Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия МРОТ

Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия. 1. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

2. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.
3. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.
Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.
4. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия.
5. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Комментарий к статье 12
1. В п. 1 комментируемой статьи впервые законодательно закреплено, что уставный фонд государственного или муниципального предприятия, как и соответствующий капитал хозяйственных обществ, выполняет гарантийную функцию, поскольку представляет собой минимальный размер имущества государственного и муниципального предприятия, обеспечивающего интересы кредиторов такого предприятия. Поэтому образование уставного фонда в унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, является обязательным.
Комментируемая статья принята в соответствии с п. 3 ст. 114 ГК РФ, в силу которого размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. До принятия комментируемого Закона было установлено, что размер уставного фонда как государственного, так и муниципального предприятия не должен быть менее суммы, равной 1000 МРОТ, установленных законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации.
Пункт 3 ст. 12 комментируемого Закона устанавливает, что минимальный размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее 5000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия, а муниципального предприятия — не менее 1000 МРОТ. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.
Вероятно, что изменение комментируемым Законом минимального размера уставного фонда государственного предприятия не влечет за собой автоматически обязанности собственника увеличить уставный фонд, если он составляет менее 5000 МРОТ, но соответствовал уровню, установленному действовавшими в момент создания предприятия правовыми актами, в т.ч. в случае приведения в соответствие с нормами комментируемого Закона устава унитарного предприятия на основании п. 2 ст. 37 Закона. Такой подход, в частности, был выработан судебной практикой в отношении аналогичной ситуации, сложившейся в связи с принятием Закона об акционерных обществах .
———————————
Пункт 5 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» // Вестник ВАС РФ. 1997. N 6.
2. Пункт 2 ст. 12 Закона допускает самые широкие возможности при определении имущества, за счет которого формируется уставный фонд государственного или муниципального предприятия: это деньги, а также ценные бумаги, другие вещи, кроме изъятых из оборота, имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку. К иным правам, в частности, относятся права пользования объектами интеллектуальной собственности. Необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. N 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» права на результаты научно-технической деятельности, ранее полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета, подлежат закреплению за Российской Федерацией, если: права на такие результаты не включены в установленном порядке в состав приватизированного имущества; эти результаты не являются объектами исключительных прав физических или юридических лиц; на эти результаты не поданы в установленном порядке заявки на получение исключительных прав. Поэтому за счет таких имущественных прав может создаваться уставный фонд государственного предприятия.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4412.
При анализе положений Закона об уставном фонде унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в т.ч. о его увеличении и уменьшении, прослеживается тенденция к единому подходу законодателя к регулированию в этой части деятельности обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и унитарных предприятий как коммерческих организаций. Поэтому при передаче государственным и муниципальным предприятиям имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку, необходимо учитывать п. 17 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8, который дает пояснение, что вкладом в уставный капитал для хозяйственных обществ (следовательно, и в уставный фонд для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения) не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.п.) или «ноу-хау». Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое в соответствии с лицензионным договором.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия.
Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, в т.ч. и при формировании уставного фонда, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (см. п. 5 ст. 8 и комментарий к нему).
3. В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Поскольку собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ и п. 3 ст. 7 комментируемого Закона), то в создании уставного фонда, выполняющего гарантийную функцию — функцию гарантирования интересов кредиторов, в казенном предприятии нет необходимости.

Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Главной особенностью УП является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности.

Государственные и муниципальные предприятия часто упоминаются в контексте деятельности публичных властей городов и регионов.

Главной особенностью таких организаций является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности (действует право оперативного управления или хозяйственного ведения).

Как же создаются такие предприятия?

Порядок создания унитарного предприятия

Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику. Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики. По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.

Как оформляется решение о создании УП?

Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.

При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.

Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).

Остальные требования носят стандартный характер:

  • Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
  • Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
  • Информация о назначении руководителя.

Что должен содержать устав предприятия?

Требования к учредительному документу УП изложены в ст. 9 закона. Он должен включать следующие положения:

  • фирменное наименование в полном и сокращенном виде;
  • данные о месте нахождения (населенный пункт);
  • сведения о деятельности, включая предмет, виды и цели;
  • информацию об органе власти, который осуществляет права собственности в отношении передаваемого в уставный фонд имущества;
  • наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
  • список формируемых внутри предприятия фондов, включающий размер и процедуру использования;
  • информацию о размере уставного фонда, его источниках и порядке передачи в него имущества;
  • о направлениях, по которым будет использоваться прибыль организации;
  • Другие, специально предусмотренные законом требования.

Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.

Уставный фонд унитарного предприятия

Вопросы формирования и использования уставного фонда УП урегулированы в ст. 114 ГК и в главе 3 закона.

Формирование уставного фонда УП

Согласно с. 12 закона, уставный фонд унитарного предприятия может быть создан путем передачи денежных средств, ценных бумаг, вещей, а также других объектов гражданских прав, обладающих денежной оценкой.

Минимальный размер этого фонда составляет 500 тыс. руб. Однако на дату регистрации в него может быть внесено от 100 тыс. руб. При этом, оставшаяся часть должна быть передана в 3-месячный срок после госрегистрации. К факту передачи приравнивается зачисление необходимой суммы на банковский счет организации.

Операции с уставным фондом УП

Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

Увеличение

Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

  • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
  • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
  • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
  • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
  • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

Уменьшение

Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

  • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
  • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

  • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
  • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ирины Александровой (г. Павловск)

Муниципальное унитарное предприятие: здание числится на балансе в составе основных средств, на его стоимость увеличивается уставный капитал, какие сделать проводки?

Унитарные предприятия вместо уставного (складочного) капитала учитывают уставный фонд, сформированный в установленном порядке.

Уставным фондом унитарного предприятия (в т.ч. муниципального) определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд унитарного предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.
Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ) сведения о размере его уставного фонда должен содержать устав государственного или муниципального предприятия.

📌 Реклама Отключить

Решение об увеличении уставного фонда унитарного предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год (п. 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ).

Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда унитарного предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия. Документы для государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда, а также документы, подтверждающие увеличение его уставного фонда, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п. 4 ст. 14 Закона N 161-ФЗ).

Какого-либо специального порядка отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с увеличением уставного фонда государственных и муниципальных унитарных предприятий, бухгалтерскими нормативными документами не предусмотрено. Поэтому, учитывая правовой статус имущества унитарного предприятия, этому предприятию рекомендуется самостоятельно разрабатывать порядок отражения операций, связанных с увеличением уставного фонда, в зависимости от условий его формирования.

📌 Реклама Отключить

В любом случае согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, увеличение уставного фонда унитарного предприятия за счет вклада учредителя отражается по кредиту счета 80 в корреспонденции с дебетом счета учета расчетов с органом управления, учредившего унитарное предприятие, для расчетов с которым Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрен субсчет 75-1 «Расчеты по выделенному имуществу», на сумму увеличения уставного фонда.

Что касается дальнейшей корреспонденции счетов по конкретной ситуации, то в вопросе не указано, на каких основаниях у унитарного предприятия на балансе оказалось здание – было ли оно приобретено за счет доходов предприятия от его деятельности или здание было передано учредителем сверх уставного фонда. Кроме того из содержания вопроса не представляется возможным определить производственную направленность здания – жилое или не жилое, помещения сдаются в аренду с разрешения собственника или используются как, например, заводские помещения в деятельности унитарного предприятия, порядок обложения деятельности предприятия НДС и т.д.

📌 Реклама Отключить

Учитывая множественность возможных вариантов, ответ будет основан на предположении, что в свое время унитарное предприятие за счет доходов от деятельности приобрело здание и использует его в деятельности, облагаемой НДС, как до принятия решения собственника об увеличении уставного фонда предприятия, так и после передачи здания в его уставный фонд. Амортизация начисляется линейным методом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Обозначения субсчетов, используемые в таблицах проводок.
К балансовому счету 01 «Основные средства»:
01.1 «Основные средства в эксплуатации»;
01.2 «Выбытие основных средств».
К балансовому счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19.1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам»:
19.1.1 «НДС по приобретенным ОС, подлежащий вычету»;
19.1.3 «Восстановленный НДС».
К балансовому счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»:
68.2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
68.4 «Расчеты по налогу на прибыль организаций».

📌 Реклама Отключить

Учитывая условия примера, до принятия решения собственника об увеличении уставного фонда в бухгалтерском учете унитарного предприятия должны быть сделаны нижеследующие учетные записи.

Дебет

Кредит

Первичный документ

Отражены вложения в приобретенное здание 08.4 60 Отгрузочные документы продавца
Отражена сумма НДС, предъявленная продавцом 19.1.1 60 Счет-фактура
Принята к вычету сумма НДС 68.2 19.1.1 Счет-фактура
Здание введено в эксплуатацию 01.1 08.4 Свидетельство о праве хозяйственного ведения*,
Акт о приеме-передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств
Произведена оплата стоимости здания 60 51 Выписка банка по расчетному счету
Начислены амортизационные отчисления 20 (26 и др.) 02 Бухгалтерская справка-расчет

* — Имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору купли-продажи или иным основаниям, поступает в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном для приобретения права собственности (п. 2 ст. 299 ГК РФ). В этом случае возникает право хозяйственного ведения предприятия, которое влечет возникновение права публичной собственности на это имущество. 📌 Реклама Отключить

Именно поэтому государственную регистрацию права хозяйственного ведения унитарного предприятия на объекты недвижимого имущества, приобретенные по договору или иным основаниям, рекомендовано осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты (п. 2 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утв. Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113).

В то же время Закон N 161-ФЗ предусматривает только два источника для увеличения уставного фонда: имущество, вносимое собственником, и чистую прибыль (п.2 ст.14).

Для справки.

В бухгалтерском учете унитарного предприятия, как у любой коммерческой организации, прибыль формируется полностью по окончании года. Поэтому прибыль текущего года для увеличения уставного фонда не может быть использована.

📌 Реклама Отключить

После принятия собственником решения об увеличении уставного фонда у права хозяйственного ведения на здание, находящееся на балансе унитарного предприятия изменится статус – с права, приобретенного в ходе хозяйственной деятельности, на право, внесенное в уставный фонд, т.е. в отношении описываемого здания одно право прекратится, а другое возникает.

Для справки

Право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

📌 Реклама Отключить

В рассматриваемой ситуации собственник распорядился принадлежащим ему имуществом (зданием) следующим образом – сначала «изъял» его у унитарного предприятия, а затем передал этому же унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения то же здание для увеличения уставного фонда.

Передача учредителю имущества по его распоряжению не признается объектом налогообложения по НДС на основании п.п. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ. В связи с этим часть суммы НДС, принятой к вычету после покупки здания, организация обязана восстановить. Восстановлению подлежит НДС, относящийся к остаточной стоимости переданного основного средства, которая определяется по данным бухгалтерского учета (п.п. 4 п. 2, ст. 170 НК РФ).

При прекращении права хозяйственного ведения объект основных средств списывается с баланса организации. Остаточная стоимость здания, передаваемого собственнику, в бухгалтерском учете унитарного предприятия признается в составе прочих расходов и отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции с кредитом счета 01 (п. п. 29, 31 ПБУ 6/01, п. 11 ПБУ 10/99, см. также Письмо Минфина России от 21.08.2003 N 16-00-22/11). Также в составе прочих расходов учитывается восстановленная сумма НДС, которую организация не может принять к вычету в связи с передачей объекта ОС собственнику.

📌 Реклама Отключить

При безвозмездной передаче объекта ОС учредителю расходы, связанные с передачей, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Такими расходами в данном случае являются остаточная стоимость передаваемого здания, а также сумма восстановленного НДС, которую организация не может принять к вычету в связи с этой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ, см. также Письмо Минфина России от 20.02.2007 N 03-03-06/4/16).

Расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов, приводят к возникновению постоянной разницы (ПР) и соответствующего ей постоянного налогового обязательства (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

📌 Реклама Отключить

Учитывая изложенное, в бухгалтерском учете унитарного предприятия рекомендуется отразить следующие записи.

Дебет

Кредит

Первичный документ

Списана первоначальная стоимость здания 01.2 01.1 Распоряжение собственника,
Акт передачи здания собственнику
Списана сумма амортизации, начислен-ная за время эксплуатации здания 02 01.2
Списана остаточная стоимость здания 91.2 01.2
Восстановлена сумма НДС в части, относящейся к остаточной стоимости здания 19.1.3 68.2 Бухгалтерская справка-расчет
Восстановленная сумма НДС признана в составе прочих расходов 91.2 19.1.3 Бухгалтерская справка
Отражено ПНО 99 68.4 Бухгалтерская справка-расчет

Зафиксированный в уставе размер уставного фонда унитарного предприятия на дату государственной регистрации изменений в устав отражается, как уже отмечалось выше, по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75.1 «Расчеты по выделенному имуществу», и кредиту счета 80 «Уставный капитал» 📌 Реклама Отключить

При поступлении объекта ОС в счет вклада в уставный фонд объект ОС принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается его денежная оценка, установленная учредителем унитарного предприятия. При вводе объекта ОС в эксплуатацию его стоимость списывается со счета 08, субсчет 08.4, в дебет счета 01 «Основные средства» (п. п. 4, 5, 7, 9 ПБУ 6/01, п. 28 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, Инструкция по применению Плана счетов).

В бухгалтерском учете стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 49 Методических указаний) одним из способов, установленных п. 18 ПБУ 6/01).
Для целей налогового учета амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества в хозяйственное ведение, подлежит амортизации у этого предприятия в порядке, установленном гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

Срок полезного использования объектов основных средств определяется организацией с учетом положений ст. 258 НК РФ и Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Амортизация при линейном методе начисления рассчитывается в порядке, установленном п. 2 ст. 259.1 НК РФ.

Для справки.

Если унитарное предприятие получило от собственника объекты основных средств, бывшие в употреблении, то в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам оно вправе определять норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ).

📌 Реклама Отключить

При этом данные объекты основных средств включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ). Аналогичный вывод следует из Письма Минфина России от 02.04.2007 N 03-03-06/4/34.
В то же время, по мнению Минфина России (Письмо от 10.10.2005 N 03-03-04/4/60), унитарное предприятие не может воспользоваться правом на амортизационную премию, предусмотренную п. 9 ст. 258 НК РФ.

В рассматриваемой ситуации, если исходить из предположения, что по данным налогового учета передающей стороны стоимость объектов ОС соответствует их стоимости, указанной собственником в передаточных документах, т.е. суммы начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете совпадают, то у организации не будет возникать разниц, определяемых в порядке, установленном ПБУ 18/02.

Учитывая изложенное, при передаче здания в уставный фонд в бухгалтерском учете унитарного предприятия рекомендуется отразить следующие записи.

📌 Реклама Отключить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *