Досмотр автотранспорта на КПП

Тема № 32. Тактика досмотра транспортных средств на контрольно-проездном пункте

Контрольно-проездные пункты (КПП) оборудуются раздвижными или распашными воротами с дистанционным управлением, устройствами для аварийной остановки ворот и открывания их вручную. Устройства управления механизмами открывания, прохода (проезда), охранного освещения и стационарными средствами досмотра должны размещаться в помещении КПП или на его наружной стене со стороны охраняемой территории. В последнем случае должен исключаться доступ к устройствам управления посторонних лиц.

Для осмотра автотранспорта на КПП используются смотровые площадки, эстакады, а для осмотра железнодорожного транспорта — вышки с площадками. Для облегчения труда работников охраны контрольно-проездные пункты оборудуются шлагбаумами и натяжными тросами, а также иными средствами принудительной остановки автотранспорта.

Створки немеханизированных ворот в открытом состоянии должны быть зафиксированы стопорным устройством. Особую осторожность необходимо соблюдать при открытии ворот во время сильных порывов ветра.

При управлении механизированными воротами необходимо убедиться в отсутствии людей, транспорта и посторонних предметов в зоне движения створок ворот. Открытие и закрытие производить только нажатием соответствующих кнопок на пульте, до отключения привода и остановки створок в крайних положениях.

При возникновении шума, вибрации створок ворот и механизмов прекратить работу и сообщить о неисправности непосредственному начальнику и администрации охраняемого объекта.

Досмотр транспорта разрешается проводить только после полной его остановки при неработающем двигателе, с помощью эстакад, а в исключительных случаях с помощью лестниц с крюками на концах. Площадки эстакад должны быть не ниже бортов грузовых автомобилей, иметь площадь не менее 1 квадратного метра, со ступеньками и перилами для безопасного подъёма и спуска работника военизированной охраны.

Если проезд осуществляется через ворота необорудованные электромеханическим приводом, перед пропуском транспорта с территории объекта работник охраны обязан остановить его, открыть проездные ворота, закрепить их специальными крюками или фиксаторами и встать в строго определённое инструкцией безопасное место.

Тема № 33. Охрана труда работников военизированной охраны филиалов ФГУП «Охрана» при несении службы на постах.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране» работниками ведомственной охраны могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, годные по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на ведомственную охрану.

Работники ведомственной охраны обязаны ежегодно проходить медицинские осмотры, а также периодические проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Указанные осмотры и проверки осуществляются в порядке, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н.

На основании приказа Предприятия от 17.03.2011 № 74 «Об утверждении Типовой инструкции по охране труда работников ФГУП «Охрана» МВД России» перед допуском работника охраны к самостоятельной работе в обязательном порядке проводятся вводный и первичный инструктажи по безопасности труда, пожарной безопасности, а также обучение работника военизированной охраны по программе первоначальной подготовки, утверждённой директором филиала.

Для несения службы работники военизированной охраны обеспечиваются форменным обмундированием по установленным нормам. При несении службы форменная одежда должна быть исправна и подогнана по размеру.

Работник военизированной охраны во время несения службы должен строго соблюдать правила внутреннего распорядка и инструкцию по охране труда на объекте, установленные руководителем подразделения охраны, с учётом особенностей охраняемых объектов.

В случае возникновения пожара работник военизированной охраны должен действовать в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности на охраняемом объекте.

Каждый работник военизированной охраны должен знать и уметь применять правила оказания первой доврачебной помощи гражданам с признаками нарушения дыхания, остановки сердца и при различных травмах. В помещении охраны в обязательном порядке должна находиться аптечка с медицинскими средствами и медикаментами для оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

О каждом несчастном случае на производстве работник военизированной охраны должен немедленно известить руководство подразделения охраны и администрацию охраняемого объекта.

Работник военизированной охраны в случае обнаружения неисправности оборудования, приспособлений, ограждений и других опасных производственных факторов, которые могут повлечь за собой несчастный случай на производстве, уведомляет об этом администрацию охраняемого объекта и руководство подразделения охраны, делает об этом запись в постовом журнале.

Перед заступлением на службу по охране объекта работник военизированной охраны обязан убедиться в исправности средств связи, сигнальных устройств, приборов охранно-пожарной и тревожной сигнализации, средств пожаротушения и электронагревательных приборов, проверить укомплектованность аптечки и наличие необходимой служебной документации. Следует обойти территорию охраняемого объекта по безопасному маршруту, убедиться в исправности охранного освещения и наличии ограждения у мест производства строительных работ. Обо всех выявленных недостатках, препятствующих безопасному несению службы доложить непосредственному начальнику и представителю администрации объекта. В случае невозможности устранения недостатков отразить их в постовой книге и действовать по указанию ответственных должностных лиц подразделения охраны.

При возникновении на объекте чрезвычайной ситуации действовать в соответствии с инструкцией по действиям при возникновении ЧС.

В ходе несения службы в обязательном порядке использовать средства индивидуальной защиты, обход территории осуществлять в соответствии с разработанной руководством подразделения охраны схемой обхода объекта, соблюдая меры личной безопасности. В ночное время на обход брать с собой электрический фонарик.

При несении службы не пользоваться электроприборами кустарного изготовления и с оголенными проводами.

Запрещается допускать на объект проверяющих лиц в нерабочее время без знания ими пароля.

В случае заболевания во время несения службы сообщить об этом непосредственному начальнику или дежурному по филиалу, которые должны принять меры к вызову скорой помощи и организации смены работника на посту.

Работник военизированной охраны по окончании дежурства обязан ознакомить сменяющего его работника со всеми выявленными при принесении службы недостатками, которые могут повлиять на безопасное несение службы.

Тарасов В.А., Умрихин Ю.А. Служебно-боевая подготовка специальных подразделений милиции органов внутренних дел Российской Федерации — файл n1.doc

Тарасов В.А., Умрихин Ю.А. Служебно-боевая подготовка специальных подразделений милиции органов внутренних дел Российской Федерации
(7873.5 kb.)
Доступные файлы (1):

n1.doc 7874kb. 04.02.2014 08:04

n1.doc

1 11 12 13 14 15 16 17 18 29
12.2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ НА КПП, КПМ. ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ,
ДОСМОТР АВТОТРАНСПОРТА
Контрольно-пропускной пункт предназначен для обеспечения пропускного режима, ограничения, регулирования движения и досмотра транспортных средств, поддержания общественного порядка, пресечения противоправных действий и задержания правонарушителей.
Организация несения службы нарядами на КПП включает: принятие решения на сутки, его оформление и постановку задач исполнителям; подбор и подготовку личного состава нарядов; взаимодействия и связи.
Решение принимается с учетом складывающейся оперативной обстановки.
При оценке обстановки учитывается:
— состояние общественного порядка и оперативная обстановка в районе несения службы;
— маршруты патрулирования и их удаленность от места дислокации подразделения;
— наличие личного состава, транспорта и средств связи;
— уровень профессиональной подготовки личного состава, служебный опыт, результаты за прошедшие сутки;
— время суток, метеорологические условия и их влияние на действие нарядов;
— мероприятия, проводимые местными органами внутренних дел, местного самоуправления и другими органами власти.
Подготовка наряда к несению службы проводится в соответствии с требованиями распорядка дня и включает:
— боевой расчет личного состава на сутки;
— инструктаж начальников (ст. групп);
— инструктивные занятия со всем личным составом нарядов;
— материально-техническое и медицинское обеспечение.
Подбор личного состава (старших групп) для несения службы в составе наряда производит начальник (командир) подразделения с учетом предложений своих заместителей и офицеров на основании индивидуальных особенностей характера, выучки, способностей, морально-боевых и психологических качеств сотрудников. Как правило, назначается из одного отделения, взвода.
После развода наряд, прибыв к месту несения службы, в зависимости от конкретных условий поставленной задачи, совершает обход маршрута патрулирования (поста) со сменяющимся нарядом, докладывает о готовности и заступает в наряд согласно боевого расчета.
В составе контрольно-пропускного пункта назначается группа:
— проверки документов и досмотра транспортных средств;
— прикрытия;
— резерв;
— может назначаться группа преследования и задержания из сотрудников ОВД.
Во время несения службы все наряды должны обращать особое внимание:
— на граждан, часто появляющихся в районе КПП, проявляющих интерес к режиму, организации, порядку несения службы;
— на людей, которые проявляют подозрительную настороженность и беспокойство, одетых не по сезону, или одежду, не соответствующую росту, комплекции, а также имеющих повязки, травмы;
— на группы граждан, особенно молодежи, склонных к возникновению конфликтных ситуаций, допускающих нарушения правил дорожного движения.
Состав, время и порядок несения службы личным составом КПП устанавливается командиром (начальником), выставившим его. Время несения службы может быть от нескольких часов, до нескольких суток с последующей сменой в зависимости от оперативной обстановки.
Задачи стационарных постов ГИБДД в местах развертывания КПП
Контрольно-пропускной пункт может развертываться на стационарных постах ГАИ, или на межрегиональных (КПМ) путей сообщения.
Стационарный пост ГАИ оборудуется служебными помещениями, оперативно-техническими и специальными средствами, защитными укреплениями для отражения нападения и отдыха личного состава, места их расположения должны быть надежно защищены.
Контрольные пункты милиции (КПМ) создаются с целью обеспечения эффективного взаимодействия по выявлению и задержанию автотранспорта, используемого в противоправных целях лиц, совершивших преступления, либо подозреваемых в их совершении.
Сотрудники ДПС, задействованные в наряд на КПМ, обязаны осуществлять проверку транспортных средств, грузы, регистрационные и водительские документы, транспортно-сопроводительную документацию с целью выявления и задержания правонарушителей.
На сотрудников ДПС, задействованных в наряд на КПМ возлагается:
— розыск и задержание лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания;
— выявление водителей и пассажиров, незаконно перевозивших наркотики и наркосодержащие вещества, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, а также подозреваемых в совершении иных преступлений;
— доставление в ближайший таможенный орган граждан, нарушивших порядок перемещения через таможенную границу грузов, товаров и иных предметов, и передача в установленном порядке этому органу задержанных грузов, товаров и др. предметов;
составление материалов, протокола в случае отсутствия у водителя, либо сопровождающих лиц, необходимых документов на груз.
Взаимодействие нарядов по организации охраны порядка в местах временного сосредоточения КПП
В целях обеспечения надежной охраны порядка в населенных пунктах в связи с осложнениями оперативной обстановки в зоне КПП могут назначаться другие наряды, как из числа резерва КПП, так из территориального ОВД.
Пост охраны порядка (ПОП) располагается на шоссейной развязке, перекрестке улицы населенного пункта, устанавливается начальником, командиром подразделения и выполняет обязанности патруля. Личный состав ПОП несет службу способом наблюдения, своевременно реагирует на изменения обстановки, при необходимости вызывает маневренную группу.
Маневренная группа — предназначена для выполнения обязанностей по контролю за складывающейся обстановкой по предупреждению (пресечению) противоправных действий в районе КПП и прилегающей к ней территории, и оказания помощи другим нарядам.

При организации служебно-боевых действий нарядов при осложнении оперативной обстановки особое место отводится взаимодействию. Каждый командир (начальник) подразделения (ст. группы) должен знать места расположения, маршруты движения нарядов вести постоянное наблюдение за их сигналами, позывными чтобы в любую минуту оказать им необходимую помощь.
По сигналу “прошу помощь” — ближайшие наряды следуют в направлении, откуда был получен сигнал, о чем ст. наряда докладывает своему командиру.
Приблизившись к наряду, просившему помощь, наряд должен оценить обстановку, принять решение по оказанию помощи, установить связь по радиостанции, принять меры, чтобы не попасть под огонь своих нарядов.
Для опознания друг друга наряды пользуются установленным пропуском (отзывом), опознавательными знаками (сигналами), кодами (цифровыми) и др.
Ночью, в тумане, густом лесу и в других условиях плохой видимости, когда трудно опознать друг друга издали, наряд заметивший приближение к нему людей, изготавливается к их задержанию, подпускает на близкое расстояние и дает опознавательный знак (сигнал), которые должен знать весь личный состав.
Остановка разыскиваемого или причастного к преступлению ТС
При остановке ТС, в отношении, которого имеется информация о причастности находящихся в нем лиц к какому-либо преступлению, сотрудники должны действовать так, чтобы максимально обезопасить себя и окружающих от возможного нападения. В данном случае нормы этикета и вежливости отступают на второй план, хотя следует иметь в виду, что поступившие данные или собственные предположения сотрудников могут не подтвердиться. Остановив подозреваемое ТС, сотрудник должен:
а) расположиться в точке, обеспечивающей оптимальное прикрытие действий сотрудников по заранее отработанной схеме;
б) оставаться у патрульного автомобиля, стационарного поста, в противопульном укрытии или на удалении 8-12м (в зависимости от условий видимости, типа и марки остановленного ТС);
в) расстегнуть кобуру пистолета, снять его с предохранителя и положить на него руку, страхующий сотрудник принимает изготовку для стрельбы, стоя (с колена) из автомата;
г) держать включенной радиостанцию, координируя действия сотрудника, проверяющего ТС.
Старший наряда обязан предпринять все меры к тому, чтобы добиться выхода водителя из салона или кабины ТС, что существенно облегчает его возможное задержание. Для этого желательно найти (залегендировать) благовидный предлог и обратиться к водителю на расстоянии посредством СГУ, мегафона, голоса или соответствующих жестов. При этом важно проявлять спокойствие, не допускать суетливости и явно выраженных приготовлений к задержанию. Можно попросить водителя:
а) выйти на тротуар или обочину, подойти к патрульному автомобилю или СП, чтобы не создавать помех движению при проверке документов;
б) предпринять меры по устранению якобы имеющихся на ТС:
— неисправностей приборов сигнализации;
— снижения давления в какой-либо шине;
— биения колеса;
— повышенной дымности выхлопных газов двигателя;
— неправильной укладки груза в кузове, на багажнике и в прицепе;
— отрыва креплений глушителя;
— загрязнения номерных знаков или фар;
— неисправности элементов подвески или наличия зацепившихся за них посторонних предметов (куска проволоки, веток и пр.); в) оказать какую-либо помощь наряду, например:
— представить медицинскую аптечку, домкрат, какой-либо инструмент;
— участвовать в осмотре другого ТС в качестве понятого.
Если водитель все же не выходит из ТС, старший наряда может в более категорической форме высказать ему требование подойти к сотруднику милиции и предъявить для проверки соответствующие документы. При этом он остается в патрульном автомобиле, либо за ним, а другой сотрудник может подойти к правому заднему колесу остановленного ТС одновременно с сотрудником, который будет проверять документы водителя и осматривать автомобиль.
Обычно сотрудники приближаются к остановившемуся ТС со стороны ближайшей от водителя двери. Однако в случаях, когда в ТС нет пассажиров, следует подходить к нему справа по ходу его движения.
При этом:
— исключается выход сотрудника на проезжую часть и угроза наезда на него проходящего транспорта;
— остановленный автомобиль используется в качестве прикрытия (если подходить к нему по диагонали от обочины к заднему правому крылу или кабине);
— в ночное время сотрудник может использовать для подхода к ТС и его предварительного осмотра полосу отвода дороги вне зоны освещения светом фар попутно следующих автомобилей;
— водитель, пытающийся совершить нападение на сотрудника, в данном случае более уязвим, а сотрудник может использовать остановленный автомобиль в качестве прикрытия, быстро лечь на землю, вести наблюдение за лицами, выходящими из ТС, не попадая в сектор огня.
Неудобство предъявления документов и выхода водителя из автомобиля непосредственно на обочину через правую дверь может быть в последующем несколько сглажено доброжелательным разъяснением ему необходимости устранения возможных помех движению.
Подходя к легковому автомобилю сзади в условиях недостаточной видимости, необходимо освещать салон электрическим фонарем, держа его выше головы на вытянутой в сторону руке. Осмотр салона следует начинать с заднего сидения, а кабину грузовика — со спального места водителя.
Останавливаясь у автомобиля и приглашая водителя выйти, Сотрудник должен выбрать такую точку, чтобы не получить повреждений от внезапно открытой двери или начавшего движения ТС. Особенно опасны в этом отношении динамичные легковые автомобили, имеющие кузов типа «купе», размах дверей которых достигает 120 см. Поэтому лучше всего встать немного позади проема двери так, чтобы водитель вынужден был повернуть голову назад. В этом положении достаточно трудно совершить нападение. Удар или захват дверью также становится невозможным.
4. Независимо от того, в какой форме водителю предварительно предлагалось выйти из ТС (возможно он имеет дефекты слуха, в салоне включена громкая музыка, неисправен глушитель или выпускной коллектор двигателя и проч.), с ним следует поздороваться, представиться и предупредить о необходимости провести следующие действия:
1) заглушить двигатель;
2) в условиях недостаточной видимости включить габаритные огни;
3) затянуть стояночный тормоз, а при его неисправности включить передачу.
Последнее важно даже по отношению к достаточно опытным водителям, которые могут от волнения забыть о данных мерах безопасности либо отвлечься на поиск или укрытие документов, вещей предметов, свидетельствующих о причастности к преступлению.
Для беседы с водителем, вышедшим из автомобиля, нужно расположиться в таком месте, чтобы старший наряда, страхующий сотрудника, имел свободный сектор обстрела, исключающий случайное поражение лиц, непричастных к возможному инциденту. Отметим, что выполнение этого требования в условиях дорожного движения представляет чрезвычайно сложную задачу и поэтому должно отрабатываться на предварительных тренировках применительно к данному участку дороги (улицы) с учетом освещенности, типа и вида ТС, а также численности и вооружения наряда.
Главной целью первоначального этапа встречи с водителем должны стать не проверка подлинности документов и установление личности лиц, находящихся в ТС, а наблюдение за их реакцией, перемещениями внутри салона (кабины) и внешним видом. Вначале вполне допустима лишь имитация осмотра, концентрация внимания на поведении водителя и пассажиров, определение признаков наличия у них оружия, а также дубликатов водительских удостоверений, паспортов, регистрационных свидетельств ТС и других документов.
Подходя к водителю и проверяя полученные от него документы, нельзя поворачиваться к нему спиной и той стороной тела, на которой находится оружие. Именно сотрудники чаще всего становятся объектами нападения преступников, желающих завладеть оружием.
Особого внимания требует наблюдение за руками и ногами водителя, с помощью которых сотрудникам наносится свыше 90% телесных повреждений. В связи с этим целесообразно предварительно указать водителю место, на котором он должен находиться в процессе проверки документов и беседы, а также в случае, когда сотруднику требуется подойти к своему автомобилю или выполнить какое — либо другое действие. Потеря визуального контакта с лицами, находящимися в остановленном ТС, очень опасна.
Даже при весьма неблагоприятных погодных условиях сотрудник не должен входить в остановленное им ТС. Более того, если он имеет дело с ТС или людьми, приметы которых совпадают с имеющейся у него информацией, а радиообмен по ведется открытым текстом, целесообразно после передачи условного сигнала старшему наряда уменьшить до минимума громкость приемника носимой радиостанции, чтобы случайно не раскрыть истинную причину остановки данного ТС.
В случаях, если водитель и пассажиры ТС не выполняют требований сотрудника, ведут себя вызывающе, находятся в состоянии опьянения, оскорбляют или угрожают ему, сотрудник должен действовать быстро и решительно особенно в ситуациях, когда не исключено вмешательство в конфликт окружающих. Среди них могут оказаться родственники или знакомые задержанных, которые чаще всего выступают в роли подстрекателей конфликта, извращают факты, клевещут на сотрудников, пытаясь вызвать сочувствие у окружающих, освободить задержанных и спровоцировать столкновение с сотрудниками милиции. Поэтому задержанных, проявляющих агрессивность, следует как можно быстрее доставить в ближайший ОВД или изолировать до прибытия помощи в помещении КПП (КПМ). Практика показывает, что при любых обстоятельствах не следует пытаться задерживать кого-либо из толпы при неравенстве сил и отсутствии необходимых средств. В подобных ситуациях надо проявлять терпение, сдержанность, дружелюбие, легендировать причину остановки ТС и передать ее окружающим.

При явном перевесе сил целесообразно отказаться от задержания правонарушителей. Следует запомнить их характерные приметы и так, чтобы не слышали окружающие, информировать об инциденте дежурного ОВД и соседние посты милиции для подготовки заслонов на возможных путях движения правонарушителей либо протянуть время до прибытия дополнительных сил. Разумеется, за сотрудниками в критических случаях остается право на необходимую оборону с использованием любых средств и видов вооружения.
Проверка неподвижного ТС
Остановленное ТС не теряет свойств источника повышенной опасности, по крайней мере, до тех пор, пока существует вероятность присутствия в нем хотя бы одного человека и не приняты меры, исключающие его самопроизвольное движение (качение под уклон, по горизонтальной поверхности при неисправности автоматической коробки передач и т. п.).
ПДД не обязывают водителя выходить из ТС при проверке документов работниками милиции. В свою очередь, последние не вправе требовать его выхода из ТС за исключением особых случаев, предусмотренных законодательством (например, при проведении досмотра ТС, использовании остановленного ТС для преследования преступников и др.). Сотрудник милиции должен сам подходить к остановленным ТС и предлагать водителям выйти из кабины (салона) только в тех случаях, когда;
— водитель и пассажиры подозреваются в совершении преступления, а также в иных случаях, когда необходимо участие водителя в оформлении документов либо оказании помощи другим участникам движения;
— требуется участие водителя в устранении технической неисправности принадлежащего ему ТС или ликвидации нарушения правил перевозки груза;
— имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
— необходимо проведение сверки номеров агрегатов и узлов ТС с записями в регистрационных документах.
Однако, нельзя однозначно ответить на вопрос, кто должен подходить первым — сотрудник к водителю или водитель к сотруднику. В случае ведения превентивного контроля сотруднику следует самому подойти к оставленному ТС, выполнив перед началом разговора с водителем следующие действия:
1) запомнить или записать номерной знак ТС (на случай, если водитель ТС лишь имитирует остановку):
2) произвести внешний осмотр салона, кабины и кузова;
3) установить численность пассажиров, вид и характер перевозимого груза (кроме опломбированных фургонов или контейнеров), обращая внимание на указанные в ориентировках вещи, предметы, наклейки, декоративные детали, цвет и фактуру чехлов сидений, тип и модель радиоаппаратуры;
4) установить показания спидометра, тембр звукового сигнала ТС (если есть информация о нем).
Далее сотруднику следует действовать, сообразуясь с оценкой информации, полученной в процессе осмотра ТС, и особенностями поведения водителя и пассажиров. При этом желательно ненавязчиво задать им контрольные вопросы о времени выезда со стоянки, о маршруте движения, конечном пункте следования и др. в целях зондирования их реакции и установления возможных противоречий в ответах.
Учитывая относительно высокую вероятность неправомерной эксплуатации автомобилей, перегоняемых по территории России, и ввозимых из-за границы, особенно следующих в направлении Чеченской республики и республик Закавказья, проверку документов целесообразно сопровождать опросом водителей и владельцев ТС о маршруте перегона, контролем наличия соответствующих отметок по граничных КПП в их заграничных паспортах, выяснением конечного пункта доставки ТС (где и по какому адресу проживает лицо, которое будет эксплуатировать данный автомобиль) и при сомнении в достоверности предъявленной информации делать соответствующие запросы и применять предусмотренные законодательством меры пресечения.
При этом в качестве вторичных средств распознавания могут выступать жаргон водителя и пассажиров, наличие у них нескольких регистрационных документов на другие ТС, а также устройств и вещей, которые могут быть использованы для маскировки и изменения идентификационных признаков ТС.
Большинство водителей выходят из автомобилей самостоятельно и идут навстречу сотруднику. Учитывая такую возможность, не следует сразу же подходить к остановленному ТС, если сотрудник не имеет напарника, готового немедленно начать преследование на патрульном автомобиле. Небольшая пауза в 30-40с. позволит водителю заглушить двигатель, затянуть рычаг стояночного тормоза, приготовить для проверки документы и выйти из автомобиля. После этого можно начать сближение с водителем. В противном случае водитель, находясь в ТС, может подпустить сотрудника на минимальное расстояние, а затем, резко ускоряясь, уехать. Сотруднику приходится терять в среднем до 15-25с. на возвращение к патрульному автомобилю, запуск двигателя и начало движения.
Задержание водителя и пассажиров остановленного ТС
Указанные в заголовке действия экипажа мы рассмотрим на примере наиболее сложного его варианта — задержания лиц, в отношении которых имеются сведения о наличии у них огнестрельного оружия. Если преступники применили оружие (особенно автоматическое), то от их дальнейшего преследования целесообразно отказаться, принять меры по вызову группы захвата и развертыванию заслонов в рамках планов проведения специальных операций криминального характера. Однако, во-первых, возможности для этого есть далеко не всегда, Во-вторых, лица, имеющие оружие, относительно редко открывают огонь по преследующим. В третьих, часто лишь немедленное задержание является единственным средством пресечения попыток преступников скрыться или продолжить преступные действия. Приняв решение о задержании, необходимо:
1) предпринять все возможные меры для подключения к данной операции возможно больших сил и средств милиции, в том числе из соседних регионов или тех ОВД, с которыми удалось установить связь;
2) учитывать большую вероятность того, что экипажу будут противостоять физически подготовленные люди, хорошо владеющие оружием и приемами самозащиты, способные даже в состоянии опьянения, аффекта или при наличии серьезного ранения, победить в единоборстве или перестрелке.
3) предусматривать, что кроме холодного, газового и огнестрельного оружия задерживаемые могут применить средства звукового и светового воздействий, притвориться убитыми, тяжелоранеными, сильно опьяневшими;
4) останавливаться не ближе 10-15 м от задерживаемого ТС, что существенно снижает возможность внезапного нападения на экипаж, в том числе и с применением огнестрельного оружия;
5) не выходить из автомобиля, пока водитель и пассажиры остановленного ТС не будут выполнять требования наряда;
6) старшему наряда, исходя из складывающейся обстановки, следует поставить задачу каждому члену экипажа, согласовать свои действия с другими экипажами, подключившимися к преследованию, и обеспечить рассредоточение личного состава для свободного ведения стрельбы из — за какого-либо укрытия (автомобиля'», дерева, столба, бетонного ограждения, естественной складки местности, кювета и т. п.);
7) в темное время суток осветить остановленное ТС фарами патрульного автомобиля, переносными фонарями, а также использовать для этих целей проезжающие ТС, удалив из них водителей и пассажиров;
8) привести оружие в готовность, дослав патрон в патронник и направив его на задерживаемых;
9) настойчиво и на максимально возможной громкости подать команды водителю и пассажирам остановленного ТС с помощью СГУ или голоса, предупреждая о возможности применения спецсредств и оружия при попытке оказать сопротивление или скрыться.
Для предотвращения обстрела участвующих в задержании старший наряда предупреждает лиц, находящихся в остановленном ТС, о том, что их задерживают сотрудники милиции, и подает им следующие команды:
1. Водителю и пассажирам автомобиля (указать марку и номерной знак) без моей команды не двигаться! Потянетесь за оружием или двинетесь без команды -будете уничтожены!
2. Сидящим на переднем сидении упереться ладонями в лобовое стекло! Сидящим на заднем сидении положить руки на спинки передних сидений ладонями вверх!
3. Смотреть прямо перед собой и не поворачивать головы без команды! Водителю подаются команды:
1. Медленно открыть левой рукой дверь (при открытом окне сделать это путем нажатия на рукоятку двери снаружи)!
2. Выбросить оружие из салона!
3. Левой рукой вынуть ключ зажигания и выбросить его на проезжую часть через открытую дверь!
4. Выбросить дубликат ключа зажигания! (страховочная команда).
5. Медленно выйти спиной вперед!
6. Руки вытянуть перед собой и сцепить!»
7. Медленно поднять руки в сцепленном состоянии над головой!
8. Медленно отойти от автомобиля на 5 (8) шагов!
9. Медленно поднять пальто (куртку), рубашку, вывернуть карманы брюк и повернуться на один оборот!
10. К оружию, не прикасаться! Будешь застрелен!
11. Медленно лечь лицом вниз! Шире раздвинуть ноги! Завести руки за спину.
Если это невозможно из-за того, что задерживаемый может скрыться в траве, за складками местности, камнями, в канаве и т. п., то подаются команды: «Встать лицом к стене! Опереться руками на капот (крыло) автомобиля! Широко расставить ноги и не шевелиться! «
Аналогичная серия команд подается каждому из пассажиров. Когда все покинут ТС, старший наряда должен дать страховочную команду: «Ты, в автомобиле! Немедленно руки на стекло (на спинку сидения ладонями вверх)!». Одновременно из укрытия производится предварительный осмотр салона (кабины) ТС через открытые двери.
Убедившись, что все сотрудники надежно укрыты от перекрестного огня и готовы к стрельбе, старший наряда дает команду одному из них осмотреть оставленное ТС. В случае, если нет уверенности в том, что автомобиль пуст (особенно что касается кабин и кузовов грузовиков), сотрудник может использовать для прикрытия одного из задержанных, крепко ухватив его за звенья предварительно Надетых наручников либо за брючный ремень.
После осмотра салона (кабины) осторожно вскрывается и осматривается багажник (кузов грузового автомобиля).
Если задержанных несколько, то им поочередно дается команда встать и подойти к сотруднику, который надевает на них наручники и вновь заставляет лечь. Когда задержанных мало (1-2 чел.) и сотрудника имеют надежное прикрытие, то возможно одевание наручников без подъема задержанных. При существенном перевесе в силах вполне допустимо производство личного обыска задержанных до надевания наручников, если при их внешнем осмотре не было обнаружено ничего подозрительного.

На первый взгляд, изложенная процедура задержания излишне детализирована и громоздка. Однако предварительные тренировки позволяют осуществить данную операцию в достаточно высоком темпе (за 3-5 мин).

Контрольно – пропускной пункт и его оборудование

Продолжая предыдущую статью, напомню, что контрольно – пропускной режим является неотъемлемой частью общей системы охраны объекта. Естественно, создание надежного контрольно-пропускного режима как части системы охраны, требует значительных затрат. Но затраты эти, если правильно посчитать, не окажутся столь большими. Ведь эти затраты обеспечивают устойчивое экономическое движение фирмы и сводят к минимуму возможные потери. К тому же процесс создания системы контрольно-пропускного режима может быть растянут во времени, с учетом материальных возможностей фирмы и условий ее деятельности на рынке.

Именно для оптимизации и повышения эффективности охраны на предприятии оборудуются контрольно-пропускные пункты. Основное требавание к КПП – должна обеспечиваться необходимая пропускная способность, при этом эффективность и тщательность проверки документов, досмотра всех видов транспорта, провозимых грузов должна быть на высоком уровне. Говоря по-простому, КПП не должен мешать честным людям, но должен выступать надёжной преградой для воров и расхитителей.

Контрольно-пропускной пункт устанавливаются для:

  • предотвращения возможности несанкционированного проникновения на объект (или с объекта) людей и транспортных средств;
  • сокращения времени на проверку документов, досмотр транспорта и материальных ценностей;
  • сведения к минимуму ошибок охранника при пропуске людей и транспорта;
  • обеспечение безопасности охранника при досмотре транспортных средств.

Все виды пропускных пунктов должны быть оборудованы необходимыми видами связи и тревожной сигнализации для вызова резерва охраны. На КПП рекомендуется располагать внутренний телефон и список телефонов администрации предприятия.

Хотя любая электронная задвижка из состава СКУД является, по сути, контрольно – пропускным пунктом, мы будем понимать КПП как объект, на котором решение о допуске посетителя на объект принимает не бездушный процессор по предъявлению ключа – таблетки, а человек. Иногда присутствие “живого” охранника необходимо на объекте в связи с некоторыми особенностями несения службы. Например, на объектах с большим количеством посетителей, проход которым разрешен именно в этот день, на производственных объектах, где могут присутствовать только обученные специалисты, на стройках, экологически значимых объектах и других. Во многих случаях работник физической охраны на КПП выполняет еще и дополнительные функции. В автопарках – функции диспетчера, на стройках – контролёра, в офисах – секретаря, на промышленных предприятиях – инструктора по технике безопасности.
Руководителям предприятий напомню, что все вышеуказанные обязанности охранник должен выполнятиь только на основании должностной инструкции, утверждённой руководителем предприятия!!! И ещё раз напомню, что инструкция охраны должна быть доведена до всех работников предприятия с особым указанием штрафных санкций, применяемых к нарушителям!!!

Опять отвлёкся… Я же об оборудовании КПП!

Пропускной пункт для прохода людей

Служит для контроля лиц, проходящих на объект или в отдельные здания (помещения) предприятия. На контрольно-пропускном пунктк рекомендуется обязательно предусмотреть:

  • контрольно – пропускной зал;
  • комнату для охраны;
  • камеру хранения;
  • турникет с фиксирующими устройствами-запорами.

Это необходимый минимум. Вместо камеры хранения можно использовать шкаф, разделённый на раздельные ячейки с отдельным замком для каждоя ячейки. Если площадь контрольно-пропускного пункта позволяет, дополнительно выделяется помещение для досмотра граждан, гердероб и комната отдыха. Размещение помещений определяются проектом и зависит от средств механизации, автоматизации КПП и особенностей предприятия.

В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, количество которых зависит от количества работающих на предприятии. Даже если проход один, толчеи на проходной можно избежать при правильной организации режима работы предприятия, на что опытный начальник охраны обязательно обратит внимание.

Места пропуска, как правило, оборудуются:

  • средствами механизации, автоматизации, системами контроля доступа;
  • физическими барьерами (ограждениями, турникетами, калиткам);
  • основным и резервным освещением;
  • средствами связи и тревожной сигнализации;
  • системами видеоконтроля и видеозаписи.

Немного подробнее о физических барьерах, как наиболее распространённом оборудовании контрольно-пропускных пунктов. В качестве барьеров чаще всего используются турникеты, как средство управления потоками людей и регулирования входа и выхода. Широкое распространение получили электромеханические турникеты, которые управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной системы контроля доступа.

Для осуществления надежного контроля чаще используются “нормально закрытые” турникеты: роторные – “вертушки”, турникеты-триподы и калитки, хотя еще применяются “нормально открытые” турникеты, применявшиеся на закате “перестройки”, которые могли ударить проходящего и не позволяли осуществлять эффективный контроль.

Роторные турникеты – “вертушки” применяются в тех случаях, когда необходимо полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте – от поясных до турникетов в полный рост, которые конструктивно подобны вращающимся дверям.

Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним их наиболее рациональных средств для осуществления контроля санкционированного прохода. Триподы имеют современный элегантный вид и легко монтируются, позволяют осуществлять эффективный контроль доступа, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способность. Триподы могут применяться в системах электронных проходных, в том числе в условиях большого потока людей.

Калитки применяются для управления потоками свободного прохода в одну сторону (на вход или выход) и запрета прохода в другую. Калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах. Применение калиток для контрольно-пропускных пунктов неэффективно, это связано с тем, что калитки не разделяют поток людей по одному, так как после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек. Обычно устанавливаются для организации свободного выхода, в то время как контроль входа доверяют триподам или “вертушкам”.

Контрольно-пропускной пункт для автотранспорта

Оборудование автотранспортного КПП отличается от оборудования контрольно-пропускного пункта для пропуска людей. Основной элемент пропускного пункта для автотранспорта – досмотровая площадка. Досмотровая площадка служит для размещения автомобилей при их досмотре и может располагаться как на территории предприятия, так и за ее пределами, на местности, непосредственно примыкающей к основным воротам пропускного пункта.

Досмотровая площадка должна быть изолированной от других сооружений, не имеющих отношения к охране объекта и должна отвечать следующим требованиям:

  • иметь достаточную площадь для размещения досматриваемого транспорта;
  • иметь технические средства для обеспечения нормальных условий работы охранника;
  • исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
  • обеспечивать при заранее установленной интенсивности движения, в любое время суток и года, досмотр автомобильного транспорта и перевозимых грузов;
  • обеспечивать меры безопасности охранника при выполнении своих обязанностей.

Щит управления воротами может устанавливаться в помещении контрольно-пропускного пункта, а при его отсутствии – в специальном металлическом закрытом шкафу непосредственно на досмотровой площадке.

Обычно досмотровая площадка асфальтируется или бетонируется, на ней предусматривается дренаж для предотвращения задержки дождевых и талых вод или обеспечивается поперечный уклон досмотровой площадки в направлении ее боковых сторон и перпендикулярно проезжей части. На проезжей части площадки выделяется место остановки транспорта для досмотра, которое обозначается линиями “СТОП” белой краской.

С целью предотвращения дорожно – транспортных происшествий, перед въездом на досмотровую площадку с внешней стороны основных и вспомогательных ворот или шлагбаума, не ближе 3 метров от них, также наносится поперечная линия и надпись “СТОП”. Дополнительно рекомендуется на расстоянии не менее 100 метров от ворот с правой стороны или над дорогой устанавливать указательный знак “Движение в один ряд”, а в 50 метрах от знака – знак ограничения скорости до 5 км/час. Необходимо помнить об одной тонкости – на дорогах общего пользования дорожные знаки может устанавливать только Государственная автоинспекция, поэтому письменную заявку необходимо подать заблаговременно, а ответ из ГАИ, который должен прийти не позже 10 дней, приложить к инструкции охране.

В качестве дополнительного оборудования автотранспортные пропускные пункты могут оборудоваться светофорами, весами для взвешивания автомобилей, досмотровой ямой или эстакадой для осмотра грузов, механизированными устройствами для автоматического открытия и закрытия ворот с фиксаторами.

Обычно досмотровые площадки по периметру оборудуются физическими барьерами и рубежом сигнализации. Физический барьер, как правило, обычная металлическая сетка или декоративная решетка. Могут утанавливаться вместо ворот механизированные шлагбаумы. Здесь же, на контрольно-пропускном пункте, можно проверить и допустимый габарит транспортного средства.

Вот и всё об оборудовании контрольно – пропускных пунктов. Но как бы не была сложна система охраны, каким бы передовым не было оснащение пропускного пункта, без правильной организации охраны на объекте всё самое дорогостоящее оборудование рискует превратиться просто в бесполезное имущество.

Доверяйте свою охрану только профессионалам!

Начальник службы физической охраны Владимир Маслий

Опубликовано в: Статьи

Имеет ли право охранник предприятия осматривать личный автомобиль?

Осмотр — визуальное обследование, досмотр — обследование без нарушения конструктивной целостности, обыск — обследование с правом нарушения конструктивной целостности.
Таким образом осмотр заключается в непосредственном, визуальном обозрении лицом каких-то материальных объектов. Поэтому «лазить» в машине они не имеют право. Они имеют право лишь обойти ее, посмотреть ее со всех сторон, посмотреть сквозь окна. Добавлю, что частная охрана имеет право осматривать и вносимое или выносимое имущество, проверять документы на вносимое (ввозимое) и выносимое (вывозимое) имущество. То, что охранники имеют право во время осмотра транспорта потребовать открыть двери и багажник поддерживается не всеми юристами, но судебная практика идет по этому пути (см. Решение Рудничного районного суда г. Кемерово Кемеровской области по делу N 2-972/2012 от 01 августа 2012, решение Центрального районного суда г. Волгограда по делу N 2-212/11 от 27 января 2011.). Получается, что они могут потребовать открыть двери и багажник транспортного средства. Но потребовать открыть, к примеру,
сумку, лежащую в багажнике, они не могут, т.к. это уже досмотр, а не
осмотр.
Наконец нужно добавить, что поскольку частные охранники не являются агентами власти и за неповиновение их требованиям ответственность не установлена, то Вы можете отказаться даже и от осмотра, на который они уполномочены. Но тогда они вправе не впустить транспортное средство на охраняемый объект или не выпустить из него; впрочем, в последнем случае они скорее всего сами поскорее вызовут полицию или отпустят и так с миром, ведь нужны основания для фактического задержания транспортного средства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *