Наказание обязательные работы

СТ 25 УИК РФ

1. Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.

Комментарий к Ст. 25 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Обязательные работы относятся к основным видам наказания. Они установлены ст. 45 и 49 УК РФ. Их исполнение регламентировано гл. 4 УИК РФ (ст. 25 — 30). Исполнение обязательных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденного (ч. 4 ст. 16 УИК РФ).

2. Уголовно-исполнительные инспекции в настоящее время малочисленны. Во многих случаях они являются межрайонными и состоят из трех-семи человек. В менее чем 2000 уголовно-исполнительных инспекций работают менее 4000 сотрудников.

3. Обязательные работы, как и любое уголовное наказание, являются карой для осужденного. Карательное содержание этого наказания заключается в обязательности для осужденного бесплатно работать на объектах по направлению государственного органа, исполняющего наказание.

4. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ч. 1 ст. 49 УК РФ).

6. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 4 ст. 49 УК РФ).

Эти ограничения вытекают из специфики данного вида наказания: его отбывание требует от осужденного такого состояния здоровья, которое позволяло бы привлечение его к физическому труду, а в иных случаях — и наличия свободного времени.

7. Объекты, на которых выполняются обязательные работы, — это предприятия, количество и расположение которых, численность осужденных к обязательным работам, направляемых на конкретные предприятия, характер труда определяются местными администрациями с учетом мнения уголовно-исполнительных инспекций.

8. Закон не содержит ограничений на привлечение осужденных к тому или иному виду труда и на формы собственности предприятий, где может быть использован труд осужденных, но то обстоятельство, что не просто выполняются общественно полезные работы, а исполняется уголовное наказание, обязывает местные администрации направлять осужденных туда, где требуется неквалифицированный, маломеханизированный и низкооплачиваемый труд и, как правило, не хватает кадров.

9. Непосредственно порядок трудового использования осужденных (рабочее место, характер труда, время работы) определяет работодатель, но по согласованию с УИИ, которая обязана контролировать (в том числе путем посещения ее сотрудниками соответствующих объектов) отбывание ими наказания.

Еще в девятнадцатом веке российские осужденные приговаривались к городским работам в качестве наказания за преступление. Однако положение о подобном наказании в современном Уголовном кодексе появилось только в 2005 году, а с 2013 обязательные работы назначаются и за административные правонарушения.

Определение

Обязательные работы – вид наказания, предусмотренный статьей 49 УК РФ и статьей 3.13 КоАП РФ. Назначается только в виде основной меры пресечения осужденного вместо штрафа или в качестве смягченного наказания. Суть меры заключается в отработке определенного судом времени в свободные от основного трудоустройства часы. Отличительные признаки обязательных работ:

  • назначаются только официально занятым гражданам: студентам, ученикам, работникам;
  • направлены на принесение пользы общественности;
  • осужденный не получает зарплату, а все денежные средства за его труд направляются в государственный бюджет;
  • принудительный характер;
  • отсутствие права выбора вида работ и места их осуществления.

Основной целью подобного наказания является воспитательный характер. Обязательные работы далеко не престижны, к тому же выполнять их приходится по месту жительства, где осужденного могут увидеть друзья, коллеги, соседи. Эта мера усиливает эффективность морального воздействия на нарушителя.

Порядок исполнения

Не позднее десяти суток после вынесения приговора осужденный привлекается к обязательному труду. Организации, где отбывает наказание нарушитель, осуществляют контроль над гражданином, следят за качеством работы и ее продолжительностью. Обязанности осужденных заключаются в следующем:

  • добросовестное выполнение трудовых обязательств;
  • соблюдение дисциплинарных норм;
  • выполнение правил организации, где лицо отбывает наказание;
  • отработка всего времени, определенного судом;
  • предупреждение о смене места жительства.

В случае неисполнения обязательств или уклонения от работ судом может быть принято решение об ужесточении наказания для нарушителя.

Виды работ

Места и виды обязательных работ определяются органами местного самоуправления. Сфера деятельности может постоянно меняться, поэтому осужденных ждут задания, не требующие квалификации, особенных знаний и умений. Перечень обязательных работ устанавливается муниципальными властями. Как правило, это мероприятия по благоустройству города. Это могут быть следующие виды деятельности:

  • озеленение;
  • подсобные и погрузочные работы;
  • ремонтные работы (покраска бордюров, замена табличек на домах);
  • уборка улиц или помещений.

Осужденный может отбывать наказание как в муниципальной, так и в частной организации городской службы. Виды работ назначаются в соответствии с физическими способностями правонарушителя, его возрастом и состоянием здоровья.

Время работ

Как реализуется наказание? Обязательные работы подразумевают почасовое исполнение, определяемое судом. За преступление осужденному назначается от 60 до 480 часов, за административное правонарушение – от 20 до 200 часов. Во время отбывания наказания должны быть соблюдены обязательные условия.

  • В рабочие и учебные дни осужденный может работать не более 2 часов (по добровольному решению не более 4 часов).
  • В выходные и праздничные дни время работ не должно превышать 4 часов.
  • За неделю отрабатывается не менее 12 часов.
  • Период отпусков и учебных каникул никак не влияет на продолжительность работ.

Для несовершеннолетних правонарушителей предусмотрены немного другие порядки. Так, общий срок наказания может составлять 40–160 часов, а исполнение ежедневных принудительных обязанностей зависит от возраста:

  • 14–15 лет – не более двух часов;
  • 15–16 лет – до трех часов;
  • от 16 лет – не больше четырех часов в день.

Количество ежедневных часов может быть уменьшено в случае существенных причин и только по решению пристава.

Кому назначается подобное наказание?

Обязательные работы назначаются в качестве основного наказания лицам, совершившим следующие правонарушения:

  • отклонение от ареста, выплаты штрафов;
  • нанесение вреда окружающей среде;
  • несоблюдение порядка при участии в массовых мероприятиях;
  • нарушения при скоплении людей;
  • блокировка движения личного и общественного транспорта.

Важным условием для присуждения подобного наказания является нанесение ущерба и вреда здоровью или имуществу третьих лиц. Такая мера пресечения не может быть использована по отношению к следующим гражданам:

  • инвалиды;
  • безработные;
  • беременные женщины;
  • матери детей младше трех лет.

Представителям некоторых профессий также не назначаются обязательные работы. Среди них военнослужащие, сотрудники полиции и пожарной охраны, представители исполнительной системы власти и другие.

Отклонение от работ

Далеко не все осужденные раскаиваются в совершенных деяниях. Есть и такие, кто безответственно уклоняется от обязанностей. В случае неявки и отказа работать организация, где отбывал наказание гражданин, составляет протокол о нарушении. Такое деяние расценивается как отдельное административное правонарушение и грозит нарушителю арестом до пятнадцати суток или штрафом от 150 до 300 тысяч рублей.

В случае злостного уклонения от исполнения работ наказание заменяется принудительными работами или тюремным заключением. К таковым относятся нарушители, которые совершили следующие действия:

  • скрылись, чтобы избежать наказания;
  • более двух раз в течение месяца не являлись на работы;
  • неоднократно нарушали трудовую дисциплину.

Срок наказания при этом остается изначальным, с учетом отработанного времени. Восемь часов обязательных работ приравниваются к одному дню лишения свободы или исправительных работ.

Подобный вид занятости не предполагает заработной платы, медицинской страховки, заведения трудовой книжки. Более того, отработанный период не идет в стаж осужденного. Цель подобной меры пресечения заключается не просто в физическом наказании в виде обязательного труда. Большое внимание уделяется нравственному воспитанию и становлению нарушителя «на путь истинный» с пользой для себя и окружающего общества.

Обязательные работы как вид наказания

Одним из видов наказаний, которое предусматривает действующий Уголовный кодекс Российской Федерации, являются обязательные работы.

По преступлениям небольшой и средней тяжести в значительных случаях назначается такой вид наказания.

На основании ч. 4 ст. 49 УК РФ обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В чем же заключается данный вид наказания?

В соответствии с частью первой статьи 49 Уголовного кодекса РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Данный вид наказания выполняется осужденными на безвозмездной основе. В тоже время, лицо, которому судом назначено наказание в виде обязательных работ, лишен права выбора вида обязательных работ и объектов, на которых они отбываются.

Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Под видами работ, как правило, подразумеваются работы, не требующие особой квалификации, специальных знаний и навыков:

1.Благоустройство, очистка и озеленение территорий предприятий, организаций, улиц и площадей;

2.Вырубка деревьев и кустарников, обрезка веток;

3.Посадка и прополка саженцев деревьев, кустарников и цветочной рассады;
4.Благоустройство и очистка территорий автобусных остановок;
5.Подсобные работы при благоустройстве тротуаров и проездных путей;
6.Земляные работы;

7.Окраска элементов благоустройства дорог;
8.Очистка дорожных покрытий в местах, недоступных для дорожной техники;
9.Благоустройство кладбищ;

10.Косметический ремонт зданий и помещений;

11.Общестроительные работы;

12.Уборка производственных и служебных помещений;

13.Благоустройство спортивных и детских площадок;

14.Другие виды работ, не требующие специальной профессиональной подготовки.

Срок обязательных работ зависит от возраста осужденного, категории преступления, по которой подсудимый признан виновным, характеризующих личность данных.

Несовершеннолетним обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для данного лица, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — трех часов в день.

Совершеннолетним лицам обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

При вступлении приговора в законную силу, копия судебного решения направляется судом в уголовно-исполнительную инспекцию. После регистрации поступивших в Инспекцию документов, инспектор направляет осужденному письменное уведомление о необходимости явки в инспекцию. В день явки в инспекцию с осужденным проводится беседа, в ходе которой ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением.

По окончании беседы у осужденного отбирается подписка и выдается предписание для отбывания обязательных работ. При определении осужденному вида обязательных работ и объекта учитывается его место жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и профессиональные навыки.

Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.

Началом срока отбывания обязательных работ является день выхода осужденного на работу. Уголовно-исполнительная инспекция вцелях контроля за исполнением обязательных работ проверяет порядок отбытия осужденным наказания. При этом, проверка может осуществляться как с использованием телефонной связи, так с правом выхода по месту отбытия наказания осужденным. В тоже время, администрация учреждения, в котором осужденный отбывает наказание обязана сообщать в УИИ о нарушениях порядка отбытия наказания, допущенных осужденным к обязательным работам.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы.

Табель о количестве отработанных осужденным часов и материалы о нарушениях им трудовой дисциплины, поступившие из администрации организации, приобщаются к его личному делу.

Осужденный к обязательным работам обязан:

— соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы;

— добросовестно относиться к труду;

— работать на определенном для него объекте и отработать установленный судом срок обязательных работ;

— ставить в известность инспекцию об изменении места жительства.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

— более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

— более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

— скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

УДК 342.9 ББК 67.401.04 Г 14

И.Н. Гайдарева,

кандидат социологических наук, доцент кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, тел.: +79184275252, e-mail: alay_1968@mail.ru

А.О. Поддубный,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, тел.: 8-918-429-00-64, e-mail: alay_1968@mail.ru

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

( Рецензирована )

Аннотация. В данной статье анализируются правовые проблемы, связанные с введением в российское административное право института обязательных работ. Обосновывается тезис о том, что введение этого вида наказания в административное законодательство не было случайным. Исходя из этого, делается вывод о том, что обязательные работы — это не требующие специальных познаний и квалификации работы на различных объектах. Это реальная помощь по уходу за территорией улиц, парковых зон, аллей, мемориальных комплексов, кладбищ и других объектов. Кроме того, обязательные работы связаны с выполнением подсобных работ по уходу за больными и престарелыми.

Ключевые слова: обязательные работы, административное право, административная ответственность, административное наказание.

I.N. Gaydareva,

A.O. Poddubny,

OBLIGATORY WORKS AS A TYPE OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT

Keywords: obligatory works, administrative law, administrative liability, administrative punishment.

Административная ответственность является видом юридической ответственности и представляет собой негативную реакцию государства на противоправное поведение другого лица, выраженное в применении санкций против нарушителя, установленных соответствующими законами. Этот вид юридической ответственности предусматривает использование наказания к нарушителю в виде обязательных работ.

Административная ответственность как средство принуждения применяется к большому количеству субъектов. Административный кодекс и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях определяют круг юрисдикционных полномочий судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, в том числе мировых судей и судей военных судов, коллегиальных органов и должностных лиц, почти всех органов исполнительной власти, других государственных органов и даже некоторых правительственных учреждений.

Административные наказания как мера административной ответственности предусматривают использование различных средств принудительного воздействия на поведение людей — от морального предупреждения до ареста на срок до 15 дней и административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации, а затем пятилетнего запрета на въезд в Российскую Федерацию.

Одновременно наблюдается «инфляция» административных наказаний, выражающаяся в перманентном увеличении административных штрафов, сроков лишения специального права, во внедрении новых видов административных наказаний .

Для действующего законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях

такой вид наказания как обязательные работы представляет собой определенное новшество и применяется только лишь с 1 января 2013 г. , тогда как вид уголовного наказания применяется в Российской Федерации с 2005 года.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет правовые основы административной ответственности в виде обязательных работ. Фактическое основание применения административной ответственности возникает при наличии в деянии (действия, бездействия) лица и всех признаков административного правонарушения, в отношении которых лиц ведется производство по делу об административном правонарушении. Процессуальным основанием наступления административной ответственности в виде обязательных работ является вступившее в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении.

Обязательные работы, согласно ст. 3.13 КоАП РФ, заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей и устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. К определенной категории обязательные работы не применяются: к беременным Ж6Нв щинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов .

Исполнение постановления о назначении обязательных работ регламентируется ст. 32.13 КоАП РФ. Судебным приставом-исполнителем исполняется постановление судьи о назначении обязательных работ в порядке, установленном федеральным законодательством.

По согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, органы местного самоуправления определяют виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы. Виды обязательных работ не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания.

Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

Учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъяснение таким лицам порядка и условий отбывания обязательных работ, согласование с органами местного самоуправления перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени, ведут судебные приставы-исполнители.

Лица, которым назначено административное наказание в виде

обязательных работ, выполняют его на безвозмездной основе.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы, при этом время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — четырех часов. Как правило, время обязательных работ в течение недели не может быть менее двенадцати часов. Судебный пристав-исполнитель при наличии уважительных причин вправе разрешить лицу, отбывающему административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На администрацию организации возлагаются контроль за выполнением лица определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

В случае уклонения лица от отбывания административного наказания в виде обязательных работ судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса. Уклонение выражается в неоднократном отказе от выполнения работ и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных

документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы. По результатам 2013 года, к ответственности в Республике Адыгея за неуплату административного штрафа привлечено 2354 лица, из них 649 гражданам назначено наказание в виде административного ареста, 125 — в виде обязательных работ . Так, например, за административное правонарушение, совершенное в июле 2013 года, житель г. Майкопа был обязан к выплате штрафа в размере 100 рублей. Длительное уклонение от уплаты данного штрафа повлекло за собой применение в отношении должника ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Судьей назначено наказание в виде 50 часов обязательных работ. Требование о прохождении наказания и предупреждение об ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ, мужчина лично получил от судебного пристава.

Однако данное наказание так-Ж6 не было исполнено, несмотря на неоднократные предупреждения судебного пристава-исполнителя. Очередной акт, подтверждающий факт невыхода должника для прохождения обязательных работ, составлен 5 марта 2014 г. Либо безответственность должника стала принципиальной, либо он попросту не осознал всей серьезности ситуации, но, в конце концов, он дорого поплатился.

6 марта 2014 г. в отношении должника был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ и направлен в суд. Теперь, помимо обязательных работ, от которых должника никто не освобождал, он обязан судом к выплате административного штрафа в размере 150 тысяч рублей за уклонение от исполнения административного наказания .

Основным аспектом, определяющим общественную значимость данного вида наказания, является

предотвращение преступлений и других правонарушений (так называемые предупредительные меры). Этот вопрос не первый год находится в центре внимания исполнительных органов государственной власти. Однако Адыгея, как и другие субъекты РФ, столкнулась с определенными трудностями, связанными с организацией и контролем исполнения наказания в виде обязательных работ .

За 2014 год в Адыгее наказание за административные нарушения в виде обязательных работ назначено мировыми судьями почти двум тысячам человек, из которых только 43% имеют отметки об отбытии наказания .

В каждом муниципальном образовании республики имеется утвержденный перечень объектов, на которых отбываются обязательные работы. В этот перечень по необходимости ежегодно вносятся изменения.

Главами некоторых муниципальных образований в перечень включены частные и коммерческие предприятия, на которых обязательные работы не должны отбываться в соответствии с законодательством.

Помимо объектов, на которых отбываются обязательные работы, администрации муниципальных образований утверждают и виды работ. Причем эти виды обязательных работ должны быть конкретизированы с указанием места и вида работы, например: очистка территории детского сада от снега, колка дров у ветеранов, доставка почтовой корреспонденции в определенный населенный пункт и т.п.

Зачастую перечень работ очень мал, а сами обязательные работы -бесплатные общественно-полезные работы — смешиваются с общественными оплачиваемыми работами либо имеется единый перечень видов обязательных и исправительных работ, что недопустимо.

Нужно отметить, что в сельских поселениях возникают трудности

с определением вида обязательных работ. В основном сюда включают благоустройство и санитарную уборку территории, это при том, что законодатель дает возможность администрации самостоятельно определять и изменять вид обязательных работ, исходя из финансового и ресурсного обеспечения. Есть возможность привлекать бесплатный труд и в социальной сфере.

Таким образом, в настоящее время активно обсуждается расширение применения обязательных работ как административного наказания. В частности, сторонники этого вида ответственности ратуют за введение выполнения общественно полезных работ вместо назначения административного ареста, в частности, за неуплату штрафов, назначенных за нарушение Правил дорожного движения.

Примечания:

1. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: фе-дер. закон от 08.06.2012 № 65-ФЗ: принят Гос. Думой РФ 5 июня 2012 г.: ред. от 14.02.2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 24. Ст. 3082.

4. Пресс-служба УФССП России по Республики Адыгея. URL: http://r01.fssprus. ru/news.

5. Чич И. Исправление трудом. URL: Ьир://советская-адыгея.рфД^ех.р11р/ obshchestvo/3715-2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *