Категории у педагогов

Сегодня продолжаю рубрику ответов на вопросы. Недавно у меня спросили, что проверяют, когда проводится аттестация на высшую категорию. Я расскажу кратенько, поскольку правила меняются каждый год, и уже в 2019 году они будут совсем другие. Порекомендую, если есть возможность, аттестоваться до конца текущего года, иначе потом будет сложнее. Сейчас условия аттестации достаточно простые, и если вы добросовестно работаете, то пройти по предъявляемым критериям не составит труда. В принципе, подробно про , на высшую все тоже самое, только нужно набрать больше баллов.

Задачи аттестации воспитателей

Аттестация на высшую категорию — это процесс перехода педагога на новый уровень, который важен как для самого педагога, так и для детей и непосредственно для учреждения, в котором он работает. Повышение уровня воспитания, непрерывное самообразование педагога, активная работа по разработке авторских программ, мероприятий, уроков — и уже можно не волноваться, что будет сложно получить необходимое количество баллов.

Поскольку в текущем году еще действует бальная система, то аттестация на высшую категорию возможна путем набора определенного количества баллов. Помимо документов для оценки профессионализма педагога необходимо собрать и официальные документы, включая заявление, документ о предыдущей проверке (при наличии), копии дипломов и сопроводительное письмо с места работы. Если имела место смена фамилии, то необходимо добавить копию документа.

Что проверяют для высшей категории?

Высшая категория требует тщательной подготовки для тех, кто занимается лишь непосредственно обучением и воспитанием детей, не особо задумываясь о самообразовании и распространении своего опыта.

Для получения достаточно количества баллов необходимо освоение дополнительных профессиональных программ, иметь проектировочные, диагностические и оценочные умения. Кроме того, необходимо обладать многими компетенциями, которые проявляются в умении использовать ИКТ, участвовать в методической деятельности, показывать высокие результаты образовательной деятельности, использовать разнообразные методики и технологии обучения.

Другими словами, вы должны:

  • публиковать свой опыт работы как в Интернет-ресурсах, так и в образовательных газетах и журналах. По количеству баллов последние ценятся выше;
  • участвовать с воспитанниками в различных конкурсах, в том числе и дистанционных, но они ценятся несколько меньше. При этом чем выше места, занятые в конкурсе, тем больше баллов вы получите;
  • участвовать в конкурсах в качестве воспитателя и желательно занять места;
  • подготовить справку об использовании технологий и методик в своей работе;
  • пройти курсы повышения квалификации объемом не менее 72 часов и иметь подтверждение;
  • иметь опыт наставничества и жюри, что также дает дополнительные баллы;

Есть еще несколько критериев, за которые также можно получить баллы, но только у единиц, например, есть региональные и федеральные награды, поэтому они не так актуальны для вас, но если таковые есть, то это существенный плюс.

Также многое будет зависеть от того, как хорошо методист оформит на вас справку с вашими достижениями. Если вы ему в этом поможете, то будите в выигрыше. Ну и, кончено же, нужно понимать, что в разных регионах нашей страны требования к аттестации могут разниться, да и где-то проверяют жестче, где-то более лояльно относятся к педработникам, ведь человеческий фактор, к сожалению, все еще чувствуется.

В качестве заключения

Хочу добавить, что в ближайшие годы, возможно, уже в 2019 году планируется изменить систему аттестации, при этом нужно будет готовить презентацию своих профессиональных навыков, снимать видео отрывок занятия в детском саду, а также может быть еще третье совсем неожиданное требование, например, за небольшое время решить определенную методическую задачу. Не у всех ИКТ-компетентность позволит сдать на категорию в таких условиях, придется просить кого-то снимать видео, тщательно готовиться.

Поэтому еще раз напомню, что рекомендую аттестоваться в текущем году. Удачи вам! А коллег попрошу поделиться своим опытом, что у вас принимали и насколько сложно или легко далась вам вся эта процедура.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

В 2020 году аттестация педагогов должна проходить по новым правилам, единым для всех регионов. Сейчас региональные департаменты и министерства образования сами определяют содержание . Разбираемся, как должен подготовиться к аттестации педагог-психолог и какие документы нужно собирать.

Как педагоги-психологи проходят аттестацию на категорию?

Также, как и другие педагоги. Педагог-психолог сразу после поступления на работу имеет право подать заявление на аттестацию. Не факт, что сразу у него будут результаты для получения категории, но право это у него есть. В аттестационную комиссию педагог-психолог должен предоставить заявление по установленной форме и характеристику-представление от образовательного учреждения. В некоторых регионах требуют также представление от окружного методического центра.

Есть регионы, в которых после подачи заявления педагог должен заполнить портфолио на интернет-портале или в бумажном виде. В Пермском крае педагог заполняет портфолио, получает оценку от эксперта и приглашается на заседание комиссии. Иногда комиссия дает право педагогу проходить аттестацию заочно и не присутствовать на заседании. Эксперт оглашает свое решение, комиссия голосует за или против присуждения квалификационной категории.

В других регионах педагогу кроме сдачи портфолио нужно провести открытый урок или пройти квалификационное собеседование. В Московской области раньше комиссия должна была посетить рабочее место педагога-психолога. Только после этого комиссия примет решение о присвоении категории.

Что должно быть в портфолио педагога-психолога?

Критерии оценки портфолио отличаются в разных регионах. Но, как правило, эксперты оценивают результаты диагностики обучающихся, организацию работы по всем направлениям, результаты обучающихся в социальной деятельности, трансляцию педагогического опыта.

Психолог должен показать результаты реализации психолого-педагогических программ. Причем доказать это с помощью результатов диагностики. То есть психолог проводит серию тренингов по социальной адаптации для пятиклассников и показывает динамику: после занятий ребята стали лучше взаимодействовать с одноклассниками и учителями, стали меньше переживать из-за оценок, конфликтов, школьных мелочей.

Также эксперт оценит, как организовано психолого-педагогическое консультирование. Причем психолог должен показывать результаты консультирования всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей. В идеале должны быть предоставлены результаты диагностики: если она не проводилась, то указано количество консультаций в год.

Также педагог-психолог может рассказать о всех направлениях своей работы — указать темы занятий по психологическому просвещению, перечислить диагностические мероприятия, рассказать о коррекционных занятиях. Если педагог-психолог разработал программы психологической коррекции или иные программы, он может указать это в портфолио.

От педагога-психолога не всегда требуют указывать результаты учеников. Но если психолог вместе с ребятами участвовал в волонтерских, социально-педагогических или просветительских проектах, то это тоже стоит указывать в портфолио.

Также нужно рассказать об участии в профессиональных конкурсах и трансляции педагогического опыта. Как правило, психологи делятся опытом хотя бы в своих образовательных учреждениях или на методических объединениях.

Педагог-психолог может указать о своем дополнительном образовании. Но если он не проходил переподготовку или повышение квалификации, комиссия не имеет права отказать ему в получении категории.

Шаблоны для аттестации педагогов-психологов

Чек-лист. Нужные документы для допуска к аттестации
Заявление на аттестацию
Представление на аттестацию
Аттестационный лист

На что обратят внимание в первую очередь при аттестации педагогов-психологов?

Все зависит от эксперта. Если эксперт — психолог-практик, он заинтересуется организацией рутинной работы, темами консультаций и коррекционными занятиями. Эксперт из педагогического вуза скорее всего обратит внимание на результаты диагностики и всевозможных мониторингов. Также эксперты обратят внимание на взаимодействие с другими специалистами — социальным педагогом, педагогом-организатором, специалистами школьной службы примирения. Это не всегда легко включить в портфолио: возможно стоит оформить отдельным документом программу взаимодействия со смежными специалистами.

Эксперты часто обращают внимание на то, как оценивает свое портфолио педагог. В некоторых регионах педагоги проставляют баллы за каждый пункт портфолио. Иногда эксперты ставят баллы не выше, чем поставил себе педагог. Это не всегда логично, но эксперт как бы видит планку и не превышает ее.

Полезные ссылки

Курсы по психологии и педагогике

Курсы повышения квалификации для психологов

Курсы психология развития, возрастная психология

Курсы психолог и соц работник для детей с ОВЗ

Курс психология управления

Курс психология для воспитателей ДОО

Курсы психология для младших воспитателей ДО

К главным задачам аттестации работников образования относятся:

  • побуждение к карьерному росту и развитию методов преподавания;
  • поднятие уровня квалификации учителей;
  • улучшение педагогической деятельности;
  • необходимость соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
  • разделение оплаты труда для педагогов с различными квалификационными категориями.

Аттестация учителей проходит в несколько ступеней. Эти ступени отражают, какой вид аттестации необходимо пройти каждому учителю. Начальная ступень – это получение категории для работы по своей специальности, к нему относится подтверждение профессиональной пригодности для будущей должности. Следующая ступень является подтверждением полученных навыков, применяемых в своей профессии, то есть анализ их профессиональной активности и соотношения занимаемой им должности. Завершающей ступенью считается получение квалификационной категории работников образования.

Аттестация учителей: законодательные документы

В 2019 году аттестация учителей проходит, опираясь на несколько законодательных документов:

  • Федеральный закон Об образовании в РФ;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 276;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н.

Появились некоторые новшества, которые касаются проведения аттестации. Теперь учитель может:

  • проходить аттестацию раньше срока, если имеет необходимые достижения в образовательной работе;
  • «перескакивать» через категории;
  • предлагать новые методы для реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Помимо этого, вся деятельность и активность педагога в межаттестационный период учитывается с помощью специальной разработки и определяет его рейтинг среди остальных учителей.

Законодательные акты указывают, какие аттестации должен пройти каждый учитель. Их делят на два вида: обязательная и добровольная формы. Обязательная аттестация учителей проводится каждые пять лет. Текущий вид аттестации проходит каждый педагогический работник в течение всей работы в образовательном учреждении. Такая аттестация осуществляется в порядке личной инициативы работника для повышения квалификационной категории.

Институт новых технологий в образовании идет в ногу со временем и предлагает педагогам обучение в современной и удобной форме в любое удобное время. Посмотреть список программ . Успейте за летние каникулы пройти обучение и получить соответствующие документы.

ООО «ИНТехнО» подготовил для педагогов порцию полезных материалов, которые можно бесплатно скачать.

Как проходит обязательная аттестация

Она проходит в присутствии комиссии, которая считается действительной, если собран кворум. Комиссия собирается в образовательной организации, где проходит аттестация учителя. Также возможен вариант, когда аттестуемый по некоторым причинам отсутствует перед комиссией. Тогда комиссия может оценивать педагога без его личного присутствия.

Перед началом работника руководитель подает в комиссию представление на работника в которое входит:

  • фамилия, имя, отчество;
  • название должности, занимаемой на момент аттестации работником;
  • дата заключения трудового договора;
  • уровень профессионального образования и квалификация педагога;
  • итоги прежде пройденных аттестаций (если они были);
  • общая оценка педагогической деятельности и деловых качеств педагога.

За тридцать дней до прохождения аттестации руководитель обязан уведомить об этом педагога.

Итог аттестации регистрируется в протоколе, который подписывают участники комиссии. В случае благополучного прохождения аттестации, оформляется выписка из протокола с информацией о персональных данных учителя и результат самой аттестации. Педагог должен ознакомиться с выпиской в течение трех дней с ее создания и поставить подпись об уведомлении. Далее документ заносится в личное дело работника. После прохождения своих педагогических аттестаций учителю будет намного легче пройти промежуточную среди обучающихся.

Как учителю пройти аттестацию на высшую категорию

Эту аттестацию учитель проходит по собственной инициативе. Чтобы ее пройти, учитель обязан написать заявление на прохождение аттестации на высшую категорию и передать его руководителю образовательного учреждения. Это возможно осуществить по истечение двух лет со дня получения первой категории.

Для прохождения аттестации на высшую категорию нужно передать на комиссию следующие документы:

  • копию документов о смене фамилии (если такой случай имел место быть);
  • копию диплома о педагогическом образовании;
  • заявление с подписью педагога, который хочет пройти данную аттестацию;
  • копию результата ранее пройденной аттестации;
  • сопроводительное письмо с места работы.

Приобретение высшей квалификационной категории, а именно добровольная аттестация учителей, проходит на основании следующих данных:

  • обучающиеся достигают определённых результатов в овладении образовательных программ и развиваются в положительной динамике по итогам анализа, проводимого в образовательной организации;
  • участие обучающихся в различной интеллектуальной, творческой и спортивной деятельности, а именно олимпиадах, конкурсах и соревнованиях;
  • личное вложение сил и времени в развитие методов образования, обучения и воспитания, и передача опыта итогов на основе экспериментов и инновационной деятельности;
  • активное участие в группах и объединениях, созданных педагогами с целью разработки методик образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Не каждый педагог может пройти данный вид аттестации. Во-первых, учитель должен разработать собственную методику и опубликовать ее в научно-методических изданиях. только после этого педагог может сдавать квалификационные экзамены, по итогам которых ему присуждается первая или высшая категория. В последующие разы работник может только подтверждать полученную прежде высшую категорию. Высшая квалификационная категория присваивается на пять лет и не может быть продлена.

Одно из преимуществ первой и высшей категории заключается в повышении оплаты работы педагога. Поэтому данная аттестация интересна, прежде всего, тем педагогам, которые заинтересованы в повышении своей заработной платы.

Если учитель не прошел аттестацию

В случае, если педагог не прошел аттестацию, он не будет уволен, как заявляет Министерство просвещения. Но работнику стоит серьезно заняться своим образованием. Улучшить свои навыки можно в Институтах усовершенствования учителей, которые находятся в его городе или регионе. Ранее посещение таких курсов было обязательным для всех учителей. А для учителей, которые не прошли аттестацию, эти курсы – отличная возможность подтянуть свои педагогические знания и более основательно подготовиться к следующей.

Снимаются с прохождения аттестации следующие педагоги:

  • уже имеющие квалификационную категорию;
  • отработавшие на этой должности менее двух лет;
  • беременные женщины и женщины, которые на момент аттестации находятся в декретном отпуске;
  • сотрудники, которые не менее четырех месяцев отсутствуют на работе ввиду болезни.

Стоит отметить, что женщины, находящиеся в декрете, по праву могут подать документы на прохождение аттестации не ранее чем через два года после выхода из отпуска по уходу за детьми. А лица, отсутствующие на рабочем месте в связи с болезнью свыше четырех месяцев, могут пройти аттестацию спустя год с момента выхода на работу.

Как пройти аттестацию на директора или заместителя директора школы

Отдельно следует отметить аттестацию руководящего состава школы, которая проходит на основании ч. 4 ст. 51 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Аттестация направлена на проверку знаний и умений, а также уровень квалификации кандидата на будущую руководящую должность.

Руководитель образовательного учреждения должен иметь высшее образование и отвечать требованиям должностных справочников и профстандартов. Дополнительные требования прописывают в своих приказах муниципальные органы каждого субъекта Российской Федерации.

Рассматривая тему как пройти аттестацию на заместителя школы, то отметим, что аттестация руководящего состава образовательного учреждения проходит целенаправленно:

  • для оценки будущего руководителя при приеме на работу;
  • для оценки действующего руководителя на соответствие должности.

Порядок аттестации и сроки проведения определяет приказ, изданный на уровне субъекта Российской Федерации (города, района и т.д.). Каждый орган местного самоуправления издает свой нормативный акт с перечислением этапов прохождения аттестации.

Стандартные шаги аттестации директора, заместителя директора и других руководящих должностей обычно проходят следующим образом:

  1. Министерство образования данного субъекта издает приказ, в котором утверждаются участники аттестационной комиссии.
  2. Формируется список кандидатов на руководящую должность или тех, кто уже работает на ней.
  3. Предоставляются документы на прохождение аттестации.
  4. За неделю до процедуры аттестации кандидатов или действующих руководителей уведомляют для подготовки и явки к комиссии.

В случае, если кандидат не явится на заседание комиссии, дата проверки переносится. Для действующих руководителей в этом случае применяется дисциплинарная ответственность, но это еще не значит, что директор школы не прошел аттестацию.

Для прохождения аттестации каждое муниципальное управление формирует свой список документов. Обычно предоставляются следующие документы:

  • заявление о согласии на проверку и обработку персональных данных;
  • отчет о результатах выполнения программы образовательного развития за год; выписка из решения о рассмотрении этого отчета;
  • справка об отсутствии судимости кандидата или действующего руководителя.

От аттестации директора, заместителя директора и других руководящих должностей школы освобождаются:

  • беременные женщины и женщины, которые на момент аттестации находятся в декретном отпуске;
  • руководители, проработавшие на своей должности менее одного года; руководители, назначенные государственными органами.

Результаты аттестации на руководящую должность образовательной организации формируются следующим образом. Если аттестуемый не проходил собеседовании с комиссией или получил отрицательный ответ, то результат приравнивается к неудовлетворительному прохождению аттестации. Оба случая говорят о том, что аттестуемый не прошел проверку своих знаний и навыков на руководящую должность в школе.

Когда действующий директор школы не прошел аттестацию есть вероятность его сокращения и перевод на уровень кандидата на должность руководящего состава. Но такой исход реализуется только после решения муниципальных органов города или района.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой в помощь педагогам и школьникам предлагает электронные уроки по всем школьным предметам с 1 по 11 класс, тренажеры по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, уроки русской словесности, уроки для дошкольников, уроки по иностранным языкам.

Мы помогаем открыть потенциал сотрудников, эффективно использовать все кадровые ресурсы, что способствует персональному профессиональному росту каждого члена коллектива и всей организации в целом!

Скорее оформляйте подписку, скачивайте необходимые материалы, записывайтесь на обучение и получайте полезные знания!

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *