Направление на МСЭ

Справка МСЭ — это результат исследования здоровья, что помогает выявить таким образом инвалидность человека. Медико-социальная экспертиза является совершенно бесплатной. Исследование состоит из проверки человека на предмет ограниченности его возможностей. Таким образом, МСЭ определяет социальное и юридическое положение человека в обществе.

Для чего нужно такое исследование

Медико-социальная экспертиза появилась на основе Федерального закона №181, принятого в 1995 году. Введение этого исследования было введено по следующим причинам:

  • статус инвалида должен быть подтвержден официально, в том числе степень нарушения его здоровья;
  • выявление отклонений в здоровье человека помогает установить его юридический статус;
  • МСЭ нужна для социальной защиты прав инвалидов;
  • для применения восстановительных процедур.

МСЭ призвана установить наличие или отсутствие инвалидности у гражданина. Справка документально фиксирует итог этого мероприятия. Ограничение возможностей гражданина, который признан инвалидом, может быть связано с различными типами отклонений от нормы:

  1. умственные;
  2. физические;
  3. психические (эмоции, воля, память, мышление, речь и т. д.);
  4. сенсорные (слух, зрение, осязание и обоняние).

В зависимости от вида отклонений и ограничения возможностей определяется работоспособность человека. С помощью такой оценки определяется его потребность в социальной защите.

Где пройти

Такое исследование своего здоровья можно пройти в бюро медико-социальной экспертизы. Для получения нужной справки нужно пройти освидетельствование в территориальном бюро по месту жительства.

В случае обжалования или при необходимости особого исследования здоровья, созывается главное бюро. Совет состоит из специалистов регионального уровня. Главное бюро контролируется федеральным, которое собирается, если решение на региональном уровне будет обжаловано заявителем.

В исключительных случаях МСЭ проводится в домашних условиях или в лечебном учреждении. Для того, чтобы такая процедура состоялась, должен быть документ, который бы подтвердил необходимость исследования и невозможность больного покинуть помещение. Его выдает организация, которая занимается больным.

Как получить направление

Для того, чтобы пройти медико-социальную экспертизу, нужно получить письменное направление. Его могут предоставить:

  • органы социальной защиты населения;
  • местное отделение Пенсионного фонда РФ;
  • учреждение здравоохранения, заполненное по стандартной форме № 088/у-06;
  • направление может быть предоставлено гражданину по решению суда (в исключительных случаях).

Каждая из перечисленных организаций несет ответственность за достоверность сведений. Кроме того, ответственность несут и специалисты, которые ставят свою подпись в направлении.

Какие сведения отражаются в направлении:

  1. данные о самочувствии человека;
  2. степень нарушения здоровья, основные признаки;
  3. цель, по которой выписывается направление;
  4. комплекс пройденных реабилитационных процедур.

В случае отказа, учреждение выдает гражданину справку, по которой гражданин самостоятельно может обратиться в бюро медико-социальной экспертизы. В случае выдачи направления ребенку, его интересы представляют законные представители. Им могут стать как родители, так и опекуны, попечители и т. д.

То есть человек по направлению или по собственной инициативе обращается МСЭ. В последнем случае необходимо собрать все справки, которые подтвердят регулярную и устойчивую потерю работоспособности.

Какие бумаги нужны

Если больной человек не сможет по какой-то причине подать заявление самостоятельно, может поручить это дело посреднику. В этом случае обязательно нужно заполнить доверенность и нотариально ее заверить.

В качестве подтверждающих документов лучше приложить все имеющиеся справки, касающиеся потери здоровья и утраты работоспособности. Кроме этого:

  • заявление, написанное самостоятельно или при помощи уполномоченного или опекуна;
  • направление по форме;
  • карта амбулаторная;
  • заключение врачей;
  • рентген;
  • трудовая книжка;
  • доверенность (при определенных условиях).

Кроме того, в документы могут входить: документ об образовании, акт о несчастном случае на производстве и прочее.

Приговор или социальная помощь?

На заседании бюро медико-социальной экспертизы проводится голосование. После обсуждения решение принимается большинством голосов. Здесь же, в присутствии заявителя или его законного представителя, решение оглашается и даются пояснения.

По заседанию и решению составляется акт, который должны подписать все специалисты, участвовавшие в бюро. Обязательна подпись руководителя и печать. В акте указываются причины повлиявшие на принятие того или иного решения.

Решение зависит не только от обследования здоровья гражданина. Изучаются условия жизни и работы, бытовые условия. В случае серьезных нарушений функций организма и потери работоспособности, вероятность положительного ответа увеличивается.

Форма составления акта и справки медико-социальной экспертизы утверждена Министерством здравоохранения. После проведения МСЭ на руки гражданину выдается справка, в которой отражается решение бюро.

В случае отрицательного ответа, по просьбе гражданина, ему могут выдать справку о решении бюро и причинах отказа. Все акты экспертизы хранятся в архивах не менее десяти лет.

Для того, чтобы гражданину, временно или безвозвратно утратившему работоспособность, получить помощь государства, нужно пройти процедуру МСЭ. В случае отрицательного ответа можно апеллировать в вышестоящее бюро.

Порядок предоставления услуги «Выдача гражданам направлений на прохождение медико-социальной экспертизы»

(извлечения из нормативных правовых актов)

  1. Постановление Правительства РФ от 20.02. 2006 г. N 95

«О Порядке и условиях признания лица инвалидом»

Раздел III. Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу (далее МСЭ).

Ст. 15. Гражданин направляется на МСЭ медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы.

Ст.16. Медицинская организация направляет гражданина на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

В направлении на МСЭ указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Форма направления на МСЭ утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 77 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 853н.

Ст. 18. Медицинские организации несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на МСЭ, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ст. 19. В случае если медицинская организация отказала гражданину в направлении на МСЭ, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

2. Приказ департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 15.07.16 г. N 9 «Об утверждении порядков предоставления услуг и признании утратившим силу приказа департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 31.08.2012 N 19».

Порядок предоставления услуги «Выдача гражданам направлений на прохождение медико-социальной экспертизы» медицинскими организациями Ярославской области, имеющими лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, находящимися в функциональном подчинении департамента здравоохранения и фармации Ярославской области
(утв. приказом департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 15.07.16 г. N 9)

  1. Общие положения.

1.1. Порядок предоставления услуги «Выдача гражданам направлений на прохождение МСЭ» медицинскими организациями Ярославской области, имеющими лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, находящимися в функциональном подчинении департамента здравоохранения и фармации Ярославской области (далее — Порядок), разработан в целях повышения качества и доступности предоставления услуги «Выдача гражданам направлений на прохождение МСЭ» (далее — услуга), создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при предоставлении услуги, определения сроков и последовательности действий (административных процедур) должностных лиц медицинских организаций, имеющих лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, находящихся в функциональном подчинении департамента здравоохранения и фармации Ярославской области (далее — медицинская организация).

1.2. Услуга предоставляется гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на её территории, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования (далее — заявитель).

Заявители могут участвовать в правоотношениях по получению услуги лично либо через законного или уполномоченного представителя. При этом личное участие заявителей услуги не лишает их права иметь законного или уполномоченного представителя, равно как и участие законного или уполномоченного представителя не лишает заявителей услуги права на личное участие в правоотношениях по получению услуги.

В случаях, предусмотренных действующим законодательством, отдельным категориям граждан оказывается внеочередная медицинская помощь.

1.3. Информация по вопросам предоставления услуги может быть предоставлена при личном обращении заявителя, по телефонам медицинских организаций, а также путём размещения на информационных стендах и официальных сайтах медицинских организаций».

  1. Стандарт предоставления услуги.

2.1. Наименование услуги — «Выдача гражданам направлений на прохождение МСЭ «.

2.2. Форма предоставления услуги — услуга предоставляется после личного осмотра заявителя лечащим врачом и определения показаний для направления на медико-социальную экспертизу.

2.3. Результатом предоставления услуги является выдача (отказ в выдаче) направления на прохождение МСЭ (ф. N 088/у-06, утверждённая приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2007 N 77 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь»).

2.4. Максимальный срок предоставления услуги составляет 30 календарных дней с момента принятия врачебной комиссией медицинской организации решения о направлении заявителя на прохождение МСЭ и выдаче направления на прохождение МСЭ.

Срок оказания услуги складывается из срока проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий для выявления данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

2.6. Документов для предоставления услуги от заявителя не требуется.

2.7. Услуга предоставляется бесплатно.

Заявители имеют право на неоднократное обращение за предоставлением услуги.

2.8. Основаниями для предоставления услуги являются наличие у заявителя признаков ограничения жизнедеятельности, а также нарушений функций организма вследствие заболевания, последствия травмы или дефектов, подтверждённых данными медицинских обследований, нуждаемость в социальной защите.

2.9. Основаниями для отказа в выдаче гражданам направлений на прохождение МСЭ являются:

— отсутствие у заявителя подтверждения клинико-функционального диагноза на этапе прохождения им диагностических обследований, получения консультаций врачей-специалистов;

— отсутствие признаков ограничения жизнедеятельности, а также нарушений функций организма вследствие заболевания, последствий травм или дефектов, подтвержденных данными медицинских обследований;

— отказ заявителя от прохождения необходимых диагностических исследований и консультаций врачей-специалистов.

3. Состав, последовательность и сроки выполнения процедур, требования к порядку их выполнения.

3.2. Последовательность действий (административных процедур) при получении услуги.

3.2.1. Приём заявителя лечащим врачом и определение признаков нарушения жизнедеятельности, функций организма вследствие заболевания, последствия травмы или дефектов.

Заявителю необходимо осуществить запись на приём к лечащему врачу.

Лечащий врач, осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья заявителя, при установлении признаков ограничения жизнедеятельности, нарушений функций организма вследствие заболевания, последствия травмы или дефектов, подтверждённых данными медицинских обследований, вправе принять решение о направлении заявителя на врачебную комиссию для решения вопроса о необходимости направления его на прохождение МСЭ.

Результатом административной процедуры является определение оснований для выдачи гражданам направлений на прохождение МСЭ.

3.2.2. Прохождение заявителем необходимых диагностических исследований, получение консультаций и заключений врачей-специалистов.

Осуществляется с учётом заболевания и индивидуальной программы обследования в условиях медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

Основанием для начала административной процедуры является принятие врачом медицинской организации решения о направлении заявителя на проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий (далее — обследование) для решения вопроса о выдаче направления на прохождение МСЭ.

Обследование проводится медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь по месту прикрепления заявителя в установленном порядке, в соответствии со стандартами обследования граждан при направлении их на прохождение МСЭ.

Срок исполнения административной процедуры — в течение одного месяца со дня направления заявителя на обследование.

Предоставление услуги может быть приостановлено на время, необходимое для реализации мероприятий, предусмотренных программой дополнительного обследования.

Результатом административной процедуры является получение данных о состоянии здоровья заявителя, отражающих степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результатов проведённых реабилитационных мероприятий.

В случае отсутствия признаков, подтверждающих клинико-функциональный диагноз, ограничение жизнедеятельности, а также нарушений функций организма вследствие заболевания, последствий травм или дефектов, подтвержденных данными медицинских обследований, на этапе прохождения заявителем диагностических обследований, получения консультаций врачей-специалистов лечащий врач информирует заявителя и предлагает ему приостановить дальнейшие действия, необходимые для оформления направления на прохождение МСЭ.

3.2.3. Заседание врачебной комиссии медицинской организации (с участием лечащего врача и заявителя) для рассмотрения документов, принятия решения о направлении на прохождение МСЭ, выдачи заверенного в установленном порядке направления на прохождение МСЭ.

Врачебная комиссия действует на основании положения о врачебной комиссии, утверждённого распорядительным документом руководителя медицинской организации.

По результатам заседания врачебная комиссия медицинской организации вправе принять следующие решения:

— о направлении заявителя на прохождение МСЭ и выдаче соответствующего направления установленного образца;

— о необходимости дообследования с составлением индивидуальной программы обследования;

— об отказе в выдаче направления на прохождение МСЭ.

Решение о направлении заявителя на прохождение МСЭ принимается врачебной комиссией медицинской организации при наличии признаков ограничения жизнедеятельности, нарушений функций организма вследствие заболевания, последствия травмы или дефектов, подтверждённых данными медицинских обследований.

В случае принятия врачебной комиссией медицинской организации решения о направлении на МСЭ заявителю (его законному представителю) лечащим врачом в течение 30 дней с момента принятия решения врачебной комиссией решения выдается направление установленного образца на прохождение МСЭ.

Индивидуальная программа обследования заявителя составляется с учётом его заболевания, с использованием классификаций и критериев, утверждённых Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Решение об отказе в выдаче направления на прохождение МСЭ принимается врачебной комиссией медицинской организации.

В случае принятия решения об отказе в выдаче направления на прохождение МСЭ заявителю (по его желанию) выдается справка — выписка из протокола решения врачебной комиссии медицинской организации, на основании которой заявитель вправе самостоятельно обратиться в федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Решение врачебной комиссии принимается большинством голосов и оформляется протоколом заседания врачебной комиссии медицинской организации, который заносится в первичную медицинскую документацию. В случае равенства голосов голос председателя врачебной комиссии является решающим. При наличии разногласий врачей-специалистов в протоколе заседания врачебной комиссии медицинской организации указывается особое мнение.

3.2.4. Оформление лечащим врачом направления на прохождение МСЭ установленного образца (форма N 088/у-06, утверждённая приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2007 N 77 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь»).

Основанием для начала процедуры оформления лечащим врачом направления установленного образца на МСЭ является получение лечащим врачом медицинской организации данных обследования о состоянии здоровья заявителя, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

В направлении на прохождение МСЭ указываются данные о состоянии здоровья заявителя, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведённых реабилитационных мероприятий.

3.2.5. По результатам заседания врачебной комиссии медицинской организации направление на прохождение МСЭ заверяется в установленном порядке и выдаётся заявителю или его законному (уполномоченному) представителю на руки для обращения в федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Направление на прохождение МСЭ подписывается председателем и членами врачебной комиссии медицинской организации и заверяется печатью медицинской организации.

Факт направления на прохождение МСЭ и выдача направления на прохождение МСЭ регистрируются в специальном журнале медицинской организации, в котором учитываются принятые решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) медицинской организации.

Стр 1 из 5

Кэк

Законодательство о здравоохранении – одно из самых запутанных и противоречивых, административная структура органов здравоохранения – одна из самых разветвленных и сложных. Человеку, который сталкивается впервые с бюрократическими проволочками в медицинских кабинетах, весьма сложно разобраться, как работает эта система. В данной статье будет рассказано, что такое кэк, для чего он необходим. Аббревиатура кэк расшифровывается как клинико-экспертная комиссия.

Клинико-экспертная комиссия – это коллегиальный орган здравоохранения, который представляет собой собрание из врачей и специалистов, проводящий экспертные оценки больных. Кэк может быть сформирован как на базе лечебно-профилактического учреждения, так и при территориальном органе здравоохранения. Он формируется для всесторонней, полной и объективной оценки больных, в отношении которых решается вопрос о оформлении их на группу инвалидности, о признании нетрудоспособным, об оформлении на домашнее обучение, об освобождении от физкультуры на срок более, чем один год и другие вопросы, где необходим всесторонний анализ физического состояния больного.

Ответить на вопрос «что такое кэк» нельзя не оговорив, структуру этого органа. В комиссию кэк входят врачи различной специализации (их состав может меняться в зависимости от предмета решаемого вопроса). При необходимости для участия в деятельности комиссии могут приглашаться и другие специалисты – сотрудники научно-исследовательских институтов, лабораторий и т.д. Возглавляет кэк председатель, которым обычно является главный врач больницы (или его заместитель), на базе которой работает комиссия, заведующий какого-либо отделения или руководитель органа здравоохранения. Заседания кэк проходят обычно еженедельно, однако, если в этом нет фактической необходимости, то Положением об учреждении комиссии может быть установлена иная периодичность проведения заседаний комиссии.

На заседаниях кэк члены комиссии обследует больного, выявляют обстоятельства, которые могут служить основанием для вынесения решения. Для принятия решения участники комиссии голосуют, и решение считается принятым, если за него проголосовало больше половины членов комиссии. О принятом решении составляется заключение кэк. Данное заключение и будет являться официальным документом, подтверждающим право на освобождение от физической культуры на длительный срок, признание больного нетрудоспособным, право на уход в академический отпуск или выход из него и т.д.

Медико-социальная экспертная комиссия ( МСЭК)

На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите:
— при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом
прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более 4 месяцев;
— при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях — травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез — до 12 месяцев) для решения вопроса о продолжении
лечения или установления группы инвалидности;
— работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения клинического и трудового прогноза.
Право направлять граждан на медико-социальную экспертизу имеют лечащие врачи амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений различных уровней и форм собственности с утверждением направлений на МСЭК клинико-экспертной комиссией учреждения.
При установлении группы инвалидности срок временной нетрудоспособности завершается датой регистрации направления на МСЭК медико-социальной экспертной комиссией.
Лицам, не признанным инвалидами, листок нетрудоспособности продлевается лечебно-профилактическим учреждением до восстановления трудоспособности или повторного направления на медико-социальную экспертизу.
При отказе больного от направления на медико-социальную экспертизу или несвоевременной явке его на экспертизу по неуважительной причине листок нетрудоспособности не продлевается со дня отказа или дня регистрации документов медико-социальной экспертной комиссией. Отказ или неявка указывается в листке нетрудоспособности.

Экспертизой стойкой нетрудоспособности в нашей стране занимаются: 1) МСЭК и 2) комитеты социальной защиты населения.
МСЭК располагаются на базе крупных ЛПУ, однако находятся в ведении Министерства социальной защиты. Их расположение на базе ЛПУ связано с необходимостью всестороннего и полноценного обследования больных, для чего необходима лаборатория, узкие специалисты, диагностические кабинеты.
МСЭК классифицируют на первичные и высшие. Первичные и высшие в свою очередь бывают общего профиля и специализированные, к первичным МСЭК относятся районные, межрайонные, городские МСЭК. К высшим относятся МСЭК г. Москвы и Санкт-Петербурга, областные, республиканские МСЭК.
Задачи первичных МСЭК:
1) установление группы инвалидности впервые или при переосвидетельствовании;
2) определение причины инвалидности;
3) определение времени фактического наступления инвалидности;
4) установление стойкой утраты трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве (в %);
5) санкционирование долечивания при временной нетрудоспособности свыше 10 или 12 мес;
6) определение трудовых рекомендаций инвалидам, позволяющих использовать остаточную трудоспособность;
7) направление на переобучение или переквалификацию.
Состав первичных МСЭК общего профиля:
— терапевт,
— хирург,
— невропатолог,
— представитель комитета социальной защиты населения,
— представитель профсоюзной организации,
— медицинский регистратор.
— Состав первичных МСЭК специализированного профиля:
— 2 врача по профилю МСЭК,
— 1 врач смежной специальности,
— представитель комитета социальной защиты,
— представитель профсоюзной организации,
— медицинский регистратор.
— Виды специализированных МСЭК:
— фтизиатрическая,
— психиатрическая,
— кардиоревматологическая,
— офтальмологическая,
— онкологическая,
— травматологическая,
— профпатологическая.
В 3-дневный срок вся документация на данного больного должна быть передана для рассмотрения в высшую МСЭК. Высшая МСЭК выносит свое решение.
Медико-социальная экспертиза:
• Комплексная оценка состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности
• Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов
• Участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности
Главное бюро МСЭ
Один состав на 4 первичных бюро
4 врача, специалист по реабилитации, психолог(и), специалист по социальным вопросам
Направления работы:
• По медицинским показаниям
• Для переосвидетельствования
• Для компенсации
• При больничном более 10-12 месяцев.

Стратегический менеджмент

Стр.
Часть I. Теоретико-методологические основы стратегического менеджмента
Введение в стратегический менеджмент
Историография стратегического менеджмента
Теоретические основы стратегического менеджмента
Основные этапы стратегического управления
Выстраивание стратегической пирамиды
Факторы, определяющие стратегию организации
Подходы к выполнению задачи по разработке стратегии
Часть II. Стратегический анализ
Теоретические основы анализа внешней среды
Анализ макросреды (PEST-анализ)
Отраслевой (конкурентный) анализ
Анализ внутренней среды (управленческий анализ)
Часть III. Процесс выбора и реализации стратегии
Основные стратегии развития организации
Формирование стратегических альтернатив
Реализация стратегии организации
Контроль реализации стратегии
Вопросы для самостоятельной проверки знаний
Список рекомендуемой литературы

Часть I. Теоретико-методологические основы

стратегического менеджмента

Тема 1. Введение в стратегический менеджмент

Без стратегии организация подобна кораблю без руля,

плывет по кругу или напоминает бродягу, который

не знает куда идти

Джоел Росс, Мишель Ками

Все виды менеджмента взаимосвязаны между собой.

Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы.

Стратегический менеджмент — основа управления предприятием.

Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент, как концепция управления фирмой, позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство. С ростом уровня нестабильности условий предпринимательской деятельности возрастает потребность фирм в ориентации на стратегическое управление.

Стратегический менеджмент является интегрирующим курсом, который объединяет различные разделы и дисциплины теории фирмы: менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии. Как научная дисциплина стратегический менеджмент постоянно развивается, до сих пор нет однозначного взгляда на многие его составляющие.

Оценка степени конкуренции

Анализ конкурентных сил, действующих на фирму осуществляется согласно модели пяти сил конкуренции (рис. 1), предложенной профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером.

Рис. 1. Модель «пяти сил» Портера

Он выделил пять сил конкуренции и доказал, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании.

Основная задача менеджера заключается в том, чтобы найти такую сферу деятельности, где была бы обеспечена защита от действия этих конкурентных сил и/или появилась бы возможность использовать их в своих целях.

Из пяти факторов конкуренции в отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при разработке стратегии предприятия.

Рассмотрим подробнее каждую силу Портера.

Первая сила Портера: Конкуренция среди действующих в отрасли фирм

Соперничество среди существующих фирм зависит от множества факторов:

1. Увеличение числа примерно одинаковых по размерам и объемам производства соперничающих фирм.

2. Темпы роста спроса на продукцию.

3. Особые условия хозяйствования в отрасли.

4. Низкий уровень затрат покупателей при переходе с потребления одной марки товаров на потребление другой.

5. Одна или несколько компаний не удовлетворены своей долей рынка.

6. Конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений.

7. Барьеры выхода являются серьезной опасностью, особенно когда спрос в отрасли падает.

Барьеры выхода – это экономические и эмоциональные факторы, которые удерживают компанию в отрасли, даже если доходы малы. В результате появляются излишние производственные мощности, что ведет к усилению ценовой конкуренции, т.к. компании сбрасывают цены, пытаясь использовать простаивающие мощности.

8. Различие приоритетов фирм, их стратегий, ресурсов, личных качеств их руководителей и страны, где они зарегистрированы.

9. Крупные компании, действующие в других отраслях, приобретают какую-либо разоряющуюся фирму в данной отрасли и предпринимают решительные и хорошо финансируемые мероприятия по превращению купленной ими фирмы в лидера рынка.

10. Степень консолидации в отрасли.

Выделяют фрагментарные отрасли (с монополистической конкуренцией), где действует значительное количество однотипных фирм. Например, отрасль детских игрушек.

Олигополистические отрасли, где действуют несколько крупных компаний тесно зависящих друг от друга. Например, металлургическая отрасль.

Монополистические отрасли, где действует один производитель. Например, отрасль энергетики – ОАО ЭиЭ «Челябэнерго».

Таким образом, конкуренция среди действующих в отрасли фирм зависит от множества факторов, между которыми существует тесная взаимосвязь. Факторы конкуренции, действующие на фирму в отрасли, эволюционируют в течение жизненного цикла отрасли.

Вторая сила Портера: Риск входа на рынок потенциальных конкурентов

Возможности появления новых конкурентов в отрасли зависят от двух факторов:

1. барьеры входа в отрасль;

2. реакция компаний, уже действующих на рынке, на приход нового соперника.

1. Барьеры входа в отрасль – это препятствия, которые необходимо преодолеть для организации бизнеса в данной отрасли и успешной конкуренции в ней.

Основные источники таких барьеров:

1. Экономия на масштабах производства, которая связана со снижением издержек при увеличении объемов производства продукции.

2. Трудности доступа к технологии и ноу-хау.

3. Квалификация и опыт персонала.

4. Приверженность потребителей к определенным маркам.

5. Значительный размер первоначальных капиталовложений.

6. Доступ к каналам сбыта.

7. Действия контролирующих органов.

8. Налоговые ограничения.

2. Реакция компаний, уже действующих на рынке, на приход нового соперника – это также значительный фактор при вступлении в отрасль.

Позиция компаний по отношению к новичку может быть двух видов:

— Пассивная реакция;

— Активная защита позиций.

Основными причинами поведения конкурентов являются:

— размер отрасли;

— темпы роста отрасли;

— ожидаемые доходы.

Чем сильнее угроза от появления новых конкурентов, тем больше оснований у фирм-сторожилов укреплять свои позиции, затрудняя проникновение на рынок новичков.

Третья сила Портера: Угроза появления заменяющих продуктов (товаров-субститутов)

Фирмы одной отрасли промышленности нередко конкурируют с фирмами другой отрасли промышленности, т.к. выпускаемые ими товары являются взаимозаменяемыми.

Уровень угрозу товаров-субститутов зависит от следующих факторов:

1) цена производства товара-заменителя;

2) готовность покупателя принять замену (издержки перехода; привычки, удобство, условия обслуживания, престижность и т.д.);

3) качество и экологические характеристики продукции (маргарин дешевле масла, но уступает ему по вкусовым качествам; заменители сахара бывают вредными для здоровья);

4) дополнительные преимущества (постгарантийное обслуживание).

Таким образом, наличие в отрасли угрозы товаров-заменителей обостряет конкурентную борьбу, которая осуществляется как ценовыми, так и неценовыми методами.

Но кроме сложностей, данный фактор конкуренции создает и преимущества, которые необходимо использовать при построении стратегии.

Четвертая сила Портера: Экономические возможности поставщиков

Поставщики – это реальная рыночная сила, если предоставляемый ими товар составляет существенную часть издержек при производстве отраслевой продукции

Они могут влиять на отрасль путем увеличения цены или снижения качества поставляемого сырья или услуг.

Условия высокого влияния поставщиков на отрасль:

1. доминируют несколько предприятий-поставщиков;

2. отсутствие товаров-заменителей подавляемой продукции;

3. высокая концентрация в отрасли-поставщике (олигополия, монополия);

4. продукция уникальна или переходные затраты высоки;

5. когда предприятия отрасли не являются крупными (важными) потребителями для фирм-поставщиков. Например, все предприятия вынуждены брать электроэнергию у одного монополиста, и отказ одного из них платить не нанесет значительных убытков энергетической компании;

6. когда переход потребляющих предприятий на другую продукцию требует высоких затрат (переоборудование, переналадка станков, смена технологии). Например, смена бензиновых двигателей в транспортной компании на газовое оборудование и наоборот.

Пятая сила Портера: Экономические возможности покупателей

Способность покупателей договориться между собой и диктовать условия сделки существенно уменьшает прибыль отрасли.

Покупатели стремятся снизить цену, приобрести товары/услуги более высокого качества, сталкивая конкурентов друг с другом.

Условия высокого влияния покупателей на отрасль:

— стандартизованная продукция (могут купить товар у любого производителя, что вынуждает последних к конкуренции);

— крупные и малочисленные покупатели и множество производителей (оборонная промышленность, элеваторы);

— покупатели делают закупки в больших количествах (существенно влияют на объемы производства);

— имеются альтернативные производители заменяющих товаров;

— покупатели хорошо информированы;

— переходные затраты достаточно низкие и покупатели имеют возможность прямой интеграции и налаживания собственного производства продукции (это характерно для заводов, которые могут выпускать необходимые для конечной продукции детали на месте).

Для того чтобы проанализировать конкурентное окружение, руководителям следует оценить возможности каждой из пяти конкурирующих сил.

Коллективное воздействие этих сил определяет характер конкурентной борьбы на данном рынке.

Наиболее острая конкуренция возникает в том случае, когда эти пять сил создают жесткие условия на рынке, обеспечивая на перспективу равную прибыльность или равную убыточность для преобладающего числа фирм.

Идеальная конкурентная среда в отношении получения прибыли – это такая среда, в которой и поставщики, и покупатели имеют слабую позицию на торговых переговорах, когда нет хороших заменителей, барьеры входа на рынок относительно высоки и конкуренция между существующими продавцами довольно умеренная.

Таким образом, конкурентная стратегия компании тем эффективнее, чем больше она обеспечивает защиту от пяти конкурентных сил, влияет на законы конкуренции в отрасли на благо компании и способствует созданию дополнительного конкурентного преимущества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *