Имеет ли право психолог разглашать информацию?

Почему это важно?

В работе с психологом очень важно чувствовать себя в безопасности, а конфиденциальность — важная составляющая этого вопроса. Профессионалы очень серьезно к этому относятся. На хороших обучающих программах этому посвящено много времени. То, что происходит в стенах кабинета психолога, должно там остаться — в том числе факт самих встреч с психологом. Какие у вас права и как обезопасить себя?

Кто носитель конфиденциальности?

Именно клиент решает, оставлять факт работы с психологом конфиденциальным или нет.

Например, вы встретились со своим психологов в публичном месте, в окружении других знакомых лиц. Вы можете подойти к психологу, поздороваться и тем самым раскрыть факт вашей терапии. Психолог же такое сделать не может. То есть, если вы к нему не подойдете, он будет делать вид, что не знает вас.

Это оформляется документально?

Как я мы писали раньше, важным показателем профессионализма будет, если специалист предложит вам подписать информированное согласие. В нем будет в том числе указана политика конфиденциальности.

Да, в России нет закона о психологической помощи и нет лицензирования, но есть специалисты, которые придерживаются международных правил — и это обычно хороший знак. В этом очень много уважения к клиенту.

Если вы не подписывали информированное согласие, но опасаетесь разглашения информации, попросите психолога подписать с вами отдельное соглашение о конфиденциальности.

Есть ситуации, когда психолог может нарушить соглашение?

Да!

  • Иногда для эффективной работы психологу необходимо поговорить про клиента с психиатром. Важно, что перед этим психолог должен обсудить это с клиентом, рассказать, что именно он хочет обсудить. У клиента есть право отказаться.
  • Иногда клиента необходимо госпитализировать для его безопасности — например, в случае серьезной угрозы суицида. Тогда психолог может инициировать госпитализацию клиента.
  • Если клиент кому-то угрожает, и у психолога есть основания считать, что эти угрозы реальны — он обязан сообщить в полицию.
  • Если клиент совершил серьезное преступление, и психолог об этом узнал — он обязан сообщить.
  • Если клиент — ребенок (или зависимый взрослый), и над ним совершается домашнее насилие (физическое или эмоциональное), то психолог должен сообщить об этом в органы опеки.
  • Если клиент — ребенок до 18 лет, родители должны знать, что он ходит к психологу, и дать на это согласие. Что при этом психолог может сказать родителям о содержании консультаций? То, что может повредить физической безопасности ребенка (угроза суицида, прием наркотиков и алкоголя, факт сексуального насилия или злоупотребления). Ребенок может спросить у психолога, что тот будет рассказывать родителям — и, конечно, специалист сначала предупреждает ребенка о том, что он будет говорить родителям.

Если меня все равно что-то беспокоит про конфиденциальность?

Обязательно поговорите об этом с вашим психологом. Он обязан отвечать вам на все вопросы о конфиденциальности и давать необходимые разъяснения.

Директору МОУ СОШ с.Новая Кука

Л.П.Мошкутовой

от ______________________________

________________________________

(ФИО родителя)

проживающего по адресу__________

__________________________________ Телефон дом. ___________________

моб. ____________________________

Заявление

Я,_________________________________________________прошу предоставить моему ребенку________________________________________________________

(фамилия, имя ребенка, класс)

психолого-педагогическое сопровождение.

Психологическое сопровождение ребенка включает в себя:

— психологическую диагностику;

— участие ребенка в развивающих занятиях;

— консультирование родителей (по запросу);

— при необходимости – посещение ребенком коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных и/или групповых).

Психолог обязуется:

— представлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (лиц их заменяющих);

— не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (лицами их заменяющими).

Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:

  1. Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам.

  2. Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.

  3. Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохрани-тельными органами.

О таких ситуациях Вы будете информированы.

Родители (лица их заменяющие) имеют право:

— обратиться к психологу школы по интересующему вопросу;

— отказаться от психолого-педагогического сопровождения ребенка (или отдельных его компонентов указанных выше), оформив заявление об отказе на имя директора школы. В случае отказа от психологической диагностики ребенок участвует в ней, но результаты диагностики психолог не обрабатывает.

«____»_______________20__ г. ___________________ (подпись)

Директору МОУ СОШ с.Новая Кука

Л.П.Мошкутовой

от ______________________________

________________________________

(ФИО родителя)

проживающего по адресу__________

__________________________________ Телефон дом. ___________________

моб. ____________________________

Заявление

Я,_________________________________________________прошу предоставить моему ребенку________________________________________________________

(фамилия, имя ребенка, класс)

психолого-педагогическое сопровождение.

Психологическое сопровождение ребенка включает в себя:

— психологическую диагностику;

— участие ребенка в развивающих занятиях;

— консультирование родителей (по запросу);

— при необходимости – посещение ребенком коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных и/или групповых).

Психолог обязуется:

— представлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (лиц их заменяющих);

— не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (лицами их заменяющими).

Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:

  1. Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам.

  2. Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.

  3. Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохрани-тельными органами.

О таких ситуациях Вы будете информированы.

Родители (лица их заменяющие) имеют право:

— обратиться к психологу школы по интересующему вопросу;

— отказаться от психолого-педагогического сопровождения ребенка (или отдельных его компонентов указанных выше), оформив заявление об отказе на имя директора школы. В случае отказа от психологической диагностики ребенок участвует в ней, но результаты диагностики психолог не обрабатывает.

«____»_______________20__ г. ___________________ (подпись)

Директору МОУ СОШ с.Новая Кука

Л.П.Мошкутова

от ______________________________

________________________________

(ФИО родителя)

проживающего по адресу__________

__________________________________ Телефон дом. ___________________

моб. ____________________________

Заявление

Я,______________________________________________________отказываюсь от психолого-педагогического сопровождения моего ребенка ___________________

_____________________________________________________________________

(фамилия, имя ребенка, класс)

или его компонентов:

— психологической диагностики;

— участия моего ребенка в развивающих занятиях;

— посещения ребенком коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных и/или групповых).

(нужное подчеркнуть)

«____»_______________20__ г. ___________________ (подпись)

Директору МОУ СОШ с.Новая Кука

Л.П.Мошкутова

от ______________________________

________________________________

(ФИО родителя)

проживающего по адресу__________

__________________________________ Телефон дом. ___________________

моб. ____________________________

Заявление

Я,______________________________________________________отказываюсь от психолого-педагогического сопровождения моего ребенка ___________________

_____________________________________________________________________

(фамилия, имя ребенка, класс)

или его компонентов:

— психологической диагностики;

— участия моего ребенка в развивающих занятиях;

— посещения ребенком коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных и/или групповых).

(нужное подчеркнуть)

«____»_______________20__ г. ___________________ (подпись)

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 7-12 лет
  • подросток

Приходилось ли вам когда-нибудь обращаться к школьному психологу? Наверное, многие родители ответят на этот вопрос примерно так: «К счастью, нет». А зря… Должность педагога-психолога была включена в номенклатуру должностей педагогических работников довольно давно, около 20 лет тому назад. Сегодня психолог есть во многих школах, а в некоторых образовательных учреждениях даже созданы собственные службы психологической помощи, куда бесплатно могут обращаться как дети, так и родители. Однако, несмотря на это, родители до сих пор не понимают, кто такой — этот школьный психолог, и считают, что к нему нужно идти только в том случае, если у ребенка что-то не в порядке с психикой. Мы решили развенчать этот миф и рассказать о том, чем может быть полезен школьный психолог каждому ребенку.

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Вообще основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к школе. Специалист проводит тестирование, результаты которого передает учителям и администрации школы, но только в виде общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»). Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга справиться с ситуацией.

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

Екатерина Сафонова

Часто родители не знают, что происходит с ребенком, пока он в школе, нравится ли ему в классе. Пройдя этот тест, вы узнаете какие отношения у вашего ребенка с одноклассниками и нравится ли ему школьная жизнь. Пройти тест

Достаточно часто случается так, что родители, обращаясь к специалисту психологу не могут в беседе достаточно конкретно изложить суть проблемы ребенка. Вспоминая, начало своей практики в замечательной средней общеобразовательной школе №12 г. Сухум я погружаюсь в тот ужас, который меня охватывал, когда в беседе с родителями часто лился длительный поток жалоб на разные сферы психической деятельности ребёнка. Ребенок одновременно характеризовался ленивым, невнимательным, агрессивным и много ещё каким. Я безмерно благодарен, моим учителям которые в те сложные для меня моменты научили меня в консультативной практике удерживаться в ресурсном состоянии и медленно, неторопливо уточнять, а порой оказывать помощь в формировании запроса родителя или педагога. Правильно сформулированный запрос (жалобы) помогает специалисту определить цель — как конечный результат диагностической, консультативной или коррекционной работы вот почему в данной статье мне бы очень хотелось привести несколько примеров часто встречающихся жалоб родителей и привести варианты запросов к данным жалобам.

Пример 1: Ребенок не внимательный, несколько раз приходится напоминать задание, часто отвлекается на посторонние предметы, разговоры и т.д., пропускает в заданиях важные условия и т.д.

Запрос специалисту: «Определить причины отвлекаемости и невнимательности ребёнка в учебной деятельности».

Пример 2: Ребенок готовится к уроком дома, хорошо отвечает на вопросы к параграфу, демонстрирует при ответе дома хорошее понимание учебного материала, однако в школе инициативу в ответах не проявляет, а когда вызывают отвечать домашнее задание, получает удовлетворительные или неудовлетворительные оценки .

Запрос к специалисту: «Определить причины слабой собственной инициативы в ответах домашнего задания».

Пример 3: У матери часто возникают сложности в организации учебной и др. деятельности ребенка. Ребенок не слушает мать, демонстрирует открытое противостояние к попыткам осуществлять контроль за деятельностью ребенка.

Запрос к специалисту: «Определить причины аппозиционных отношений и негативизма по отношению к матери».

Пример 4: Ребенок первоклассник первого полугодия обучения не хочет идти в школу, не хочет оставаться в классе, не отпускает мать, плачет, выбегает из класса вслед за матерью.

Запрос к специалисту: «Определить причины недостаточной адаптации ребенка в школе».

Пример 5: Ребенок затрачивает много усилий на заучивание стихотворений, правил и т.д.

Запрос к специалисту: «Определить причины плохого запоминания учебного материала».

Данный перечень проблемных ситуаций возникающих у школьников конечно же не исчерпывает всего многообразия проблем с которыми сталкивается школьный психолог и уважаемые родители. Основной целью изложения подобных примеров являлось показать родителям, необходимость очень обстоятельно готовится к встрече со специалистом психологом. Необходимо постараться как можно лаконично и максимально полно обозначить в запросе не только проблему, но и своё ожидание в получении конкретного ответа от специалиста.

От всей души желаю вам и вашим детям всего самого наилучшего!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *