Как установить знаки дорожного движения во дворе?

Большинство современных людей совершенно не представляют свою жизнь без личного автомобиля. Однако обилие транспорта доставляет немало проблем как пешеходам, так и другим автомобилистам. Чтобы снизить вероятность ДТП и других неприятностей, служащие ГИБДД просчитывают разные маршруты, ограничивают права части водителей, устанавливают знаки. Но тут возникает вопрос – может ли частное лицо, не работающее в ГИБДД выполнять те же функции? А если да, то как установить дорожный знак на придомовой территории?

Установка дорожных знаков на частной территории

Вообще необходимость установки дорожных знаков возникает довольно часто. В первую очередь это относится к случаям, когда транспорт движется по жилым дворам спальных районов. Местные жители хотят спокойно ходить по дворам, безбоязненно выпускать туда детей на прогулку, чтобы не опасаться лихачей. Именно поэтому во дворах устанавливают различные знаки – от «Жилая зона» до «Проезд запрещен».

Однако дорожные знаки это дорожные знаки. Они регламентированы специальными правилами и поэтому не могут устанавливаться когда, где и кем угодно.

Интересно: чаще всего для ограничения скорости при движении по дворам устанавливается знак 5.21 «Жилая зона». Она ограничивает скорость движения до 20 км/ч, запрещает сквозное движение и учебную езду.

Из-за этого за их своевольную установку вполне можно получить серьезный штраф. Поэтому необходимо предварительно получить необходимое разрешение. Да, сделать это не так просто, как хотелось бы. Но все-таки действовать лучше по закону – тогда можно добиться желаемого результата. Если же пойти по «легкому» пути, то велик риск получить штраф, а вот знак всё равно удалят, поэтому никакого прогресса здесь не будет.

Как установить дорожный знак на придомовой территории

Вообще, чтобы получить право установить на придомовой территории дорожный знак, нужно пройти немало инстанций. В первую очередь — согласовать проектную документацию с ближайшим отделом ГИБДД. Для этого придется доказать важность установки знака – например, что этот шаг позволяет снизить риск ДТП, обеспечить высокий уровень безопасности на конкретной территории. Не лишним будет собрать максимальное количество подписей от местных жителей. Кроме того, документы придется согласовать со службами, которые выполняют функции по организации дорожного движения. Наконец, очень важно согласовать время проведения работ с отделом ГИБДД.

Сложнее, если планируется установка нескольких дорожных знаков – проведение комплексных работ. Тогда к перечисленным выше согласованиям также придется урегулировать вопрос по проведению работ дорожными службами, функционирующими в данном районе.

Однако довольно часто людям, решившим своими силами установить знак, довольно серьезно препятствуют – запросы игнорируют или же просто отклоняют без обоснования решения. На самом деле запрос может быть отклонён. Но только с указанием причин запрета. Они могут быть довольно разнообразными. К примеру, установка знака «Проезд запрещен» может быть запрещена, если он будет мешать машинам коммунальных служб вывозить мусор. Или же если во дворе находится социально-важный объект, проезд к которому не должен быть ограничен и запрещен. И наоборот, если вы хотите установить знак «Парковка», чтобы спокойно оставлять автомобиль под окнами своего дома на ночь, то и в этом случае может поступить отказ. К примеру, если припаркованные автомобили не позволят пожарной машине или скорой помощи быстро проехать через двор, чтобы выполнить свои прямые обязанности.

Как видите, установка дорожного знака на частной территории – довольно сложный вопрос. Придется немало потрудиться, чтобы получить разрешение на его установку. Зато после его получения вы сможете не бояться за себя и своих близких или же просто обеспечить максимальный комфорт пользования транспортом – в зависимости от того, какой именно знак хотите установить.

Вспомнился мне недавно один мой бывший начальник, который топал ногами, когда видел проезжающие по двору автомобили и хотел установить около многоквартирного дома (МКД) шлагбаумы. Но дом стоял не в тупике, а в окружении других домов, и дорога вдоль дома была сквозным внутриквартальным проездом. Я живу рядом с этим домом и шлагбаума там нет до сих пор. Видно, свою мечту он не исполнил пока.

Думаю, что многие водители могут иногда проехать по дворам, нарушая Правила дорожного движения (ПДД) о запрете на сквозное движение, сама такая бывала иногда. Понять собственников, желающих прекратить это установкой шлагбаума или дорожных знаков на придомовой территории и обеспечить безопасность на ней, можно. Особенно при интенсивности дорожного движения и увеличения количества автомобилей в современном мире и в нашей стране, в частности. Да и желающих парковать свои автомобили в чужих дворах не так уж мало.

Насколько правомерны попытки собственников поставить шлагбаум, ограждение или дорожные знаки на придомовой территории МКД и какие последствия могут быть вследствие этих действий, мы рассмотрим в этой статье.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) и п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в состав общего имущества (ОИ) МКД входит также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты и он принадлежит собственникам помещений в таком доме на праве общей долевой собственности. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п. 2 ст. 44 ЖК РФ в компетенцию общего собрания собственников (ОСС) помещений МКД входит в том числе и:

2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме;

2.1) принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

Решения об использовании земельного участка принимаются большинством не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

В теории все понятно, но на деле немного знаю случаев, когда собственники и (или) управляющие организации успешно оформили бы придомовую территорию, если на уровне застройки ее границы не были определены. Ситуация с новыми районами более урегулирована в силу того, что законодательство подробно эти вопросы сейчас предусмотрело, а старая застройка городов — часто так и остается нетронутой в этом плане, в том числе и из-за того, что сделать это иногда сложно практически, а порой и невозможно из-за плотной застройки.

В силу указанной ст. 36 ЖК РФ, если придомовая территория не оформлена и не определена, то и принять решение общего собрания об определении границ земельного участка невозможно, так как земля считается муниципальной. Часто установленные при застройке элементы благоустройства в виде детских, спортивных площадок и т.п. изначально строились для нескольких домов, а на близлежащих участках уже расположены различные объекты недвижимости, и необходимо соблюсти интересы иных собственников и владельцев соседних земель.

По вышеназванным обстоятельствам, на деле указанные нормы закона о правомочиях собственников в отношении придомовой территории МКД, практически, не работают, так как при исполнении такого решения приходится учитывать и нормы земельного, градостроительного, муниципального законодательства и законодательства о кадастре и регистрации недвижимости и многое другое.

Поэтому прежде чем начинать эту авантюру с использованием и (или) оформлением придомовой территории, необходимо собрать всю информацию о правах на объекты на близлежащих участках, учесть интересы собственников соседних участков, а также сведения о сетях и объектах энергетики на них для дальнейшего согласования. Наверное, по этой причине в эту эпопею с оформлением границ придомовой территории и оформлением прав собственников на нее никто особо и не ввязывается. Да и собственники МКД не готовы оплачивать данные мероприятия.

Проблемы оформления земли придомовой территории МКД мы описывали в нашей СТАТЬЕ в блоге в прошлом году. Ясного и понятного алгоритма действий по ее оформлению нет и по сей день. А в некоторых крупных городах вообще земельные участки под МКД оформлены без придомовой территории, то есть у собственников имеется только право на земельный участок под домом. Это один из нюансов, который следует учитывать, когда собственники хотят поставить шлагбаум или ограду возле дома.

В связи с вышеуказанными проблемами оформления, в основном, все придомовые территории МКД находятся в большинстве случаев в муниципальной собственности. Пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», определено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Согласно п. 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования — это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Но теоретически собственники имеют правомочия принять решения на ОСС об установке шлагбаума или ограждения придомовой территории. По дорожным знакам ситуация иная: у собственников нет правомочий принять решение об установке дорожных знаков в своем дворе.

Пункт 1.5. ПДД устанавливает, что запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

В соответствии с пунктом 365 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации» (далее — Правила 390) ко всем строящимся и эксплуатируемым зданиям (в том числе временным), местам открытого хранения строительных материалов, конструкций и оборудования обеспечивается свободный подъезд.

В СНиП 2.07.01-89 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр) говорится, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям».

Таким образом, кроме решения собственников, необходимо также согласование установки шлагбаумов или иных ограждающих конструкций с иными надзорными и контролирующими органами: ГИБДД, МЧС, органами местного самоуправления (ОМСУ). То есть, их установка не должна противоречить иным правилам и нормам, например, градостроительным, противопожарным и т.п., а также не нарушать права и интересы третьих лиц.

В некоторых регионах установлен порядок согласования установки шлагбаумов и иных ограждающих конструкций на территории городов и поселений. Например, в городе Москве действует Постановление Правительства Москвы от 02 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве», на основании которого и происходит согласование всех шлагбаумов и ограждений во дворах многоквартирных домов.

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД:

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно пункту 3.2 раздела 3 «СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 972/пр), благоустройство территории — это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

Пунктом 3.23 указанного СНиП установлено, что элементы благоустройства территории — это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства. То есть, теоретически шлагбаумы и ограждения можно отнести к элементам благоустройства территории. Аналогичные понятия элементов благоустройства содержит и Градостроительный кодекс (далее — ГрК РФ).

Пункт 3.37а СНиП СП 82.13330.2016: элементы обустройства — это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее Постановление 1300) установлен перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

К таким объектам относятся и элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (пункт 4), ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов (пункт 18).

Принципы организации дорожного движения установлены Федеральными законами «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее — Закон 196) и «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2017 № 443-ФЗ (далее — Закон 443).

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона 443 к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области организации дорожного движения относятся, в том числе и пп. 4) установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения; пп. 5) установление правил подготовки документации по организации дорожного движения; пп. 6) утверждение методических рекомендаций по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения; пп 9) установление классификации работ по организации дорожного движения.

Подготовка проектов и схем организации дорожного движения осуществляется на основании Приказа Министерства транспорта РФ от 17 марта 2015 г. № 43 «Об утверждении Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения».
Аналогичные полномочия имеются и у государственных органов субъекта РФ и ОМСУ касательно дорог регионального и муниципального значения (ст. 6,7 Закона 443). Таким образом, места (схемы) установки дорожных знаков и иных технических средств определяются строго госорганами или ОМСУ в пределах своих полномочий.

Порядок установки дорожных знаков содержит «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст).

Понятия внутриквартальных проездов действующее законодательство РФ не содержит. А проезды придомовых территорий между домами как раз и отвечают признакам внутриквартальных проездов. Однако они не относятся к автомобильным дорогам в силу понятий норм законодательства об автомобильных дорогах и дорожном движении. Поэтому и установка дорожных знаков там не предусмотрена законом в силу того, что оборудование внутриквартальных проездов не регулируется законодательством об организации дорожного движения.

В СНиП 2.07.01-89 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр) говорится, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям».

Таким образом, если делать все правильно, установить шлагбаум законным образом (без обеспечения свободного доступа пожарных машин) можно только при наличии постоянного охранника, обеспечивающего свободный доступ. В реальности таковых мало где имеется, когда собственники не хотят даже оплачивать обязательные работы управляющей организации (УО). А уж дополнительные затраты на вахтера у шлагбаума…

Не во всех регионах разработаны правила согласования шлагбаумов или ограждений, как в г. Москве. Поэтому практику судов в большей степени составляют суды Московского округа по обжалованию решений о согласовании шлагбаумов. В остальных регионах в суде в основном разрешаются споры при ограничении доступа собственникам на придомовую территорию, когда УО или ТСЖ не выдают ключи от шлагбаумов или иным образом препятствуют пользование придомовой территорией. Судебной практики по выдаче предписаний противопожарными службами о демонтаже шлагбаумов или отказе в согласовании их установки не нашлось.

Постановление АС Московского округа от 22 августа 2018 г. по делу № А40-233707/17-154-256: «…При этом судами установлено, что 01 сентября 2017 г. Комиссией по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Совета депутатов муниципального округа Ховрино было рассмотрено обращение жителей, после чего данный вопрос был внесен для рассмотрения на заседании Совета депутатов муниципального округа Ховрино, где депутатами Совета депутатов было принято решение о согласовании установки ограждающего устройства (шлагбаума) на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, д. 42.

Шлагбаум установлен на внутридомовой дороге, заканчивающейся тупиком и, следовательно, данное ограждающее устройство не может ограничивать проезд на территории общего пользования.

Отклоняя довод заявителя о невозможности проезда на придомовую территорию дома через шлагбаум по адресу: г. Москва, ул. ул. Лавочкина, д. 42 суды указали, что общество как собственник помещения вправе пользоваться принадлежащим ему недвижимым имуществом, в то время как наличие ограждающего устройства не препятствует осуществлению прав заявителю как собственника принадлежащего ему недвижимого имущества. Доказательств обратного заявителем суду представлено не было.

Таким образом, судами не установлены основания для отказа в согласовании советом депутатов установки ограждающего устройства, предусмотренные пунктом 9 Порядка. При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен».

А вот противоположное решение суда — Постановление 9ААС от 5 июля 2018 г. № 09АП-27672/2018 по делу № А40-1196/18: «…Исходя из информации, поступившей из ответа заместителя префекта ЦАО г. Москвы ограждающее устройство на данном земельном участке размещено в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 № 428-ПП «О порядке установки заграждений на придомовых территориях в городе Москве» по решению собственников помещений в многоквартирных домах и согласовано решением Совета депутатов.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, исходил из того, что оспариваемое заявителем решение является законным, наличие в действиях ответчика каких-либо нарушений Порядка установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 N 428-ПП, не доказано, избранный заявителем способ защиты не может привести к восстановлению чьих-либо субъективных прав.

Апелляционная коллегия признает данные выводы суда первой инстанции неправомерными и необоснованными, исходя из следующего.

Судом первой инстанции не учтено, что территории, на которых установлены ограждающие устройства не являются придомовыми, и они не находятся в долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, соответственно порядок, установленный Постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 № 428-ПП в данном случае не применим в части установки ограждающих устройств, он применим исключительно в части демонтажа самовольно возведенных устройств. Поскольку территория не является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и не является придомовой территорией, нормы ст. 247 ГК РФ, ст. 44 ЖК РФ, ст. 138 ЖК РФ не применимы».

АС Восточно-Сибирского округа от 1 октября 2018 г. по делу № А19-26486/2017: ТСЖ оспорило предписание органа государственного жилищного надзора (далее — ГЖН) об устранении нарушений прав потребителей и демонтаже шлагбаума, установленного за пределами придомовой территории. Орган ГЖН посчитал, что шлагбаум нарушает права собственников соседнего дома, так как установлен за пределами придомовой территории. Суды трех инстанций поддержали орган ГЖН.

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 18 декабря 2018 г. по делу № 33-15677/2018: по иску прокурора удовлетворен иск к ОМСУ о понуждении установить дорожные знаки для обеспечения безопасности дорог.

Апелляционное определение Московского городского суда от 20 декабря 2018 г. по делу № 33-55969/2018: по иску жителя к ОМСУ и управляющей организации об установке дорожного знака во дворе МКД, обустройства пешеходного тротуара и переносе автостоянки отказано.

Таким образом, при возникновении идеи установки шлагбаума или ограждения на придомовой территории, стоит изучить подробно градостроительные, противопожарные правила, ГОСТы и СниПы, а также региональное законодательство и нормативные акты ОМСУ. И только после этого начинать реализацию данной идеи во избежание в дальнейшем предписаний от МЧС, органов ГЖН или иных надзорных органов.

По дорожным знакам собственники не имеют права принимать решения об их установке на общем собрании. Эти полномочия полностью в компетенции ОМСУ, субъекта РФ или федеральных органов в зависимости от принадлежности автодорог. А придомовые территории и внутриквартальные проезды автодорогами не являются.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» принимает заявки на участи в закрытом разделе форума. Вся необходимая информация о сервисе по .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Здравствуйте, дорогие читатели! Тема сегодняшнего разговора, действие дорожных знаков на прилегающей территории. Попробуем разобраться с вопросом, могут ли дорожные знаки применяться на прилегающей территории (дворы, АЗС, территории торговых центров и т.д.). И насколько законным является привлечение к административной ответственности, за нарушение требований дорожных знаков на прилегающей территории.

Дорожные знаки, по которым чаще всего возникают вопросы на прилегающих территориях, это знаки 3.27 -3.30, запрещающие остановку и стоянку.

На снимке, знаки 3.28 «Стоянка запрещена» установленные во дворе жилого дома.

Связано это с тем, что в Правилах дорожного движения и ГОСТ Р 52289-2004 (Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств) сказано, что действие указанных знаков (3.27-3.30) распространяется на ту сторону дороги, на которой они установлены.

Действие знаков 3.10, 3.27 – 3.30 распространяется только на ту сторону дороги, на которой они установлены.

А в общих положениях Правил, прилегающая территория и дорога, это разные определения.

«Прилегающая территория” – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

По данному вопросу, идет очень много споров и основное мнение, что дорожные знаки не могут устанавливаться на прилегающей территории, так как в соответствии с ПДД, она не является дорогой. Но в тоже время, на прилегающих территориях могут быть проезжие части (проезды, подъезды). В «Указаниях по применению дорожных знаков» отмечено, что под определением дороги понимается любая используемая для движения дорога, улица, переулок, проезд.

«Указания по применению дорожных знаков»

(утвержденные Минавтодором РСФСР 31.05.1983 и МВД СССР 16.06.1983)

1.1. Дорожные знаки устанавливают на дорогах1 для повышения безопасности движения транспортных средств и пешеходов, информации пользователей дорог об условиях и режимах движения и ориентирования их в пути следования.

1 Под «дорогой» в Указаниях понимается любая используемая для движения дорога, улица, переулок, проезд.

На снимке, дорожные знаки установлены на прилегающей территории торгового центра.

Нужно обратить внимание, что не смотря на дату «Указаний по применению дорожных знаков» и действующий сегодня ГОСТ Р 52289-2004, документ является действующим. Это следует из письма МВД России от 05.05.2012 N 13/6-3222 «О применении дорожных знаков на автомобильных дорогах».

Письмо МВД России от 05.05.2012 N 13/6-3222

«О применении дорожных знаков на автомобильных дорогах»

Обращение в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России в рамках компетенции рассмотрено.

Применение дорожных знаков на автомобильных дорогах регламентируется ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Действующие «Указания по применению дорожных знаков», утвержденные Минавтодором РСФСР 31.05.1983 и МВД СССР 16.06.1983, содержат подробные рекомендации по применению знаков на автомобильных дорогах с учетом дорожных условий и потребностей организации движения. Кроме того, в Указания включены рекомендации по маршрутному ориентированию на дорогах, в которых содержатся основные принципы расстановки указателей направлений и расстояний, варианты их размещения и компоновки.

На основании изложенного полагаем возможным использование Указаний в части, не противоречащей ГОСТ Р 52289-2004.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 «Об утверждении положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах находятся в компетенции Минтранса России.

Первый заместитель начальника
Главного управления
по обеспечению безопасности
дорожного движения
генерал-лейтенант полиции
В.В.ШВЕЦОВ

В «Руководстве по проектированию городских улиц и дорог», приведено определение проездов, которые как следует из «Указаний по применению дорожных знаков», попадают под определение дороги.

Проезды внутримикрорайонные (внутриквартальные):

Главные — Транспортная связь нескольких групп жилых домов с улицами местного значения и с магистральными улицами районного значения. Могут рассматриваться как жилые улицы.

Основные — Транспортная и пешеходная связь отдельных групп жилых домов, а также общественных и культурно-бытовых учреждений между собой, с главными проездами, жилыми и магистральными улицами районного значения

Подъезды к отдельным домам, служебные, хозяйственные и пожарные проезды.

Читаем ГОСТ Р 52289-2004, в пункте 4.1 говорится о том, что допускается применять технические средства организации дорожного движения (техническое средство организации дорожного движения — дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство), к которым относятся и дорожные знаки, в случаях не предусмотренных настоящим стандартом.

4.1 Технические средства организации дорожного движения допускается применять в случаях, не предусмотренных настоящим стандартом, если необходимость их применения обоснована конкретными условиями движения.

Из пункта 4.1 следует, если присутствует необходимость в применении дорожных знаков, не предусмотренных стандартом, то такое применение допускается.

Снова обратимся к определениям Правил дорожного движения, которые прямо указывают, что участники дорожного движения обязаны знать и выполнять требования Правил.

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

В определении «Прилегающая территория», также сказано, что движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

«Прилегающая территория” – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

На снимке, знак 3.27 «Остановка запрещена» установлен на прилегающей территории.

Подведем итоги, знаки могут быть установлены на прилегающей территории и водители обязаны выполнять требования знаков, независимо, находятся они на дороге или у торгового центра. Следовательно и административное наказание за нарушения требований дорожных знаков установленных на прилегающей территории, будь то двор или АЗС, является законным.

В связи с растущим количеством транспорта, организация движения на прилегающей территории при помощи дорожных знаков, сегодня, является наверное единственным решением.

Уважаемые читатели, если у Вас другое мнение по рассмотренному сегодня вопросу, пишите. Всем, удачной дороги!

Многие водители могут иногда проехать по дворам, нарушая Правила дорожного движения (ПДД) о запрете на сквозное движение. Понять собственников, желающих прекратить это установкой шлагбаума или дорожных знаков на придомовой территории и обеспечить безопасность на ней, можно. Особенно при интенсивности дорожного движения и увеличения количества автомобилей. Да и желающих парковать свои автомобили в чужих дворах не так уж мало.

Насколько правомерны попытки собственников поставить шлагбаум, ограждение или дорожные знаки на придомовой территории МКД и какие последствия могут быть вследствие этих действий, мы рассмотрим в данной статье.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) и п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в состав общего имущества (ОИ) МКД входит также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты и он принадлежит собственникам помещений в таком доме на праве общей долевой собственности. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п. 2 ст. 44 ЖК РФ в компетенцию общего собрания собственников (ОСС) помещений МКД входит в том числе и:

2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме;

2.1) принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

Решения об использовании земельного участка принимаются большинством не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

В теории все понятно, но на деле собственники и (или) управляющие организации успешно оформили бы придомовую территорию, если на уровне застройки ее границы не были определены. Ситуация с новыми районами более урегулирована в силу того, что законодательство подробно эти вопросы сейчас предусмотрело, а старая застройка городов — часто так и остается нетронутой в этом плане, в том числе и из-за того, что сделать это иногда сложно практически, а порой и невозможно из-за плотной застройки.

В силу указанной ст. 36 ЖК РФ, если придомовая территория не оформлена и не определена, то и принять решение общего собрания об определении границ земельного участка невозможно, так как земля считается муниципальной. Часто установленные при застройке элементы благоустройства в виде детских, спортивных площадок и т.п. изначально строились для нескольких домов, а на близлежащих участках уже расположены различные объекты недвижимости, и необходимо соблюсти интересы иных собственников и владельцев соседних земель.

По вышеназванным обстоятельствам, на деле указанные нормы закона о правомочиях собственников в отношении придомовой территории МКД, практически, не работают, так как при исполнении такого решения приходится учитывать и нормы земельного, градостроительного, муниципального законодательства и законодательства о кадастре и регистрации недвижимости и многое другое.

Поэтому прежде чем начинать эту авантюру с использованием и (или) оформлением придомовой территории, необходимо собрать всю информацию о правах на объекты на близлежащих участках, учесть интересы собственников соседних участков, а также сведения о сетях и объектах энергетики на них для дальнейшего согласования. Наверное, по этой причине в эту эпопею с оформлением границ придомовой территории и оформлением прав собственников на нее никто особо и не ввязывается. Да и собственники МКД не готовы оплачивать данные мероприятия.

Проблемы оформления земли придомовой территории МКД не имеют понятного алгоритма действий по сей день. А в некоторых крупных городах вообще земельные участки под МКД оформлены без придомовой территории, то есть у собственников имеется только право на земельный участок под домом. Это один из нюансов, который следует учитывать, когда собственники хотят поставить шлагбаум или ограду возле дома.

В связи с вышеуказанными проблемами оформления, в основном, все придомовые территории МКД находятся в большинстве случаев в муниципальной собственности. Пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», определено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Согласно п. 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования — это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Но теоретически собственники имеют правомочия принять решения на ОСС об установке шлагбаума или ограждения придомовой территории. По дорожным знакам ситуация иная: у собственников нет правомочий принять решение об установке дорожных знаков в своем дворе.

Пункт 1.5. ПДД устанавливает, что запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

В соответствии с пунктом 365 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации» (далее — Правила 390) ко всем строящимся и эксплуатируемым зданиям (в том числе временным), местам открытого хранения строительных материалов, конструкций и оборудования обеспечивается свободный подъезд.

В СНиП 2.07.01-89 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр) говорится, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям».

Таким образом, кроме решения собственников, необходимо также согласование установки шлагбаумов или иных ограждающих конструкций с иными надзорными и контролирующими органами: ГИБДД, МЧС, органами местного самоуправления (ОМСУ). То есть, их установка не должна противоречить иным правилам и нормам, например, градостроительным, противопожарным и т.п., а также не нарушать права и интересы третьих лиц.

В некоторых регионах установлен порядок согласования установки шлагбаумов и иных ограждающих конструкций на территории городов и поселений. Например, в городе Москве действует Постановление Правительства Москвы от 02 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве», на основании которого и происходит согласование всех шлагбаумов и ограждений во дворах многоквартирных домов.

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД:

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно пункту 3.2 раздела 3 «СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 972/пр), благоустройство территории — это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

Пунктом 3.23 указанного СНиП установлено, что элементы благоустройства территории — это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства. То есть, теоретически шлагбаумы и ограждения можно отнести к элементам благоустройства территории. Аналогичные понятия элементов благоустройства содержит и Градостроительный кодекс (далее — ГрК РФ).

Пункт 3.37а СНиП СП 82.13330.2016: элементы обустройства — это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее Постановление 1300) установлен перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

К таким объектам относятся и элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (пункт 4), ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов (пункт 18).

Принципы организации дорожного движения установлены Федеральными законами «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее — Закон 196) и «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2017 № 443-ФЗ (далее — Закон 443).

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона 443 к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области организации дорожного движения относятся, в том числе и пп. 4) установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения; пп. 5) установление правил подготовки документации по организации дорожного движения; пп. 6) утверждение методических рекомендаций по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения; пп 9) установление классификации работ по организации дорожного движения.

Подготовка проектов и схем организации дорожного движения осуществляется на основании Приказа Министерства транспорта РФ от 17 марта 2015 г. № 43 «Об утверждении Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения».
Аналогичные полномочия имеются и у государственных органов субъекта РФ и ОМСУ касательно дорог регионального и муниципального значения (ст. 6,7 Закона 443). Таким образом, места (схемы) установки дорожных знаков и иных технических средств определяются строго госорганами или ОМСУ в пределах своих полномочий.

Порядок установки дорожных знаков содержит «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст).

Понятия внутриквартальных проездов действующее законодательство РФ не содержит. А проезды придомовых территорий между домами как раз и отвечают признакам внутриквартальных проездов. Однако они не относятся к автомобильным дорогам в силу понятий норм законодательства об автомобильных дорогах и дорожном движении. Поэтому и установка дорожных знаков там не предусмотрена законом в силу того, что оборудование внутриквартальных проездов не регулируется законодательством об организации дорожного движения.

В СНиП 2.07.01-89 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр) говорится, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям».

Таким образом, если делать все правильно, установить шлагбаум законным образом (без обеспечения свободного доступа пожарных машин) можно только при наличии постоянного охранника, обеспечивающего свободный доступ. В реальности таковых мало где имеется, когда собственники не хотят даже оплачивать обязательные работы управляющей организации (УО). А уж дополнительные затраты на вахтера у шлагбаума…

Не во всех регионах разработаны правила согласования шлагбаумов или ограждений, как в г. Москве. Поэтому практику судов в большей степени составляют суды Московского округа по обжалованию решений о согласовании шлагбаумов. В остальных регионах в суде в основном разрешаются споры при ограничении доступа собственникам на придомовую территорию, когда УО или ТСЖ не выдают ключи от шлагбаумов или иным образом препятствуют пользование придомовой территорией. Судебной практики по выдаче предписаний противопожарными службами о демонтаже шлагбаумов или отказе в согласовании их установки не нашлось.

Постановление АС Московского округа от 22 августа 2018 г. по делу № А40-233707/17-154-256:

«…При этом судами установлено, что 01 сентября 2017 г. Комиссией по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Совета депутатов муниципального округа Ховрино было рассмотрено обращение жителей, после чего данный вопрос был внесен для рассмотрения на заседании Совета депутатов муниципального округа Ховрино, где депутатами Совета депутатов было принято решение о согласовании установки ограждающего устройства (шлагбаума) на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, д. 42.

Шлагбаум установлен на внутридомовой дороге, заканчивающейся тупиком и, следовательно, данное ограждающее устройство не может ограничивать проезд на территории общего пользования.

Отклоняя довод заявителя о невозможности проезда на придомовую территорию дома через шлагбаум по адресу: г. Москва, ул. ул. Лавочкина, д. 42 суды указали, что общество как собственник помещения вправе пользоваться принадлежащим ему недвижимым имуществом, в то время как наличие ограждающего устройства не препятствует осуществлению прав заявителю как собственника принадлежащего ему недвижимого имущества. Доказательств обратного заявителем суду представлено не было.

Таким образом, судами не установлены основания для отказа в согласовании советом депутатов установки ограждающего устройства, предусмотренные пунктом 9 Порядка. При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен».

А вот противоположное решение суда — Постановление 9ААС от 5 июля 2018 г. № 09АП-27672/2018 по делу № А40-1196/18:

«…Исходя из информации, поступившей из ответа заместителя префекта ЦАО г. Москвы ограждающее устройство на данном земельном участке размещено в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 № 428-ПП «О порядке установки заграждений на придомовых территориях в городе Москве» по решению собственников помещений в многоквартирных домах и согласовано решением Совета депутатов.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, исходил из того, что оспариваемое заявителем решение является законным, наличие в действиях ответчика каких-либо нарушений Порядка установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 N 428-ПП, не доказано, избранный заявителем способ защиты не может привести к восстановлению чьих-либо субъективных прав.

Апелляционная коллегия признает данные выводы суда первой инстанции неправомерными и необоснованными, исходя из следующего.

Судом первой инстанции не учтено, что территории, на которых установлены ограждающие устройства не являются придомовыми, и они не находятся в долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, соответственно порядок, установленный Постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 № 428-ПП в данном случае не применим в части установки ограждающих устройств, он применим исключительно в части демонтажа самовольно возведенных устройств. Поскольку территория не является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и не является придомовой территорией, нормы ст. 247 ГК РФ, ст. 44 ЖК РФ, ст. 138 ЖК РФ не применимы».

АС Восточно-Сибирского округа от 1 октября 2018 г. по делу № А19-26486/2017: ТСЖ оспорило предписание органа государственного жилищного надзора (далее — ГЖН) об устранении нарушений прав потребителей и демонтаже шлагбаума, установленного за пределами придомовой территории. Орган ГЖН посчитал, что шлагбаум нарушает права собственников соседнего дома, так как установлен за пределами придомовой территории. Суды трех инстанций поддержали орган ГЖН.

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 18 декабря 2018 г. по делу № 33-15677/2018: по иску прокурора удовлетворен иск к ОМСУ о понуждении установить дорожные знаки для обеспечения безопасности дорог.

Апелляционное определение Московского городского суда от 20 декабря 2018 г. по делу № 33-55969/2018: по иску жителя к ОМСУ и управляющей организации об установке дорожного знака во дворе МКД, обустройства пешеходного тротуара и переносе автостоянки отказано.

Таким образом, при возникновении идеи установки шлагбаума или ограждения на придомовой территории, стоит изучить подробно градостроительные, противопожарные правила, ГОСТы и СниПы, а также региональное законодательство и нормативные акты ОМСУ. И только после этого начинать реализацию данной идеи во избежание в дальнейшем предписаний от МЧС, органов ГЖН или иных надзорных органов.

По дорожным знакам собственники не имеют права принимать решения об их установке на общем собрании. Эти полномочия полностью в компетенции ОМСУ, субъекта РФ или федеральных органов в зависимости от принадлежности автодорог. А придомовые территории и внутриквартальные проезды автодорогами не являются.

По материалам блога Бурмистр.ру, статья Ильмиры Носик.

Добрый день. Обращаться нужно в исполнительные органы местного самоуправления (Администрация города или созданное им управление).

В соответствие со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно части 1 ст. 12 указанного федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а часть 2 данной статьи возлагает обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Дорожная деятельность — деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог ( п. 6 ст. 3 данного закона N 257-ФЗ).
Как следует из ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (п. 1 ч. 1), осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6 ч. 1.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *