Обязан ли инвалид предоставлять ИПР работодателю?

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 6 июля 2018 г.

Содержание журнала № 14 за 2018 г.Н.А. Мартынюк,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Не зная об инвалидности работника, работодатель может начислить ему пособие по больничным сверх предельных 4 месяцев подряд или 5 месяцев за год. И окажется без вины виноватым.

Работник вправе умолчать о своей инвалидности

Инвалидам положены различные трудовые льготы, в частности удлиненный очередной отпуск, 60 дней отпуска за свой счет, сокращенная продолжительность рабочего времени, запрет на привлечение к работе в ночное время и к сверхурочной работеч. 1 ст. 92, ч. 1 ст. 94, ч. 5 ст. 96, ч. 5 ст. 99 ТК РФ; ч. 5 ст. 23 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ. Поэтому обычно работники свою инвалидность от работодателей не скрывают.

Но иногда человек по какой-то причине предпочитает о ней умолчать. Соответственно, при приеме на работу он не представляет ни справку об инвалидности, ни индивидуальную программу реабилитации (ИПР). И имеет на это полное право как минимум по двум причинам.

1. В ТК приведен исчерпывающий перечень документов, которые человек должен представить при приеме на работуст. 65 ТК РФ. В нем нет ни справки об инвалидности, ни каких-либо других документов, подтверждающих ее наличие либо отсутствие.

Таким образом, ТК РФ не обязывает человека информировать работодателя о состоянии своего здоровья и наличии инвалидности. Единственное исключение — случай, когда инвалидность приводит к ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателяч. 2 ст. 21 ТК РФ.

Из больничных об инвалидности не узнать

Из листков нетрудоспособности работодатель не может узнать об инвалидности. Дело в том, что в заполняемой медорганизацией части больничного наличие инвалидности отмечается только в момент ее установления или изменения группы. Заполняется строка «Установлена группа инвалидности», а в строке «Иное» проставляется код 32 или 33пп. 59, 61 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 29.06.2011 № 624н.

И если инвалидность установлена до поступления на работу или если работник просто не принесет такой больничный, работодатель останется в неведении. Потому что в последующих листках нетрудоспособности никаких отметок об инвалидности медорганизация уже не ставит.

Работодатель может заподозрить наличие у работника инвалидности:

•если тот попросит выдать ему справку об условиях его труда. Этот документ человеку необходимо представить в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) для разработки ИПР при установлении либо продлении инвалидностип. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 20.02.2006 № 95; п. 8 Порядка, утв. Приказом Минтруда от 11.10.2012 № 310н;

•в случае частых и продолжительных больничных.

Однако право работодателя сделать запрос в бюро МСЭ (если он вдруг узнает, в какое именно бюро подал документы его работник), чтобы проверить свои подозрения, под вопросом.

Дело в том, что специальные персональные данные запрещено запрашивать у третьих лиц, не получив предварительно на это письменного согласия самого человекапп. 1, 3, 6 ст. 3, подп. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ; п. 4 ст. 86 ТК РФ. Вместе с тем обработка (в том числе и сбор) таких персональных данных без согласия человека возможна, если она проводится в соответствии с законодательством об обязательных видах страхованияч. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ. Но в этом законодательстве право страхователя обрабатывать специальные персональные данные застрахованных физлиц прямо не предусмотрено.

К тому же бюро МСЭ может и не дать информации о наличии инвалидности, ответив, что не вправе разглашать персональные данные физлица.

Какие претензии предъявит ФСС работодателю

После установления инвалидности в больничных работодатель сам обязан делать отметки о ее наличии — в своей части листка.

В поле «Условия исчисления» нужно поставить соответствующий инвалидности код 45 в первых двух ячейках. При продолжительности нетрудоспособности более 4 месяцев подряд или 5 месяцев в году в следующих двух ячейках нужно указать коды 49 и 50п. 66 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 29.06.2011 № 624н. В поле «Причитается пособие за период» следует указать даты начала и окончания периода выплаты пособия с учетом ограничений в 4 и 5 месяцев.

А в регионах пилотного проекта работодатель должен указать эти коды и даты в передаваемом в Фонд реестре (графы 32, 35 и 36)п. 3.17 приложения № 2 к Приказу ФСС от 24.11.2017 № 579.

Кстати, с 1 июля к пилотному проекту ФСС присоединились еще шесть регионов

Не зная об инвалидности работника, работодатель этого не сделает. Последствия зависят от того, в каком он регионе — пилотном или обычном.

Регион пилотного проекта. Если в реестре работодатель не укажет эти коды, то ФСС выплатит работнику пособие за «лишние» дни. Впоследствии Фонд может обнаружить наличие инвалидности, проводя сверку представленных работодателем данных с регистром льготных категорий гражданПостановление 11 ААС от 02.04.2018 № А65-37844/2017. Тогда он взыщет излишне выплаченное пособие с работодателяч. 2 ст. 15.1 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ), и суд, как показывает практика, скорее всего, взыскание одобритПостановления 6 ААС от 28.01.2016 № 06АП-7109/2015; 11 ААС от 02.04.2018 № А65-37844/2017; 12 ААС от 04.08.2017 № А06-1299/2017.

Обычный регион. Работодатель назначит пособие по нетрудоспособности за большее количество дней, чем положено работникам-инвалидам, и зачтет его в счет уплаты страховых взносов. Если Фонд впоследствии обнаружит наличие у работника инвалидности, то не только начислит недоимку по взносам, но и оштрафует за их недоплату.

Незнание об инвалидности работника — не аргумент

Вообще-то если в излишней выплате пособия виновно физлицо, то ФСС должен взыскивать ущерб с негоч. 2 ст. 15.1 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ), а не с работодателя. Ведь физлица обязаны представлять страхователю (то есть работодателю) достоверные документы (сведения), на основании которых выплачивается страховое обеспечениепп. 1, 2 ч. 2 ст. 4.3 Закона № 255-ФЗ.

Однако арбитраж поддерживает отделения Фонда в их попытках взыскать эти деньги с работодателей. Суды указывают, что ответственность за непредставление сведений Фонду или за их недостоверность лежит именно на работодателеп. 10 Постановления Правительства от 12.02.94 № 101; Постановление 11 ААС от 07.12.2016 № А65-18188/2016 и что он отвечает за своего работникап. 1 ст. 1068 ГК РФ; Постановление 6 ААС от 27.04.2015 № 06АП-1258/2015. При этом тот факт, что работник скрыл от работодателя инвалидность, суды однозначно не считают аргументом в защиту работодателя от претензий ФССПостановления 3 ААС от 08.12.2016 № А69-2432/2016; 6 ААС от 28.01.2016 № 06АП-7109/2015; 11 ААС от 02.04.2018 № А65-37844/2017, от 07.12.2016 № А65-18188/2016.

Может ли работодатель взыскать с работника-инвалида излишек пособия

В случае сокрытия физлицом данных, влияющих на получение и размер пособия, Закон об обязательном социальном страховании дает страхователю право взыскать с этого физлица сумму необоснованно выплаченного ему пособия в качестве возмещения материального ущербач. 4 ст. 15, пп. 1, 2 ч. 2 ст. 4.3, ч. 2 ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ; ст. 238 ТК РФ. Также законодательство позволяет взыскать в качестве возврата неосновательного обогащения излишне выплаченное пособие при наличии недобросовестности со стороны его получателяп. 3 ст. 1109 ГК РФ.

Иногда это удается, иногда — нет. Так, есть два противоположных решения двух судов, которые рассматривали схожие ситуации. В обоих случаях работники утверждали, что не намеревались скрыть инвалидность от работодателя, а просто не знали о необходимости принести на работу справку об инвалидности.

Один суд расценил это как сокрытие работником данных, влияющих на размер пособия, и решил взыскать с него в пользу работодателя излишне выплаченное пособиеРешение Нерехтского райсуда Костромской области от 10.02.2014 № 2-110/2014(2-1203/2013;) ~М-1193/2013.

Другой суд, наоборот, отказал работодателю во взыскании, указав, чтоРешение Новокузнецкого райсуда Кемеровской области от 06.10.2015 № 2-1196/2015~М-953/2015:

•трудовое законодательство не обязывает работника представлять справку об инвалидности, поэтому о его недобросовестности тут говорить нельзя;

•работодатель должен был озаботиться длительным пребыванием работника на больничном и самостоятельно выяснить причины;

•у работодателя имелись правовые механизмы для получения сведений об инвалидности работника. Что это за механизмы, суд не объяснил. Попробуем предположить.

Может ли работодатель себя обезопасить

Трудовой кодекс запрещает работодателю требовать от лица, поступающего на работу, документы, не указанные в перечне, содержащемся в ст. 65 ТК, и не предусмотренные иными федеральными законами, указами президента и постановлениями правительстваст. 65 ТК РФ.

Однако, на наш взгляд, это не мешает работодателю письменно запрашивать у работника сведения об инвалидности и, если она установлена, справку о ней:

•при приеме на работу;

•когда можно заподозрить, что инвалидность установлена уже работающему у вас человеку.

Во-первых, федеральный закон, предусматривающий представление таких сведений, есть — это Закон об обязательном социальном страхованииЗакон № 255-ФЗ.

Прямо в нем необходимость представления именно справки об инвалидности не указана. Однако там сказано, что застрахованное физлицо обязано не только передавать страхователю достоверные документы и сведения, на основании которых тот выплачивает пособие, но и уведомлять его об обстоятельствах, влияющих на условия предоставления и размер пособия, в течение 10 дней со дня их возникновенияпп. 1, 2 ч. 2 ст. 4.3 Закона № 255-ФЗ. Установление инвалидности и есть такое обстоятельство, а справка — документ, на основании которого пособие выплачивается с ограничением по количеству дней.

Во-вторых, запрашивать сведения об инвалидности организация (ИП) будет не как работодатель у работника, а как страхователь у застрахованного, то есть в рамках не трудового законодательства, а законодательства об обязательном соцстраховании. Поэтому установленный ст. 65 ТК запрет тут не должен действовать.

Соответственно, запрос сведений о наличии инвалидности должен содержать ссылки на Закон № 255-ФЗпп. 1, 2 ч. 2 ст. 4.3 Закона № 255-ФЗ и пояснение, что эти сведения необходимы для правильного расчета пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств ФСС.

Работодателю по большому счету остается только надеяться на то, что работники не будут скрывать свою инвалидность. Ведь из-за переплаты по больничным возможны проблемы с ФСС

Понятно, что такой запрос поможет лишь в случае, если справку об инвалидности работник не принес просто потому, что не знает о необходимости представить ее работодателю. Когда принесет, возьмите с него письменное согласие на обработку этих персональных данных.

Если никакой информации о наличии инвалидности в ответ на ваш запрос от работника не последует, попросите его расписаться на запросе в подтверждение того, что он с ним ознакомлен. Возможно, в случае спора с работником о взыскании излишка пособия это станет аргументом в вашу пользу. Но не обязательно.

Так, один арбитражный суд сделал интересный выводПостановление 3 ААС от 08.12.2016 № А69-2432/2016. Он рассматривал спор о взыскании Фондом излишка пособия с работодателя, но попутно разобрал и вопрос о том, может ли впоследствии работодатель взыскать эту сумму с работника-инвалида. И вот к какому выводу пришел.

Если человек при приеме на работу воспользовался правом не раскрывать персональные данные об инвалидности, то на него распространяются общие условия предоставления гарантий и компенсаций работникам. Среди прочего ему положено и пособие за все дни нетрудоспособности по болезням и травмам без «инвалидного» ограниченияч. 1 ст. 6, ст. 12 Закона № 255-ФЗ; ст. 183 ТК РФ. Только пособие за сверхлимитные дни идет за счет средств работодателя, а не ФСС.

Больничные нового работника-инвалида

Похожая проблема возникает и при приеме на работу нового работника-инвалида. В этом случае вам необходим документ о том, за сколько дней в этом году ему уже было выплачено пособие на предыдущем месте работы. Ведь ограничения в 4 или 5 месяцев в году установлены по отношению к одному физлицу, а не к одному работодателю. И если новый работник до конца года принесет вам больничный, пособие по нему нужно начислить только за те дни в пределах лимита, которые остались после выплаты ему пособий на предыдущем месте работы.

Проблема в том, что в законодательстве не сказано, как новый работодатель должен получить документ с такой информацией и что это может быть за документ. Из выданной предыдущим работодателем справки № 182нприложение № 1 к Приказу Минтруда от 30.04.2013 № 182н вы увидите общее количество дней нетрудоспособности в текущем году. Но они не разделены на дни по болезни и травмам (которые и ограничены лимитом в 4 и 5 месяцев) и на прочие (например, по уходу за заболевшим ребенком, карантину — оплачиваются сверх «инвалидного» лимита)п. 4 приложения № 1 к Приказу Минтруда от 30.04.2013 № 182н.

Можно воспользоваться рецептом, который дал ФСС для аналогичной ситуации с «детскими» больничными: запросить справку с необходимыми данными с прежнего места работы у работника или у медицинской организацииПисьмо ФСС от 24.05.2016 № 02-11-09/15-05-128ОП. Однако обязанность выдавать такие справки законом не предусмотрена. А отказать работнику в выплате пособия по предъявленному им больничному из-за непредставления справки вы не вправе.

Также вы можете запросить эту информацию в территориальном отделении ФСС, к которому «приписан» прежний работодательп. 4 ч. 1 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ. Направьте туда запрос о проверке сведений, указанных им в справке № 182н. Запрос составьте по специальной формеприложение № 1 к Приказу Минздравсоцразвития от 24.01.2011 № 20н, но к нему приложите пояснительную записку о том, что для верного расчета пособия вам необходима информация — за сколько дней в текущем году работнику уже было выплачено пособие по болезни и травмам.

* * *

Суды считают, что не нужно начислять взносы с той суммы пособия работнику-инвалиду, которую ФСС не принял к зачету из-за того, что она выплачена за превышающие лимит дниПостановления АС ЗСО от 09.04.2018 № А81-4249/2017; 8 ААС от 15.12.2017 № 08АП-14348/2017 (оставлено без изменения Постановлением АС ЗСО от 09.04.2018 № Ф04-764/2018). Поскольку нетрудоспособность была, то эта выплата все равно остается пособием по нетрудоспособности, просто ее источник — средства работодателя, а не Фонда. Такой же вывод ВС сделал применительно и к пособиям, излишне выплаченным работникам, которые не являются инвалидамиОпределение ВС от 04.08.2017 № 308-КГ17-680; п. 34 Обзора судебной практики ВС № 5 (2017), утв. Президиумом ВС 27.12.2017.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Пособия / больничные листы»:

2020 г.

  1. Детские пособия: индексация-2020, № 4
  2. 50-рублевую компенсацию отменили, № 1

Добрый день.

Нет не обязан, это его право, но не обязанность

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ) индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер; он вправе отказаться как от отдельных реабилитационных мероприятий, так и от реализации ИПР в целом. Этот отказ освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации от ответственности за исполнение ИПР (смотрите также кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.03.2012 N 33-4106/2012, решение Московского районного суда г. Твери от 09.08.2006 N 2-1182/06).
Закон N 181-ФЗ прямо не предусматривает, как должен быть оформлен такой отказ и кому его следует адресовать. Но, как следует из ст. 224 ТК РФ и ст. 23 Закона N 181-ФЗ, ответственность за исполнение ИПР в части рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда возлагается на работодателя. Поэтому полагаем, что основанием для освобождения организации от ответственности за неисполнение ИПР будет письменное заявление работника об отказе от тех или иных мероприятий, представленное непосредственно работодателю.

Отметим, что законодательство не содержит указаний на право или обязанность работодателя требовать от работника-инвалида предоставления документов, определяющих медицинские показания для его трудовой деятельности. Также законодательство не содержит требования об обязательном предоставлении и сроках предоставления ИПР самим работником-инвалидом. Следовательно, и ответственность за отсутствие у работодателя ИПР в ситуации, когда указанную программу не предоставил сам работник-инвалид, либо за непредоставление ИПР работником законодательством также не предусмотрена.
Поэтому, если работник не предоставляет работодателю ИПР или отказывается от соблюдения ее рекомендаций, работодатель обязан выполнять лишь общие требования законодательства, касающиеся условий труда всех инвалидов:
— устанавливать для работников, являющихся инвалидами I или II группы, сокращенную продолжительность рабочего времени, не превышающую 35 часов в неделю (часть первая ст. 92 ТК РФ, часть третья ст. 23 Закона N 181-ФЗ);
— предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней (часть вторая ст. 115 ТК РФ, часть пятая ст. 23 Закона N 181-ФЗ);
— предоставлять по заявлению работника отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (часть вторая ст. 128 ТК РФ);
— привлекать к сверхурочным работам, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, а также в ночное время только с согласия инвалида и при условии, что такие работы не запрещены ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (часть пятая ст. 96, часть пятая ст. 99, часть седьмая ст. 113 ТК РФ, часть четвертая ст. 23 Закона N 181-ФЗ).
Поскольку эти требования определены законом, работодатель обязан обеспечить их соблюдение.

Вопрос: Подскажите, обязан ли инвалид предоставлять работодателю индивидуальную карту реабилитации. Если нет, то почему?

Сообщаю Вам следующее:

Обязанность работника представлять работодателю документы о своей инвалидности нормативно не предусмотрена. Работник может представить такие документы по собственному желанию, причем как при приеме на работу, так и в процессе работы.

Если инвалид трудоустраивается в счет установленной квоты по направлению из органов службы занятости населения, работодатель должен создать необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. Следовательно, если работник устраивается на работу в счет квоты для инвалидов, работодатель вправе запросить документы, подтверждающие инвалидность, в т.ч. ИПРА, и работник обязан их представить.

В случае написания работником отказа от реализации мероприятий реабилитации в целом работодатель освобождается от обязанности по созданию работающему у него инвалиду условий труда, указанных в ИПРА.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Представление работником документов об инвалидности

Решение бюро МСЭ является обязательным для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 4 ст. 8 Закона N 181-ФЗ).

Чтобы выполнить такую обязанность, работодателю необходимо получить от работника его ИПРА. Работодатель обязан предоставлять работнику те условия, которые упомянуты в его ИПРА, а также организовать рабочее место в соответствии с Гигиеническими требованиями по труду инвалидов (п. 4.1 СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30).

Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (ч. 1 ст. 24 Закона N 181-ФЗ).

Обязанность работника представлять работодателю документы о своей инвалидности нормативно не предусмотрена. Работник может представить такие документы по собственному желанию, причем как при приеме на работу, так и в процессе работы.

Если справка об инвалидности и ИПРА предъявлены работодателю работником-инвалидом, то они обязательны для исполнения. Рекомендуем отразить в акте приема-передачи принесенные работником документы, подтверждающие его инвалидность (справку об инвалидности и ИПРА). В случае трудового спора или проверки государственной инспекцией труда дата составления такого акта подтвердит, что до этой даты у работодателя отсутствовали сведения об установлении работнику инвалидности и оснований для создания ему необходимых условий труда.

ИПРА имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом, что освобождает работодателя от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно (чч. 5, 7 ст. 11 Закона N 181-ФЗ). Однако требования Трудового кодекса РФ в части норм, регулирующих труд инвалидов, соблюдать необходимо в любом случае.

Если работник представил ИПРА, но отказывается от ее реализации в целом или частично, нужно получить от него письменное заявление (произвольная форма) об отказе в реализации ИПРА (в части ИПРА) и от получения льгот в соответствии с законодательством.

Непроведение с учетом рекомендуемых в ИПРА показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности мероприятий по сопровождаемому содействию занятости нуждающемуся в нем инвалида рассматривается одной из основных форм возможного проявления дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости (подп. «б» п. 3 Методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.11.2017 N 777).

Статья: Работника признали инвалидом: увольнение или перевод? (Орлова Е.) («Налоговый вестник», 2019, N 8) {КонсультантПлюс}

Вопрос: Обязан ли инвалид III группы при приеме на работу представить ИПРА?

Ответ: Инвалид III группы при приеме на работу не обязан представлять ИПРА, за исключением трудоустройства в счет квоты.

Обоснование: Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

ИПРА имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом, что освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно (ч. 1, 5 ст. 11 Закона N 181-ФЗ).

Трудоустройство инвалида в общем порядке

При устройстве инвалида на работу на общих основаниях (не в счет квоты) работодатель не вправе требовать от него документы, не предусмотренные ТК РФ (в частности, документы, подтверждающие его инвалидность) (ст. 65 ТК РФ). В перечень документов, которые необходимо предъявить при заключении трудового договора, не входят документы, подтверждающие факт инвалидности работника.

Инвалидам, занятым в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ст. 224 ТК РФ, ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ)).

Соответственно, работодатель не вправе требовать документы, подтверждающие наличие или отсутствие инвалидности, а работник не обязан сообщать о своей инвалидности и представлять ИПРА (утв. Приказом Минтруда России от 13.06.2017 N 486н). Если работник представил ИПРА, но отказывается от реализации ее в целом или в части, необходимо попросить его написать заявление об отказе в реализации ИПРА (части ИПРА) и от получения льгот в соответствии с законодательством. Отказ может быть сделан в свободной письменной форме, поскольку законодательством РФ формы такого отказа не предусмотрено.

Трудоустройство по квоте для инвалидов

Если инвалид трудоустраивается в счет установленной квоты по направлению из органов службы занятости населения, работодатель должен создать необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ст. ст. 21, 23 Закона N 181-ФЗ).

Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (ст. 24 Закона N 181-ФЗ).

Таким образом, если работник устраивается на работу в счет квоты для инвалидов, работодатель вправе запросить документы, подтверждающие инвалидность, и работник обязан их представить.

Также при регистрации в органах службы занятости населения инвалид, в частности, должен представить ИПРА, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Вопрос: Обязан ли инвалид III группы при приеме на работу представить ИПРА? (Консультация эксперта, 2019) {КонсультантПлюс}

Вопрос: Можно ли требовать документы, подтверждающие инвалидность, при приеме на работу, если организация принимает человека на работу в общем порядке, а не в рамках создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов?

Ответ: Нет, если организация принимает человека на работу в общем порядке, а не в рамках создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, то требовать при приеме на работу документы, подтверждающие инвалидность, нельзя. Трудовым кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень документов, которые работник должен предъявить при поступлении на работу. Документы, подтверждающие инвалидность, в нем не содержатся.

{Вопрос: Можно ли требовать документы, подтверждающие инвалидность, при приеме на работу, если организация принимает человека на работу в общем порядке, а не в рамках создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов? (Консультация эксперта, 2012) {КонсультантПлюс}}

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ)).

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Согласно ст. 22 Закона N 181-ФЗ минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Однако необходимо отметить, что согласно ст. 22 Закона N 181-ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности установлены Приказом Минтруда России от 19.11.2013 N 685н (далее — Требования).

На основании п. п. 2, 3 Требований оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем индивидуально для конкретного инвалида, а также для группы инвалидов, при этом учитываются такие факторы, как характер нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности конкретного инвалида, профессия (должность), характер труда, выполняемые инвалидом трудовые функции.

Кроме того, термин «создание специального рабочего места для инвалида» раскрыт в п. 3.1 ГОСТ Р 52874-2007 «Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 552-ст) (далее — ГОСТ), согласно которому это подбор, приобретение, установка и адаптация необходимого оборудования, дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации и проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду.

Согласно п. 6.1.4 ГОСТ подбор инвалида, для которого создается специальное рабочее место, осуществляют на основе изучения состояния его здоровья, индивидуальных возможностей и предпочтений, в том числе для работы на конкретном рабочем месте, которые определяют на основе его индивидуальной программы реабилитации, медицинского заключения, а также путем проведения личного собеседования и тестирования.

Таким образом, специальное рабочее место — это конкретное рабочее место, оборудованное с учетом тех нарушений, которые имеет конкретный инвалид.

На основании пп. «а» п. 2 Требований установлено, что анализ потребностей инвалида в оснащении (оборудовании) специального рабочего места осуществляется на основе сведений, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида. То есть для того чтобы работодатель оценил необходимость организации специального рабочего места, необходима индивидуальная программа реабилитации инвалида.

Есть судебное дело, где суд делает аналогичный вывод (см. Апелляционное определение Омского областного суда от 11.12.2013 по делу N 33-8097/2013), который заключается в следующем.

Организация специального рабочего места носит строго индивидуальный характер.

В отсутствие волеизъявления инвалида, чьи индивидуальные особенности требуют выделения специального рабочего места, на обращение в службу занятости либо непосредственно к работодателю по вопросу трудоустройства, на работодателя не может быть возложена ответственность за отсутствие организации специального рабочего места. Кроме того, не всегда характер нарушения здоровья инвалида требует специального оснащения рабочего места.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных норм, можно сделать вывод о том, что оборудовать специальное рабочее место для трудоустройства инвалида можно только в том случае, если работающему на данном рабочем месте (принимаемому на данное рабочее место) инвалиду требуется специальное оснащение рабочего места в силу его индивидуальных особенностей.

{Вопрос: Работодатель выделяет рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой. Обязан ли работодатель оборудовать указанные рабочие места как специальные рабочие места для инвалидов? (Консультация эксперта, 2015) {КонсультантПлюс}}

Требования санитарно-эпидемиологической безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте инвалида с учетом степени риска причинения вреда установлены СП 2.2.9.2510-09 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30).

Для того чтобы труд инвалида не противоречил СП 2.2.9.2510-09, работодателю придется обеспечить:

— создание необходимых условий труда и режима работы в соответствии с законодательством и индивидуальной программой реабилитации инвалида;

— подбор специальных технологических процессов и продукции с учетом применения труда инвалида и его профессиональных навыков и состояния здоровья;

— разработку и использование различных средств малой механизации для облегчения труда, при необходимости оборудование рабочего места инвалида в индивидуальном порядке;

— составление графика и режима работы инвалида с учетом его заболеваний и рекомендаций по продолжительности рабочего дня;

— производственный контроль выполнения санитарных правил и гигиенических нормативов;

— наличие санитарно-эпидемиологических заключений на применяемое сырье, выпускаемую продукцию, осуществление гигиенической оценки технологических процессов;

— принятие необходимых мер при возникновении аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве, в том числе мер по оказанию первой помощи.

При трудоустройстве инвалидов должно обеспечиваться соответствие требований характера и условий труда функциональным возможностям организма, квалификации, степени сохранности профессиональных навыков. Предпочтительно сохранять профессию при облегченном режиме труда.

{Вопрос: …Какие обязанности лежат на работодателе при приеме инвалида на условиях надомной работы? (Консультация эксперта, 2016) {КонсультантПлюс}}

Вопрос: Работник организации был признан инвалидом III группы. Он представил работодателю справку медико-социальной экспертизы и индивидуальную программу реабилитации инвалида. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации работнику противопоказан подъем тяжестей и рекомендованы легкие виды труда. Работника устраивают его должность (кладовщика) и выполняемая работа, условия труда он менять не хочет, в связи с чем им написан отказ от реализации программы. Означает ли это, что все условия труда данного работника должны быть такими же, как у здоровых работников предприятия?

Ответ: В случае написания работником отказа от реализации мероприятий реабилитации в целом работодатель освобождается от обязанности по созданию работающему у него инвалиду условий труда, указанных в ИПР, а также от обязанности по изменению продолжительности ежедневной смены работника-инвалида (в том случае, если работнику индивидуальной программой рекомендована сокращенная смена).

Однако иные льготы, предусмотренные работающим инвалидам законодательством, работодатель обязан предоставить при условии представления работником справки, подтверждающей факт установления инвалидности.

Обоснование: Гражданину, признанному инвалидом, выдаются (п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»):

— справка, подтверждающая факт установления инвалидности;

— индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР), в которой указываются степень ограничения способности к трудовой деятельности, мероприятия профессиональной реабилитации и содержатся рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда.

Трудовым законодательством работающему инвалиду III группы предоставлены следующие гарантии и льготы:

— продолжительность ежедневной смены работника-инвалида не может превышать продолжительность, указанную в индивидуальной программе реабилитации (в том случае, если ИПР содержит ограничения по длительности рабочей смены) (ст. 94 Трудового кодекса РФ);

— привлечение к работе в ночное время, сверхурочно, в выходные и праздничные дни работника-инвалида разрешается только с его письменного согласия и только в том случае, если ему это не запрещено по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ст. 113 ТК РФ, ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», далее — Закон N 181-ФЗ);

— работнику-инвалиду предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней (ст. 23 Закона N 181-ФЗ);

— работнику-инвалиду предоставляется отпуск без сохранения заработной платы по заявлению указанного работника до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).

Кроме того, ст. 224 ТК РФ, а также ч. 1 ст. 23 Закона N 181-ФЗ на работодателя возложена обязанность по созданию работающему у него инвалиду необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

При этом в силу положения ч. 5 ст. 11 Закона N 181-ФЗ инвалид вправе отказаться от тех или иных вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

Таким образом, в случае написания работником отказа от реализации мероприятий реабилитации в целом работодатель освобождается от обязанности по созданию работающему у него инвалиду условий труда, указанных в ИПР, а также от обязанности по изменению продолжительности ежедневной смены работника-инвалида (в том случае, если работнику была рекомендована сокращенная смена).

Однако иные льготы, предоставленные работающему инвалиду законодательством, работодатель обязан предоставить при условии представления работником справки, подтверждающей инвалидность.

{Вопрос: …Работник — инвалид III группы представил работодателю индивидуальную программу реабилитации инвалида, согласно которой ему противопоказан подъем тяжестей и рекомендованы легкие виды труда. Работника устраивают его должность (кладовщика), условия труда. Он написал отказ от реализации программы. Означает ли это, что его условия труда должны быть такими же, как у здоровых работников? (Консультация эксперта, 2014) {КонсультантПлюс}}

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *