Многоженство в исламе

Многоженство в Исламе

Когда женщина впервые узнает, что ее мужу-мусульманину дозволено иметь не одну, а несколько жен, она оказывается во власти самых разных эмоций. Конечно, ее одолевают ревность, неприятие и страх за свое будущее. Трудно найти женщину, которая спокойно отнесется к тому, что ее супруг может взять в жены еще одну представительницу слабого пола.

Женщина начинает представлять, как ее благоверный говорит чужачке те самые ласковые слова, что говорил ей, проявляет к ней такую же заботу и нежность. Наконец, он может завести от нее детей.

На первый взгляд кажется, что согласие разделить мужчину с другой женщиной – это банальное отсутствие в отношениях любви. На самом деле, многоженство имеет множество положительных сторон, которые его полностью оправдывают. В мире спокойно и счастливо живут миллионы полигамных семей. В этой статье мы подробно расскажем о многоженстве, постараемся «обелить» это явление в глазах женщины.

Многоженство не является запретным ни в одной религии

В первую очередь, необходимо разобраться, как именно появилось многоженство. В отношении Ислама часто звучат обвинения в зарождении этого явления. Многие считают, что именно в мусульманской традиции впервые было разрешено мужчинам вступать в брак с большим количеством женщин. Люди уверены, что до Ислама все религии были моногамными, и лишь приход мусульман увеличил количество разрешенных браков до четырех. В реальности все обстоит иначе. Ислам — единственная религия ниспосланная от Всевышнего Господа, Единого и Единственного Бога, упорядочившая само понятие брака и определившей для полигамии определенные рамки. Многоженство не является запретным ни в одном религиозном учении, но только в Исламе оговорено конкретное максимально допустимое число жен – четыре. До Ислама (имеется ввиду период времени, до начала ниспослания Корана, так как мы знаем, что Ислам существовал еще до создания первого человека, мир ему) многоженство существовало в религиях самых разных народов и количество жен достигало невероятных значений – сотен, а то и тысяч. Никаких ограничений этому процессу не существовало.

Согласно древнему иудейскому преданию, у царя Соломона ( пророка Сулеймана, мир ему) было около 1000 жен. Это убедительное свидетельство того, что многоженство отнюдь не новое понятие, что ему уже тысячи лет. Ислам накладывает ограничение на количество женщин, с которыми мужчина может вступить в брак, а также ставит обязательное условие:

«Если вы боитесь , что не будете справедливы по отношению к ним , а женитесь на тех женщинах , что приятны вам (которые вам по душе), — двух, трех или четырех. А если боитесь вы , что не будете одинаково справедливы , то — на одной или — на рабыне (на подневольной) . Это — наиболее приближенное к благополучной семейной жизни «. (Коран 4:9)

Это значит, что вступление в брак с несколькими женщинами допустимо лишь в том случае, если мужчина в состоянии обеспечить всех жен, сделать их жизнь комфортной и безопасной.

Следует сказать, что многоженство вызывает бурные споры, в том числе, и в мусульманском мире. Очень часто можно услышать, что мужчине разрешается брать новую жену лишь в том случае, если первая жена больна, не может родить ребенка, не способна выполнять свои супружеские обязанности. Однако, в Коране ничего не сказано по этому поводу: Аллах не устанавливает причин, являющихся основание для того, чтобы взять вторую жену. В хадисах указано, что единственным и основным условием является равноправное отношение ко всем женам, способность мужчины уделять равное количество времени всем своим женщинам. Причины вступления во второй и последующие браки полностью ложатся на совесть представителя сильного пола.

Единственное условие, указанное в Коране, крайне важно: его важность подчеркивает невероятная жестокость наказания, которое предписано нарушителю этого правила. Как сказал Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха): «Кто имел двух жен, но склоняется к одной из них, тот в Судный день будет тащить за собой часть своего тела». (Абу Давуд, ат-Тирмизи). Этот хадис был назван достоверным шейхом аль-Альбани.

Очевидно, что мужчине крайне сложно выполнить условие справедливого обращения ко всем своим супругам, ведь он должен в равной степени обеспечить их жилищем, одеждой, продовольствием. Не следует забывать, что в мусульманском обществе женщина может не работать и не иметь своих денег. Помимо этого, на мужчину возлагаются моральные обязательства. Если он приобрел что-то одной женщине, он обязан сделать аналогичный подарок и второй. Проведя время с одной супругой, он должен провести столько же времени и с другой. Даже нежность и ласковые слова женщины должны получать в равной степени. Это – огромный труд для мужчины, постоянный контроль своей жизни, постоянные мысли о справедливом или несправедливом отношении к супругам. Истинный мусульманин, боящийся наказания Аллаха, много раз подумает, прежде чем взвалить на себя тяжелую ношу многоженства.

В ходе дискуссий относительно полигамии от сторонников Ислама требуют любить каждую жену одинаково. Но многие видные богословы уверены, что в Коране не содержится требований по одинаковому распределению чувств между всеми женщинами. Такое невозможно на практике: мужчине просто не под силу одинаково относиться ко всем супругам. Одна из женщин все равно вызывать в душе супруга больше теплоты и нежности, ведь человеческому сердцу свойственно выбирать, и невозможно заставить его относиться к кому-то так или иначе. О том, что человек не контролирует собственные чувства, сказано в Коране:

«Вы никогда не сможете быть справедливы к нескольким женам, даже если очень постараетесь. (Коран 4:129)

У многих сложилось мнение, что эти строки из священной Книги самым непосредственным образом предостерегают мужчин от полигамных отношений. Как бы муж не старался, но абсолютной справедливости в отношениях с женами он достичь не сможет. Но если согласиться с этим мнением, то невозможно объяснить, как может Аллах одновременно позволять мусульманам многоженство и, вместе с тем, запрещать его, предупреждая, что выполнение всех условий полигамии невозможно. Будет правильнее рассматривать эти строки из Корана в соответствии с трактовкой богословов, считающих их обращением прежде всего к чувственной, а не практической стороне человеческих отношений.

Но давайте попробуем ответить, почему многоженство в Исламе разрешено. Полигамия позволяет решить целый ряд проблем:

  • Женщина получает возможность стать матерью в браке, без греха. В соответствии с последними научными исследованиями, практически все страны мира, за исключением Китая, испытывают недостаток мужчин. Свыше тысячелетия назад Пророком Мухаммадом (мир ему) были перечислены основные признаки приближающегося Апокалипсиса, к которым он причислил и преобладание женского населения над мужским. В России смертность мужчин гораздо выше по самым разным причинам. Женщины оказываются в положении матерей-одиночками, или просто не могут завести себе ребенка. При этом, рождение ребенка вне брака является греховным в соответствии с нормами Ислама. Многоженство способно уберечь мусульманку от этого греха.
  • В мире живут миллионы вдов и так называемых «старых дев» — женщин, не сумевших найти себе пару в молодые годы. Во время каких-то катаклизмов, кризисов и войн дисбаланс женского и мужского населения углубляется. Без поддержки мужа вдовам трудно воспитывать и поднимать на ноги детей. В Исламе эта проблема решается с помощью полигамии – мусульманину рекомендуется вступать в брак с женщиной, потерявшей кормильца.
  • Каждый может назвать хоть один случай, когда мужчина развелся с супругой, не имеющей возможности родить ему ребенка из-за медицинских патологий. На усыновление же готова далеко не каждая пара. Если жена оказалась больной или бесплодной – неужели мужчина должен оставлять ее и переходить к другой? Конечно, нет, так как это будет безнравственно.
  • Мужчины полигамны по своей природе из-за особенностей физиологии или темперамента, им недостаточно сексуальных отношений с одной женщиной. Известно, что плотские наслаждения привлекают мужской пол сильнее, чем женский. Если одна женщина не удовлетворяет мужчину, скорее всего, он встанет на греховный путь измен. Многоженство призвано предотвратить это. Нередко бывает и так, что женатый мусульманин влюбляется в другую женщину. Развод с первой супругой причинит ей гораздо больше страданий, чем второй брак мужа.

О пользе терпения

Если в действительности задуматься над тем, что исходит из уст некоторых женщин, то получается, что вы отрицательно относитесь к Всевышнему Аллаху, который разрешил многоженство в Коране, и к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), а также к сподвижникам, которые имели не одну жену, ведь среди сподвижников числился и тот, у которого было около 200 жён (не более четырёх одновременно, конечно). Судя по тому, что говорят некоторые женщины, выходит, что Всевышний Аллах, ниспосылая аят (смысл):

«…и женитесь на тех женщинах, что приятны вам – двух, трех или четырёх …» (сура «Ан-Ниса», аят 3),

– и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) со сподвижниками, которые женились более чем на одной, вселяли раздор в семьи или жены Пророка (мир ему и благословение) и сподвижников вселяли раздор в семьи и делали больно такой же женщине, как и они, или жены Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижников завоёвывали чужих мужчин разными методами, в т. ч. и методом колдовства и чародейства и т. д. АстагфирулЛах, как же это далеко от истины! Большинство женщин говорят, что не хотели бы, чтобы их мужья взяли в жены кого-либо ещё, т.к. «делить с кем-то своего мужа – это настоящее испытание…» Да, мы с вами в этом согласны, что это испытание, но жены Пророка (мир ему и благословение) и сподвижников достойно прошли и пережили подобное испытание, а ведь в них тоже присутствовала ревность, возможно, и намного сильнее вашей, но они обуздали её путем понимания Ислама и дозволенности мужу брать более одной жены, понимая, что это разрешено Кораном, и осознавая, что если не предписано Создателем и если Он не пожелает, то никто ни на ком не женится, т. к. Всевышний Аллах в Коране говорит: (смысл):

«…Воистину, Аллах решает так, как Он пожелает» (сура «Аль-Маида», аят 1).

В другом аяте сказано (смысл):

«…Аллах вершит то, что пожелает» (сура «Аль-Бакара», аят 253).

Они истинно поняли, что Всевышний ввергает своих рабов в разные испытания, как об этом говорится в Священном Коране: (смысл):

«Мы непременно испытаем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе и людях, и плодах. Обрадуй же терпеливых (Раем), которые, если их постигнет беда, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы и вернёмся”. Это те, над которыми благословение от их Господа и милость, и они – на верном пути» (сура «Аль-Бакара», аяты 155–157).

Также Всевышний Аллах сказал: (смысл):

«О вы, которые уверовали! Терпите , будьте стойки и бойтесь Аллаха, может быть, вы преуспеете» (сура «Алу Имран», аят 200).

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл):

«Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав подобного тому, что постигло , живших до вас? Поражали их беды (чрезмерная нищета) и тяготы (болезни), и подвергались они потрясениям (разным бедам, обрушавшимся на них)…» (сура «Аль-Бакара», аят 214).

Восхваляя терпеливых, Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл):

«Сердца коих при упоминании имени Аллаха трепещут от страха, которые терпеливы к тому, что их постигает, творят обрядовую молитву и расходуют из того, что Мы дали им в удел» (сура «Аль-Хадж», аят 35).

Наверное, сёстрам по вере стоит задуматься над аятами Корана и над тем, что выше описано, и изменить свои взгляды на пользу и преимущество многожёнства, а также воздержаться от высказываний, противоречащих Шариату, т. к. это вызывает гнев Всевышнего и может вывести вас из Ислама. И если кто-либо поднимет вопрос многожёнства, описывая его положительные стороны, говоря, что это есть решение многих проблем, или вы встретите того мужчину или женщину, которые уже сделали этот шаг, то не осуждайте их, не сплетничайте про них, а просто поддержите их, покажите, что вы к этому относитесь одобрительно, т. к. это дозволяется Исламом и вы оцениваете их поступок как положительный. Ведь очень часто бывает и так, что совсем посторонние женщины начинают вести разговоры, связанные с многожёнством, в общем, или осуждают ту семью или человека, с которым это случилось, высказывают свое мнение или слова, противоречащие Шариату, даже приводящие к неверию (куфр), ищут недостатки первой жены, сравнивают её со второй, тем самым навлекают на себя гнев Всевышнего, т. к. они забывают о том, что ничего в этом мире не происходит без Его воли и предопределения. Если же у таких женщин спросить, почему вы так высказываетесь, это неправильно, ведь Ислам разрешает многоженство, большинство из них ответят: «Я против Ислама ничего не имею, это просто мое мнение»… «а что, я не имею права так рассуждать?»… «они так сами для себя совершили такое предопределение, если бы не женились, ничего бы не было предопределено» и т. п. И при этом даже не задумываются о том, что их мнение должно совпадать с требованиями Шариата, исходить, соответственно, из норм Ислама, а в противном случае, высказывая свое мнение, не соответствующее шариату, они, сами того не замечая, высказываются против Шариата.

Конечно, при всех положительных сторонах, полигамия – огромное испытания для представительниц слабого пола. Женская гордость – это не пустой звук, она есть у каждой, этот факт необходимо уважать и считаться с ним. Каждой женщине хочется, чтобы мужчина принадлежал только ей, чтобы она была для него самым любимым и близким человеком. Впрочем, ради Всевышнего многие мусульманки преодолевают свою гордость и вступают в полигамные отношения. Мы познакомились с некоторыми из них.

Айла, 25 лет, вторая жена:

«У меня уже был опыт жизни в браке. Первое замужество оказалось неудачным, мне пришлось развестись с мужем. В нынешний брак я вступала, зная, что мне уготована роль второй жены. Конечно, был определенный страх и сомнения, но все оказалось просто замечательно. Сейчас я чувствую себя по-настоящему счастливой. Я нашла любящего мужа и сестру, которой мне стала первая жена супруга. Этой девочке 18 лет и я прекрасно к ней отношусь. Главное, чтобы супруг относился к вам с уважением. Мой муж купил одинаковые квартиры и первой, и второй жене, он выделяет нам равное содержание. Я живу хорошо и не испытываю нужды».

Гульнара, первая жена мужа, который хочет взять вторую жену:

«Новость о том, что мой супруг собрался вступить во второй брак меня обескуражила. Я к такому повороту событий не была готова и поначалу я думала только об одном – о разводе с ним. Но, вспоминая все хорошее, что у нас было, думая о нашем маленьком сыне, я решила не спешить. Обращение к Аллаху и ежедневные молитвы помогли мне смирить свое сердце, хотя, признаюсь, мне было невероятно трудно. Мне 21 год, второй жене – 19. Жилье у каждой из нас свое, мы друг друга практически не видим. Муж полностью обеспечивает нас материально, уделяет достаточно времени. Но, признаюсь, я так и не смогла воспринимать вторую жену, как сестру».

Айла, 39 лет, первая жена:

«Я вступила в брак в 19 лет, родила мужу трех сыновей. Супруг относился ко мне с большой любовью, ухаживал, заботился. Мой муж отличается статью, красотой, поэтому я понимала, что мое старение может стать для него поводом к тому, чтобы взять вторую жену. И я была к этому готова, главное, чтобы он продолжал относиться ко мне с уважением и обеспечивал в материальном плане. Ведь мой муж вполне мог подать на развод, но он не мог так поступить. Второй жене 23 года, она студентка. В принципе, меня устраивает текущее положение».

Адиля, 20 лет:

«У меня довольно печальная история. В 17 лет я вышла замуж за 37-летнего мужчину. Это была большая любовь, я тогда руководствовалась исключительно чувствами, а не разумом. Для моего мужа я была второй женой, но он пообещал мне развестись с первой супругой, несмотря на наличие в том браке двух детей. Шесть месяцев мы жили в браке, но развода все не было, отношения стали ухудшаться, он стал больше времени проводить в первой семье. Однажды он пришел в мой дом и признался, что считает второй брак ошибкой – он только помог осознать ему, что первая жена для него дороже всего на свете. Так что я советую всем мусульманкам трижды подумать, прежде чем согласиться на роль второй жены».

Очень разные судьбы, очень разные истории, объединяет которых лишь одно – полигамия. Как видим, благополучие в многоженстве зависит от мужчины. Если представитель сильного пола справился с нагрузкой, — то все его женщины довольны. А за проступки и несправедливости по отношению к супругам мужчине предстоит держать ответ перед Аллахом. Но давайте выслушаем и вторую сторону – имама Фархата, одно время имевшего трех жен, но избавившегося от статуса многоженца.

«Аллах разрешает многоженство, полигамные отношения использовал Пророк Мухаммад (мир ему). С этими постулатами никто не спорит. Но у каждой семьи получается по-разному, никто не застрахован от проблем и ошибок. Очевидно, что Всевышний говорит о многоженстве, основываясь на важных причинах, которые были в древнейшие времена, не исчезли они и сейчас. Ведь, с учетом больших физиологических потребностей, мужчина обязательно совершит грех, если не возьмет вторую жену. Кроме того, женщина может быть бесплодной, непослушной, скандальной или капризной.

Я был одновременно женат на трех женщинах, но сегодня у меня одна супруга. Из своего опыта могу сказать, что полигамная семья может быть счастливой только при доброй воле женщин. Если жены ревнуют, ненавидят друг друга – ничего хорошего не получится. У меня получилось именно так. Две супруги устроили «заговор» против другой, всячески ее обижали. В конце концов, я оставил эту женщину, а с двумя «заговорщицами» развелся. Женщина – вот ключ к счастливому браку. Неважно, какой он – полигамный, моногамный. Если жены не относятся друг к другу по-сестрински – счастья не будет».

Мудрость предписания многоженства

Ислам дозволил многоженство, так как в этом есть большая мудрость и польза для людей, даже если это и не очевидно на первый взгляд. Рассмотрим эту мудрость через ситуации, которыми переполнена наша реальность. Мы увидим, как Шариат решает эти ситуации и как сегодняшнее мировое сообщество зачастую поступает в этих случаях.

Видео: вопрос к Ахмаду Дидату о многоженстве

Женщина, американка задает вопрос Ахмаду Дидату касательно многоженства

Оберегание мужчины от прелюбодеяния

Природное естество многих мужчин таково, что одна жена зачастую не может сохранить его целомудрие и поэтому они прибегают к супружеским изменам, что в свою очередь ведет к распространению венерических заболеваний, абортов и увеличению разводов, число которых, например, в России около 50% . Исходя из этого, возникает вопрос: что лучше? Запретить мужчине многоженство, и тем самым подтолкнуть его на удовлетворение своих потребностей запретным путем, либо дозволить ему женится еще на одной женщине?

Защита женщины

На сегодняшний день мы наблюдаем такую статистику, что количество женщин в мире во многом превосходит количество мужчин. В США, к примеру, соотношение полов 1:4 в пользу женщин. В Советском Союзе это соотношение равнялось 1:5, в Йемене 1:6, а в некоторых округах Китая это соотношение доходит до 1:10, в части стран Африки 1:5. К тому же во всех странах смертность среди мужчин выше, чем среди женщин. Так что же лучше, чтоб все эти женщины оставались вдовами, сохраняли свою девственность до конца жизни, стали причиной внебрачных половых связей, на которые они идут зачастую в надежде на замужество, или же лучше будет разрешить им стать законными, пусть и не единственными, женами и находиться под опекой и обеспечением мужа?

Потомство

Также, одной из мудростей многоженства является увеличение потомства, так как оно является одним из основных факторов процветания нации. Как сказал английский философ Г.Спенсер: «Многожёнство является необходимым для тех народов, в которых погибают мужчины на войне, и на выжившего мужчину была только одна жена. Если же поражает общину война, уничтожая их мужчин, то остаётся много женщин без мужей, и в итоге от этого уменьшается рождаемость в народе. Когда сражаются две группы друг с другом, то война не приносит пользу тому народу, в котором не требуется от женщин, чтобы они рожали, так как народ не в состоянии сопротивляться народу, в котором требуется от женщин, чтобы они рожали им мужчин, посредством многоженства».

Сохранение народа от нечестия и болезней

Нет сомнений в том, что с запретом многоженства, в обществе появляется множество недугов, как физических, так и социальных. Это и распространение разврата, венерических заболеваний, увеличение количества абортов и рост числа беспризорных. Дозволенность же многоженства, способствует излечению общества от этих болезней.
То, что было упомянуто в этой статье это всего лишь малая часть из всех тех мудростей, явных и скрытых, которые содержатся в многоженстве.

Али Каримов
Источник: Исламская цивилизация
12:34 25 октября 2013

Многоженство в Исламе

Одной из самых актуальных тем из положений Ислама остается дозволенность многоженства. Многоженство, или полигамия, на самом деле не является ни заслугой, ни пороком Ислама. Если обратиться к истории, то можно увидеть, что почти во всех древних обществах полигамия имела место. Преобладание женского населения по численности и уменьшение количества мужчин из-за войн толкало людей к практике многоженства. Таким образом, в каждом обществе многоженство становилось сначала необходимостью, потом нормой. Еще позже в некоторых обществах в вопросе полигамии, появившейся, как мы уже говорили, из-за необходимости, начались злоупотребления. Многоженство, вначале дозволенное и появившееся для решения некоторых социальных и моральных проблем в обществе, превратилось в практику, попирающую права женщин, играющую их честью и достоинством.

Другими словами, система, созданная для защиты женщины и ее прав, превратилась в средство сексуальной эксплуатации женщин. Иметь много жен стало модно и престижно. Практика многоженства была широко распространена среди арабов до прихода Ислама. Эта практика не была справедливой, и в ней не было места такому понятию, как права женщины. Мужчина мог иметь столько жен, сколько хотел, и это приводило к большой несправедливости и падению нравов. Ислам, призванный нести мир и справедливость и следить за соблюдением человеческих прав на самом высоком уровне, не мог оставаться безучастным к полигамной анархии. Всевышний Аллах аятом:

«…женитесь на женщинах, которые нравятся вам, – на двух, трех, четырех. Если же вы опасаетесь, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной или на тех, которых вы взяли в плен . Это ближе , если не хотите уклониться от него» (ан-Ниса,3), обозначил границы дозволенного в вопросе многоженства, положив конец несправедливости и анархии в арабском обществе, которое уже переполнялось брошенными, одинокими женщинами, которых использовали, а потом просто выгоняли.

Как вы уже заметили, Ислам не вводил практику многоженства, наоборот, он лишь установил максимальное количество жен и некоторые правила, защитив тем самым права женщин и упорядочив систему. Нам следует правильно понимать практику многоженства в Исламе. Как мы говорили, некоторые люди, не знающие практику Ислама в этом вопросе и не до конца понимающие все смысловые тонкости аятов, попадаются на заведомо ложную пропаганду врагов Ислама, которые вот уже многие годы стремятся уничтожить Ислам. Эти люди думают, что Ислам ущемляет права женщин, и многоженство является обязательным. Хотя третий аят суры «ан-Ниса» достаточно ясен: многоженство всего лишь дозволено Всевышним Аллахом. Другими словами, это не общее правило, а разрешение. Если мы обратим внимание на конец аята, то увидим, что в вопросе многоженства Всевышний Аллах ставит условием соблюдение справедливости. Причем справедливости и материальной, и нематериальной. Всевышний Аллах говорит: «Если вы боитесь, что не будете справедливы, то довольствуйтесь одной».

В браке важным условием является справедливое отношение мужчины к своей супруге. Если мы рассмотрим особенности современной семьи, то обнаружим, что на сегодняшний день трудно соблюсти все права даже одной женщины. Что же тогда говорить о правах нескольких женщин? Всевышний Аллах говорит:

وَلَنْ تَسْتَط۪يعُوۤا اَنْ تَعْدِلُوا بَيْنَ النِّسَاۤءِ وَلَوْ حَرَصْتُمْ فَلَا تَم۪يلُوا

كُلَّ الْمَيْلِ فَتَذَرُوهَا كَالْمُعَلَّقَةِ وَاِنْ تُصْلِحُوا وَتَتَّقُوا

فَاِنَّ اللّٰهَ كَانَ غَفُورًا رَح۪يمًا

«Вы никогда не сумеете относиться одинаково справедливо к женам, если бы даже очень хотели этого. Не будьте же полностью благосклонным , оставляя заброшенной. Если же вы исправите и будете богобоязненны, то ведь Аллах – прощающий, милосердный» (ан-Ниса, 129) и из этого аята мы делаем заключение, что практически невозможно быть справедливым в полигамном браке.

Когда у тебя две жены: легко ли быть «султаном»?

Одной из отличительных особенностей ислама в системе авраамических религий выступает многожёнство.

Как известно, каждый мусульманин вправе иметь до четырёх жён. В Священном Коране об этом сказано:

«Женитесь на женщинах, которые нравятся вам и дозволены для вас: на двух, трёх, четырёх» (4:3)

При этом большинство верующих предпочитает заводить моногамные семьи, довольствуясь лишь одной супругой. Это, прежде всего, связано с современными тенденциями в обществе, в котором мы живём. Некоторые также опасаются дополнительной ответственности или не в состоянии содержать более одной семьи.

Одна жена или несколько?

В поиске ответа на поставленный вопрос мнения учёных разделились. Большинство считает, что для мусульманина лучше иметь несколько жён. Сторонники многожёнства ссылаются на вышеприведённый аят суры «Женщины», утверждая, что это одно из благ Всевышнего, которое верующие не должны отвергать.

Вторым аргументом служит пример видных сахабов, большинство из которых имели по нескольку супруг.

В-третьих, они ссылаются на демографию. Согласно исследованиям, в современном мире нарушен баланс между полами, и девочек рождается гораздо больше, чем мальчиков. Исходя из этого, если каждый мужчина будет брать только одну жену, то многие девушки останутся незамужними, что есть несправедливость по отношению к ним. Многожёнство, по мнению сторонников полигамии, – это выход из сложившейся ситуации. И тогда все женщины получат возможность выйти замуж и родить детей. Кроме того, не стоит забывать и о некоторых частных случаях, таких как женское бесплодие, наличие заболеваний и т.д.

Однако некоторая часть богословов настаивает на том, что мужчине лучше вступать в брак единожды. Свою позицию они обосновывают трудностями, с которыми мусульманин сталкивается при наличии нескольких жён.

В частности, большинство мужчин не в состоянии прокормить две семьи из-за экономических реалий современности. Приходится концентрировать все усилия на обеспечении одной «ячейки общества», а не пытаться «гнаться за двумя зайцами». К тому же многие мусульмане не смогут относиться абсолютно одинаково к своим жёнам, как того требует Шариат, что приведёт к ущемлению прав одной из возлюбленных.

Обязанности мусульманина по отношению к своим жёнам

1. Предоставление отдельного жилья

Основной обязанностью мужчины перед своими супругами можно назвать обеспечение отдельной жилплощадью (домом или квартирой) каждой.

Кроме того, все жёны должны жить в одинаковых условиях. Иными словами, нельзя одну поселить в коттедже, а другой выделить крохотную квартиру-студию. Необходимо, чтобы всем супругам причиталась одинаковая жилая площадь в квадратных метрах, с одинаковым числом комнат, наличием мебели и домашней техники. Это условие мужчина обязан соблюсти даже если от одной жены у него есть дети, а от другой – нет.

В порядке исключения верующий вправе поселить своих жён в одном доме или квартире, но с согласия их всех. При этом каждой он обязан предоставить по отдельной комнате. Однако, по мнению богословов, к такому сценарию прибегать не стоит, ибо совместное проживание женщин в одном доме может привести к излишней ревности, скандалам и ссорам.

Принцип справедливости должен быть главенствующим во взаимоотношениях с жёнами, в противном случае человек может понести суровое наказание. Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «Если у мужчины было несколько супруг, и он не был справедлив к ним, то в Судный день он воскреснет с искривлённым боком (то есть одна сторона будет перекашиваться так же, как и он был не справедлив к одной из жён)» (хадис приводит Тирмизи).

2. Равное распределение времени

Второй не менее важной обязанностью мусульманина служит равенство во внимании к своим супругам. Это не означает, что муж должен строго отмерять часы, проведённые с каждой из жён. Здесь речь идёт о количестве совместно проведённых ночей – в течение месяца оно должно быть равным. Имам Шафии назвал это обязанностью мужчины. Например, если в месяце 30 дней, а у правоверного 2 жены, то 15 ночей он должен провести с одной и столько же – со второй.

Следует подчеркнуть, что речь здесь ведётся именно о ночёвке. Глава семьи не обязан заниматься сексом с ними во время каждого своего «визита», так как он сам может устать после рабочего дня или у жены могут быть месячные. Но это не означает, что мусульманин должен с одной вступать в интимную связь, а про другую забыть. В этом компоненте так же желательно соблюдать паритет, хотя это и не обязательно.

Мужчина вправе пробыть большее количество ночей у одной из супруг, но при условии согласия других жён, в ущерб времени которых это происходит. Передаётся со слов Аиши, что вторая супруга Заключительного посланника Аллаха (с.г.в.) Сауда уступала свои ночи Аише, зная, как любил её Пророк (с.г.в.) (хадис приводит Бухари).

Если же одна из жён совершила плохой поступок, и мужчина хочет наказать её, то вправе ли он не ночевать у неё? По этому вопросу мнения учёных разделились. Одни считают, что мужчина имеет право пропустить очередь «проштрафившейся» жены и не ночевать у неё до тех пор, пока та не исправится. А когда это произойдёт, он не обязан возмещать пропущенные ночи. Другие же учёные считают, что даже в случае наказания мужчина обязан ночевать у провинившейся жены, но он может не вступать с ней в половую связь или не разговаривать.

king_with_queens.jpg

Встречаются и такие ситуации, когда первая жена после долгих лет совместной жизни опасается, что её муж разведётся с ней и сочетается никахом с молодой и красивой девушкой. В такой ситуации она вправе освободить мужа от некоторых обязанностей в обмен на сохранение брака. Например, супруга может освободить мужа от обязанности ночевать у неё в обмен на отказ от намерения развестись с ней. В подобной ситуации, как считают богословы, мужчине лучше согласиться на такие условия, хотя он это делать не обязан.

3. Справедливое материальное обеспечение

Именно этот фактор чаще становится барьером для мужчины, который хочет жениться во второй раз, но осознаёт, что не располагает необходимым заработком. Однако если верующий всё-таки решился на второй брак, то он берёт на себя обязательство содержать обеих супруг. В отличие от жилья, которое муж обязан предоставить равное всем жёнам, материальное обеспечение осуществляется именно по справедливости. Иными словами, муж должен обеспечить достойную жизнь всем жёнам, но её цена может быть разной.

Рассмотрим конкретный пример. Мужчина имеет двух жён и зарабатывает 75 тысяч рублей. От одной жены у него трое детей, а от другой их нет. Исходя из этого, если он каждой выделит равную сумму, например, по 30 тысяч, то одной жене этого хватит с лихвой, а другой, с тремя детьми, этой суммы окажется недостаточно. Исходя из этого, муж обязан обеспечить необходимый минимум для своих супруг с учётом многих факторов, таких как наличие и количество детей, наличие собственного заработка, наличие пособий или пенсий, количество необходимых трат и так далее. Ярчайший пример для нас – Милость миров Мухаммад (с.г.в.), который справедливо расходовал на всех своих жён и никогда не ущемлял их прав.

При этом некоторые богословы также утверждают, что мужчина имеет право выделять бо́льшую сумму одной из жён, но при условии, что остальные находятся в достатке и никаких нужд не испытывают. Это, как правило, относится к очень богатым людям, которые имеют такую возможность. Данной позиции придерживались Ибн Кудама и имам Ахмад.

Тем не менее, большинство учёных сходятся во мнении, что муж должен стараться быть справедливым абсолютно во всём. Например, шейх Ибн Усеймин считал, что мужчине желательно соблюдать равенство даже в интимном внимании к женщинам, не говоря уже о материальном.

Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Каждый из вас – пастырь, который будет отвечать за свою паству» (Бухари). Паствой мужчины служат его жёны, за содержание которых и отношение к ним он будет отвечать в Судный день. Исходя из этого, ни в коем случае не следует ущемлять права женщин.

Аналогичную справедливость мужчина обязан проявлять и в дарении подарков. Если он одаривает чем-то одну жену, то нечто схожее по стоимости он обязан подарить и другим. Например, если он вручает одной кольцо стоимостью 10 тысяч рублей, то и другая жена должна получить такое же кольцо, браслет, цепочку или серьги приблизительно по такой же цене.

Может ли жена запретить взять вторую супругу?

Нередко молодые мусульмане сталкиваются с ситуацией, когда перед никахом невеста требует от мужчины отказаться при свидетелях от возможности взять вторую жену. Особенно это актуально для обществ, где мусульмане составляют меньшинство, а в целом господствует культура, отличная от ценностей ислама. Как же быть мужчине в такой ситуации и вправе ли невеста выдвигать подобные требования?

В поиске ответа на этот вопрос мнения богословов разделились. Алимы ханафитского и шафиитского мазхабов считают, что женщина теоретически вправе потребовать отказ от повторного брака, но мужчина не обязан его соблюдать. Основным доводом этой позиции служит хадис, который приводит имам Тирмизи: «Мусульманам следует блюсти договор только в тех случаях, если они не запрещают разрешённое, и наоборот». По логике сторонников этого мнения, женщина тем самым старается запретить своему мужу то, что Аллах сделал дозволенным, а также ущемляет его права.

Иной взгляд на проблему у ханбалитов, полагающих, что мужчина обязан соблюдать это требование, если он на него согласился перед никахом. Если же мужчина его нарушит, то жена вправе подать на развод. В качестве аргумента они приводят хадис, который приводят Бухари и Муслим. В нём рассказывается история о том, как Али (р.а.), будучи мужем Фатимы Захры (р.а.) – дочери Пророка Мухаммада (с.г.в.), намеревался жениться во второй раз. Фатима (р.а.) воспротивилась этому, и об этом узнал Посланник Аллаха (с.г.в.), который запретил Али делать это, пока он женат на его дочери. На основании этого хадиса ханбалитские учёные пришли к выводу, что не только жена, но и её отец вправе запретить мужу брать вторую жену.

Одной из самых актуальных тем из законов ислама остается дозволенность многоженства. Многоженство, или полигиния, на самом деле не является ни заслугой, ни пороком ислама. Если обратиться к истории, то можно увидеть, что почти во всех древних обществах полигиния имела место. Преобладание женского населения по численности и уменьшение количества мужчин изза войн толкало людей к практике многоженства.
Таким образом, в каждом обществе многоженство становилось сначала необходимостью, потом нормой. В более поздние времена в некоторых обществах в вопросе полигинии, появившейся, как мы уже говорили, из-за необходимости, начались злоупотребления. Многоженство, вначале дозволенное, призванное решать социальные и моральные проблемы в обществе, превратилось в практику, попирающую права женщин, играющую их честью и достоинством.
Другими словами, система, созданная для защиты женщины и ее прав, превратилась в средство сексуальной эксплуатации женщин. Иметь много жен стало модно и престижно. Практика многоженства была широко распространена среди арабов до
прихода ислама. Эта традиция не была справедливой, и в ней не было места такому понятию, как права женщины. Мужчина мог иметь столько жен, сколько хотел, и это приводило к большой несправедливости и падению нравов. Ислам, призванный нести мир и справедливость и следить за соблюдением человеческих прав на самом высоком уровне, не мог оставаться безучастным к полигамной анархии. Всевышний Аллах, говоря: «…женитесь на женщинах, которые нравятся вам, – на двух, трех, четырех. Если же вы опасаетесь, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной или на тех, которых вы взяли в плен. Это ближе , если не хотите уклониться от него» («Ан-Ниса», 4/3), обозначил границы дозволенного в вопросе многоженства, положив конец несправедливости и анархии в арабском обществе, которое уже переполнялось брошенными, одинокими женщинами, которых использовали, а потом
просто выгоняли. Как вы уже заметили, институт многоженства не был нововведением религии ислам, наоборот, шариат ограничил максимальное количество жен
и провозгласил правила, защитив тем самым права женщин и упорядочив систему. Нам следует правильно понимать практику многоженства в исламе. Ведь не зная религиозных установлений по поводу многоженства и не до конца понимая все их смысловые тонкости, можно легко попасть под влияние заведомо ложной пропаганды врагов ислама, которые используют эту тему для дискредитации нашей религии. Эти люди заявляют, что ислам ущемляет права женщин и многоженство является обязательным. Хотя третий аят суры «Ан-Ниса» достаточно ясно выражает, что многоженство всего лишь дозволено Всевышним Аллахом. Другими словами, это не общее правило, а разрешение.
Если мы обратим внимание на конец аята, то увидим, что в вопросе многоженства Всевышний Аллах ставит условием соблюдение справедливости.
Причем справедливости и материальной, и нематериальной. Всевышний Аллах говорит: «Если вы боитесь, что не будете справедливы, то довольствуйтесь одной».
В браке важным условием является справедливое отношение мужчины к своей супруге. Если мы рассмотрим особенности современной семьи, то обнаружим, что на сегодняшний день трудно соблюсти все права даже одной женщины. Что же тогда говорить о правах нескольких женщин? Всевышний Аллах говорит: «Вы никогда не сумеете относиться одинаково справедливо к женам, если бы даже очень хотели этого. Не будьте же полностью благосклонным , оставляя заброшенной. Если же вы исправите и будете богобоязненны, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный». («Ан-Ниса», 4/129) Из этого аята мы делаем заключение, что практически невозможно быть справедливым в полигамном браке. Исходя из всего этого, мы можем заключить, что многоженство дозволено при необходимости и соблюдении определенных условий. Конечно, стоит упомянуть о мудрости разрешения многоженства.

Мудрость разрешения многоженства в исламе
1. Численное превосходство женского населения над мужским. Обычно женщин в обществе больше, чем мужчин, им труднее выйти замуж, велико количество незамужних женщин. Вот здесь и проявляется мудрость разрешения исламом многоженства:
незамужние и овдовевшие женщины могут – если захотят – стать второй (третьей, четвертой) женой мусульманина.
2. Защита женщин, оставшихся без покровительства.
Как уже говорилось вначале, мужское население меньше женского в силу таких факторов, как войны, автокатастрофы, производственные ЧП и т.д. Например, в ходе Второй мировой войны мужское население стран-участниц резко сократилось.
Ислам разрешил многоженство, чтобы свести к минимуму возможные проблемы, возникающие в результате сокращения мужского населения в ходе войн или катастроф. Это разрешение ставит целью защитить нуждающихся в покровительстве одиноких женщин, дать им возможность жить чистой, непорочной и достойной семейной жизнью, что становится возможным лишь при заключении брака. Пойти второй (третьей, четвертой) женой для женщины, которая осталась без средств и нуждается в защите и покровительстве, – значит получить социальную гарантию.
3. Защита общества от возможных опасностей нравственного характера.
Законы и предписания Всевышнего Аллаха соответствуют человеческой природе. Всевышний создал людей разными и наделил их различными особенностями. Некоторые люди сильнее, другие же более слабы. Это правило также верно, когда речь идет о потенции. Например, одному мужчине
достаточно одной женщины, другой же нуждается в двух и более. Всевышний Аллах указал на дозволенный способ удовлетворения сексуальных потребностей мужчины.
Тому, чья жена по болезни или по какой-то иной причине не способна удовлетворить своего мужа, разрешено жениться на второй. Правда, есть условие – мужчина должен относиться справедливо ко всем своим женам. Будет совершенно неправильным, если мужчина, взяв второю жену, выгонит, бросит или станет игнорировать свою первую жену, которая годами была его тылом и опорой. Западные правоведы, считающие, что быть неединственной женой для женщины означает нарушение ее прав, на самом деле находятся под
воздействием ложных идей о равноправии и не могут считаться объективными. Потому что запрет многоженства для мужчины, который по каким-либо причинам не находит удовлетворения с первой женой, нисколько не защищает права женщины, наоборот, унижает их. Это подталкивает мужчин заводить любовниц, вступать во внебрачные отношения и покупать удовлетворение за деньги. Любой имеющий совесть человек, способный объективно оценить все большее моральное разложение Запада, легко поймет, почему ислам разрешает многоженство.

Заключение:
1. Полигиния существовала задолго до ислама.
2. Ислам упорядочил полигинию, ограничив количество жен четырьмя.
3. Многоженство не является предписанием Ислама – это разрешение. Это разрешается делать в случае необходимости и при соответствующих условиях.
4. Необходимо быть одинаково справедливым ко всем женам.
5. Многоженство не ущемляет права женщин.
6. Основной смысл многоженства – защитить одиноких женщин и сохранить нравственные устои общества.

Напоминание
В исламе предпочтительна моногамия. Несмотря на это, в случае необходимости ислам разрешает многоженство. В некоторых мусульманских обществах время от времени возникают злоупотребления в этом вопросе. Мужчины, думая, что они выполняют заповедь Всевышнего, берут нескольких жен, хотя сами с трудом могут обеспечить одну, и тем самым нарушают права женщин.
В исламе многоженство не предписано, а разрешено, и пока мужчина не в состоянии обеспечить женщину всем необходимым (кров, пища, одежда и т.д.), он не имеет права жениться во второй (третий, четвертый) раз. Некоторые не очень порядочные мужчины используют это разрешение ислама для удовлетворения своих низменных страстей: женятся, а через короткое время разводятся. Чтобы не стать
жертвой злоупотребления, мусульманкам следует очень внимательно подходить к данному вопросу. Женщине, которой предложили стать второй женой, следует хорошо во всем разобраться, получше узнать мужчину, выяснить его намерения и лишь потом принимать рtitybt/

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаляму аляйкум, дорогой читатель. Видя сегодняшнее отношение мусульман и немусульман к теме многоженства, мы решили немного раскрыть эту тему, привести доказательства на его дозволенность и разъяснить ситуации, когда оно бывает желательным, нежелательным или же запретным. А также рассказать о мудрости предписания многоженства.

Доказательство дозволенности многоженства в Исламе

Аллах в Коране говорит «..то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Женщины», аят 3). Прочитав аят, мы видим, что изначально речь идет о двух трех и четырех супругах, а одна жена предполагается в случае, если мужчина не может быть справедливым ко всем женам.

Справедливость

Что же подразумевается под справедливостью, которая требуется в Священном Писании от мужчины, желающего жениться более чем на одной женщине? И в чем она должна проявляться?

• Равное обеспечение

Муж должен предоставить каждой жене равное обеспечение в еде, питье, одежде, жилье, мебели и т.д. Понятие «равное» не подразумевает, что каждой супруге всё должно быть предоставлено в одинаковом количестве. «Равное» значит обеспечить каждую тем, что ей необходимо.

• Предоставление отдельного жилья для жен

На мужчине лежит обязанность предоставления отдельного жилья каждой из жен, если только они сами не согласятся жить в одном доме, но в разных комнатах. Имам Ибн К’удама сказал: “Человек не должен объединять двух жен в одном доме, кроме как с их соизволения. И нет разницы между молодыми женами и старыми, поскольку в этом может быть для них вред, который станет причиной ревности и вражды. Нахождение жен в одном доме может привести к спорам и баталиям». См. “Аль-Мугъни” 7/229.

• Справедливость в делении дней и ночей

Муж обязан одинаково делить дни и ночи, которые проводит со своими супругами, кроме случая, когда одна из жен дает разрешение, проводить у нее меньше времени, чем у другой. Имам Аш-Шафии сказал: “Сунна посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и все ученые говорят о том, что человек обязан делить поровну между женами дни и ночи. Он должен быть справедливым и не имеет права ущемлять их в этом”. См. “Аль-Умм” 5/110.

Что же касается любви, то Шариат не обязывает испытывать ее в равной степени к каждой из супруг, так как это невозможно. Аллах в Коране говорит: «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании», так как это выше способностей человека, и такое чувство как любовь ему не подвластно, а, как известно, «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Корова,286). Даже сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, имея в виду справедливость между женами, сказал: «О Аллах, это мое деление, в том, что мне подвластно. Не порицай меня в том, что мне не подвластно».

Шариатские решения относительно многоженства

Положение многоженства в Исламе различается в зависимости от ситуаций, связанных с человеком, который желает жениться больше чем на одной женщине. Иногда оно бывает желательным, порой нежелательным, а порой и запретным. Рассмотрим каждую из ситуаций более подробно.

• Если мужчина нуждается в двух супругах по причине того, что одна жена не оберегает его целомудрия, или его первая жена тяжело больна, бесплодна и так далее, а муж желает ребенка. Это при условии, что он предполагает, что сможет проявлять справедливость между ними. В таком случае, ему желательно женится на другой, как были женаты многие из сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, более чем на одной женщине.

• Если мужчина желает жениться на другой женщине без нужды, или же для увеличения почета в обществе или же для него это просто предмет роскоши, а при этом он еще и сомневается в том, что сможет проявлять справедливость между ними, то в этом случае многоженство является для него нежелательным. Как говорится в хадисе Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Оставь то, что внушает тебе сомнения и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает» (Ат-Тирмизи, Ан-Насаи).

• Если мужчина уверен в том, что не сможет проявлять справедливость между женами, по причине его бедности или слабости или по каким-нибудь другим причинам, то в этом случае, многоженство для него является греховным делом. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Женщины», аят 3).

Мудрость предписания многоженства

Ислам дозволил многоженство, так как в этом есть большая мудрость и польза для людей, даже если это и не очевидно на первый взгляд. Рассмотрим эту мудрость через ситуации, которыми переполнена наша реальность. Мы увидим, как Шариат решает эти ситуации и как сегодняшнее мировое сообщество зачастую поступает в этих случаях.

• Оберегание мужчины от прелюбодеяния

Природное естество многих мужчин таково, что одна жена зачастую не может сохранить его целомудрие и поэтому они прибегают к супружеским изменам, что в свою очередь ведет к распространению венерических заболеваний, абортов и увеличению разводов, число которых, например, в России около 50% . Исходя из этого, возникает вопрос: что лучше? Запретить мужчине многоженство, и тем самым подтолкнуть его на удовлетворение своих потребностей запретным путем, либо дозволить ему женится еще на одной женщине?

• Потомство

Также, одной из мудростей многоженства является увеличение потомства, так как оно является одним из основных факторов процветания нации. Как сказал английский философ Г.Спенсер: «Многожёнство является необходимым для тех народов, в которых погибают мужчины на войне, и на выжившего мужчину была только одна жена. Если же поражает общину война, уничтожая их мужчин, то остаётся много женщин без мужей, и в итоге от этого уменьшается рождаемость в народе. Когда сражаются две группы друг с другом, то война не приносит пользу тому народу, в котором не требуется от женщин, чтобы они рожали, так как народ не в состоянии сопротивляться народу, в котором требуется от женщин, чтобы они рожали им мужчин, посредством многоженства».

• Сохранение народа от нечестия и болезней

Нет сомнений в том, что с запретом многоженства, в обществе появляется множество недугов, как физических, так и социальных. Это и распространение разврата, венерических заболеваний, увеличение количества абортов и рост числа беспризорных. Дозволенность же многоженства, способствует излечению общества от этих болезней.
То, что было упомянуто в этой статье это всего лишь малая часть из всех тех мудростей, явных и скрытых, которые содержатся в многоженстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *