Договор с водоканалом

Содержание

Федеральным Законом РФ от 03.04.2018 №59-ФЗ в Жилищный кодекс РФ внесены изменения, позволяющие ресурсоснабжающим организациям и собственникам жилых помещений в многоквартирных домах (МКД) заключать прямые договоры с целью исключения посредников в оплате потреблённых жителями МКД коммунальных ресурсов.

МУП «Водоканал при переходе на прямые договоры становится «исполнителем» коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения в многоквартирных домах, в отношении которых осуществляется переход.

При этом ответственность за эксплуатацию внутридомовых систем водоснабжения и водоотведения и, следовательно, качество услуг от ввода в дом до жилых помещений остаётся за управляющей организацией.

При заключении прямых договоров МУП «Водоканал» будет самостоятельно осуществлять ввод квартирных приборов учёта воды в эксплуатацию, приём их показаний, расчёт размера платы, формирование и доставку платёжных документов за потреблённые коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, а также приём платежей. Выполнение отдельных из перечисленных функций МУП «Водоканал» может поручать третьим лицам, в том числе, управляющей компании.

Учитывая их публичный статус, договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг согласно части 7 ст.157.2 ЖК РФ считаются заключёнными одновременно со всеми владельцами и пользователями жилых помещений в многоквартирных домах. Заключения договоров в письменном виде при этом не требуется. Форма договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (для жилых помещений в МКД) размещена на сайте в разделе «ЖИТЕЛЯМ МКД» — «ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ». Указанная форма установлена Правилами предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 13.07.2019), и является типовой.

При переходе на прямые договоры информацию ресурсоснабжающей организации о проживающих и о приборах учёта обязана предоставить управляющая компания. В отдельных случаях, в том числе при непредоставлении таких сведений управляющей организацией или при предоставлении ей некорректных данных, ресурсоснабжающая может запросить такую информацию и подтверждающие документы у самих жителей.

Переход на прямые договоры согласно действующему законодательству может быть осуществлён одним из двух вариантов:

1-й вариант, когда собственники жилых помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией (п.1 части 1 ст.157.2 ЖК РФ).

В этом случае в решении (в протоколе) общего собрания в обязательном порядке должно быть указано:

— в отношении какого ресурса принято решение перейти на прямые договоры,

— с какой даты принято решение перейти на прямые договоры (в противном случае решение собрания о переходе на прямые договоры может быть оспорено ГЖИ).

Условия перехода, особенно в домах с ИТП, и дату перехода целесообразно согласовывать с ресурсоснабжающей организацией, а в качестве даты перехода устанавливать первое число месяца для удобства расчётов.

О принятом решении согласно части 1 ст.46 ЖК РФ инициаторы собрания обязаны уведомить ресурсоснабжающую организацию, управляющую организацию не позднее 10 дней после проведения собрания.

МУП «Водоканал» в соответствии с п.1 части 7 ст.157.2 ЖК РФ имеет право перенести дату заключения прямых договоров, но не более чем на 3 месяца, о чём уведомляет инициатора общего собрания.

2-й вариант, когда решение о переходе на прямые договоры происходит по инициативе ресурсоснабжающей организации в связи с наличием у управляющей организации задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате (п.3 части 1 ст.157.2 ЖК РФ).

В этом случае согласие собственников жилых помещений не требуется. Ресурсоснабжающая организация в одностороннем порядке отказывается от существующего договора с управляющей организацией в части поставки ресурсов в жилые помещения, а управляющая организация продолжает приобретать у РСО ресурс для содержания общего имущества в многоквартирном доме.

О принятом решении ресурсоснабжающая организация кроме управляющей организации, уведомляет жителей дома и орган государственного жилищного надзора. Информацию о переходе на прямые договоры в этом случае МУП «Водоканал» размещает в газете «Подольский рабочий», на сайте предприятия vodokanalpodolsk.ru, в ГИС ЖКХ и на досках объявлений многоквартирных домов.

Показания приборов учёта холодной и горячей воды жителям МКД необходимо передавать в МУП «Водоканал» ежемесячно с 15 по 20 число одним из способов:

  • В Личном кабинете на сайте МУП «Водоканал» (после получения пароля для доступа),
  • По телефону (в т.ч. в автоматическом режиме),
  • С использование сервиса «Обратная связь» на сайте МУП «Водоканал»,
  • СМС-сообщением на номер мобильного телефона с указанием номера лицевого счёта и номеров приборов учёта,
  • Лично в «Едином окне» Службы сбыта.

Номера телефонов для обращений устанавливаются в зависимости от местонахождения многоквартирного дома и указываются в уведомлении, адресованном жителям этого дома.

В случае непредоставления показаний водосчётчиков в указанный выше период, счёт на оплату будет формироваться расчётным способом.

Способы оплаты услуг:

  • В Личном кабинете на сайте МУП «Водоканал» с использованием банковских карт
  • Через банкоматы и платёжные терминалы «Сбербанка России», через систему «Сбербанк — Онлайн»
  • Через платёжные терминалы «CashPoint»
  • Через банкоматы и платёжные терминалы ПАО «МКБ»
  • Через операторов в отделениях других банков на расчётный счёт предприятия.
  • Через операторов отделений «Почта России» Г.о. Подольск по квитанции.

О ближайшем пункте приёма платежей, где можно оплатить услуги МУП «Водоканал», можно узнать в разделе «МЕСТА ПРИЁМА ПЛАТЕЖЕЙ» на сайте предприятия или у специалистов «Единого окна».

15 августа 2019

С начала апреля 2018 года, в соответствии со вступившим в силу Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» жители многоквартирных домов получили право перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании собственников могут принять решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с АО «Мосводоканал».

Важно обратить внимание на разницу в понятиях «прямые договоры» и «прямые расчеты». В Москве прямые расчеты применяются уже много лет за счет эффективного взаимодействия МФЦ, управляющих компаний, банка ВТБ и ресурсоснабжающих организаций. Согласно схеме прямых расчетов платежи жителей за коммунальные ресурсы поступают непосредственно в РСО, что позволило исключить возможность вывода средств недобросовестными управляющими компаниями. В соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ происходит переход не только на прямые расчеты (что в Москве уже реализовано), но и на прямые договоры, когда житель несет ответственность за оплату услуг уже не перед управляющей компанией, а перед каждой ресурсоснабжающей организацией.

При этом в Москве наиболее популярной формой продолжает оставаться предоставление коммунальных услуг жителям управляющей компанией дома, «прямые договоры», скорее, исключение из правил. По состоянию на август 2019 года из 36 тысяч многоквартирных домов на прямые договоры по услуге холодного водоснабжения и водоотведения перешли жители лишь 166 домов, что составляет менее 0,4%. Основное количество таких домов (58%) расположены на территории Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО). Там из 1363 многоквартирных домов на прямые договоры перешли жители 96 (7%).

На территории «старой» Москвы инициаторами выбора прямых договоров являются жители, которые не довольны работой управляющих компаний. Выбирая прямые договоры, жители полагают, что оказание коммунальных услуг будет происходить без участия управляющей компании. Однако, ресурсоснабжающие организации, включая АО «Мосводоканал», отвечают за предоставление коммунальных услуг только до стены дома, от стены дома до квартиры предоставление коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения обеспечивает организация, управляющая многоквартирным домом. В случае некачественного предоставления коммунальной услуги жители, как правило, обращаются в соответствующую ресурсоснабжающую организацию, которая предоставляет эту услугу. При получении заявки на плохое качество коммунальной услуги ресурсоснабжающая организация проверяет качество ресурса на входе в дом и если не находит там отклонения от установленных нормативов качества, жителю приходится обращаться в управляющую компанию, отвечающую за содержание и ремонт общедомового имущества, в том числе за содержание внутридомовых трубопроводов водоснабжения и водоотведения. Если на входе в дом качество ресурса соответствует нормативам, перерасчет размера платы за коммунальную услугу не производится.

На территории ТиНАО собрания жителей инициируют сами управляющие компании. Особенно остро данный вопрос стоит в г. Троицк. Там жители 46 многоквартирных домов (21%) выбрали прямые договоры. Собрания собственников проходят в домах, которые управляются крупными Управляющими компаниями, в управлении которых находится почти 70% всех многоквартирных домов г. Троицк.

Такая ситуация приводит к недостаточной информированности жителей и, в последствии, к возникновению многочисленных вопросов. В связи с этим резко возросло количество обращений в офисы АО «Мосводоканал».

Так, в троицкий офис АО «Мосводоканал» в течение последнего месяца с подобными вопросами обратилось 186 человек, в том числе жители домов по ул. Центральная, по ул. Текстильщиков и жители микрорайона В, которые не знали о проведении собраний и не были проинформированы о переходе на прямые договоры. Управляющие компании не объяснили жителям все особенности перехода на прямые договоры и с чем могут столкнуться жители, приняв решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями.

После перехода на прямые договоры обратившиеся жители на себе ощутили отрицательные моменты такого перехода и высказали недовольство в связи со следующими возникшими неудобствами:

  • появляется дополнительное количество платежных документов, начисляемых ресурсоснабжающими организациями;
  • по вопросам начисления и перерасчетов платы за жилищно-коммунальные услуги жители вынуждены обращаться не только в управляющую компанию, но и к соответствующим ресурсоснабжающим организациям, офисы которых находятся в разных районах города;
  • для начисления платы за фактический объем потребления коммунальных услуг жители обязаны передавать показания индивидуальных приборов учета в соответствующие ресурсоснабжающие организации, а показания приборов учета горячей воды сразу в две организации: в теплоснабжающую организацию — для начисления платы за горячую воду и в АО «Мосводоканал»- для начисление платы за водоотведение;
  • для учета при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги имеющихся льгот жители вынуждены предоставлять соответствующие справки в управляющую компанию, а также во все ресурсоснабжающие организации;
  • при изменениях количества проживающих и других данных, используемых при начислении платы, жители также должны предоставлять сведения в управляющую компанию и ресурсоснабжающие организации.

Все это существенно усложняет жизнь москвичей, в связи с чем в настоящее время складывается практика отказа жителей от заключённых ранее прямых договоров. Так, на территории города Москвы жители нескольких многоквартирных домов расторгли прямые договоры и возвратились на предоставление коммунальных услуг через управляющую компанию.

Поэтому москвичам стоит ответственно подходить к решению вопроса о переходе на «прямые договоры», тщательно взвесить все плюсы и минусы таких изменений.

При выборе схемы расчетов за коммунальные услуги на первое место должны ставиться интересы жителей, для большинства из которых наиболее удобной остается схема предоставления коммунальных услуг добросовестной управляющей компанией.

22 июля 2019

С начала апреля 2018 года, в соответствии со вступившим в силу Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» жители многоквартирных домов получили право перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании могут принять решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с АО «Мосводоканал».

При этом в Москве наиболее популярной формой продолжает оставаться предоставление коммунальных услуг жителям управляющей компанией дома, «прямые расчеты», скорее, исключение из правил. По состоянию на июль 2019 года из 36 тысяч многоквартирных домов на прямые расчеты по услуге холодного водоснабжения и водоотведения перешли жители лишь 134 домов, что составляет менее 0,4%.

Выбирая прямые договоры, жители полагают, что оказание коммунальных услуг будет происходить без участия управляющей организации. Однако, ресурсоснабжающие организации, включая АО «Мосводоканал», отвечают за предоставление коммунальных услуг только до стены дома, от стены дома до квартиры ответственность перед жителями за качество предоставления услуг водоснабжения и водоотведения, по-прежнему несет управляющая организация многоквартирного дома.

Учитывая, что схема «прямых расчетов» является новшеством для ресурсоснабжающих организаций, Мосводоканал постоянно проводит мониторинг обращений жителей. В ходе проведенного анализа выявлено, что для жителей, которые перешли на прямые договоры возникают следующие неудобства: увеличение количества квитанций, необходимость обращения не только в управляющую компанию своего дома, но и в ресурсоснабжающие организации в случае изменения состава семьи или учета льгот, а также при передаче показаний приборов учета. Все это существенно усложняет жизнь москвичей.

В связи с чем, в настоящее время складывается практика отказа жителей от заключённых ранее прямых договоров. Так, на территории города Москвы жители нескольких многоквартирных домов расторгли прямые договоры и возвратились на предоставление коммунальных услуг через управляющую организацию.

Поэтому москвичам стоит ответственно подходить к решению вопроса о переходе на прямые расчеты, тщательно взвесить все плюсы и минусы таких изменений.

С 3 апреля собственники квартир получили право заключать договоры ЖКХ напрямую с ресурсоснабжающими организациями. На самые злободневные вопросы ответили юристы и представитель управляющей организации.

Для чего это сделано?

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Смысл вступивших в силу изменений в Жилищный кодекс – это попытка законодателя попробовать упростить собственникам и нанимателям жилых помещений процедуру заключения напрямую с ресурососнабжащими организациями договоров, в случае если управляющая компания по каким-либо причинам не исполняет надлежащим образом свои обязанности и качество ее услуг оставляет желать лучшего. Одновременно, данные изменения объективно делают более прозрачным процесс прохождения коммунальных платежей конечному получателю, исключают из цепочки отношений между потребителями (собственники и наниматели жилых помещений) и ресурососнабжащими организациями посредника – управляющую компанию.»

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний «ГОСТ»:

«Прямые договоры – это некая попытка введения института персональной ответственности потребителей и поставщиков ресурсов друг перед другом в сфере ЖКХ.

Как группа управляющих компаний мы, конечно, за переход на прямые договоры и прямые платежи. Это избавит нас от ненужного посредничества при контроле денег потребителей, которые транзитом идут через наши счета на счета поставщиков ресурсов. Для нас это лишняя нагрузка – никаких наценок сверх установленного ресурсоснабжающими организациями мы не делаем, выгоды от этого посредничества для нас нет никакой. Наоборот, мы еще и в минусе: ведь собираемость коммунальных платежей не превышает 95% – и это еще в лучшем случае. Всегда есть те потребители, которые не платят, – и деньги за них поставщикам ресурсов платим мы.

В среднем управляющие компании доплачивают ресурсоснабжающим организациям за недобросовестных потребителей от 5% до 30%. Эти деньги мы вынуждены «изымать» из планируемых затрат на текущий ремонт и содержание домов – так и получается, что вместо покраски подъездов или замены окон на лестницах мы оплачиваем счета тех, кто сам за коммуналку не платит. А при больших неплатежах населения управляющая компания становится вечным должником ресурсоснабжающей организации – до благоустройства ли тут?

К тому же прямые договоры потребителей с поставщиками ресурсов снимают с нас примерно половину проблем, связанных с недолжным оказанием услуг со стороны монополистов. Ведь в таком случае ресурсоснабжающие организации отвечают за то, что происходит на пути ресурса к дому – а мы за то, что случается внутри дома. Сейчас чуть что не так – потребители идут к нам, и мы вынуждены разбираться с поставщиками ресурсов. А так зоны ответственности будут четко разграничены. И если, допустим, где-то прорвало трубу и в дом не поступает отопление – это проблема ресурсоснабжающей организации. А если трубу прорвало в подвале – тот тут уже да, наша зона компетенций, и мы с ней работаем.»

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

«С переходом на прямые договоры удастся минимизировать риски банкротства управляющих компаний и связанных с этим последствий. Напомню, что в результате банкротства управляющих организаций жильцы многоквартирных домов могут столкнуться с изменением тарифов, цен и качества предоставляемых услуг по соглашениям, заключенным ранее.

Также переход поможет избежать «так любимой» для управляющих организаций солидарной ответственности всех жителей за неплательщиков – то есть, когда долги жильцов-неплательщиков раскидывают на добросовестных соседей. Как бы это не казалось абсурдным, управляющая организация вправе распределять долги на соседей пропорционально размеру их общей площади, однако все расходы на общедомовые нужды не могут превышать установленного в регионе норматива, а разницу вынуждена оплачивать управляющая организация.»

Получится ли платить за коммуналку меньше?

venimo, ADE2010 / .com

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний «ГОСТ»:

«Нет, стоимость услуг при этом дешевле не станет – тарифы на услуги ЖКХ как росли в среднем на 4% по стране в год, так и будут расти. Зато у потребителя появится твердая уверенность, что его платежи ушли по назначению. Прямые договоры между жильцами и поставщиками ресурсов исключают посредника в лице управляющей компании, делая поставки коммунальных ресурсов и их оплаты более прозрачным для всех.

К тому же, при некачественно оказанных услугах, потребитель может их не оплачивать, предварительно осуществив необходимые замеры и поставив в известность монополиста. Если оплата идет через общую квитанцию, то «вычленять» некачественную услугу из оплаты становится сложнее.»

Как осуществить переход?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний «ГОСТ»:

«Для того чтобы платить напрямую поставщику за холодную и горячую воду, электричество, газ, отопление и водоотведение собственники квартир должны сначала собраться на общее собрание, затем на нем принять соответствующее решение, зафиксировать его в протоколе и передать документ в ресурсоснабжающую организацию (Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).»

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Прямой договор считается заключенным с даты принятия соответствующего решения общим собранием. Срок вступления договора в силу может быть перенесен ресурососнабжающей организацией не более чем на три месяца, о чем она должна уведомить собственников помещения в течение пяти рабочих дней с даты получения ресурососнабжающей организацией протокола и решения общего собрания (подп. 1 п. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).»

Если собственники не хотят переходить на прямые договоры, возможен ли переход по инициативе управляющей компании?

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

«Нет, у управляющей организации таких полномочий нет.»

А по инициативе ресурсоснабжающей организации?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний «ГОСТ»:

«Да, сама ресурсоснабжающая организация может стать косвенным «виновником» заключения прямых договоров с потребителями. Это произойдет тогда, когда управляющая организация накопила двухмесячную или более задолженность перед поставщиками ресурсов. Процедура регламентирована Законом № 59-ФЗ. В этом случае поставщик ресурсов может через суд расторгнуть договор с управляющей компанией – после чего договоры на поставку ресурсов автоматически, с соответствующим уведомлением, будут заключаться напрямую с собственниками жилья. По нашим оценкам, из примерно 1,2 трлн руб. общероссийской задолженности по услугам ЖКХ около 250-300 млрд рублей – это долги именно управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.»

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Как уже было сказано, собственников помещений проинформируют одновременно с направлением уведомления об отказе от договора путем размещения информации в общедоступных местах. По истечении 30-дневного срока с даты отправки уведомления в адрес управляющей компании прямой договор между ресурсоснабжащей организацией и каждым собственником помещения в многоквартирном доме будет считаться заключенным (подп. 2 п. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).»

Что будет с должниками?

RasulovS / .com

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Если это возможно технически, то ресурсоснабжающие организации сначала предупредят, а потом ограничат или приостановят подачу коммунальных ресурсов, но только если это не нарушает права других абонентов (п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

В случае, когда ограничить или приостановить поставку коммунальных ресурсов не представляется возможным, а требование должником добровольно не исполнено, следующим шагом будет предъявление поставщиком услуг иска в суд. Если сумма долга не превышает 500 тыс. руб., то результатом рассмотрения требований о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг будет вынесение судом судебного приказа, который одновременно является исполнительным документом (ст. 151 Гражданского процессуального кодекса). Ответчиком по иску будет непосредственно гражданин-должник.»

А если есть долг по общедомовому потреблению?

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

«Если с неплательщиками в отношении пользования ими услуг в своей квартире все ясно, то проблема накопления долгов дома перед ресурсоснабжающими организациями остается. И принцип работы с таким долгом пока законодателем не разъяснен. Правда, за сбор этих средств будет отвечать обслуживающая компания, если это будет предусмотрено в вашем договоре. Кстати, такие долги могут переложить на плечи добропорядочных собственников, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 ответственность по уменьшению потерь того или иного ресурса, а также необходимость борьбы с незаконными подключениями и действий по сокращению долгов можно вполне законно переложить на плечи жителей.»

Что делать, если переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями произведен, а управляющая компания продолжает присылать квитанции?

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Законодатель сделал попытку предотвратить возможные злоупотребления со стороны управляющей компании: в таком случае она будет обязана уплатить собственникам штраф в двухкратном размере суммы, которую собственник уплатит по такому счету (п. 5 ст. 3 Закона № 59-ФЗ). Данная норма работает, в случае если платеж был совершен. Денежные средства могут истребованы гражданами от управляющей компании в судебном порядке. Штраф возместит гражданам расходы при повторной оплате услуг ЖКХ напрямую поставщику коммунальных ресурсов.»

С какими сложностями могут столкнуться собственники, если примут решение перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающами организациями?

dpfoxfoto / .com

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний «ГОСТ»:

«Как в любом нововведении, в заключении прямых договоров, конечно же, есть узкие места. Потребителям может показаться неудобным наличие большого числа разных квитанций и счетов. К привычным «платежкам» за услуги управляющей компании, электричество и капремонт прибавятся квитанции на отопление, водоснабжение и газ. Технически оплатить услуги станет сложнее и дольше. К тому же по вопросам платежей или перерасчетов придется обращаться в организации, которые счета выставляли, – и это вместо контактов с бухгалтерией управляющей компании. Именно управляющие компании до сих пор являлись для жильцов ответственным лицом по качеству предоставляемых услуг. Их персонал следил за своевременностью начислений и за выставлением счетов по коммунальным ресурсам. Управляющие компании, по сути, являются тем самым «одним окном», куда жильцы направляют все свои претензии по поводу качества ресурсов или их оплате.

В случае заключения прямых договоров эти функции «регулировщика» лягут непосредственно на плечи самих жильцов. То есть выяснять, что, почему, когда и сколько, они будут непосредственно с региональными «энерго…», «водо…», «тепло…». А в новом законе остается не до конца определенными границы зон ответственности между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией. Очевидно, что за то, что «вне дома», отвечает поставщик ресурсов, а то, что «внутри дома» – на совести управляющей компании. Но с юридической точки зрения эти понятия все-таки еще размыты, что оставляет поле для манипуляций. Могу предвидеть, что именно это в будущем станет камнем преткновения в спорах между жильцами, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, а претензии жильцов о, скажем, слабом напоре воды или недостаточно горячих батареях будут «перекидываться» между организациями. Ресурсоснабжающие организации, ответственные за трубы «до границы дома» будут кивать на управляющие компании, чьи трубы «внутри дома» прогнили, сломались и т.п., а те, в свою очередь, будут апеллировать к изношенным коммуникациям поставщика ресурса. Конечно, подобные истории сплошь и рядом происходят и без прямых договоров, но здесь у жильцов есть крайний – управляющая компания, с которой они вправе требовать.

Большое количество новых договоров, счетов, актов и прочего документооборота осложнит и жизнь монополистов, точнее, сотрудников низшего и среднего звена, которые вплотную столкнутся с этим бумажным валом. Ведь на деле подобный закон уже действует: собственники нежилых помещений уже давно имеют право заключать прямые договора с поставщиками ресурсов – эта норма закреплена Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Но в действительности монополисты это саботируют под различными предлогами – как раз из-за нежелания взваливать на себя лишнюю работу.»

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

«Увеличение числа квитанций, и как следствие, проведение соответствующих расчетов в большем размере, а также необходимость проведения взысканий с неплательщиков должны привести к расширению штата ресурсоснабжающих организаций, а это значит, что и к возрастанию затрат предприятия. Возникает вопрос: каким образом будет производиться компенсация таких расходов? Не получится ли, что заложенные денежные средства на прокладку и ремонт коммуникаций направят на печать, изготовление квитанций и оплату труда юристов?

Законодатель также не разъяснил порядок и не указал, кто будет отвечать за готовность внутридомового хозяйства к отопительному сезону, а это важнейший вопрос.

Еще можно добавить, что в случае судебных споров каждому потребителю придется самостоятельно решать возникающие вопросы с монополистами, в то время как до нововведений это делают управляющие организации.»

Какие перспективы у данного нововведения?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний «ГОСТ»:

«Так как по нашим оценкам, в среднем по России подобную активность проявляет лишь один дом из трех, то можно предположить, что на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями по собственной инициативе в обозримом будущем перейдут лишь 30% домов.»

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

«Потенциально новая система сможет снизить до минимума количество просрочек в области ЖКХ, так как сейчас ситуация по долгам в этой сфере считается катастрофической.»

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Как уже было сказано неоднократно: расчеты за потребленные коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ должны стать более прозрачными.»

Уважаемые Заказчики (Абоненты)!

В этом разделе вы можете ознакомиться с правилами оформления договорных отношений по отпуску питьевой воды, приему сточных вод и загрязняющих веществ, а также — с формами документов, используемых ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для оформления договорных отношений с абонентами.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» заключает раздельные договоры на отпуск питьевой воды и на прием сточных вод и загрязняющих веществ.

Основные нормативные правовые акты, регламентирующие оформление договорных отношений по отпуску питьевой воды и приему сточных вод можно посмотреть .

Юридическое или физическое лицо, желающее заключить договор, обращается в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» с заявлением о заключении договора.

Для заключения договора необходимо, чтобы объекты, системы водоснабжения и (или) канализации заказчика (абонента) имели непосредственное присоединение к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Формы заявлений можно посмотреть .

Формы договоров можно посмотреть .

В заявлении на заключении договора заказчик (абонент) указывает объекты, имеющие непосредственное присоединение к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации Водоканала.

В договор на отпуск питьевой воды (договор на прием сточных вод) включаются существенные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Существенными условиями договора на отпуск питьевой воды в соответствии с законодательством Российской Федерации являются:

  • предмет договора, которым является отпуск (получение) питьевой воды (для заказчиков (абонентов), являющихся исполнителями коммунальных услуг, в общем объеме питьевой воды, поставляемой в многоквартирный дом, выделяются объемы отпуска питьевой воды в отношении каждого нежилого помещения);
  • дата начала отпуска питьевой воды;
  • режим отпуска (получения) питьевой воды, в том числе при пожаротушении;
  • лимиты на отпуск (получение) питьевой воды;
  • качество питьевой воды;
  • условия прекращения или ограничения отпуска (получения) питьевой воды;
  • осуществление учета отпущенной (полученной) питьевой воды;
  • порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая сверхлимитное водопотребление;
  • границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и сооружениям на них;
  • права и обязанности сторон;
  • неустойка (штраф, пени) и другие виды ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, за несоблюдение условий договора или ненадлежащее исполнение обязательств сторон;
  • условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Существенными условиями договора на прием сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации являются:

  • предмет договора, которым является прием (сброс) сточных вод (для заказчиков (абонентов), являющихся исполнителями коммунальных услуг, в общем объеме водоотведения (сброса сточных вод) от многоквартирного дома выделяются объемы водоотведения от каждого нежилого помещения);
  • дата начала приема (сброса) сточных вод;
  • режим приема (сброса) сточных вод;
  • лимиты на прием (сброс) сточных вод;
  • нормативные требования по составу сточных вод;
  • условия прекращения или ограничения приема (сброса) сточных вод;
  • осуществление учета принятых (сброшенных) сточных вод;
  • порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ;
  • границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям канализации и сооружениям на них;
  • права и обязанности сторон;
  • неустойка (штраф, пени) и другие виды ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, за несоблюдение условий договора или ненадлежащее исполнение обязательств сторон;
  • условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В договор на отпуск питьевой воды (договор на прием сточных вод и загрязняющих веществ), заключаемый с заказчиком (абонентом), являющимся исполнителем коммунальных услуг, подлежат включению условия, предусмотренные Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124:

  • разграничение ответственности сторон за несоблюдение показателей качества питьевой воды (качества услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ);
  • взаимодействие сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги (предоставляемой заказчиком (абонентом), являющимся исполнителем коммунальных услуг, коммунальной услуги по холодному водоснабжению и (или) водоотведению);
  • разграничение обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи питьевой воды к внутридомовым инженерным системам (отведения бытовых стоков из внутридомовых систем);
  • разграничение обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета питьевой воды и (или) принятых по соглашению с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома обязательств по оборудованию индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (жилого дома — индивидуальным прибором учета), включая обеспечение доступа к общедомовому имуществу для целей установки таких приборов учета, а также обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемой по договору питьевой воды (принятых сточных вод), в том числе объемов питьевой воды, горячей воды, приходящихся на нежилые помещения в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» показаний коллективного (общедомового) прибора учета;
  • обязанность абонента уведомлять ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» о сроках проведения им проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» участвовать в таких проверках;
  • обязанность абонента предоставить ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам;
  • порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, а также порядок расчета размера платы за отпущенную питьевую воду (принятые сточные воды) в указанном случае.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *