Эксперт техник

Содержание

Верховный суд о судебной экспертизе: надо применять ФСО

В самом конце 2018 г. Верховный суд Российской Федерации утвердил Обзор судебной практики N 4 за 2018 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.).

В Обзоре приведена практика рассмотрения споров, связанных с защитой личных неимущественных прав, защитой права собственности и других вещных прав, споров, возникающих вследствие причинения вреда, споров из обязательственных, жилищных, трудовых правоотношений. Также среди тем, попавших в Обзор, — практика применения отдельных положений КоАП РФ, законодательства о банкротстве, о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, иных отраслей законодательства.

В контексте оценочной деятельности обзор примечателен выводом суда о необходимости применения положений федеральных стандартов оценки при составлении заключения судебного эксперта по вопросу определения рыночной стоимости имущества.

Так, в п.45 Обзора Верховный суд указывает, что «Заключение эксперта, содержащее вывод о стоимости возмещения изымаемого для государственных нужд земельного участка с учетом его рыночной стоимости, выполненное с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», обязательных для применения федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов, не может быть признано достоверным доказательством определения размера возмещения за изымаемое для государственных нужд имущество».

Суть спора коротко:

Федеральное дорожное агентство издало распоряжение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и направило обществу проект соглашения об изъятии недвижимого имущества с выплатой возмещения за изымаемые три земельных участки в размере 25 507 365 руб., установленного на основании отчета об оценке рыночной стоимости и экспертного заключения.

Общество с предложенной стоимостью возмещения не согласилось и отказалось от подписания соглашения.

Как указала СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ в Определении от от 14 августа 2018 г. N 305-ЭС18-8136 заключение эксперта является одним из доказательств, которое согласно разъяснениям, приведенным в п. 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. N 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами (чч. 4 и 5 ст. 71 АПК РФ); суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований чч. 1 и 2 ст. 71 АПК РФ; при этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (ч. 7 ст. 71, п. 2 ч. 4 ст. 170 АПК РФ).

Заключение эксперта, содержащее вывод о стоимости возмещения изымаемого для государственных нужд земельного участка с учетом его рыночной стоимости, может считаться допустимым доказательством только в том случае, когда оно выполнено с соблюдением требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», обязательных для применения федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов.

Учреждение в судах первой и апелляционной инстанций приводило доводы о нарушении экспертами требований ФСО N 1, 3 и 7 и использовании ненадлежащих объектов-аналогов. Однако суды не дали оценку этим доводам учреждения и отказали ему в удовлетворении заявленного на основании ч. 3 ст. 82 АПК РФ ходатайства о проведении повторной экспертизы.

Такими образом, в соответствии со ст. 71 АПК РФ суды не имели оснований для признания заключения судебной экспертизы достоверным доказательством определения размера возмещения за изымаемые для государственных нужд спорные земельные участки и при наличии допущенных экспертами при проведении судебной экспертизы нарушений требований законодательства об оценочной деятельности неправомерно отказали в удовлетворении ходатайства истца о проведении повторной экспертизы.

Ознакомиться с полным текстом Обзора судебной практики N 4 за 2018 можно вот

Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования (с изменениями на 15 октября 2019 года)

Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 сентября 2016 года N 277

Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования

(с изменениями на 15 октября 2019 года)

Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 года N 1065 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст.5901)
приказываю:

1. Утвердить прилагаемые требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования.

Министр
М.Ю.Соколов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации

19 октября 2016 года,

регистрационный N 44083

Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Минтранса России
от 22 сентября 2016 года N 277

(с изменениями на 15 октября 2019 года)

2. Требования устанавливают требования к знаниям, умениям и уровню профессионального образования экспертов-техников, а также требования к их профессиональной аттестации и основания ее аннулирования.

3. Профессиональная аттестация экспертов-техников (далее — профессиональная аттестация) проводится в целях подтверждения необходимых знаний, умений кандидата в эксперты-техники (далее — кандидат) для осуществления независимой технической экспертизы транспортных средств и последующего включения сведений об эксперте-технике в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минюста России от 11 сентября 2017 г. N 160 «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников» (зарегистрирован Минюстом России 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48196) (далее — приказ Минюста России N 160)&nbsp.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336.

4. Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией (далее — МАК). Состав МАК утверждается Министром транспорта Российской Федерации.

5. МАК формируется в составе представителей Минтранса России, Минюста России, МВД России, Банка России, профессионального объединения страховщиков, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, а также общественных организаций и экспертов в области независимой технической экспертизы транспортных средств.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336.

6. Эксперт-техник должен знать:
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, независимой технической экспертизы транспортного средства, безопасности дорожного движения, в том числе:
Положение Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года N 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (зарегистрировано Минюстом России 1 октября 2014 года, регистрационный N 34212) (далее — Правила проведения независимой технической экспертизы);
Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденную Положением Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (зарегистрировано Минюстом России 3 октября 2014 года, регистрационный N 34245) (далее — Единая методика);
методы исследований по установлению объема и характера повреждений транспортного средства и причин их возникновения;
методы идентификации транспортных средств и проверки достоверности идентификационных параметров;
основы технической эксплуатации транспортных средств;
виды, характер и классификацию повреждений транспортных средств в дорожно-транспортных происшествиях;
основные виды, классификацию и конструкцию транспортных средств, их основных узлов, агрегатов и систем;
технологию восстановительного ремонта транспортных средств;
номенклатуру конструктивных и эксплуатационных материалов, используемых в автомобилестроении, при эксплуатации и ремонте транспортных средств;
методы измерений, конструкцию средств измерения и правила их применения при диагностировании транспортных средств;
методы проведения статистических наблюдений и обработки их результатов;
методы установления средней стоимости аналога транспортного средства по данным имеющихся информационно-справочных материалов, в целях определения его доаварийной стоимости;
методы установления годных остатков транспортных средств и определения их стоимости;
методологию применения информационных баз данных и программно-расчетных комплексов, используемых в независимой технической экспертизе.

7. Эксперт-техник должен уметь:
использовать средства измерения, применяемые при диагностировании и ремонте транспортных средств;
проводить фото- и видеосъемку транспортных средств;
фиксировать наличие, вид, характер, объем (степень) повреждений деталей (узлов, агрегатов) и систем транспортного средства, устанавливать необходимые методы, технологии их восстановления и определять трудоемкость необходимых работ;
проводить расчет восстановительных расходов с применением программно-расчетных комплексов;
оформлять документацию в соответствии с Правилами проведения независимой технической экспертизы.

8. Эксперт-техник должен соответствовать одному из следующих требований к профессиональному образованию:
иметь высшее образование по направлениям подготовки, специальностям, входящим в укрупненные группы направлений подготовки, специальностей «Техника и технология наземного транспорта» и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области независимой технической экспертизы транспортных средств;
________________
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 года, регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 года N 63 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 года, регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 года N 1033 (зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2014 года, регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 года N 1313 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2014 года, регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 года N 270 (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2015 года, регистрационный N 36994) и от 1 октября 2015 года N 1080 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 года, регистрационный N 39355).
иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных средств.

9. Кандидат для прохождения профессиональной аттестации направляет в Федеральное бюджетное учреждение «Агентство автомобильного транспорта» (или его филиалы, расположенные по адресам, опубликованным на официальном сайте www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее — ФБУ «Росавтотранс»), осуществляющее организационно-техническое обеспечение работы МАК, заявление в произвольной форме о прохождении профессиональной аттестации с приложением следующих документов (копий):
регистрационную карточку кандидата в эксперты-техники, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее — регистрационная карточка) (приложение к настоящим Требованиям);
копии документов об образовании и о квалификации с приложениями, подтверждающих наличие высшего образования;
копии документов о квалификации с приложениями, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам получения дополнительного профессионального образования, в соответствии с пунктом 8 настоящих Требований;
копию трудовой книжки (при наличии);
две фотографии размером 4×6 см;
опись представляемых документов.
Документы должны быть представлены на бумажном, а также электронном носителях информации.
Копии представленных документов заверяются в установленном порядке.

10. В заявлении о прохождении профессиональной аттестации кандидатом указываются:
фамилия, имя и отчество (последнее при наличии);
адрес места жительства;
данные документа, удостоверяющего личность;
номер телефона;
почтовый адрес;
адрес электронной почты;
согласие кандидата на обработку персональных данных;
дата составления заявления.
Заявление подписывается кандидатом.
В случае изменения ранее представленных сведений кандидат (эксперт-техник) в течение тридцати календарных дней с момента возникновения изменений должен направить на адрес электронной почты, опубликованный на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», копии документов, подтверждающих соответствующие изменения.
(Абзац дополнительно включен с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336)

11. В день поступления заявления ФБУ «Росавтотранс» регистрирует заявление и проводит проверку наличия всех необходимых документов на соответствие перечню, приведенному в пункте 9 настоящих Требований.

12. В течение трех рабочих дней со дня проверки документов в целях подтверждения необходимых знаний и умений ФБУ «Росавтотранс» направляет кандидату контрольное задание на электронную почту, указанную в заявлении, а в случае отсутствия электронной почты — на почтовый адрес письмом с уведомлением о вручении.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336.

13. В состав контрольного задания должны быть включены десять контрольных вопросов и условие по составлению экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств по одной из категорий (L, М, N), установленных приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», фото и иные материалы, содержащие информацию, необходимую для составления экспертного заключения в области независимой технической экспертизы транспортных средств, отвечающего Правилам проведения независимой технической экспертизы и Единой методике.

Контрольное задание считается выполненным, если количество правильных ответов на контрольные вопросы составляет не менее восьми и экспертное заключение выполнено в соответствии с Правилами проведения независимой технической экспертизы и Единой методикой.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336.

14. Количество вариантов и содержание контрольных заданий утверждаются решением МАК.

15. Кандидат представляет выполненное контрольное задание по месту подачи заявления в срок, не превышающий двадцати одного календарного дня с даты получения им указанного контрольного задания.

16. Копии документов, указанных в пункте 9 Требований, и копию выполненного контрольного задания ФБУ «Росавтотранс» направляет для рассмотрения членам МАК в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты представления кандидатом выполненного контрольного задания.

17. МАК рассматривает документы и принимает решение о профессиональной аттестации либо о непрохождении профессиональной аттестации в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней с даты представления в ФБУ «Росавтотранс» кандидатом выполненного контрольного задания.

18. Государственные судебные эксперты, аттестованные по соответствующей экспертной специальности, включаются в государственный реестр экспертов-техников в порядке, установленном приказом Минюста России N 160. Сведения об аттестации государственных судебных экспертов, вносимые в государственный реестр, включаются в протокол очередного заседания МАК.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336.

19. Кандидат при голосовании не присутствует.

20. МАК принимает решение о непрохождении профессиональной аттестации по следующим основаниям:
несоответствие кандидата требованиям, указанным в пункте 8 настоящих Требований;
отсутствие или ненадлежащее оформление документов, указанных в пункте 9 настоящих Требований;
невыполнение или выполнение контрольного задания, результаты которого не соответствуют Правилам проведения независимой технической экспертизы и Единой методике.
Решение о непрохождении профессиональной аттестации должно содержать указание на основание его принятия.

21. Аннулирование профессиональной аттестации эксперта-техника осуществляется МАК по следующим основаниям:

1) установление факта представления экспертом-техником при прохождении им профессиональной аттестации недостоверной информации;

2) повторное нарушение следующих требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой технической экспертизы транспортных средств, совершенное в течение одного года со дня информирования эксперта-техника о выявлении первичного нарушения указанных требований:

а) превышение предела статистической достоверности результатов экспертизы, установленного пунктом 3.5 Единой методики;

б) неуказание или неверное указание в акте осмотра транспортного средства в нарушение пункта 1.1 Единой методики информации о:

характеристиках поврежденных элементов транспортного средства (расположение, вид и объем повреждений);

предварительном установлении принадлежности повреждений транспортного средства к рассматриваемому дорожно-транспортному происшествию;

дефектах эксплуатации транспортного средства, повреждениях доаварийного характера, следах ранее проведенного ремонта;

в) отсутствие в экспертном заключении информации об исследовании обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и установлении причин возникновения повреждений транспортного средства, предусмотренной главой 2 Единой методики;

г) нарушение пункта 4.1 Единой методики при расчете размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов);

3) представление экспертом-техником заявления об аннулировании профессиональной аттестации, а также поступление в МАК информации о признании эксперта-техника недееспособным, безвестно отсутствующим, смерти эксперта-техника, объявлении эксперта-техника умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу.
(Пункт 21 в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336.

22. О решениях, принятых МАК, кандидат (эксперт-техник) информируется ФБУ «Росавтотранс» в письменной форме либо в форме электронного документа посредством направления уведомления на адрес электронной почты в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Кандидат (эксперт-техник) считается проинформированным с даты получения им заказного письма с уведомлением о вручении либо сообщения на адрес электронной почты способом, обеспечивающим фиксирование получения его адресатом.
(Абзац дополнительно включен с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336)

23. Эксперт-техник, в отношении которого принято решение об аннулировании его профессиональной аттестации, вправе подать повторное заявление о прохождении профессиональной аттестации в ФБУ «Росавтотранс» не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня аннулирования профессиональной аттестации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336.

24. Кандидат имеет право на обжалование решения о непрохождении профессиональной аттестации в течение шестидесяти календарных дней с даты принятия указанного решения. МАК рассматривает жалобу в срок, не превышающий девяносто календарных дней при участии кандидата, в том числе с использованием видеосвязи.

По результатам рассмотрения жалобы МАК принимает решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы.

В случае удовлетворения жалобы по отказу в профессиональной аттестации МАК принимает решение о профессиональной аттестации эксперта-техника. При этом датой профессиональной аттестации считается дата удовлетворения жалобы.

В случае неявки кандидата на заседание МАК, в том числе проводимое с использованием видеосвязи, без представления документов, подтверждающих невозможность участия в заседании, а также отказа от участия в заседании, в удовлетворении жалобы отказывается.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336.

25. Решения о профессиональной аттестации, о непрохождении профессиональной аттестации, аннулировании профессиональной аттестации, об удовлетворении жалобы, отказе в удовлетворении жалобы принимаются на заседании МАК и оформляются протоколом заседания МАК (далее — протокол). Протокол составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр протокола вместе с регистрационной карточкой направляется в течение пятнадцати рабочих дней с даты проведения профессиональной аттестации кандидата в Минюст России, второй экземпляр хранится в Минтрансе России, третий экземпляр хранится в секретариате МАК.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336.

26. Копии протоколов размещаются на официальных сайтах Минтранса России: www.mintrans.ru и ФБУ «Росавтотранс»: www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приложение. Регистрационная карточка кандидата в эксперты-техники, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств

Приложение
к Требованиям к экспертам-техникам,
осуществляющим независимую техническую
экспертизу транспортных средств, в
том числе требованиям к их
профессиональной аттестации, оснований
ее аннулирования
Рекомендуемый образец

Регистрационная карточка кандидата в эксперты-техники, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств

1. Фамилия, имя, отчество (последнее при наличии)

2. Пол

3. Дата рождения

4. Гражданство

5. Место фактического проживания

6. Адрес регистрации по месту жительства

7. Адрес электронной почты (при наличии)

8. Место работы (при наличии):

8.1. Полное наименование юридического лица на русском языке

8.2. Сокращенное наименование юридического лица на русском языке

8.3. Адрес (местонахождение) юридического лица

8.4. Должность и фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) руководителя (полностью)

9. Образовательная организация, в которой получено высшее образование:

9.1. Полное наименование образовательной организации

9.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации

9.3. Дата выдачи и номер документа об образовании и о квалификации, подтверждающих получение высшего образования

10. Образовательная организация, в которой получено дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных средств (при наличии):

10.1. Полное наименование образовательной организации

10.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации

10.3. Дата выдачи и номер документа о квалификации, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области

независимой технической экспертизы транспортных средств

11. Образовательная организация, в которой получено дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области независимой технической экспертизы транспортных средств (при наличии):

11.1. Полное наименование образовательной организации

11.2. Адрес (местонахождение) образовательной организации

11.3. Дата выдачи и номер документа о квалификации, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации в области независимой

технической экспертизы транспортных средств

Достоверность сообщенных сведений подтверждаю

Личная подпись

Дата заполнения «___» __________ 20___ г.».

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Техник-эксперт — понятие, полномочия, область деятельности

20 Сентября 2013

Добрый день! Ситуация с экспертами техниками на данный момент такова.
Эксперты-техники должны проводить независимую техническую экспертизу (НТЭ) поврежденных транспортных средств (ТС) в рамках ОСАГО, что определено Законом об ОСАГО №40-ФЗ от 25 апреля 2002 г. и постановлением Правительства РФ № 238 от 24 апреля 2003 г.
Целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее — экспертизы) является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства:
а) наличие и характер технических повреждений транспортного средства;
б) причины возникновения технических повреждений транспортного средства;
в) технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства
Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников (далее — государственный реестр).
Длительное время не существовало Межведомственной аттестационной комиссии (МАК) и государственного реестра экспертов-техников, поэтому не существовало и самих экспертов-техников.
МАК заработал в начале 2012 г., появились первые эксперты-техники. Сейчас их более 1000 человек. Органом федеральной власти, регулирующим отношения в этой области, был определен Минтранс, поэтому все, что касается этой области деятельности, оформляется приказами Минтранса. При этом наблюдается тенденция к тому, что в рамках ОСАГО все будет жестко регламентировано, в том числе цены на запчасти и материалы будут не рыночными, а нормативно установленными (постановление Правительства РФ от 24 мая 2010 г. № 361).
Отметим, что ни в одном нормативном документе по ОСАГО не встречается словосочетание: «рыночная стоимость». Этим страховщики дистанцируются от оценочной деятельности.
Российский союз автостраховщиков в настоящее время рекомендует страховым компаниям по мере появления в регионе экспертов-техников завершить работу с оценщиками и прекратить приемку отчетов об оценке. Основанием этого является Федеральный закон №40-ФЗ и тот факт, что оценщики не способны в полном объеме выполнить все требования, предъявляемые к НТЭ. В частности, оценщики не способны ответить на вопрос о причинах возникновения повреждений, поскольку при этом должны использоваться элементы транспортно-трассологической экспертизы, которой оценщиков не обучают.
Таким образом, по определению величины страховой выплаты в рамках ОСАГО со страховыми компаниями и иными заказчиками должны работать только эксперты-техники.
Отметим также, что ОСАГО — это договор, действие которого (по данному страховому случаю) прекращается после выплаты страховой компанией 120 (160) тыс. руб. (лимита ответственности). За пределами ОСАГО возмещение убытков происходит в рамках гражданского законодательства по рыночной стоимости. Это уже область деятельности оценщиков, поскольку институт экспертов-техников создан только для ОСАГО. Определять рыночную стоимость, как следует из образовательной программы, экспертов-техников не обучали. За пределами ОСАГО эксперты-техники могут привлекаться оценщиками в качестве специалистов, например, для осмотра ТС, что разрешено оценочным законодательством.
Таким образом, сложилась ситуация, когда все оценщики, которые хотят работать со страховыми компаниями и иными лицами в рамках ОСАГО, должны пройти обучение по программе профессиональной переподготовки экспертов-техников, что позволит им получить аттестацию в МАК для включения в государственный реестр экспертов-техников.
В настоящее время ряд вузов осуществляет подготовку экспертов-техников. Из известных нам это:
• Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, http://www.c-pp.ru/r/expert/prof_training/, контактное лицо Плясова Светлана Владимировна, тел. 8 (499) 158-97-71;
• Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, зав. кафедрой Артемьев Владимир Петрович, тел. 8 (861) 255-99-26, 8 (909) 449-36-12.
А.Н. Фоменко, член Экспертного Совета РОО, член Методического Совета РОО, сертифицированный РОО оценщик транспортных средств

Обязательные требования к экспертизе по ОСАГО

  • Экспертиза
    • Автоэкспертиза
      • Оценка ущерба для РСА
      • Трасологическая экспертиза
      • Оценка УТС
      • Автотехническая экспертиза
      • Ваши действия после ДТП
      • Экспертиза дорожных условий
      • Оценка ущерба после ДТП
      • Оценка стоимости порчи груза при ДТП
      • Оценка состояния лакокрасочного покрытия авто
      • Страховые выплаты при ДТП от страховой компании
    • Экспертиза патентов
    • Судебная экспертиза
      • Судебная автоэкспертиза
      • Судебная экспертиза залива
      • Судебная экспертиза недвижимости
      • Судебная пожарно-техническая экспертиза
      • Судебная экспертиза промышленных (непродовольственных) товаров
    • Экспертиза ремонта
      • Аудит ремонта
      • Экспертиза пола
      • Экспертиза стен
      • Экспертиза некачественного ремонта
      • Экспертиза теплопотери окон
      • Экспертиза теплопотери в зданиях
      • Экспертиза пластиковых окон
      • Строительная экспертиза
    • Товароведческая экспертиза
      • Экспертиза одежды
      • Экспертиза обуви
      • Экспертиза одежды из меха
      • Экспертиза мебели
      • Экспертиза ювелирных изделий
      • Экспертиза диванов
      • Экспертиза стиральной машины
      • Экспертиза пластиковых окон ПВХ
      • Экспертиза кожаной сумки
      • Экспертиза игрушек
      • Экспертиза одежды после химчистки
      • Экспертиза компьютерной техники
      • Экспертиза кондиционера
      • Экспертиза трикотажа
      • Экспертиза швейных изделий
      • Экспертиза сантехники
      • Промышленных (непродовольственных) товаров
      • Экспертиза товаров
      • Экспертиза часов
      • Экспертиза телефона
      • Экспертиза планшета
      • Экспертиза телевизора
      • Экспертиза фруктов
      • Экспертиза овощей
      • Экспертиза ягод
    • Тепловая экспертиза
      • Проверка электрооборудования тепловизором
      • Поиск электропроводки тепловизором
      • Поиск протечки воды тепловизором
      • Обследование пола тепловизором
      • Обследование кровли тепловизором
      • Обследование стен тепловизором
      • Обследование окон тепловизором
      • Обследование дома тепловизором
      • Обследование квартиры тепловизором
      • Тепловизионное обследование коттеджа
  • Независимая оценка
    • Оценка недвижимости
      • Оценка жилой недвижимости
      • Оценка коммерческой недвижимости
      • Оценка коттеджа
      • Оценка дачи
      • Оценка квартиры
      • Оценка доли в квартире
      • Оценка комнаты
      • Оценка магазинов
      • Оценка гаражей
      • Оценка незавершенного строительства
      • Оценка качества строительства
      • Оценка складов
      • Оценка ангаров
      • Оценка заводов
      • Оценка офисных помещений
      • Оценка встроенных помещений
      • Оценка дорог
      • Оценка сооружений
      • Оценка земли
      • Переоценка кадастровой стоимости
      • Оценка стоимости арендной платы
      • Оценка производственных зданий
      • Оценка квартиры для ипотеки
      • Оценка сервитутов
      • Оценка дома в натуре
      • Приёмка квартиры в новостройке
      • Приёмка квартиры от застройщика
      • Приемка квартиры в новостройке без отделки
      • Приемка квартиры с отделкой
      • Строительная экспертиза квартиры в новостройке
    • Оценка транспорта
      • Оценка автотранспорта
      • Оценка автомобиля для наследства ЮВАО
      • Оценка водного транспорта
      • Оценка воздушного транспорта
      • Оценка ж/д транспорта
    • Оценка бизнеса
      • Оценка акций
      • Оценка ценных бумаг
      • Оценка доли в ООО
      • Оценка предприятия
      • Оценка бренда
      • Оценка имущества при банкротстве
      • Оценка имущества при банкротстве физического лица
      • Анализ эффективности бизнес-проекта
      • Инвестиционная оценка бизнеса
      • Оценка финансового состояния компании
    • Оценка оборудования
      • Оценка строительного оборудовани¤
      • Оценка торгового оборудовани¤
      • Оценка стоимости оргтехники
      • Оценка технологического оборудования
    • Оценка ущерба имуществу
      • Оценка ущерба после затопления
      • Что делать, если затопили соседи?
      • Оценка стоимости ущерба после пожара
    • Оценка наследства
      • Оценка автомобиля для наследства
      • Ценные бумаги
      • Квартира
      • Оружие
      • Земельный участок
      • Оценка недвижимости для вступления в наследство
    • Оценка для банка
      • Оценка квартиры для банка
      • Оценка квартиры для ипотеки в Сбербанке
      • Оценка квартиры для ипотеки в Росбанке
      • Оценка квартиры для ипотеки в Дельтабанке
    • Оценка интеллектуальной собственности
      • Оценка ноу-хау
      • Оценка объектов авторских и смежных прав
    • Оценка для страхования
    • Оценка упущенной выгоды
    • Оценка стоимости порчи груза
    • Оценка стоимости порчи груза при ДТП
    • Оценка оружия
      • Оценка боевого оружия
      • Оценка охотничьего оружия
      • Оценка спортивного оружия
      • Оценка гражданского оружия
    • Оценка товара
      • Оценка качества продукции
      • Оценка соответствия продукции
      • Оценка качества товара
      • Таможенная оценка товара
      • Экспертиза фруктов
      • Экспертиза овощей
      • Экспертиза ягоды
    • Оценка имущества при разделе
      • Оценка имущества при разводе
      • Оценка бизнеса при разводе
  • Юридические услуги
    • Ликвидация ООО
      • Ликвидация ООО с долгами
      • Добровольная ликвидация ООО
      • Ликвидация нулевого ООО
    • Закрытие ООО
    • Закрытие ИП
    • Регистрация сделок с недвижимостью
      • Снятие залога с недвижимости
      • Представление интересов в регистрирующем органе
    • Оценка компании при ликвидации
    • Реорганизация бизнеса
      • Реорганизация бизнеса в форме слияния
      • Реорганизация компании в форме разделения
      • Реорганизация компании в форме преобразования
      • Реорганизация компании в форме присоединении
      • Реорганизация бизнеса путем выделения
      • Ликвидация ООО
      • Официальная ликвидация ЗАО в Москве
      • Прекращение деятельности юридического лица
  • Подготовка рецензий
    • Рецензии на экспертизы любого вида
    • Рецензия на экспертную оценку
  • Бухгалтерские услуги
    • Бух. учет в новых организациях
    • Кадровое делопроизводство
    • Отчетность в пенсионный фонд РФ
    • Отчетность в ФСС РФ
    • Расчет заработной платы
    • Восстановление бухгалтерского учета
    • Разовое бухгалтерское обслуживание
    • Ведение налогового учета
    • Исправление ошибок в бухучете
  • Бюро переводов
  • Выкуп авто
    • Toyota
    • Volkswagen
    • Hyundai
  • Услуги автоюриста
    • Юридическая помощь при ДТП
    • Взыскание страхового возмещения при ДТП
    • Помощь при отказе в выплате КАСКО
    • Помощь виновнику ДТП
    • Обжалование действий ГИБДД
    • Выкуп страховых долгов
    • Помощь при банкротстве страховщика
    • Оформление иска ОСАГО и КАСКО
    • Взыскание убытков с виновника ДТП
    • Отказ выплаты по ОСАГО: проблемные вопросы и их грамотное решение
  • Услуги технадзора
  • Сюрвейерские услуги
  • Почерковедческая экспертиза

Сегодня прошло ровно 10 месяцев с момента официального вступления в силу изменений в Закон «Об ОСАГО», и введения в действие Единой методики оценки транспортных средств. Но по настоящее время многим не понятно, кто и как должен оценивать ущерб, причиненный ТС в результате ДТП…

С момента вступления в силу Федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» от 03.04.2002 года практически все без исключения страховые компании стараются диктовать и навязывать свои условия, как единственно верные. Страховщики еще тогда громко заявили, что есть оценщики, независимые от страховых компаний, которые в праве проводить оценку транспортных средств после ДТП. Но первое время страховые компании еще как то платили по ущербам. Примерно к 2005-му году ситуация стала меняться. Количество «обиженных» пострадавших составило 10-20%. Они владели информацией, шли к независимым оценщикам и на основании отчетов независимой оценки стоимости восстановительного ремонта и стоимости ущерба после ДТП шли в суд. По решению суда, страховые компании платили. К 2010 году процент вырос до 50-60%, а в 2013 году в суд с независимой оценкой против страховых компаний шли 70-80% пострадавших. И всегда в 99% случаев страховые компании проигрывали.

Через год после вступления в силу Закона об ОСАГО, было издано Постановление Правительства Российской Федерации №238 от 24.04.2003 года «Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства. Но это Постановления практически сразу было «заброшено» «в долгий ящик», и лишь изредка понятие «техническая экспертиза» вспоминалось крупнейшими страховыми компаниями и их юристами.

Но в 2013 году — все суды перегружены исками против страховых компаний. Вместо того, что бы «зарабатывать» деньги на пострадавших, они их теряют. И тут, сразу же все вспомнили про давно забытое Постановление Правительства № 238!

Результатом таких «воспоминаний» и были разработаны поправки с Закон об ОСАГО, а так же Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».

Немного теории

Кто такой оценщик? Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» четко определяет понятие оценщика — субъекта оценочной деятельности:

Статья 4. Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее — оценщики). Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

При этом оценщик — это лицо, имеющее высшее образование, образование в области оценочной деятельности (имеющий диплом по программе «Оценка бизнеса (предприятия)», прошедший переквалификацию (один раз в 3 года).

В соответствие с ФЗ № 135, а так же в соответствие с Гражданским Кодексом РФ, оценщик несет ответственность за результат своей деятельности. Оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков (СРОО), и несет перед СРОО дисциплинарную ответственность за соблюдения законодательства, регулирующего оценочную деятельность.

Кто такой эксперт-техник?

Это специалист, прошедший специальное образование в области технической экспертизы транспортных средств, прошедший аттестацию и включенный в Реестр экспертов-техников.

Парадокс реальности заключается в том, что после вступления в силу Постановления Правительства № 238 на протяжении почти 10 лет не существовало Реестра.

Эксперт-техник — это узконаправленный специалист, физическое лицо, проводящий техническую экспертизы транспортных средства в рамках и в пределах ОСАГО. Т.е., если автомобиль поврежден в результате ДТП (и только ДТП), то Эксперт-техник может работать только в рамках ОСАГО и только в пределах ОСАГО — 400 000 руб. Если ущерб, причиненный автомобилю составляет 405 000 руб., такую оценку Эксперт-техник уже делать не в праве. Если автомобиль поврежден не в ДТП, а например, на крышу упала глыба льда — так же Эксперт-техник не в праве выполнять работу.

Федеральный Закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» четко устанавливает тот факт, что проводить оценку (не важно какую именно, оценка ущерба ДТП тоже относится в понятию «оценка»), может только оценщик, являющийся членом саморегулируемой организации оценщиков. СРОО – это профессиональные некоммерческие международные и национальные организации. Их целью и задачей является в первую очередь — контроль за соблюдением каждым оценщиком национальных и международных стандартов оценки. Именно данный факт и данный закон гарантирует легитимность документа — отчета об оценке стоимости восстановительного ремонта и ущерба. И это означает, что даже Российский гражданин попадает в ДТП в другой стране, то отчет об оценке обязан быть принят любой страховой компанией за рубежом.

Техническая экспертиза в свою очередь не «защищена» так же законодательством на региональном, федеральном и международном уровне.

Получается, что понятие технической экспертизы навязано чиновниками искусственно, для того, что бы подержать страховые компании в их нахальном «зарабатывании» денег на нас же. Сегодня всем понятно, что именно страховые компании «провели» понятие технической экспертизы, и с этим сегодня придется только смириться.

Вспомним такие специальности, как «Эксперт по техническому контролю и диагностике АМТС» и «Эксперт по расследованию ДТП». В курсе обучающих программ по данным специальностям есть обязательная специальность «Инструментальный технический контроль и диагностика автомототранспортных средств». Специалисты с данными специальностями страховыми компаниями не воспринимаются вообще, и любой юрист страховой компании с суде будет доказывать, что данные специалисты не имеют право проводить какие либо услуги в качестве оценки ДТП

А ведь многие опытные оценщики, работающие в области оценки транспортных средств не ограничились в свое время дипломом оценщика.

В ту же очередь сегодня есть учебные заведения, готовящие Экспертов-техников, в программах которых даже понятия нет об инструментальном техническом контроле и диагностике автомототранспортных средств. Вообще сегодняшние программы подготовки Экспертов-техников оставляют желать лучшего. К сожалению, это очередное «зарабатывание денег». Связано это с тем, что во всей России по пальцам можно пересчитать действительно грамотных преподавателей, способных готовить Экспертов-техников именно в том виде, как требует нынешнее законодательство. Но недостаток в преподавателях — это еще пол беды. Практически ни одно учреждение, готовящее Экспертов-техников, не имеет должной материально-технической базы для подготовки специалистов. А про аттестацию вообще говорить нечего. Именно техническая отсталость учебных заведений уже сказывается и будет сказываться в будущем на качестве работы Экспертов-техников

Эксперт-техник сегодня — это тот же оценщик, который вынужден был потерять определенную сумму денег, что бы получить очередную «бумажку», для того, что бы не потерять возможность оценивать транспортные средства в результате ДТП. Но эта «бумажка» кроме как перед страховой компанией, не дают ему никаких прав и полномочий. Заключение эксперта, выдаваемое Экспертом-техником — это документ, имеющий ограниченную юридическую силу, действующий только в рамках и в пределах ОСАГО.

Оценщик или Эксперт-техник? Когда привлекаются, какую ответственность несут?

Оценщик Эксперт-Техник
Законодательная база — Основание для осуществления деятельности ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ»
Обязательное соблюдение Федеральных стандартов оценки
Обязательное членство в СРОО
Обязательное страхование ответственности
Обязательное повышение квалификации раз в 3 года
Постановление Правительства РФ №238 от 24.04.2003 «Об организации независимой технической экспертизы ТС»
Требования к деятельности Соблюдение Федеральных стандартов оценки.
Членство в СРОО
Страхование ответственности
При этом оценщик имеет право опираться на любую методику оценки ущерба и оперировать любыми ценами на запасные части и стоимостью на нормо-часы ремонта
Соблюдение нормативных, методических — «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»
Цель экспертизы Определение рыночной стоимости какого-либо объекта Наличие и характер технических повреждений ТС
Причины их появления
Объем, технология и стоимость ремонта ТС
Требования к специалисту Наличие диплома о специальном образовании оценщика
Членство в СРОО оценщиков
Наличие полиса страхования профессиональной деятельности
Наличие диплома о специальном образовании
Действительная аттестация
Включение в федеральный реестр
Документ, выдаваемый специалистом Отчет о рыночной стоимости объекта,
соответствующие Федеральным
и международным стандартам
Экспертное заключение
Рамки деятельности В любых случаях для выплат по КАСКО, ДСАГО и ОСАГО Только в рамках и пределах (400 000 руб.) ОСАГО

Хочется так же добавить, что в отличает от оценщика, эксперт-техник проходят обучение однократно, законодательство не обязывает их повышать квалификацию, а самое главное, эксперты-техники обязаны проводить экспертизу только в соответствии с теми методическими рекомендациями которые «им спускают сверху».

Резюме

Оценщик — это специалист с высшим образованием, имеющий дополнительное образование в области оценочной деятельности по программе «Оценка бизнеса (предприятия), застраховавший свою ответственность на сумму не менее 300 000 руб., отвечающий не только перед саморегулируемой организацией оценщиков, но и в рамках гражданского законодательства.

Эксперт-техник — это узконаправленный специалист, имеющий возможность и право проводить техническую экспертизу только в рамках и только в пределах ОСАГО.

Экспертиза, проводимая Экспертом-техником — это документ, который составлен по нормам, диктуемым Эксперту-технику со стороны. Эксперт-техник не в праве определять рыночную стоимость ремонта, потому что это противоречит Федеральному Закону 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Только оценщик вправе осуществлять данный вид работ.

Оценщик выдает документ — Отчет об оценке рыночной стоимости ущерба, который соответствует Федеральным и международным стандартам оценки, и этот документ «защищен» компенсационным фондом СРОО и страховым полисом оценщика.

Экспертное заключение, которые выдает Эксперт-техник, не защищено ни одним законным фактом — это всего лишь оценочное суждение, и даже с точки зрения нормативных документом Министерства Юстиции экспертизой сложно назвать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *