Государственные юридические лица

Юридическое лицо – это зарегистрированная в установленном законом порядке организация, фирма, компания, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Обязательные признаки юридического лица

Таким образом, юридическое лицо, зарегистрированное на территории России, должно обладать четырьмя признаками:

  • наличие организационного единства. Признак организационного единства — наличие у юридического лица учредительных документов, в которых отражается система органов управления и соответствующие подразделения для соответствующих функций, закрепленных уставом юридического лица. Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, президент, председатель правления) и коллегиальными (общее собрание, правление, совет директоров), и их роль состоит в формировании воли юридического лица и в ее выражении вовне;

  • обладание обособленным имуществом. Имущественная обособленность — это наличие у фирмы такого атрибута как уставной фонд юридического лица, самостоятельный баланс. Внешним выражением этой самостоятельности является также наличие у компании банковского счета;

  • способность нести самостоятельную имущественную ответственность. Всякая фирма, являющаяся юридическим лицом, несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Она отвечает по своим долгам именно принадлежащим ей имуществом. Это исключает ответственность юридического лица за долги своих участников или основателей. В свою очередь не отвечают своим имуществом за долги юридического лица ни его участники, ни основатели. При этом, в случаях, установленных законом или учредительными документами, учредители и участники юридического лица могут нести субсидиарную (дополнительную) имущественную ответственность по его обязательствам;

  • возможность выступления в гражданском обороте от своего имени, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо — самостоятельный участник гражданского оборота, оно способно от своего имени приобретать и осуществлять права и обязанности. Поэтому одним из признаков юридического лица является выступление его от своего имени в гражданском обороте, а также в суде. Юридическое лицо выступает в гражданском обороте, а также в суде под своим именем, которое индивидуализирует его, делает его юридической личностью. В наименовании юридического лица должна быть указана его организационно-правовая форма, а также собственное индивидуальное наименование.

Коммерческие и некоммерческие организации

Юридические лица, в зависимости от основной цели своей деятельности, подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческая организация имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а полученная прибыль распределяется между ее участниками.

Для достижения своей основной цели коммерческая организация занимается предпринимательской деятельностью.

Некоммерческая организация не может иметь в качестве основной цели извлечение прибыли.

Некоммерческая организация создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация также может заниматься предпринимательской деятельностью, однако полученная от такой деятельности прибыль не распределяется между ее участниками, а используется в тех целях, для достижения которых и была создана некоммерческая организация.

К числу коммерческих организаций относятся хозяйственные товарищества и общества (полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

К числу некоммерческих организаций относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Государственная регистрация в налоговых органах в качестве юридического лица

Юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью, которые появляются у него одновременно в момент возникновения, то есть с момента его государственной регистрации и внесения в государственный реестр.

Правоспособность юридического лица может быть универсальной (общей) и специальной (ограниченной).

Универсальная (общая) правоспособность юридического лица означает, что это юридическое лицо может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Коммерческие организации, по общему правилу, обладают универсальной правоспособностью, вне зависимости от указания конкретного вида деятельности в их учредительных документах.

Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также те коммерческие организации, которые занимаются коммерческой деятельностью в одной определенной сфере (например, банки и страховые организации).

Все некоммерческие организации обладают специальной (ограниченной) правоспособностью, поскольку все они создаются для достижения определенных целей при помощи определенных способов.

Прекращение юридического лица

Правоспособность и дееспособность юридического лица существуют до момента его прекращения, которое происходит в двух формах: реорганизации и ликвидации.

Реорганизация — это прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Реорганизация может проходить в следующих видах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Ликвидация — это прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация может быть добровольной (например, по решению учредителей) либо принудительной (по решению суда при нарушении законодательства либо при банкротстве).

Реорганизация или ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо перестает существовать после внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Организацио́нно-правова́я фо́рма хозяйствующего субъекта — признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта, фиксирующая способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности.

Организационно-правовая форма определяет способ управления имуществом хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Организационно-правовые формы в Российской Федерации

Классификатор

В Российской Федерации действует общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ).

К хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.

В общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ) (ОК 028-99 (в ред изменения № 1/99)) каждой организационно-правовой форме соответствует двухразрядный цифровой код, наименование организационно-правовой формы, алгоритм сбора.

С 01.01.2013 года принята и введена в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. № 505-ст новая версия Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-2012 взамен Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99.

Различают следующие виды организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (далее также ОПФ):

ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-коммерческими организациями

  • Товарищества
    • Полные товарищества
    • Товарищества на вере
  • Общества
    • Общества с ограниченной ответственностью
  • Акционерные общества
    • Публичные акционерные общества
    • Непубличные акционерные общества
  • Унитарные предприятия
    • Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
    • Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления
  • Прочие
    • Производственные кооперативы
    • Крестьянские (фермерские) хозяйства (с 1 января 2010 г.)
    • Хозяйственные партнерства

ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-некоммерческими организациями

  • Потребительские кооперативы
  • Общественные объединения (в том числе религиозные объединения)
    • Общественные организации
    • Общественные движения
    • Органы общественной самодеятельности
    • Политические партии
    • Профсоюзы
  • Фонды (в том числе общественные фонды)
  • Учреждения (в том числе общественные учреждения)
  • Государственные корпорации
  • Некоммерческие партнерства
  • Автономные некоммерческие организации
  • Общины коренных малочисленных народов
  • Казачьи общества
  • Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
  • Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств
  • Территориальные общественные самоуправления
  • Товарищества собственников жилья
  • Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества

ОПФ хозяйствующих субъектов без образования юридического лица

  • Паевые инвестиционные фонды
  • Простые товарищества
  • Представительства и филиалы
  • Индивидуальные предприниматели
  • Инвестиционное товарищество

Примеры ОПФ

государственных и муниципальных учреждений

Самым простым наименованием ОПФ государственных учреждений являются ФГУ (федеральные) и ГУ (областные, Москвы и Санкт-Петербурга). Иногда добавляется в ОПФ слово «бюджетное», например у ОПФ лесничеств, исправительных колоний. В наименование ОПФ может входить слово «областное» и даже название субъекта РФ: «Новосибирской области», «города Москвы», но не обязательно.

ОПФ государственных учреждений:

  • Федеральное государственное учреждение
  • Федеральное государственное автономное учреждение
  • Областное государственное учреждение (Государственное областное учреждение), ОГУ
  • Государственное учреждение
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
  • Областное государственное бюджетное учреждение
  • Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области
  • Государственное бюджетное учреждение города Москвы
  • Государственное бюджетное учреждение
  • Государственное (муниципальное) казенное учреждение

Учреждения образования, здравоохранения и культуры имеют свои собственные наименования ОПФ:

ОПФ образовательных учреждений:

  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  • Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  • Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
  • Государственное образовательное учреждение
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
  • Муниципальное учреждение дополнительного образования

ОПФ военных образовательных учреждений:

  • Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  • Государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ОПФ учреждений исполнения наказаний:

  • Федеральное казенное учреждение

ОПФ учреждений здравоохранения:

  • Федеральное государственное учреждение здравоохранения
  • Государственное учреждение здравоохранения
  • Муниципальное учреждение здравоохранения

ОПФ учреждений культуры:

  • Федерального государственного учреждения культуры
  • Государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области
  • Государственное учреждение культуры города Москвы

Необычные ОПФ:

  • Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Государственное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум для инвалидов
  • Федеральное государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Астраханское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации» — не имеет указание «военное».

государственных и муниципальных унитарных предприятий

ОПФ унитарных предприятий:

  • Федеральное государственное унитарное предприятие
  • Государственное областное унитарное предприятие
  • Государственное унитарное предприятие
  • Муниципальное унитарное предприятие

См. также

  • Юридическое лицо
  • Организация
  • Коммерческая организация
  • Некоммерческая организация
  • Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Глава 4
  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
  • Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
  • Постановление Госстандарта РФ от 30.03.1999 № 97 (ред. от 09.06.2001) «О принятии и введении в действие общероссийских классификаторов» (вместе с «общероссийским классификатором форм собственности» ОК 027-99)

Примечания

Литература

Среди множества значений организма в данном случае мы заинтересованы в выделении того, которое связывает концепцию с институтами и субъектами, состоящими из различных секторов или зависимостей. Правительство, с другой стороны, является прилагательным, которое позволяет назвать то, что связано с правительством, политической властью государства .

Следовательно, правительственное агентство — это государственное учреждение, администрация которого отвечает за правительство дня. Его целью является предоставление государственной услуги, которая необходима гражданам.

В целом, услуги, предоставляемые государственными органами, бесплатны и решаются за счет налогов и других доходов, полученных государством. Национальный бюджет отвечает за определение того, сколько средств получает каждое государственное учреждение. В некоторых случаях правительственные учреждения также генерируют собственные средства или их часть.

Характеристики государственных учреждений могут быть самыми разными в зависимости от сферы их действия и страны, в которой они находятся. Есть организации, ориентированные на экономику, здравоохранение, управление и т. Д.

Таким образом, существуют правительственные учреждения для каждой проблемы, которая должна решаться в пределах штата. Есть государственные органы, отвечающие за охрану окружающей среды в стране, другие занимаются сохранением исторической памяти, другие занимаются выдачей денег и документации для жителей, другие агентства отвечают за поддержание организованного образования и работы., Каждый из них разрабатывает планы действий, чтобы разработать работу, которая является удовлетворительной для Нации. Среди некоторых мер, которые должны быть приняты, — предложить законы, которые помогают им выполнять хорошую работу и придают важность всей работе, выполняемой в учреждении, среди прочего.

Примером государственного агентства является Национальная метеорологическая служба Аргентинской Республики . Это учреждение отвечает за подготовку прогнозов погоды, анализ погоды и запуск предупреждений для предотвращения возможных рискованных ситуаций, связанных с метеорологией.

Центр экспортных процедур ( Cetrex ) является еще одним правительственным учреждением, в данном случае принадлежащим Никарагуа . Это организация, которая разрабатывает различные услуги для компаний-экспортеров. Основанная в 1994 году, она отвечает за различные процедуры, которые требуются от экспортеров.

В Мексике, со своей стороны, существует Федеральный прокурор по охране окружающей среды, более известный по акрониму PROFEPA, который отвечает за защиту разнообразных экосистем страны; пытаясь установить баланс между потребностью в городской жизни и важностью сохранения зеленых и автохтонных территорий. Этот орган был создан в 1992 году и имеет штаб-квартиру в городе Гвадалахара.

В отличие от государственных учреждений, НПО — это учреждения, которые не связаны с государством и работают на общее благо, не требуя вознаграждения за него. Как правило, эти организации финансируются за счет пожертвований и не могут взимать плату за свои услуги из-за того, что предусмотрено уставами обучения этого типа организмов.

Важно отметить, что государственные органы были созданы с целью облегчения организации жизни в обществе; Однако многие граждане жалуются на то, что эти учреждения, как правило, представляют собой пространство, через которое государству удается усилить контроль над гражданством, и стратегию расширения списков рабочих мест (и работников), оплачиваемых за счет хороших сделать гражданами, и это, на практике, не дает никакой пользы для общественной жизни . В любом случае, в рамках демократического общества государственные органы занимают важное место, поскольку они несут ответственность за обеспечение выполнения гражданами своих обязательств перед государством.

Что такое публичные юридические лица и для чего их создали

Обращаем внимание сразу на то, что в Советском Союзе такого понятия как «публичное юридическое лицо» не существовало, как и не являлись органы государственной власти и управления юридическими лицами.

В РФ практически все органы «государственной» власти на основании «новой Конституции» стали юридическими лицами (сейчас в юриспруденции их определили, как публичные юридические лица), чтобы участвовать в так называемом гражданском обороте, как и введены в гражданский оборот РФ и субъекты РФ, точнее, земля и природные ресурсы.

Публичные юридические лица — государственные органы существуют в основном как государственные учреждения.

Государственное учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).

В ст. 123.22 ГК РФ предусмотрены 3 типа государственных учреждений: казенное, автономное, бюджетное.

Для того, чтобы достоверно установить к какому типу относится то или иное учреждение- орган государственной власти, необходимо обращаться к текстам Положений о территориальных органах, например, к Положению УМВД по Сахалинской области.

Поскольку, автор не располагает таким Положением, то, не останавливаясь на сходствах и различиях типов государственных учреждений, обратим внимание на следующие общие положения.

В соответствии с п. 3 ст. 123.22 ГК РФ государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

Собственником в данном случае является Российская Федерация.

«Для российской модели организации публично-политической власти (выделено мной — Авт.) особенно важны вопросы о видах властных функций и о субъектах их осуществления, т.е. о тех институциях, которые в силу нормативного правового установления вправе и обязаны выполнять такие функции.

Обобщенно можно назвать такие виды властных функций:

— нормотворчество (правотворчество);

— руководство и управление общественно-политическими, народнохозяйственными и социальными процессами;

— распоряжение собственностью, материально-финансовыми ресурсами;

— контрольная и (или) надзорная деятельность».

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 45 развивает данную норму и закрепляет государственную защиту прав и свобод человека и гражданина.

На государство возложена функция обеспечения безопасности граждан и их имущества от посягательств третьих лиц, которую можно отнести из представленного перечня к контрольной, а также к иной функций некоммерческого характера применительно к п. 1 ст. 123.21 ГК РФ. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется РФ создаваемыми органами государственной власти — субъектами публичного права.

Однако, являясь юридическим лицом — субъектом частного права, которое не отвечает перед создавшим его собственником — Российской Федерацией, МВД РФ и его территориальные органы, не отвечают перед государством за ненадлежащее исполнение наделенной государством властной функции.

Структура МВД РФ, в которую входят юридические лица — территориальные органы, не соответствует частному праву, а именно положениям Гражданского кодекса РФ о филиалах и представительствах (ст. 55 ГК РФ), так и публичному праву, поскольку территориальные органы являются обособленными (самостоятельными) юридическими лицами.

Предвосхищая возражения сторонников мнения о наделении государственных органов статусом юридического лица исключительно для гражданско-правовых отношений, позволю ответить следующим. В положениях о МВД России и территориальных органах не упоминается о таком исключении, в отличие от недействующего на настоящий момент Типового положения о министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации (утв. приказом МВД РФ от № 846 от 25 октября 2006 г.), а поэтому следует рассматривать орган государственной власти — юридическое лицо во всех правоотношениях как публичных, так и частных.

С какой целью законодателем и, в первую очередь, Правительством РФ, осуществляется симбиоз публичного и частного права и введение понятия «юридическое лицо публичного права» необходимо обратиться к создателям новой формы субъекта публичного права. Но следует признать верным мнение ряда ведущих ученых, что само понятие «юридическое лицо публичного права» уже содержит противоречие, поскольку юридическое лицо и публичное право есть два несопоставимых явления.

В свой публикации «Публичные юридические лица в частном праве и частные юридические лица в публичном праве» Михайленко О.В., ссылаясь на тезис Суханова Е.А. о том, что «у нас никто не знает, что такое юридические лица публичного права, на каких началах они могут и должны участвовать в гражданском обороте, какое у них право на имущество, если они не являются собственниками, рассуждает: «…Суть юридического лица сводится к определению его как участника имущественных отношений — носителя имущественных прав и обязанностей. С древних времен участие частных лиц в гражданском обороте требовало объединения их усилий и капитала, что способно породить некую абстрактную структуру, начинающую жить в праве отдельно и независимо от воли каждого из них. Форма выступления такого объединения обладала признаками коллективного выступления людей в гражданских правоотношениях, но воля этого объединения абстрагировалась от воли каждого из участников, а возникшая коллективная собственность принадлежала не каждому индивиду отдельно по частям, а их объединению в целом. В связи с осуществлением права на такую собственность у объединения возникали по отношению к третьим лицам имущественные права и обязанности, которые нельзя было разделить между его участниками. Все это и послужило основанием для зарождения и развития понятия юридического лица в частном праве. Суть юридического лица заключается в придании статуса субъекта имущественных отношений таким объединениям в целях защиты частных прав и интересов как его участников, так и третьих лиц, вступающих с ним в имущественные отношения, что обеспечивает стабильность гражданского оборота.

Признак носителя имущественного права собственности как участника гражданского оборота в отношениях с третьими лицами является определяющим для юридического лица, относящим его исключительно к частному праву. Если изъять этот признак из понятия юридического лица, оно потеряет свой смысл и для теории, и для практики. Такое юридическое лицо перестанет быть интересным и публичному праву, потому что с такого юридического лица налоги и штрафы не взыщешь. Второй признак юридического лица, который опять-таки относится к частному праву, а не к публичному, — самостоятельная имущественная ответственность перед третьими лицами по своим обязательствам. Поэтому понятие «юридическое лицо» есть порождение исключительно частного права, по сути, оно служит целям лишь частного права и не может быть перенесено в право публичное…»

«…Органы власти не обладают главными характеристиками субъекта гражданского права. В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ субъекты гражданского права приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, свободно устанавливая свои права и обязанности на основе договора и определяя любые не противоречащие законодательству условия договора. Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ участие субъекта гражданского правоотношения должно быть основано на автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Ни того ни другого у органов власти нет…»

«…Что касается органов и структур публичных образований, то в публичных правоотношениях ни один из них не может быть признан самостоятельным субъектом. В публично-властных правоотношениях они вообще не могут быть признаны субъектами, так как субъектом здесь является само публичное образование (Российская Федерация, субъект федерации, муниципальное образование). Его органы и учреждения не обладают своей самостоятельной публично-властной волей, а реализуют волю публичного образования; не имеют своей публично-властной правоспособности, а реализуют правоспособность публичного образования. Они выступают лишь инструментом, посредством которого публичные образования реализуют свою публичную дееспособность».

Делая вывод, Михайленко О.В. заключает, что теоретически несостоятельно утверждение о придании органам государственной власти статуса субъекта гражданского права — юридического лица в форме учреждения. Органы власти не отвечают признакам субъекта гражданского права и должны рассматриваться как структурное подразделение (часть) другого субъекта гражданского права — публично-властного образования, т. е. Российской Федерации, субъекта федерации, муниципального образования.

Однако, не только теоретически, но и практически, действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование органов государственной власти, на примере Министерства внутренних дел РФ и его территориальных органов, позволяют сделать противоположный вывод: органы государственной власти являются субъектами частного права.

Более того, произошла подмена публичных (властных) функций государства оказанием государственных услуг, рассчитывая на правовую безграмотность народа — единственного источника власти и народного суверенитета. Этому свидетельствует тотальный переход в последние годы на предоставление органами государственной власти и управления государственных услуг, и в первоочередном порядке — в электронном виде. Активно внедряются комплексы административных регламентов, разрабатываются и применяются стандарты государственных и муниципальных услуг, в которых еще больше запутываются человек, получающий государственные услуги.

Оказание услуг, услуга — это категории, в первую очередь, экономические. Услуга, точнее, результат услуги как объект гражданского права применяется в частноправовых отношениях (ст. 128 ГК РФ), но не публичных.

Приводятся обоснования различий «публичных услуг» и «государственных услуг», а также перечисляются их виды. По моему мнению, такое деление не только невозможно, но и применение слова «услуга» в контексте публичных отношений человек, гражданин — государство, человек, гражданин — государственные органы не применимо.

Под услугами большинство толковых словарей подразумевают то, что делается для удовлетворения чьих-либо нужд, потребностей. Так, например, толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определяет услугу как действие, приносящее пользу, помощь другому. Несколько иная трактовка термина «услуги» содержится в специальных юридических словарях. Например, согласно словарю под редакцией Ю. А. Лукаша услуги — это предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. Данное определение детерминирует понятие услуги в контексте частноправовых институтов и не дает ответа на вопрос: что же подразумевается под услугами в сфере государственного управления. В Конституции РФ понятие услуга определяется как вид материальной деятельности (ст. 8, 74). Однако действующие нормативные правовые акты не позволяют дать однозначный ответ на поставленный вопрос.

Причиной появления «государственной услуги» явилась Концепция Федеральной целевой программы «Административная реформа», представленная в октябре 2004 г. на заседании Правительства РФ Министерством экономического развития и торговли РФ.

Одной из важнейших целей проводимой административной реформы было названо реформирование системы оказания государственных услуг с целью повышения их качества. Л. К. Терещенко замечает, что само понятие «государственные услуги» в России стало использоваться только в процессе проведения административной реформы, в то время как во многих зарубежных странах государственные услуги — одна из основных форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как «поставщик услуг».

Реализация обозначенной выше административной реформы в свете не отражения ее инициаторами, будь то ненамеренно или умышленно, содержания (наполнения) «государственной услуги» создает как в теории, так и на практике проблемы.

Следует отметить также и то, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности Российской Федерации, где появились такие виды услуг, как деятельность федеральных органов государственной власти, кроме полномочных представителей президента российской федерации и территориальных органов федеральных органов (код 84.11.11), строится на базе международного классификатора (Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (ISIC)).

Таким образом, вводимые в правовом поле Российской Федерации понятия «юридического лица публичного права» и «государственной услуги» взаимосвязаны и логично вписываются в выстраиваемые в новом формате публичные отношения. В этом и заключается правовая основа деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, впрочем, как и других органов государственной власти.

Несмотря на наличие сторонников «юридического лица публичного права» и «государственных услуг» фактически произведена подмена понятия «властная функция» на «услугу», что является намеренным искажением существа властных функций государства. И это объяснимо, поскольку юридическое лицо (в данном случае — лицо публичного права), оказывая услугу, не преследует цель защищать права и свободы человека и гражданина, не являющегося собственником этого юридического лица. Как и юридическое лицо в частном праве, начинающее жить в праве отдельно и независимо от воли каждого из его создавшего, так и органы государственной власти осуществляют свою деятельность (живут) независимо от воли народа, и даже не государства.

«Государство — всеобъемлющая организация опять-таки народа. Оно, государство, призвано служить народу. Власть народа — народный суверенитет — предопределяет государственный суверенитет, т.е. власть государства, его функции и задачи. Наличие государства и государственной власти не обособляет их от народовластия, а делает инструментами достижения задач народного суверенитета. Об этом четко сказано в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»». Поэтому в соотношении таких глобальных субъектов политического властвования, как народ и государство, на первое место надо поставить народ.

Преследование частных интересов лиц, создавших юридические лица в виде МВД России и его территориальных органов, легко прослеживается в фактической работе МВД России и территориальных органов: должностные лица выполняют работу лишь для того, чтобы можно было отчитаться, не пропустить сроки, безразличие к потерпевшим, отсутствие реальной помощи и желания им помогать, более того, известны случаи, одобрения совершения преступлений, причем, несовершеннолетних в отношении своих родителей, что вовсе недопустимо в обществе. Так, снижается эффективность выполнения возложенных государством функций, бесплатных государственных услуг, а в последующем и вовсе переход на платность всех государственных услуг.

МВД РФ, как и его территориальные органы, находятся и в международных бизнес-каталогах. Это соответствует положениям вышеперечисленных нормативно-правовых актов Российской Федерации. Более того, все без исключения органы государственной власти и управления Российской Федерации числятся в бизнес-каталоге как юридические лица, которыми в силу соответствующих Федеральных законов, Указов Президента РФ, Положений об образовании территориальных органов, таковыми не могут являться. Например, Правительство Российской Федерации включено под номером 531298725, директор Дмитрий Анатольевич Медведев, Правительство Сахалинской области под номером 531248330, директор Олег Николаевич Кожемяко, организационно-правовая форма GKU, например, Правительство РФ, Правительство Сахалинской области, Управление судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации и его отдел в субъектах федерации.

Все это подтверждает отслоение, разделение государства и его органов от народа — единственного источника власти.

Правящие элиты намеренно создали транснациональные компании, имеющие один интерес, экономический, — извлечение прибыли. Более того, в юридической науке открыто обсуждается проблематика угрозы национального суверенитета по причине глобализации, что является процессом, определяемым экономическими, рыночными, а не политическими, государственными силами. Например, Игорь Беркут, еще за несколько лет до конфликта на Украине в открытую говорил о владельцах Украины и их обслуге, которая имеет право пользоваться территорией Украины, и обслуге, которая не имеет такого права. К последним относятся врачи, педагоги, пенсионеры, инвалиды, семьи с многодетными детьми, жалующиеся на никчемность своей жизни. Такие не нужны владельцам государства Украины, их нужно «утилизировать».

Приходится констатировать аналогичный порядок отношений народа и государства в Российской Федерации.

«Народ как субъект властной деятельности стоит над социальными, а также национальными группами. Именно с учетом данного обстоятельства должна строиться современная модель публичной власти.

Говоря о социальном факторе, отметим, что все исторические попытки отдельных слоев населения возвысить себя, объявить о своей доминирующей роли в государстве, об исключении других частей населения из политического процесса по той причине, что они, мол, не входят в народ, не составляют истинной его составляющей, как известно, кончались крахом. К сожалению, приходится добавлять слова «рано или поздно», поскольку такие попытки приводили к кровопролитным войнам, не только юридическому лишению прав и свобод отдельных слоев, но и к их физическому уничтожению, стимулированию эмиграции, выдворению из страны.

Соответственно обреченными являются и попытки тех или иных национальных групп возвысить себя над другими, а то и объявить о своей исключительности. Народовластие предполагает принятие властных решений всеми лицами, являющими гражданами государства или отдельной части его территории, независимо от национальной принадлежности (выделено мной — Авт.).

Гуманистически настроенные государства и общества стараются создать и отразить в своем законодательстве такие концепции государства, народа и народовластия, которые учитывали бы социальную и национальную палитры населения.

Об этом свидетельствует и отечественный опыт. Так, вся конструкция модели политической власти по Конституции СССР 1977 года строилась на том, что в стране сформировался единый многонациональный советский народ, а социалистическое общенародное государство выражает волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Суханов Е. А. Участие государства в гражданско-правовых отношениях // Пути к новому праву: материалы международной конференции в Санкт-Петербурге и Бремене / под общ. ред. М. М. Богуславского и Р. Книппера. Берлин, 1998.

Также смотрите здесь http://www.consultant.ru/law/interview/sukhanov/ интервью с Е.А. Сухановым, в котором он поясняет, что «…юридическое лицо публичного права — это не орган юридического лица, не министерство, как многие думают. Это, например, случай выступления от имени казны. И это достаточно сложная ситуация…» «…Что касается автономных учреждений, то закон о них был вызван прежде всего желанием государства ни за что не платить, но всем командовать. Придумали такую конструкцию экономисты (выделено мной — Авт.). Например, по долгам Московского университета, если денежных средств нет, государство несет субсидиарную ответственность. А по долгам автономного учреждения никакой субсидиарной ответственности государства нет. Но по его долгам кредиторы не могут обратить взыскание ни на недвижимость, ни на наиболее ценное движимое имущество. То есть реально с таких организаций можно получить столы, стулья, старые компьютеры и телефонные аппараты. Но вместе с тем государство является собственником этого имущества, оно назначает этой организации директора, попечительский совет, утверждает устав, но ни за что не отвечает».

См., например, здесь http://www.mcx.ru/documents/document/show/13310.200.htm

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. №14-ст.

Там же.

См., например, www.upik.de УМВД России по Сахалинской области № 363448459.

В хозяйственном праве существует градация юридических лиц по типам и видам. Учитывая всё большее проникновение законодательства в жизнь каждого человека, мы не можем отделиться от данной реальности. Для многих людей термин «учреждение» является синонимом слова «организация» (и наоборот), хотя это не так. В чём разница между данными понятиями и почему так важно отграничивать их друг от друга?

Учреждение – некоммерческое юридическое лицо, созданное для решения социальных, управленческих, культурных и иных задач за счёт средств собственника. Иными словами, данное лицо не направлено на получение прибыли и существует за счёт спонсорской помощи или дотаций. Собственником может быть абсолютно любой субъект правоотношений (физическое или юридическое лицо, государство, город и т.д.).

Организация – объединение людей и ресурсов, созданное для выполнения тех или иных задач, удовлетворения интересов и нужд людей. Распределение ролей и обязанностей может быть как формальным, так и неформальным. Организации, действующие в сфере экономической и политической деятельности, нуждаются в обязательной регистрации. В то же время, часть неформальных объединений (союзы художников, группы по интересам), могут действовать совершенно свободно на принципах добровольного участия.

Итак, понятие «организация» — широкое, сюда входят государственные, муниципальные, общественные юридические лица, в том числе и учреждение. Они могут быть спортивными, военными, культурными, просветительскими. Значительная часть организаций либо ведёт коммерческую деятельность, либо обладает таким правом. Учреждение же всегда является некоммерческим юридическим лицом, которое не направлено на получение прибыли. Его содержит собственник (физическое или юридическое лицо), который покрывает все расходы.

Учреждение всегда действует на легальной основе. Применительно к организациям, они могут быть и противозаконными (преступная, террористическая, религиозно-деструктивная). Учреждение должно быть зарегистрировано в установленном порядке. Его создатели готовят устав, который утверждается их общим решением. Организация тоже может быть зарегистрирована. В некоторых странах (из близких нам – Беларусь) регистрация обязательна, а за её отсутствие можно понести уголовную ответственность. Но в развитом мире формальное закрепление объединения не является необходимым, так как, в противном случае, это нарушает базовые права и свободы человека. В крайнем случае, работает уведомительный порядок.

Выводы TheDifference.ru

  1. Объём понятий. Организация – понятие более широкое, и в него входит, в числе прочего, термин «учреждение». К примеру, к числу социальных организаций относят учреждения и фонды, а также временные группы для сбора средств, поиска спонсорской помощи.
  2. Получение прибыли. Учреждение всегда действует на некоммерческой основе и является заведомо убыточным проектом. Если под видом социальной деятельности получают прибыль, это противозаконно. Организации могут быть как коммерческими, так и некоммерческими, юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке, имеют право на получение прибыли с соблюдением требований закона.
  3. Обязательность регистрация. Учреждения нуждаются в формализации своего существования, в то время как организации – лишь в определённых случаях.
  4. Правовые основания деятельности. Учреждение существует на основании устава, который утверждён учредителями. Организация может иметь правоустанавливающие документы, если она зарегистрирована в установленном порядке. Но если она находится вне правового поля, то в таких бумагах нет никакого смысла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *