Директор школы госслужащий или нет?

Статья 1 ФЗ 58:

1. Государственная служба Российской Федерации (далее — государственная служба) — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

* Российской Федерации;

* федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее — федеральные государственные органы);

* субъектов Российской Федерации;

* органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы субъектов Российской Федерации);

* лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

* лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

Очевидно, директор школы не является государственным служащим РФ. А вот руководитель надзорного органа образования в регионе — является. Директор, однако, может быть бюджетным работником, если школа муниципальная.

Директор школы не является ни муниципальным, ни государственным гражданским служащим. Разберемся почему, а также выясним распространяются ли на него запреты, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон) муниципальным служащим является гражданин, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы.

К должностям муниципальной службы в силу статьи 6 названного Закона относятся должности, занимаемые либо в органах местного самоуправления, либо в аппарате муниципальной избирательной комиссии. Муниципальная школа не является органом местного самоуправления. Школа является муниципальным учреждением, то есть некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием. Другими словами, местная администрация является учредителем (создателем) школы.

Согласно пункту 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет общее руководство деятельностью образовательной организации, несет личную ответственность.

То есть, должность директора школы создается для руководства учреждением, реализации гражданских прав и обязанностей от имени и в интересах школы. Несмотря на то, что фактическим работодателем директора является муниципалитет и заработная плата ему поступает из средств местного бюджета, тем не менее, директор не занимает должности в муниципальном органе и не обеспечивает исполнение полномочий такого органа. Следовательно, директора школы нельзя относить к муниципальным служащим.

В каждом субъекте Российской Федерации утверждается реестр должностей муниципальной службы, то есть перечень наименований таких должностей, классифицированных по органам местного самоуправления, группам и функциональным признакам должностей (например, в г. Москве такой реестр содержится в приложении № 5 к Закону г. Москвы от 22 октября 2008 г. № 50 «О муниципальной службе в городе Москве»). Например, глава администрации муниципального округа, начальник отдела, заведующий сектором, советник, консультант, главный специалист, ведущий специалист, специалисты I, II категории.

Ни в одном из таких реестров не значится должность руководителя муниципального учреждения, кем и является директор школы. Исходя из смысла статей 6-7 Закона если должность в реестре не значится, то она не относится к муниципальным должностям.

Директор осуществляет свою деятельность на основании обычного трудового договора. Порядок назначения на должность директора школы, срок полномочий и компетенция устанавливаются уставом, который утверждается местным органов власти.

Запреты и ограничения, связанные с замещением должностей муниципальной службы, на директора школы не распространяются.

Вместе с тем, поскольку директор школы является руководителем муниципального учреждения, рядом законов на него налагаются аналогичные обязанности. В частности, частью 1 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязывает лиц, замещающих должности руководителей муниципальных учреждений предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Статья 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» запрещает занимать одновременно должности ректора и директора образовательной организации.

Таким образом, директор школы не является муниципальным служащим. Установленные статьей 14 Закона запреты заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, участвовать в управлении коммерческой организацией на директора школы не распространяются.

Вопрос задан24 марта 2014 в 23:51

Директор школы искусств и его зам. по просветительской работе — муж и жена. Школа является муниципальным учреждением, структурных подразделений и филиалов в учреждении нет.

Работодателем директора является администрация города в лице ее руководителя. С директором школы заключен обычный трудовой договор (не договор о муниципальной службе, т.е. директор не является муниципальным служащим). Сам директор школы является работодателем по отношению к своим работникам.

Администрация города в своих распоряжениях требует соблюдения норм ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», №273-Ф3 «О противодействии коррупции», исполнения обязанности по предоставлению в Управление по персоналу Администрации города сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Вопросы:

1. Является ли нарушением норм закона факт близкого родства между руководителем школы и его замом?

2. Законны ли требования к руководителю школы, не являющегося муниципальным служащим, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и на основании каких норм.-правовых актов эти требования могут быть отвергнуты?

3. В случае положительного ответа на 1-й вопрос данного запроса, будут ли являться устранением данного нарушения следующие действия:

— перевод жены с должности заместителя руководителя на должность преподавателя?

4. Может ли жена, работая в качестве основного работника в должности преподавателя исполнять обязанности зам. директора по просветительской работе как внутренний совместитель, либо по совмещению должностей? Какие нормативно-правовые акты не запрещают такую работу?

С уважением,

Андрей С.

Вопрос относится к городу Норильск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *