Какие нормативные правовые акты регламентируют воинскую обязанность

Прохождение военной службы в нашей стране осуществляется согласно нормам Конституции РФ, Федеральным Законам, «Положению о порядке прохождения военной службы», утверждённым Президентом РФ, иным юридическим документам в области военной службы и статуса военнослужащих, а также в соответствии с международными договорами в данной области, под которыми Россия поставила свою подпись.

Конституция Российской Федерации, как нормативно-правовой акт высшей юридической силы, объявляет защиту Отечества долгом и обязанностью каждого гражданина25. Кроме того, в Конституции оговорено, что россияне отбывают воинскую повинность в соответствии с Федеральным Законом26, а в случае, если несение военной службы противоречит религиозным убеждениям человека, то он вправе заменить её на альтернативную гражданскую службу27.

К важнейшим законодательным актам, регламентирующим военную службу, относятся: Федеральный Закон от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; Федеральный Закон от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; Федеральный Закон от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне», а также Указ Президента РФ от 16.09.1999 №1237 «Вопросы прохождения военной службы», которым утверждено «Положение о порядке прохождения военной службы».

Добавим, что Федеральным Законом от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» предусмотрено поступление иностранных граждан на военную службу по контракту, а также прохождение ими военной службы28.

Кроме того, среди нормативно-правовых актов, затрагивающих некоторые вопросы прохождения военной службы, в том числе и в Росгвардии, и, следовательно, обеспечения военной безопасности государства, фигурируют: Федеральный Конституционный Закон от 23.06.1999 №1-ФКЗ «О военных судах»; Федеральный Закон от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности»; Федеральный Закон от 7.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; Федеральный Закон от 28.03.1998 №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 16.11.2015 №560 «О введении в действие Плана обороны Российской Федерации на 2016-2020 годы»; Указ Президента РФ от 10.11.2007 г. №1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 07.12.2012 №1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах»; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 31.12.2015 №683, а также Военная доктрина Российской Федерации, введённая в действие Указом Президента РФ от 25.12.2014 № Пр.-2976.

Федеральное Правительство также издаёт документы, в которых содержатся правовые нормы, регламентирующие военную службу. Назовём основные из них: Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 №719 «Об утверждении Положения о воинском учете»; Постановление Правительства РФ от 4.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»; Постановление Правительства РФ от 3.09.2015 №933 «Об утверждении Положения о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве».

Федеральным Законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляется правовое регулирование в области военной службы и воинской обязанности российских граждан, и, кроме того, правовое регулирование поступления на военную службу, а также военной службы иностранцев в рядах российских силовых структур. Данным документом воинская обязанность предусматривает:

  • воинский учёт;

  • обязательную подготовку к военной службе;

  • призыв;

  • прохождение службы по призыву;

  • пребывание в запасе;

  • призыв на военные сборы и их прохождение в течение времени пребывания в запасе29.

Под военной службой в этом нормативно-правовом акте понимается «особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях»30. Россияне, а также иностранцы, состоящие на военной службе, обязаны пройти дактилоскопическую регистрацию31.

Рассмотрим утверждённое главой государства «Положение о порядке прохождения военной службы». Этот документ определяет порядок прохождения гражданами России в мирное время военной службы по призыву и по контрактной системе в Вооружённых Силах, войсках национальной гвардии, в других воинских формированиях и органах, подразделениях противопожарной службы. В «Положении» также определяется порядок заключения и прекращения действия контракта о прохождении военной службы32. Документ оговаривает, что военная служба включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, увольнение и иные обстоятельства, которыми определяется служебно-правовое положение военнослужащих33.

«Положение» освещает вопросы:

  • заключения контракта и прекращения его действия;

  • порядок назначения на воинские должности и освобождения от них;

  • порядок перевода/прикомандирования военнослужащих и приостановления ими службы;

  • порядок присвоения воинских званий;

  • порядок аттестации и работы аттестационных комиссий;

  • порядок предоставления отпусков, а также увольнения со службы.

Контрактный способ прохождения военной службы обязателен для офицеров, прапорщиков и мичманов, и частично для солдат, матросов, сержантов и старшин. По данным Министерства обороны, в 2015 г. число контрактников в рядах Вооружённых Сил составило 352 тыс. человек, а в 2016 г. планировалось довести их численность до 383,8 тыс. бойцов34, что уже в течение года превышает количество тех, кто служит по призыву35. Начальник Главного управления кадров Министерства обороны генерал-полковник Виктор Горемыкин в одном из интервью сообщил, что в 2017 году число военнослужащих по контракту достигнет 405 тыс. человек36.

Если говорить о штатной численности Вооружённых Сил, то, согласно Указу Президента РФ, с 1 января 2017 г. она составляет 1 млн 897 тыс. 694 единиц, в том числе 1 млн 013 тыс. 628 военнослужащих, а уже к 1 июля 2017 г. должна достигнуть 1 млн 903 тыс. 051 единицы при том же числе военнослужащих37.

Особенность службы по призыву состоит в том, что такие военнослужащие могут быть направлены для участия в боевых действиях не менее чем через шесть месяцев с момента начала службы и соответствующей подготовки по военно-учётным специальностям38. «Срочникам» один день участия в боевых действиях, а также сутки нахождения в госпиталях из-за ранений и прочих увечий, нанесённых им в ходе боевых столкновений, засчитывается за два дня службы по призыву39.

Граждане, не состоящие в запасе, призываются на военную службу два раза в год указом Президента Российской Федерации: с 1 апреля по 15 июля, а также с 1 октября по 31 декабря. С особыми оговорками осуществляется призыв граждан, проживающих в районах Крайнего Севера, трудящихся в педагогической сфере, а также занятых на посевных и уборочных работах в сельской местности40.

Для призывников началом военной службы считается день убытия из военного комиссариата в расположение воинской части, для контрактников – дата вступления в силу контракта. Те же, кто поступил в военно-учебные заведения, начинают военную службу в день зачисления в данные организации41.

Сроки военной службы, в результате военной реформы, были поэтапно сокращены и с 1 января 2008 г. составляют 12 месяцев для призывников, а у контрактников – согласно условиям подписанного им документа42. Днём окончания военной службы является тот, когда гражданина исключают из списков личного состава воинской части – в связи с увольнением, по причине гибели или признания безвестно отсутствующим, объявления умершим43.

При поступлении кандидатов на службу по контракту осуществляется профессиональный психологический отбор. В ходе данной процедуры специалисты оценивают уровень интеллектуального развития кандидата, психологической готовности к несению службы, быстроту мышления, уровень коммуникабельности и другие необходимые военнослужащему качества44. По итогам отбора выносится одно из заключений:

  • рекомендуется в первую очередь – 1-ая категория;

  • рекомендуется – 2-ая категория;

  • рекомендуется условно – 3-я категория;

  • не рекомендуется – 4-ая категория45.

Медицинское освидетельствование призывников и будущих контрактников регламентируется утверждённым Правительством РФ «Положением о военно-врачебной экспертизе». По результатам медосмотра выносится заключение о годности кандидата по следующим категориям:

  • А – годен к военной службе;

  • Б – годен с незначительными ограничениями;

  • В – ограниченно годен;

  • Г – временно негоден;

  • Д – негоден.

Соответственно, на службу по контракту и по призыву направляются те, кому присваивают категории «А» и «Б»46.

Первый контракт заключается с гражданами России, ранее не служившими, в возрасте от 18 до 40 лет, а с иностранцами – от 18 до 30 лет47. «Положением» также выделяются объективные условия, препятствующие заключению нового контракта: нахождение в отпуске по беременности, родам и уходу за ребёнком, участие в походах кораблей, нахождение в плену, в положении заложника или интернированного48.

Гражданин, впервые поступивший на военную службу или на военные сборы, обязан принять Военную присягу перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части49. Её текст является следующим: «Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству – Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество»50. Отметим, что в настоящее время прорабатывается Указ Президента РФ о введении присяги и для гражданских служащих51.

Важной особенностью Военной присяги является то, что до приведения к ней военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может привлекаться к выполнению боевых задач, несению караульной службы, боевой службы и боевого дежурства, а также задач в условиях вооружённых конфликтов и при введении режима чрезвычайного положения. Кроме того, только после принятия присяги за военнослужащим закрепляются оружие и военная техника. Дисциплинарный арест применяется также только после принятия Военной присяги52.

Предельный возраст пребывания на службе для высшего офицерского состава (Маршал Российской Федерации, генерал армии, адмирал флота, генерал-полковник, адмирал) составляет 65 лет. Генерал-лейтенанту, вице-адмиралу, генерал-майору, контр-адмиралу разрешено служить до достижения возраста 60 лет. Возраст в 55 лет установлен для полковников и капитанов 1 ранга. Военнослужащие с иными званиями служат до достижения ими 50 лет. Для женщин установлен предельный возраст в 45 лет53.

Руководителю федерального органа исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, по достижении им предельного возраста и при желании продолжить служить, срок военной службы может быть продлён Президентом РФ, но не свыше достижения этим руководителем 65-летнего возраста54. Военнослужащие в звании Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала могут заключить новый контракт по достижении предельного возраста, но лишь до того момента, как им исполнится 70 лет, а имеющим иные воинские звания – по достижении ими возраста 65 лет55.

Стоит отметить условие прохождения военной службы, схожее с требованиями законодательства о гражданской службе. Дело в том, что военнослужащим, состоящим в близком родстве между собой (например, братья и сёстры, дети и родители, супруги), запрещается служить в рамках одной воинской части, если один из них командует другим или подчинён ему56. Аналогичное предписание можно найти в Федеральном Законе от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гласящем: гражданин не может стать госслужащим или находится на гражданской службе, имея близкое родство или свойство с другим служащим, если замещение должности связано с непосредственным подчинением или подконтрольностью одного из них другому57.

За военнослужащими-контрактниками признаётся право на увольнение либо приостановление службы в случае избрания их депутатами Государственной Думы, законодательных органов субъектов федерации, главами и депутатами муниципальных образований, наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов федерации, а также назначения членами Совета Федерации58. Если же офицер становится преподавателем на военной кафедре в высшем учебном заведении или сотрудником международной/российской организации, занимающейся вопросами обороны и безопасности государства, военная служба также приостанавливается59.

Статьёй №46 Федерального Закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлены составы военнослужащих и воинские звания. Приведём их в виде таблицы.

Таблица 1

Если гражданин проходит военную службу в гвардейской части или на гвардейском корабле, к его воинскому званию добавляется слово «гвардии». В случае наличия у военнослужащего или гражданина, состоящего в запасе, медицинского или юридического профиля, к воинскому званию добавляются соответственно слова «медицинской службы» или «юстиции». Находящимся в отставке или пребывающим в запасе гражданам добавляются к званию слова «в отставке» или «запаса»60.

Важным аспектом отечественной системы государственной службы является то, что воинские звания соответствуют классным чинам гражданских служащих. Это показано в следующей таблице61.

Таблица 2

Воинские звания высшим офицерам присваиваются Указом Президента России (как и классные чины высшей группы гражданских служащих62), полковника и капитана 1 ранга – руководителем федерального ведомства, в котором предусмотрена военная служба, а иные воинские звания присваиваются должностными лицами федеральных органов исполнительной власти. Отметим, что в каждом субъекте федерации есть военный комиссар, который уполномочен присвоить звание рядового лицам, призываемым на военную службу63. государственная служба военный

Для определения соответствия занимаемой воинской должности и дальнейших перспектив прохождения службы, а также в некоторых случаях для граждан-запасников, проводится аттестация военнослужащих. Аналогичная процедура предусмотрена и для гражданских служащих, согласно статье №48 Федерального Закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Отличие состоит в том, что чиновники аттестуются раз в три года64, а военнослужащие (например, контрактники), каждые пять лет, а ещё и по окончании военно-учебного заведения или за четыре месяца до истечения срока службы65. Так же, как и на гражданской службе, образуется аттестационная комиссия, которая делает заключение и выносит свои рекомендации. Она подотчётна командиру воинской части. В Министерстве обороны и других органах, в которых предусмотрена военная служба, существует Центральная аттестационная комиссия66.

Как и все граждане Российской Федерации, военнослужащие имеют гарантированное законом право на отдых. Ежедневно, если не брать в расчёт случаи, которые определяются общевоинскими уставами, им положено не менее двух часов на личные потребности и не менее восьми часов сна67. Военнослужащим предоставляются отпуска следующих типов:

  • основной;

  • каникулярные – для обучающихся в военно-учебных заведениях (летом 30 дней, а зимой — 15);

  • дополнительные – служащим по контракту или призыву;

  • по беременности и родам – женщинам-военнослужащим;

  • по уходу за ребёнком – военнослужащим-контрактникам68.

Тем, кто служит в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, на территориях с неблагоприятным климатом, чьи должности предполагают повышенную опасность для жизни и здоровья, а также ветеранам боевых действий, имевшим место вне пределов Российской Федерации, основной отпуск увеличивается (от 5 до 15 суток)69. В целом, общая продолжительность основного отпуска со всеми дополнительными днями не может превышать 60 суток70.

В случае пожара, несчастного случая, стихийного бедствия, постигшего семью военнослужащего, а также смерти, гибели, тяжелого заболевания близкого родственника, разрешено предоставлять отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток71.

Солдатам-срочникам, а также контрактникам, обучающимся в военных профессиональных образовательных организациях и ВУЗах, предоставляется не менее одного дня отдыха в течение недели72.

На основании заключения военно-врачебной комиссии, военнослужащему предоставляется отпуск по болезни продолжительностью от 30 до 60 дней73. Данная комиссия руководствуется в своей деятельности Постановлением Правительства РФ от 4.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». В общей сложности военнослужащий может находиться в отпуске по болезни и на лечении в профильных учреждениях не более четырёх месяцев74.

Представительницам прекрасного пола предоставляется отпуск по уходу за ребёнком, пока тот не достигнет трёхлетнего возраста. В этот период за женщиной сохраняется её воинская должность и место службы75. Отпуск по беременности и родам длится от 70 до 84 дней до родов и от 70 до 110 дней после родов76.

Далее, перейдём к такому этапу военной службы, как её завершение. Федеральный Закон от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» содержит целый раздел (VII), посвящённый увольнению с военной службы. Два основных типа увольнения – в запас и в отставку (в случае, если военнослужащий к моменту увольнения достиг предельного возраста пребывания в запасе, или же его признали не годным по состоянию здоровья)77. Также, увольнение осуществляется с постановкой на воинский учёт, кроме случаев: увольнения военнослужащего в отставку, его отъезда на постоянное место жительства за границу, а также, если речь идёт о приговорённых судом к лишению свободы или же о женщинах, отчисленных из военно-учебных заведений (не имеющих при этом военно-учётной специальности)78.

Погибшего (умершего) военнослужащего вычёркивают из списков личного состава со следующего дня после его ухода из жизни. Если суд признаёт военнослужащего умершим или безвестно отсутствующим, исключение из списков воинской части происходит на следующий день после вступления в силу решения суда79.

В день исключения из списков воинской части военнослужащего должны обеспечить денежным довольствием, а также вещевым и продовольственным обеспечением80. В отдельных случаях после увольнения офицерам разных составов предоставляется право ношения военной формы одежды и знаков различия81.

Не допускается увольнение с военной службы (кроме случая по собственному желанию) беременных, а также женщин, у которых есть дети в возрасте до трёх лет, или же дети-инвалиды, несовершеннолетние инвалиды детства. Данное правило распространяется и на матерей-одиночек, имеющих малолетних детей (в возрасте менее 14 лет). Тех женщин-военнослужащих, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком, по беременности и родам, нельзя исключить из списков части82.

Подобно кадровому резерву гражданских ведомств, на военной службе формируются мобилизационный людской резерв и мобилизационный людской ресурс. Эти два образования составляют запас Вооружённых Сил, Росгвардии, и других ведомств, где предусмотрено прохождение военной службы. Запас предназначен для укомплектования воинских частей, соединений, органов и специальных формирований в период мобилизации83. Граждане, находящиеся в запасе, вправе заключить контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве84. Лица, не состоящие в резерве, но находящиеся в запасе, входят в мобилизационный людской ресурс85. Граждане, пребывающие в запасе, разделены на три разряда, указанные в следующей таблице86.

Таблица 3

Находящие в запасе граждане могут призываться на военные сборы двух видов: учебные и проверочные (сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности военкоматов и войсковых частей)87. Периодичность призыва на такие мероприятия не может превышать одного раза в три года88.

В заключение параграфа уделим внимание Федеральному Закону от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Данный нормативно-правовой акт определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, в том числе и Росгвардии. Кроме того, документ затрагивает государственную политику по правовой и социальной защите военнослужащих, уволенных со службы, а также членов их семей.

Федеральный Закон указывает на, пожалуй, важнейшую особенность военной службы, ставящей её в особое положение по сравнению с гражданской, парламентской, судебной, правоохранительной. Дело в том, что на военнослужащих возложена обязанность вооружённой защиты Родины, подготовке к ней. Это, в свою очередь, порождает необходимость беспрекословного выполнения поставленных задач в условиях с риском для жизни89.

Как и гражданские служащие, которым запрещено разглашать сведения, составляющие государственную тайну, военнослужащие не в праве разглашать и военную тайну, а также критиковать или обсуждать приказы командира90. Запрещается и участие в забастовках91. В целом, на военнослужащих распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным Законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным Законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», кроме тех, которые могут препятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности государства92.

Федеральный Закон содержит формулировку существа воинского долга: это «защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооружённого нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации»93. Воинский долг обязывает военнослужащих:

  • дорожить воинской честью и войсковым товариществом;

  • быть бдительными и дисциплинированными;

  • строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, требования общевойсковых уставов и беспрекословно выполнять приказы командиров;

  • совершенствовать воинское мастерство, беречь военное имущество;

  • соблюдать принципы и нормы международного права и международные договора Российской Федерации.

За пренебрежение должностными обязанностями и нарушение условий службы к военнослужащим или гражданам, призванным на сборы, могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:

  • выговор;

  • строгий выговор;

  • лишение очередного увольнения из расположения части или с корабля на берег;

  • лишение нагрудного знака отличника;

  • предупреждение о неполном служебном соответствии;

  • снижение в воинской должности;

  • снижение в воинском звании на одну ступень (в том числе и со снижением в должности);

  • досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;

  • отчисление из военного ВУЗа;

  • отчисление с военных сборов;

  • дисциплинарный арест94.

В целом, в Федеральном Законе от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» затрагиваются и такие важные вопросы, как: служебное время и право на отдых, права на образование и в области культуры, права на жилище и денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение, пользование услугами почты и транспорта, порядок применения дисциплинарных взысканий и судопроизводства, дополнительные социальные гарантии военнослужащих. Вступление в силу этого документа в 1998 г. знаменовало собой важное событие по созданию юридической оболочки военной службы в Российской Федерации – на тот момент совсем молодого государства с трансформирующейся правовой системой.

• Правовая база (законы) • Общие обязанности и ответственность

• Статус и права военнослужащих • Соцзащита военнослужащих и членов их семей

Законодательство Российской Федерации четко устанавливает права и обязанности военнослужащих.

Их должен знать каждый, кто имеет статус военнослужащего или только готовится принять воинскую присягу и пополнить ряды защитников Родины. Строгое знание своих прав и обязанностей – залог успеха в военной службе.

Человеку со стороны может показаться, что служба в армии сопряжена лишь с одними обязанностями, но это не так. Государство наделяет военных совокупностью прав и свобод, а также предоставляет различные меры социальной защиты.

Правовая база

1) Права и обязанности лиц, проходящих службу в российской армии, в первую очередь, закреплены в Конституции РФ. Главным здесь является то, что военнослужащие имеют те же права, а также несут на себе те же основные обязанности, что и прочие граждане.

Применительно к рассматриваемому вопросу Конституция указывает, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина, а осуществлять военную службу необходимо в соответствии с федеральным законодательством.

2) Форма и порядок исполнения воинского долга декларируются двумя федеральными законами: «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». В первом говорится о том, что гражданин обязан состоять на воинском учете, определяется порядок призыва в армию и т.д.

Во втором сказано об общих правах и обязанностях военнослужащих, которые принадлежат им, как и всякому гражданину России, но с учетом того, что эти лица состоят на военной службе. Также в нем упоминается о правах и обязанностях военнослужащих-иностранцев.

3) Общие положения федеральных законов подробнее раскрываются в некоторых других подзаконных актах. Самым детальным образом права и обязанности военнослужащих содержатся в общевоинских уставах.

Среди таковых выделяют уставы внутренней, гарнизонной и караульной служб, дисциплинарный устав. Существует также Корабельный устав, определяющий порядок службы для военных моряков. Имеется и ряд других нормативных актов, которые применяются к лицам, проходящим службу в армии.

Статус военнослужащего и связанные с ним ограничения

Каждая социальная группа имеет свои права и обязанности, а также свою ответственность. Это и определяет ее статус, т.е. положение, занимаемое в обществе и государстве. Своим особым статусом обладают и военнослужащие.

Такой статус в РФ имеют рядовые и офицеры всех званий – войсковых и корабельных, курсанты военных вузов, призывники и контрактники, а в особых случаях его могут получить и подданные других государств. Он устанавливает границы реализации военными своих прав и свобод.

Утверждая права военнослужащих, законодатели руководствовались той основной функцией, которую исполняет данная социальная группа – защита государства и общества. Поэтому не все конституционные права, установленные для граждан России, в полной мере доступны лицам со статусом военнослужащего.

Например, имеет место быть ограничение права свободного передвижения, в целях того, чтобы военнослужащий и каждая воинская часть могли поддерживать свою боевую готовность.

Проживать военнослужащий должен в непосредственной близости от места службы – для того, чтобы всегда была возможность оперативно к нему прибыть. По этой причине местом проживания рядового состава армии являются казармы. Офицерам разрешено проживать в военных городках и прочих подобных местах рядом с воинскими частями. Поездка за границу может быть осуществима только по согласованию с командованием.

Право на свободу слова в отношении военных тоже подвергнуто ограничениям. Военнослужащему запрещается публичное обсуждение отданных ему приказов. Строго запрещено разглашение секретных сведений.

Согласно ст. 9 ФЗ «О статусе военнослужащих», лица со статусом военнослужащих не вправе состоять в политических партиях и иных организациях политического толка, а также участвовать в каких-либо забастовках в период несения военной службы. Запрещено и занятие коммерческой деятельностью.

Права военнослужащих

Несмотря на имеющиеся ограничения, военнослужащие обладают достаточно широким спектром прав. Их можно разделить на несколько категорий:

1) Личные права и свободы. Они позволяют военнослужащим защищать свои честь и достоинство, отстаивать законные интересы, обжаловать совершенные в их отношении неправомерные действия, требовать возместить причиненный в ходе службы ущерб. К личным правам относятся, например, право на свободу совести и право на свободу вероисповедания.

Однако в отношении последнего нужно знать, что военные не должны требовать от государства обеспечения условий для совершения религиозных обрядов. Хотя на территории воинской части могут воздвигнуть храм и проводить богослужения, но только за счет личных средств военнослужащих и с разрешения командования.

2) Социально-экономические права. Военнослужащие получают бесплатное питание и необходимое для жизни и несения службы имущество. Проходящие службу по призыву имеют не менее 8 часов в день на сон и два часа личного времени, обладают правом на отпуск по личным обстоятельствам. То время, что лицо состоит на военной службе, идет в общий трудовой стаж. Причем у тех, кто служит по призыву, один месяц службы засчитывается за два месяца работы.

3) Политические права. Военнослужащие имеют право выражать свои мнения и убеждения, получать и распространять информацию, не связанную с государственной или военной тайной. Они могут участвовать в выборах через процедуру голосования. Более того, военным разрешено занимать выборные должности в государственных или же муниципальных органах власти.

Не воспрещается участие в общественных организациях и объединениях неполитического характера. В свободное от службы время разрешается присоединяться без оружия к мирным демонстрациям, митингам или шествиям за территорией военной части.

Общие обязанности военнослужащих

Все обязанности военнослужащих подчинены одной задаче – защите суверенитета и целостности российского государства, пребыванию в готовности отражения потенциальных нападений. Также военные должны быть в состоянии выполнять функции, связанные с международными обязательствами РФ. Все это составляет понятие воинского долга.

Исходя из него, основные обязанности военнослужащих, вне зависимости от их должностей и званий, сводятся к следующим принципам:

  1. Быть верными присяге, служить своему государству и народу, дорожить воинской честью;
  2. Соблюдать Конституцию и прочие законы РФ;
  3. Исполнять приказы командования, подчиняться дисциплине;
  4. Совершенствоваться в искусстве военного дела, находиться в готовности применения оружия и техники, а также беречь воинское имущество.
  5. Хранить секретную информацию, связанную с военной или государственной тайной.

Военнослужащие исполняют свои обязанности в следующих обстоятельствах:

  • осуществляя вооруженную защиту государства или же готовясь к таковой;
  • исполняя поставленные перед ними воинские задачи, приказы вышестоящего начальства;
  • являясь участниками боевых действий и вооруженных конфликтов;
  • в период военного или чрезвычайного положения;
  • являясь участниками ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • во время боевого дежурства, наряда или гарнизонной службы;
  • участвуя в учениях и походах военных кораблей;
  • находясь на военных сборах или в служебной командировке;
  • охраняя правопорядок и безопасность граждан страны.

За военнослужащими сохраняются их обязанности во время следования к месту службы и обратно, в период лечения и даже в условиях нахождения в заложниках или в плену (за исключением добровольной сдачи в плен).

Все это оговаривается в законе «О воинской обязанности и военной службе” (статья 36). Каждый военнослужащий обязан быть готовым приступить к исполнению своих воинских обязанностей по первому приказу командира.

Ответственность военнослужащих

В случае неисполнения своих обязанностей или нарушения прав других военнослужащих, военные привлекаются к ответственности. В делах, связанных с нарушением законов, воинских уставов и приказов командиров, предполагаются следующие категории ответственности:

  1. Дисциплинарная (определяется дисциплинарным уставом) – за нарушение дисциплины и проступки, не согласующиеся с воинской честью.
  1. Административная – та же, что распространяется на всех граждан страны. С поправкой на то, что к военным не могут быть применимы все меры Кодекса об административных правонарушениях (например, на них не распространяется арест на общих основаниях).
  1. Гражданско-правовая – за ущерб, нанесенный как отдельным гражданам и организациям, так и государству. Распространяется на военных так же, как и на других граждан. Сюда же можно отнести материальную ответственность – за порчу или утрату вооружения, техники и других видов воинского имущества. Возмещение подобного ущерба может быть как полным, так и частичным.
  1. Уголовная – на общих основаниях, но со своей спецификой.

Уголовная ответственность военнослужащих

Уголовная ответственность распространяется на военных наравне с другими гражданами. Но среди преступлений, которые совершают лица со статусом военнослужащего, есть те, что связаны конкретно с армейской службой. На них и нужно остановиться подробнее.

Такого рода преступления перечислены в 11 разделе (Преступления против военной службы) и 33 главе Уголовного Кодекса РФ. Среди них:

  • Невыполнение приказа (в случае, если это нанесло существенный вред службе или повлекло другие последствия тяжкого характера);
  • Сопротивление вышестоящему по чину;
  • Насильственные действия в отношении начальства;
  • Оскорбление, унижение, насилие в отношении других военнослужащих;
  • Самовольное оставление части, а также неявка на службу из увольнения или отпуска;
  • Имитация болезни или иные способы уклонения от исполнения воинских обязанностей;
  • Дезертирство;
  • Неисполнение правил несения дежурства, караула или пограничной службы;
  • Самовольное оставление погибающего военного корабля.

Наказания за преступления уголовного характера бывают различными – от всякого рода ограничений по службе, помещения в дисциплинарную часть или штрафов до лишения свободы.

Соцзащита военнослужащих и членов их семей

Содержание законов обнаруживает, что особое внимание государство уделяет именно обязанностям военнослужащих. Но для того, чтобы они могли наилучшим образом осуществлять свои обязанности, введен ряд мер социальной защиты, в отношении как самих военных, так и их близких.

1) К таковым мерам относятся разного рода денежные выплаты, поощрения и компенсации (например, пособие по беременности и родам для жен военнослужащих), льготы и страхование. Служащие по контракту имеют право на получение зарплаты и других выплат, на обеспечение их семей жильем и т.д.

2) Лицам, проходящим военную службу в условиях Крайнего Севера и в других неблагоприятных для жизни районах, а также занимающим должности, связанные с повышенным риском для жизни и здоровья, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации. При необходимости военнослужащий имеет право ходатайствовать о переводе его на службу в другую местность, если того требует состояние здоровья.

3) Военные – солдаты, офицеры, включая контрактников, и находящиеся на военных сборах – подобно прочим гражданам имеют право и на обязательное медицинское страхование, и на добровольное страхование в платном порядке. Законодательная логика в деле социальной защиты, в целом, исходит из того, что имеющиеся ограничения в гражданских правах и свободах у военнослужащих должны компенсироваться предоставляемыми льготами.

Права и обязанности военнослужащих в России законодательно существуют в неразрывном единстве. При этом предполагается, что в приоритете для каждого военного должны быть обязанности, поскольку именно их твердое знание и безукоризненное исполнение делают солдата или офицера настоящим защитником Отечества.

Что, в свою очередь, позволяет им должным образом осуществлять свой конституционный и воинский долг, а также поддерживает российскую армию и флот в постоянной боевой готовности.

Предыдущая статья: Пенсионное обеспечение военнослужащих Следующая статья: Служба в армии по контракту 2017

Уважаемые коллеги! прошу вас ознакомится с темой занятий по начальной военной подготовке и ответить на вопросы тестовых заданий.

Ведение:

Учебные и воспитательные цели:

  1. Глубоко изучить основные нормативные документы по планированию Начальной военной подготовке в среднем учебном заведении.
  2. Изучить объекты планирования и учета Начальной военной подготовки.

Воспитать у студентов чувство ответственности за состояние Начальной военной подготовки молодежи в среднем учебном заведении, любви к своей профессии.Учебные вопросы:
1. Основы планирования начальной военной подготовки в школе.
2.Содержание и очередность разработки документов планирования Начальной военной подготовки.
Время – 4 часа;
Метод – лекция;
Место – класс НВП.
Учебно-материальное обеспечение:
Литература:
1.Брысин П.М. Методическое пособие «Проведение занятий по Начальной военной подготовке». – М. Высш. шк. 2009, с.5-10.
2.Учебник Начальная военная подготовка.
3.Программа Начальной военной подготовки молодежи.
4.Положение о Начальной военной подготовке.

Модуль-2. ПЛАНИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ

Планирование — один из важнейших принципов организации любого, в том числе и педагогического труда. В школе планирование неразрывно связано с учетом всей учебной работы, Оно должно быть четким и обоснованным.
Объектами планирования и учета начальной военной подготов­ки являются:

  • организация процесса обучения и обеспечение выполнения учебно-воспитательных задач, определяемых учебной программой начальной военной подготовки;
  • заблаговременная и тщательная подготовка каждого занятия;
  • связь с инженерно-педагогическим коллективом и обществен­ными организациями профтехучилища;
  • контроль успеваемости каждого учащегося по учебной прог­рамме.

Практика показала, что военному руководителю приходится разрабатывать значительное количество документов по планиро­ванию. Первую группу документов составляют: расчет часов; по­недельный план прохождения начальной военной подготовки; перс­пективно-тематический план; расписание занятий; план урока. Во вторую группу можно включить все другие планы различных мероприятий, связанных с начальным военным обучением, военно-патриотическим воспитанием и оборонно-массовой работой в Учебном заведении.

Важным элементом организации учебного процесса наравне с планированием является учет посещаемости, успеваемости и пове­дения учащихся на уроках и практических занятиях. Планирование и учет — сложная и трудоемкая работа, требующая от военного руководителя определенных знаний и навыков.
Работу по планированию всего курса начального военного обу­чения в колледже начинают с подбора исходных данных. Время для проведения занятий и количество часов, выделенных для начальной военной подготовки на каждую неделю, военный руко­водитель определяет исходя из общего расписания занятий в учи­лище или непосредственно из учебного плана. Другие данные, необходимые в первую очередь для разработки основных докумен­тов планирования, он берет из учебной программы или получает .дополнительно в ходе непосредственной подготовки к занятиям.
Практика показала, что наиболее целесообразна следующая очередность разработки документов планирования по начальной военной подготовке.^ 2. Содержание и очередность разработки документов планирования по начальной военной подготовке.

Общие планы.

  1. Расчет часов с распределением учебной нагрузки военного
    руководителя и преподавателей начальной военной подготовки.
  2. Понедельный план.
  3. Расписание по дням недели уроков и практических занятий
    по начальной военной подготовке.
  4. Перспективно-тематический план (на четверть, полугодие).
  5. Планы уроков (занятий) по разделам и учебным предметам
    начальной военной подготовки (план-конспект урока).

Расчет часов по начальной военной подготовке представ­ляет собой несколько взаимосвязанных таблиц. Первая содержит распределение учебных часов по полугодиям на весь курс обучения, вторая, более сложная, — количество учебных часов по полугоди­ям на изучение отдельных разделов в зависимости от числа и сос­тава учебных групп, почасовой загрузки военного руководителя и преподавателей начальной военной подготовки.
Иногда потребность в преподавателях для выполнения учебной программы, их специальность и почасовую учебную нагрузку от­ражают в отдельной таблице.
Для расчета часов необходимо иметь выписку из учебного пла­на, сведения о количестве и составе учебных групп в данном колледже. Как показала практика, расчет часов целесообразно готовить до разработки понедельного плана и преподавателей по начальной военной подготовке приглашать на должность в учили­ще заранее, чтобы они могли принять участие в планировании (в частности, в составлении понедельного и перспективно-темати­ческого планов).
В отличие от общеобразовательных школ в колледже больше времени отводится на производст­венное обучение (работу на базовом предприятии, производствен­ную практику и т. д.); число некоторых практических занятий по начальной военной подготовке может увеличиваться до 4 часов в неделю. Поэтому учебная нагрузка военного руководителя и пре­подавателя по начальной военной подготовке на месяц распреде­ляется неравномерно даже теперь, когда начальное военное обу­чение введено в училищах на всех трех курсах.
П о н е д е л ь н ый п л а н: составленный с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, определяет оптимальный для данного колледжа вариант последовательного прохождения тем и разделов курса начальной военной подготовки на !, 2, 3 года. При этом каждый урок должен иметь строго определенное место с учетом преемственности его содержания с предыдущими и пос­ледующими уроками.
Разрабатывая систему уроков, военный руководитель отражает в ней свой индивидуальный подход к изучению раздела и всего курса с учетом особенностей обучения в данном колледже. Поэтому неизбежны некоторые отступления от последовательности прохождения программы, которые не должны нарушать логичес­кой стройности обучения.
При составлении понедельного плана необходимо учитывать различные моменты, влияющие на прохождение курса начальной военной подготовки: количество учебных групп и их состав, по­лучаемая профессия, сроки обучения и т. д. В зависимости от этого определяется количество часов на тот или иной раздел (тему) в соответствии с учебной программой, последовательность прохож­дения разделов (тем) н распределение учебного материала по урокам. Кроме того, военный руководитель учитывает состояние учебно-материальной базы к началу учебного года, виутрипредметные и межпредметные связи, время года, в которое предстоит проводить занятия на местности.
Опытные военные руководители, планируя обеспечение занятий, создают площадку по строевой подготовке, готовят необходимое количество макетов оружия для изучения приемов стрельбы из автомата.
Практика показала, что до начала занятий по тактической подготовке целесообразно изучить стрелковое оружие, изготовку для стрельбы из различных положений и отработать строевые при­емы с оружием. Перед занятиями по тактической подготовке необ­ходимо провести уроки по военной топографии. До обучения стрель­бе из автомата Калашникова боевыми патронами надо выполнить псе предусмотренные программой упражнения по стрельбе из мало­калиберной винтовки и выработать у учащихся навыки изготовки для стрельбы, наводки оружия в цель и т. д.
Понедельный план составляется на весь курс отдельно по разделам обучения. Чтобы сделать его компактным, можно указать только номера тем в соответствии с программой без раскрытия их названии и содержания, например: запись — в графе «Учеб­ная неделя» означает, что проводится двухчасовое занятие по теме. При этом раздел учебной программы, к которому относится эта тема, записан на той же строке в графе «Разделы обучения».
Понедельные планы для различных колледжей профтехучилищ могут иметь существенные различия.
Расписание занятий отражает количество занятий в колледже, их распределение по учебным неделям в соответ­ствии с учебным планом. Военный руководитель на основе выписки из общего расписания составляет подробное расписание занятий по начальной военной подготовке на неделю, месяц, полугодие, кото­рые во, многих колледжах вывешиваются в военном каби­нете или перед входом в него на специально изготовленном щите. Применяются различные формы расписаний. Наиболее целе­сообразно составлять расписание на типовом бланке.
П е р с п е к т и вн о — т е м а т и ч е с к и й план в отличие от понедельного, в котором указано время проведения занятии, содер­жит подробное описание системы уроков (занятий) с указанием учебно-воспитательной цели каждого урока (занятия), его методи­ческой характеристики, межпредметных связей и материального обеспечения. Графа «Дополнительные данные» включает сведения о практических работах на уроке и домашних заданиях.
Существуют два варианта заполнения табличной формы перс­пективно-тематического плана: по разделам учебной программы и по темам в порядке их изучения, принятом для понедельного плана. Учитывая, что педагогический замысел военного руководи­теля по изучению курса начальной военной подготовки нашел от­ражение в понедельном плане, любой вариант заполнения таблич­ной формы не нарушает принятой системы уроков. Более стройным и удобным для пользования является перспективно-тематический план, составленный по разделам учебной программы.
Наиболее сложный вопрос в перспективно-тематическом пла­нировании— межпредметные связи. Военный руководитель должен использовать знания учащихся по другим предметам как базу для своих занятий. Знания же, полученные учащимися в процессе воен­ного обучения, целесообразно закреплять и углублять на занятиях но другим учебным предметам. Иногда составляют специальную таблицу межпредметных связей начальной военной подготовки с предметами теоретического курса.
Составление перспективно-тематического плана не требует под­робной разработки каждого урока как при текущем планировании. Каждый урок разрабатывается детально непосредственно перед его проведением.
План урока (занятия) военный руководитель составляет в процессе подготовки к предстоящему уроку (занятию). Для этого он использует перспективно-тематический план, из которого в план урока (занятия) переносит его учебно- воспитательную цель, учеб­ные вопросы, методику проведения, указания о необходимых на­глядных пособиях и др. В плане урока эти данные расширяют: оп­ределяют методику проведения урока во всех его звеньях с указа­нием приемов активизации познавательной деятельности учащихся, рассчитывают учебное время и время для подготовки и проверки безотказности действия необходимого оборудования, технических средств обучения, приборов, оружия, наглядных пособий, намечают учащихся для опроса на уроке, формулируют выводы и подбирают тексты для записи, определяют содержание домашнего задания и т. д. (Более подробно о плане урока см. в разделе «Подготовка военного руководителя к уроку»).
Частные планы.
Объем, форма и содержание частного плана зависят от значи­мости и характера планируемого мероприятия. Однако в любом плане должно быть определено кто, когда и что выполняет, план развития учебно-материальной базы. Kроме того план должен содер­жать данные о потребности в материальных и денежных средст­вах, путях и способах выполнения запланированных мероприятий.
В отличие от общих частные планы разрабатываются в связи с организацией тех пли иных мероприятий по внеклассной военно-патриотической и оборонно-массовой работе. Строго определить очередность разработки частных планов невозможно, так как это зависит от конкретных условий и намечаемых мероприятий. Наи­более опытные военные руководители разрабатывают сначала пла­ны, непосредственно связанные с учебными занятиями, повышением своих профессиональных знаний и методических навыков. В связи с этим можно предположить (как вариант) такую очередность разработки частных планов.

  1. План работы военного кабинета.
  2. План проведения стрельб.
  3. План работы внештатной предметно-методической комиссии
    (методической секции) по начальной военной подготовке.
  4. План совершенствования политических, профессиональных и педагогических знаний.

5.План развития (совершенствования) учебно-материальной базы.
Кроме того, военный руководитель участвует в разработке раздела «Военно-патриотическое воспитание» в общем плане учебно-воспитательной работы колледжа; плана военно-спортивной игры «Жас Улан» совместно с коман­диром н штабом юнармейского батальона, Советом консультантов и руководителем физического воспитания он также планирует походы, тематические вечера и другие мероприятия по военно-прикладным видам спорта и оборонно-массовой работе, не вошедшие в план игры
План работы военного кабинета, как всякий план, составляется военным руководителем при организа­ции того пли иного учебного мероприятия и не требует специаль­ных разъяснений в содержании, форме н порядке его заполнения. План работы военного кабинета включает все мероприятия, прово­димые в часы внеклассной работы на базе военного кабинета или тира. Сюда можно включить военизированные походы, экскурсии, соревнования по военно-прикладным видам спорта н т. п.
План развития (совершенствования) учебно-материальной базы состоит из нескольких документов: по­яснительной записки, эскизов оборудования, перечня оборудования и наглядных пособий, а также сметно-финансового расчета. Если н план развития учебно-материальной базы входит постройка тира пли оборудование военного кабинета, площадок н учебных мест для практических занятий н других элементов комплекса учебно-ма­териальной базы по начальной военной подготовке, рекомендуется готовить для них самостоятельную проектно-сметную документа­цию. Учитывая, что военный кабинет, тир н другие элементы комп­лекса являются сложнооборудуемыми помещениями (сооружения­ми), требуют значительных затрат, вопросы по их организации и устройству согласовываются с межведомственной комиссией рай­онного исполнительного комитета (маслихата). План развития (совершенствования) учебно-материальной ба­зы, а также проектно-сметную документацию утверждает дирек­тор колледжа. В заключение следует отметить, что разработанные военным руководителем такие документы планирования, как расписание, расчет часов, понедельный план и некоторые другие, оказывают большую помощь при проверке состояния учебной работы в колледже, а также осуществлении учета и контроля учебно-воспита­тельного процесса.
Контрольные вопросы.

ТЕСТЫ по НВП и психологии.

1.Когда было принято Постановление Правительства РК № 118

А). 24 мая 2006 г
В).27 января 1992 г
С).8 октября 1995 г
D).26 апреля 2004 г
Е).11 февраля 2013г.

3.Какой документ определяет порядок организации НВП?
А).Постановление Правительства РК № 118
В).Постановление Правительства РК № 1340
С).Постановление Министерства Образования и науки № 344
D).Указ Президента РК от 18 июля 1996 г
Е).Закон РК » О воинской обязанности и воинской службе»

4.Какие документы регламентируют правовую основу поведения военнослужащих?
А).Все варианты правильные
В).Конституция РК
С).Уставы ВС РК
D).Уголовный кодекс РК
Е).Закон «О воинской обязанности и воинской службе»

5.Где готовят военных летчиков в РК?
А).Актобе
В).Атырау
С).Актау
D).Алматы
Е).Шымкент

6.Какое воинское звание соответствует старшему офицеру?
А). генерал-майор
В).старший лейтенант
С). Майор
D).капитан
Е).сержант

7.Кто такой часовой?
А).вооруженный караульный на посту
В).вооруженный военнослужащий
С).военнослужащий из состава караула
D).выводной на гауптвахте
Е).разводящий

9.Сколько патронов вмещает магазин АК-74?
А). 45 патронов
В).35 патронов
С).40 патронов
D). 30 патронов
Е).50 патронов

10.Что называется выстрелом?
А). выбрасывание пули из канала ствола
В).движение пули в канале ствола
С).давление пороховых газов на дно пули
D). вылет пули из канала ствола
Е).использование пороховых газов

11.Какой калибр автомата АК-74 (Индекс ГРАУ — 6П20)
А). 5,45 мм
В).5,56 мм
С).5,6 мм
D). 7,62 мм
Е).9,0 мм

12.Какова прицельная дальность стрельбы из АК-74 (Индекс ГРАУ — 6П20)
А). 750 м
В).100 м 1250 м
С). 1000 м
D). 900 м

Е). 800

13.В каком году впервые были применены боевые отравляющие вещества?
А). 1914
В).1915
С).1918
D). 1941
Е). 1978

14.Что является поражающим действием бактериологического оружия?
интоксикация
А). отравление
В).облучение
С).электромагнитное поле
D). радиоактивное заражение местности .

16.Как называется специальное сооружение, предназначенное для защиты от ОМП?
А). открытая щель
В). противорадиационное укрытие
С). убежище
D). перекрытая щель
Е).все ответы правильные

17.Пары какого вещества наиболее токсичны?
А). ртуть
В).аммиак
С).хлор
D). спирт
Е).ацетон

18.Найдите ошибку, допущенную при перечислении назначения повязки?
уменьшает боль
А). закрывает рану
В). предохраняет рану от загрязнения
С).предохраняет рану от воздействия воздушной среды
D). нет ошибки

Е).все ответы правильные

19.Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РК?
А). Председатель КНБ
В). Председатель Кабинета Министров РК
С).Министр Обороны РК
D). помощник Президента РК по национальной безопасности
Е). Президент РК

20.Кто осуществляет руководство организацией и проведением НВП?
А).МинистерствоОбразования и науки РК
В). Министерство Обороны РК
С).местные органы военного управления
D). преподаватели-организаторы НВП
Е). руководители учебных заведений

21.Предметом педагогики является:

B) Целостный пелагогический процесс

E) Колллектив учителей

22. Укажите группу основных категорий дидактики:

A) Предмет, объект, гипотеза, цель, методы обучения

B) Убеждение, воспитание, наказание, поощрение, нравственность
С) Учение, знания, преподавание, умения, образование

D) Гуманизм, взгляд, аспект, общество, идея

E) Идеология, менталитет, сущность, материя

23. Педагогическая технология -это

A) Методика организации учебного процесса

B) Научная разработка

C) Дидактические системы

D) Методика организации воспитательного процесса

E) Систематическое, последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса

24. Анализ достижений учащихся осуществляется с целью

A) Индивидуализации учебного процесса

B) Текущего контроля

C) Крректироваки деятельности учащихся и и управления учебным процессом

D) Периодического контроля

E) Накопления оценок

25. Определить содержание образования — значит решить вопрос:

A) Сколько учить?

B) Чему учить

C) Зачем учить?

D) Как учить?

E) Спомощью чего учить?

26. Индивидуализация обучения:

A). Организация педагогической работы в целях развития индивидуальности

B) Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся

C) организация учебной работы с одаренными детьми

D) организация диффиренцированного обучения.

E) организация учебной работы с группой учащихся

27. Какая из данных особенностей, характеризующих человека как индивида, названа ошибочно?

A) Возраст

B) Пол

C) Телосложение

D) Характер

E) Темперамент

28. Назовите направление психологии, предметом исследования которого является личность и индивидуальность:

A) бихевиоризм

B) фрейдизм

C) гештальтпсихология

D) гуманистическая психология

29. Внутренняя мотивация школьников начинается с :

A) самоприказа

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 81-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г. и с 31 июля 2020 г.

См. будущую редакцию

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2020 г.

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июня 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 98-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.

Федеральный закон от 6 февраля 2019 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 февраля 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 551-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 445-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 166-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 473-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 415-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 512-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 125-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 марта 2015 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 433-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 415-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 414-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 302-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца третьего, пятого и шестого подпункта «в» пункта 1 и пункт 2 статьи 3 названного Федерального закона, вступающих в силу с 30 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2011 г. N 376-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2011 г. N 375-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Изменения не вступили в силу в связи с тем, что Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ подпункт «е.1» пункта 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2011 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 11 марта 2010 г. N 28-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2010 г.

Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 286-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 285-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2009 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дняофициального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 12 апреля 2007 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2007 г.

Федеральный закон от 6 января 2007 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 25 октября 2006 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 октября 2006 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 105-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ)

Изменения вступают в силу согласно статье 7 названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2007 г.

Федеральный закон от 3 июля 2006 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 4 мая 2006 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 марта 2006 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2005 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 17 октября 2005 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 сентября 2005 г. N 125-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2005 г.

Федеральный закон от 15 июля 2005 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 30 июня 2005 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2005 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2005 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2005 г.

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2004 г.

Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2004 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2004 г.

Федеральный закон от 22 февраля 2004 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие пункта 3 статьи 16 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г. в части финансирования медицинского обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий за счет средств федерального бюджета

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон РФ от 22 февраля 2003 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2002 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2002 г. N 75-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 мая 2002 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2002 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2001 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2001 г.

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *