Как организовать дистанционное обучение в школе?

Дистанционное школьное образование. Что это такое?

Многие родители не знают ничего о дистанционном школьном образовании, а ведь это прекрасный индивидуальный способ обучения, который доступен практически любому ребенку. По разным причинам некоторые дети не могут посещать школу, другие учащиеся нуждаются в персональной программе. Дистанционное школьное образование решает все подобные проблемы с помощью современных технологий путем предоставления видеоуроков лучших преподавателей в режиме онлайн. Усвоение учебного материала проверяется с помощью контрольных работ и тестов – все как в обычной школе. При этом есть весьма существенное преимущество – индивидуальный подход к каждому ученику.

Кому можно рекомендовать дистанционное школьное образование?

Дистанционное школьное образование подходит каждому ребенку независимо от возраста. Многие дети, имеющие проблемы со здоровьем, вынужденно находятся на индивидуальном обучении в школе. При этом ребенку либо самому приходится ходить в школу на занятия к преподавателям, либо преподаватели (не всегда с желанием) приходят на дом. Оба варианта не совсем удобны как для ребенка, так и для его родителей и преподавателей учебного заведения.

Кроме того, дистанционное образование – настоящая находка для учеников, серьезно занимающихся спортом. Эти дети часто ездят на соревнования, тренировки проходят в усиленном режиме в то время, когда сверстники учатся в школе. Таким ребятам сложно осваивать школьную программу по традиционной схеме просто из-за нехватки времени и сильной физической усталости.

Не менее сложно учиться и детям, которые занимаются творчеством – музыкой или пением – и ездят с концертами по стране и за рубеж. Помимо общей высокой занятости, обучению может мешать разница во времени, обусловленная нахождением в другом часовом поясе.

Для таких ребят отличным вариантом будет дистанционное обучение. Видеоуроки можно просматривать в свободное время практически в любом месте, где есть подключение к Интернету.

Каждый ребенок – индивидуальная личность, ответственность за развитие которой лежит на родителях. Если ваше дитя психологически не готово к нахождению в большом коллективе, каким является школьный класс, или подвергается оскорбительным насмешкам со стороны сверстников по поводу своей непохожести на основную массу учеников, обучение в школе вряд ли будет успешным. Помочь ребенку адаптироваться к взрослой жизни, вселить в него уверенность в собственных силах и дать ему прекрасное образование – задача, с которой с успехом справится домашняя школа с помощью дистанционного обучения.

Все дети разные не только внешне, но и по характеру и степени обучаемости. Кто-то быстро схватывает материал на уроке, кто-то наоборот не способен к вдумчивому восприятию в классе. Вундеркиндам тесно в рамках школьной программы, им неинтересно слушать то, что они давно усвоили. Другим детям обучение, наоборот, дается сложнее, подчас им довольно сложно освоить непростые темы. Чтобы избежать утраты интереса к получению знаний, рекомендуем попробовать индивидуальное школьное обучение, проходящее дистанционно.

Нельзя недооценивать роль дистанционного школьного обучения как альтернативы дорогому репетиторству. Если ребенок отстает по определенному предмету или, наоборот, хочет изучать его более углубленно – добро пожаловать в домашнюю школу. Это будет наиболее эффективный способ добиться желаемого результата.

Где можно получить школьное образование дистанционно?

Выбирая компании, осуществляющие интернет-обучение школьников, обратите внимание на Домашнюю школу InternetUrok – school.interneturok.ru. С помощью этой школы, удобной для пользователей Интернета, ваш ребенок может полностью перейти на домашнее обучение или дополнительно изучать отдельные предметы и заниматься подготовкой к ЕГЭ.

Высокий уровень обучения в Домашней школе обеспечивается грамотными преподавателями и индивидуальным подходом к каждому учащемуся, которому предоставляется максимум внимания. График обучения достаточно свободный, заниматься можно 12 месяцев в году. Вы можете контролировать процесс обучения с помощью журнала оценок, получая уведомления на электронную почту или беседуя с преподавателем по телефону.

Ребята могут задавать вопросы учителю и получат развернутые ответы на них в течение суток. Каждый урок готовится командой специалистов, что обеспечивает высокий уровень учебного процесса. Видеоуроки в Домашней школе InternetUrok доступны к просмотру в любое время. Если у ребенка не сразу получается понять сложную формулу или схему, то он может посмотреть материал дополнительно несколько раз вплоть до полного его усвоения.

Домашняя школа предлагает пробную неделю обучения бесплатно. За это время можно ознакомиться с уровнем преподавания и оценить удобство реализации образовательного процесса.

Обучение в Домашней школе стоит недорого и доступно каждой семье, в том числе и имеющей небольшой бюджет. Ученики могут изучать школьную программу в режиме онлайн, а затем пройти аттестацию в школах, где они официально оформлены на семейную форму образования.

Дистанционное обучение в школе.

Кидакоева Лариса Умаровна, заместитель директора по УВР.

МКОУ «СОШ а. Псаучье-Дахе имени Героя России Охида Муссовича Карданова»

Псаучье-Дахская школа kidakoeva1976@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современного образования – дистанционному обучению. Основная задача статьи – обосновать и аргументировать дистанционное обучение как новую форму обучения. В статье дан анализ форм обучения, приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, которые лежат в основе проектирования и реализации дистанционных курсов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, форма, технология, средство.

DISTANCE LEARNING: FORM, TECHNOLOGY, TOOLS

Kidakoeva Larisa Umarovna, zamectitel direktora po UVR.

MKOU «SOSH and Psauce-Dahe name of the Hero of Russia of Óhíd of Mussovich Kardanova.»

Psauce-Dahe school kidakoeva1976@mail.ru

Key words: distance learning, form, technique, tool.

До недавнего времени такие понятия, как дистанционное обучение, заочное обучение, открытое обучение и др., практически не разделялись. Но в настоящее время дистанционное обучение (ДО) доказало свою значимость и востребованность. В образовательном сообществе осознано, что у дистанционного обучения хорошие перспективы, связанные с реализацией обучения через всю жизнь. Однако до сих пор актуален вопрос: ДО – это форма обучения или технология? Что является серьезной проблемой, так как от понимания этого вопроса зависят стратегия, тактика реализации ДО, а соответственно, и подготовка преподавателей к работе в ДО. Рассмотрим дистанционное обучение как форму обучения. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными. Базовые дидактические принципы ДО в основе своей такие же, как и у всякого другого обучения, но принципы организации ДО другие, они специфичны для ДО, так как обусловлены спецификой формы, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами (чаты, форумы, почта, видеоконференции).

К основным областям применения ДО можно отнести:

• повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

• подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

• подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

• организация профильного обучения школьников;

• дополнительное образование по интересам;

• профессиональная переподготовка кадров;

• профессиональная подготовка.

Из сравнения ДО с очной и заочной формами обучения следует, что дистанционное обучение можно рассматривать как новую ступень развития как заочного, так и очного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники. Отличием же ДО от заочной формы обучения является то, что существенная часть материала осваивается не автономно, а в постоянном общении с педагогом (консультации по телефону и Интернету, лекции и семинары в режиме online).

А также к основным отличиям ДО от заочной формы обучения можно отнести:

• постоянный контакт с преподавателем (тьютором), возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций;

• возможность организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент (при этом группа может состоять как из компактно проживающих в одной местности студентов, так и быть распределенной). В этом случае учащиеся также контактируют с преподавателем (тьютором) посредством телекоммуникаций;

К основным отличиям дистанционного обучения от очной формы можно отнести:

• обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса;

• гибкий график учебного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, либо быть привязанным к ограниченному количеству контрольных точек (сдаче экзаменов, on-line сеансам с преподавателем), либо к групповым занятиям, а также к выполнению лабораторных работ на оборудовании (возможно, удаленном);

• контакты с преподавателем (тьютором), в основном осуществляемые посредством телекоммуникаций. Кроме того, важно отметить, что ДО принципиально отличается от традиционного обучения еще и тем, что создает новую образовательную информационную среду, в которую приходит школьник, точно знающий, какие именно знания, умения и навыки ему нужны. Также можно считать, что отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами (базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки, а также традиционные учебники и методические пособия).

А среди отличий ДО от традиционного обучения можно выделить целый ряд типичных психолого-педагогических проблем, которые приходится решать преподавателю и слушателям курса ДО:

• трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения;

• проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп при обучении в сотрудничестве;

• определение индивидуальных особенностей восприятия информации у слушателей и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса;

• актуализация и поддержание мотивации обучения;

• адекватность поведения самого преподавателя выбранным для дистанционного обучения методике и педагогической технологии.

Таким образом, ДО является составляющей частью очного и заочного обучения, а также может выступать как самостоятельная форма обучения.

Потребности общества в образовании, стремительные технологии и концепция ФГОС требуют нового подхода к образовательному процессу. В частности, для школ актуальна становится удаленная модель образования с применением дистанционных технологий. Как реализуется дистанционное обучение? Чем оно упростит жизнь ученикам? Почему без применения таких технологий невозможно представить школу уже через пару лет?

Цели дистанционного обучения:

  • подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
  • подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
  • углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
  • ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
  • базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
  • дополнительное образование по интересам.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  • создания образовательного пространства;
  • формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
  • развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  • электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
  • телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии);
  • пересылка данных (услуги FTR-серверов);
  • гипертекстовые среды ( WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW — документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);
  • ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);
  • видеоконференции (Видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такая практика весьма популярна в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи).

Дистанционное обучение в условиях ФГОС.

Дистанционное обучение (ДО) – это процесс передачи и формирования ЗУН с помощью удаленного взаимодействия между учеником и учителем. Тема актуальна, ведь современной школе необходимо:

  • предоставить полноценное образование для детей с ОВЗ;
  • содействовать развитию программ для одаренных детей;
  • обеспечить всем ученикам доступ к образовательным ресурсам;
  • организовать учебный процесс для сельских жителей и удаленных регионов, где есть проблемы с кадрами;
  • создать условия для качественной профориентации учеников старших классов.

Другим аспектом является необходимость усвоения учениками школьных знаний на время карантина, болезни, стихийных бедствий. Все эти проблемы в условиях глобализации ДСО решает на расстоянии в прямом смысле слова.

Возможности дистанционных систем.

Дистанционные системы обучения реализуют принцип доступности образования и предоставляют возможности:

  • взаимодействия учеников, учителей и родителей;
  • получения дополнительного образования и творчества;
  • информационно-методической поддержки учащихся;
  • возможности создания образовательных групп и групп по интересам;
  • организации олимпиад, конкурсов;
  • коммуникации с другими образовательными учреждениями и обмена опытом;
  • оптимизации процесса обучения;
  • более эффективной подготовки к ЕГЭ;
  • упрощения схемы оценки знаний;
  • непрерывности процесса образования педагогов;
  • снижения ресурсных затрат.

Удаленная поддержка позволяет организовать процесс в отсроченном режиме и online. Благодаря этому можно организовывать конференции, форумы, вебинары, блоги, а также практикумы и тестирования для учеников.

Проблемы внедрения дистанционных систем.

Современный учитель, безусловно, готов к внедрению ДСО. Он владеет Интернет-технологиями и без труда адаптируется к новым условиям. На государственном уровне применение систем электронного обучения регулируется ст. 16 Федеральным законом №273-ФЗ. Но на практике, лишь немногие школы сегодня могут внедрить технологию. Связано это с рядом проблем.
Первая – финансирование. На сегодняшний день государственной программы внедрения дистанционных технологий нет. Хотя на местном уровне такие программы могут действовать
Вторая – методическая. Отсутствие понятия о том, как это реализовать и кого привлечь. Если в школе теперь обучаются все дети, включая одаренных и детей с ОВЗ, то программы ДО должны быть адаптированы. А значит, нужно провести огромную работу по определению целевых категорий, диагностике их обученности и потенциала. После этого – выбрать и проанализировать электронные образовательные ресурсы или разработать свои, внедрить их, проводить мониторинг и вносить корректировки. Это, безусловно, сложно, долго и требует определенных знаний.
Третья – техническая. Для функционирования системы нужен высокоскоростной интернет, обеспечение технической поддержки, соответствующее оборудование и программное обеспечение.
Но, несмотря на трудности реализации, без применения дистанционных технологий невозможно представить школу уже через 2-3 года. Поэтому остается надеяться, что государство будет активнее содействовать в этом вопросе. Ну а дальше – как всегда: глаза боятся, руки делают.

Категории детей , нуждающихся в образовании по системе ДО:

  • дети –инвалиды;
  • дети, обучающиеся по системе Экстерната;
  • часто болеющие дети (карантин);
  • дети, желающие пройти самоподготовку к ЕГЭ;
  • одаренные дети;
  • дети, выезжающие вместе с родителями в другие города или за границу на отдых;
  • дети, выезжающие на спортивные тренировочные сборы и соревнования в другие города.

Дистанционное обучение набирает популярность с каждым днём, однако хорошо это и плохо? Рассмотрим основные плюсы и минусы данного вида обучения.

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

  • Обучение в индивидуальном темпе — скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
  • Свобода и гибкость — учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
  • Доступность — независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
  • Мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
  • Технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
  • Разработка программ — хорошо разработаны обучающие программы и курсы.
  • Творчество — комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но существуют и очевидные минусы:

  • Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.
  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
  • Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.
  • В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

Формы и методы, которые я применяю при дистанционном обучении.

  • Фронтальный опрос ( «-» 1 микрофон)
  • Индивидуальные задания в виде теста или с использованием виртуальной лаборатории выполняются только на интерактивной доске.
  • Контроль знаний осуществляю с использованием программ Office Word, Power Point, веб-камеры или документ-камеры.

Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование — вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.

Литература:

1. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения.

2. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. – Ростов на Дону: «Мысль», 1999. – 368 с.

3. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения.-М.: «Знание», 2000. – 276 с.

4. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., «Академия», 2006

Сопроводительное письмо.

Настоящим письмом гарантируем, что размещение научной статьи «Дистанционное обучение в школе» Кидакоевой Ларисы Умаровны в журнале «Вестник Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования» не нарушает ничьих авторских прав. Автор передаёт на неограниченный срок учредителю журнала неисключительные права в полном объеме в соответствии с действующим законодательством РФ.

Автор подтверждает, что направляемая статья нигде ранее не была опубликована, не направлялась и не будет направляться для опубликования в другие научные издания.

Также удостоверяем, что автор согласен с правилами подготовки рукописи к изданию, утвержденным редакцией журнала «Вестник Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования» и размещенными на официальном сайте журнала.

Кидакоева Лариса Умаровна

Если вы оказались в ситуации, когда надо срочно спланировать обучение учеников на дому, то это публикация именно для вас. В статье рассмотрим технические и методические вопросы, связанные с организацией дистанционной учебной работы.

Ниже предлагаю план действия для учителя.

Определите, как будете проводить дистанционное обучение

В первую очередь продумайте, как вы будете работать с учениками. Дистанционную работу можно проводить одним из способов, что описан ниже, или использовать их комбинацию.

Встречи в режиме реального времени

Вы договариваетесь с учениками о времени, когда будет проведен прямой эфир или назначена онлайн-встреча. На онлайн-уроке вы объясняете материалы, отвечаете на вопросы учеников и задаете вопросы им. В конце статьи вы найдете список сервисов, позволяющих проводить онлайн-встречи.

Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы

Обучение учащихся можно выстроить через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов ученик изучает новую тему самостоятельно. Для вопросов учеников стоит создать чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания.

Спланируйте работу

Возьмите временной отрезок, например неделю, и спланируйте работу учеников по вашему учебному предмету. Чтобы организовать работу целостно, отталкивайтесь от учебных результатов, которых должны достичь ученики.

Задайте себе три вопроса:

  1. Чему я хочу научить моих учеников (каких учебных результатов они достигнут)?
  2. Как ученики этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)?
  3. Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)?

Исходя из ответов составьте для себя план работы: какие учебные материалы надо создать, как мониторить работу ребят, как и когда предоставлять им обратную связь.

Можно составить план работы и для учащихся. Ученикам план нужен для того, чтобы помочь им спланировать время работы как в течение дня, так и всей учебной недели. План работы для учеников может содержать рекомендуемую дату и время для начала работы над заданием, сроки выполнения заданий, определенное время для встреч с учителем, ссылки на учебные материалы (если вы сразу можете их предоставить) или платформу, где будет идти работа.

Определите, как будете связываться с учениками

У учеников должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам. Если вы использовали в работе с учениками некоторую платформу (блог, сайт, мессенджеры, закрытую группу и т.д.), то и в дистанционном обучении ученики могут работать через нее. Если не было такой платформы, тогда учебные материалы могут передаваться через электронный журнал (хотя он может не выдержать нагрузки, поэтому лучше иметь альтернативный источник связи).

Начните создавать учебные материалы

Привычные формулировки заданий в электронном журнале «учебник, стр.23-25, прочитать и ответить на вопросы” в дистанционном обучении становятся бессмысленными, так как не содержат обучающей функции. Организовать учебную работу дистанционно — значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у ученика должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой мы работаем.

К учебным материалам добавляйте инструкции по работе (так, как если бы вы объяснили в классе), указывайте время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки.

Можно использовать уже готовые учебные материалы, созданные кем-то другим, можно создавать самим.

Ниже вы найдете список тех цифровых сервисов, которые помогут в разработке учебных материалов.

Учтите вызовы, с которыми можем столкнуться

Вызов 1. Ученики, которые не работали на уроке, могут не начать работать и дистанционно. Здесь нет общего правила, которое можно порекомендовать каждому учителю. Надо решать индивидуально по каждому ученику. Для кого-то сработает совместная работа с одноклассниками, для кого-то учебный материал, поданный иначе, для кого-то индивидуальная консультация с учителем и т.д. Использование карательных мер рекомендую избегать. Временно это может нам помочь заставить кого-то работать, но для долгосрочной перспективы это неудачная стратегия. Желание учиться у этого ученика так и не появится.

Вызов 2. На создание учебного материала будет уходить время. Мы создаем учебный материал не для проверки памяти учеников или умения решать, а для того, чтобы их научить. Одно дело, когда мы в классе передаем ученикам то, что очень хорошо знаем, другое дело — сделать так, чтобы это знание появилось в их голове, причем когда они работают дома.

Вызов 3. Стоит продумать работу, которую ребята будут выполнять на отметку. У учеников под рукой google и одноклассники в совместном чате. Поэтому работа на отметку должна быть такова, чтобы первый и второй фактор являлись помощниками. А для этого надо подумать над качеством заданий для учащихся.

Старайтесь избежать этих ошибок

Ошибка 1. Составлять список заданий для ученика (как домашка, которую мы привыкли задавать) в электронный журнал. Наша задача — не задания набросать для учеников, а выстроить их обучение.

Ошибка 2. Думать о том, как контролировать ученика. В этом случае мы в первую очередь будем думать о том, как и за что выставить отметку, а не о том, как помочь ему учиться.

Ошибка 3. Выставлять отметку за процесс обучения, а не за итог. Когда ученик изучает учебный материал, работает с тестами для самопроверки, задает вопросы, ошибается — он учится. Этот процесс мы поддерживаем своей обратной связью и помощью одноклассников, например, в совместном чате. Когда он уже научился, тогда мы проводим работу на отметку, как итог той работы, которую он проделал в течение какого-то времени.

Ошибка 4. Просить учеников фотографировать задания и присылать вам на почту. Так можно делать только в случае с единичными учениками, у которых не получается выполнять задание и необходима ваша обратная связь. Иначе на ваш почтовый ящик будут каждый день приходить около сотни писем с фотографиями учеников.

Определите, какие цифровые сервисы будете использовать

Все сервисы я распределила на несколько групп. Исходя из ваших задач определяйте, какие из них задействуете в работе с учениками.

Онлайн-встречи с учениками

Сервисы, с помощью которых вы организовываете онлайн-урок в режиме реального времени.

Zoom zoom.us/

Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. Ученики могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность говорить голосом, демонстрировать видео и расшаривать свой экран.

Facebook Live

Трансляция видео прямо с Facebook. Создайте закрытую группу класса, в которой можно будет запускать Live трансляции и проводить уроки онлайн. Бесплатно. И нет ограничений по времени.

Instagram Live

Трансляция видео с Инстаграм. Можно проводить в своем аккаунте. Если ученики на вас подписаны, то они получат извещение о выходе в эфир. Или создать закрытый аккаунт класса и вести онлайн-встречи там.

WiziQ www.wiziq.com/

Сервис для организации онлайн-обучения. Создается класс, к которому подключаются ученики (они должны создать в этой среде аккаунт). Здесь можно вести общение, публиковать задания и объявления. И можно проводить онлайн-встречи. В бесплатной версии только 10 участников могут подключиться к курсу и к видеовстрече.

Приложение для проведения прямых эфиров. Чтобы ученики могли смотреть ваши трансляции, им надо установить это приложение на телефон и создать аккаунт.

Сервис для проведения видеоконференций. У каждого ученика должен быть аккаунт Skype. Создается группа класса, и в определенное время делается звонок, к которому подключаются все участники группы.

Передача учебного содержания

Перечисляю сервисы, через которые можно передавать учебное содержание.

Видео

Видео можно создать либо через запись на камеру (телефона, например), либо через запись экрана.

Screencast-O-Matic https://screencast-o-matic.com

Позволяет создавать скринкасты (видео с экрана монитора), видео посредством веб-камеры или записывать экран и изображение с веб-камеры одновременно. Видео записывается длинной не более 15 минут и сохраняется на компьютер или публикуется на YouTube. Рамку захвата видео с экрана можно редактировать до требуемого размера. Запись можно ставить на паузу и менять местоположение рамки на экране.

С помощью этого сервиса можно:

  • записывать технические обучали (инструкции по работе с программами и сервисами);
  • записывать объяснения темы (урок, лекция);
  • записывать упражнения и решения примеров.

На моем блоге есть публикация «Запись с экрана при помощи Screencast-O-Matic», которая поможет вам освоить этот сервис.

Рабочие листы в документах Google

Создавайте учебный материал через документ Google и предоставляйте доступ ученикам. Каждый их них делает копию для себя, предоставляет доступ учителю с правом комментирования и работает индивидуально или совместно с кем-то (зависит от задачи). Удобно таким образом и мониторить работу ребят, и направлять их.

Edpuzzle https://edpuzzle.com/

При помощи Edpuzle учитель может создать интерактивные видео путем добавления в видео либо викторины с одним правильным вариантом ответа, либо открытые вопросы, либо комментарии в формате аудио, текстовые комментарии или аудиотреки. Видео добавляются с различных веб-сайтов, например YouTube, Vimeo, National Geographic.

В Edpuzzle создается класс, и учитель может мониторить работу учащихся над этим учебным материалом.

Тесты для самопроверки

С помощью этих сервисов учащиеся могут проверять свое понимание в учебной теме.

LearningApps https://learningapps.org/

Простой сервис, позволяющий создавать различные приложения для самопроверки: текст с пропусками, викторины, классификация, интерактивное видео и т.д.

Kubbu http://www.kubbu.com

Интерактивные задания по любым учебным предметам.

Quizlet https://quizlet.com/

Сервис, позволяющий создавать флешкарты и игры, которые можно использовать для любой учебной ступени или любого учебного предмета. Quizlet чаще всего рассматривают как сервис для изучения иностранных слов.
В этой публикации вы найдете пошаговую инструкцию по работе с сервисом.

H5P h5p.org

Платформа, на которой можно создавать интерактивные задания для самопроверки, практически на любой вкус. Задания передаются ученикам по ссылке.

Мониторинг

Под мониторингом я понимаю наблюдение за процессом обучения. И здесь указываю сервисы, которые помогают наблюдать за тем, как ученики справляются с выполнением заданий.

Таблица продвижения

Создайте в таблицах Google таблицу, в которую внесите имена учеников (ряды) и перечисление заданий/шагов, которые должны сделать ученики. Учащимся предоставьте доступ для редактирования. Они заходят в эту таблицу и отмечают выполнение задания. Причем могут отмечать зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, насколько легко справились с заданием.

Работа в Google-документах

Ученики могут работать совместно в документах Google над заданиями или индивидуально. Учитель может отслеживать продвижение ученика по заданию, комментировать выполнение задания, направлять ученика.

Teacher.Desmos https://teacher.desmos.com

Для учителей математики. Эта среда подходит под все группы цифровых инструментов, о которых я писала: создание учебного материала, мониторинг, самопроверка, обратная связь. Учитель математики разрабатывает интерактивные задания, затем предоставляет доступ для работы ученикам и следит за их деятельностью в режиме реального времени. Невероятно удобно.

Classtime https://www.classtime.com/

Лозунг платформы — больше времени учителям для работы с учениками. Удобный сервис для создания интерактивного материал разных типов (викторина, истина/ложь, классификация, сортировка, выделение текста) и мониторинга учебного процесса.

Специально для математиков напишу, что используя встроенную функцию LaTeX, можно вписывать математические формулы.

Formative https://goformative.com

Formative — инструмент формирующего оценивания, который позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учащихся, в любой момент комментировать их работы и оставлять конструктивную обратную связь.

При помощи этого инструмента учитель создает учебный материал, который может содержать

  • контент (картинка, текст, белая доска, видео и встроенный код embed);
  • задание (викторина, добавление короткого ответа, добавление полного ответа, демонстрация своей работы, вопрос с выбором нескольких правильных ответов, истина/ложь);
  • дополнительные вопросы (добавить аудиоответ, классификация и установить последовательность), но это опция работает только в платной версии.

Wizer http://app.wizer.me

С помощью Wizer вы создаете невероятно красивые по дизайну рабочие листы, которые содержат интерактивные задания и позволяют учителю быстро предоставлять учащимся обратную связь.

Обратная связь

Сервисы, при помощи которых вы получает обратную связь от ваших учеников.

Direct Poll https://strawpoll.de

В этом сервисе можно создать опрос в считанные секунды. Используйте его для получения обратной связи от учеников. Вопросы могут быть рефлексивные, учебные или созданы с целью проведения голосования.

Google Form

С помощью форм можно создать учебный тест, форму обратной связи и анкету.

Quizizz http://quizizz.com

Сервис для создания викторин. Ученики проходят викторину, а учитель видит статистику по каждому ученику.

При помощи Kahoot тоже создаются викторины. В связи с карантином разработчики предложили функции пакета Премиум использовать бесплатно. Обязательно попробуйте их.
Инструкцию по использованию Kahoot найдете .

Платформы для обучения

Через эти платформы удобно выстраивать учебный процесс: размещать учебные материалы, проводить обсуждение, получать и предоставлять обратную связь.

Google Classroom https://classroom.google.com/

Google Sites https://sites.google.com/

Блог

Используйте любую платформу, которая удобна для вас.

Закрытая группа в социальных сетях

Например, facebook группа, доступ к которой есть у всего класса. Удобно быть на связи с учениками и можно проводить онлайн-уроки.

В этом году в международном формате был запущен социальный проект «Canva для образования». Теперь эта платформа предоставляет возможность создания виртуального класса и проведения командной работы. По ссылке вы найдете описание возможностей и бесплатный мини-курс «Canva для класса» https://www.canva.com/ru_ru/obrazovanie/distantsionnoe-obuchenie/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *