Магистратура второе высшее

Содержание

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KakiGdeUchitsya.ru. Переход с советской системы образования, при которой готовили специалистов, на болонскую систему, при которой готовят бакалавров и магистров по-прежнему вызывает немало вопросов. Пожалуй, главные вопросы – это является ли бакалавриат высшим образованием и магистратура – это второе высшее образование или нет.

Про бакалавриат можно прочитать по приведенной ссылке, а о магистратуре поговорим сейчас. Сразу признаюсь, что учился я по старой системе, то есть я специалист, поэтому пришлось немного почитать самому о магистратуре, поинтересоваться у знакомых преподавателей, почитать законы Российской Федерации, в общем подойти к вопросу со всей ответственностью.

В каких случаях магистратура – это второе высшее

Да, как можно понять из заголовка подпункта магистратура – это не всегда второе высшее образование. Да и случаев, когда магистратура – это второе высшее не так много, так что перечислить их не составит трудна:

  1. Поступление в магистратуру после свециалитета.
  2. Поступление в магистратуру после магистратуры другого направления.

    Мудрый магистр, желающий получить второе высшее образование

Если не совсем понятно, сейчас поясню, в общем-то эти 2 пункта нет смысла рассматривать по отдельности, так что пишу о них вместе. Если Вы имеете диплом специалиста или магистра, то вполне можете поступать в магистратуру и, если доучитесь, то будете иметь второе высшее образование.

Но хочется предостеречь от некоторых слишком смелых шагов, например, поступления в магистратуру совсем другого профиля, не такого, какой Вы изучали раньше. Магистратура предполагает наличие неплохих базовых знаний, так что может оказаться, что учиться Вам будет очень тяжело. Но тут уже решайте сами, сможете ли Вы отучиться и получить заветный диплом магистра, и вместе с ним второе высшее образование или нет.

В общем, подводя итог скажу, что магистратура вполне может быть вторым высшим образованием, но только если у Вас есть образование специалиста или магистра. И да, не забудьте, что второе высшее образование в любом случае платное, так что будьте готовы к тому, чтобы оплатить обучение.

Но и после специалитета магистратура может не быть вторым высшим образованием. Согласно п. 15, ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ может произойти следующее:

15. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования. (часть 15 введена Федеральным законом от 03.02.2014 N 11-ФЗ)

Кому и зачем это может понадобиться я представить не могу, но, бывает и такое.

В каких случаях магистратура не является вторым высшим образованием

Это происходит в том случае, если Вы отучились на бакалавриате и получили соответствующий диплом. При этом Вы безусловно можете поступить в магистратуру, но есть некоторые ограничения.

Магистратура после бакалавриата считается обучением в некоей более узкой области знаний, полученных при обучении на бакалавриате. Таким образом, обучение в магистратуре может быть или по той же специальности, или по очень близкой.

В общем, после бакалавриата магистратура вторым высшим образованием не является, зато получить корочки магистра можно бесплатно, если Вы бесплатно обучались на бакалавриате. А вот дальше уже можно поступить в магистратуру на другую специальность и это будет вторым высшим образованием.

Каким законом регулируются ступени образования

Не знал, как назвать подпункт, поэтому пусть будет так. В общем я хотел напомнить о Федеральном Законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), на который ссылался в статье про то, является ли бакалавриат высшим образованием, ссылка на которую была в начале статьи, ну да ладно приведу еще раз выдержку из 10 статьи данного закона:

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Тут становится понятно, что всё то, о чём я писал взято не с потолка, а соответствует Федеральному закону, который устанавливает ступени образования для студентов, получающих высшее образование. И позволяет сделать вывод о том, как можно получить второе высшее образование, и когда магистратура будет вторым высшим.

Про второе высшее могу только посоветовать взвесить все за и против и поступать только если оно Вам действительно необходимо. В дополнение хотелось бы оставить ссылку на свежую статью под названием нужна ли магистратура, советую почитать, много полезной информации есть До встречи на страницах блога KakiGdeUchitsya.ru

Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

В последнее время часто говорят о магистратуре. Говорят как о чем-то очень престижном и важном. Но все ли понимают, что такое магистратура? Является ли магистратура вторым высшим образованием? Какое место она занимает в современной системе образования?

Найти ответы на эти вопросы и окончательно разобраться в том, считается ли магистратура вторым высшим образованием, вам поможет эта статья.

Что такое магистратура и бакалавриат?

На этот важный момент следует обратить внимание. Прежде чем ответить на вопрос о том, является ли магистратура вторым высшим образованием, необходимо понимать смысл этих слов.

Магистратура – это одна из степеней высшего образования, появившаяся в российском образовательном пространстве в необратимом процессе всеобщей глобализации.

Всего степеней три: бакалавриат, специалитет и магистратура, причем от специалитета ввиду ряда причин было принято решение постепенно отказаться.

Магистратура имеет свою специфику. Магистр – это выше, чем бакалавр и специалист. Степень магистра относится больше к научным кадрам и предполагает более широкое изучение области.

В степенях высшего образования частично реализован ступенчатый принцип. Таким образом, поступить на программу магистратуры может только человек, уже имеющий за плечами степень бакалавра или специалиста, и никак иначе.

Бакалавриат же, в свою очередь, является первой ступенью современного высшего образования и предполагает получение студентом квалификации, достаточной для выполнения профессиональной деятельности в должности, квалификационными требованиями к которой предполагается наличие у соискателя высшего образования.

Запутано? Не то слово. Так откуда же взялась такая неразбериха? Магистратура – это второе высшее образование или нет? Давайте разбираться вместе!

Откуда появились магистратура и бакалавриат?

Корни современных реформ отечественного высшего образования кроются в девяностых годах двадцатого столетия. А произошло все именно так.

На праздновании восьмисотлетия Парижского университета четверо амбициозных и креативных министров образования европейских государств обсуждали острую проблему: как сделать так, чтобы в Европе сложилось единое образовательное пространство? Как добиться схожести образовательных программ, методов и подходов к обучению и документов об образовании? Результатом этой беседы в скором времени стало подписание Болонского соглашения – международного процесса, направленного на интеграцию высшего образования в Европе.

В настоящее время к Болонскому соглашению присоединилось 48 стран, в том числе и Российская Федерация.

Каждая страна-участница, вступив в процесс, взяла на себя обязательства к определенным срокам запустить реформы, направленные на единообразие высшего образования на всей территории соглашения. В России в активную фазу реформы вошли с 2010 года.

Новая система предполагала две степени образования: бакалавриат и магистратуру. Таким образом, действующий до 2010 года специалитет оказался пережитком прежней системы высшего образования, постепенно уступив место новым степеням.

Чем регламентируется?

Для того чтобы ответить на вопрос: «Является ли магистратура вторым высшим образованием?» — необходимо углубиться в нормативно-правовую базу, регламентирующую данный вопрос.

Основополагающим нормативным актом на территории нашей страны является закон «Об образовании в РФ».

В части 5 статьи 10 закона говорится о том, что магистратура наряду со специалитетом является одним из уровней профессионального образования. Примечательно, что бакалавриат в данной иерархии стоит в отдельном пункте и выделяется как нижестоящий.

В пп. б п. 2 ч. 3 ст. 12 закона устанавливается, что к образовательным программам ВПО относятся бакалавриат, специалитет, магистратура и другие.

Пунктом 4 ч. 2 ст. 23 закона установлено, что программы высшего образования реализуются исключительно в образовательных организациях высшего образования.

Высшему образованию посвящена статья 69 закона.

Частью 2 статьи 69 закона определено, что учиться по программам бакалавриата и специалитета могут только граждане, имеющие аттестат о среднем образовании.

Согласно ч. 3 ст. 69 поступить в магистратуру могут только люди, имеющие высшее образование, причем любого уровня.

На вопрос: «Является ли магистратура вторым высшим образованием?» — отвечает часть 8 статьи 69 закона.

В каких случаях магистратура будет считаться вторым высшим образованием?

Пунктом 2 части 8 статьи 69 закона оговорены следующие нюансы.

Вторым высшим образованием магистратура считается только для тех, кто поступил уже с дипломом специалиста или магистра. Вместе с тем в конце 2014 года в закон внесены изменения, ограничивающие часть специалистов в получении второго образования после окончания магистратуры.

Так считается ли вторая магистратура вторым высшим образованием? Ответ – да. Если гражданин поступил, уже имея диплом магистра, завершив обучение, он получит еще одно высшее образование.

Могут ли бакалавры получить второе высшее образование после магистратуры? Ответ положительный. Бакалавр, окончивший магистратуру, будет считаться магистром и, соответственно, получит дополнительное высшее образование, поступив на интересующую его программу высшего образования.

Когда магистратура не будет зачтена как второе высшее образование?

Не получат второе высшее лица, поступившие в магистратуру с дипломами бакалавра и дипломированного специалиста. Кто такой дипломированный специалист? Этот вопрос требует отдельного рассмотрения.

Чем дипломированный специалист отличается от специалиста?

В переходный период 2008–2010 годов вузам давалось право готовить студентов по программам дипломированных специалистов или программам специалитета. Лишь с января 2011 года дипломированные специалисты были упразднены.

Разница заключается в стандартах, по которым готовились студенты, а также в форме выдаваемых дипломов.

На стыке старого и нового

Болонский процесс имеет ряд плюсов и минусов.

Прежде всего, единое образовательное пространство в высшем образовании – это возможность перемещаться по многим странам и осуществлять там профессиональную деятельность.

Также это прекрасная предпосылка для международного сотрудничества университетов, обмена студентами и стажировки преподавателей.

Главный минус реформ – сложившаяся путаница в системе высшего образования. Работодатель не знает, что ему делать с магистрами и бакалаврами. Он привык к специалистам.

В целом упали престиж и качество высшего образования. Появилось много людей, имеющих по 3–4 высших образования.

Всегда настораживают резкие смены курса. Также и здесь. Ведь прежняя система складывалась десятилетиями и имела ряд достоинств. Теперь придется все начинать сначала.

Кроме того, реформа «навязывается» сверху. Никто не спрашивал, нужно ли это студентам и преподавателям.

Уровень магистратуры по-российски

Магистратура после бакалавриата, в чем ее отличие от бакалавриата

В чем отличие магистратуры от специалитета

Магистратура после специалитета и магистратура как второе высшее

Отсрочка для поступления в магистратуру

Поступление в магистратуру: условия, формы и стоимость

Магистратура на западе

Впервые понятие магистратуры было введено еще в Древнем Риме еще в VI веке до н.э., но тогда оно применялось как общее название государственных должностей в Римской республики. Магистратуры были выборными (ординарными), когда из нескольких претендентов отбирался один магистрат, и назначаемыми (экстраординарными), когда статус магистрата придавался назначением.

С появлением первых университетов еще в раннем средневековье появилась необходимость в аттестации их профессоров. Тогда статус магистра скорее соответствовал ученой степени (наравне с другими учеными степенями того времени), нежели академической квалификации выпускника университета в ее нынешнем понимании.

Хотя грань между академической и ученой степенями размыта, и часто не проводится, провести ее можно по следующему критерию. Если степень присуждается выпускнику вуза для «потребления» ее во внешней, реальной жизни, то ее можно именовать академической (степень «массового потребления»), а если она больше нужна для внутриуниверситетской аттестации, то е лучше именовать ученой.

В Средние века учёная степень магистра – «Magister artium liberalium» носил учитель так называемых свободных наук, магистры, вместе с докторами наук, имели право участвовать в выборах ректора.

Впоследствии в связи с переходом к одноуровневой системе ученых степеней (доктор философии, доктор наук) к XIX веку ученая степень магистра (именно как ученая степень) перестала присуждаться и сохранилась только в системе научной аттестации в Российской империи и Англии.

Но по мере того, как внешняя среда стала «потреблять» не только бакалавров, но и магистров, качественно различая их по уровню подготовки, степень магистра стала восприниматься как академическая степень, т.е. просто как более высокая квалификация выпускника университета. В ходе Болонского процесса национальные уровни высшего образования стран Европы («Licenciatura», «Diplomado», «Maestria» и тому подобные) были приведены в соответствие друг другом и стандартизированы.

Современная магистратура называется на западе «graduate», то есть законченное, или выпускное образование. Хотя с дипломом бакалавра можно устроиться в любой области, для получения хорошей должности придется продолжить учебу в магистратуре, которая дает более практическое образование и профессиональную специализацию. Продолжается магистратура обычно 2 года (от 1 года до 3 лет), причем по статистике поступают в нее далеко не все выпускники бакалавриата. Часть выпускников бакалавриата сначала выходят на рынок труда и только потом снова возвращаются в университет – на уровень магистратуры.

Специалисты, получившие диплом магистра, или как его еще называют мастера, высоко ценятся на рынке труда и, конечно, зарабатывают больше, чем бакалавры. Магистратура дает возможность пойти в докторантуру и защитить диссертацию на степень доктора (PhD), которая открывает путь к научной карьере.

Примеры магистерских степеней на западе:

  • Магистр наук (MS – Master of Science),
  • Магистр искусств (MA – Master of Arts),
  • Магистр делового администрирования (MBA – Master of Business Administration),
  • Магистр права (LLM – Master of Laws),
  • Магистр изящных искусств (MFA – Master of Fine Arts).

Помимо этих чисто академических степеней существует также особый вид профессиональных степеней магистерского уровня по юридическим и медицинским специальностям – «Doctor of Law» и «Doctor of Medicine», которые являются подтверждением профессиональной квалификации. Их получение занимает 3-4 года.

Появление магистратуры в России

Понятие «магистр», как и «бакалавр», применялось еще в царской России, но тогда это была ученая степень (в другие периоды – ученое звание), она присваивалась в период 1753-1918 годов.

На первом отрезке времени, до 1802 года магистр – это ученое звание и оно присваивается, университетами, что называется, неформально, без закрепления этой процедуры в уставных уложениях того времени. Но уже с 1803 года ученая степень магистра присуждается на основе утвержденного указом императора Александра I положения о производстве в ученые степени (при этом степень магистра сначала занимала среднее положение между ученой степенью кандидата и степенью доктора наук, а с 1884 года полностью замещает кандидатскую степень).

Сразу после Октябрьской революции (01.10.1918) все ученые степени, в т.ч. ученая степень магистра, были отменены. Хотя позднее в 1934 году система ученых степеней была восстановлена, ученая степень магистра была заменена в ней на ученую степень кандидата наук, которая полностью соответствовала ей по рангу. В Болонской системе российская степень кандидата наук соответствует ученой степени доктора философии – PhD.

Второе появление в нашей стране магистратуры произошло в связи присоединением России к Болонскому процессу (процессу сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). На самом деле даже немного раньше – еще до этого в 1996 г. магистратура появилась в России как третья ступень высшего образования (для получения которой нужно было учиться 6 лет). До 2008 магистратура не была массовой, так как сосуществовала со ступенью «дипломированный специалист», на которого на большинстве программ нужно было учиться 5 лет, и который был более понятен абитуриентам и рынку труда.

Как мы уже писали применительно к бакалавриату, в связи присоединением России к Болонской конвенции с 2003 года в нашей стране был запущен процесс гармонизации систем высшего образования и создания единого европейского пространства высшего образования. С этого момента и до настоящего времени идет нескончаемая череда изменения образовательных стандартов (ГОС, ГОС-2, ФГОС3, ФГОС3+ и ФГОС3++), существенно локализовавших специалитет и сделавших на большинстве направлений магистратуру единственным форматом на втором уровне образования.

Сначала, уже в 2005 году, было введено в действие новое (второе) поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, вместе с которыми наравне со специалитетом в вузах России появился бакалавриат и магистратура. Затем в 2009 году вышли т.н. федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (стандарты третьего поколение), по которым бакалавриат и магистратура стали господствующими уровнями, а программы специалитета (классическое «советское» обычно 5-летнее одноуровневое высшее образование) были сохранены только в медицине, искусстве и военных науках, а в других областях – только точечно. С введением ФГОС3, ФГОС3+ и ФГОС3++ позиции магистратуры в системе образования только усилились, т.к. она стала безальтернативной, но вот со смыслами в магистратуре здесь не все ладно, что и постараемся разобрать в следующем разделе.

Хотя наша отечественная магистратура носит то же имя, что и «западная» магистратура, во многих вузах она существенно отличается от нее по своему предназначению. Проблема заключается в том, что в России студент получает специализированное профессиональное образование обычно уже на уровне бакалавриата (исключение составляют только немногие вузы проекта 5-100).

Магистратура вследствие этого чаще всего превращается в своего рода «предаспирантуру», позволяющую подготовить и представить пробную диссертацию. Она готовит не высококвалифицированных специалистов для бизнеса, государства, производства и сферы здравоохранения, а ученых и вузовских преподавателей низшего звена. Такие программы магистратуры совершенно не походят для выпускников бакалавриата иных направлений, так как их освоение предполагает ранее полученную специализацию в одноименном бакалавриате.

Наши образовательные стандарты предполагают достаточно большой блок педагогической практики в магистратуре. Выпускник российской магистратуры – это ассистент (преподаватель) реже младший научный сотрудник без степени, который чаще всего идет в аспирантуру. Так как у него по существу просто нет другого выбора, если он хочет выйти на более или менее приемлемый уровень доходов.

Окончание аспирантуры с ее квалификацией преподавателя высшей школы его единственный шанс подняться на ступеньку старшего преподавателя или научного сотрудника, где оклад уже повыше и нагрузка хоть немного ниже. А после защиты кандидатской диссертации выпускник аспирантуры становится полноправным преподавателем или исследователем.

Довольно часто программа магистратуры может быть «отформатирована» под программу второго высшего образования. В данном случае есть риск нарваться на недостатки другого рода, и они заимствованы из классических программ второго высшего образования (сокращенный и ускоренный специалитет). Это когда обе стороны образовательных отношений понимают их формальность: студенты делают вид, что ходят на занятия и учатся (а на самом деле большинство из них работают), а преподаватели – что преподают актуальные знания (а на самом деле читают по книжкам что-то).

Значительно реже можно встретить настоящую магистратуру, в которой вам дают хорошую и практическую профессиональную специализацию, сочетающуюся с постановкой менеджеральных компетенций. Примеры такой магистратуры можно найти, например, в ВШЭ и РАНХиГС. В последнем случае можно даже найти двухдипломную магистратуру, совмещенную со степенью MBA. Есть неплохие примеры инженерной магистратуры, основанной на CDIO.

Основное отличие магистратуры от специалитета заключается в том, что входом на нее является окончание специалитета, когда можно переопределиться с направлением обучения. Т.е. выпускник магистратуры – это достаточно эрудированный человек, проучившийся на двух разных по направлениям программах (хотя они могут быть и близкими).

У такого выпускника сформированы (во всяком случае, должны быть сформированы) не только профессиональные, но так называемые «soft-skills» (комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, т.е. не связаны с конкретной предметной областью).

Выпускники специалитета проходят более узкую, по сути «тоннельную» образовательную траекторию и в совершенстве владеют профессиональными и узкопрофессиональными (специальными) компетенциями. Став специалистом, выпускник сможет работать только в определенном сегменте, который отвечает его специальности. Но в России, согласно новейшим исследованиям, по своей профессии работает лишь около 20% выпускников вузов, значит вероятность, что вы «промахнетесь» с выбором специальности очень высока.

Специалитет сейчас сохранен в сферах безопасности, военных наук, медицины и искусств. Его главный недостаток – это низкая адаптивность выпускников на рынке труда. Если за время обучения на программе, а это 5-6 лет, требования рынка труда меняются, что очень вероятно в наших динамичны условиях, то у вас будут проблемы и с поиском работы и с адаптацией на рабочем месте.

Магистратура вместе со специалитетом в соответствии с новым Федеральными законом «Об образовании» (N 273-ФЗ от 29.12.2012) относятся ко второму уровню высшего образования. Соответственно, магистратура – второе высшее образование всего в двух случаях:

  • Поступление в магистратуру после магистратуры другого направления,
  • Поступление в магистратуру после специалитета.

При этом в соответствии с Федеральным законом от 03.02.2014 N 11-ФЗ, «Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования».

Сделано это для того, чтобы те, кто закончил специалитет до перехода на уровневое образование, когда специалитет («дипломированный специалист») и магистратура относились к разным ступеням (второй и третьей, соответственно), был в равных условиях с выпускниками уровневого бакалавриата.

Последний прием на программы «дипломированного специалиста» в нашей стране состоялся в 2010 г. (по ГОС-2), т.к. с 2011 г. набирали уже только бакалавров (по большинству направлений) и «простых» специалистов (по отдельным направлениям). Соответственно, последний выпуск «дипломированных специалистов» состоялся по очной форме обучения в 2015 году (для 5-летних программ) и в 2016 (для 6-летних программ). В этот же год был и последний выпуск заочников, т.к. по 6-летним программам обычно не было заочной формы.

Из сказанного следует, если в дипломе у вас написано «дипломированный специалист», а закачивали вы до 2015-2016 годов, смело можете поступать на бюджет в магистратуру – она не будет для вас вторым высшим. Только по конкурсу пройти придется, а в хороших ведущих вузах, да на популярные направления он может быть просто запредельным. А плохое образование вам зачем?

Если же вы заканчивали уже «фгос-овский» специалитет набора 2011 года или позднее, то магистратура для вас – второе высшее образование, а оно в любом случае платное, так что будьте готовы к тому, чтобы оплатить обучение. Но это дает вам возможность «без обид» выбраться хороший вуз и направление под себя (бесплатно-то уже нельзя).

Сразу оговоримся, что на наш взгляд служба в вооруженных силах России (по-простому «служба в армии») является не только гражданским долгом перед своей Родиной, но и определенной школой, которую необходимо пройти, чтобы ощутить себя настоящим мужчиной. Но при этом, вне военного времени человек сам вправе выбирать время, когда ему получать формальное (высшее) образование, необходимое для достойной интеграции в социум, а когда проходить «мужскую школу».

В соответствии с Федеральным законом РФ «О всеобщей воинской обязанности» N 53-ФЗ от 28.03.1998 г. (дословно) право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию по программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, – в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Ни убавить, ни прибавить. Итак, магистратура (второй уровень высшего образования) дает право на отсрочку при двух но: во-первых, поступление должно состояться в год получения степени бакалавра (первый уровень высшего образования), а во-вторых, ваша программа магистратуры должна иметь государственную аккредитацию. Если вы и дальше захотите пользоваться образовательной отсрочкой, то у вас один путь – поступление в аспирантуру (второй уровень высшего образования).

Для поступления в магистратуру необходим диплом о получении высшего образования любого уровня (бакалавриат, специалитет, магистратура или аспирантура) и успешное прохождение конкурсных вступительных испытаний. При этом сам порядок и содержание вступительных испытаний определяются вузами самостоятельно и поэтому сильно разнятся.

Список документов для поступления в магистратуру непринципиально отличается от списка, который необходим при прохождении вступительных испытаний в бакалавриат или специалитет. Основные отличия в том, что вместо аттестата о полном общем образовании нужен диплом о получении любого уровня высшего образования, а также в том, что не нужно предоставлять данные ЕГЭ. Ведущие университеты, а также на некоторые специальности в качестве конкурса при поступлении требуют портфолио, состав которого определяется в зависимости от профиля программы.

Обучение в магистратуре возможно в рамках очной, заочной, очно-заочной (вечерней) форм, а также с применением дистанционных технологий. Выбор конкретной формы завит от ваших личных предпочтений, финансов и вашей занятости. Тем абитуриентам, кто еще молод и планирует заниматься научной или преподавательской деятельностью, предпочтительнее очная форма обучения, а тем, кто уже имеет практический опыт и кому диплом необходим для освоения новой специальности, можно остановиться на заочной или очно-заочной форме, в т.ч. с применением дистанционных технологий.

Как мы уже писали выше на бюджет в магистратуру можно поступить, если вы имеете либо степень бакалавра, либо полученный до изменений 2011 года диплом «дипломированного специалиста». В обоих случаях магистратура будет рассматриваться как первое высшее образование и поэтому абитуриенты будут допущены к конкурсу на бесплатные места. У тех, кто защитил магистерскую диссертацию или диплом специалиста нового образца, доступно только обучение на внебюджетной основе.

Стоимость обучения в магистратуре сильно варьирует в зависимости от местонахождения вуза, его престижности, формы обучения и популярность выбранного профиля обучения. В ряде случает на цену также влияют результаты вступительных испытаний и ваше портфолио.

Цены в ведущих московских университетах колеблются от 200 до 300 тысяч рублей за год очного обучения, а если это двухдипломная программа – то стоимость обучения может быть доходить до 500 тыс. руб. и выше.

Зачем идти в магистратуру?

Итак, какую же «добавленную стоимость» формирует магистратура по сравнению с программами высшего образования (бакалавриатом и специалитетом), и зачем тратить еще два года своей молодости на продолжение учебы?

Магистратура в России предполагает минимум два года обучения сверх стандартных четырех лет бакалавриата, но эти два года принципиально меняют человека. Разница между обладателями магистерского и бакалаврского дипломов заметна даже невооруженным глазом.

В бакалавриате закладываются базовые знания, и по его окончания вас уже можно идентифицировать как человека с высшим образованием, но полученные здесь профессиональные компетенции, закладываемые преимущественно на последнем курсе, не стоит переоценивать, они носят ознакомительный характер.

В магистратуре (хорошей, правильной магистратуре), наоборот, основываясь на полученном вами надпрофессиональном багаже, полученном в бакалавриате, происходит ваша профессиональная «заточка». За два года вы сможете уяснить все тонкости избранной профессии, приобрести необходимые для практики навыки и опробовать многие из приобретенных знаний «в реале».

По сравнению со специалитетом, магистратура не настолько узконаправленно рассматривает профессию, особенно с учетом бакалаврского уровня. Поэтому магистры могут рассчитывать на более продуктивный карьерный рост, чем специалисты. И еще одно немаловажное отличие в пользу диплома магистра, чтобы начать работу за границей, требуется иметь именно его, так как специалитет не является котируемым вне России, а бакалавриат вряд ли позволит претендовать на желаемую должность.

Чтобы не ошибиться с выбором вуза, на базе которого вы буде становиться профессионалом, желательно проработать самые разные доступные данные обо всех возможных вузах. и в первую очередь это данные рейтингов вузов: как международных, так и российских. Наш рейтинг «Национальное признание» позволит вам заглянуть внутрь вуза, объективно посмотреть на тех, кто будет вас учить, оценить («по Станиславскому»), верите вы им или нет.

Сегодня поговорим обо всех отличиях, которые касаются обучения в магистратуре и продолжения образования после бакалавриата: на что имеют право абитуриенты, как лучше поступить в той или иной ситуации. Когда стоит подождать и поступить чуть позже, зато в зарубежную магистратуру.

Поступление в магистратуру – ответственное и серьезное решение, потому что задача данной ступени – подготовить человека к научной деятельности. Образование магистра и диплом может пригодиться в будущем, но сначала необходимо решить, стоит ли тратить деньги и время на продолжение учебы. Ведь знания можно получать не только в университете, но и через Интернет самостоятельно, а также на практике.

Отличия второго высшего образования от магистратуры

Начнем с того, если выбирать между возможностью поступить в магистратуру бесплатно и платить за второе высшее, то первое обойдется дешевле. Обычно обучение на бакалавриате оценивается дешевле, чем в магистратуре. По закону, человек имеет право один раз учиться бесплатно на каждой ступени высшего образования. Если его по каким-либо причинам не устраивает вуз, то можно попробовать подать документы в другой – тоже на бюджет.

Второе высшее образование будет обязательно платное. Но 2 года магистратуры и 4 года бакалавриата – это разная цена.

Если судить по степени усвоения материала, то за 4 года есть возможность хорошо освоить новую специальность, если сменить ее кардинально. Очень сложно учить новый материал и одновременно писать по нему научную работу. На это будет уходить практически все время. Если не работать – одно дело, если весь день будет занят, то очень сложно. Нужно реально оценить свои силы или идти на курсы переподготовки.

С другой стороны – потраченное время. По новой специальности студенту никто не сократит учебный процесс, так как профильные предметы он должен освоить и сдать экзамены. 2 года и 4 – есть разница. Либо напрягаться изо всех сил 2 года, либо спокойно учить материал 4 года. Здесь придется выбирать между ценой и временем.

Диплом о высшем образовании после магистратуры и диплом об окончании бакалавриата – это тоже разница. Вас никто не допустит к преподавательской работе без научной степени. Если планируете посвятить жизнь учительству, лучше поступать в магистратуру.

Могут быть и косвенные отличия, например, в рейтинге учебного заведения. Учился человек в областном центре и вдруг нашел приглашение на бакалавриат из столичного вуза, но по другой специальности. Понятно, что уровень преподавания будет отличаться. Московский бакалавриат может дать намного больше, чем местная магистратура. Если все дело в качестве знаний, то нужно идти за знаниями, где бы их не предлагали – хоть в колледж.

Общие черты

Одно и второе образование высшее: магистратура – вторая ступень, бакалавриат – первая. Иногда бывает, что первое поступление было неудачным и человек попал не в свою профессию. Работать по первому диплому он не собирается. Здесь уже все-равно, куда идти, лишь бы заниматься тем, что ближе к сердцу.

Общим может быть университет, в рамках которого студент будет получать образование. Если устраивает уровень знаний, можно продолжать учиться по своей специальности дальше или выбирать смежную. Кстати, сейчас выгодно иметь несколько квалификаций или профессий.

Поступление может быть платным – как магистратура, так и второе высшее. Бывает, что бесплатной магистратуры нет, или все места уже заняты льготниками.

Здесь необходимо подробно выяснить следующие вопросы:

  • можно ли сократить срок обучения, если специальность смежная;
  • есть ли дистанционное отделение, где можно быстрее сдать всю программу и получить второй диплом;
  • насколько дистанционная магистратура дешевле очной.

Если студент заинтересован, он найдет способ сэкономить и получить диплом магистра.

Как определиться, куда поступать

Чтобы определиться, нужно четко понимать свои цели и ситуацию. У каждого человека они разные: один хочет заниматься наукой, другой претендует на руководящую должность и ему нужен диплом для страховки. Третий учится для того, чтобы иметь запасную специальность на случай потери работы, четвертому просто интересно узнать что-то новое.

Рассуждать можно примерно так: если я планирую работать и одновременно хочу освоить совершенно новую специальность, то у меня будет меньше времени для самостоятельных занятий. Следовательно, лучше растянуть время и не спешить. Или так: работать по своей специальности я не планирую, но готов 2 года посвятить написанию магистерской работы и занятиям с преподавателями.

Где сложнее учиться

На этот вопрос нет однозначного ответа. Были случаи, что люди с магистерским дипломом поступали в рейтинговый вуз на бакалавриат и понимали, что до этого не учились. Ведь рейтинговые учебные заведения поэтому известны, что дают хорошую базовую подготовку. Хороший бакалавриат сравнивают со стволом и ветками дерева, а мелочи и детали – с листьями. Если нет ствола, листьям не на чем будет держаться.

Сложно менять специальность и поступать в магистратуру, сложно менять вузы на более серьезные, даже если поступать обратно на бакалавриат. Здесь важнее то, насколько человек готов к трудностям.

Менять ли вуз после бакалавриата

Поступление в магистратуру другого вуза не обязательно может быть связано с качеством знаний. Возможно, студент выбрал объектом исследования такую область, по которой нет специалистов, но они есть в другом городе. Или обучение в магистратуре как-то связано с практикой и исследованиями, провести которые на базе своего университета нет возможности.

Оставаться в своем вузе или подавать заявку в другой – вопрос, требующий всестороннего рассмотрения, иначе это будет тратой времени.

Зарубежная магистратура как вариант

Система высшего образования в России медленно совершенствуется, поэтому имеет смысл поговорить о различиях в самой магистратуре между отечественными и зарубежными вузами. Вопрос, где получать образования магистра – в своей стране или за границей, может отпасть.

Дело вот в чем: многие абитуриенты не хотят заниматься научной работой и не планируют преподавать свой предмет, но у нас все магистры обязаны защищать магистерскую диссертацию. Что делать? Ответ – поступать за границу. Там этот вопрос решен по-другому.

Если кто-то хочет строить карьеру и ему нужна практика по конкретным рабочим моментам, он будет изучать кейсы. Если хочет заниматься исследованиями – будет писать диссертацию. Все довольны.

Отличия есть во вступительных моментах. У нас просто можно подать заявку и сдать экзамены. В Европе придется доказывать целесообразность исследований в конкретной области: почему государство должно выделить деньги на обучение.

Для этого абитуриент пишет письмо с рассуждениями на тему будущей научной работы. Не важно, какие оценки были по другим предметам – если человек не убедит руководство вуза, что его работа приносит пользу, он не поступит.

Если говорить об общих чертах поступления в отечественную и зарубежную магистратуру – и здесь, и там нужно знать язык страны на хорошем уровне, чтобы понимать преподавателя.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Московский Государственный Машиностроительный Университет (МАМИ)

Колледж Московского Финансово-промышленного Университета «Синергия»

Московский финансово промышленный университет «Синергия»

Курский институт менеджмента экономики и бизнеса (МЭБИК)

Переход российской образовательной системы на «болонскую платформу» преследовал высокие цели:

  • обеспечить отечественным студентам возможность трудоустроиться на равных правах;
  • упростить оценку уровня подготовки РФ;
  • интегрироваться в мировую систему обучения.

Результаты можно назвать удовлетворительными с оговоркой: как любой период серьезных реформ, переход создал путаницу. Проблема коснулась условно новой ступени обучения — магистратуры.

Последняя доступна российскому студенту на всех уровнях, это определено 273-ФЗ в редакции от 03.07.2016 г. На магистрат можно поступать специалистам, магистрам, бакалаврам. Единственная проблема — определиться, считается ли магистратура вторым высшим образованием. Зачем?

  1. Работодатели в последние 3 года переосмыслили ценность подготовки кадров, II образование ценится выше.
  2. Бесплатное обучение доступно только по первому образованию, II всегда оплачивается.

Воспринимают ли на практике диплом магистра как 2 высшее образование?

Логика (суть магистрата, описанная законом) подсказывает следующее: магистр — носитель профиля/специальности, владеющий навыками исследовательской деятельности. Магистратура включена в образовательную систему, являясь ее 2-м уровнем.

Отсюда распространенное мнение: магистрат становится 2-м образованием только при смене специальности (что не совсем верно — азов профессии здесь не изучают), получении очередного диплома магистра (при наличии первого диплома магистра). Для работодателя, если верить итогам исследования ВЦИОМ, ситуация иная:

  • магистрат в 80% случаев рассматривается, как программа получения двух профессий (так работал специалитет до перехода);
  • полноценным 2-м высшим российские наниматели его не считают: направление, изучаемое магистратами, тесно сопряжено с основной спецификацией.

Зарубежный рынок труда подходит к вопросу, является ли магистратура вторым высшим образованием, проще. Для него специалитета не существует, а магистрат остается второй ступень первой подготовки бакалавра.

Особенности получения второго диплома магистра

Опуская сухую юридическую терминологию, но основываясь на статьях 273-ФЗ, регламентирующих работу магистрата в России, подытожим:

  • первая практика магистрата — первое высшее (после прохождения первой ступени подготовки, на текущий момент это бакалавриат);
  • освоение смежной профессии магистром на магистратуре — 2-е высшее;
  • специалитет работает по отдельным правилам: для носителей дипломов старого образца («дипломированный специалист», выдавались до 2013 г.) действуют те же правила, что для бакалавров (магистратура — часть программы непрерывного обучения, первая профессиональная подготовка). Специалисты «образца» после 2010−2013 гг. заканчивают магистрат по программе 2-го высшего.

Разница между магистратурой после бакалавриата и специалитета

На выходе все магистранты получают 2 диплома: магистр + магистр, специалист + магистр, бакалавр + магистр. Вторым образованием это будет только в первых двух случаях. В этом (опуская вторую магистратуру) и есть ключевая разница магистрата для бакалавров и специалистов.

Бакалариват пространства для сомнений не оставляет. Для него 2-я ступень — первое образование. Для специалистов только диплом определяет, магистратура после специалитета второе высшее или нет.

  1. Государство (ст. 108 закона) предоставляет возможность бесплатного (первого) получения магистерского диплома тем, кто имел на него право до перехода на «Болонью». В их документе значится квалификация «дипломированный специалист». Условие бесплатного обучения — выбор той же/смежной специальности.
  2. Специалитет, оконченный с дипломом «специалиста» за 5−5,5 лет предполагает подготовку магистранта, потому для него следующий этап магистрата — второе высшее.

Коррективы могут внести в приемной комиссии конкретного вуза.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *