Фиксация информации

Фиксация и удостоверение информации

Процесс поиска и обнаружения информации находит свое продолжение в ее фиксации.

Фиксация информации представляет собой систему действий субъектов поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе, направленных на процессуальное, криминалистическое и оперативное запечатление в установленных законом и подзаконными (ведомственными) актами формах информации, имеющей значение для правильного разрешения дела (ее характера, объема и содержания на определенный момент, а также условий, средств и методов обнаружения и закрепления).

Из сказанного видно, что:

1) фиксация информации — это не только мыслительная процедура запоминания каких-то обстоятельств, событий, процессов, но и физическая деятельность;

2) эта деятельность направлена на запечатление объекта фиксации в определенных процессуальных и непроцессуальных формах:

3) объектами запечатления при фиксации является:

а) сами фактические данные (информация);

б) действия по их обнаружению и фиксации:

в) условия их обнаружения и фиксации;

г) средства и методы обнаружения и фиксации данных и остальных объектов запечатлейся.

Эта деятельность направлена на решение следующих задач:

1) материальное закрепление признаков объектов и иных данных, связанных с исследуемым по делу событием, а также перевод информации из менее устойчивой в более устойчивую систему (например, устной речи в магнитозапись);

2) обеспечение достоверности и адекватности отображения производимых данных;

3) обеспечение сохранности имеющих значение свойств и признаков предметных источников информации в неизменном виде;

4) обеспечение возможности накопления полученной информации до тех пределов, которые необходимы для решения поставленных задач;

5) обеспечение возможности многократного использования зафиксированной информации ее потребителем (следователем, экспертом и т. д.).

Различают следующие формы фиксации информации:

1) вербальная (словесная);

2) графическая;

3) предметная;

4) наглядно-образная.

На практике часто реализуются различные комбинации этих форм. При фиксации информации применяются измерение, описание, протоколирование, звукозапись, схематические и масштабные планы, чертежи, рисунки, включая рисованные портреты, изъятие предметов в натуре и их консервация, изготовление материальных моделей (копирование, получение слепков и оттисков, фотографирование, киносъемка, видеомагнитофонная запись).

Эти методы могут применяться в виде комбинаций, комплексного использования одних методов с другими. Данный процесс неразрывен с операцией перекодирования информации и представления ее в другом коде. На практике часто перекодирование осуществляется несколько раз в случае оперирования информацией, полученной из материально-фиксированного источника-предмета.

При этом информационный сигнал, существующий в предметной форме, сначала перекодируется в одну систему знаков (обычно в фотографическое изображение), затем в другую (например, в цифровую как результат выражения свойств предмета в показаниях измерительных приборов). После этого происходит перекодировка в новую систему знаков — письменную речь.

С фиксацией взаимосвязан процесс удостоверения информации.

Эти операции отражают две стороны единого процесса закрепления информации:

1. криминалистическую (фиксация)

2. процессуальную (удостоверение и документирование собранных данных).

Необходимо не только фиксировать сведения о фактах, признаки носителей информации, предметов, процессов, явлений, но и условия, в которых производилось действие и применялись соответствующие средства, приемы, методы и процедуры.

Удостоверительная функция в отношении информации осуществляется путем закрепления данных:

1. о том, от кого (из чего) исходит информация;

2. об источнике осведомленности допрашиваемых (опрашиваемых) лиц или о месте обнаружения предмета-носителя информации;

3. о существенных условиях проведения действия (участниках, месте, времени, состоянии освещенности, примененных технико-криминалистических средствах и т. д.).

Наряду с протоколами следственных, розыскных, судебных действий, существуют еще и дополнительные средства удостоверения собираемой информации помещение предметов в упаковочный материал, который опечатывается: оставление в опечатанном состоянии в каком-либо хранилище большого количества документов: снабжение удостоверительной надписью слепков, приобщаемых к делу в качестве процессуальных заменителей предметов-оригиналов, оттисков производных вещественных доказательств, а также изымаемых в натуре объектов. Соответствующими надписями снабжаются также и фотографические снимки, фототаблицы, фонограммы с записью показаний, кино-и видеоленты).

Исследование: как пользователи воспринимают контент на странице интернет-магазина

Здравствуйте!

Исследовательская компания Nielsen Norman Group опубликовала новое исследование — о том, как посетители сайтов воспринимают контент, размещённый на веб-страницах. Эксперты определили, что лучше — выровненный макет или картинки, расположенные зигзагом, а также сделали важный вывод, касающийся иллюстраций.

Эти данные можно и нужно использовать для повышения эффективности работы интернет-магазина.

Традиционный шаблон, где изображения идут под изображениями, а текстовые блоки — под текстом, сегодня всё чаще уступает альтернативной версии с зигзагами. Скорее всего, её популярность связана с тем, что она ломает монотонность и добавляет визуальный интерес к странице.

Макет с зигзагами (слева) и с выровненными изображениями и текстом

Исследования, которые были проведены ранее, показали, что привычные глазу макеты помогают пользователям эффективно воспринимать и сканировать информацию. Этот процесс облегчает выравнивание похожих элементов на странице.

Эксперты решили выяснить, как будут восприниматься элементы, которые не выровнены, а чередуются в соответствии с заданным шаблоном (например, в макете с зигзагами).

Исследователи выбрали 4 разных веб-страницы, где использовался шаблон с зигзагами. Для каждой страницы также был создан вариант, отображающий содержимое в выровненном макете. Все текстовые и графические элементы сохранялись справа или слева в каждой строке. После этого эксперты изучили, как именно пользователи изучали информацию.

Что показало исследование?

1. Информационная ценность контента важнее того, какой именно макет выбран.

Изображения, которые несли большое количество информации о продукте, были подробно изучены пользователями. Во время просмотра страницы они возвращались к ним не один раз. Таким образом, когда иллюстрации были не просто «украшением», хорошо работали оба макета: как выровненный, так и с зигзагами.

Хороший пример — интернет-магазин boxycharm.com, предлагающий ежемесячную подписку на косметические продукты. Фотографии товаров тщательно изучались пользователями: они пытались понять, что именно будет включено в коробку, которую они будут получать раз в месяц. Поэтому посетители сайта часто обращались и к сопроводительному тексту.

А вот изображения смартфона и планшета, используемые в качестве декоративных иллюстраций, получили меньше просмотров.

Просмотры двух вариантов макета страницы интернет-магазина

2. Пользователи игнорируют «декоративные» изображения.

На страницах, где изображения были в основном «для красоты», большая часть внимания уходила к тексту.

Как в традиционных макетах, так и в макетах с зигзагами внимание пользователей сначала фиксировалось на изображении в верхней части страницы. Но после того, как становилось понятно, что смысловую нагрузку оно не несёт, посетители игнорировали и остальные изображения на странице.

Демонстрация того, что пользователи игнорируют декоративные изображения. Жёлтые и красные области — наиболее просматриваемые.

3. В макете с зигзагами игнорировать декоративные изображения сложнее.

Если в случае с выровненным макетом всё понятно: пользователи сканируют ту часть страницы, где располагается текст, то во втором варианте всё иначе. Взгляд пользователей случайно (по инерции) натыкался на изображения, которые были размещены зигзагами.

В этом случае пользователь хуже воспринимал и сам текст — ему приходилось затрачивать усилия на поиски следующего блока. Это может привести к раздражению и потере внимания.

4. «Перегруженные» изображения сложны для восприятия.

Если картинка содержала ещё и текст (например, скриншоты), а рядом располагалась пояснительная информация, пользователям было намного сложнее воспринимать информацию. Они пытались разобраться в увиденном. Но потом, как правило, избегали рассматривания «сложных» изображений.

По сути, такое оформление может запутать пользователя и помешать полноценному изучению и восприятию контента.

5. Изучение страницы практически всегда начинается с левой стороны.

Это традиционно для представителей всех западных культур, где чтение идет слева направо. Восприятие контента идёт по той же схеме.

Как пользователь изучает страницу

Но если содержимое правой стороны страницы оказывалось значительно выше, чем левой, пользователи были вынуждены начинать изучение с правой стороны. Просто потому что левая сторона выглядела пустой.

6. Во время прокрутки страницы внимание пользователей фиксируется на изображениях, а не на тексте.

Перед тем как уйти со страницы совсем, последние взгляды посетителей были сделаны именно на картинки.

Выводы:

  • Изображения, несущие полезную информацию, хорошо работают и в традиционных, и «зигзагообразных» макетах. Значимые изображения, которые поддерживают своим смыслом текст и рассказывают визуальную историю, полезны и привлекут много внимания.
  • Первые изображения на странице задают тон и заставляют пользователей решать, игнорировать ли остальные. Таким образом, нужно обращать особое внимание на информационное наполнение самых верхних картинок.
  • Декоративные изображения лучше выровнять. Они могут быть полезны для идентификации бренда, если пользователи в первый раз зашли на страницу интернет-магазина. Выровненные изображения воспринимаются лучше.
  • Избегайте чрезмерно сложных изображений, не перегружайте их информацией. Даже если вы считаете, что они помогут лучше понять ваше предложений или разобраться в характеристиках товара. Помните: сложные изображения могут конкурировать в плане восприятия с текстом.
  • Выбирайте информационные изображения, которые дополняют текст и не увеличивают когнитивную нагрузку на пользователя. Не используйте картинки просто так. Каждое изображение должно нести какой-то смысл.
  • Всегда размещайте в левой верхней части страницы максимально информативный контент. Иначе есть опасность, что дальше читать ваш текст и рассматривать изображения не будут.

Традиционные способы записи информации

В предыдущей лекции мы поговорили об ассоциациях как основе работы человеческого мозга, об аналогиях с теориями обработки, систематизации и визуализации информации, о визуальном мышлении и его прямом приложении – mind mapping’е. Еще мы выяснили, что техника «ментальных карт» была разработана Тони и Барри Бьюзенами, и узнали, каких замечательных результатов им удалось добиться с ее помощью. Что ж, казалось бы, вводная лекция позади и пора перейти к подробному рассмотрению основных принципов построения «ментальных карт», начать учиться применять их. Но потерпите немного – чтобы увидеть все преимущества mind mapping’а перед традиционными способами записи информации, вспомним вначале, в чем эти самые способы состояли, и поговорим о конспектировании.

Стандартные способы «свертывания» текста

В прошлой лекции мы упоминали о том, что Тони Бьюзен начал свои исследования еще во время учебы в университете, почувствовав, что тонет в море информации. Один из вопросов, ответ на которые он пытался найти, – как научиться учиться, как эффективно фиксировать и запоминать информацию. Говоря более привычным языком, Тони Бьюзен хотел научиться конспектировать так, чтобы информация запоминалась и осмысливалась уже на стадии ее записи. Ведь, что ни говори, а конспектирование – это основной рабочий навык студента, точно так же, как для музыканта – умение читать ноты, а для врача – выписывать рецепты. Конечно, ни для студента, ни для музыканта или врача перечисленные нами действия не являются их основной задачей. Студент должен учиться, музыкант должен играть, а врач – лечить, но без соответствующих навыков они не смогут этого делать. И если музыканта или врача чему-то учат, то студента конспектировать не учит никто.

Автор этих строк более десяти лет «сеял разумное, доброе, вечное», работая сразу в двух вузах. В течение всего этого времени он не раз отмечал такие три вещи:

  • Студенты совершенно не умеют конспектировать. Любую лекцию большинство из них рассматривает просто как еще один диктант. Люди (за редким исключением) не способны самостоятельно выделить и записать наиболее важные моменты лекции, не говоря уже о том, чтобы сделать из нее какие-то выводы! Без команды никто ничего обычно не записывает и даже после такой команды пишет только под диктовку. И что самое страшное, студенты привыкли к диктантам и с подозрением относятся к любым способам вовлечь их в учебный процесс…
  • Кэш-память у большинства студентов попросту отсутствует. Звучит смешно, но записывать уже прозвучавшую мысль преподавателя, в то же время продолжая слушать – непосильная задача почти для всех. Считанные единицы могут совмещать эти два занятия. И дело даже не в отсутствии кэш-памяти или многозадачности, как однажды шутя пожаловался один из студентов, дело, увы, в отсутствии осмысления получаемой информации (кстати, многозадачность тоже надо тренировать – автор, к примеру, почти всегда, работая, одновременно просматривает художественные фильмы в небольшом окошке поверх окна браузера на втором мониторе).
  • Даже сделав конспект, студенты не умеют им пользоваться. Действительно, последующий контроль знаний показывает, что конспект не особо помогает студентам усвоить материал – даже те из них, кто имеет полную запись надиктованного преподавателем, не демонстрируют того уровня знаний, которого можно было бы от них ожидать. Похоже, линейная запись текста не способствует не то что осмыслению, а даже запоминанию. Запись лекции на диктофон тоже, увы, проблему не решает…

Так как же конспектировать правильно? Прежде всего, отметим, что любой конспект – это «свернутый» текст, сжатое сокращенное его изложение. И способов такой «свертки» существует несколько. Рассмотрим же их детальнее, один за другим, начав все-таки с конспектирования.

Конспект

Конспект (от лат. conspectus – обзор) – письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать – значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного.

www.2mm.ru

Конспектирование – процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

www.hse.spb.ru

Результатом конспектирования, этой самой переработки и фиксации информации, как раз и является конспект. Немного ранее мы говорили о том, что даже наличие конспекта не дает обычно студентам особых преимуществ на экзамене. Почему? Ответ простой – они просто запоминают информацию, не осмысливая ее. Да и запоминают-то, увы, далеко не все…

Изначально же предполагалось, что конспект позволит студенту более-менее полно восстановить в памяти услышанное, даже если уже прошло некоторое время. Все мы, конечно, понимаем, что при составлении конспекта следует фиксировать только основные мысли текста, без ненужных подробностей и второстепенных деталей. И здесь идут в ход индивидуальность восприятия и привычные для человека способы записи и сокращений, в результате чего конспект тоже получается индивидуальным и, зачастую, непонятным для других людей (автор в свою студенческую бытность, помнится, любил сокращать запись за счет использования коротких английских слов, что делало конспекты бесполезными для сокурсников). Хотя это не так страшно. Страшно то, что на практике обычно конспектирование – процесс односторонний, выполняемый по принципу «раз записано на бумаге, то голову этим забивать не стоит». Такое вот внешнее запоминающее устройство получается, с которого, к тому же, загрузить информацию в мозг, как мы уже говорили, обычно не удается.

Как же сделать «многоразовый» конспект, который действительно поможет вспомнить материал, когда это потребуется? В идеале для этого нужно не просто бездумно переносить услышанное на бумагу, а «пропускать его через себя», проводя первичную обработку информации. Запись под диктовку просто убивает мышление. Вы, по сути, работаете принтером, бездумно печатающим отправленный на него файл. Для того чтобы «включить» мозг, нужно:

  • уметь ориентироваться в общей структуре лекции (текста) – выделить вступление, основную часть, заключение;
  • уловить логику изложения материала – понять систему изложения материала автором, ход развития его мыслей;
  • выделить ключевые мысли – те тезисы, на которые нанизан весь остальной материал;
  • определить уточняющую информацию и лаконично сформулировать основное, не перенося на бумагу все услышанное (прочитанное) дословно.

В любом прочитанном тексте или услышанной речи мы интуитивно выделяем опорные или ключевые слова и фразы – вот их-то и нужно записывать, ведь именно они несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку, определяют содержание текста. Выделение ключевых слов – первый этап свертки текста, так сказать, смысловой компрессии материала. Второй этап – фиксация информации, представление этих ключевых слов и фраз в некоторой форме.

Если же говорить о форме, то конспекты бывают формализованные и графические. Рассмотрим эти два типа записей.

  1. Формализованные конспекты

    Идея таких конспектов состоит в том, чтобы заполнить записями ячейки заранее заготовленных таблиц или ответить на вопросы заранее заготовленной анкеты. Конечно, не любой текст можно законспектировать таким образом. Такие вещи применимы в основном при описании характеристик каких-либо объектов или явлений, особенно если конспект готовится по нескольким источникам или ставится цель сравнить различные точки зрения или объекты. Иногда такие конспекты называют плановыми или схематически плановыми.

  2. Графические конспекты

    Записи располагаются по всей площади листа бумаги так, чтобы была видна иерархия понятий и взаимосвязи между ними. Для каждого текста можно сделать не один, а несколько графических конспектов, отображающих текст в целом либо его отдельные части. Такие конспекты близки по форме к «ментальным картам», но все же это не совсем, а вернее, совсем не они. Вы наверняка помните, что mind map строится в виде центрального объекта, от которого во все стороны расходятся связи к другим объектам, а графический конспект – это структура, напоминающая многоуровневый маркированный список в MS Word.

Вспомните свои студенческие времена – часто вы конспектировали лекции в виде многоуровневых списков или бессонными ночами чертили таблицы, которые затем заполняли во время занятий? То-то же! Чаще всего вы просто писали строка за строкой, создавая более-менее связный, но абсолютно «серый» для восприятия текст. Но об этом мы еще поговорим чуть далее, а сейчас рассмотрим виды привычных для нас текстовых конспектов.

  • Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из цитат. Уже потом к текстуальному конспекту можно легко присоединить план и дополнить его уточняющей информацией. Такой вид конспекта лучше всего подходит тем, кто пишет научную работу или изучает литературу, именно в таких случаях цитаты авторитетных авторов всегда важны. Однако есть одно «но» – составить такой конспект не так-то просто. Чтобы это сделать, нужно уметь выделить наиболее значимые цитаты – именно те ключевые мысли автора, которые составляют основу всего повествования.
  • Сводный конспект – сочетает в себе выписки, цитаты, план, тезисы, что угодно. Обычно такие конспекты создаются теми, кто умеет работать с материалом сразу несколькими способами. Чтобы составить такой конспект, требуется умение быстро и лаконично излагать свои мысли и одновременно работать с планом и авторскими цитатами. Вспомните о многозадачности!
  • Тематический конспект – способ ведения записей, абсолютно отличный от рассмотренных выше. Тематический конспект составляют, чтобы ответить на какой-нибудь четко определенный вопрос, пользуясь при этом информацией из нескольких источников. Содержание каждого источника в полной мере не раскрывается, ведь такая цель не стоит. Нужно не рассказать, о чем говорится в источниках, а проанализировать заданную тему, раскрыть поставленные вопросы и изучить их с разных сторон. Создать такой конспект опять-таки непросто – придется перерыть немало литературы, чтобы раскрыть тему максимально полно и исчерпывающе.

Какие же средства применяются людьми в ходе конспектирования? Их несколько.

  • Линейная запись – стандартный «серый» последовательный текст. А чтобы сделать его не таким «серым», часто используются различные оформительские средства, которые включают в себя сдвиг текста по горизонтали или по вертикали, выделение жирным или другим цветом особо значимых слов, подчеркивание, заключение в рамку. Помните Тони Бьюзена, сообщавшего о том, каких замечательных результатов позволило добиться добавление в конспект всего лишь двух цветов?
  • Выделение тезисов – краткая формулировка основных мыслей, положений изучаемого материала. Тезисы дают возможность кратко и емко раскрыть содержание текста, концентрируясь только на тех фразах, которые наиболее четко выражают основную мысль автора. Довольно часто тезисы путают с цитатами, но это разные вещи. Да, тезис часто может быть цитатой, но чаще это лаконично перефразированный самим студентом материал.
  • Вопросы-ответы – поделив лист на две части вертикальной чертой, конспектирующий слева самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Один из вариантов способа «вопросов-ответов» – это таблица, где слева расположены формулировки проблем, поднятых автором (лектором), а справа – их решения. Иногда в таблице могут появиться дополнительные графы для комментариев или вопросов, возникающих в процессе конспектирования. Помните формализованные конспекты? Речь шла о заранее заготовленных таблицах. А вот если использовать этот метод на ходу, опять-таки возникает проблема многозадачности…
  • Использование схем – фрагменты текста (пояснения, опорные слова, фразы, цитаты и тезисы) в сочетании с рисунками позволяют создать максимально лаконичный, но в то же время довольно емкий конспект. Впрочем, пояснений иногда не пишут вовсе, полагаясь на силу ассоциаций, правда, в некоторых случаях такой конспект может стать абсолютно бесполезным.
  • Комбинированный конспект – вершина мастерства студента, конспект, в котором умело применяются все перечисленные выше способы, сменяя друг друга в зависимости от вида материала, от желания и умения конспектирующего. А еще такой конспект очень хорошо отражает индивидуальность студента…

А чтобы процесс конспектирования был более эффективным, студенту следует придерживаться таких нехитрых правил:

  • Не стоит начинать записывать с первых же слов преподавателя, лучше дослушать его мысль до конца и постараться «пропустить ее сквозь себя», понять ее. Запись надо начинать в тот момент, когда преподаватель высказал свою мысль и начинает ее комментировать и углублять.
  • В конспекте обязательно нужно выделить отдельные части, не стоит делать текст «серым». Заголовки, подзаголовки, темы, выводы из написанного должны быть выделены и четко различимы. Выделять можно подчеркиванием, другим цветом (хотя тут тоже надо знать меру, не стоит делать из текста палитру), заключением в рамку. Для обозначения абзацев и пунктов плана хорошо помогают отступы от левого края, неплохо также вставлять между абзацами текста пустую строку. Со временем каждый студент вырабатывает для себя систему выделения смысловых частей конспекта.
  • Используйте условные обозначения. Это может быть что угодно, но наибольшую свободу предоставляют математические знаки (тут в авторе взыграло его математическое образование). Вы можете использовать обозначения следования ( ) и равносильности ( ), знаки отношений (равенства, приближенного равенства и неравенства, «больше» и «меньше»), кванторы ( и ) и логические операции ( , , ) знаки объединения ( ), пересечения ( ) и включения ( ) множеств, знак принадлежности множеству ( ) и многие другие символы. И это только несколько примеров, которые первыми приходят в голову! Опять-таки, со временем выработается свой личный стиль, своя система обозначений, позволяющая быстрее конспектировать и затем быстрее и проще изучать написанное. Сюда же относятся аббревиатуры и сокращения, но мы не советуем ими излишне увлекаться, лучше использовать только общепринятые.
  • Сокращайте запись за счет использования иностранных слов. Помните фразу автора насчет английских слов в его конспектах? Дело в том, что английские слова в среднем короче русских, так что вы с успехом можете тратить на запись меньше времени, вместо «если» используя «if», вместо слова «человек» – слово «man», а вместо «плохо» – «bad». Опять-таки, иногда удобно еще более сокращать запись, заменяя английские слова сокращениями, типичными для SMS-сообщений, например, «4U» вместо «for you» и т.д., хотя этим тоже не следует слишком увлекаться.
  • Избегайте пространных рассуждений. Нужно стараться записывать материал в виде простых повествовательных предложений. Не стоит пытаться фиксировать речь преподавателя дословно, основная мысль при этом часто теряется, к тому же синхронную запись вести очень трудно. Пропускайте услышанное сквозь себя, отбрасывайте второстепенное, не влияющее на главную мысль изложения.
  • Если у вас возникли вопросы, оставьте пустое место. Иногда бывают ситуации, когда некоторые моменты вам не до конца понятны, значение некоторых терминов не совсем ясно, а выводы кажутся сомнительными. В таких случаях нужно либо прерывать лектора и уточнять непонятные моменты сразу, либо оставить место, чтобы после занятий расспросить преподавателя обо всех неясностях, а позже записать. Кстати, признаком активного, осмысленного конспектирования является запись на полях конспекта вопросов, возникающих в ходе записи материала.

Ну вот, пожалуй, и все что мы хотели рассказать о конспекте и конспектировании. Рассматривая другие виды «свертки» материала, мы еще не раз вспомним о конспектах, средствах, используемых при их составлении, и правилах конспектирования.

Резюме

Резюме (фр.) – краткий итог прочитанного, содержащий его оценку.

www.hse.spb.ru

Резюме – это небольшой по объему текст, характеризующий основные идеи услышанного или прочитанного, делающий выводы, подводящий итоги. Это уже не бесстрастный конспект – обычно резюме выражает также отношение его автора к рассматриваемому материалу. Однако средства создания резюме сходны с теми, которые мы рассматривали, когда говорили о конспектировании. Идея тут та же: минимум текста – максимум информации. Мы не раз советовали осмысливать услышанное (прочитанное), пропускать его сквозь себя. Резюме – это вершина такого рода обработки информации. Обычно оно состоит из нескольких предельно кратких, четких и выразительных предложений, раскрывающих, по мнению автора, самую суть услышанного или прочитанного материала.

Фрагментирование

Фрагментирование – способ свертки первичного текста, заключающийся в том, что в первичном тексте выделяются цельные информационные блоки (фрагменты), посвященные какой-то одной определенной проблеме. Составляя конспект или реферат (о рефератах мы поговорим здесь же, но чуть позже), мы раскрываем определенную тему. А вот фрагменты, выделенные из первичного текста, связаны с его темой довольно слабо, они отражают внешнюю по отношению к данному тексту проблему.

Внимательный читатель, конечно же, скажет, что такой вид свертки текста не слишком-то применим во время лекции, и окажется абсолютно прав. Действительно, фрагментирование – типичный прием, применяемый в ходе подготовки научных работ (докладов, статей, рефератов), когда необходимо буквально «просеять» множество разнообразных источников и выделить информацию, проливающую свет на изучаемую проблему. И, конечно же, при этом используются те же языковые средства, которые мы рассматривали, когда обсуждали конспектирование.

Аннотация

Аннотация – краткая обобщенная характеристика книги или статьи, иногда включающая и ее оценку; наиболее краткое (буквально «в двух словах») изложение содержания первичного документа, дающее общее представление о его теме.

www.hse.spb.ru

Обратите внимание на тот факт, что в определении аннотации говорится больше о теме текста, а не о его содержании. И это не случайно, ведь основное назначение аннотаций – сформировать некоторое общее представление о книге (статье, научной работе, о чем угодно). Для чего это нужно, думаем, понятно – чтобы определить целевую аудиторию книги, рекомендовать ее определенному кругу читателей. Еще одно применение аннотаций – формулировка краткой характеристики источников, которую можно будет в дальнейшем использовать для написания исследовательской работы или реферата.

Именно поэтому в аннотации не нужно пересказывать содержание первоисточника, достаточно лишь перечислить рассматриваемые в нем вопросы. Аннотация – это не конспект. Она отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?» – и дает представление об основной теме текста и перечне вопросов, затрагиваемых в нем. И конечно, чтобы написать хорошую аннотацию, все так же нужно сначала осмыслить исходный текст, «пропустить его сквозь себя»…

По характеру аннотации могут быть двух видов.

  1. Справочные аннотации

    Такие аннотации обычно не содержат критической оценки произведения, только его четкую и краткую характеристику. Обычно справочные аннотации строятся по такой простой и практичной схеме:

    • уточнение и раскрытие смысла заглавия произведения;
    • краткие сведения о содержании книги (тот самый перечень затрагиваемых в ней вопросов);
    • сведения об авторе книги;
    • описание особенностей данного издания (изменения с прошлого издания, наличие иллюстраций и приложений);
    • целевая аудитория, на которую рассчитано произведение.

    Цель справочной аннотации – обратить внимание читателя на особенности издания, теоретический или художественный уровень текста, наличие и характер приложений, иллюстраций, списка первоисточников и т.д.

  2. Рекомендательные аннотации

    Аннотации именно этого вида содержат критическую оценку текста, обосновывают значимость произведения для его целевой аудитории. Это не просто информация о первоисточнике, а перечень аргументов за то, чтобы изучить его. Обычно рекомендательная аннотация включает в себя:

    • рассказ о том, что именно в этой книге должно привлечь внимание читателя;
    • суждения на тему, почему книга (статья) будет полезна и интересна читателю.

    Типичная схема рекомендательной аннотации тоже довольно проста:

    • сведения об авторе книги (дают косвенное представление о направленности и качестве произведения);
    • комментарии и замечания по основной теме произведения (с целью привлечения внимания читателя);
    • оценка произведения путем сравнения с рядом аналогичных изданий (чтобы обратить внимание читателя именно на это произведение).

По охвату содержания аннотируемого документа и целевой аудитории различают такие виды аннотаций:

  1. Общие аннотации

    Характеризуют документ в целом (справочного или рекомендательного характера) и рассчитаны на широкий круг читателей.

  2. Специализированные аннотации

    Характеризуют лишь определенные аспекты документа, интересующие только узких специалистов.

Разновидностью специализированных аннотаций являются аналитические аннотации, которые характеризуют лишь некоторую часть документа или один из вопросов, освещаемых в нем. Аналитическая аннотация дает краткую характеристику только тех разделов, глав, параграфов и страниц документа, которые посвящены обсуждению определенной темы. Специализированные аннотации чаще всего носят чисто справочный характер.

Аннотации также могут быть обзорными. Обзорная аннотация – это аннотация, содержащая обобщенную характеристику нескольких, близких по тематике документов. Для справочной обзорной аннотации характерно указание общих черт нескольких книг (статей), с уточнением особенностей раскрытия темы в каждом из аннотируемых первоисточников.

В рекомендательных обзорных аннотациях сравниваются трактовки одной и той же темы в различных первоисточниках, так же, как и другие их характеристики (доступность и подробность изложения, качество рассматриваемых примеров), а также приводятся другие сведения рекомендательного характера. Помните «пропустить сквозь себя»?

Аннотация, как мы и говорили, – это максимально краткая характеристика первоисточника. Объем аннотации варьируется от нескольких слов до 10-15 строк текста. В силу своей предельной краткости аннотация не допускает цитирования, характеристика первоисточника дается своими словами. Так же, как и конспект, аннотация обычно состоит из простых предложений.

Несмотря на частое использование стандартных оборотов речи (клише), типичных для научных аналитических текстов, стандартов, регламентирующих текст аннотации, не существует. Еще одной характерной особенностью аннотации является то, что она должна быть тесно связана со сведениями, включенными в библиографическое описание издания, при этом не повторяя, а раскрывая и углубляя их (например, объясняя название книги или сообщая подробности об авторе).

Как составить протокол осмотра Интернет-страницы

Главная / Архив номеров / № 1 (1) 2011 /Статья Как составить протокол осмотра Интернет-страницы

Предыстория

Поскольку тематика нашего номера касается кредитных отношений, процессуальный документ было решено выбрать из кредитно-расчетной сферы. Сегодня мы будем составлять самостоятельно протокол осмотра Интернет-страницы.

Но до описания процедуры составления такого протокола, мы поведаем нашим читателям в связи с чем возникла такая необходимость.

Наверняка многие из Вас слышали о выпуске карт СвязнойБанк, которые распространяются преимущественно через салоны связи Связной. Не согласиться на ее получение просто невозможно! Менеджеры салонов дружно расхваливают данную карту, приводят массу весомых доводов, среди которых: начисление 10% годовых дохода на остаток по счету на карте, бесплатный выпуск карты, бесплатное обслуживание, беспроцентные переводы в Интернет-банке и т. д. Однако многие граждане начали задумываться: с чего ради такая «халява»? И можно было бы списать все на необходимость развития, привлечения средств на счета, но все оказалось не так просто…

Автор настоящего материала все же решился на получение данной карты. Но не без подстраховки. Прекрасно зная о том, что банки любят «пошалить» с одностороннем изменением тарифов, процентных ставок и введением различных комиссий, мы решили потребовать письменный договор, который содержал бы все условия, процентные ставки, размер платы за облуживание и т.д. Кстати, карта может использоваться и в качестве кредитной, если банк предоставит кредитный лимит, поэтому наличие письменного договора еще более критично.

Но на два требования его составить мы получили отказ. Сперва по электронной почте от службы поддержки (перед получением карты):

«При оформлении карты Связной Банк между Вами и Связной Банк (ЗАО) заключается Договор банковского обслуживания, включающий в себя в качестве составных и неотъемлемых частей Заявление, Общие условия обслуживания физических лиц в Связной Банк (ЗАО) и Тарифы.

Заявление Вы получаете на руки при оформлении карты, что касается остальных частей Договора, то они являются общими для всех клиентов, и представлены на сайте в виде публичной оферты. Заключение Договора осуществляется путем присоединения Клиента к Договору в целом в соответствии со ст. 428 Гражданского Кодекса РФ и производится путём подписания Клиентом Заявления в установленном Банком порядке».

Знакомая история, не правда ли? Менеджер в салоне связи, естественно, ничего нового не сказал. Оформил анкету и заявление. При этом второй экземпляр анкеты пришлось получать с боем: менеджер не хотел его давать, утверждая, что там ничего серьезного нет (хотя в ней давалось согласие на обработку персональных данных, согласитесь, юридическое значение такой документ имеет, причем, весьма существенный). Можно не гадать на кофейной гуще, чтобы узнать под чем подписывается клиент в заявлении о выпуске карты: естественно, с тем, что он ознакомлен и согласен со всеми общими условиями и тарифами. Поскольку без подписания этого заявления карту не выдают, пришлось в конце заявления (в обоих экземплярах) своим корявеньким почерком дописать: «ни с чем из вышеперечисленного не ознакомлена».

Понятно, что одна эта мера от полного отсутствия доказательств действительного содержания условий договора не спасет. Вторым этапом профилактических мер было решено избрать составление протокола осмотра Интернет-страницы – а именно того раздела сайта www.svyaznoybank.ru, где содержатся тарифы и условия для частных клиентов, ведь нам нужно будет в случае чего подтвердить, что в момент получения карты, действовали именно такие тарифы и такие условия обслуживания карт, т. к. заменить информацию на сайте банку не составит большого труда.

Конечно, идеальным вариантом было бы обращение к нотариусу за заверением содержания сайта, но такая услуга не из самых дешевых – в Екатеринбурге стоит это удовольствие от 1000 руб. за одну страницу (в нашем варианте только одни общие условия содержат 27 страниц печатного текста). Поскольку в данном случае цель не оправдывает средства, мы решили составить данный протокол самостоятельно. Благо технологией его составления как-то поделился на курсах повышения квалификации адвокат Юрий Ершов, читавший изумительный курс «Гражданское право и современные средства телекоммуникации». Кстати, еще тогда лектору был задан вопрос: «А как оцениваются такие протоколы в суде? Не требуется ли обязательное заверение у нотариуса». На что лектор ответил, что у него неоднократно получалось использовать это в качестве доказательства, которые были приняты и оценены судом в его пользу, все эти процессы были выиграны. В любом случае в суд нужно идти хоть с чем-то, и чем больше будет различных доказательств, тем лучше. Такое протокол вполне может считаться письменным доказательством, ведь это уже не просто распечатка с сайта, а документ, имеющий подписи, возможно, печати, т. е. уже не совсем «филькина грамота».

Итак, начнем.

Процедура составления протокола осмотра Интернет-страницы

  1. Создаем комиссию для проведения осмотра Интернет-страницы. Комиссию лучше составлять из каких-нибудь независимых лиц, как вариант, можно созвать соседей из других офисов, пригласить организацию, обслуживающую компьютерную технику, коллег по работе (если заверяете не для организации, а для себя лично) и т. д. В нашем случае идеально было бы еще присутствие представителей Роспотребнадзора. Чем больше народу в комиссии, тем лучше.
  2. Садимся за два компьютера: один для составления протокола, другой – для осмотра страниц сайтов.
  3. Включаем видеозапись и начинаем ведение протокола (в протоколе пошагово расписываем все действия).
  4. Вводим в адресной строке адрес необходимого сайта.
  5. Осматриваем, распечатываем все страницы, которые нам необходимы.
  6. Завершаем съемку, распечатываем протокол, подшиваем к нему все приложения (распечатанные страницы), расписываемся в протоколе и в прошивке, если есть должностные лица каких-либо организаций, то лучше поставить печати в протоколе и на прошивке.

Протокол осмотра Интернет-страницы ЗАО Связной Банк.

Время начала ведения протокола: 16.10

Время окончания ведения протокола: 16.25

Комиссия в составе ______________________________________________
________________________________________________________________

(ФИО, должности членов комиссии)

провела осмотр Интернет-страниц ЗАО Связной Банк (http://www.svyaznoybank.ru) для установления условий обслуживания частных клиентов по картам Связной Банк, установления содержания тарифов, предлагаемым частным клиентам по данным картам.

При осмотре Интернет-страниц комиссией производилась видеосъемка с помощью камеры сотового телефона Sony Ericsson W810i.

Для доступа в сеть Интернет использован выделенный канал связи, два персональных компьютера: один для ведения протокола, другой – для осмотра Интернет-страниц сайта http://www.svyaznoybank.ru.

Комиссией произведены следующие действия:

  1. Переход с помощью адресной строки на страницу http://www.svyaznoybank.ru
  2. Далее – переход в раздел частным клиентам — верхнее меню.
  3. Далее – переход по пунктам тарифы и условия.
  4. Изучение страницы Тарифы для частных клиентов.
  5. Открытие файла с разрешением *.pdf с Тарифами для частных клиентов и его распечатка (приложение 1) – на одном листе.
  6. Открытие тарифов для частных клиентов (вступают в действие с 12.02.2011) и дальнейшая распечатка с сайта (приложение 2) – на одном листе.
  7. Тарифы с 01.03.2011 – распечатка тарифов с сайта (приложение 3) – на одном листе.
  8. Общие условия обслуживания физических лиц в Связной Банк— распечатка с сайта банка (приложение 4) 27 страниц печатного текста.
  9. Общие условия обслуживания физических лиц (вступают в силу с 01.03.2011) – открытие и распечатка с сайта (приложение 5) (24 страницы печатного текста).
  10. Распечатываем страницу с тарифами и условиями с сайта http://www.svyaznoybank.ru на 4 листах (Приложение 6).

Члены комиссии установили и подтвердили содержание информации на сайте http://www.svyaznoybank.ru, а также подтверждают идентичность сведений, находящихся на сайте на момент составления протокола приложенным распечатанным материалам.

Приложение:

1. Тарифы для частных клиентов

2. Тарифы для частных клиентов (вступают в действие 12.02.2011)

3. Тарифы для частных клиентов (вступают в действие 01.03.2011)

4. Общие условия обслуживания физических лиц в Связной Банк (ЗАО)

5. Общие условия обслуживания физических лиц в Связной Банк (ЗАО)
(вступают в действие 01.03.2011).

6. Страница с сайта http://www.svyaznoybank.ru «Частным клиентам».

Подписи членов комиссии:

________________ / _______________________________________

________________ / _______________________________________

________________ / _______________________________________

________________ / _______________________________________

________________ / _______________________________________

________________ / _______________________________________

Для прошивки на обратной стороне:

Прошнуровано и пронумеровано ____ (______________) листов.

Члены комиссии:

________________ / _____________

________________ / _____________

________________ / _____________

________________ / _____________

________________ / _____________

________________ / _____________

* Примечание. Данная статья ни в коем случае не нацелена на причинение вреда репутации банка ЗАО Связной Банк, все факты, изложенные в статье, могут быть подтверждены соответствующими доказательствами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *