Оперативно хозяйственная деятельность

Новая редакция Ст. 748 ГК РФ

1. Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

2. Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.

3. Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

4. Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой контроль и надзор возложена на заказчика законом.

Комментарий к Статье 748 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 748 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В п. 1 комментируемой статьи конкретизировано общее правило — п. 1 ст. 715 ГК о праве заказчика во всякое время проверять ход и качество работ.

Заказчик, как уже отмечалось, активный участник исполнения договора строительного подряда, который должен своей деятельностью способствовать созданию качественного результата работ. Необходимость с его стороны постоянного контроля за ходом и качеством строительных работ имеет особое значение ввиду их сложности, а нередко оригинальности и уникальности, наличия работ, носящих скрытый характер, и т.п. Кроме того, устранить своевременно выявленные недостатки проще и дешевле, чем делать это, когда объект уже построен. Поэтому цель контроля и надзора за выполнением работ — не только проверка соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий и т.д., но и оперативное реагирование на отклонения от условий договора.

Заказчик вправе наблюдать за ходом и качеством работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также за правильностью использования подрядчиком материалов заказчика.

Надзор и контроль за выполнением работ согласно п. 1 — право, а не обязанность заказчика, кроме случаев, когда на заказчика законом возложена обязанность осуществлять такой надзор и контроль. Так, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства заказчик должен контролировать выполнение работ, которые влияют на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта — работ, качество которых не может быть проконтролировано после выполнения других работ. По результатам контроля за выполнением названных работ составляются акты их освидетельствования (ст. 53 Градостроительного кодекса).

Осуществляя строительный контроль, заказчик уже в процессе производства проверяет соответствие объема, характера и стоимости выполненных работ технической документации и смете, строительным нормам и правилам, а материалов, изделий и конструкций — государственным стандартам и техническим условиям. Проверка соблюдения сроков выполнения работ, если работы выполняются медленно, позволяет заказчику своевременно заменить подрядчика (см. п. 2 ст. 715 ГК РФ). Контроль правильности использования материалов поможет установить, каковы фактические расходы подрядчика и не повлияла ли экономия на качество выполняемых работ (см. ст. 710 ГК РФ).

Эти действия заказчика ограничены лишь недопустимостью вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Так, заказчик не вправе давать подрядчику указания о том, как следует организовать работу на объекте, нужно ли, к примеру, применять при этом вахтовый метод; какие приемы, методы, технологии строительства, монтажа, пусконаладки подлежат применению и т.п.

2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет обязанность заказчика заявить подрядчику о выявленных в ходе контроля и надзора отступлениях от условий договора.

Имеет значение характер отклонений от условий договора. Заказчик обязан сделать подрядчику заявление при обнаружении не всяких отклонений от условий договора, а лишь таких, которые могут ухудшить качество работ или повлечь иные их недостатки. К иным недостаткам, на наш взгляд, можно отнести, в частности, ухудшение архитектурно-художественного облика объекта, нарушение санитарно-гигиенических, экологических требований к объекту. И, напротив, такой обязанности не возникает, если в процессе работы будут выявлены такие отклонения от технической документации, которые учитывают более высокие инженерные, технические, противопожарные, архитектурно-художественные и иные требования к объекту.

В ГК не устанавливается конкретный срок для заявления подрядчику о недостатках. Промедление в устранении недостатков всегда нежелательно, а иногда и вовсе исключается. В п. 2 отмечается лишь, что это должно быть сделано немедленно. Заявить немедленно означает сделать заявление в минимальные сроки, объективно необходимые для направления его подрядчику.

Заказчик, обнаруживший недостатки в работах, т.е. определенно знающий о них, и не сделавший подрядчику заявления об их устранении, теряет право ссылаться на них в дальнейшем, например, при приемке законченного строительством объекта. Тем самым ГК стимулирует активное поведение заказчика, способствующее своевременному устранению недостатков.

3. Пункт 3 комментируемой статьи взаимоувязан с п. 1 и 2 настоящей статьи. В нем закреплена обязательность для подрядчика указаний заказчика об устранении отступлений от условий договора, обнаруженных им при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ и ухудшающих качество работ или влекущих иные их недостатки.

Указания заказчика могут быть отклонены подрядчиком, только если они противоречат условиям договора (к примеру, представляют собой более высокие требования к качеству работ, материалов, оборудования, чем предусмотрено технической документацией) либо являются вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Бремя доказывания указанных обстоятельств возлагается на подрядчика (статья 56 ГПК РФ).

В противном случае заказчик вправе применить санкции, в том числе: отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет средств подрядчика, а также потребовать возмещения убытков, вызванных отказом заказчика от исполнения договора или ненадлежащим исполнением договора подрядчиком (см. комментарий к п. 3 ст. 715 ГК РФ).

4. Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет права и обязанности подрядчика при неосуществлении заказчиком контроля и надзора за выполнением работ.

Как отмечалось выше, надзор и контроль за выполнением работ — право, а не обязанность заказчика (если иное не предусмотрено законом). Независимо от наличия либо отсутствия такого контроля подрядчик обязан вести работы в соответствии с технической документацией и сметой (см. комментарий к п. 1 ст. 743 ГК РФ). Поэтому подрядчик, ненадлежащим образом выполнявший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял в процессе строительства должного надзора или контроля за их исполнением. Исключения возможны лишь для случаев, когда законом на заказчика возложена обязанность осуществлять такой надзор и контроль. Так, если объект строится на основании оригинального архитектурного проекта, заказчик обязан заключить с архитектором договор на осуществление авторского надзора за строительством объекта (ст. 12, 20 Закона об архитектурной деятельности). В подобной ситуации при отсутствии авторского надзора архитектора подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, может впоследствии сослаться на то, что появление недостатков и отклонение от архитектурного проекта обусловлены тем, что заказчик не осуществлял должного надзора и контроля.

Главная » Менеджеру » Внутренняя хозяйственная деятельность Статья обновлена и дополнена 08.07.2020

Статью подготовил категорийный менеджер по работе с ключевыми клиентами Умберг Эмиль Дмитриевич. Связаться с автором


Вернуться назад на Внутренняя деятельность

Предприятие – это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.
Внешняя среда — это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду подразделяют на:
— микросреду — среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;
— макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.
Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.
Поставщики — это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:
— потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);
— производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);
— промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;
— государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);
— международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).
Маркетинговые посредники — это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы — специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Конкуренты — соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.
Контактные аудитории — это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительной и исполнительной власти, население и общественные организации.
В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.
Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Демографические факторы. Для демографической среды характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих.

Снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках – детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.
Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.
Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.
Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.
Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.
Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.
Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.
Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя.
Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:
— производство,
— маркетинг,

— НИОКР,
— финансовое управление,
— общее управление.
Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах.
Каждое предприятие – это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью.
Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:
1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);
2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);
3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);
4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);
5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);
6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);
7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);
8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).
Рынок – это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.
Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.
Рынок выполняет следующие функции:
а) регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);
б) контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его производство труда);
в) распределительную (устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);
г) стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать новую технику);
д) информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);
е) санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйственных единиц).
Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.

Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками:
— потребления;
— научно-технической, экономической, политической информации;
— капитала;
— рабочей силы;
— сырья, материалов и комплектации.
Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры» — законодательным правилам и ограничениям.
Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.
Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется принципами:
— взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;
— ответственности перед конечным потребителем;
— достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;
— экономного ведения хозяйства;
— соблюдения этического кодекса предпринимательства.

Внешняя среда организации
Внутренний фактор
Внутренние переменные организации
Внутренние ресурсы компании
Внутренний контроль


| | Вверх

В. АНОХИН
В. Анохин, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации.
Хозяйственным законодательством Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем самостоятельность предприятия не может быть безграничной без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия.
Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них — запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий.
В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования «сверху», доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.
Предприниматели все более ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.
Запреты органам власти и управления вмешиваться в ту сферу предпринимательской деятельности, в которой право принятия решений принадлежит исключительно предпринимателям, нередко нарушаются. Принятие властными органами нормативных актов с превышением своей компетенции приводит к нарушению прав и законных интересов предприятий. Поэтому все больше возрастает роль правового регулирования как самой предпринимательской деятельности, так и контрольных функций государства, органов управления. Законодательством, в том числе и новым ГК РФ, не только установлены запреты на вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий, но и предусмотрены неблагоприятные последствия таких действий государственных органов: признание в судебном порядке властного акта государственного или иного органа, принятого с нарушением законодательства, недействительным (полностью или частично); непридание судом правовой силы такому акту; взыскание в судебном порядке убытков, причиненных предпринимателю неправомерными действиями (бездействием) государственного или иного органа.
Так, администрация Воронежской области на протяжении последних двух-трех лет неоднократно принимала решения, направленные на регулирование продажи производимых в области товаров за пределы области. Предприятиям вменялось в обязанность для продажи своих товаров за пределы области, в том числе и внутри России, получить соответствующее разрешение в комитете по материальным ресурсам администрации области. Без такого разрешения органам транспорта запрещалось выделять предприятиям транспорт, а органам милиции предписывалось на границе области такие товары изымать и передавать на реализацию.
При явном несоответствии таких властных актов действующему законодательству, конечно, можно найти им и некоторое оправдание, учитывая социально — экономические трудности в стране, а также отсутствие четких взаимоотношений между центром и субъектами Федерации. Дело в том, что администрация устанавливала каждому предприятию обязательный минимум поставок в фонд области для продажи внутри области по более низким ценам, чем за ее пределами. Учитывая такие благие намерения администрации и полагая, что ответственность за несоблюдение порядка продажи товаров за пределы области возложена на продавцов, арбитражный суд счел возможным не привлекать к ответственности администрацию области и районный отдел внутренних дел, которые получили выручку от продажи изъятой продукции по одной из акций, в результате которой покупатель из Нижегородской области понес крупный ущерб. Однако, как и следовало ожидать, Высший арбитражный суд Российской Федерации решение областного арбитражного суда отменил и сумму ущерба взыскал с администрации области и РОВД в тех частях, которые они получили от реализации изъятого товара (60 и 40 процентов).
В данной ситуации законные права покупателя были восстановлены, но неправомерный акт местного органа государственной власти остался в неприкосновенности и его действие может повториться. Этот пример (а их можно привести очень много) наглядно показывает, что акты властных органов должны быть не только обоснованы экономически, но и иметь законные, правовые основания.
Наиболее эффективным способом защиты прав предпринимателей является предусмотренное ст. 12 ГК РФ признание недействительным противоречащего законодательству акта органа государственного управления или органа местного самоуправления. Предприниматель может оспорить неправомерный акт в суде или арбитражном суде как акт, нарушающий государственную гарантию соблюдения законных интересов предприятия. Основанием для признания властного акта недействительным является издание его соответствующим органом вне компетенции либо принятие его с нарушением формы, порядка и сроков.
Порядок обращения в арбитражный суд с заявлением о признании акта недействительным, сроки рассмотрения и принятия решения определены Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Дела по таким заявлениям возбуждаются без предварительного, претензионного урегулирования разногласий и обращения к вышестоящему органу.
Вместе с тем на практике этот процесс вызывает большие трудности.
Прежде всего, предприниматель может обратиться в арбитражный суд лишь в том случае, когда акт органа власти касается конкретно его. Местные же органы власти, как правило, принимают акты, адресованные неопределенному кругу лиц. Такие акты могут быть опротестованы прокурором, и в случае отклонения протеста властным органом иск может быть направлен тем же прокурором в областной суд общей компетенции. Срок восстановления законности удлиняется. Но надо иметь в виду и то обстоятельство, что не всегда прокурор области рискнет опротестовать акт администрации субъекта Российской Федерации в силу своей определенной зависимости от местных властей. О такой же зависимости можно говорить и в отношении судов.
Выход из ситуации видится в передаче рассмотрения дел о признании недействительными не соответствующих законодательству актов органов государственного управления или местных органов государственной власти в ведение высших судебных инстанций Российской Федерации.
Столкновение интересов предпринимателей и властных структур происходит и в процессе антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности.
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает для предприятий — монополистов ряд ограничений и неблагоприятных последствий, в том числе регулирование цен на их продукцию и ее сбыта.
———————————
Далее — Закон.
Предприятие признается монополистом с момента включения его в Государственный реестр предприятий-монополистов. Составление, утверждение и ведение этого реестра, а вернее, признание предприятий монополистами отнесено к компетенции Антимонопольного комитета Российской Федерации. При этом порядок и критерии включения предприятий в Госреестр монополистов определены не Законом, а положением Антимонопольного комитета «О Государственном реестре РСФСР объединений и предприятий — монополистов, действующих на товарном рынке». За критерий отнесения к предприятиям — монополистам в Положении принято лишь доминирующее положение предприятия на республиканском или местном товарном рынке. Под местным товарным рынком понимается территория (сфера обращения товаров) республики в составе РФ, автономных образований, края, области либо группа населенных пунктов (возможно, и город), где есть возможность приобрести тот или иной товар (услуги, работы) и нет возможности приобретения данного товара за пределами этой территории.
Закон определяет доминирующее состояние как исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, устанавливаемую ежегодно Антимонопольным комитетом. При этом доля товара не может быть менее 35 процентов.
Но даже при таком ограничении Законом возможного доминирующего уровня доли товара представляется, что одного лишь критерия — преобладающего положения предприятия на товарном рынке — для включения в реестр монополистов недостаточно. Предприятие может занимать господствующее положение на соответствующем товарном рынке, но не злоупотреблять им. Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют или могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан (ст. 5). В числе таких действий Закон называет: изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, в том числе в иностранной валюте, сырья, материалов, изделий, жилых домов, квартир, рабочей силы контрагента и др.); включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования. Если эти действия предприятием, занимающим доминирующее положение на рынке, не осуществляются, оно не может быть признано монополистом.
Кроме того, предусмотрены ответственность и последствия за нарушения норм Закона об антимонопольной деятельности: в соответствии с предписаниями Антимонопольного комитета РФ (его территориальных управлений) прекратить нарушения, восстановить первоначальное положение, расторгнуть или изменить договор, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием, а также возместить причиненные убытки и уплатить штраф.
Именно когда хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке товаров, допускает запрещенные действия и не выполняет предписание антимонопольного органа о их прекращении, должен решаться вопрос о включении такого предприятия в реестр монополистов.
Таким образом, основаниями для включения предприятий в Государственный реестр предприятий — монополистов (республиканский или местный) должны быть:
— доминирующее положение предприятия на соответствующем товарном рынке;
— злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, то есть совершение запрещенных действий;
— невыполнение предписаний антимонопольных органов о прекращении запрещенных действий.
Предпринимателям, органам власти и управления, их должностным лицам Закон предоставляет право обжаловать предписания и решения антимонопольных органов о наложении штрафов в судебном порядке. Между тем в нем не предусмотрена возможность обжалования решений антимонопольных органов о включении предприятий в реестр предприятий-монополистов. Однако Гражданский кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривают возможность предприятий и других организаций обращаться в арбитражный суд с иском о признании недействительным полностью или частично решения любого государственного органа власти и управления, каковыми являются и антимонопольные органы.
Судебные органы, рассматривая соответствующие заявления, осуществляют контроль за деятельностью антимонопольных органов (как и других органов государственной власти и управления и их должностных лиц) и вправе признать полностью или частично недействительным решение или предписание антимонопольного органа, если оно не соответствует законодательству.
Так, Воронежское территориальное управление Антимонопольного комитета своим решением включило в местный (региональный) реестр предприятий — монополистов АО «Втормет» как предприятие, занимающее доминирующее положение в области по сбору и сдаче в переработку металлолома. Решение обосновывалось тем, что объем указанных услуг (работ) этого предприятия на территории области, на местном товарном рынке составил в 1994 году более 35 процентов.
Обоснования своих выводов о доминирующем положении АО «Втормет» на местном товарном рынке антимонопольный орган арбитражному суду не представил. В то же время предприятие привело в судебном заседании доказательства того, что объем его производства (заготовки и сдачи металлолома) составляет менее 30 процентов от объема заготовки лома в целом по области. Кроме того, доминирующее положение предприятия определяется по отдельным видам товаров. АО «Втормет» заготавливает (собирает) лом цветных и черных металлов самых различных видов и наименований. Территориальный антимонопольный орган указал лишь общий объем заготовки всех видов металлолома.
Антимонопольный орган не представил и доказательств злоупотребления предприятием своим доминирующим положением, применения к нему мер ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно признал решение антимонопольного органа о включении предприятия в региональный реестр предприятий — монополистов недействительным.
В другом случае арбитражный суд признал недействительным решение того же антимонопольного органа о включении в региональный реестр предприятий — монополистов кинотеатра «Пролетарий». Довод территориального антимонопольного органа основывался лишь на том, что объем услуг этого кинотеатра составляет 40 процентов от объема услуг, оказываемых всеми кинотеатрами Центрального района г. Воронежа. Арбитражный суд не согласился с мнением антимонопольного органа об установлении территории товарного рынка в пределах административного района города.
При этом в обоих случаях, как и во всех других, антимонопольные органы не учитывали еще одно важное требование для признания предприятий монополистами: невозможность приобрести данный товар за пределами конкретной территории.
Эффективным средством государственного регулирования экономики, предпринимательства в рыночных условиях является осуществление налоговой политики в стране.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО «

Цель и задачи операционной деятельности

Операционной деятельностью предприятия является тот основной вид деятельности, для осуществления которого оно создавалось. Специфика операционной деятельности зависит от того, в какой отрасли работает предприятие. Основными видами операционной деятельности организации, в основном, являются коммерческие, торговые и производственные отношения. Предприятия могут также заниматься дополнительными видами деятельности, но они уже будут второстепенны (например, финансовая или инвестиционная).
Операционная деятельность предприятия является приоритетом, поэтому второстепенные виды деятельности могут носить лишь поддерживающий характер. В отличие от инвестиционной или финансовой, операционная деятельность ориентируется на рынок потребителя товара, производимого непосредственно предприятием, требует значительных затрат труда, частых регулярных хозяйственных операций.
Операционная деятельность является целью всей жизнедеятельности предприятия. Прибыль, полученная от осуществления операционной деятельности, имеет наиболее весомый процент в составе общей прибыли.

Операционный анализ

Для контроля за осуществлением операционной деятельности необходимо применять один из эффективных методов — операционный анализ. Основная задача операционного анализа — это контроль затрат на производство, выпуск продукции, объем продукции, который соответствует затратам, отношение полученной прибыли к затратам производства.
Кроме того, при проведении операционного анализа, необходимо изучить следующие моменты:
— какое наличие обратного капитала должно быть на предприятии;
— как мобилизовать имеющиеся средства;
— как использовать эффект финансового рычага;
— что выгоднее – аренда или покупка средств производства;
— есть ли смысл реализовывать продукцию по цене, ниже себестоимости;
— если изменить объем реализации, как это отразится на прибыли.
Операционный анализ необходим для поиска наиболее выгодных затрат для предприятия. Он распределяет затраты на:
— переменные — это затраты на материалы и сырье для производства, заработная плата рабочих, которые работают на основном производстве, затраты на сбыт. Чем меньше переменные затраты на предприятии, тем больше прибыль;
— постоянные — это затраты на содержание зданий и сооружений, амортизационные отчисления, зарплата административного корпуса;
— прямые — относятся непосредственно к выпуску продукции;
— непрямые — это затраты на энергоресурсы для вспомогательного производства, зарплата обслуживающему персоналу;
— релевантные – зависят от управленческих решений;
— нерелевантные – данные затраты можно регулировать в производственных возможностях предприятия.

1. Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

2. Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.

3. Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

4. Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой контроль и надзор возложена на заказчика законом.

Комментарий к статье 748 Гражданского Кодекса РФ

1. Пункт 1 коммент. ст., определяя сферу контроля заказчика, указывает на то, что он может контролировать: а) ход и качество выполняемых работ; б) соблюдение сроков выполнения работ (графика); в) качество предоставленных подрядчиков материалов; г) правильность использования материалов заказчика. Едва ли целью законодателя является ограничение контрольных функций заказчика только перечисленными вопросами — скорее, здесь названы лишь наиболее актуальные из них. Например, совершенно очевидно, что заказчик вправе проверять, не отклоняется ли подрядчик от требований технической документации и как он использует оборудование заказчика.

Поэтому правильнее считать, что заказчик наделен правом контролировать любые действия подрядчика, но при соблюдении одного условия: он не должен при этом вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Поскольку грань между осуществлением контроля и вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность далеко не всегда является очевидной, постольку целесообразно, чтобы договор строительного подряда предусматривал механизм разрешения споров такого рода, в частности посредством их отнесения к компетенции инженерной организации (ст. 749 ГК).

Использование в данной статье двух терминов — «контроль» и «надзор» — является избыточным и не таит в себе никакого особого смысла, так как в рассматриваемой сфере ими обозначается одно и то же понятие. Функции по осуществлению строительного контроля и строительного надзора различаются градостроительным законодательством (см. ст. 53 — 54 Градостроительного кодекса), согласно которому строительный контроль проводится самим подрядчиком, застройщиком или заказчиком, а строительный надзор — органами исполнительной власти субъектов Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, или органами местного самоуправления.

2. При обнаружении недостатков в деятельности подрядчика заказчик обязан немедленно заявить о них подрядчику. Если же он этого не делает, желая, например, заявить обо всех недостатках в ходе итоговой приемки работ, он теряет право в дальнейшем ссылаться на эти недостатки. Такое решение вопроса обусловлено стремлением стимулировать заказчика к активным действиям, способствующим созданию качественного результата. Устранить своевременно выявленные недостатки значительно проще и дешевле, чем сделать это тогда, когда объект фактически уже построен.

Рассматриваемое правило не должно, однако, трактоваться в том смысле, что заказчик лишен возможности выявлять недостатки выполненных работ в ходе их приемки. Речь в данном случае идет лишь о тех недостатках, о которых заказчик определенно знал еще в ходе выполнения работ, но никак на них не реагировал.

Обычно выявленные в ходе строительства недостатки фиксируются заказчиком в специальном журнале производства работ. Во избежание споров в договоре строительного подряда целесообразно указывать сроки, в течение которых подрядчик обязан устранять отмеченные заказчиком недостатки. Время, затраченное подрядчиком на устранение недостатков, не ведет к увеличению общего срока строительства объекта.

3. Обязанность подрядчика исполнять полученные от заказчика указания по смыслу данной статьи ограничивается его долгом реагировать на обоснованные замечания заказчика, выявившего недостатки в деятельности подрядчика. Так, если подрядчик ведет работы с нарушением СНиПов и других обязательных правил, использует некондиционные строительные материалы и конструкции и т.п. и заказчик указывает на эти нарушения, подрядчик обязан прислушаться к замечаниям заказчика и выполнить его указания.

4. Право заказчика осуществлять контроль за деятельностью подрядчика нередко выступает как его обязанность. Так, если объект строится на основе оригинального архитектурного проекта, заказчик обязан заключить с архитектором договор на осуществление авторского надзора за строительством объекта (ст. 12 Закона об архитектурной деятельности). Технический надзор за строительством осуществляется во всех случаях, когда строительство ведется за счет бюджетных средств, и т.д. В подобных случаях заказчик должен проявлять особую внимательность, так как подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, может впоследствии ссылаться на то, что появление недостатков обусловлено тем, что заказчик не осуществлял должного контроля за выполнением работ.

Тогда, когда обязанность осуществлять контроль за подрядчиком возложена на заказчика законом, возможно наступление смешанной ответственности подрядчика и заказчика за недостатки в результате работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *