко, в судебных разбирательствах дел об авторских правах. Свидетели могут подтвердить факт распространения информации, даты публикации снимков сторонними ресурсами и прочие факты.
  • Предъявить материал, размещённый в интернете, во время заседания в суде. Если нарушитель к моменту разбирательства не удалит спорный материал с вашими фото.

Обращение к нотариусу для защиты авторских прав на фотографии

Юридически эта процедура называется «удостоверением содержания сайта в сети Интернет по состоянию на определенный момент времени».

Удостоверение контента вашего сайта у нотариуса не является обязательной процедурой. Но если вы хотите обеспечить доказательства того, что именно вами размещены определённые фотографии, можно обратиться к нотариусу и заверить не только содержание сайта (тексты, фото, видео), но и его дизайн, если он был сделан для вас индивидуально. Так вы получите подтверждение ваших авторских прав на опубликованные фотоснимки и остальной контент на конкретную дату.

Заранее побеспокойтесь о том, как обезопасить свой веб-ресурс, не дожидаясь нарушений ваших авторских прав со стороны прочих интернет-пользователей!

Маргарита Ледовских, медиаюрист, руководитель проекта о правовом регулировании Интернета «Право в сети»

Группа ВКонтакте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *