Что дает депутатская неприкосновенность?

Профессор Александр Гусев в программе «Право голоса» с Романом Бабаяном на канале ТВ Центр www.tvc.ru/ 01.03.2013 года
Депутатская неприкосновенность — одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в который избран депутат. Это не освобождение депутата от юридической ответственности, а особый порядок ее применения с целью оградить депутата от необоснованного преследования, ограничения или ущемления его прав.
Парламентская неприкосновенность — старейшая парламентская гарантия в Европе. Она возникла когда-то для того, чтобы защитить представителей народа от произвола власти, тогда еще — королевской. При разумном ее применении она не является ни привилегией, ни льготой. Она — один из важных инструментов парламентария, у которого, помимо принятия законов, есть две основные задачи: контроль над исполнительной властью и защита прав граждан. Занимаясь этим, депутат очень часто вступает в конфликт с различными должностными лицами, в том числе и теми, кто по должности или в силу иных причин может влиять на действия правоохранительных органов.
Страна, в которой депутаты как бы не являются существами неприкосновенными — Индия. Dejure неприкосновенности нет, а defacto есть.
Почти как в Великобритании. Там принцип парламентской неприкосновенности законодательно не закреплен, но существует де-факто. Британские юристы считают, что права члена парламента охраняются «в достаточной мере» — высоким авторитетом спикера, мнение и согласие которого всегда запрашивается судебными органами, если они намереваются привлечь к уголовной ответственности парламентария.
Институт депутатской неприкосновенности практикуется почти во всех странах мира, хотя в каждом случае есть свои особенности. В ряде стран депутаты защищены от ареста и уголовного преследования лишь на время парламентской сессии (Бельгия, США, Ирландия, Норвегия, Филиппины).
Есть страны, в которых депутатская неприкосновенность распространяется на срок сессии плюс 40 дней перед ее началом и по ее окончании (Австралия, Великобритания, Индия, Канада), иногда — на весь срок действия мандата (Украина, Бразилия, Египет, Германия, Испания, Италия, Мексика, Шри-Ланка, РФ).
В большинстве стран возможность уголовного преследования депутата, его досмотр, обыск или любое ограничение личной свободы возможны только с санкции соответствующей палаты парламента. Существуют также государства, в которых решение о лишении неприкосновенности принимает руководство парламента или его отдельные органы, во время сессии или между сессиями (бюро палаты парламента во Франции; спикер палаты в Великобритании).
В некоторых странах в виде исключения депутат может быть задержан, если будет застигнут на месте совершения преступления (в Германии также в течение следующего дня). Лишены специальной правовой защиты от уголовного преследования и ареста депутаты в Австрии, где члены национального совета могут быть подвергнуты официальному преследованию за уголовно наказуемые деяния в том случае, если это не связано с политической деятельностью данного депутата.
В Индонезии и Аргентине депутат не может быть лишен неприкосновенности ни при каких обстоятельствах.
Следует отметить, что большинство россиян (84%) полагают, что отмена депутатской неприкосновенности может способствовать более эффективной борьбе с коррупцией (56%- «безусловно, да», 29% — «скорее да»). Лишь 7% заявляют, что подобная мера либо скорее не повлияет на борьбу с коррупцией (5%), либо, безусловно, не окажет на нее никакого положительного воздействия (2%).Такие данные публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании результатов опроса 1600 человек, проведенного в 42 регионах России.
Уверенность в том, что отмена депутатской неприкосновенности положительно скажется на борьбе с коррупцией, наиболее характерна для тех, кто поддерживает демократические партии («Правое Дело» и «Яблоко») и для сторонников КПРФ (по 91%).
С ними чаще солидарны жители Центрального и Сибирского федеральных округов (по 88%), а также москвичи и петербуржцы (91%). Сторонники ЛДПР, напротив, чаще других выражают мнение, что подобная мера никакого влияния не окажет (14%). К аналогичному мнению также наиболее склонны уральцы (18%). Поддерживают такую точку зрения и жители крупных, средних и малых городов (8-10%).
Чем выше уровень образования россиян, тем чаще они заявляют, что упрощение порядка привлечения к уголовной ответственности депутатов даст положительный эффект в борьбе с коррупцией: так, среди опрошенных с начальным или неполным средним уровнем образования доля таких респондентов составляет 82%, а среди тех, кто имеет неполное или полное высшее образование — 88%.
ТВ Центр www.tvc.ru/

Последнее обновление: 26.03.2015 г.

Генпрокуратура РФ направила в Госдуму запрос о лишении депутатской неприкосновенности Ильи Пономарёва, который уже более полугода проживает в США. По словам спикера ГД РФ Сергея Нарышкина, Пономарёва подозревают в причастности к растрате $750 000 фонда «Сколково».

Запрос о лишении депутатской неприкосновенности Ильи Пономарёва может состояться на пленарном заседании 7 апреля.

Что такое депутатская неприкосновенность?

В соответствии с основным законом РФ, депутатская неприкосновенность — это особый статус членов законодательной власти, который может оградить их от гражданского и уголовного преследования, но не освободить от юридической ответственности в случае преступления.

Депутатская неприкосновенность парламентариев закреплена в статье 98 Конституции РФ. Ею в течение всего срока полномочий обладают депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. Неприкосновенностью также пользуются депутаты региональных законодательных собраний.

Зачем депутату нужна неприкосновенность?

Депутатская неприкосновенность обеспечивает депутату защиту от репрессивных мер со стороны исполнительной власти или частных лиц. По сути, эта гарантия неприкосновенности личности парламентария как члена представительного и законодательного органа. Иммунитет обеспечивает повышенную защиту парламентария в силу осуществляемых им государственных функций.

Что предусмотрено депутатской неприкосновенностью?

Правоохранительные органы не имеют права задерживать, арестовывать, обыскивать (если, конечно, депутат не был задержан на месте преступления) или допрашивать парламентария без согласия Государственной Думы, кроме случаев задержания депутата на месте преступления. Также нельзя проводить личный досмотр, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность распространяется на дома, офисы, автомобили, телефоны, документы, багаж и переписку народных избранников (ст. 19 Федерального закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 1994 г. в редакции 1999 г.).

Если депутат Госдумы или член Совета Федерации оказался причастным к уголовному или административному делу, то следователь в трёхдневный срок должен сообщить об этом Генпрокурору РФ. Если правонарушение каким-либо образом связано с работой в статусе парламентария, то Генпрокурор в течение недели должен обратиться в Госдуму или СФ и потребовать лишить депутата статуса и неприкосновенности.

Депутата нельзя привлечь к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, другие действия, кроме случаев, когда депутат допускает публичную клевету, оскорбления и иные нарушения, связанные с депутатской деятельностью.

Как лишить депутата Госдумы неприкосновенности?

Лишение иммунитета происходит по представлению Генпрокуратуры. Совет Федерации или Госдума рассматривают соответствующие обращения, принимают решение и в течение 3 дней оповещают об этом прокурора.

Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания РФ дать согласие на лишение члена Совета Федерации или депутата неприкосновенности исключает производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении.

В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Госдумы, в отношении которых внесено представление о лишении депутатской неприкосновенности.

Депутатская неприкосновенность

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ — одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в который избран депутат. Д.н. — это не освобождение депутата от юридической ответственности, а особый порядок ее применения с целью оградить депутата от необоснованного преследования, ограничения или ущемления его прав.

Депутат ГД не может быть привлечен к уголовной ответственности, административной ответственности, налагаемой в судебной порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу, без согласия ГД, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей.

По ФЗ РФ от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» неприкосновенность депутата распространяется на его жилье, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Однако КС в постановлении от 20 февраля 1996 г. записал, что следует считать не соответствующими Конституции РФ положения Закона о Д.н. в отношении поступков, не связанных с осуществлением депутатской деятельности.

Авакьян С.А.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *