Льготное предоставление земельных участков

Содержание

Льготные категории

В рамках социальной поддержки отдельных категорий населения государство гарантирует им получение определенных льгот. Одной из них является выделение земельных участков из числа тех, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

При этом предоставление земли происходит на особых условиях — без необходимости проведения торгов, внесения оплаты и т. п. Поэтому стоит определить, какие именно категории населения имеют право на получение земельного участка и на каких именно условиях.

Кто имеет право получить земельный участок на льготных условиях?

Перечень льготных категорий при получении земельного участка довольно широк, поскольку он устанавливается как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В частности, федеральное законодательство предоставляет льготы следующим гражданам:

  • героям РФ;
  • героям труда РФ;
  • полным кавалерам ордена Славы;
  • героям СССР;
  • героям Социалистического труда.

Что касается регионального уровня, то здесь список гораздо больше, поскольку в разных регионах льготные категории могут отличаться — все зависит от нормативно-правовых актов, принятых в конкретном субъекте РФ.

К категориям льготников, которые встречаются в большинстве регионов, относятся:

  • многодетные семьи;
  • граждане, нуждающиеся в жилых помещениях;
  • члены семьи погибшего героя РФ;
  • молодые специалисты;
  • молодые семьи, имеющие ребенка (одного и больше);
  • дети-сироты;
  • семьи, имеющие ребенка-инвалида;
  • военнослужащие;
  • инвалиды 1, 2 и 3 групп;
  • ветераны ВОВ;
  • сотрудники ОВД;
  • чернобыльцы;
  • работники бюджетной сферы;
  • пенсионеры (при некоторых условиях);
  • лица, которые проживают в сельской местности и т. д.

Данный перечень неполный, поскольку в каждом регионе эти категории различные. Все зависит от законодательных особенностей конкретного субъекта РФ и некоторых других факторов.

Например, в регионах с большим количеством свободной земли перечень льготников очень широкий, а в густонаселенных областях и городах наблюдается противоположная ситуация.

Кроме этого, отдельные преимущества имеют граждане, которые владеют постройкой, расположенной на территории участка, пользуются им на праве бесплатного владения в течение определенного срока и т. д. Они могут вне очереди оформить права собственности на землю, в том числе и на основе бесплатного предоставления.

Возможные цели и условия

Стоит учесть, что сразу получить земельный участок бесплатно в собственность практически невозможно — изначально он выделяется только на условиях срочного или бессрочного пользования.

При этом минимально установленный срок такого использования в большинстве случаев составляет 5 лет.

В течение этого срока владелец может использовать его по своему усмотрению, но в пределах видов разрешенного использования, установленных для него. Допустимыми целями использования при льготном выделении земли являются:

  • индивидуальное жилищное строительство (в рамках улучшения жилищных условий);
  • ведение личного подсобного хозяйства;
  • садоводство;
  • дачное строительство;
  • выпас скота;
  • фермерское хозяйство;
  • сенокошение и т. п.

Данные цели устанавливаются для участка в зависимости от того, к какой именно льготной категории граждан принадлежит заявитель. При этом изменение вида разрешенного использования по инициативе владельца не допускается — право на это имеет только законный собственник (то есть орган государственной или муниципальной власти).

Однако в дальнейшем, при выполнении определенных условий, возможно и оформление прав собственности на него.

В некоторых случаях это происходит автоматически после истечения установленного срока, в других для этого нужно построить на участке дом и т. п.

В любом случае должен пройти минимальный срок, установленный для участка, при этом в течение всего этого времени он должен использоваться только по целевому разрешению.

Требования к участкам

При подаче заявки на получение земли гражданин может сразу указать конкретный объект недвижимости, который его интересует. Однако при этом стоит учесть определенные требования:

  • данный участок должен находиться в собственности того муниципального или государственного органа, который будет заниматься рассмотрением заявки;
  • его месторасположение должно быть в пределах того субъекта РФ, в котором проживает заявитель;
  • в законодательстве установлены максимальные пределы площади, которую может получить один человек (или семья) — обычно это 15 соток (участки большего размера предоставляться льготным категориям граждан не будут);
  • земельный надел должен иметь четкие границы (то есть пройти процедуру межевания) и кадастровый номер (то есть быть поставленным на кадастровый учет).

Кроме этого, участок не должен иметь никаких ограничений.

Например, не выделяются земли, принадлежащие другим гражданам или организациям (в том числе на праве пользования), зарезервированные для государственных или оборонных нужд, выбранные объектом торгов и т. п. Полный перечень оснований для отказа в выделении земли приводится в ЗК РФ.

Условия получения земельного участка

Помимо принадлежности претендента на землю к льготной категории, он также должен соответствовать определенным требованиям. Для каждой группы льготников они разные, поэтому стоит рассмотреть отдельно наиболее распространенные из них:

Многодетные семьи

К базовым требованиям, которые предъявляются практически в каждом регионе, можно отнести:

  • количество детей — минимум трое (в некоторых регионах может быть и больше);
  • возраст детей — меньше 18 (или 23, если ребенок учится в ВУЗе и не работает);
  • гражданство — Россия;
  • место прописки — тот субъект РФ, в котором подается заявление;
  • срок прописки — минимум 5 лет на одном месте (при этом дети обязательно должны проживать с родителями);
  • имущественное положение — у семьи должна отсутствовать другая земля на территории РФ (в некоторых случаях требуется, чтобы у семьи вообще не было никакой жилой недвижимости);
  • отношения между родителями — они обязательно должны состоять в официальном браке (исключение составляют ситуации, в которых заявителем является одинокая мать или отец);
  • целевое назначение участка — индивидуальное жилищное строительство, ведение дачного хозяйства, садоводство (предпринимательские цели обычно находятся под запретом);
  • условия, на которых предоставляется земля — бесплатное пользование с возможностью дальнейшего оформления прав собственности (при этом участок должен оформляться в равных долях на каждого члена семьи);
  • возможная площадь — от 6 до 15 соток;
  • особые требования — родители не должны быть лишены родительских прав, ни один из детей не должен находиться на полном обеспечении государства.

В некоторых регионах могут быть и дополнительные требования или же отсутствовать какие-то из перечисленных выше. Например, существуют региональные программы, по которым земля предоставляется молодым многодетным родителям. При этом возраст и отца, и матери не должен превышать 35 лет.

Молодые специалисты

Они должны соответствовать таким требованиям:

  • нуждаемость в жилье (конкретные параметры при этом определяются региональным законодательством);
  • работа в сельской местности минимум в течение года после окончания учебного заведения (среднего, высшего или послевузовского образования);
  • осуществление работы в течение данного срока в рамках полученной специальности или профессии;
  • возраст — менее 35 лет.

На региональном уровне может быть установлен конкретный перечень профессий, представители которых смогут претендовать на участок. Обычно данный перечень составляется с учетом того, каких именно специалистов не хватает в отдельном населенном пункте.

Военнослужащие

Условия при этом следующие:

  • срок военной службы — более 10 лет;
  • место службы — в пределах того субъекта РФ, в котором расположен участок;
  • возможная площадь участка — от 6 до 25 соток (в зависимости от типа местности).

Существуют отдельные программы, по которым минимальный срок службы должен составлять 15 лет. Также льготы могут предоставляться тем военным, которые собираются оставлять службу и уходить на пенсию (при условии наличия у них необходимого стажа).

Инвалиды

К представителям данной категории практически не предъявляется никаких требований, кроме того, что они должны быть признаны нуждающимися в жилье.

При этом стоит учесть, что льготой является получение участка вне очереди, без необходимости участия в процедуре торгов. Однако предоставляется он все равно на условиях платности — цена устанавливается в зависимости от многих параметров (площади, месторасположения и т. п.). Но отдельные регионы РФ могут вводить в действие программы, согласно которым эта процедура будет бесплатной.

Еще одним общим требованием для всех перечисленных выше категорий является тот факт, что обращение за участком должно происходить в первый раз — право на бесплатное получение участка может быть реализовано только единожды. Поэтому обязательно необходимо предоставлять документ, подтверждающий отсутствие в собственности такого участка.

Преимущественное право выкупа земельного участка (2017)

Преимущественное право выкупа земельного участка (2017)

Узнать о преимущественном праве выкупа земельного участка будет полезно как продавцам земельных участков, так и тем, кто ищет возможности приобретения земли из государственной или муниципальной собственности в упрощенном порядке. Также статья будет полезна, если вы хотите отстоять свое право преимущественного приобретения участка, который продается частным лицом. В статье приведена актуальная информация по состоянию на 2017 год.

1. Преимущественное право выкупа арендуемого земельного участка

Об аренде

В соответствии с ЗК РФ, в аренду могут передаваться все виды земельных участков, кроме изъятых из оборота. Арендаторами могут выступать любые юридические или физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства. Более детально о существенных условиях аренды и договоре аренды земельного участка читайте в отдельной статье.

Изменения в законодательстве

С 1 марта 2015 г. в Земельный кодекс законом № 171-ФЗ от 23.06.2014 г. были внесены существенные изменения, которые касаются преимущественного права заключения нового договора аренды и преимущественного права выкупа арендованного земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности. Так, в связи с принятием закона № 171-ФЗ, утратили силу пункты 3 и 8 ст. 22 ЗК РФ об аренде земельных участков.

Для справки

В п. 3 ст. 22 ЗК РФ значилось, что «по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка», кроме случаев, когда на участке есть здания или строения, которые принадлежат другому лицу.

В п. 8 ст. 22 ЗК РФ было установлено, что «при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу», кроме случаев, когда на участке есть здания или строения, которые принадлежат другому лицу.

Таким образом, из Земельного кодекса были исключены положения о преимущественном праве выкупа арендованного земельного участка из государственной или муниципальной собственности, а также о преимущественном праве заключения нового договора аренды. Но в то же время в Гражданском Кодексе данные положения сохранились.

Гражданский кодекс о преимущественном праве выкупа или заключения договора аренды на новый срок в отношении арендованного земельного участка

Статья 621 ГК РФ устанавливает преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок: «Если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок». При этом арендатор должен заблаговременно уведомить арендодателя о желании заключить новый договор. Если арендодатель отказывает арендатору, но при этом в течение года после окончания договора аренды заключает новый договор аренды с другим лицом, то арендатор вправе через суд требовать переведения на него прав по новому договору аренды и компенсации убытков, причиненных отказом возобновить договор.

Статья 624 ГК РФ регулирует отношения по выкупу арендованного имущества. В статье указано, что переход права собственности на арендованное имущество к арендодателю может быть предусмотрен в самом договоре аренды. Данное положение позволяет установить преимущественное право выкупа для земельного участка, который находится в частной собственности.

И снова к Земельному кодексу

В Земельном же кодексе вместо института преимущественного права выкупа арендованных земельных участков из государственной или муниципальной собственности предусмотрены случаи, когда выкуп земельного участка проводится в упрощенном порядке без торгов одному участнику. Данные случаи установлены в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

2. Преимущественное право выкупа земельного участка субъектами малого и среднего предпринимательства

Где установлено преимущественное право субъектов малого и среднего бизнеса выкупать арендуемое ими имущество из государственной или муниципальной собственности?

Особенности приватизации/отчуждения из государственной или муниципальной собственности недвижимого имущества, в том числе земельных участков, которые арендуют субъекты малого и среднего предпринимательства, регулируются законом № 159-ФЗ от 22.07.2008 г. . Согласно данному закону, субъекты малого и среднего предпринимательства в случае, если арендуемое ими имущество из государственной или муниципальной собственности планируется выставить на продажу, пользуются преимущественным правом выкупа такого имущества по рыночной цене, определенной независимым оценщиком.

Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства?

В соответствии со ст. 4 закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. , к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, которые отвечают следующим условиям:

1) для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств должны выполняться требования относительно учредителей и состава капитала;

2) среднесписочная численность работников за предыдущий год не должна превышать 100 человек для малых предприятий и 250 человек для средних предприятий;

3) суммарный доход за предыдущий календарный год не должен превышать 800 млн. руб. для малых предприятий и 2 млрд. руб. для средних предприятий.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, которые не имеют преимущественного права выкупа арендованного ими государственного или муниципального имущества

Преимущественным правом выкупа предложенного к приватизации имущества не могут обладать субъекты малого и среднего предпринимательства:

1) кредитные организации;

2) страховые общества (за исключением потребительских кооперативов);

3) инвестиционные фонды;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

6) ломбарды;

7) организации, являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

8) организации, занимающиеся игорным бизнесом;

9) организации нерезиденты (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации);

10) организации, осуществляющие добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).

Условия реализации преимущественного права

Для реализации преимущественного права выкупа арендованного имущества субъектами малого и среднего предпринимательства необходимо, чтобы:

1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находилось в собственности таких субъектов и/или в их временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) отсутствует задолженность по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням);

3) арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и/или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Порядок реализации преимущественного права

Порядок реализации преимущественного права арендаторов – субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества, утвержденный статьей 4 закона № 159-ФЗ, действует до 1 июля 2018 года. Данный порядок состоит в том, что уполномоченные на осуществление приватизации органы госвласти субъектов РФ или органы местного самоуправления направляют арендатору предложение о заключении договора и сам проект договора купли-продажи арендуемого имущества.

Если субъект малого или среднего предпринимательства согласен использовать свое преимущественное право выкупа арендованного имущества, а также согласен с ценой договора и погашает всю задолженность, в течение 30 дней договор купли-продажи должен быть заключен. Если субъект малого или среднего предпринимательства направляет в уполномоченный орган заявление об отказе в использовании своего преимущественного права выкупа или в течение 30 дней не обжалует положения и не подписывает проект договора купли-продажи, он утрачивает свое преимущественное право приобретения арендованного имущества.

3. Преимущественное право выкупа земельного участка сельскохозяйственного назначения

Земельный кодекс: приобретение арендуемого сельхозучастка без торгов

В соответствии с абзацем 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, по преимущественному праву выкупа без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены в аренду гражданину или юридическому лицу. При этом преимущественным правом выкупа земельного пользуется гражданин либо юридическое лицо, которые по договору аренды использовали предоставленный участок надлежащим образом в течение не менее трех лет.

Надлежащее использование земельного участка должно быть подтверждено документально. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков, устанавливается Министерством сельского хозяйства РФ. В данный момент перечень таких документов не установлен.

Чтобы не утратить свое преимущественное право на приобретение земельного участка сельскохозяйственного назначения из государственной или муниципальной собственности без торгов, заявление о намерении заключить договор купли-продажи такого земельного участка необходимо подать до дня истечения срока договора аренды.

А что в законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»?

Некоторые положения о преимущественном праве выкупа сельскохозяйственного земельного участка приведены в законе № 101-ФЗ от 27.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» . Но в связи с принятием закона № 171-ФЗ, которым в Земельный кодекс были внесены значительные изменения, относящиеся к процедуре предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, из закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» были изъяты положения о преимущественном праве выкупа земель сельскохозяйственного назначения. Теперь все отношения по данному поводу регулируются Земельным кодексом, и преимущественное право выкупа реализуется через процедуру предоставления участка без торгов.

Несколько интересных положений о реализации преимущественного права в законе № 101-ФЗ все же осталось:

1. В частности, как и в ГК РФ, в данном законе по поводу договора аренды земель сельскохозяйственного назначения сказано, что в таком договоре «может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены».

2. Также в данном законе установлено, что арендатор, который надлежащим образом исполнял свои обязанности, по истечении срока аренды имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

3. Кроме общих условий получения земельного участка сельскохозяйственного назначения без торгов для сельскохозяйственных организацией и крестьянских (фермерских) хозяйств есть возможность получить такой земельный участок в собственность или аренду без торгов по сниженной цене (не более 15% кадастровой стоимости) или сниженной арендной плате (не более 0,3% кадастровой стоимости в год). Реализовать такое право можно по отношению к фактически используемым земельным участкам, которые находятся в муниципальной собственности и выделены в счет земельных долей.

При этом подать заявление о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в орган местного самоуправления необходимо в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок. Орган местного самоуправления не позднее чем в течение 2 недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, разместить на своем официальном сайте, а также на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования, информацию о возможности приобретения земельного участка.

4. Преимущественное право приобретения земельных участков сельскохозяйственного назначения также имеют сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, которые пользуются такими участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения. При этом цена приобретения участков в собственность не может превышать 15% кадастровой стоимости. Субъекты РФ могут устанавливать случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

5. По отношению к земельным участкам сельскохозяйственного назначения, в случае их продажи частными лицами, действует правило преимущественного права выкупа таких участков субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями. Продавец земельного участка сельскохозяйственного назначения обязан в письменной форме известить высший исполнительный орган субъекта РФ или орган местного самоуправления о намерении продать такой земельный участок с указанием его цены, размера и местоположения, а также срока, до истечения которого необходимо провести взаимный расчет. Срок для взаимных расчетов не должен превышать 90 дней.

Государственные органы могут выкупить земельный участок только по цене, установленной продавцом. При этом если орган госвласти откажется приобретать участок по предложенной цене, продавец вправе в течение 1 года продать данный участок по установленной цене третьему лицу. Продавать участок по более низкой цене можно только после повторной подачи в орган госвласти предложения о продаже земли.

4. Преимущественное право покупки доли земельного участка

Определение доли земельного участка

Определение доли земельного участка, способы ее образования и регистрации, а также особенности оборота долей в праве собственности на земельные участки описаны в отдельной статье на нашем сайте. Более детально о порядке купли, продажи, дарения и аренды долей земельного участка читайте в следующей статье.

Преимущественное право покупки земельной доли

Сейчас же речь пойдет именно о преимущественном праве покупки земельной доли, которое установлено ст. 250 ГК РФ. В данной статье указано, что в случае намерения собственника доли в праве общей собственности (в том числе доли в праве собственности на земельный участок) продать эту долю постороннему лицу, остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право ее покупки по цене, по которой она продается. У сособственников преимущественное право покупки исчезает в случае продажи имущества на публичных торгах, а также в случае, если продается доля в праве собственности на земельный участок, на котором расположено здание или помещение. В последнем случае преимущественное право покупки земельной доли принадлежит собственнику здания.

Проведение торгов по продаже доли в праве общей собственности может проводиться по согласию всех участников долевой собственности или без их согласия, если такие участники отказываются выкупить у собственника его долю.

Для того чтобы сособственники могли реализовать свое преимущественное право на приобретение доли в праве общей собственности, продавец такой доли должен в письменной форме известить остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу. Если остальные собственники откажутся от приобретения доли в недвижимом имуществе или не выкупят ее в течение одного месяца (для движимого имущества в течение 10 дней) со дня извещения, продавец имеет право продать свою долю любому лицу. Если данный порядок был нарушен, участник долевой собственности вправе в течение 3 месяцев подать в суд иск с требованием перевода на него прав и обязанностей покупателя.

При продаже доли одному из участников долевой собственности уведомлять остальных участников не обязательно.

Особенности продажи доли земельного участка сельскохозяйственного назначения

Существуют некоторые особенности при продаже доли в общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения. Без выделения земельной доли в натуре продать ее можно только другому участнику долевой собственности, сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют земельный участок, находящийся в долевой собственности. Таким образом, при продаже доли (пая) в общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения вообще не предусмотрено возможности продажи ее стороннему лицу (ст. 12 закона № 101-ФЗ ).

В случае выделения доли в натуре, действует преимущественное право на приобретение участка органом госвласти субъекта РФ или муниципалитетом. Если они откажутся приобретать выделенный участок по предложенной цене, только в таком случае его можно продать любому лицу.

5. Преимущественное право выкупа земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения

Выкуп участка, на котором расположено здание, из государственной или муниципальной собственности

В связи с принятием закона № 171-ФЗ с 1 марта 2015 г. утратила силу ст. 36 ЗК РФ. Ранее данная статья регулировала отношения по поводу приобретения прав на земельные участки из государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения. Теперь по поводу изучения вопроса преимущественного права выкупа таких участков следует руководствоваться общим порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данный порядок описан в главе V.1 ЗК РФ.

В ст. 39.3 ЗК РФ п. 2 указано, что земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, продаются собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них без торгов, то есть в упрощенном порядке, фактически по преимущественному праву выкупа.

Особенности предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, регулируются отдельной статьей 39.20 ЗК РФ. В данной статье обозначено, что даже не преимущественное, а исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками таких зданий, сооружений. Если на участке расположено несколько зданий, или одно здание принадлежит нескольким собственникам, то земельный участок может быть приобретен в общую долевую собственность.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них должны совместно обратиться в уполномоченный орган. В случае приобретения участка в общую долевую собственность несколькими правообладателями здания, размеры долей должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.

Преимущественное право выкупа участка, на котором расположено здание, из частной собственности

В отличие от утратившей силу статьи 36, в Земельном кодексе РФ осталась статья 35, которая регулирует особенности перехода права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение. Данная статья касается всех земельных участков, а не только тех, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

В статье 35 ЗК РФ обозначено, что собственник здания (сооружения), находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды такого земельного участка. Данное право осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. То есть собственник участка, на котором расположено чужое здание, должен письменно уведомить собственника этого здания о намерении продать участок. Если собственник здания не выкупит участок в течение 30 дней, продавец земли может продать ее любому стороннему лицу. При этом стороннему лицу нельзя продать участок по более низкой цене, потому что собственник здания в течение 3 месяцев через суд может потребовать перевода на себя всех прав и обязанностей покупателя.

Преимущественное право покупки земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, имеют даже иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники таких зданий, сооружений. Перечень видов зданий, на которые данное правило не распространяется, может установить только Президент.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно однократно в собственность граждан в следующих случаях:
1) если предоставление земельных участков осуществляется для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, дачного строительства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства:
— гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством право на получение земельного участка в собственность бесплатно;
— инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
— лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
— нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;
— ветеранам боевых действий;
2) если предоставление земельных участков, расположенных в сельских населенных пунктах, в собственность для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, дачного строительства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства осуществляется:
— лицам, работающим и проживающим в сельском населенном пункте не менее пяти лет;
— пенсионерам, проживающим в сельском населенном пункте не менее пяти лет;
— лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным;
— семьям, имеющим детей-инвалидов;
3) если предоставление земельных участков, расположенных в городских и сельских населенных пунктах муниципальных районов Новосибирской области, в собственность для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, дачного строительства осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей (число детей на момент постановки на учет на бесплатное предоставление в собственность земельных участков);
4) если предоставление земельных участков в собственность для ведения садоводства, дачного строительства и огородничества осуществляется:
— инвалидам первой, второй и третьей групп;
— пенсионерам по старости, имеющим звание «Ветеран труда» или почетное звание «Ветеран труда Новосибирской области»;
5) если предоставление земельных участков осуществляется для жилищного строительства лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
6) если земельные участки находятся в фактическом пользовании граждан, имеющих на указанных земельных участках в собственности жилые дома, право собственности на которые у них возникло до вступления в силу настоящего Закона, в том числе при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на указанные земельные участки;
7) если земельные участки находятся в фактическом пользовании участников общей долевой собственности на жилые дома, расположенные на этих земельных участках, в том числе при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки, и хотя бы один из участников долевой собственности имеет в собственности долю земельного участка или имеет право получить земельный участок в собственность бесплатно;
Для следующих категорий граждан, введено требование о том, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства возможно только в случае, если гражданин принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и состоит на таком учете по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации:
1. граждан, имеющих трех и более детей;
2. ветеранов боевых действий;
3. семей, имеющих ребенка – инвалида;
4. лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
5. нетрудоспособных членов семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;
6. лиц, работающих и проживающих в сельском населенном пункте не менее пяти лет;
7. пенсионеров, проживающих в сельском населенном пункте не менее пяти лет;
8. лиц, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *