Что делать если притерли машину?

Ситуация, увы, достаточно типичная. В городах тесно, внимание рассеяно, да и с чувством габаритов у многих водителей не очень хорошо. Что же делать, если вы обнаружили автомобиль с повреждениями от чужой неаккуратности? Алгоритм действий будет зависеть от массы обстоятельств.

Вариант 1

Вы обнаружили не только автомобиль, но и виновника, который честно дождался вас на месте ДТП.

Убедитесь, что горе-водитель вызвал сотрудников ГИБДД или вызовите их сами. Уточните, есть ли у виновника страховка ОСАГО, сфотографируйте его машину так, чтобы было видно ее номера. Зафиксируйте ФИО и контактные данные виновника. После, не дожидаясь прибытия дорожной полиции, в принципе, если уж очень надо, можете уезжать. По закону, ожидать сотрудников ГИБДД обязан тот, кто в момент столкновения управлял автомобилем. Впрочем, уезжать я категорически не рекомендую, но об этом чуть позже. Если решили инспекторов дождаться, то наберитесь терпения и не возмущайтесь, что их так долго нет. Сотрудники ДПС обязаны прибыть на место ДТП немедленно только в том случае, если есть пострадавшие.

Вариант 2.

Вы обнаружили поврежденный автомобиль, а виновника на месте нет – он скрылся.

Конечно, если царапина незначительная и не будет после каждой мойки авто «мозолить вам глаза», можете уезжать по своим делам. Ну а если все намного серьезнее, то вызывайте ГИБДД. После приезда инспекторов и оформления ДТП запасайтесь временем на собственное расследование: осмотрите место ДТП на наличие камер, поинтересуйтесь у администрации магазина, имеются ли у них видеокамеры, направленные на парковку, где стоял ваш автомобиль.

Обратите внимание на рядом припаркованные машины — нет ли у них работающих видеорегистраторов (это нужно сделать в первую очередь, еще до приезда ГИБДД). Осмотрите повреждения на наличие посторонней краски, обратите внимание, насколько высоко или низко они находятся. Вероятно, по цвету, месту и форме повреждений можно определить, какая машина зацепила ваш автомобиль.

После оформления аварии обратитесь в несколько автосервисов в районе, в котором находится место ДТП, поговорите с мастерами на предмет обращения к ним в ближайшее время для ремонта (покраски) автомобиля, который, вероятно, поцарапал вашу машину. Если тем или иным способом удалось установить виновника ДТП, отправляйтесь в территориальный отдел ГИБДД.

Вариант 3.

Вашу машину задели у дома.

Вызывайте местного участкового, а дальше действуйте по такому же алгоритму, что и во втором варианте. Так же проверяем наличие видеорегистраторов в припаркованных рядом автомобилях, обращаемся в автосервисы. Помимо этого наклейте объявление на подъезде и обойдите соседей (может, кто видел, выходил на балкон или рядом проходил).

Примечание: во дворе дома вызывайте участкового, а не ГИБДД, только в том случае, если ваша машина была припаркована не на дороге, а на внутридворовом проезде. ГИБДД необходимо вызывать, если автомобиль стоял на обочине улицы или на прилегающей парковке, которая, согласно ПДД, также является частью дороги.

Вариант 4.

Вашу припаркованную машину водитель или пассажир рядом стоявшего авто задел дверью, да так, что царапины избежать не удалось.

Такой случай не будет являться ДТП, так как дорожно-транспортным происшествием является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства.

Поэтому в данной ситуации можно действовать двумя способами. Первый — договориться, то есть обозначить виновнику примерную сумму устранения повреждений автомобиля с просьбой выплатить ее здесь и сейчас. Если же спор на месте урегулировать не удалось, то действуем в рамках правового поля. Сфотографируйте повреждения вашего авто, зафиксируйте все данные виновника (ФИО, адрес, паспорт, права, номер машины) и вызывайте участкового.

Вариант 5.

Вы сами случайно задели припаркованный рядом автомобиль и уехали, но вас нашли.

В этом случае, только уже в суде, вам придется доказать, что вы даже не подозревали о случившемся ДТП и уехали не для того, чтобы скрыть факт своего участия в ДТП, а потому наказывать вас не за что. Однако на практике судьи редко верят подобным свидетельствам и все равно лишают прав.

А теперь более подробно об оставлении места ДТП. Почему нельзя оставлять место ДТП?

Напомню, что оставление водителем места ДТП в соответствии с частью 2 статьи 12.27 КоАП влечет за собой лишение водительского удостоверения на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Поэтому старайтесь никогда не оставлять место дорожно-транспортного происшествия. При этом неважно, управляли вы своим автомобилем в момент столкновения или нет. Даже если вы чуть-чуть шаркнули стоявшую машину, в результате оставшись торчать в проезде, блокируя и сам проезд, и несколько припаркованных машин, вы сможете покинуть место ДТП, припарковавшись рядом для вызова ГИБДД только после того, как сфотографируете место столкновения и нарисуете схему. Даже если вас со свистом обогнал другой автомобиль, осыпав при этом гравием, разбив вам фару и лобовое стекло, а через сто метров – пост ГИБДД, ни в коем случае не доезжайте до поста, иначе завтра вы уже будете без прав. Фиксируйте на фото место аварии и вызывайте ДПС.

Почему же наказание за оставление места ДТП такое суровое? Да потому что статья административного Кодекса подразумевает желание скрывшегося избежать ответственности и не понести наказания, поскольку, выражаясь юридическим языком, субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ характеризуется виной в форме умысла. Поэтому-то в случае оставления места ДТП вам и придется доказывать, что у вас вовсе и не было никакого умысла избежать ответственности.

И лишь в единственном случае вы не понесете наказание – если есть пострадавшие, которых вы, покинув место ДТП, повезли в ближайшее лечебное учреждение.

Получается, что одной из причин таких ситуаций не в пользу водителей является пробел в законодательстве. Было бы совсем неплохо прописать нюансы применения этой статьи Кодекса. Но кому нужно невнятную формулировку закона делать прозрачной? Отдельным коррумпированным представителям власти гораздо выгоднее использовать ее в своих целях.

Одной из особенностей судебной практики по оставлению места ДТП является то, что в подавляющем большинстве случаев судьи назначают водителям наказание именно в виде лишения прав, при этом избегая наказания в виде административного ареста.

Многие водители, для которых автомобиль является средством заработка, справедливо негодуют: лучше уж получить наказание в виде ареста на 15 суток, чем быть лишенным водительского удостоверения на полтора года и в результате потерять работу. Однако к таким доводам водителей судьи не слишком прислушиваются, оставляя их без внимания.

Спасибо за внимание с уважение Антон ( D1oR41k)

Фото: drive2.ru / grafzoll

Что делать, есть задел чужую машину во дворе

Адвокаты объяснили, что в такой ситуации, даже когда автомобилист не нанес серьезного ущерба и, как уверяет, не имел злого умысла покинуть место ДТП, ему все равно грозит лишение прав. С точки зрения закона в этой ситуации важен факт оставления места аварии, а не ее характер.

«У сбежавшего водителя может быть при себе оружие, наркотики, он может быть в розыске. Законодатель исходит из того, что если автомобилист уезжает, значит, у него были на это какие-то причины, — уточнил адвокат Александр Леманн. — Говоря об описанном происшествии, это стопроцентное лишение прав. Водитель не имеет права не заметить, что попал в ДТП, он не может проигнорировать, что причинил вред другим участникам движения. Объяснение «не заметил» и «ущерба нет» здесь не работает. Если вы не чувствуете, что устроили аварию, то есть повод задуматься, а насколько успешно вы прошли медкомиссию для получения прав. Здесь водитель сам до конца не уверен, что произошло, но суды на такое положение дел смотрят однозначно: притирать чужие машины нельзя».

Однако адвокат при это добавил, что если соприкосновение машин оказалось бы настолько незначительным, что никаких следов не осталось и все происходило бы на максимально низкой скорости, то в суде можно было бы поставить вопрос об отсутствии умысла. У попавших в такую ситуацию водителей есть все шансы переквалифицировать дело на более легкую ч.1 ст. 12.27 КоАП, которая влечет только штраф в 1 тыс. рублей.

«В таком случае можно доказать, что человек не был осведомлен о том, что совершил ДТП и у него не было умысла сбегать, нарушая законные интересы третьих лиц, — объяснил эксперт. — В моей практике есть случаи, когда суды идут навстречу и действительно переквалифицируют дела».

Автосервисы Autonews Россия, Москва, Боровское шоссе, 6к3 Полировка кузова от 2000₽ Удаление вмятин от 1000₽ Покраска бампера от 6500₽

По словам адвоката, если водитель точно уверен, что никого не задевал и жалоба оппонента не обоснована, придется доказывать это в суде. Важно понимать, что сотрудники ГИБДД имеют право в такой ситуации определить возможного виновника — сравнить характер притертостей и указать это в протоколе. Но это еще не конечная инстанция. Если не найдется свидетелей и отсутствуют записи с камер, то можно заказать проведение экспертизы и поставить перед экспертами вопросы о том, соответствует ли характер повреждений сложившейся дорожной ситуации и могли ли повреждения обрадоваться в результате контакта конкретных транспортных средств. Нередко такие экспертизы показывают, что характер повреждений не сопоставим с имеющимися на двух автомобилях.

С этим мнением согласен адвокат Марат Аманлиев — если водитель уверен, что не задевал чужой автомобиль, необходимо настаивать на проведении экспертизы.

«На пальцах вину в таких случаях устанавливать нельзя», — резюмировал юрист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *