Что такое вшк в школе?

Внутришкольный контроль ( в помощь начинающему завучу)

«Методы, формы, виды внутришкольного контроля»

Овчаренко Елена Николаевна

заместитель директора по УВР

ст-ца Калниболотская

Новопокровский район

Краснодарский край

Контроль – важнейшая управленческая задача. Внутришкольный контроль — всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.

Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Контролировать может только тот, кто знает, что должно быть, и своевременно делает это знание достоянием других.

Цель контроля: — не «поймать», «уличить», «схватить»; а в том, чтобы выработать желаемую линию поведения, определенный образ действии, т.е. контроль предполагает сравнение не только результатов с целью, но и самого процесса с желаемым его состоянием. Контроль направлен на помощь, на выявление положительного, коррекцию настоящего в соответствии с (будущим) планируемым. При таком подходе исчезают страхи. В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения.

Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.

Контроль – процесс, обеспечивающий достижения организацией поставленных целей.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактических достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Почему необходим контроль?

1. Наличие неопределенности в планах и организационных структурах (изменение законов, социальных ценностей, технологий, условий и пр. переменных дисциплин окружающей среды; человеческий фактор).

2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций (возможность ошибок и недочетов при сборе информации, анализе, планировании и пр.).

3. Поддержание успеха.

4. Взаимосвязь контроля со всеми функциями управления.

Цель внутришкольного контроля — дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям, что, в свою очередь, приведет к совершенствованию деятельности образовательного учреждения, повышение мастерства учителей, улучшение качества образования в школе.

Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремлённым. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении совета, методических объединений, кафедр, творческих групп и др.

2. Принципы внутришкольного контроля:

— предупредительный характер,

— планомерность,

— обоснованность,

— всесторонность,

— системность (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается),

— теоретическая и методическая подготовленность.

В современной теории внутришкольного управления выделяют принципы эффективного внутришкольного контроля:

— стратегической направленности контроля;

— соответствия делу (адекватность методов внутришкольного контроля его объекту и ситуации);

— соответствия нормативам ;

— контроля по критическим точкам;

— существенных отклонений;

— действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации);

— своевременности, простоты и экономичности контроля.

Кроме того можно выделить ряд принципов с позиций гуманистического подхода в управлении образованием:

принцип поиска позитивного. Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным;

принцип контроля за достижением цели. Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быть нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения;

принцип активной позиции педагога к системе внутришкольного контроля: перевод внешнего контроля на внутренний уровень: взаимоконтроль и самоконтроль;

принцип гласности и открытости контроля. Результаты контроля – как позитивные, так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям.

Вид контроля — это совокупность форм контроля, проводимых с определенной целью. Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для контроля.

  • практике школ исходя из целей проведения можно выделить два вида контроля:

тематический и фронтальный.

Тематический контроль проводится в течение всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного элемента объекта управления (уровень ЗУН учащихся, качество работы учителя, классного руководителя, соответствие содержания работы М/О заявленной теме, качество работы кружков и факультативов, проведения индивидуальных занятий, соблюдения техники безопасности на уроке и т.д.).

По результатам тематического контроля оформляется справка, проводятся собеседования, совещания.

Фронтальный контроль проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная работа и т.д.) или отдельного подразделения школы (параллели классов, М/О, службы).

Форма контроля — это способ организации контроля.

По периодичности проведения контроль может быть: входной (в начале учебного года за курс предыдущего);

предварительный (перед проведением итоговых контрольных работ, перед экзаменами в выпускных классах, проверка готовности школы к новому учебному году);

текущий (после изучения темы, результаты работы ОУ за четверть, полугодие); промежуточный (аттестация на конец года в переводных классах); итоговый (экзамены в выпускных классах — 9-е, 11-е классы, результаты работы ОУ за год). При способе организации контроля по проверяемым объектам в образовательных

учреждениях применяют шесть различных форм контроля:

— персональный;

— классно-обобщающий;

— предметно-обобщающий;

— тематически-обобщающий; — обзорный; — комплексно-обобщающий.

Таблица 1

Содержание форм контроля

Форма контроля

Вид контроля

фронтальный

тематический

1. Персональный

Контроль за работой одного учителя по

Контроль за работой одного учителя (классного

контроль

всем вопросам образовательной деятель-

руководителя) по определенной теме (продуктивность

ности (проводится при аттестации

преподавательской деятельности, методический

учителя)

уровень учителя в целом или какой-либо стороны его

деятельности, например, уровня требования к знаниям

учащихся и т.п.) или конкретного учащегося

(одаренные, «трудные» и т.д.)

2. Классно-

Контроль за деятельностью учителей,

Контроль за учащимися целого класса по какой-то

обобщающий

классных руководителей, воспитателей,

одной теме или изучение состояния конкретного

контроль

работающих в одном классе (в одной

вопроса (например, контроль группы учителей по

параллели) + выполнение родительских

изучению дозировки домашнего задания в одном классе

обязанностей в воспитании + уровень

и т.п.)

ЗУН (срез) + работа служб в данном

классе и т.д.

3. Предметно-

Контроль за формированием системы

Контролю подвергаются учителя, ведущие один

обобщающий

знаний, умений и навыков у учащихся по

предмет по конкретной теме (проблеме)

контроль

конкретному предмету, изучение

вопросов преемственности в обучении и

др. (например, контролируются учителя,

ведущие один предмет с 5-го по 11-й

класс)

4. Тематически-

Контроль за работой учителя на каждом этапе обучения

обобщающий

(например, по вопросу развития познавательной

контроль

самостоятельности или формирования личности

учащихся в целом)

5. Обзорный

Контроль за отдельными вопросами обра-

контроль

зовательной деятельности в целом (со-

стояние школьной документации; состоя-

ние трудовой дисциплины учителей; со-

стояние учебно-технического оборудова-

ния; состояние учебных кабинетов на

конец учебного года; обеспеченность

учащихся учебной литературой и др.)

6. Комплексно-

Контроль за состоянием вопросов в ком-

обобщающий

плексе для параллели классов (уровень

контроль

знаний и воспитанности учащихся парал-

лели, качество преподавания в параллели,

качество работы классных руководи-

телей параллели, выполнение родитель-

ских обязанностей в параллели и др.)

Все перечисленные в таблице 1 формы контроля находят свое практическое применение через методы контроля.

Метод контроля — это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.

Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

  • наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать);

  • анализ (разбор с выявлением причин, определение тенденции развития):

  • беседа (деловой разговор на какую-либо тему с участием слушателе» в обмене мнениями);

  • изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо);

  • анкетирование (способ исследования путем опроса);

  • хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнения повторяющихся операций);

  • устная или письменная проверка знаний (испытание для выявления уровня обученности)

Исходя из вышесказанного структуру процессов контроля можно представить следующим образом:

Схема 1

Структура процессов внутришкольного контроля

По периодичности контроля

Входной Предварительный Текущий Промежуточный Итоговый

По виду контроля

Тематический

Фронтальный

Классно-

Тематически-

Предметно-

Комплексно-

Персональный

Обобщающий

обобщающий

обобщающий

обобщающий

обобщающий

По методам контроля

Беседа

Проверкадокументации

Проверказнаний(устная,письменная)

Анализ

Анкетирование

Хронометраж

Все виды контроля завершаются разработкой предложений по устранению выявленных недостатков. Эти предложения должны быть направлены на улучшение образовательной деятельности и соответствовать реальным возможностям образовательного учреждения.

Объекты внутришкольного контроля

Объектами внутришкольного контроля являются следующие виды образовательной деятельности:

Схема 2

Структура образовательной деятельности учебного заведения

Обеспечение ОД

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учебно-воспитательная работа

Учебно-методическое

Психологическое

Внеурочная учебно-воспитательная

Медицинское

Метериально-техническое

работа

Информационное

Методическая работа

Охрана труда и техника безопасности

Экспериментальная и научно-

исследовательская работа

Учебно-воспитательная работа является основным видом образовательной деятельности учебного заведения. Она включает организацию и проведение всех видов учебных занятий, оценку уровня теоретической и практической подготовки учащихся при текущем и итоговом контроле, соблюдение учителями требований нормативных актов Министерства образования РФ при работе с учащимися и со школьной документацией.

Основными документами, непосредственно регламентирующими учебно-воспитательную работу в учебном заведении, являются учебные планы и учебные программы, разрабатываемые на основе государственных образовательных стандартов и квалификационных требований к выпускникам.

Основными элементами контроля учебно-воспитательной работы являются (схема 3):

  • выполнение всеобуча;

  • состояние преподавания учебных предметов;

  • качество ЗУН учащихся;

  • исполнение решений педсоветов, совещаний и т.д.;

  • качество ведения школьной документации;

  • выполнение программ и предусмотренного минимума;

  • подготовка и проведение экзаменов.

Основные элементы контроля учебно-воспитательной работы Схема 3

Учебно-воспитательная работа

Контроль за состоянием преподавания учебных предметов

Контроль за качеством ЗУН учащихся

Контроль за выполнением решенийпедсоветов,совещанийит.д.

Контроль за школьнойдокументацией

Контроль за выполнениемпрограммипредусмотренногоминимумак/р,п/р,л/р

Контроль з подготовкой ипроведениемэкзаменов

При контроле за выполнением всеобуча проверяются следующие показатели:

Таблица 2

Показатели контроля за выполнением всеобуча

Посещаемость занятий учащимися

Организация ГПД и контроль за УВР в них

Домашнее задание

Работа с отстающими

Работа с больными детьми

Работа с учащимися, оставленными на второй год

Работа с «трудными» детьми и неблагополучными семьями

Работа с учащимся, имеющими высокую мотивацию к учебно-

познавательной деятельности (отличники, медалисты)

Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-

познавательной деятельности

Работа с одарёнными детьми

Обеспечение учащихся бесплатным и льготным питанием

Контроль за подготовкой и проведением промежуточной аттестации

учащихся

Контроль за подготовкой и проведением итоговой аттестации учащихся

При проверке правильности оформления и ведения школьной документации проверяются следующие виды школьных документов:

документация

Школьная

Таблица 3

Виды школьных документов

Тематические и календарные планы

Классные журналы

Журналы факультативных занятий

Журналы кружковой работы (по предметам)

Журналы индивидуальных занятий

Личные дела учащихся

Тетради для контрольных и творческих работ

Рабочие тетради

Дневники учащихся

Выполнение программ и предусмотренного минимума контрольных, лабораторных и практических работ оцениваются по следующим показателям:

к/р, п/р и т.д. предусмотренного минимума Выполнение программ

Таблица 4

Показатели контроля за выполнением программ

Контроль за выполнением учебных программ

Контроль за выполнением программ предметных кружков

Контроль за выполнением программ факультативных занятий

Контроль за выполнением программ индивидуальных занятий

Контроль за выполнением к/р, п/р и т.д.

Методическая работа в учебном заведении является одним из основных видов деятельности руководства школы и педагогического коллектива. Главными ее задачами являются:

  • совершенствование методики, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий;

  • повышение педагогического мастерства руководящего и преподавательского состава;

  • совершенствование организации и обеспечения образовательного процесса.

Центром методической работы является методическое объединение (М/О).

При составлении плана внутришкольного контроля учитываются следующие элементы методической работы.

Схема 4

Основные элементы контроля методической работы

Методическая работа

Повышение

Работа

Работа с

Работа с вновь

квалификации

методических

молодыми

прибвшими

администрации и

объединений

специалистами

учителями

учителей

При контроле деятельности методических объединений проверяются следующие показатели:

Таблица 5

Показатели проверки деятельности М/О

председателей МО Контроль за работой

Выполнение нормативных документов, исполнение

решений и рекомендаций совещаний М/О

Качество подготовки и проведения методических

недель

Качество подготовки и проведения предметных недель

Качество подготовки и проведения конференций,

семинаров, «круглых столов» и т.д.

Проведение и участие учащихся в интеллектуальных

марафонах, олимпиадах и т.п. по предметам М/О

Проведение совещаний в М/О

При контроле вопросов, связанных с повышением квалификации администрацией и учителями, проверяется работа по трем направлениям:

  1. Внутришкольная аттестация (2-я квалификационная категория).

  2. Окружная аттестация (1-я квалификационная категория).

  1. Городская аттестация (высшая квалификационная категория).

Внеурочная воспитательная работа с учащимися в учебных заведениях является составной частью образовательного процесса и проверяется по следующим направлениям:

Схема 5

Основные элементы контроля внеурочной воспитательной работы

Внеурочная воспитательная работа

Качество работы классных

руководителей

Участие родителей в воспитательном

процессе

Качество проведения общешкольных

мероприятий

Спортивно-массовая работа

Качество проведения занятий по

дополнительному образованию

Организация патриотического,нравственногоиэстетического

воспитания

Профилактическая работа с

педагогически запущенными детьми

Экспериментальная и научно-исследовательская работа является одним из основных видов образовательной деятельности учебных заведений. Она организуется и проводится в соответствии с действующими руководящими документами.

Экспериментальная и научно-исследовательская работа в учебных заведениях включает:

  • фундаментальные и поисковые исследования, ориентированные на перспективу и решение проблем образования:

  • научное обоснование перспектив развития и совершенствования образовательного

процесса;

  • исследование проблем психологического обеспечения учебной деятельности;

  • исследование вопросов педагогики и психологии, методики обучения и воспитания в ОУ, организации и материально-технического обеспечения образовательного процесса, других проблем школьного образования.

Направленность тематики экспериментальной и научно-исследовательской работы должна

соответствовать профилю учебного заведения и отражать практические потребности ОУ и образовательного процесса в целом.

Основными формами экспериментальной и научно-исследовательской работы в учебных заведениях являются:

  • выполнение научно-исследовательских работ (фундаментальных, поисковых, прикладных);

  • написание учебников, учебных пособий, монографий, диссертаций, статей, научных отчетов, рецензий и заключений;

  • разработка (участие в разработке) проектов уставов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов для ОУ;

  • экспериментальная проверка теоретических выводов и положений в лабораторных условиях, обобщение полученных результатов исследований и выработка рекомендаций;

  • подготовка и проведение научных конференций, семинаров, совещаний и творческих дискуссий.

Критерии оценки качества экспериментальной и научно-исследовательской работы представлены на схеме:

Схема 6

Критерии оценки качества экспериментальной и научно-исследовательской работы

Экспериментальная и научно-исследовательская

работа

нововведений

Результат нововведений

Соответсвие нововведений

концепции развития школы

Уровень научной образованности

педагогов

Научно-исследовательская

деятельность учащихся

Учебно-материальная база учебного заведения — это комплекс материальных и технических средств, предназначенных для обеспечения подготовки учащихся в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами, а также для выполнения научных исследований.

Основные элементы учебно-материальной базы:

  • учебно-лабораторная база: здания (корпуса) со специализированными классами, кабинетами, лабораториями, учебно-производственными мастерскими, учебными библиотеками, читальными залами, другими учебными и учебно-вспомогательными помещениями (в том числе

преподавательскими комнатами), оснащенными средствами информационной и вычислительной

техники, лабораторным оборудованием и установками, техническими средствами обучения и контроля, другим оборудованием и наглядными пособиями;

  • тренажерная база: пришкольная тренажерная база, а также спортивные комплексы и сооружения;

  • база для начальной военной подготовки: тир, полоса препятствий и

другие объекты, оборудованные и оснащенные в соответствии с требованиями;

— средства информационного обеспечения: учебники, учебные пособия, учебно-методическая, научная и справочная литература; Устав школы, приказы руководства, решения педагогических советов и административных совещаний, другие нормативные документы; компьютер-ные программы, Internet, электронная почта; кино-, фото- и видеоматериалы, дидактические материалы и др.;

  • объекты обеспечения учебного процесса: системы тепло-, водо- и энергоснабжения,

пришкольный участок, склады и другие объекты.

Основные элементы, обеспечивающие образовательную деятельность, представлены в таблице:

Таблица 6

Основные элементы обеспечения образовательной деятельности

Здоровье и физическое развитие детей

Медицинское

Проведение лечебно-профилактических мероприятий

Режим и качество питания

Материально-

Развитие кабинетной системы

техническое

Обеспечение ТСО

Заказ, получение, учет, хранение и использование учебно-методической

Учебно-

литературы

методическое

Работа библиотеки

Руководящие документы

Информационное

Информационные технологии

Аналитические документы, справки, доклады и т.д.

Степень психологического комфорта учащихся

Психологическое

Степень психологического комфорта учителей

Психологическая готовность коллектива к инновациям

Техника безопасности

ТБ

Охрана труда

Скачать материал

НАЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ 02.06.2011 19552 2170

Внутришкольный контроль (ВШК) — это управленческая функция, которая предшествует всестороннему анализу процесса воспитания. Внутришкольный контроль дает возможность определить, насколько качественно осуществляется в школе процесс воспитания, как относят­ся к своим функциональным обязанностям не только педагоги, деятель­ность которых контролируется, но и руководители школы. Материалы внутришкольного контроля позволяют судить, работает в школе коллектив педагогов-творцов или коллектив, который относится к делу воспитания формально.

Система внутришкольного контроля должна обеспечивать:

— сбор и обработку информации о состоянии воспитательного процесса;

— связь между всеми управленческими решениями в ходе их реали­зации.

Осуществление внутришкольного контроля требует от руководителя и людей, привлекаемых к экспертной оценке, теоретической и методи­ческой подготовленности и компетентности, ответственности в приня­тии решений по результатам контроля. Система внутришкольного контроля должна быть планомерной, обо­снованной и всесторонней, а его результаты — основанием для приня­тия оптимальных управленческих решений.

Внутришкольный контроль помогает изменить отношение педагогов к своей профессиональной деятельности, формирует сознательную дис­циплину, добросовестное отношение к делу, ответственность за приня­тые педагогом решения в воспитании учащихся. С помощью внутришкольного контроля происходят изучение:

1) воспитательного процесса, а именно:

— уровня воспитанности учащихся;

— их общественной активности;

— качества работы классных руководителей;

— участия родителей в воспитательном процессе;

— качества традиционных.общешкольных мероприятий;

— уровня здоровья и физической подготовки учащихся;

— качества профилактической работы с педагогически запущенны­
ми детьми;

— качества работы с одаренными детьми;

2) системы методической работы педагогов, а именно:

— уровня методической подготовки классного руководителя;

— механизма распространения педагогического опыта;

— системы требований к качеству процесса воспитания.

3) психологического состояния участников воспитательного процес­са, а именно:

— степень психологического комфорта учителей и учащихся;

— степень дискомфорта учащихся, учителей, родителей в школе.

Формы ВШК:

— предупредительный;

— диагностический;

— текущий;

— тематический;

— фронтальный;

— персональный;

— индивидуальный;

— административный;

— итоговый;

— взаимоконтроль;

— самоконтроль.

Предупредительный контроль используется для того, чтобы снять воз­можные трудности классного руководителя при выполнении тех или иных видов взаимодействия с коллективом педагогов, учащихся, роди­телей. Предупредительный контроль можно использовать как метод вы­борочной проверки перед осуществлением итогового или фронтального контроля. К примеру, на фронтальном контроле стоит вопрос проверки состояния дневников учащихся. Прежде чем делать далеко идущие вы­воды, необходимо провести предупредительный контроль и обратить внимание педагогов на допущенные ими в этом вопросе недостатки. Это даст возможность снять напряжение перед контролем и позволит педа­гогам исправить допущенные ошибки. Предупредительный контроль помогает избежать психологический дискомфорт, который часто испы­тывают проверяющие в ходе итогового контроля.

Предупредительный контроль можно использовать для снятия труд­ностей в использовании иных видов контроля. Предупредительный контроль предполагает последующую консуль­тацию и разъяснение по возникшим трудностям. В связи с этим, такую форму контроля можно использовать в работе с молодыми педагогами, стажерами.

Диагностический контроль используется с целью выяснения возмож­ностей педагога, учащихся в той или иной воспитательной ситуации. Диагностический контроль предполагает педагогическую коррекцию, которая может быть как групповой, так и индивидуальной.

Диагностический контроль можно использовать для выяснения:

— атмосферы в коллективе;

— взаимодействия в системе учитель — ученик — родитель;

— уровня воспитанности учащихся;

— взаимоотношений в коллективе учащихся;

— профессиональных умений педагогов;

— коммуникативных и иных возможностей всех участников учебно-воспитательного
го процесса.

Текущий контроль в воспитательной работе используется для изучения состояния традиционных проблем воспитания. Традиционный контроль используется для изучения планирования воспитательной работы в целом и содержания воспитательных дел, отраженных в плане.

С помощью текущего контроля можно проверять:

— оформление журнала классными руководителями;

— оформление журналов кружков и секций;

— оформление личных дел учащихся;

— готовность класса или классов к проведению общешкольных или общеклассных дел;

— периодичность приведения внеклассных мероприятий;

— состояние документации классного руководителя;

— подготовку к проведению заседания МО;

— подготовку к проведению заседаний Совета школы;

— подготовку педагога к проведению внеклассного мероприятия.

Тематический контроль осуществляется в том случае, если в организации воспитательного процесса назрела определенная проблема или необходимо сделать определенные выводы по вопросам традиционной и инновационной деятельности школы.

Тематический контроль используется для изучения и принятия соответствующего решения. Такая форма контроля может быть полезной при анализе:

— результативности программы «Одаренные дети»;

— результативности работы кружка, секции;

— результативности использования пособий и учебников;

— результативности планирования по тем или иным направлениям
деятельности.

Фронтальный контроль используется для изучения проблемы, кото­рая требует долгосрочного и детального исследования. Фронтальный контроль в воспитательной работе можно использовать для изучения организации воспитательного процесса в параллели, для изучения ре­зультативности воспитательной работы школы в определенном направ­лении. Надо учитывать, что фронтальный контроль предполагает срав­нительный анализ, а для этого в изучении вопроса нужна большая вы­борка.

Персональный контроль предполагает изучение проблемы, возник­шей в результате непрофессионального выполнения педагогом своих обязанностей или в результате конфликтной ситуации. Персональный контроль требует детального изучения профессиональных умений пе­дагога по всем аспектам деятельности. Это ведение документации, организация воспитательной работы в классе, атмосфера в коллекти­ве, организация взаимодействия с учащимися и т.д. Теме персональ­ного контроля может предшествовать диагностический контроль, ко­торый выявляет проблемы в организации процесса воспитания уча­щихся.

Индивидуальный контроль можно использовать в том случае, когда заместитель директора предполагает изучить опыт работы классного ру­ководителя и определить содержательную сторону воспитательного про­цесса в классе. В некоторых случаях тема изучения для индивидуального контроля появляется тогда, когда педагог хочет проверить свои возмож­ности, удостовериться в своей правоте или наоборот. В таком случае за­вуч помогает сформулировать тему для индивидуального контроля, определить сроки контроля, предложить классному руководителю програм­му контроля и сроки контроля.

Административный контроль — это форма традиционного контроля, которая осуществляется администрацией школы. Административный контроль может охватывать все стороны воспитательного процесса. Он строится на основе задач планирования учебно-воспитательного процес­са школы, планирования воспитательной работы школы. Планирование воспитательного процесса школы предполагает получение определен­ных промежуточных и итоговых результатов в том или ином направле­нии деятельности, административный контроль позволяет их эти дости­жения и результаты подтвердить или опровергнуть.

В воспитательной работе на административном контроле могут быть следующие вопросы:

— эффективность работы школы по различным программам;

— эффективность работы школы с учащимися из неблагополучных
семей;

— результаты организации коррекционной работы со старшекласс­никами по преодолению вредных привычек;

— исследование творческой группы по каким-либо проблемам и др.

Итоговый контроль используется, если проблема изучалась доста­точно глубоко и по самым различным аспектам деятельности педагога, класса, объединения. Итоговый контроль может предварять работу ат­тестационной комиссии школы, комитета по образованию и т.д. Ре­зультатом итогового контроля может стать представление педагога к поощрению, распространения опыта, освещения материалов в периодической печати.

Итоговый контроль может быть использован:

— для изучения вопроса организации воспитательного процесса в классе;

— для изучения вопроса организации и проведения родительского всеобуча;

— изучения вопроса взаимодействия классных руководителей с представителями общественных организаций по правовому воспитанию и т.д.

Взаимоконтроль имеет огромное значение в организации процесса внутришкольного контроля. Взаимоконтроль помогает классным руко­водителям избежать ошибок в организации воспитания учащихся и ис­пользуется для проверки правильного выбора воспитательной стратегии. Взаимоконтроль дает хорошие результаты, когда он используется в ра­боте методического объединения. Взаимоконтроль можно предложит педагогам во время подготовки к творческим отчетам, праздникам, смотрам — конкурсам, педсоветам.

Огромно психологическое значение взаимоконтроля: с одной стороны, он снимает напряжение классных руководителей, так как дает им возможность изучать достижения друг друга. С другой стороны, эффек­тивность такого контроля заключается именно в том, что возрастает мера ответственности за свою деятельность, когда контроль осуществляет не администрация, а коллеги.

Хорошей возможностью для самоконтроля может быть проведение в школе «Недели творчества». Готовясь к этому мероприятию, классные руководители должны подготовить с классом его визитку как основной элемент данного мероприятия. Классным руководителям можно пору­чить проконтролировать подготовку визиток класса, внести необходи­мые коррективы и исправления.

Взаимоконтроль помогает повысить педагогическую, профессиональную, методическую и личную культуру педагогов, учит наблюдательности, ответственности за принимаемое решение.

Во многих школах большое значение уделяется самоконтролю в процессе повышения профессиональной компетенции педагогов.

Самоконтроль используется как поощрение для тех педагогов, которые имеют высокий уровень профессионального мастерства, сами являются наставниками молодых классных руководителей, руководителями методического объединения в школе, районе, городе.

Педагоги, которые своим отношением к делу заслужили такую форму контроля своей деятельности, являются примером организации вос­питательного процесса в своем классе, поэтому их воспитательные ме­роприятия всегда открыты для посещения коллег.

ТЕХНОЛОГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Для того чтобы все виды внутришкольного контроля были эффек­тивны и носили конструктивный характер, заместитель директора по учебно-воспитательной работе должен соблюдать технологию внутришкольно­го контроля, включающую следующие этапы.

Подготовительный этап. На заседании методического объединения за­вуч знакомит классных руководителей с видами и формами контроля, ко­нечным продуктом контроля. В ходе встречи определяются сроки контроля, персоналии контроля, целесообразность контроля тех или иных вопросов.

Прогностический этап. На этом этапе собирается творческая группа и определяет программу осуществления контроля, формы контроля и анализа полученного материала. В ходе встречи обсуждается диагности­ческий материал, который используется в изучении вопроса. На данном этапе оформляется план исследования вопроса, намечаются ответствен­ные за промежуточные и итоговые исследования.

Изучение проблемы и сбор информации. На этом этапе творческая группа посещает уроки, внеклассные мероприятия, проводит встречи и консуль­тации, изучает документацию, проводит собеседование с классными ру­ководителями и другими участниками.

Анализ информации. На данном этапе материалы, полученные в ходе изучения вопроса, анализируются, составляются диагностические таб­лицы, схемы. Все полученные материалы являются основой для написа­ния справки по результатам контроля. Материалы справки предлагают­ся педагогу для изучения, по материалам исследования с ним проводит­ся собеседование, намечаются мероприятия по коррекции.

Коррекция. На данном этапе проводятся коррекционные мероприя­тия с последующим анализом для кардинального улучшения сложившей­ся ситуации. Это могут быть консультации по разработке сценариев вне­классных мероприятий, посещение самих внеклассных дел, изучение необходимой литературы, курсовая подготовка и т.д.

Схема внутришкольного контроля

КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Основным объектом внутришкольного контроля в воспитательной работе является, безусловно, воспитательное мероприятие. При изучении этого вопроса важно выяснить, насколько сами учащиеся являются организаторами и инициаторами подготовки воспитательных дел.

Воспитательное мероприятие — это относительно самостоятельная структурная единица педагогического процесса, решающая конкретные воспитательные задачи. Но вместе с тем это — форма организации жиз­недеятельности школьников, поэтому в подготовке и проведении и ана­лизе воспитательного мероприятия активное участие должны принимать сами ученики.

Воспитательное мероприятие структурно представляет собой ряд вза­имосвязанных, последовательно идущих друг за другом этапов, на каж­дом из которых учитель включает учащихся в организационную работу, предметную и творческую деятельность.

Процесс подготовки, проведения и анализа результативности вне­классных мероприятий должен стать одной из основных тем изучения в ходе внутришкольного контроля.

Виды, формы и методы внутришкольного контроля

В целом управление многими такое же, как и управление несколькими.

Этот вопрос организации

Сунь-Цзы

Единой классификации видов внутришкольного контроля нет. В практике работы общеобразовательных учебных заведений наиболее распространенными являются следующие виды контроля:

По времени, осуществления:

1. Предварительный контроль — направлен на предупреждение возможных ошибок учителя в подготовке и проведении урока, воспитательного мероприятия, занятий кружка, изучении отдельных тем, разделов учебной программы.

Эта форма контроля используется в работе с молодыми и малоопытными учителями. Например, отдельным учителям трудно правильно спланировать урок (целесообразно выбрать тип урока, формы и методы работы с учениками, средства обучения и т.д.). Директор заведения или его заместитель по учебно-воспитательной работы проводят с такими учителями беседу, во время которой дают рекомендации по планированию урока.

Перед изучением сложной темы руководитель учебного заведения рекомендует молодым учителям или учителям, которые впервые выкладывают данную тему, предварительно поурочной разработать ее, подготовить работы контрольного характера и обсудить их с руководителем методического объединения. Это поможет избежать ошибок в работе учителей, положительно повлияет на результативность обучения.

2. Текущий, (оперативный) контроль — осуществляется непосредственно в процессе деятельности для предотвращения отклонений от установленных планов, нормативов, положений, программ, оперативного устранения недостатков. Объектом контроля является промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, межличностные отношения, сложившиеся в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится через определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги проделанной работы.

3. Заключительный контроль — осуществляется для обратной связи после окончания работы, например, в конце года. Объектом заключительного контроля результаты проделанной работы, которые сравниваются с требуемыми. Смысл этого контроля в том, чтобы выявить степень достижения целей, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем. Он дает возможность лучше оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы предотвратить в будущем возможные ошибки.

По широте охвата объектов проверки:

1. Тематический контроль — это контроль за решением отдельных педагогических проблем. Он может преследовать разные цели: контроль за состоянием преподавания отдельных учебных предметов, за формированием национального сознания учащихся, развитием познавательной самостоятельности школьников, по организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке, осуществлением дифференцированного подхода к учащимся на уроках, за организацией проверки и оценки знаний , умений и навыков учащихся, формирование у них интереса к учебе, за организацией учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня, за использованием межпредметных связей в процессе изучения учебных дисциплин и тому подобное.

Это могут быть такие, например, темы: «Осуществление дифференцированного подхода к учащимся на уроке», «Выполнение требований единого языкового режима», «Организация индивидуальной работы с учащимися», «Использование средств обучения и учебной техники в процессе изучения учебных дисциплин», » состояние преподавания информатики в школе «,» О работе со способными и одаренными учащимися «,» Организация кружковой работы в школе, работы факультативов, студий, секций «,» Обеспечение преемственности в обучении и воспитании при переходе учащихся из начальной в неполную общеобразовательную школу «и др.

Тематический контроль проводится в течение всего учебного года и предусмотрен в годовом плане работы школы. Результаты этого контроля обсуждаются на педагогическом совете учреждения или обобщаются в приказах директора.

2. Фронтальный контроль используется для проверки в полном объеме всей системы работы учителя, группы учителей. Он включает проверку таких вопросов, как планирование учебного материала (календарное и поурочное), воспитательной работы с классом, работы кружка, проведение уроков, внеклассных мероприятий, участие в работе методического объединения учителей, в других формах методической работы, ведения школьной документации (классных журналов, личных дел учащихся, журналов работы групп продленного дня, кружка), организацию работы с родителями учащихся, оборудование класса кабинета.

Этот вид контроля проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная работа и т.д.) или отдельного подразделения школы (параллели классов, методическое объединение, службы). Так, например, если методическое объединение ставится на фронтальный контроль, то проверяются все аспекты его деятельности. Если фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, то предполагается изучение всех сторон его деятельности (как учителя-предметника, воспитателя и т.д.) такой контроль осуществляется при аттестации учителя.

Продолжительность фронтального контроля — 2-3 недели. Анализ его результатов может проводиться в виде беседы с учителем, рассматриваться на заседании предметного методического объединения учителей.

3. Смотровая контроль предусматривает ознакомление за короткий период с состоянием дел в учебном заведении (с профессиональным уровнем учителей, с работой над общеобразовательной проблемой и др.) Он используется в начале и в конце учебного года. Задача смотровой контроля состоит в выявлении нового, передового в практике работы учителей, а также тех трудностей, с которыми сталкиваются отдельные педагоги, и выработка мер по оказанию им практической помощи. Предметом проверки является состояние школьной документации, состояние трудовой дисциплины, состояние учебного оборудования.

По объектам контроля:

1. Персональный контроль применяется для оказания помощи отдельным педагогам, в частности молодым и малоопытным учителям, а также учителям, которые получили рекомендации по результатам аттестации.

Такой вид контроля позволяет выявить недостатки в работе учителя (например, в активизации познавательной деятельности учащихся, в организации индивидуальных занятий, воспитательной работы с учащимися, в соблюдении требований единого языкового режима, в использовании средств обучения и т.д.) и оказать ему необходимую методическую помощь.

Персональный контроль — это не одноразовое действие (проверил — оказал помощь). Руководитель учреждения указывает срок для исправления недостатков, осуществляет повторную проверку работы учителя.

2. Классно-обобщающий контроль предполагает изучение влияния различных учителей на учащихся одного класса. Руководитель учебного заведения или его заместитель по учебно-воспитательной работы в течение нескольких дней посещает все уроки в одном классе. Такой контроль, как правило, осуществляется в слабых классах. Цель его — изучить причины отставания учащихся в обучении, их низкой дисциплины. Такими причинами могут быть отсутствие единых требований со стороны учителей, преподающих учебные предметы в данном классе, перегрузки учащихся домашними заданиями, разрыв между теоретическими знаниями и формированием умений и навыков и др.

3. Предметно-обобщающий контроль применяется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллельных классах, или в целом по школе.

4. Тематически-обобщающий контроль используется для изучения работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы. Например: формирование основ экологической культуры на уроках естественнонаучного цикла; развитие познавательных интересов учащихся; использование технических средств обучения в процессе обучения и другие.

5. Комплексно-обобщающий контроль предусматривает получение информации об организации изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Эта форма контроля в основном является компонентом фронтального контроля.

Правильное использование руководством учебного заведения рассмотренных видов контроля позволяет получить разностороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательного процесса и на этой основе квалифицированно управлять педагогическим коллективом.

Формы внутришкольного контроля:

1. Коллективная. К контролю привлекают все степени управления: администрацию, руководителей кафедр, опытных учителей, учеников, родителей.

2. Взаимоконтроль. К контролю привлекают руководителей кафедр, опытных учителей и классных руководителей через наставничество, взаимопосещения учебных занятий и воспитательных мероприятий.

3. Самоконтроль. Делегируется опытным учителям и классным руководителям с обязательным периодическим отчетностью предложенным схемам.

4. Административный плановый контроль. Осуществляют директор, его заместители, руководители кафедр в соответствии с планом внутришкольного контроля.

5. Административный регулировочный (внеплановый) контроль. Осуществляют директор и его заместители в случае возникновения непредвиденных планом проблем.

Методы внутришкольного контроля:

I. Методы контроля результатов. Разнообразие методов оценки результатов обусловлена разнообразием процессов в учебном заведении, каждый из которых имеет свои результаты и методы измерения. Возможности каждого конкретного метода ограничены. В большинстве случаев для получения объективной информации используется несколько дополняющих друг друга.

Результаты многих процессов прежде всего сложно обнаружить и измерить. Наиболее отработана методика контроля формальных результатов учебной деятельности, а именно полноты, прочности, обобщенности, системности, знаний и умений школьников. Для оценки этих результатов используются специальные задачи, в том числе и тестовые. Значительно сложнее с оценкой результатов развития учащихся. Здесь методическая база пока отработана еще слабо.

Для оценки уровня интеллектуального развития используют тест умственного развития. Используют также экспертные оценки определения сформированности мотива обучения, уровня развития самостоятельности, способности применять имеющиеся знания на практике, действовать в нестандартной ситуации и тому подобное.

II. Методы контроля состояния процессов. Основными из них являются методы наблюдения и анализа процесса, психологического тестирования, методы социологических исследований (анкетирование, беседы, интервьюирование и т.п.), хронометраж, изучение документации. Контроль состояния процессов позволяет спрогнозировать будущие результаты или выявить причины недостатков уже полученных результатов. Например, если выявлены пробелы в знаниях учащихся, нужно установить их причины. Здесь может быть использована и беседа с педагогом, и проверка документации и тетрадей учеников и классного журнала, и наблюдение за работой педагога на уроке.

1. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом и одновременное его анализ. Особенности непосредственного наблюдения состоит в том, что контролирующий не вмешивается в ход процесса до его окончания и ставит задачи по его коррекции перед самым педагогом. Методы наблюдения учебных и воспитательных занятий позволяет выявить состояние преподавания учителем учебного материала, правильность выбора типа урока, форм и методов работы на уроке, способов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся и т.д., умение организовать и провести воспитательные мероприятия, а также увидеть их влияние на формирование взглядов и убеждений учащихся.

Полный анализ урока или воспитательного мероприятия сделать практически невозможно. Обычное наблюдение и анализ осуществляются главными результатами, фиксируются педагогом в качестве основной цели. Необходимыми результатами выступают программные требования, цели, поставленные педагогическим коллективом учебного заведения, а также цели устранения недостатков, выявленных в процессе осуществления предварительного контроля.

Однако метод наблюдения не универсальный, далеко не все можно увидеть и услышать. В связи с этим он используется в сочетании с другими методами: устной и письменной проверкой знаний, социологическим опросам, изучением документации и хронометруванням процесса наблюдения.

2. Устная проверка. Это самый распространенный метод проверки знаний учащихся. В ходе ее является возможность выявить не только знания учеников по тому или иному предмету, темы, но и самостоятельность мышления, логику изложения материала, сформированность связной речи, особенности памяти и т.

Устная проверка знаний учащихся дает возможность сразу же увидеть качество усвоения учащимися учебного материала. Вместе с тем, она имеет и свои недостатки: 1) не способствует выявлению умений и навыков учащихся; 2) во время устного индивидуального опроса нет возможности выявить знания всех учащихся класса, а только отдельных (5-6 учеников). Поэтому устную проверку нужно сочетать с другими методами.

3. Метод письменного проверки дает возможность за один урок или часть урока проверить качество знаний, умений и навыков всех учеников класса. Этот метод более объективен по сравнению с устной проверкой, поскольку дает возможность видеть каждую неточность. Однако, письменная проверка имеет и свои недостатки: отсутствие живого контакта с учеником в процессе проверки, проверяя не могут проследить за развитием связной речи ученика, логикой рассуждения.

4. Метод изучения документации и планов. Это могут быть планы работы учебного заведения, его структурных подразделений, органов управления учреждением (коллегиальных субъектов управленческой деятельности и должностных лиц), учебные планы, программы, календарно-тематические и поурочные планы и тому подобное.

Реализация образовательного процесса отражается также в классных журналах, тетрадях и дневниках учащихся; в отчетах педагогов, графиках контрольных и лабораторных работ, книге движения и в личных делах учащихся, протоколах, решениях органов управления учебного заведения, в тетради замены больных педагогов и другой документации. Для фиксации других процессов также используются специальные документы: планы самообразования педагогов, тетради заявок и учета работы рабочих по обслуживанию здания, документация по питанию, библиотечного обслуживания учащихся, медицинские карты учащихся и т.

Метод изучения документации, несмотря на его формальный характер, позволяет собрать наиболее надежную информацию. Он экономичен, так как с его помощью в короткие сроки можно проверить значительный объем работы учебного заведения. Однако этот метод не позволяет установить, насколько зафиксированы в документах факты соответствуют действительности и установить возможные погрешности.

5. Социологические методы (интервью, беседа, анкетирование). Интервью состоит в том, что в этом разговоре присутствует определенная динамика и существует возможность обратной связи и уточнения непонятного. Беседа в отличие от интервью предполагает, что две лица, принимающие в ней участие, находятся примерно в одинаковом положении — как тот, кто задает вопросы, так и тот, кто на них отвечает. Анкетирование — это письменный вид опроса, характеризуется удобством и однозначностью процедуры получения письменно изложенных мыслей широкого круга респондентов, однако не дает основательной и детальной информации.

6. Тестирование — это метод психологической диагностики, основанный на использование тестов — системы стандартизированных задач, направленных на измерение уровня развития определенной психологической характеристики личности. К достоинствам тестирования отнесено возможность получения сопоставленных данных в больших массивах изучаемого материала. К недостаткам — невозможность выявить, как и за счет чего был достигнут полученных в процессе тестирования результатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *