Методы борьбы с бедностью

Почему Россия не может победить бедность

У бедняков всего мира есть один день в году, чтобы сплотиться и заявить о своих проблемах — 17 октября. В 1987 году в этот день более ста тысяч человек собрались в Париже, чтобы почтить память жертв крайней нищеты, насилия и голода. Эту дату ООН установила международным днем борьбы за ликвидацию нищеты.

Реклама

О том, насколько актуальна сегодня для мира тема нищего населения, свидетельствует тот факт, что даже Нобелевскую премию по экономике в этом году присудили за борьбу с бедностью.

Большинство россиян скорее всего не помнит и не знает про 17 октября. О нем не говорят на улицах и не рассказывают в школе.

Вместе с тем очевидно, что бедность для огромного населения России – это даже не проблема, это жизнь. 18,6 млн россиян имеют доходы ниже прожиточного минимума. Иными словами, выживают.

У России есть амбициозный план по борьбе с бедностью. Так, к 2024 году бедность в России должна сократиться в два раза — с ожидаемых по результатам текущего года 12,5% до 6,6%.

В правительстве признают – желанного роста экономики в стране с нищим населением быть не может.

Ликвидация бедности — это комплексная задача. Она включает в себя не только такие очевидные меры как льготы и пособия, но и улучшение уровня жизни в целом, а это и транспорт, и медицина, и образование. Закрыть пробелы премьер-министр Дмитрий Медведев обещал с помощью нацпроектов.

Власти уже предприняли ряд конкретных мер для борьбы с бедностью. Так, чиновники пошли на повышение в прошлом году ряда социальных выплат и пособий. По словам Медведева, это спасло от бедности 400 тысяч человек.

С 1 января минимальный размер оплаты труда был доведен до прожиточного минимума, были проиндексированы выше инфляции страховые пенсии, а в апреле — пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные. Пособия по безработице выросли в два раза.

Кроме увеличения пособий, в рамках борьбы с бедностью власти помогают найти работу женщинам, которые воспитывают детей, ведут учет бедных семей в регионах и занимаются созданием специальных для них программ.

При этом есть и обратные шаги – желание властей не поднять пособия, а урезать. Так, Минтруд недавно предложил лишить пособия работающих матерей с детьми до полутора лет.

Это несмотря на то, что пособия по уходу за ребенком и так очень маленькие. Логично, что многим женщинам приходится выходить на работу или брать какую-либо подработку, чтобы прокормить семью.

В целом пока что усилия правительства пока не привели к кардинальным изменениям. Уровень бедности в России после повышения прожиточного минимума выше инфляции во втором квартале 2019 года составил 12,7% против 12,5% год назад.

И в достижение амбициозной цели по борьбе с бедностью не верят не только эксперты, но и некоторые чиновники. Например, Счетная палата считает прогнозные темпы завышенными.

Хотя некоторые пособия увеличились, но финансовая помощь фактически обращается в ноль, учитывая, что доходы россиян падают шесть лет подряд. Последний раз они росли в 2013 году — на 4%. Реальные доходы населения в первом полугодии 2019 году упали в годовом выражении на 1,3%.

Число сообщений о банкротстве физлиц за три года существования этой процедуры выросло вдвое: с 19 тысяч до 44 тысяч. При этом чаще банкротятся не только малоимущие, но и россияне с доходом выше среднего.

Борьба с бедностью ведется, но предпринятых шагов мало, полагают эксперты.

«Прежде чем оценивать реальное количество бедных в России, хотелось бы услышать адекватную формулировку российских властей самого понятия бедности в нашей стране. Потому что вряд ли можно всерьез воспринимать борьбу с абсолютной бедностью, где единственным мерилом является совершенно неадекватный, целям и задачам «экономических прорывов», прожиточный минимум в 11 185 рублей», — сказал «Газете.Ru» главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий (ЦАФТ) Антон Быков.

Так, в настоящее время методика Росстата к бедным относит тех граждан, которые не могут получить минимум социальных благ и услуг, конкретный набор которых описан в потребительской корзине. Денежный эквивалент «корзины» называется прожиточным минимумом. Иными словами, бедный — это тот, чей доход ниже него. В среднем по всем группам населения прожиточный минимум сейчас составляет 11 185 рублей.

По словам Быкова, необходимо изменить подход к расчету уровня бедности — с абсолютного на депривационный (метод лишений – «Газета.Ru»). То есть, исходить не из прожиточного минимума, а из недоступности при данном уровне дохода качественного питания, услуг здравоохранения, образования и так далее.

При таком подходе, число бедных в России увеличится с текущего уровня почти в 21 млн человек до 35-37 млн, полагает эксперт.

Директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает, что предпринимаемых правительством мер по борьбе с бедностью мало, они не меняют ситуацию, и о выполнении цели 2024 года речи не идет.

Власти смотрят на проблему однобоко, не пытаясь подступиться к ней со всех фронтов.

«Я уверен, что сократить бедность в два раза не удастся. Путь, который выбран сейчас, — это бороться с проблемой с помощью бюджетных средств, — не самый эффективный.

Тем более он бесперспективный, если государство начнет испытывать трудности», — сказал Николаев.

По его словам, было бы правильнее обратить внимание на структуру реально располагаемых доходов населения. Они состоят не только из зарплаты и соцвыплат, но и из доходов от предпринимательской деятельности и доходов от собственности.

«С начала 2000-х годов доходы от предпринимательской деятельности снизились более чем в два раза, снизились и доходы от собственности, доля соцвыплат выросла. Было бы правильнее развивать предпринимательство, малый бизнес, чтобы доходы людей в большей степени зависели от того, что они сами зарабатывают», — заключил эксперт.

Ни ложки ни плошки

Между тем из многочисленных докладов и статистических вкладок, можно составить портрет бедности в России. Это люди, у которых нет денег даже на еду, все, о чем они думают изо дня в день, — это пропитание для семьи. Неудивительно, что россияне не чувствуют замедление инфляции. Для самых бедных все в магазине – дорого.

Почти половина российских семей не могут приобрести товары длительного пользования, так как их доходов хватает только на покупку еды и одежды, писал, например, Росстат. 15% семей сообщили, что им денег хватает только на еду, а покупка одежды и оплата услуг ЖКХ уже стала для них проблемой. Ведомство сообщало, что 0,7% семей не хватает средств даже на еду.

Вместе с тем совсем другую статистику приводил ВЦИОМ. Согласно опросу, 10% россиян не хватает денег даже на продукты. 29% пожаловались, что у них нет средств даже на одежду.

Большой резонанс вызвало сообщение Росстата о том, что около трети российских семей не имеют возможности приобрести каждому члену семьи по две пары обуви (данные за 2018 год).

Причем такое же исследование до этого проводили в 2016 году. Тогда две пары обуви на человека не могли приобрести 48% опрошенных семей. Однако в тот момент эти данные никого не заинтересовали.

При этом Росстат выяснил, что почти 80% российских семей испытывают трудности в тем, чтобы обеспечить себя необходимым минимумом товаров, уложившись при этом в семейный бюджет.

Для многих россиян роскошь – это купить стиральную машинку, позволить срочный ремонт, устроить дома праздник для друзей и даже съездить в отпуск хотя бы на одну неделю в год.

Россияне недоедают. 10% опрошенных не могут покупать мясо, птицу, рыбу или равноценную вегетарианскую пищу хотя бы один раз за два дня из-за нехватки денег. Каждая пятая семья не может позволить себе есть фрукты в любое время года.

Самые большие трудности испытывают многодетные семьи. Росстат привел ранее крайне удручающую статистику, согласно которой четверть российских детей живут в бедности. Самый высокий процент бедности среди несовершеннолетних зафиксирован в многодетных семьях — 52,2%.

«Семьи с детьми составляют почти 80% от всех малообеспеченных домохозяйств. Наиболее тяжелое положение в многодетных семьях. Бедными являются более 51% многодетных семей. Среди неполных семей уровень бедности – 28%», — говорили «Газете.Ru» ранее в Минтруде.

Дети чаще, чем другие категории населения, испытывают лишения в питании.

Так, каждый десятый ребенок не питается полноценно, то есть его питание не содержит достаточного количества мяса, курицы, рыбы или вегетарианского эквивалента.

Пугает то, что такой гнетущей статистики очень много. О лишениях россиян рассказывают много, но в жизни бедных мало что меняется.

Конвенции и соглашения

Повестка дня на XXI век

Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года

Раздел I. Социальные и экономические аспекты

Глава 3. Борьба с нищетой

Программная область
Обеспечение бедным слоям населения возможности для устойчивого получения средств к существованию

Основа для деятельности

3.1. Проблема нищеты — это сложная многоплановая проблема, причины возникновения которой носят как национальный, так и международный характер. Невозможно найти универсального решения этой проблемы, которое можно было бы применить на глобальном уровне. Для ее решения решающее значение скорее имеют программы для конкретных стран, направленные на борьбу с нищетой, и международные усилия в поддержку мер, принимаемых на национальном уровне, а также параллельное осуществление процесса создания международных условий, способствующих ее решению. Искоренение нищеты и голода, обеспечение более справедливого распределения дохода и развитие людских ресурсов по-прежнему повсеместно являются основными задачами. Все страны несут совместную ответственность за принятие мер по борьбе с нищетой.

3.2. В призванной обеспечивать рациональное использование ресурсов политике в области охраны окружающей среды, главным образом сосредоточенной на сохранении и охране ресурсов, необходимо должным образом учитывать интересы тех людей, для которых эти ресурсы являются источником средств к существованию. В противном случае она может оказать негативное воздействие как с точки зрения решения проблемы нищеты, так и с точки зрения вероятности достижения в долгосрочном плане успешных результатов в области сохранения ресурсов и охраны окружающей среды. Аналогичным образом политика в области развития, сосредоточенная главным образом на наращивании производства товаров без учета фактора рационального использования ресурсов, которые являются основой производства, рано или поздно приведет к снижению производительности, что также может привести к усугублению проблемы нищеты. Поэтому одним из основных условий для обеспечения устойчивого развития является наличие конкретной стратегии по борьбе с нищетой. В эффективной стратегии по одновременному решению проблем нищеты, развития и охраны окружающей среды внимание прежде всего должно сосредоточиваться на аспектах, связанных с ресурсами, производством и людьми, и она должна охватывать демографические проблемы, вопросы улучшения медицинского обслуживания и просвещения, прав женщин, роли молодежи и коренных народов и местных общин, а также вопросы, связанные с процессом обеспечения участия на демократической основе в сочетании с более совершенным управлением.

3.3. Неотъемлемой частью такой деятельности, наряду с международной поддержкой, является содействие экономическому росту в развивающихся странах, который должен быть постоянным и устойчивым, и принятию непосредственных мер по искоренению нищеты путем укрепления программ в области обеспечения занятости и возможностей для получения дохода.

Цели

3.4. Достижение долгосрочной цели обеспечения всем людям возможности для устойчивого получения средств к существованию должно создать комплексную основу, позволяющую направлять политику на одновременное решение проблем развития, рационального использования ресурсов и искоренения нищеты. Цели этой программной области заключаются в следующем:

a) в незамедлительном порядке обеспечить всем людям возможность зарабатывать на устойчивой основе средства к существованию;

b) осуществлять политику и стратегии, содействующие обеспечению адекватного объема финансирования и сосредоточенные на комплексной политике в области развития людских ресурсов, включая возможности для получения дохода, усилении местного контроля за использованием ресурсов, укреплении местных учреждений и наращивании потенциала, а также более широком вовлечении неправительственных организаций и местных органов управления в качестве механизмов осуществления;

c) разрабатывать для всех районов, где существует проблема нищеты, комплексные стратегии и программы, направленные на экологически безопасное и рациональное использование окружающей среды, мобилизацию ресурсов, снижение остроты проблемы и искоренение нищеты, обеспечение занятости и возможности для получения дохода;

d) в рамках национальных планов и бюджетов в области развития сосредоточивать внимание на инвестициях в «человеческий» капитал, при этом специальная политика и программы должны быть направлены на решение проблем сельских районов, городских неимущих, женщин и детей.

Деятельность

3.5. Деятельность, которая будет направлена на комплексное содействие обеспечению устойчивого получения средств к существованию и охрану окружающей среды, охватывает множество разнообразных секторальных мероприятий с участием целого ряда участников, начиная с местного и кончая глобальным уровнем, и имеет важное значение на всех уровнях, особенно на общинном и местном уровнях. На национальном и международном уровнях необходимо будет принять меры при всестороннем учете региональных и субрегиональных условий по обеспечению возможности для оказания содействия применению подхода, основанного на местной инициативе и учете особенностей данной страны. В целом программы должны:

a) сосредоточиваться на предоставлении полномочий местным и общинным группам на основе принципа передачи полномочий, ответственности и ресурсов на наиболее приемлемый уровень, с тем чтобы обеспечить в программе учет конкретных географических и экологических условий;

b) содержать неотложные меры, направленные на обеспечение этим группам населения возможности для снижения остроты проблемы нищеты и устойчивого развития;

c) содержать долгосрочную стратегию, направленную на создание наилучших возможных условий для устойчивого развития на местном, региональном и национальном уровнях, что позволит ликвидировать нищету и сократить разрыв между различными группами населения. В ней должно предусматриваться оказание помощи группам населения, находящимся в наиболее неблагоприятных условиях, — особенно женщинам, детям и молодежи в рамках этих групп — и беженцам. Эти группы населения включают малоимущих владельцев небольших земельных участков, скотоводов, ремесленников, рыболовецкие общины, лиц, не владеющих землей, местные общины, мигрантов и городской неформальный сектор.

3.6. В этой связи внимание сосредоточивается на осуществлении конкретных всеобъемлющих мер, в частности, в области базового образования, первичного медико-санитарного обслуживания/охраны материнства и улучшения положения женщин.

а) Обеспечение полномочий общин

3.7. Устойчивое развитие должно быть достигнуто на всех уровнях общества. Общественные организации, женские группы и неправительственные организации являются важным источником новаторской мысли и действий на местном уровне, и они глубоко заинтересованы в содействии обеспечению устойчивого получения средств к существованию и подтвердили свою способность к этому. Правительствам в сотрудничестве с соответствующими международными и неправительственными организациями следует поддерживать применение основанного на инициативе общин подхода к обеспечению устойчивого развития, что включает, в частности:

a) предоставление женщинам полномочий путем обеспечения всестороннего участия в процессе принятия решений;

b) обеспечение уважения культурной самобытности и прав коренных народов и их общин;

c) содействие созданию или создание механизмов на низовом уровне, с тем чтобы обеспечить возможность для обмена опытом и знаниями между общинами;

d) обеспечение широкого участия общин в процессе рационального использования и охраны местных природных ресурсов с целью повышения их производительного потенциала;

e) создание сети общинных учебных центров в целях наращивания потенциала и обеспечения устойчивого развития.

b) Деятельность, связанная с управлением

3.8. Правительствам при содействии и в сотрудничестве с соответствующими международными, неправительственными и местными общинными организациями следует принять меры, которые прямо или косвенно позволят:

a) обеспечить возможности для доходного занятия и занятия производительным трудом, сопоставимые с конкретным набором факторов производства в данной стране, в масштабах, достаточных для учета возможного увеличения в будущем рабочей силы и обеспечения устранения отставаний;

b) создать, при необходимости при международной поддержке, надлежащую инфраструктуру, системы сбыта, технологические системы, кредитные системы и т.д. и развивать людские ресурсы, необходимые для оказания содействия в осуществлении вышеупомянутых мер и обеспечения более широких возможностей для лиц, располагающих недостаточными ресурсами. Первостепенное значение должно придаваться вопросам базового образования и профессиональной подготовки;

c) обеспечить существенное увеличение рентабельного производства ресурсов и принятие мер по обеспечению того, чтобы выгоды, получаемые местным населением, были адекватны объему используемых ресурсов;

d) предоставить общинным организациям и населению полномочия, которые бы позволили им обеспечить устойчивое получение средств к существованию;

e) создать эффективную систему первичного медико-санитарного обслуживания и охраны материнства, доступную для всех;

f) рассмотреть возможности укрепления/развития правовых основ землепользования, доступа к земельным ресурсам и землевладения, особенно в том, что касается женщин, а также защиты арендаторов;

g) восстанавливать истощенные ресурсы, насколько это возможно, и принимать меры в области политики, направленные на содействие рациональному использованию ресурсов для удовлетворения основных потребностей человека;

h) создавать новые механизмы на общинном уровне и укреплять существующие механизмы в целях обеспечения общинам возможности для получения стабильного доступа к ресурсам, которые необходимы бедным слоям населения для того, чтобы избавиться от нищеты;

i) задействовать механизмы обеспечения участия широких слоев населения, особенно бедных слоев населения, прежде всего женщин, в местных общинных группах в целях содействия устойчивому развитию;

j) осуществить в неотложном порядке и с учетом конкретных условий и правовых систем стран меры по предоставлению женщинам и мужчинам одинакового права свободно и ответственно принимать решение в отношении количества детей и регулирования деторождения и доступа к информации, системе просвещения и средствам, позволяющим им осуществлять это право в соответствии с принципом уважения свободы, достоинства и индивидуальной системы ценностей с учетом этических и культурных соображений. Правительствам следует предпринять активные шаги по осуществлению программ, направленных на создание и укрепление профилактических и лечебных медицинских учреждений, включая надежные и эффективные службы гигиены репродуктивности, отвечающие интересам женщин и управляемые женщинами, и обеспечение, по мере необходимости, доступного во всех отношениях, ответственного планирования семьи и соответствующих услуг в соответствии с принципом уважения свободы, достоинства и индивидуальной системы ценностей с учетом этических и культурных соображений. Программы должны быть сосредоточены на обеспечении комплексной медико-санитарной помощи, включая медицинское обслуживание беременных, просвещение и информирование по вопросам здравоохранения и ответственного отношения к родительским обязанностям, и обеспечивать всем женщинам возможность для полноценного грудного вскармливания, по крайней мере в течение первых четырех месяцев после родов. Программы должны в полной мере содействовать укреплению производительной и репродуктивной роли женщин и их благосостоянию, при этом особое внимание должно уделяться необходимости обеспечения равного и улучшенного медицинского обслуживания для всех детей, а также необходимости снижения риска материнской и детской смертности и заболеваемости;

k) принять комплексную политику, направленную на обеспечение устойчивого управления городскими районами;

l) осуществлять мероприятия, направленные на содействие обеспечению продовольственной безопасности и, там где это необходимо, самообеспеченности продовольствием в рамках устойчивого сельского хозяйства;

m) содействовать проведению исследований, касающихся традиционных методов производства, которые, как показывает практика, экологически безопасны, а также использованию таких методов;

n) активно добиваться признания и интегрирования деятельности неформального сектора в экономику путем отмены положений и устранения препятствий, которые создают дискриминационные условия в отношении деятельности в этом секторе;

o) рассмотреть возможность предоставления кредитов и других средств для неформального сектора и улучшения доступа к земельным ресурсам неимущих, не владеющих землей, с тем чтобы они могли приобретать средства производства и получить надежный доступ к природным ресурсам. Во многих случаях необходимо особо учитывать интересы женщин. Заемщикам необходимо проводить тщательную оценку целесообразности, с тем чтобы избегать возникновения задолженности;

p) обеспечить бедным слоям населения возможность для пользования пресной водой и санитарно-гигиеническими услугами;

q) обеспечить бедным слоям населения возможность для получения начального образования.

с) Данные, информация и оценка

3.9. Правительствам следует улучшить систему сбора информации о группах населения, в интересах которых осуществляется деятельность, и районах, на которые она направлена, с тем чтобы содействовать разработке целенаправленных программ и мероприятий, отвечающих требованиям и чаяниям групп населения, на которые ориентирована деятельность. Оценка таких программ должна производиться с учетом интересов женщин, поскольку женщины относятся к группе населения, находящейся в особо неблагоприятных условиях.

d) Международное и региональное сотрудничество и координация

3.10. В рамках системы Организации Объединенных Наций посредством ее соответствующих органов, организаций и учреждений в сотрудничестве с государствами-членами и соответствующими международными и неправительственными организациями осуществление мер по снижению остроты проблемы бедности должно стать одним из основных приоритетных направлений деятельности, а также следует:

a) оказывать правительствам по их просьбе помощь в разработке и осуществлении национальных программ действий по снижению остроты проблемы бедности и обеспечению устойчивого развития. В этой связи особое внимание следует уделять ориентированным на принятие конкретных мер видам деятельности, которые имеют отношение к вышеупомянутым целям, в частности к искоренению нищеты, проектам и программам, дополняемым, где это целесообразно, продовольственной помощью, и поддержке в обеспечении занятости и получения дохода, а также принятию специальных мер в этом направлении;

b) содействовать техническому сотрудничеству между развивающимися странами в целях осуществления деятельности по искоренению нищеты;

c) укреплять существующие структуры в рамках системы Организации Объединенных Наций в целях координации действий, связанных с искоренением нищеты, включая создание координационного центра по обмену информацией и разработку и осуществление предназначенных для последующего распространения экспериментальных проектов по борьбе с нищетой;

d) в процессе осуществления Повестки дня на ХХI век придавать первостепенное значение анализу прогресса, достигнутого в области искоренения нищеты;

e) изучать международную экономическую базу, включая потоки ресурсов и программы структурной перестройки, в целях обеспечения решения социальных и экологических проблем и в этой связи провести обзор политики международных организаций, органов и учреждений, включая финансовые учреждения, в целях обеспечения постоянного предоставления основных услуг неимущим и нуждающимся;

f) содействовать развитию международного сотрудничества в целях устранения коренных причин нищеты. Процесс развития не наберет надлежащих темпов, если развивающиеся страны будут находиться под бременем внешней задолженности, если не будет обеспечено достаточного финансирования процесса развития, если барьеры будут препятствовать доступу на рынки и если цены на сырьевые товары в развивающихся странах будут по-прежнему низкими, а условия торговли в них — неблагоприятными.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

3.11. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993–2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 30 млрд. долл. США, включая примерно 15 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Она частично совпадает со сметами в других разделах Повестки дня на XXI век. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Создание потенциала

3.12. Укрепление национального потенциала для осуществления вышеупомянутой деятельности имеет решающее значение, и этому вопросу следует придавать первостепенное значение. Особенно важно сосредоточивать укрепление потенциала на местном общинном уровне, с тем чтобы оказывать содействие применению основанного на общинной инициативе подхода к обеспечению устойчивого развития и создавать и укреплять механизмы, позволяющие осуществлять обмен опытом и знаниями между общинными группами на национальном и международном уровнях. Потребности для осуществления такой деятельности значительны, и они связаны с различными соответствующими разделами Повестки дня на ХХI век, в которых содержится призыв к оказанию необходимой международной финансовой и технической помощи.

Методы борьбы с бедностью

Борьба с бедностью в зарубежных странах

Итак, для начала следует разобраться, какими механизмами пользуются правительства других стран, чтобы избавиться от такой актуальной проблемы, как нищета и бедность.

Очень многие страны в 21 веке ведут успешную борьбу с этими явлениями. Особо следует отметить скандинавские страны. Например, если бедность касается молодого населения, то для него она временная: молодому человеку предоставляются гранты со стороны государства, которые уходят на их дальнейшее обучение. Также пособиями обеспечиваются дети, которые рождаются в молодых семьях. Для старших возрастов государство гарантирует пенсионные выплаты, доплаты к ним.

Замечание 1

Отметим, что доплаты к пенсионным выплатам производятся тогда, когда сама пенсия может обеспечить лишь самый низкий уровень благосостояния.

Любое правительство, чья деятельность исходит из программы своего развития, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с нищетой и теми программами, которые стимулируют трудовую деятельность. Таким образом, встает проблема: или обеспечивать человека выплатами до конца жизни, и при этом не стимулировать его к выполнению трудовой деятельности, или мотивировать его пойти работать для того, чтобы он самостоятельно обеспечивал свою жизнь. При этом государство все же вносит свой вклад, и человеку заранее обеспечивается свободное рабочее место, которое будет предназначено лишь для него.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Методы борьбы с бедностью 410 руб.
  • Реферат Методы борьбы с бедностью 250 руб.
  • Контрольная работа Методы борьбы с бедностью 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Так, для того, чтобы искоренить нищету и бедность, а также уменьшить масштабы этих пагубных явлений, международным сообществом были предложены следующие меры:

  1. Разработка комплексных стратегий для борьбы с нищетой и проявлениями бедности;
  2. Обеспечение для бедных общин доступности к производственным ресурсам и инфраструктуре наравне с остальными категориями населения;
  3. Удовлетворение основных потребностей человека во всех социальных категориях, не только бедных или богатых. Так, каждый имеет право получить доступное образование, обеспечение в области медицины;
  4. Укрепление и последующее расширение законодательства. Эта мера необходима для усиления сферы социальной защиты и, как следствие, для уменьшения уязвимости определенных категорий граждан.

Борьба с бедностью в России

Все вышеперечисленные меры в такой же степени относятся и к стратегическому курсу, которые был установлен российским правительством. Международное сообщество декларировало острую необходимость в создании государства, чья экономика будет носить социально-ориентированный характер.

Замечание 2

Российская экономика на данный момент – переходная, что позволяет вносить в нее изменения как раз для создания той самой «новой России».

Центром в такой стране становится человек, и решение его проблем – это наиболее актуальная задача. Она требует решения нехватки средств для роста уровня жизни, улучшения ее качества. Также следует соблюдать права и свободы человека, причем независимо от того, в каком положении он находится (инвалид, безработный, сирота, пенсионер). Достижение целей социального развития уходит на второй план в сравнении с целями экономического развития.

Борьба с бедностью происходит не только на общегосударственном уровне. Современная социальная сфера в России – это достаточно тугой узел острых социальных проблем. и истоки этих проблем заложены вовсе не в экономической сфере, а в мировоззрении и менталитете людей, в их массовой сознании и психологическом настроении. Это значит, что положительные сдвиги в сфере социального обслуживания и защиты возможны лишь в долговременной перспективе, ведь перенастроить человека и то, что закладывалось в нем долгие годы – процесс очень кропотливый и долгосрочный.

Сегодня государство оказывает заметную поддержку малообеспеченным и многодетным семьям. Одно из направлений помощи – бесплатное школьное питание, дополнительные курсы по различным школьным направлениям. Что касается помощи безработным, то от государства поступают денежные выплаты в случае потери работы (например, профессиональное заболевание или травма, что вынудили человека оставить место работы). Происходит выплата денежных средств в связи с временной нетрудоспособностью, сюда же входят материнский капитал, детские пособия, пенсионные выплаты по старости, по ситуации с потерей кормильца, инвалидности. Пенсионные выплаты имеют и военнослужащие, сюда же следует отнести и иные социальные пособия (льготы, субсидии, гранты).

Также среди мер по преодолению бедности в России можно выделить следующие:

  1. Ввод прожиточного минимума отдельно для различных категорий населения (для городского, сельского населения, а также города-миллионника). Это позволит разработать более конкретные программы, которые будут направлены на поддержку конкретных социальных категорий населения;
  2. Ужесточение уголовной ответственности за выплату заработной платы, которая не соответствует установленному прожиточному минимуму;
  3. Ведение достаточно жесткой ценовой политики со стороны государства. Так, очень важно фиксирование цен на те продукты, которые входят в продовольственную корзину жителя страны и нужны ему для поддержки жизнедеятельности;
  4. Увеличение пенсионных выплат до размера прожиточного минимума (при этом льготы не учитываются);
  5. Увеличение стипендиальных выплат как минимум до размера стоимости продуктовой корзины, чтобы студент мог проживать и не бояться, что останется ни с чем в случае отсутствия поддержки от родителей или родственников.

Также очень важно создать общероссийскую программу, чья цель – борьба с безработицей. Данная программа должна включать в себя создание совершенно новых рабочих мест в перспективных профессиональных областях, помощь в поиске работы. Только так, при содействии всех структур власти возможен выход из имеющегося кризиса и создание наиболее благоприятных условий для процветания населения, а не его вымирания из-а отсутствия средств к существованию.

Но наличие огорода – это всего лишь одно из условий, позволяющих выдать желаемое за действительное. Что касается других условий, то здесь все зависит от фантазии региональных чиновников. А уж в этом Бог их не обидел.

Как выяснила газета «Известия», по мнению региональных чиновников «бедные граждане, имеющие огород или свободную жилплощадь, могут прокормиться с их помощью и не нуждаются в государственных пособиях». Именно так решили в ряде регионов. Проведя исследования, чиновники пришли к выводу, что «около половины получателей пособий, действительно, не всегда в них нуждаются», следовательно, не помогая им, «освободившиеся средства можно потратить на усиление поддержки «истинных» бедных».

Интересный факт: В программе «Познер» на Первом телеканале глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что бедность в России – это позор. Объясняя свою оценку, Кудрин подчеркнул, что для страны, имеющей такие экономические показатели, такой ситуации, как бедность, быть просто не должно, поскольку это бьет по человеческому капиталу. Как признался глава Счетной палаты, у него есть опасения, что сложившаяся в стране ситуация может привести к социальному взрыву.

Чиновники уверены – существуют бедные, мнимые бедные и ленивые бедные

С «изобретениями» региональных чиновников можно познакомиться из предварительных итогов пилотного проекта по снижению уровня бедности. В Минтруда отправлены отчеты региональных властей из Татарстана, Кабардино-Балкарии, Приморского края, Липецкой, Ивановской, Нижегородской, Новгородской и Томской областей.

В Ивановской области чиновники выделили группу «ленивых» бедных. Как следует из отчета, эти люди, «имея дополнительное имущество», просто не желают, а порой не умеют и не хотят научиться, чтобы использовать его для повышения собственного благосостояния. То есть, земельный участок не используется с максимальной отдачей для производства продуктов питания, иное имущество не сдается в аренду.

Что нужно считать доходами по мнению чиновников

Чиновники в Томской области уверены, что постановление правительство нужно скорректировать. Неправильно в нем определено, что следует учитывать при определении дохода семьи. В доходы нужно добавить стоимость аренды жилья (неважно, что оно не арендуется), доходы от сада и огорода, да и кредиты следует считать доходом (создается впечатление, что чиновники просто не понимают, что кредиты надо отдавать, да еще с процентами).

Следует отдать должное чиновникам Кабардино-Балкарии и Татарстана. Ими уже скорректированы критерии нуждаемости и перераспределены освободившиеся средства, о чем эти чиновники с гордостью рапортуют в своих докладах. К примеру, в Татарстане с первого апреля, назначая ежемесячные пособия на ребенка и выплаты на проезд пенсионерам, кроме доходов учитывают уровень имущественного обеспечения. Если у кого-то есть транспортное средство, квартира или дачный дом, или площадь жилья имеет более сорока метров на члена семьи, то таким людям в выплатах отказывают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *