Группы в детском саду

6. Размерные антропологические стандарты

Разработка размерных стандартов взрослого населения СССР

Разработка размерной типологии и построение размерных антропологических стандартов для взрослых произведены НИИ антропологии МГУ на основе обработки материалов массовых антропологических измерений, проведенных в 1956 — 1958 гг.
Форма и размеры тела определяются прежде всего полом и возрастом человека, поэтому при проведении антропометрических исследований людей можно подразделить на группы и подгруппы по этим признакам. Группы: взрослых мужчин и взрослых женщин (в возрасте от 20 до 59 лет). Каждая группа делится на три подгруппы по возрасту: младшая 20 — 29 лет, средняя 30 — 44 года и старшая 45 — 59 лет.
Возрастные границы при измерениях взрослых (20 — 59 лет) выбраны, исходя из ряда соображений биологического порядка. К 20 годам в основном заканчивается рост тела в длину и оформляется морфологический тип взрослого человека. В возрасте после 60 лет появляются заметные признаки возрастных изменений в форме тела. Однако стабильность выбранного возрастного периода понимается лишь как относительная и условная.
Продольные размеры, в большей степени связанные со строением костного скелета, с возрастом изменяются мало: рост после 40 лет несколько уменьшается: у женщин — в среднем на 2 см, у мужчин — на 3,75 см, что составляет 1,5 — 2,0% от величины размерного признака; длина конечностей остается практически постоянной.
В то же время поперечные и обхватные размеры тела, зависящие не только от размеров скелета, но и от развития подкожной жировой клетчатки, значительно изменяются с возрастом (табл. 1-7).
Как видно из таблицы, особенно велика возрастная изменчивость по обхвату талии, средняя величина этого размера увеличивается у женщин старшей группы более чем на 12 см, что превышает 2 σ этого признака в младшей группе. Средние квадратические отклонения обхватных размерных признаков в старшей возрастной группе также больше, чем в младшей.
Значительная возрастная изменчивость основных обхватов проявляется в распределениях этих признаков, построенных для всей группы женщин. Распределения обнаруживают заметные отклонения от нормальных (рис. 1-18). Это объясняется неоднородностью группы по возрасту, а также характером самого размерного признака.
Отклонение распределений основных обхватных размерных признаков (1) от нормального (2) значительно осложняет проведение антропологической стандартизации, так как лишает возможности пользования методикой расчета, разработанной для нормального распределения.

Анализ показал, что кривые распределений каждого обхватного признака (1) могут быть разложены опытным путем на две составляющие кривые нормального распределения, одна из которых близка к кривой распределения младшей группы (20 — 29 лет), а вторая — к кривой распределения старшей группы (45 — 59 лет) (рис. 1-18 и 1-19).
Численное соотношение младшей и старшей возрастных групп равно 0,6 : 0,4.
В средней возрастной группе (30 — 44 года) распределение обхватных размерных признаков сходно с распределением их в суммарной (20 — 59 лет) группе женщин. При этом в нее входят типы фигур, свойственные как младшей, так и старшей группе в таком же соотношении, как они входят в суммарную группу, т. е. 0,6:0,4.
Наличие двух различных типов женских фигур: одного характерного для младшей, а другого — для старшей возрастных групп, подтверждается данными о коэффициентах парной корреляции подчиненных размерных признаков с ведущим размерным признаком — обхватом груди. Как правило, в старшей возрастной группе коэффициенты корреляции обхватных и поперечных размеров выше, чем в младшей (табл. 1-8).
Существование двух типов женских фигур, во многом отличающихся друг от друга, неоднократно отмечалось и конструкторами-практиками.
Отсюда вытекает необходимость построения самостоятельной системы стандартов для младшей и старшей возрастных групп в отдельности.

Типы фигур определяются сочетанием четырех ведущих признаков. Значения ведущих размерных признаков, характеризующих тип, должны быть выбраны так, чтобы они приводили к наибольшей общей удовлетворенности по всем размерным признакам. При малых коэффициентах корреляции между двумя первыми ведущими признаками — обхватом груди и ростом (у мужчин — 0,377, у женщин — 0,153) их принимают в качестве независимых друг от друга переменных. В этом случае значения ведущих признаков для каждого типа определяют путем деления размаха изменчивости на число вариантов, взятых с промежутком, равным интервалу безразличия.
Размах изменчивости размерного признака определяют в зависимости от заданной степени удовлетворенности. При удовлетворенности, близкой к 100% (99,97%), размах изменчивости укладывается в пределах ±3σ от М, где М — средняя арифметическая размерного признака, а σ — среднее квадратическое отклонение.
Значения основных статистических параметров М и σ ведущих размерных признаков для младшей и старшей групп взрослых мужчин и женщин даны в табл. 1-9.

Для того чтобы охватить всю изменчивость ведущих размерных признаков, исходя из принятых интервалов безразличия: по росту — 6 см, а по обхватам груди, талии и ягодиц — 4 см — в каждой возрастной группе необходимо выделить примерно по 260 размерных вариантов. При этом в каждом варианте по обхвату груди понадобилось бы иметь 2 — 3 варианта по обхвату талии, а в каждом варианте по обхвату талии не менее трех вариантов по обхвату ягодиц.
Пример такой разбивки для роста 167 см и обхвата груди 92 см приведен в табл. 1-10.
Это число вариантов затруднило бы производство швейных изделий, особенно выполнение размероростовочного ассортимента в раскройных и подготовительных цехах. Не меньшие трудности возникли бы при реализации одежды, имеющей такое большое количество номеров.
Поэтому для практических целей была разработана единая система типов для всего взрослого населения (20 — 59 лет) путем суммирования взвешенных в соотношении 0,6 : 0,4 распределений младшей и старшей групп. Кроме того, предложено вместо отдельных вариантов по обхватам талии и ягодиц взять их сочетания, т. е. как бы закрепить за каждым вариантом по обхвату талии только одно значение обхвата ягодиц. Сочетание размеров обхватов талии и ягодиц названо полнотой. В каждом варианте по обхвату груди теперь оказалось только по 3 варианта полноты: малая (М), средняя (С) и большая (Б) (табл. 1-11).
Количество размерных вариантов при этом уменьшается почти в пять раз, но прямая удовлетворенность этими размерными вариантами также уменьшается.

Поэтому, помимо прямой удовлетворенности, по указанным признакам полноты пришлось учитывать также дополнительную и косвенную удовлетворенности (см. схему рис. 1-20).
Прямая удовлетворенность учитывает отклонение от среднего значения М размерного признака обхвата талии или ягодиц в пределах +-2 см (т. е. в пределах интервала безразличия, равного 4 см).
Дополнительная удовлетворенность считается в интервале +-1 см от границ прямой удовлетворенности.
Введение дополнительной удовлетворенности по обхвату талии и ягодиц практически означает расширение интервала безразличия по этим признакам с 4 до 6 см (см. табл. 1-11). Это возможно, так как точность подгонки изделия по обхватам талии и ягодиц во многих случаях требуется меньше, чем по обхвату груди.

Косвенная удовлетворенность учитывает отклонение на 2 см в меньшую сторону от границ дополнительной удовлетворенности.
Косвенная удовлетворенность означает, что изделие подходит по первым двум ведущим признакам: росту и обхвату груди и по одному из признаков полноты: обхвату талии или ягодиц, но несколько больше по другому признаку полноты.
В итоге суммарная удовлетворенность (прямая+дополнительная+косвенная) достигает 70 — 80%.
Общее количество сочетаний размеров, ростов и полнот (типоразмероростов), дающих наибольшую удовлетворенность, установлено: по группе женщин — 91, по группе мужчин — 84.

В зависимости от возраста детей, посещающих дет сад, группы делят на:

  • Ясельные. Сюда водят малышей от года до 2 лет. В этом возрасте ребенок учится самостоятельно есть, мыть руки, умываться, частично одеваться.
  • Младшие. Малыши от 2 до 4 лет. Воспитатели этих групп, с помощью сюжетно-ролевых игр развивают и малышей память, мышление, речь. Младшие дошкольники учатся объединять предметы по схожим качествам: объем, цвет, форма. Сейчас они очень восприимчивы к музыке, ритму, рифме. Им интересно слушать стихи сказки, песни.
  • Средние. Их посещают ребятишки 4-5 лет. В этом возрасте дети уже могут оценить поведение, как свое, так и сверстников. Они нуждаются в друзьях и товарищах для игр.
  • Старшие. Дошкольники 5-6 лет отличаются самостоятельностью и любят проявлять инициативу. Занятия с ними должны нести познавательный характер и обучать каким-то новым навыкам.
  • Подготовительные. Ребята 6-7 лет готовятся к обучению в школе. Они запасаются знаниями и умениями, которые помогут обучаться в первом классе.

Самый распространенный способ деления малышей в саду – по возрасту. Но если у ребенка наблюдаются проблемы со здоровьем, то ему может подойти группа для детей с ограниченными возможностями. Сюда попадают ребятишки с нарушением слуха, зрения, с задержкой в развитии и другими особенностями. Каждый из них требует особого подхода в обучении.

Как сформировать группу?

У начинающего директора детского клуба всегда целая масса нерешённых вопросов и один из них это вопрос, касающийся формирования групп детей для занятий. По какому принципу их формировать? Сколько человек должно быть в группе? При каком количестве детей группа должна начинать работать?

Давайте рассмотрим все эти вопросы по порядку. Начнём с критерия формирования групп. Тут нет ничего секретного. Вы уже посмотрели разные детские клубы и, конечно, заметили, что группы формируются по возрастам. Действительно, самый верный и правильный критерий для формирования группы — это возраст. Каждый возраст ребенка имеет свои особенности. Это знают все, а не только педагоги и психологи. Так что, годовалых будем брать в группу с годовалыми, а двухлетних набирать к двухлетним? И да, и нет. Возрастной критерий является определяющим при организации комплексных занятий от 1 года, а также занятий по подготовке к школе. Структура данных занятий обязательно включает интеллектуальный компонент, действительно, сильно зависящий от психофизиологических особенностей возраста. Эти занятия будут делиться строго по возрастному критерию, а вот как – об этом скажем чуть позже.

Творческие занятия, такие как рисование, арт-студия, лепка, декоративно-прикладное искусство и т.д., к счастью, не задают таких строгих рамок, и возрастные границы именно на этих занятиях могут быть расширены. Так, рисование может легко преподаваться для детей 3-4 лет вместе, и чем старше будет возраст детей, тем более смело можно расширять возрастной диапазон. Следующая группа – это дети уже 5, 6 и 7 лет, а в группе ещё постарше однозначно могут находиться дети 8-12 лет. По таким же критериям можно разделить детей на группы при организации театральной студии, лепке. Детей возраста 3-4 лет на творческих занятиях всегда следует выделять в отдельную группу – эти детки ещё малы, многие умения и навыки у них ещё не сформированы, да и сам процесс формирования умений носит более длительный характер. Скорость ответной реакции тоже ещё достаточна низка и сильно отличается от детей 5-6-летнего возраста. То есть, говоря простыми словами, дети 3-4 –летнего возраста будут гораздо медленнее выполнять задания и на занятии будет дискомфорт для всех.

Говоря про творческие занятия, следует отметить, что однозначно существуют занятия, на которых возраст имеет ещё более размытое значение, чем даже на рисовании или театральной студии. У нас, например, в клубе есть такое занятие как арт-студия. В отличие от рисования и лепки, а также театральной студии, которые всё-таки предполагают обучение каким-то техникам, способам деятельности и т.д., арт-студия нацелена на полное раскрепощение творческих способностей ребёнка, установление свободной и открытой коммуникации между детьми. Это одно из самых наших любимых занятий, на котором могут присутствовать как 3-летние дети, так и 8-летние. И на занятии происходят те межвозрастные чудеса, о которых когда-то писал А.С. Макаренко – младшие тянутся за старшими, а старшие себя чувствуют очень важными и с удовольствием помогают и обучают младших. Родители, приводящие детей на подобное занятие, совсем не против таких возрастных различий и получают удовольствие от совместной дружной деятельности детей.

Кроме вышеназванных, существуют ещё такие групповые занятия, как шахматы, музыка, вокал, танцы, бисероплетение, батик и т.д. Здесь тоже будут определённые возрастные группы. Решая вопрос о группах, мы бы рекомендовали вам прислушаться к мнению специалиста, который будет вести эти занятия.

Теперь вернёмся к комплексным развивающим занятиям и занятиям по подготовке к школе. Здесь выделяем следующие возрастные группы: с 1 до 1,5лет, с 2 до 3 лет, с 3 до 4 лет, с 4 до 5 лет, с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет. Возраст с 1 до 2 лет мы делим на 2 группы, так как в этом возрасте идет очень интенсивное развитие ребенка, и дети, имеющие разницу в полгода, сильно отличаются друг от друга развитием психических процессов и темпом выполнения заданий. Раскроем небольшой секрет: мы всё равно учитываем месяца при записи в группу и двухлетних детей. Действительно, дети в возрасте 2 года и 2 месяца будут всё-таки отличаться на занятии от детей, которым 2 года 9 месяцев. У нас в клубе много групп для двухлетних детей – это один из самых популярных возрастов. Просто, предлагая группы для записи, мы уточняем возраст малыша и предлагаем маме те группы, которые соответствуют возрасту её ребёнка. Бывает, конечно, и так, что ребёнок в 2 года и 3 месяца так прекрасно говорит и замечательно организован, что по темпу выполнения задания ему можно смело отправляться в группу более старших двухлетних детей.

Вот мы и подошли к одной из проблем, которую будет решать администратор и педагог клуба. Что, если родители двухлетнего ребёнка настаивают на том, что ему по своему развитию надо обязательно к трёхлетним? «Мой всё умеет делать и ему скучно на занятии…», «У нас очень развитый ребёнок, он пополз в 5 месяцев, а заговорил в 1 год! Он тянется к детям постарше, а с ровесниками ему совсем неинтересно!», » Переведите нас в группу постарше, здесь все неговорящие …», «Мне не нравится, что мой ребёнок в группе самый умный. Ему не на кого равняться…» — вот только небольшой перечень тех замечаний, которые вы непременно услышите. Вопрос придётся решать, не отвертеться. Если оставите всё как есть и отмахнётесь фразой: «У нас такие группы и методики рассчитаны на данный возраст» или придумаете ещё что-то подобное, то клиент будет потерян. Придётся работать всем.

Мы поступаем по-разному в зависимости от ситуации. Если клиент пришёл впервые и сразу уверяет, что к детям помладше идти не хочет, то всё-таки уговариваем сходить на пробное занятие, где решаются сразу две задачи: мама смотрит действительно серьёзное занятие для данного возраста, а мы смотрим на ребёнка. Пробное занятие позволяет реально оценить, сформированы ли психические процессы и необходимые умения для обучения в группе постарше. При положительном ответе приглашаем на пробное занятие в более старшую группу. Если все психические процессы, а также знания и умения сформированы достаточно, и ребенок чувствует себя комфортно на занятии с более старшими детьми, препятствовать переводу в такую группу не стоит. Родители более старшей группы сначала могут проявить недовольство, но видя, что ребёнок успевает и не тянет группу назад, однозначно, проявят доброжелательность к такому умному малышу.

Бывают ещё и такие ситуации, когда вы знаете особенности ребёнка, он ходит к вам на занятия, и вдруг мама решает, что её малыш в этой возрастной группе всё умеет и ему надо в группу постарше. А педагог знает, что малыш и эту-то программу выполняет с усилиями… Чаще подобные решения мамы обусловлены речевым развитием ребёнка. Тогда нам приходится разъяснять подробно особенности программы, показывать всю сложность умений, которые формируются в ходе выполнения той программы, на которую они ходят сейчас и нежелательность «перепрыгивания ступенек». Иногда даже приходится проводить тестирование малыша в присутствии родителей, которые считают, что из данной программы их малыш уже вырос. Тестирование проводится исключительно в доброжелательной атмосфере и составляется из заданий таким образом, чтобы родители смогли увидеть несформированность базовых умений для этого возраста. Тестирование обязательно должно включать и такие задания, которые покажут сильные стороны малыша, но не настолько, что затмят слабые стороны развития. На тестировании методист или грамотный педагог может рассказать о том, что программа для данного возраста совсем непроста, и, на самом деле, с помощью достаточно увлекательных игровых заданий, которые и вызывают ощущение простоты у родителей, формируются очень сложные умственные действия, входящие в состав мышления, или базовые математические понятия, без которых не обойтись в программе более старшего возраста. Если тестирование будет проходить в атмосфере любви к ребёнку и будет построено грамотно и профессионально, то родители почувствуют доверие к педагогу и больше не станут настаивать на переводе в более старшую группу.

Отдельно стоит сказать про занятия иностранным языком. Подбор детей в группу должен основываться, как на возрастном принципе детей, так и учитывать уровень овладения иностранным языком. В зависимости от того, сколько лет дети изучали язык и каких успехов достигли, их можно определить в более или менее продвинутую группу.

Ну вот, как формируем группы, решили. Теперь надо ответить на вопрос, а сколько человек у нас будет в группе? Ответ на этот вопрос тоже неоднозначный. Здесь влияет всё:

  • особенности помещения (в маленькую комнату 10 человек не посадишь);
  • особенности организации проведения занятия (педагог может один вести занятия, а может быть у него ассистент);
  • позиционирование клуба (в клубе премиум-класса не может быть больших групп, только малочисленные! А клуб эконом-класса запросто принимает до 12-15 человек в группу);
  • специфика занятия (комплексные занятия для малышей – 5 человек, а танцы, театральная студия – от 10 и более детей);
  • возраст детей (чем младше дети, тем меньше человек в группе).

Мы расскажем о своём клубе. Комплексные занятия для детей от 1 года до трёх лет проводятся в группе не более 5 детей. Данное количество гарантирует отличные результаты и плодотворную работу на занятии. Детей-то всего 5, а вот всего людей в учебной комнате – 11! Не забудем посчитать сопровождающего взрослого, вместе с которым приходит ребёнок, и педагога. Взрослые обычно суфлируют речь педагога для своего ребёнка, и на занятии всё время слышится лёгкое «жужжание». Мы пробовали брать и по 6 малышей на занятие, но вот шестой всегда оказывался решающим фактором в мере допустимого «жужжания». Родители и дети уставали, и чувствовался дискомфорт для всех. В группе от 3 до 4 лет взрослые присутствуют по желанию. Здесь у нас тоже 5 детей в группе. А вот с 4-х лет в группе уже 6 детей. Занятие проводится без присутствия взрослого. Почему? Потому что, начиная с 4-х лет, мы формируем у детей умение понимать и выполнять инструкцию педагога самостоятельно. Школа не за горами, и ребёнку надо уже учиться слышать педагога, удерживать инструкцию в голове и самостоятельно выполнять задание. Группа, состоящая из 6-7 человек оптимальный вариант для того, чтобы педагог смог уделить внимание всем детям и осуществить индивидуальный подход к каждому ребенка. Иногда для адаптации ребенка в этом возрасте тоже требуется присутствие взрослого на занятиях. Обычно период адаптации длится 2-3 занятия, ребенок начинает чувствовать себя комфортно и присутствие взрослого уже не требуется.

Мы рассмотрели с вами основные критерии формирования группы, кратко обозначили возможное количество детей в группе и подошли к решению последнего вопроса. Когда, а именно при каком количестве детей надо открывать группу? Давайте рассмотрим ситуацию. Вы открыли свой клуб. На ваш телефон поступил звонок от мамы двухлетнего малыша, которая проживает недалеко, ей всё понравилось и она готова прийти завтра на занятие. Что делать?

1. Начинать работать с одним ребёнком

ИЛИ

2. Записать её контакты и объяснить, что группа начнёт работать только тогда, когда в неё запишется хотя бы ещё один малыш?

Клубы поступают по-разному. Очень много детских клубов, которые не открывают группы, пока к ним не запишется 3 ребёнка. Подобным образом поступают из соображений рентабельности: прибыли от одного ребёнка не будет, а зарплату педагогу платить придётся. Наш клуб идёт в разрез с рентабельностью. Мы начинаем работать с одним малышом. Первому быть всегда тяжело. Практически все мамы хотят группу, чтобы дети общались. И один из самых частых вопросов: «А в группе сколько человек? Мы не хотим быть одни!». У нас есть свои приёмы уговора «быть первым». А там, где есть один ребёнок, всегда очень быстро придёт и второй. А затем третий и …пятый. Счастливое время быть единственным в группе длится недолго. Группа начинает жить, педагог работать и стараться, маме «единственного» начинает нравиться клуб и она зовёт друзей. Этот принцип всегда срабатывает при учёте следующего: у вас действительно хорошие занятия, цены выставлены адекватные району и вы не жалеете денег на рекламу.

Удачи вам, заполненных групп и очереди клиентов!

Анастасия Шевченко
Бизнес-тренер
Методист детского эко-клуба Умничка

Сколько детей должно быть в группе детского сада: СанПин 2019

26 июля 2018 admin

Наполняемость групп детского сада – острый вопрос. Все знают об оптимизации, уплотняемости, нехватке мест в дошкольных учреждениях для всех желающих. Создавая группу, записывая малышей, администрация сада обязана учитывать законодательные нормы по количеству детей в группе детского сада.

Нормы

В СССР комплектование групп проводилось по нормам, созданным постановлением Минтруда от 1993 года. В нем есть расчет количества персонала, оборудования. По советским законам в группе могло одновременно находиться не более 20 детей 3–7 лет. Сегодня нормы изменились.

1 октября 2010 года приняты новые СанПиН, по которым важным стал не списочный состав малышей, а фактический приход детей в сад. Нормы рассчитываются, исходя из площади игрового помещения. На каждого воспитанника должно приходиться не менее 2 квадратных метров для крох от 3 лет, не менее 2,5 квадратных метра — в младшей группе.

Расчет прост. Если площадь игровой комнаты составит 70 квадратных метров, то одновременно в ней могут находиться 28 ясельников или 35 воспитанников с 3 до 7 лет. При этом количество обслуживающего и педагогического персонала не увеличивается.

Учитывается только фактический список пребывания детей в садике в данный момент, по списку их может быть 45–49.

Еще одним новшеством в нормативном документе стало разрешение на переоборудование игрового помещения на время сонного часа в спальню. Детский сад приобретает раскладушки, воспитатели расставляют их в игровой комнате для тех, кому стационарных кроватей не хватает.

После сна оборудование убирается, игровая зона свободна.

Стоит учитывать, что 2 или 2,5 квадратных метра на ребенка — это условный показатель. По факту игровая комната выполняет роль столовой, учебного помещения. Здесь стоят столы, стулья, игрушки, методическое оборудование. То есть половина зала занята мебелью. Таким образом, остается 50 процентов площади.

Детским садам с узконаправленной деятельностью повезло больше. Малышам с дефектами психического, речевого, умственного и физического развития предложили другие условия пребывания в ДОУ:

  1. С серьезными дефектами речи — до 10 воспитанников, с ФФНР — до 12.
  2. Глухонемых, глухих — допустимая численность 6 человек.
  3. Слабослышащих — до 8.
  4. Слепых — до 10.
  5. С ДЦП, нарушениями опорно-двигательного аппарата — не более 8.
  6. С умственной отсталостью, кретинизмом — до 10.
  7. В комбинированной группе с разноплановыми дефектами — набирать для образования можно не более 15 человек.

Такая ситуация не понравилась инициативным родителям дошколят, представителям Общественной палаты. Были поданы запросы на разъяснение законодательных актов, нормативных документов. Ответ пришел от Роспотребнадзора.

Разъяснения от Роспотребнадзора

В январе 2013 года на вопросы родителей о законности СанПиН 2.4.1.2660-10 ответили письмом. Роспотребнадзор объяснил, как нужно понимать увеличение группы в детском саду. Пункт 1.10 дает возможность администрации ДОУ формировать группу по списку максимум 50 человек. Если из записанных малышей утром пришли в садик 25 человек, площадь помещения позволяет вместить такое количество воспитанников, то закон не нарушается.

Остается один вопрос, если в один прекрасный солнечный день, все «списочные» решат посетить любимых воспитателей и придут в детсад полным составом, где им ложиться спать, кушать и играть?

Для нормирования пребывания возможно использование запасной группы в детском саду, то есть свободного, но оборудованного для такой ситуации помещения. В этом случае у ДОУ должны быть и «запасные» воспитатели, няни, игрушки, посуда и т.д.

Таким образом, СанПиН, установленные в 2010 году, действуют и в 2019-м. Изменений на данный момент нет. Наполнение, оборудование помещений ведется с учетом законодательных актов. Их соблюдение проверяется ежегодно министерствами, внеплановым контролем.

Сколько детей в группе вашего ребенка?

Как проконтролировать соблюдение СанПиН

К сожалению, сегодняшняя действительность, тотальная халатность работников детских учреждений в вопросе присмотра за воспитанниками, их безопасности, обеспечения нормальными условиями пребывания в ДОУ не дает родителям возможности расслабиться и быть спокойными за детишек.

Контроль соблюдения прав дошколят — обязанность взрослых. Не нужно терпеть, пускать все на самотек. При возникновении вопросов, недовольства работой садика, воспитателей, нарушениях закона можно обратиться в государственные службы с заявлениями:

Администрация ДОУ

Решает вопросы внутреннего порядка. Если проблема серьезная, то лучше использовать письменную форму обращения, добиваясь ответа в той же форме. Это необходимо для дальнейшего заявления в вышестоящую инстанцию при бездействии заведующей ДОУ.

Управление образования муниципального, областного, федерального значения

Орган регулирует учебный план ДОУ, режим работы и отдыха воспитанников детского сада. К начальнику образовательного отдела можно прийти на личную встречу, написать письмо через официальный сайт.

Комплектование групп, отслеживание процента посещаемости относится к сфере деятельности управления. Именно по их срезам, диагностике и разрешается объединение нескольких групп в одну при низком проценте посещающих садик детей.

При обращении к начальнику управления образования в устной форме не забудьте составить письмо, требуйте его регистрации, ответа в электронной форме или письменно.

Роспотребнадзор

Письмо отправляется через сайт госуслуг, через официальную страницу службы. В заявлении обязательно укажите точные данные о проблеме, свои контакты. По жалобе разбирательство начнется не позднее 30 дней со дня подачи.

Специалисты Роспотребнадзора помогают устранить недочеты по содержанию детей, соблюдению гигиенических норм. К ним можно обратиться, если детям в многокомплектной группе не хватает кроватей, стульев, унитазов, шкафчиков для одежды, постельного белья. При несоблюдении СанПиН по площади помещения для группы в расчете на каждого ребенка заявление подается тут же.

На основе жалобы проводится выездная комиссия обычно совместно с прокуратурой. Заявление лучше составлять по факту нарушения прав детей, точно указывая дату, подробности произошедшего.

Прокуратура РФ

Принимает жалобы от населения через интернет, в письменной форме, лично.

В основу заявления должен лечь факт нарушения норм, законов. Лучшим вариантом обращения будет коллективное заявления от большого числа родителей с подписями и расшифровками.

Полномочные представители президента по округам

Если администрация ДОУ, города, контролирующие органы местной власти бездействуют, не отвечают на ваши запросы, обращайтесь с письменными заявлениями на официальные сайты полпредов. Опишите ситуацию подробно, приложите ответы других структур на запросы по проблеме, ваши жалобы.

Представители партий

На местном уровне помогают администрации прийти в чувство, обратить внимание на соблюдение норм и правил организации образовательного процесса. Подключайте к проблемам в ДОУ представителей политических партий, если хотите создать общественное волнение, привлечь к жалобе внимание прессы.

На войне все средства хороши. Если права ваших детей нарушены, пользуйтесь любыми средствами для того, чтобы их отстоять. Не бойтесь осуждения, проблем на работе, третирования ребенка в детском саду. Здоровье, безопасность малышей важнее. А активность родителей в защите ребенка вызывает уважение и трепет у воспитателей, поэтому дошкольнику ничего не угрожает, скорее, наоборот, к нему будут относиться внимательнее.

Как добиться разделения группы

Иногда администрация ДОУ слишком увлекается оптимизацией, стремится перевыполнить план экономии средств, данный свыше. Комплектование групп в этом случае ведется с нарушением законов и принятых норм. Родители могут подавать жалобы на действия управления образования, заведующих детских садов в следующих ситуациях:

  1. Дети посещают детский сад постоянно в максимальном количестве.

То есть площадь помещения рассчитана на 28 человек, по списку малышей 40, ходят в ДОУ все. Нарушаются СанПиН. Для подачи заявления необходим подтвержденный факт наличия детей в группе в определенный период времени, заявления для разъяснения вопроса на имя заведующей, опрос воспитателей. Жалоба подается в прокуратуру, Роспотребнадзор.

  1. Нехватка спальных мест для всех присутствующих, обеденной мебели, посуды.

Например, кроватей и раскладушек 29, а детей в группу пришло 34. Вопрос: где спят и раздеваются 5 воспитанников ДОУ?

  1. Сон ребенка на чужой кровати без смены белья.

Не секрет, что раскладушку применяют только в том случае, если все кроватки заняты. В том случае, если Петя Иванов сегодня не пришел, то Машу укладывают на его кроватку, постелив чистое белье. Это не является нарушением закона. Чистый комплект из простыни и наволочки хранится в специальном ящике, подписанный датой упаковки после санитарной обработки. Если белье не сменили, гигиена нарушается регулярно, подавайте жалобу в Роспотребнадзор.

  1. Численность одной группы составила 50 детей.

В этом случае коллектив делится по закону. Образуются две группы одного возраста. Учтите, что комплектование ведется круглый год. Разделение производится сразу после добора.

Винить воспитателей в сложившейся обстановке не стоит.

Наемные работники выполняют указания администрации. Относитесь к их работе в многокомплектной группе с пониманием. Уследить за таким количеством малышей крайне сложно.

Писать жалобы, заявления в прокуратуры за малейшую царапину, синячок не стоит. Но обратиться к заведующей, в органы надзора в случае систематических беспорядков, если воспитатель не справляется с нагрузкой, нужно обязательно.

Чем грозит несоблюдение норм

Формирование многочисленной группы в детском саду — большой риск. Нахождение в толпе, в тесном помещении, дефицит внимания пагубно сказываются на психическом и физическом состоянии детей. Малыши чаще болеют, отказываются идти в садик, плачут, нервничают, страдает память, внимание, сон.

Группа детского сада – это небольшое государство. Со своими интересами, целями, задачами и особенностями. А живут в нем наши дети, так сказать, граждане маленькой страны. Для гармоничного пребывания друг с другом 5 дней в неделю, не менее 8 часов каждые сутки, важно создавать оптимальные для этого условия. Одним из показателей правильной работы администрации сада является комплектование групп.

От того, сколько детей будет в группе детского сада, зависит:

  1. Эффективность образования

Даже в ясельных группах ведутся занятия по рисованию, лепке, развитию речи. Образовательные программы прописываются согласно возрасту и уровню здоровья дошкольников. Обучение ведется вплоть до выпуска детей в школы.

Проводить занятия с небольшим количеством детей в саду легче и эффективнее, чем в массово переполненной группе.

  1. Психическое состояние

Детский организм, психика – тонкая материя. Постоянное нахождение в толпе, одиночество, отсутствие заботы и внимания от педагога пагубно влияют на развитие личности. При расчете норм по количеству воспитанников ДОУ этот факт учитывается.

  1. Уровень здоровья

Медицинские исследования последних десятилетий указывают на понижение уровня здоровья новорожденных. Являются абсолютно здоровыми только 5–7 процентов первоклассников, 40 процентов малышей уже рождаются с патологиями, остальные заболевают в дошкольный период. Деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на улучшение показателей медицинских исследований.

  1. Обеспеченность свободной площадью в помещении для игр, движения

Чем больше детей в группе, тем масштабнее площадь. Каждый имеет право на свободное пространство для активных игр, общения с ровесниками, индивидуальных занятий.

  1. Безопасность

Представьте себе, что вам нужно одновременно держать в поле зрения 20 человек или 50. Какой вариант кажется реальнее? Скорее, первый. От возможности наблюдать, следить за всеми на прогулке, в процессе занятий зависит безопасность малышей в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение).

Родителям важно «отвоевать» положенные по закону метры в помещении, личный стул, шкафчик для одежды, кровать. Нельзя допускать переполненности группы, размещения вещей нескольких детей в один шкаф для верхней одежды. Это грозит педикулезом, эпидемиями, распространением инфекций.

Как помочь ребенку адаптироваться

Чаще родителям и детям приходится смириться с уплотнением, если соблюдаются СанПиН, группа обеспечена всем необходимым. В этом случае нужно помочь дошкольнику адаптироваться в садике с большим количеством ровесников.

Для малышей 2–3 лет находиться 8–10 часов в окружении еще 35–40 человек такого же возраста сложно психологически.

Шум, гам, толкотня, игры утомляют, вводят в состояние стресса. Родители могут оказать ребенку посильную помощь, чтобы развитие нервной и других систем не пришло в дисгармонию:

  • Принесите из дома подушку, постельное белье. Ребенок почувствует себя как дома в период сонного часа.
  • Разрешите взять в садик любимую игрушку.
  • Устраивайте внеплановые выходные. Оставляйте малыша с бабушкой или родственниками.
  • Наладьте с воспитателями доверительные отношения. Подружитесь с ними, подробно расспрашивайте о ребенке вечером. Внимательные родители (без фобий и агрессии) — залог безопасности ребенка в детском саду.
  • После садика проводите с ребенком больше времени в тишине, без телевизора, мультиков, шумных компаний. Малышу нужно отдохнуть от психологической нагрузки за день. Лучше погуляйте в парке, поиграйте в мяч, догонялки.
  • Соблюдайте режим сна. Невыспавшийся дошкольник устанет гораздо быстрее, будет раздражительным и нервным.
  • Забирайте ребенка пораньше, в выходные и отпуск не водите в детский сад.

Отвечать на вопрос, сколько детей должно быть в группе детского сада предельно, можно по-разному. Для комфортного пребывания, с точки зрения психологов, детей — не больше 20, лучше 15. По мнению экономистов, оптимизаторов, больше 40. Несовпадение мнений ведет к спорам, недовольству, хотя вопрос можно решать иначе:

  • разрешение комплектовать частные группы в здании муниципальных детских садов;
  • поддержка бизнеса по созданию сетей дошкольных учреждений с дневным пребыванием;
  • внимательное отношение к детям, их здоровью и развитию по-настоящему, а не ради отчета в министерства.

Только комплекс мер поможет в преодолении дефицита мест в ДОУ или при их избытке.

Возраст первой младшей группы

Марина Сокуренко
Возраст первой младшей группы

Дети от года до двух посещают ясельную группу. Дети от двух до трех лет – первую младшую группу, а от трех до четырех – вторую группу. Средняя группа формируется из детей в возрасте от четырех до пяти лет, а старшая – от пяти до шести.

Необходимость деления детей на группы связана с различными возрастными особенностями – психическими, физическими, эмоциональными и т. д. В разные периоды в развитии детей уделяется внимание определенной ведущей форме деятельности, решаются свои задачи и развиваются определенные функции.

Если для воспитанников ясельной группы в первую очередь важны сенсорные способности, развитие речи, памяти и самообслуживания, то спектр навыков и умений воспитанников группы существенно шире.

В младшем возрасте ведущей деятельностью является игра, причем к концу третьего года жизни игра сюжетно-ролевая. Игра для ребенка — это и способ познания мира, и способ постижения навыков социального взаимодействия, и метод освоения норм и правил, принятых в обществе.

1 младшая группа — возраст детей от 2 до 3 лет, 2 группа – возраст детей от 3 до 4 лет.

Особенности воспитанников

• Происходит активное формирование речи, пополняется словарный запас, малыш учится строить предложения и к концу третьего года жизни может составлять небольшие рассказы, например, о том, как прошел его день;

• Формируется потребность в общении, причем как со сверстниками, так и с взрослыми людьми. Ребенок запоминает тех, кто ему симпатичен, выделяет их;

• Период от двух до трех лет считается переходным и кризисным. К концу младшего дошкольного периода ребенка начинает складываться характер и личность. Еще сильна привязанность к маме, но потребность к познанию и самостоятельности растет и выходит за пределы. Появляется фраза «Я сам!» и связанные с этим капризы и истерики;

• У детей этого возрастауже вполне отточены многие навыки: самообслуживания, действий с различными предметами, обучения и творчества;

• Также у детей этого возраста активно начинает развиваться воображение и способность фантазировать;

• В этот период детей интересует решительно все – почему облака не падают, почему тигр рычит и т. д. ;

• Основная деятельность – игра, действия с предметами. С помощью игровой деятельности дети могут развиваться и в умственном, и в психическом, и в эмоциональном плане. Неспроста игру называют ведущей деятельностью – она как бы ведет различные сферы развития ребенка за собой. Малыш сначала просто копирует с игрушками то, что видит вокруг себя, а в дальнейшем начинает разыгрывать роли, выполняет действия мамы, папы и т. д. ;

• Совершенствуется память – ребенок демонстрирует способность запоминать стихи, песни, потешки и считалки. Он может вспомнить даже случайно произнесенную взрослыми фразу, какие-то яркие моменты из недавнего прошлого;

• К началу третьего года жизни совершенствуются физические навыки, действия с предметами становятся более сложными.

Подытожим основные области, в которых развиваются дети в младшем дошкольном возрасте:

• Освоение окружающего мира и постижение социальных норм;

• Освоение основных навыков обихода;

• Развитие речи;

• Развитие логического мышления, памяти и воображения;

• Начинает складываться характер.

Соответственно, обучающая программа, которая разработана и внедрена для воспитанников младшей дошкольной группы, для детей этого возраста, должна быть направлена на развитие именно этих сфер жизни.

Во-первых, нравственное воспитание и первые этапы социализации должны проходить в рамках развития и формирования социального и эмоционального интеллекта. Должны формироваться такие эмоции как сопереживание, готовность помочь, уважение и отзывчивость по отношению к сверстникам, доброжелательность.

Во-вторых, в рамках освоения и постижения окружающего мира должны формироваться первичные представления об объектах – их форме, цвете, материале, свойствах. Таким образом, начинает складываться и воспитывается внимание, память, наблюдательность. Важно показывать картинки с изображением животных, предметов, изображение человека с указанием частей тела (голова, руки, ноги и т. д.).

В-третьих, в младшем дошкольном возрасте речь должна стать основным инструментом общения между детьми и между ребенком и взрослым. Это значит, что в возрасте двух-трех лет ребенок может понимать обращенные к нему просьбы и выполнять их, сам способен обращаться к взрослым и сверстникам, строить предложения их разных частей речи и с разной интонацией. С этой целью детям читают художественную литературу, разучивают с ними стихи и песни, а также используют наглядные средства обучения.

Далее, для развития художественного вкуса и эстетического воспитания важно знакомить детей с народным творчеством, воспитывать в них интерес к музыке, картинам, скульптуре. Причем, не только показывая им объекты творчества, но и вызывая у них интерес к рисованию (карандашами, красками, мелками, лепке (из глины, песка, пластилина, разучиванию песен и танцев и т. д.

Наконец, важно формировать в этом возрасте представление о здоровом образе жизни, а также способствовать гармоничному физическому развитию детей. В это время начинает складываться представление о возможностях тела, ребенок начинает увереннее двигаться, бегать, прыгать, лазать, играть с мячом, совершать действия с предметами и т. д. Важно показывать изображение человека и рассказывать о том, что умеют руки, ноги, для чего плечи, шея и т. д. Таким образом, формируется правильное представление о собственном теле, расширяется словарный запас. Часто изображение человека используют в сочетании с песней или стихом, что способствует лучшему запоминанию.

Для успешного усвоения ребенком программы формируется развивающая предметно-пространственная среда, которая оснащается различными дидактическими материалами (пособия, тетради, изображение человека, игрушками и книгами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *