Обязанности няни в детском саду

Помощник воспитателя детского сада – это младший педагогический персонал, по-другому – няня. Организовывать игры, трудовую и воспитательную деятельность, помогать с едой, следить за порядком, соблюдением режима и расписания, поддерживать чистоту, сопровождать на прогулках, обеспечивать комфортное пребывание детей в саду – вот задачи такого сотрудника. Далее в статье мы расскажем все о том, что входит в обязанности такого работника, а также опишем другие трудовые нюансы.

Должностная инструкция

О том, что должен делать помощник воспитателя, пишется в должной инструкции. Она существует для того, чтобы каждый работник четко понимал свои задачи, меру ответственности, а родитель мог бы проверить соответствие няни требованиям.

Каждое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) адаптирует типовую инструкцию под свои нужды (руководствуясь «Правилами и порядком составления должностной инструкции в ДОУ”). В этом документе должны быть прописаны:

  1. Общие положения. Здесь указывается, что инструкция разработана по требованиям ФГОС дошкольного образования. В этом пункте прописывают, кто назначает и снимает с должности няню; какие требования предъявляются к образованию сотрудника; кому он подчиняется; в соответствие с какими законами действует.
  2. Должностные обязанности. Это пункт посвящен непосредственно тем задачам, которые входят в круг помощника воспитателя.
  3. Права работника. Здесь прописывают гражданские и профессиональные права, например, что няня может потребовать положенный интвентарь или форменную одежду, может сообщать о необходимости ремонта оборудования и пр.
  4. Ответственность. Указывается, за что конкретно отвечает помощник воспитателя, какое наказание понесет в случае неисполнения, за что может быть оштрафован или уволен.
  5. Взаимоотношения. Связи с другими работниками. Этот пункт описывает регламент трудового дня и отдыха работника, разъясняет – с кем и по каким вопросам няня может взаимодействовать, о чем должна информировать начальство и родителей.
  6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции. Здесь указывается, когда и кто может изменять должностную инструкцию, а также, в какой момент она начинает действовать.

Экземпляры заверяются заведующим дошкольного образовательного учреждения с одной стороны и помощником воспитателя – с другой, каждая сторона хранит подписанный документ у себя.

Основные требования, квалификация

Помощнику воспитателя нужно обладать средним (полным) общим образованием и профессиональной подготовкой по направлению «Образование и педагогика». К трудовому стажу требования не предъявляются. Нужны следующие профессиональные навыки и умения:

  • Хорошие организационные навыки.
  • Умение работать с детьми, организовывать их учебную и досуговую деятельность.
  • Навыки регулировки конфликтов.
  • Умение наладить взаимопонимание с детьми и их родителями.

Няня должна обладать такими качествами, как:

  1. Вежливость.
  2. Чистоплотность.
  3. Аккуратность.
  4. Исполнительность.
  5. Терпеливость, покладистость.

Что входит в функции помощника воспитателя в детском садике?

Главная задача няни – оказать помощь старшему воспитателю:

  • В процессе воспитания детей.
  • В создании благоприятного эмоционального климата в коллективе.
  • Во время самых разных занятий: физических, трудовых, умственных.

Няня также занимается следующим:

  1. Сервирует столы в младших группах.
  2. Помогает при раздаче еды, а детям – во время приема пищи, убирает и моет посуду.
  3. Готовит детям воду для умывания.
  4. Маленьких детей подмывает при необходимости, меняет им одежду, помогает раздеться и одеться.
  5. Сопровождает воспитанников на прогулке.
  6. Проверяет игровые снаряды.
  7. Планирует и организует ежедневную работу в группах.
  8. Следит за порядком и за тем, как соблюдается распорядок.
  9. Следит за чистотой, за тем, чтобы все СНИПы соблюдались, чтобы в помещении было чисто и уютно.
  10. Контролирует чистоту полотенец, готовит кипяченую воду для питья.
  11. Подчиняется требованиям заведующего, врача, завхоза – сотрудников, связанных с педагогической деятельностью и охраной жизни и здоровья детей.
  12. Устраивает уборку в комнатах – чистит ковры, столы, убирает санузлы.
  13. Следит за чистотой постельного белья и меняет его.
  14. Следит за детьми во время дневного сна.

Общие положения

Согласно общим положениям должностной инструкции, заведующий детским садом назначает няню, ему и подчиняется помощник воспитателя. Няня обязана выполнять требования инструкции, а также требования заведующего хозяйственной частью и воспитателя.

В своей работе руководствоваться:

  • Конституцией РФ, законом «Об образовании».
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования (ФГОС ДО).
  • Уставом и другими внутренними документами ДОУ, трудовому договору.

Рабочий день

Рабочий день у няни – полный, по 6 часов 5 дней в неделю. Это входит в нормы графика, утвержденного с учетом 40-часовой рабочей недели. Его согласовывает администрация дошкольного учреждения. Также няня обязана участвовать в тех мероприятиях (обязательных и входящих в план ДОУ), на которые не установлены нормы выработки.

Права

Няня имеет все права, записанные в Трудовом кодексе РФ, в Федеральным законе «Об образовании в РФ» и в «Типовом положении о дошкольной образовательной организации», в Уставе учреждения и в Правилах внутреннего трудового распорядка. Помощник воспитателя также имеет право:

  1. Вносить предложения по улучшению воспитательного и образовательного процессов.
  2. Требовать от администрации создания тех условий, которые нужны, чтобы исполнять должностные обязанности.
  3. Вносить предложения о том, как лучше поощрять сотрудников – деньгами или морально.
  4. Отстаивать свою профессиональную честь и человеческое достоинство, знакомиться с возможными жалобами, давать по ним объяснения.
  5. Требовать наличия инвентаря и спецодежды.
  6. Давать информацию администрации о необходимости закупа оборудования, материалов, о ремонте игрушек и пр.

Ответственность

  • Няня несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей, за нарушение их прав и свобод в полной мере в рамках законодательства РФ. За несоблюдение правил должностной инструкции предусмотрена ответственность трудовым законодательством Российской Федерации.
  • Если няня совершает какие-то противоправные действия во время работы, то будет отвечать по всей строгости уголовного и гражданского законодательства РФ. Эти же документы предписывают помощнику воспитателя материальную ответственность. За не вовремя пройденный медосмотр также предусмотрена ответственность.
  • Если няня нарушает устав детского сада или должностную инструкцию, к ней предъявляют дисциплинарное взыскание по статье 192 ТК РФ.
  • Если хотя бы раз помощник воспитателя применил к детям силу или методы психологического насилия (а также любые другие аморальные поступки), его можно освободить от занимаемой должности (согласно трудовому законодательству и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации”).

Может ли нянечка подменять воспитателя?

Няня помогает воспитателю во всех задачах, которые непосредственно связаны с воспитанием детей и с организационными вопросами. Она может подменять воспитателя, когда его нет. Но поскольку от помощника по должностной инструкции не требуется педагогического образования, няня не может взять на себя полноценную роль воспитателя, а именно – вести образовательную деятельность.

Это возможно в тех случаях, когда у няни есть определенная профессиональная квалификация, подтвержденная документами.

Что должен знать этот сотрудник детского сада?

  1. Няня должна соблюдать «Конвенцию о правах ребенка”, уметь налаживать контакт с детьми и родителями; разбираться в основах педагогики и психологии, теории и методики воспитательной деятельности.
  2. Нужно также знать законы РФ, законодательные акты и законы, в которых прописаны образовательные нормы.
  3. Няня обязана верно действовать во время чрезвычайных ситуаций и помогать воспитанникам, должна знать, как действовать, чтобы не причинить вред жизни и здоровью ребенка.
  4. В ее круг знаний должны входить правила пожарной безопасности, трудовые нормативы.

Какие претензии часто предъявляют родители?

В 2013 году Госинспекция Министерства образования составил топ-жалоб от родителей на помощников воспитателей. В тройке самых распространенных претензий оказались:

  1. Няня ругается.
  2. Приходит в сад больной.
  3. Курит.

Также родители очень часто жалуются на грубость со стороны помощников воспитателей по отношению к детям, на недосмотр за посудой и бельем, на придирчивость к конкретному ребенку.

Пожаловаться на няню заведующей детского сада или в вышестоящие органы можно в случаях, если:

  • Помощник воспитателя постоянно нарушает профессиональные обязанности.
  • Проявляет халатность в отношении к воспитанникам.
  • Применяет угрозы или физическую силу к детям.

Подробнее о педагогах в ДОУ, в том числе о личностных и профессиональных качествах воспитателя, о его правах и обязанностях подробно рассказано на нашем сайте.

Какие функции нянечка не обязана выполнять?

Няня не обязана выполнять те функции, которые не прописаны в должностной инструкции. Например, она не должна вести образовательные занятия, лично ремонтировать игрушки и оборудование, проводить собрания с родителями.

Как быть, если сотрудник не выполняет свои обязанности?

Если помощник воспитателя плохо или совсем не выполняет свои профессиональные обязанности, можно написать личную или коллективную жалобу на имя заведующего детского сада, если изменений не произошло, обратиться письменно в Управление образования, Министерство образования, в Роспотребнадзор.

Прежде, чем писать жалобу, рекомендуется понаблюдать за работой няни, чтобы удостовериться в верности полученных от ребенка или родителей сведений, в систематичности нарушений. Затем переговорить с ней наедине.

В некоторых детских садах помощники воспитателя выполняют также функции уборщиц и дворников. Они обязаны это делать только на основании трудового договора, должностных инструкций и внутренних правил. Основная же обязанность няни – всеобъемлющая помощь воспитателю, воспитательная, но не образовательная деятельность.

В детском саду няней может работать любой желающий. Для этой профессии в государственных садиках не предусмотрено обязательно иметь диплом о педагогическом образовании да и вакансий всегда множество.

Вопрос только в том, почему няни у нас одни пенсионеры. А я вам и расскажу, все-таки 4 года проработала воспитателем в детском саду.

Что входит в обязанности няни

Если решите работать няней в детском саду, будьте готовы к тому, что в группе от 10 до 30 человек. В обязанности помощника воспитателя входит:

  • получить питание на группу, накрыть столы;
  • собрать, помыть и отнести посуду на пищеблок;
  • менять постельное белье;
  • проветривать помещение, когда дети на прогулке;
  • убирать игровую комнату и спальню (ежедневная влажная уборка);
  • в яслях – следить за тем, чтобы дети сходили на горшок, и мыть эти горшки;
  • одевать детей на прогулку и раздевать после прихода с улицы;
  • помогать воспитателю в подготовке методического материала.

Это сложная работа, но бесценный опыт!

Как и куда устроиться няней

Чтобы устроиться няней в государственный детский сад, можно обратиться в Центр занятости. Такие вакансии всегда свободны, вас примут на работу после прохождения медицинского осмотра.

Еще проще процедура трудоустройства в частный садик – найдите вакансию в Интернете, позвоните заведующей и пройдите собеседование.

Самый простой способ – подойти в ближайший детсад и узнать о наличии свободной вакансии няни.

Мониторьте форумы и сайты по поиску работы:

  • avito.ru;
  • profi.ru;
  • nyanyaservice.ru;
  • upjobs.ru;
  • hh.ru
  • группы с вакансиями в вашем городе в социальных сетях.

Требования к няням в детском саду

Нехватка персонала в государственных детских садах привела к тому, что к соискателю на мизерную зарплату помощника воспитателя (именно так называется должность), берут без особых требований.

Потребуется список документов:

  • справка об отсутствии судимости;
  • местная прописка или регистрация;
  • справка из психоневрологического диспансера;
  • открытая медкнижка.

Если вы решили устроиться в частный садик, требования будут выше. В группах меньше детей, обычно 5-10, но к основным обязанностям добавляется развивающая работа.

Няня становится не просто помощником воспитателя по организационным бытовым вопросам, но и полноценным его партнером.

Опыт работы и профильное образование будут несомненным приоритетом при трудоустройстве, также как и знание иностранных языков и методик.

Огромные требования к личным качествам няни, особенно в частных садиках. Родители любят контролировать процесс и при малейших сомнениях в хорошем отношении няни к своему ребенку могут устроить разборки с садиком на уровне местного управления образования.

Хотя это сейчас в государственных происходит. Все меньше уважения от родителей и детей и все больше требований от государства.

Личные качества:

  • любовь к детям;
  • заботливость;
  • доброта;
  • аккуратность;
  • моральная устойчивость.

Для примера – стандартные требования к няне в государственный и частный детский сад.

Сколько зарабатывает няня в детском саду

Глядя за зарплату няни в обычном садике, многие уходят в свободное плавание и ищут работу по найму в семье. Намного выгоднее и проще ухаживать за одним или двумя детьми, чем за большой группой.

Все трудовые отношения с нянями в садиках любой формы собственности оформляются по Трудовому кодексу Российской Федерации. Профессия няни или помощника воспитателя тарифицируется по нижней вилке и оплачивается крайне скудно.

Для примера – скрин вакансии няни в один из государственных детских садов Омска:

На такие деньги прожить нереально, поэтому многие идут работать в садик, одновременно приводя своего ребенка в группу. Получается двойная выгода – и свой малыш под присмотром, и небольшая прибавка к семейному бюджету.

Традиционно в Москве ставка няни повыше, чем на периферии. Лайфхак для тех, кто работает за копейки в государственном садике – можно договориться с родителями приводить ребенка или забирать вечером из садика.

Но в целом эта работа для тех, кто хочет набраться опыта и уйти в свободное плаванье. Ну или для пенсионеров, которых никуда больше не берут. А вы бы стали за такие гроши работать с детьми целыми днями и намывать полы?

Должностная инструкция няни в дошкольном образовательном учреждении

1.1. Настоящая должностная инструкция няни в ДОУ (детском саду) разработана в соответствии с Профстандартом «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)», утвержденным приказом Минтруда и Соцзащиты РФ № 756н от 5 декабря 2018 г; с учетом ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г в редакции от 21 января 2019 года; Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 марта 2020 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция няни в детском саду, разработанная на основе профстандарта, регламентирует основные трудовые функции, должностные обязанности, права, ответственность, а также взаимоотношения и связи по должности няни в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Няня принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением в соответствии с требованиями Трудового Кодекса Российской Федерации.
1.4. Няня дошкольного образовательного учреждения должна иметь среднее общее образование и профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки без предъявления требований к стажу работы.
1.5. Няня непосредственно подчиняется заведующему ДОУ, выполняет свои должностные обязанности согласно должностной инструкции по профстандарту под руководством воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
1.6. К работе няней в детском саду допускаются лица:

  • прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодический медицинский осмотр (обследование), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • соблюдающие условия, изложенные в статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
  • соблюдающие правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики;
  • прошедшие обучение оказанию первой помощи детям дошкольного возраста.

1.7. В своей профессиональной деятельности няня ДОУ руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • законодательными актами Российской Федерации;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» с изменениями на 27 августа 2015г;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Уставом и локальными актами дошкольного образовательного учреждения;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными в дошкольном образовательном учреждении;
  • Коллективным договором;
  • приказами и распоряжениями заведующего детским садом;
  • Трудовым договором и Договором, заключенным с родителями (законными представителями) ребенка и др.;
  • правилами и нормами охраны труда, пожарной безопасности;
  • инструкцией по охране труда для няни детского сада.

1.8. В своей профессиональной деятельности няня ДОУ должна знать:

  • законодательство о правах ребенка, Конвенцию о правах ребенка;
  • требования охраны труда и пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении;
  • инструкцию по охране жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении;
  • трудовое законодательство Российской федерации в части ее касающейся.

1.8.1. при осуществлении ухода за детьми младенческого возраста (до 1 года):

  • требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми младенческого возраста в организованных группах дошкольного образовательного учреждения;
  • содержание деятельности по уходу за детьми младенческого возраста;
  • современные методы и средства ухода за детьми младенческого возраста;
  • способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей младенческого возраста в организации ухода за ними;
  • развивающие игры и упражнения для детей младенческого возраста;
  • формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей младенческого возраста с учетом группы здоровья и укреплению их здоровья;
  • способы оказания первой помощи детям младенческого возраста;
  • способы обеспечения безопасности деятельности детей младенческого возраста в дошкольном образовательном учреждении;

1.8.2. при осуществлении ухода за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет):

  • требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми раннего возраста при осуществлении ухода в организованных группах ДОУ;
  • содержание деятельности по уходу за детьми раннего возраста;
  • способы осуществления деятельности по уходу за детьми раннего возраста;
  • способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей раннего возраста в организации ухода за ними;
  • формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих; профилактике заболеваний у детей раннего возраста и укреплению их здоровья;
  • приемы оказания помощи детям раннего возраста в самообслуживании;
  • способы оказания первой помощи детям раннего возраста;
  • способы обеспечения безопасности деятельности детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении;

1.8.3. при осуществлении присмотра за детьми дошкольного возраста от 3 лет:

  • требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми ДОУ дошкольного возраста (от 3 лет) при осуществлении ухода в организованных группах дошкольного образовательного учреждения;
  • формы и методы наблюдения за психическим и физическим состоянием детей дошкольного возраста от 3 лет;
  • способы поддержания положительных взаимоотношений в группе детей от 3 лет детского сада;
  • подвижные, развивающие игры для детей дошкольного возраста (от 3 лет);
  • формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья;
  • способы оказания помощи детям от 3 лет в самообслуживании;
  • формы и методы формирования у детей опыта соблюдения правил здорового образа жизни;
  • способы обеспечения безопасности деятельности детей дошкольного возраста от 3 лет в дошкольном образовательном учреждении;
  • способы оказания первой помощи детям дошкольного возраста от 3 лет;

1.8.4. при осуществлении присмотра за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами:

  • требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольных образовательных организациях разных типов;
  • способы осуществления деятельности по уходу за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;
  • подходы к сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе развивающих игр, творческих занятий и прогулок;
  • формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья;
  • формы и методы формирования у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов опыта соблюдения правил здорового образа жизни;
  • способы поддержания положительных взаимоотношений здоровых детей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;
  • способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними;
  • способы оказания первой помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам;
  • способы обеспечения безопасности деятельности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

1.9. В своей профессиональной деятельности няня ДОУ должна уметь:

  • выполнять требования инструкции по охране жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении;
  • выполнять установленные требования охраны труда и пожарной безопасности;

1.9.1. при осуществлении ухода за детьми младенческого возраста (до 1 года):

  • осуществлять замену белья и одежды детей младенческого возраста по мере необходимости;
  • устанавливать контакт с детьми младенческого возраста с учетом их физического и психического состояния;
  • учитывать индивидуальные потребности и особенности детей младенческого возраста в организации ухода за ними;
  • осуществлять подготовку и проведение кормления детей младенческого возраста в дошкольном образовательном учреждении;
  • проводить развивающие игры и упражнения с детьми младенческого возраста;
  • следить за соблюдением гигиены детей младенческого возраста и проводить гигиенические процедуры;
  • оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей младенческого возраста и укреплению их здоровья;
  • осуществлять присмотр за детьми младенческого возраста в дошкольном образовательном учреждении с целью обеспечения их безопасности;
  • оказывать первую помощь детям младенческого возраста, осуществлять вызов медицинских служб или работников;
  • осуществлять уход за детьми младенческого возраста в детском саду с соблюдением санитарно-гигиенического режима.

1.9.2. при осуществлении ухода за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет):

  • осуществлять деятельность по уходу за детьми раннего возраста в соответствии с режимом дня, установленном в ДОУ;
  • осуществлять подготовку к приему пищи детьми, оказывать им помощь в приеме пищи и приучать к самостоятельному приему пищи;
  • устанавливать контакт с детьми раннего возраста с учетом их физического и психического состояния;
  • учитывать индивидуальные потребности и особенности детей раннего возраста в организации ухода за ними;
  • осуществлять организацию полноценного отдыха, сна детей раннего возраста, присмотр за ними во время сна, оказывать им помощь в подготовке ко сну;
  • организовывать подвижные, развивающие игры с детьми раннего возраста в помещении и на свежем воздухе;
  • оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей раннего возраста и укреплению их здоровья;
  • осуществлять помощь детям раннего возраста в самообслуживании, при гигиенических процедурах;
  • осуществлять присмотр за детьми раннего возраста в детском саду с целью обеспечения их безопасности;
  • оказывать первую помощь детям раннего возраста, осуществлять вызов медицинских служб или работников.

1.9.3. при осуществлении присмотра за детьми дошкольного возраста от 3 лет:

  • устанавливать контакт с детьми дошкольного возраста от 3 лет с учетом их физического и психического состояния;
  • осуществлять наблюдение за поведением детей дошкольного возраста от 3 лет с целью обеспечения их безопасности в ходе взаимодействия с другими детьми;
  • оказывать помощь детям дошкольного возраста (от 3 лет) в самообслуживании (одевание, раздевание, гигиенические процедуры, прием пищи);
  • осуществлять сопровождение детей дошкольного возраста во время прогулок;
  • организовывать питание детей дошкольного возраста (от 3 лет) в группе дошкольного образовательного учреждения;
  • организовывать полноценный отдых, сон детей дошкольного возраста (от 3 лет), осуществлять присмотр за ними во время сна;
  • проводить подвижные, развивающие игры с детьми дошкольного возраста (от 3 лет);
  • оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий в детском саду, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья;
  • оказывать первую помощь детям дошкольного возраста от 3 лет, осуществлять вызов медицинских служб или работников.

1.9.4. при осуществлении присмотра за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами:

  • осуществлять деятельность по уходу за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;
  • устанавливать контакт с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами с учетом их физического и психического состояния;
  • учитывать индивидуальные потребности и особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними;
  • наблюдать за взаимодействием здоровых детей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, поддерживать их положительные взаимоотношения;
  • оказывать помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в приеме пищи с учетом их индивидуальных особенностей;
  • оказывать помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам при гигиенических процедурах с учетом их индивидуальных особенностей;
  • использовать технические средства реабилитации при организации ухода за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;
  • организовывать полноценный отдых, сон детей с ОВЗ и детей-инвалидов, присмотр за ними во время сна;
  • учитывать индивидуальные особенности при сопровождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов на прогулках, в ходе творческих занятий и развивающих игр;
  • оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий по назначению педиатра, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья;
  • оказывать первую помощь детям дошкольного возраста с ОВЗ и детям-инвалидам, осуществлять вызов медицинских служб или работников.

1.10. Няня должна строго соблюдать настоящую должностную инструкцию в ДОУ, составленную с учетом профстандарта, пройти обучение и иметь соответствующие навыки в оказании первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в дошкольной образовательной организации.


скачать: Должностные инструкции для ДОУ (Профстандарт)
31 инструкция поштучно и пакетом, обновление — 25 марта 2020 года

Трудовые функции

Основными трудовыми функциями няни в ДОУ являются:
2.1. Присмотр и уход за детьми в дошкольном образовательном учреждении.
2.1.1. Уход за детьми младенческого возраста (до 1 года).
2.1.2. Уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет).
2.1.3. Присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет.
2.1.4. Присмотр и уход за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами.

Должностные обязанности

Няня в ДОУ имеет следующие должностные обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции по уходу за детьми младенческого возраста (до 1 года) осуществляет:

  • смену белья и одежды детей младенческого возраста в соответствии с режимом дня, утвержденным в дошкольном образовательном учреждении;
  • приготовление пищи и кормление детей младенческого возраста в группе;
  • осуществление гигиенического ухода за детьми младенческого возраста;
  • укладывание детей младенческого возраста в постель и присмотр за ними во время сна;
  • проведение развивающих игр и упражнений с детьми младенческого возраста в помещении детского сада и на свежем воздухе.

3.2. В рамках трудовой функции по уходу за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет) осуществляет:

  • смену белья и одежды детям раннего возраста по мере необходимости;
  • помощь детям раннего возраста в приеме пищи, формирование у них навыка самостоятельного приема пищи;
  • помощь детям раннего возраста при гигиенических процедурах в детском саду;
  • организация сна детей раннего возраста;
  • проведение подвижных, развивающих игр с детьми раннего возраста в помещении дошкольного образовательного учреждения и на свежем воздухе.

3.3. В рамках трудовой функции по присмотру за детьми дошкольного возраста от 3 лет осуществляет:

  • оказание помощи детям дошкольного возраста (от 3 лет) в одевании и раздевании по мере необходимости;
  • оказание помощи детям в возрасте от 3 лет в самостоятельном приеме пищи;
  • оказание помощи детям дошкольного возраста (от 3 лет) в развитии навыков самообслуживания и гигиены;
  • присмотр за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) во время сна;
  • проведение подвижных, развивающих игр с детьми дошкольного возраста (от 3 лет) в помещении и на территории дошкольного образовательного учреждения;
  • сопровождение детей дошкольного возраста (от 3 лет) на прогулках, занятиях и мероприятиях;
  • контроль поведения детей дошкольного возраста (от 3 лет) в ситуациях их взаимодействия с другими детьми детского сада с целью обеспечения их безопасности.

3.4. В рамках трудовой функции по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами:

  • оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам в одевании и раздевании по мере необходимости;
  • оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам в приеме пищи с учетом их индивидуальных особенностей;
  • оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам при гигиенических процедурах с учетом их индивидуальных особенностей;
  • организация полноценного отдыха, сна детей с ОВЗ и детей-инвалидов, присмотр за ними во время сна;
  • сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе творческих занятий, развивающих игр с учетом их индивидуальных особенностей;
  • сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов на прогулках.

3.5. В рамках поддержания требуемого санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек няня осуществляет:

  • доставку пищи с пищеблока (кухни) ДОУ в группу строго согласно графику в закрытой таре, раздачу пищи воспитанникам (вместе с воспитателем), уборку и мытье посуды;
  • санитарную обработку детских столов и посуды непосредственно перед каждым приемом пищи;
  • смену постельного белья по мере его загрязнения, но не реже одного раза в неделю, маркировку белья и полотенец;
  • санитарную обработку игрушек;
  • мытье дверей шкафов, детской мебели в группе минимум два раза в месяц;
  • проветривание помещений в соответствии с графиком во время отсутствия воспитанников детского сада;
  • влажную уборку групповых комнат минимум два раза в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств;
  • влажную уборку в спальных комнатах после дневного сна;
  • влажную уборку приемной и иных помещений влажным способом 2 раза в день;
  • чистку ковров влажной щеткой и с использованием пылесоса;
  • мытье окон не менее 2 раз в год;
  • ежедневную гигиеническую обработку санузлов не менее 2 раз в день, детских горшков (при наличии) после каждого применения согласно действующим требованиям СанПиН;
  • генеральную уборку всех помещений группы один раз в месяц (согласно графику) с использованием моющих и дезинфицирующих средств;
  • дополнительные мероприятия, соответствующие действующим требованиям СанПиН при неблагоприятной эпидемической ситуации, контроль дезинфекционной обработки посуды и соблюдение дезинфекционного режима группы во время карантина.

3.6. Няня в детском саду организует:

  • разовые поручения для младших групп в рамках общественно-полезного труда, а также общественно полезный труд детей старших и подготовительных и соблюдение воспитанниками всех требований по охране труда, оказание детям требуемой помощи;
  • осуществление работы по освоению воспитанниками правил поведения за столом;
  • сервировку детских столов вместе с воспитанниками старшего возраста.

3.7. Осуществляет помощь воспитателю группы:

  • в проведении с детьми гигиенических и закаливающих процедур;
  • в проведении проверки и подготовки участка на территории дошкольного образовательного учреждения для безопасной прогулки;
  • в одевании и раздевании воспитанников для прогулки, организации сна и иных мероприятий;
  • выводит и заводит воспитанников с прогулки;
  • в проведении работы по привитию культурных и гигиенических навыков при приеме еды, умывании, одевании и т.д.
  • в подготовке к занятиям и проведению уборки после них, разведению воспитанников по подгруппам для занятий;
  • присматривает за детьми при отсутствии воспитателя в группе по уважительной причине.

3.8. Оказывает помощь воспитателю в подготовке праздников и организации досуга детей группы.
3.9. Содействует созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого ребенка, способствует развитию общения детей, решению возникших проблем в общении с детьми в группе.
3.10. Содействует созданию благоприятных условий для адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении.
3.11. С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и такт в общении с детьми и их родителями (законными представителями).
3.12. Осуществляет информирование родителей (законных представителей) воспитанников дошкольного образовательного учреждения о самочувствии их детей.
3.13. Соблюдает соответствующий порядок на своем рабочем месте, бережно и аккуратно использует имущество дошкольного образовательного учреждения.
3.14. Соблюдает должностную инструкцию няни ДОУ по профстандарту, личные права и свободы детей детского сада, указанные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенические нормы и правила, Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные в дошкольном образовательном учреждении.
3.15. Проходит ежегодный медосмотр согласно графику, утвержденному в детском саду, в нерабочее время.
3.16. Оперативно оказывает первую помощь при травмировании ребенка, несчастном случае с воспитанником или работником детского сада, информирует заведующего о факте несчастного случая, о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью детей дошкольного образовательного учреждения.
3.17. Выполняет требования заведующего ДОУ, медицинского работника и воспитателя, которые связаны непосредственно с профессиональной деятельностью няни, охраной жизни и здоровья воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.


скачать: пакет Положений для ДОУ
51 положение пакетом или поштучно. Дата обновления: 02.04.2020 г

4.1. Няня ДОУ в пределах своей компетенции имеет право:

  • вносить свои предложения по усовершенствованию условий ухода и присмотра за детьми в дошкольном образовательном учреждении;
  • знакомиться с проектами решений заведующего дошкольным образовательным учреждением, которые относятся к ее профессиональной деятельности;
  • на создание условий администрацией ДОУ, необходимых для осуществления профессиональных обязанностей;
  • принимать участие в деятельности органов самоуправления дошкольным образовательным учреждением.

4.2. Вносить предложения о поощрении, моральном или материальном стимулировании сотрудников детского сада.
4.3. Защищать свою профессиональную честь и достоинство, знакомиться с жалобами и иными документами, которые в той или иной мере содержат оценку ее деятельности, предоставлять по ним пояснения.
4.4. Требовать своевременного обеспечения необходимым инвентарем, индивидуальными средствами защиты, спецодеждой.
4.5. Предоставлять информацию заместителю заведующей по административно-хозяйственной работе (завхозу) о приобретении требуемых для выполнения своих должностных обязанностей материалов и средств, о необходимости выполнения ремонтных работ оборудования, инвентаря, помещения группы.
4.6. Использовать все права, относящиеся к режиму рабочего времени, отдыха, отпусков, социальному обеспечению установленными Правилами внутреннего трудового распорядка, учредительными документами ДОУ, Коллективным договором и трудовым законодательством Российской Федерации.

5.1. Няня ДОУ несет персональную ответственность:

  • за жизнь и здоровье воспитанников во время ухода и присмотра в помещениях, на площадке, на прогулке и экскурсиях, выходе и выезде с детьми за пределы дошкольного образовательного учреждения;
  • за несоблюдение инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников;
  • за нарушение прав и свобод воспитанников;
  • за неоказание первой помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации дошкольного образовательного учреждения несчастного случая;
  • за нарушение порядка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации в дошкольном образовательном учреждении;
  • за несвоевременное прохождение медосмотра.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин должностной инструкции, Устава дошкольного образовательного учреждения и Правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений заведующего ДОУ, в том числе за не использование предоставленных прав, няня несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка няня детского сада может быть освобождена от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За невыполнение требований охраны труда, несоблюдения правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм, а также режима в группе воспитанников няня несет ответственность в пределах определенных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение дошкольному образовательному учреждению или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей няня несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, определенных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей профессиональной деятельности в дошкольном образовательном учреждении несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Взаимоотношения. Связи по должности

Няня ДОУ:
6.1. Осуществляет свою деятельность в режиме нормированного рабочего дня согласно графику, составленному с учетом 40-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим дошкольным образовательным учреждением, принимает участие в обязательных плановых общественных мероприятиях детского сада, на которые не установлены нормы выработки.
6.2. Ставит в известность воспитателя, заместителя руководителя по административно-хозяйственной работе (завхоза) о недостатках в обеспечении условий образовательной деятельности. Вносит конкретные предложения по ликвидации выявленных недостатков, по оптимизации работы няни в дошкольной образовательной организации.
6.3. Получает от администрации материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с приказами, инструкциями и распоряжениями под подпись.
6.4. Взаимодействует с родителями (законными представителями) детей по вопросам, входящим в компетенцию няни детского сада, выполняет указания медицинского работника.
6.5. Обменивается информацией по вопросам, относящимся к деятельности няни, с педагогическими работниками и обслуживающим персоналом дошкольного образовательного учреждения.
6.6. Оперативно информирует заведующего ДОУ о несчастных случаях, заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе (завхоза) — об аварийных ситуациях в системах водоснабжения, канализации, вентиляции, электроснабжения и отопления.

Заключительные положения

7.1. Ознакомление сотрудника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления няни с настоящей должностной инструкцией по профстандарту подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у заведующего детского сада, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
7.4. Контроль исполнения данной должностной инструкции возлагается на воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
7.5. Контроль над выполнением настоящей должностной инструкции возлагается на воспитателя дошкольного образовательного учреждения, который в свою очередь руководствуется утвержденной должностной инструкцией воспитателя детского сада.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/


скачать: Должностные инструкции для ДОУ (Профстандарт)
31 инструкция поштучно и пакетом, обновление — 25 марта 2020 года

скачать: инструкции по Охране труда для пищеблока (кухни)
Инструкции для пищеблока Школы, ДОУ, Столовой, Ресторана, Кафе. Обновление: 15.04.2020г

Рекомендуем перейти к разделу:
Должностные инструкции для ДОУ по профстандартам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *