Кас обязательное участие представителя

1. Если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

2. Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.

3. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя.

4. В случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

5. Административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.

6. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

7. От имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник таких объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование, или представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде.

8. От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

9. По требованиям, предъявленным к Правительству Российской Федерации, а также при обращении Правительства Российской Федерации в суд с административным исковым заявлением представление интересов Правительства Российской Федерации в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 54 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

Комментируемой статьей определен порядок ведения административных дел в суде через представителей.

По общему правилу граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей, если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе. При этом личное участие не исключает возможность иметь по делу представителя.

Обязательное участие представителя в административном процессе предусмотрено ч. 9 ст. 208 Кодекса, согласно которой при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в областном и равном ему суде, в Верховном Суде РФ граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным ст. 55 настоящего Кодекса.

При подаче административного искового заявления необходимо приложить к нему документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя (ч. 1 ст. 126 Кодекса).

Отсутствие указанного документа в описанном случае является основанием для оставления административного искового заявления без движения (ч. 1 ст. 130 Кодекса).

Также в комментируемой статье установлен порядок судебной защиты прав и законных интересов недееспособных граждан, граждан, ограниченных в дееспособности, и граждан, которые не достигли возраста 18 лет.

Права и законные интересы недееспособных граждан защищаются, а права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, и граждан, которые не достигли возраста 18 лет, могут защищаться в суде их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами или иными лицами, которым это право предоставлено федеральным законом).

Например, согласно п. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации <1> (далее — СК РФ) родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

Полномочия законных представителей недееспособных лиц намного шире, чем полномочия законных представителей ограниченно дееспособных и граждан, не достигших 18 лет.

Законные представители могут, а в случаях, когда участие представителя обязательно, — обязаны поручить ведение административного дела в суде представителю.

Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами.

Отметим, что в ГПК РФ порядок участия в гражданском процессе законных представителей установлен ст. 52.

Если у административного ответчика отсутствует представитель, суд назначает в качестве представителя адвоката в следующих случаях:

— место жительства административного ответчика неизвестно;

— в отношении административного ответчика решается вопрос о госпитализации в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя;

— в других предусмотренных федеральным законом случаях.

В комментируемой статье, в отличие от ст. 50 ГПК РФ, прямо закреплено, что суд назначает адвоката в качестве представителя административного ответчика, в отношении которого подано заявление о госпитализации в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке и у которого отсутствует представитель.

Лицо, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» <1>, а также с п. 3 ст. 7 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» <2> имеет право на получение бесплатной юридической помощи.

———————————
<1> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6725.
<2> ВСНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

Согласно положениям ст. 26 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» <1>.

———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

По вопросу назначения адвоката в качестве представителя ответчика по ст. 50 ГПК РФ заслуживают внимания разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащиеся в п. 10 Постановления от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении», согласно которым суд не вправе при вынесении решения принять признание иска или признание обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, совершенные адвокатом, назначенным судом в качестве представителя ответчика на основании ст. 50 ГПК РФ, поскольку это помимо воли ответчика может привести к нарушению его прав.

Адвокат, назначенный судом в качестве представителя ответчика на основании ст. 50 ГПК РФ, вправе обжаловать решение суда в кассационном (апелляционном) порядке и в порядке надзора, поскольку он имеет полномочия не по соглашению с ответчиком, а в силу закона и указанное право объективно необходимо для защиты прав ответчика, место жительства которого неизвестно <1>.

———————————
<1> БВС РФ. 2004. N 2.

От имени организаций административные дела в суде могут вести единоличный орган управления и иные надлежащим образом уполномоченные лица.

Например, в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему.

Общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества <1>.

———————————
<1> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

Организации вправе вести административные дела в суде через представителя.

В случае ликвидации юридического лица согласно п. п. 3, 4 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

В комментируемой статье уточнено, что от имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

Общественные объединения или религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами, ведут административные дела в суде через уполномоченного на это участника, имеющего высшее юридическое образование, или через представителя.

От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

Новеллой является отдельное указание в процессуальном законе на порядок представления интересов Правительства РФ в суде.

Например, согласно ч. 3 ст. 208 Кодекса Правительство РФ может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части. Представление интересов Правительства РФ как истца или ответчика по административным делам в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ.

Так, из п. п. 118 — 121 Постановления Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» следует, что в случае предъявления в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд (кроме Верховного Суда РФ) исковых или иных требований к Правительству представление интересов Правительства в суде осуществляют без дополнительного поручения федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство, на основании направленных им Аппаратом Правительства документов, поступивших в Правительство, а также сотрудники Аппарата Правительства по доверенности.

В случае предъявления в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд исковых или иных требований к Аппарату Правительства представление интересов Аппарата Правительства в суде (кроме Верховного Суда РФ) осуществляют сотрудники Аппарата Правительства (п. 118).

В случае обращения Правительства в суд для разрешения возникшего спора распоряжением Правительства либо поручением Председателя Правительства или заместителя Председателя Правительства соответствующим федеральным органам исполнительной власти или полномочному представителю Правительства в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ (в зависимости от характера заявленных требований) поручается представлять интересы Правительства в суде (п. 119).

Полномочный представитель Правительства и руководители федеральных органов исполнительной власти, указанных в п. п. 118 и 119 настоящего Регламента, выступают представителями Правительства в соответствующем суде и вправе совершать от имени Правительства все процессуальные действия, в том числе имеют право на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, на полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение оснований или предмета иска, заключение мирового соглашения по фактическим обстоятельствам, а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта, получение присужденных денежных средств и иного имущества.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, указанных в п. п. 118 и 119 настоящего Регламента, могут назначать в соответствии с законодательством Российской Федерации представителей Правительства в суде из числа лиц, состоящих в штате этих и подведомственных им органов (центральном аппарате, территориальных и иных органах), либо привлекать адвокатов.

Полномочия указанных лиц определяются в доверенности, которую подписывает руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти (п. 120).

Представление интересов Правительства в Верховном Суде РФ осуществляет полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ либо представители по отдельным делам, определенные поручением Председателя Правительства или заместителя Председателя Правительства. Представители Правительства по отдельным делам согласовывают позицию с Председателем Правительства или по его поручению с одним из его заместителей. Представители Правительства по отдельным делам координируют свою деятельность с полномочным представителем Правительства в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ (п. 121) <1>.

———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2313.

Заслуживают внимания разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащиеся в п. 19 Постановления от 24.06.2008 N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», согласно которым по делам, затрагивающим права и интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, судья в ходе подготовки проверяет возраст несовершеннолетнего лица, наличие решения суда о признании граждан недееспособными или об ограничении граждан в дееспособности, а также полномочия их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или иных лиц, которым это право предоставлено федеральным законом (ст. 52 ГПК РФ).

По делам, затрагивающим права и интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, судья привлекает указанных лиц к участию в деле (ч. 3 ст. 37 ГПК РФ).

Если дело возбуждено по заявлению несовершеннолетнего лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, судье следует обсудить вопрос о необходимости привлечения к участию в деле законных представителей несовершеннолетнего: родителей, усыновителей, попечителей (ч. 4 ст. 37 ГПК РФ).

В случае отсутствия ответчика, место жительства которого неизвестно, судья назначает такому ответчику представителя в порядке ст. 50 ГПК РФ, о чем необходимо вынести определение, а также направить его в соответствующее адвокатское образование <1>.

———————————
<1> БВС РФ. 2008. N 9.

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кутафина (МПОА)

I ^ ‘

Татьяна Андреевна ГОЛОВАНОВА,

Елена Алексеевна ЗАНИНА,

© Т. А . Голованова, Е . А . Занина, 2017

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация. В данной статье поднят проблемный вопрос обязательного представительства, закрепленный в недавно принятом Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации. Приводится мнение представителей Федеральной палаты адвокатов, Конституционного Суда. Авторами рассмотрены проблемы, возникающие при реализации института обязательного представительства на практике, в частности соотношение с правом гражданина на судебную защиту, которое закреплено в Конституции РФ. Сделан вывод о том, что обязательное наличие представителя в административном судопроизводстве необоснованно; выражено мнение о необходимости признания соответствующих положений КАС РФ об обязательном представительстве неконституционными.

Ключевые слова: обязательное представительство, представитель, административное судопроизводство, Кодекс административного судопроизводства, право на судебную защиту, оспаривание нормативных правовых актов.

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.31.3.148-152

в

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

Голованова Т. А., Занина Е. А.

Обязательное представительство в административном судопроизводстве

Л с

I \J I

сентября 2015 г 1 вступил в силу Кодекс административного судопро-I изводства РФ2, ч . 9 ст. 208 которого закрепляет случай обязательного представительства в административном судопроизводстве . Это означает, что гражданин, участвующий в деле об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, и не имеющий высшего юридического образования, ведет дело исключительно через представителя . Данное положение является беспрецедентным, поскольку подобного требования ранее не существовало ни в одном законе, регламентирующем процессуальную деятельность . Возникает вопрос: какими последствиями, в первую очередь для гражданина, может обернуться включение в КАС РФ этого требования?

Основным предметом обсуждения здесь является правовая неопределенность возможностей реализации гражданином своего права на судебную защиту в случае обязательного представительства, поскольку при буквальном толковании ч 9 ст 208 КАС РФ можно сделать вывод о том, что гражданин как лицо, участвующее в деле, вообще не обладает какими-либо правами ни в судебном заседании, ни в процессе вообще . Если толковать эту статью от обратного, то в случае, когда гражданин намерен вести дело данной категории самостоятельно, без представителя, при подаче административного искового заявления он обязан указать сведения о наличии у него высшего юридического образования и подтвердить это копией соответствующего документа, иначе суд оставит его административное исковое заявление без движения в соответствии с ч . 1 ст. 130 КАС РФ . Кажется очевидным, что подобное требование является непосредственным нарушением права гражданина на судебную защиту, закрепленного в ч 1 ст. 46 Конституции РФ3 и ч . 1 ст. 4 КАС РФ, т. к. гражданин, не соответствующий требованиям, закрепленным в законе, не имеет возможности реализовать свое конституционное право путем подачи административного искового заявления . Как тогда должно реализовываться право гражданина участвовать в судебном заседании по своему же делу?

1 Федеральный закон от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» . Ст. 1 // СЗ РФ . 2015 . № 10 . Ст. 1392.

2 Кодекс административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 № 21-ФЗ // СЗ РФ . 2015 . № 10 . Ст. 1391.

3 Конституция РФ . Принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 // Российская газета . 1993. № 237.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Безусловно, никто не лишает гражданина права физически присутствовать в зале судебного заседания и наблюдать за всем происходящим . Но не будем забывать, что правом на наблюдение за ходом открытого судебного заседания в качестве простого слушателя обладает любое лицо, тогда как гражданина, фактически начавшего этот процесс, пусть и не путем личной подачи административного искового заявления, а через представителя, приравнять к данной категории было бы по крайней мере нелогично . За гражданином в любом случае остаются такие права, как дача суду объяснений (ст. 159 КАС РФ) и представление доказательств (ст. 164—168 КАС РФ), но при этом он лишается возможности самостоятельно совершать целый спектр распорядительных действий, таких как, например, отказ от административного иска, которые реализуются исключительно через его представителя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается вопроса о непосредственном взаимодействии гражданина и его представителя по делам данной категории, то ограничение полномочий представителя происходит только путем их перечисления в доверенности, притом необходимо также указание на порядок реализации этих полномочий — самостоятельно или с согласия представляемого лица (ч . 2 ст. 56 КАС РФ) . Эта формулировка закона дает основание полагать, что возможно составление такой доверенности, все полномочия по которой представитель имеет право осуществлять только с дополнительного согласия представляемого лица, поскольку простого их перечисления в доверенности уже недостаточно . Тогда непременно напрашивается вопрос: какова в данной ситуации роль представителя, обладающего высшим юридическим образованием, если он является своеобразной «марионеткой» представляемого лица и без его дополнительного согласия не может совершить ни одного распорядительного действия? С какой целью тогда гражданин лишается возможности личного использования данного перечня прав, когда в конечном счете именно он решает, совершать ли такие действия? На данный вопрос до сих пор не найдено ответа . К тому же не установлено, в какой форме должно быть выражено такое согласие гражданина Если предполагается письменная форма, то исчезает смысл самой нотариальной доверенности, т. к. требуется ее подтверждение документом в простой письменной форме, который априори имеет меньшую юридическую силу. Либо, если согласие должно быть также в нотариальной форме, то это порождает трудности для гражданина, вынужденного в каждой ситуации совершения его представителем действий в процессе обращаться к нотариусу для удостоверения согласия представляемого на такие действия . Следовательно, представителю необходимо будет подавать как минимум два документа — доверенность и согласие представляемого, которые по отдельности не будут иметь никакой ценности, что, на наш взгляд, противоречит самой сути такого инструмента, как доверенность

Следует отметить, что уже несколько раз предпринимались попытки оспорить ч 9 ст 208 КАС РФ в Конституционном Суде РФ как ограничивающую конституционное право на доступ к правосудию4 . Однако Конституционный Суд РФ

4 Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 444-О ; определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 445-О ; определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 446-О ; определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 447-О // www. ksrf . ru .

—ВЕСТНИК Ооблованова т’ А» Занина Е’А лсл

я ^К уц^ц^р^^иррд Обязательное представительство в административном |Q|

L^ß имени O.E. КуП1фина(МГЮА) сУДопроизвоДстве

отказывал в принятии таких жалоб, обосновывая решение тем, что конституционное право на судебную защиту — это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством; иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых органов публичной власти . Вместе с тем ст. 46 Конституции РФ, не содержащая конкретных гарантий и способов реализации этого права гражданами и объединениями граждан, не предполагает наличия у них возможности самостоятельно определять порядок и процедуру судебного оспаривания

По вышеуказанным определениям Конституционного Суда высказала свою правовую позицию Федеральная палата адвокатов5, притом ее мнение достаточно противоречиво . С одной стороны, ФПА РФ отчасти поддержала заявителей, подчеркивая, что законодатель, вводя положения об обязательном представительстве, должен создать условия для обеспечения заинтересованных лиц равной возможностью воспользоваться юридической помощью представителей с высшим юридическим образованием, не ставя в зависимость получения таковой от материального положения граждан, а именно от их возможности оплатить услуги представителя . Следовательно, данному положению должно также корреспондировать закрепление гарантий назначения судом таких представителей в случае их отсутствия у лица, обратившегося в суд с административным иском . При этом истцу не может быть отказано в принятии административного иска по мотивам отсутствия у него высшего юридического образования или представителя, отвечающего требованиям ст. 55 КАС РФ . С другой стороны, ФПА РФ также считает, что позиция законодателя о введении обязательного представительства является правильной, направленной на обеспечение повышения качества судопроизводства по таким делам . Однако в свете этого следует отметить, что наличие юридического образования как такового еще не является гарантией квалифицированного ведения дела в суде . Например, лицо может иметь диплом о высшем юридическом образовании, но не работать по юридической специальности и, соответственно, не обладать опытом, практическими знаниями и навыками ведения дел в судах .

25 марта 2016 г. в процесс оспаривания положения КАС РФ об обязательном представительстве включилась также Уполномоченная по правам человека в Российской Федерации Э . А . Памфилова . В последний день своего пребывания в должности она направила в Конституционный Суд обращение с просьбой проверить конституционность положения ч . 9 ст. 208 КАС РФ, в котором отметила, что спорные положения КАС РФ ограничивают право граждан, не имеющих высшего юридического образования либо законного представителя с соответствующей квалификацией, на судебную защиту, так как из положений Конституции РФ

5 Правовая позиция ФПА РФ по жалобе граждан А. В . Галиничева, Е . Л . Корольковой, °

А . В . Островского и Ю . Н. Миронова на нарушение их конституционных прав частью 9 А

статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ // URL: www. fparf. ru . ПЕРА

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

следует, что данное право относится к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека и не подлежит ограничению . В жалобе подчеркивается, что закон предусматривает абсолютный запрет на доступ к административному судопроизводству в части оспаривания нормативных правовых актов лицам, не имеющим высшего юридического образования и желающим участвовать в деле лично, и ограничивает их в возможности выбора представителя кругом лишь тех, кто имеет соответствующий вид и уровень образования . 27 сентября 2016 г. Конституционный Суд вынес определение об отказе в принятии к рассмотрению данной жалобы, мотивировав это тем, что жалоба Уполномоченного по правам человека в РФ, поданная в защиту конституционных прав и свобод гражданина, не отвечает критериям допустимости обращений в Конституционный Суд РФ .

Хочется выразить надежду, что положения КАС РФ об обязательном представительстве все-таки будут признаны неконституционными и, как следствие, недействующими, дабы у любого гражданина был равный доступ к правосудию по всем категориям дел, включая оспаривание нормативных правовых актов .

Добрый день.

Требование о наличии высшего образования действительно предусмотрено Кодексом административного судопроизводства. Однако данное требование применимо ТОЛЬКО К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ СТОРОН:

КАС РФ Статья 55. Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде

1. Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.

В то же время, Вы, как СТОРОНА по делу имеете право участвовать в рассмотрении дела лично или воспользоваться услугами представителя.

Однако, есть категории дел, по которым участие представителя является обязательным:

КАС РФ Статья 45. Права и обязанности лиц, участвующих в деле

5.В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, обязаны вести дела в суде с участием представителей, которые отвечают требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего Кодекса. Если административные дела в суде ведутся с участием представителей, лица, участвующие в деле, могут определить права, которые представители осуществляют исключительно с их согласия. Через своих представителей лица, участвующие в деле, могут задавать вопросы другим участникам судебного процесса, давать необходимые пояснения, высказывать мнения и совершать иные процессуальные действия. При необходимости суд вправе привлекать к участию в осуществлении процессуальных прав непосредственно лиц, участвующих в деле.

Обязательное участие представителя в настоящее время предусмотрено только по двум категориям дел по КАС РФ: дела о принудительном помещении в психушку и дела о психиатрическом освидетельствовании в принудительном порядке.

В Вашем случае участие представителя не является обязательным и отказ суда в принятии иска является необоснованным

КАС РФ Статья 54. Ведение административных дел в суде через представителей

1.Если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Обжалуйте определение суда об отказе в принятии иска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *