Нужен ли тахограф на газель?

Вопрос установки тахографов на грузовой и пассажирский автомобильные виды транспорта давно и горячо обсуждается в среде автомобилистов. Федеральными законами, Приказами Минтранса и Постановлениями правительства РФ определены категории транспортных средств, на которые распространяется тахографический контроль. Вроде бы все ясно, но есть такой в прямом смысле этого слова народный автомобиль Газель. Нужен ли Газели тахограф? Ответ на этот вопрос довольно неоднозначный.

Федеральными законами, Приказами Минтранса и Постановлениями правительства РФ определены категории транспортных средств, на которых распространяется тахографический контроль

Однозначным ответ и не может быть. Потому что сам автомобиль Газель имеет много модификаций. Сферы его применения самые разнообразные. Он широко используется в качестве рабочей лошадки: и людей перевезти по маршруту, и грузы доставить небольшими партиями. Вот и получается, что когда спрашивают, нужен ли тахограф на Газель, первое, что нужно уточнить – на какую? Вопросом на вопрос, по-одесски.

Давайте разложим эту проблему на составляющие и постараемся найти ответы в нормативных актах по тахографии.

Нужен ли тахограф на пассажирскую Газель?

Второе Приложение к известному Приказу Минтранса под номером 36 от 13.02.2013 разделяет пассажирский транспорт на два основных вида. К первому виду относятся транспортные средства с количеством сидений для пассажиров до девяти. Ко второму – от девяти и больше. Пересчитайте кресла в вашей Газели. Если вы насчитаете восемь пассажирских мест и одно водительское, то устанавливать средство тахографического контроля не нужно.

Если вы насчитаете восемь пассажирских мест и одно водительское, то устанавливать средство тахографического контроля не нужно

Совсем другое дело для моделей с пассажирскими местами больше восьми. На них установка тахографа обязательна. Причем, не важно, когда они были выпущены или ввезены в РФ. Имеется в виду до тридцатилетнего их возраста, конечно. Однако и этот вердикт не окончательный и имеет еще один нюанс – принадлежность.

Как собственность на автомобиль влияет на установку тахографа

Прежде, чем ответить, каким образом собственность на автомобиль влияет на установку тахографа, следует опять обратиться к законодательству. Федеральный закон под номером 196 от 19.12.1995, касающийся безопасности движения на дорогах, четко определяет, на какие транспортные средства нужно устанавливать тахографы. Это автомобили, выполняющие перевозку пассажиров или доставку грузов. При этом они должны принадлежать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ИП).

Если Газель выполняет коммерческие перевозки или она используется в качестве служебного автобуса, то устанавливать тахограф нужно обязательно. Ставить тахограф на служебную Газель необходимо даже, если на ней установлена система ГЛОНАСС. Она не фиксирует рабочее время водителя и его отдых. Не регистрирует и не записывает в памяти закодированную информацию о скорости и маршруте движения служебного автобуса.

Если Газель выполняет коммерческие перевозки или она используется в качестве служебного автобуса, то устанавливать тахограф нужно обязательно

ИП также должны оборудовать свои Газели тахографами. Не зависимо, сам предприниматель за рулем или нанятый водитель. И в случае с ИП, и в случае со служебным использованием, работа на Газели рассматривается как эксплуатация транспортного средства. Коммерческие рейсы или развоз сотрудников по объектам связаны с возможным нарушением режимов труда и отдыха водителей. Поэтому ИП и юрлица, владельцы Газели, должны устанавливать тахограф.

А вот, нужен ли тахограф на частный автобус Газель, необходимо смотреть на количество мест для пассажиров. Если их восемь – то нет, не нужен. Если девять и более – тогда нужен. Так как он попадает под категорию автомобилей М2 – перевозит более восьми человек и его масса до пяти тонн.

Еще один момент с пассажирской Газелью

А если Газель стоит на маршруте? Например, по городу, тогда как? Ставить тахограф на пассажирскую Газель не обязательно, если ее маршрут не превышает 50 км. Для городских, пригородных и даже междугородних перевозок пассажиров до девяти человек на расстояние до 50 км установка тахографа не требуется. Ведь для межгорода такое расстояние можно преодолеть на Газели в оба конца за одну рабочую смену.

Тахограф на грузовую газель

Да, Газель перевозит грузы. Но попадает ли такой грузовичок под действие приказов о тахографическом контроле? Вы не поверите, но такая «мини-фура» имеет массу до 3,5 тонн и не попадает ни под одну категорию транспортного средства, где нужно устанавливать тахографы.

Итак, нужен ли пассажирской Газели тахограф? Нужен, если она эксплуатируется для перевозки более восьми пассажиров на расстояние до 50 км. Служебные Газели или принадлежащие ИП, должны оснащаться тахографами по умолчанию. На грузовую Газель до 3,5 тонн устанавливать тахограф не требуется.

Немного иная ситуация обстоит с Газелью Некст и семейством Валдай. Их масса более 3,5 т, и установку тахографа не обойти. Другое дело, что все машины этих моделей выходят с завода «подготовленными». Основное время установки тахографа на Газель Некст занимает калибровка прибора, активация блока СКЗИ и подключение датчиков скорости и спидометра.

Основное время установки тахографа на Газель Некст занимает калибровка прибора, активация блока СКЗИ и подключение датчиков скорости и спидометра

Выбор тахографа происходит по стандартной схеме: качество – характеристики – сервис — удобство пользования – отличительные функции – цена. Кстати, многие авторизованные мастерские выставляют цену на тахографы с учетом их установки, калибровки и выдачи свидетельства. К применению на территории РФ разрешены только цифровые тахографы, применение моталки на которых невозможно:

  • Штрих ТахоRUS SM;
  • КАСБИ DT 20M;
  • Меркурий ТА 001;
  • VDO DTCO 3283;
  • ТЦА 02НК;
  • Атол Drive 5;
  • EFAS V2 Rus.

Согласно действующим нормам, установка тахографа на Газель нужна не во всех случаях. Даже если вы используете автомобиль ГАЗ для перевозки грузов или в качестве маршрутного такси, устанавливать бортовой самописец нужно будет только в отдельных ситуациях.

Владельцам таких автомобилей стоит заранее разобраться, нужен ли тахограф на Газель, и если нужен – обеспечить его установку. Выполнить монтаж цифрового контрольного устройства и откалибровать его могут мастера в специализированном сервисном центре, у которого есть лицензия на производство таких операций.

Тахограф на Газель нужен или нет?

Чтобы понять, нужно ли устанавливать тахограф на Газель, нужно учесть, как вы эксплуатируете автомобиль, а также проанализировать модификацию транспортного средства. Концерн ГАЗ выпускает несколько разновидностей техники – кроме того, на этой платформе часто монтируются различные конструкции, изготовленные кустарным способом.

Самые распространенные модификации:

  • Пассажирский микроавтобус.
  • Грузопассажирский вариант (несколько мест для пассажиров + грузовой отсек).
  • Легкий грузовик (с открытым или тентовым кузовом).
  • Фургон.

Пассажирские микроавтобусы на базе автомобилей ГАЗ могут использоваться для нерегулярных перевозок, пригородных и внутригородских рейсов, а также в качестве служебного транспорта. Необходимость установки цифрового прибора определяется количеством пассажирских мест.

Если конструкция автомобиля предусматривает наличие 8 и более мест (кроме сидения водителя), то контрольный прибор нужно ставить обязательно.

Если же посадочных мест меньше 8, то установка самопишущего устройства не требуется.

Эти требования распространяются на все микроавтобусы, кроме тех, которые принадлежат физическим лицам и используются в личных целях (т.е. выполнение рейса не предусматривает получения прибыли). Если же физическое лицо перевозит более 8 пассажиров и получает прибыль, то при отсутствии цифрового устройства владелец машины будет оштрафован.

Установка на грузовой микроавтобус

Нужен ли тахограф позволяет определить снаряженная масса автомобиля:

  • Стандартные Газели весят менее 3500 кг, потому даже при использовании их в коммерческой перевозке грузов оснащать их тахографами не обязательно.
  • Иначе обстоит дело с другими моделями концерна ГАЗ – NEXT и Валдай. Их масса превышает 3,5 т, потому при эксплуатации техники такого типа в качестве грузовиков монтаж бортового самописца будет обязательным.

Нормативные требования

Основные нормативные документы, которые определяют необходимость оснащения Газелей тахографами — приказы Министерства Транспорта № 36 (февраль 2013 г.) и № 273 (август 2013 года). Именно в этих нормативах содержатся требования об установке цифровых контрольных приборов с блоками СКЗИ на технику, перевозящую грузы и пассажиров.

Еще один важный документ — приказ № 227. Согласно этому документу, на автобусы/микроавтобусы (а значит, и на пассажирский модификации автомобилей семейства ГАЗ), выполняющие пригородные рейсы, нужно ставить самопишущие устройства с начала июля 2018 года.

Для городских маршрутов срок обязательного переоснащения — июль 2019 года.

Стоимость установки тахографа на Газель

Вид установки Техническое состояние ТС Стоимость установки, руб.
Замена тахографа по 36 Приказу* не важно 7000
Установка тахографа ЕСТР Подготовленное ТС 5000
Установка тахографа ЕСТР Не подготовленное ТС 9000-35000

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы

Процесс установки

Автомобили Газель NEXT и Валдай изначально конструировались с расчётом на то, что в них будут устанавливать самописцы. А вот при переоборудовании стандартной Газели мастерам приходится выполнять достаточно большой объем подготовительных работ. Для этого демонтируется нижняя панель, затем крепится либо короб для установки корпуса прибора, Либо направляющие для его фиксации. Для подключения проводов сверлятся отверстия.

Сама установка предполагает выполнение таких операций:

  • Активацию блока СКЗИ, установку его в гнездо на корпусе.
  • Подключение к бортовой сети через предохранительный блок.
  • Подключение датчика скорости.
  • Установку антенн, присоединение их к разъемам тахографа.
  • Пломбировку корпуса прибора, разъемов с подключениями.

После подключение и проверки работоспособности устройство устанавливается на направляющие и фиксируется на них. Все перечисленные операции (в первую очередь – активация СКЗИ и пломбировка прибора) могут быть выполнены только в сертифицированном сервисном центре. Самостоятельный монтаж тахографа на ГАЗЕЛЬ невозможен.

Калибровка прибора

Калибровка устройства – это обязательный этап установки. Калибруют систему после того как блок СКЗИ будет активирован с помощью электронного ключа и установлен в разъем на корпусе. Основная задача калибровки — повысить точность изменения параметров движения, обеспечив соответствие фиксируемых показателей фактическим значениям.

При проведении калибровки мастера сервисного центра:

  • Вводят в память прибора установочные данные (основную информацию об автомобиле).
  • Проверяют работу основных функций устройства.
  • Если нужно — корректируют показатели до достижения минимальной погрешности.

Калибровать тахограф нужно не только при первичной установке. Повторное выполнение этой операции требуется при замене блока СКЗИ, ремонте устройства, замене спидометра/датчика скорости. Также настраивать самописец приходится при внесении изменений в конструкцию Газели – например, при монтаже колес с другим диаметром.

Обязательное оснащение цифровым устройством обуславливается особенностями эксплуатации ТС и ее модификацией. Если закон требует, чтобы контрольное устройство было установлено — пренебрегать этим требованием нельзя из-за высокой вероятности получения штрафа. Поручить переоснащение микроавтобуса, фургона или легкого грузовика ГАЗ можно специализированному сервисному центру, имеющему разрешение на работу с тахографическим оборудованием.

Газель Next

Обязанность оснащения транспортных средств тахографами, для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, установлена частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Приложением № 2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» определено, что тахографами оснащаются:

— транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория N2);

— транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);

— транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);

— транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3), кроме транспортных средств, перечисленных после слов «за исключением».

Для того, чтобы определить подлежит ли автомобиль оснащению тахографом следует обратиться к документам на транспортное средство.

Обратим внимание на пункт 14 паспорта транспортного средства. В данном случае разрешенная максимальная масса транспортного средства не превышает 3,5 тонн, потому оснащению тахографом оно не подлежит.

Для транспортных средств, которые предназначены для перевозки пассажиров, следует посчитать количество сидячих мест. Если автомобиль имеет, помимо места водителя, менее восьми мест для сидения, то оно также не подлежит оснащению тахографом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *