Оплата внеурочной деятельности в школе

Фролова Ольга

Выбор сегодня за регионом

На траве, на деревьях еще ни желтинки, а по календарю – осень. Для учителя отнюдь не золотая: снова титанический труд за копейки, нескончаемый поток бумажной работы, которая никак не оплачивается, и постоянная борьба за сохранение достоинства. Нам пришло письмо из Ульяновска:

«Я хотела бы получить разъяснение, на каком основании меня, учителя, не имеющего классного руководства и других должностей, обязывают к участию в разных мероприятиях, к выполнению каких-то работ, если оплачивается всего лишь количество проведенных часов? Кстати говоря, как учитель высшей категории я получаю 4506 рублей. У меня тридцать часов, но я не могу заработать для себя и своего ребенка даже прожиточный минимум! Притом вторую половину дня я обязана работать бесплатно – таковы законы: «Внеурочное время определяется с учетом режима работы самого образовательного учреждения и устанавливается его внутренними правилами… рабочим временем педагогических работников оно не является» (Постановление Правительства РФ № 191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений»).
Хотелось бы узнать, почему учителям не оплачивают все виды трудовой деятельности, ведь рабочее время учителя растягивается с раннего утра до глубокой ночи».

Ситуацию комментирует Ирина Абанкина, заместитель директора Института развития образования Высшей школы экономики:
– Вопрос оплаты труда педагогических работников самый сложный сегодня. По уровню неудовлетворенности учителей наша страна занимает первое место в мире, что неудивительно: в среднем по стране зарплата учителей составляет 60% от средней по экономике. Ключ к решению проблемы видится во введении окладной системы оплаты труда. Отличие от тарифной системы огромное. В оклад включается весь объем работы учителя – как урочная, так и внеурочная часть. Оплачиваются занятия с одаренными и отстающими детьми, походы, экскурсии и другие мероприятия, а также подготовка к урокам, диагностическая и методическая работа – все, что включено в индивидуальный план учителя. Кстати, юристы и нормировщики труда проводили хронометраж работы учителя и посчитали: внеурочная работа занимает 40–60% затрачиваемого времени (в тарифной системе она не оплачивается). А реальная нагрузка учителя, выполняющего все возложенные на него обязанности, – 66 часов в неделю (это оставлю без комментариев). Сегодня тарифная и окладная системы равноположенны, выбор за ОУ. Многие регионы не желают оставаться в рамках тарифной сетки, разрабатывают свои положения об учете и оплате труда педагогических работников. На сайте КПМО (Комплексные проекты модернизации образования) можно познакомиться с их опытом.

…Что ж, расклад вроде бы простой: поскольку Ульяновская область в КПМО не замечена, местным педагогам придется и в новом году нести тяготы оплаты труда по-старому. Правду сказать, моральный ущерб от той суеты, которая развернулась вокруг учета и хронометража рабочего времени учителей в передовых регионах, вряд ли окупается прибавкой жалованья в полторы-две тысячи рублей. Пока так.

Нас нагружают по 6 часов внеурочной деятельности, они включены в расписание, а оплаты за них нет. И еще при оплачиваемой нагрузке 19 часов в начальной школе говорят, что у нас 36 часовая неделя и мы должны все это время быть на рабочем месте. а в 1 классе еще добавляют динамический час (т.е. еще один урок между уроками и внеурочной деятельностью). какими можно воспользоваться документами и куда обратиться, если нарушают наши права?

Ольга

Добрый день!

Ольга, в соответствии с

Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (п. 2.8.1) норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным).

В соответствии с примечанием 4 приложения 1 к приказу:

За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы. Таким образом, внеурочная деятельность должна оплачиваться!

В соответствии с примечанием 2 приложения 1 к приказу:

Нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу. Т.е. динамическая пауза должна входить в норму часов за ставку заработной платы — это для Вас рабочее время.

В соответствии с

Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536
«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (п. 2.4) в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.

Таким образом, не обязательно находится в образовательной организации 36 часов в неделю.

Удачи Вам!

Во исполнение пункта 21 плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р, Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи совместно с Департаментом государственной политики в сфере общего образования направляет для руководства и использования в работе методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях.

Приложение: на 8 л. в 1 экз.

Директор Департамента А.Э. Страдзе

Методические рекомендациипо организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ

Настоящие методические рекомендации определяют цели, содержание и алгоритм действий по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях.

Организация внеурочной деятельности

Содержание общего образования, а также его цели, задачи и планируемые результаты определяются основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее — ФГОС общего образования) и с учётом примерной основной образовательной программы (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ).

Приказами Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897, от 17 мая 2012 г. № 413 утверждены ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разработанные в соответствии с требованиями части 9 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, внесены в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru).

Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, в редакции Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72, далее — СанПиН 2.4.2.2821-10).

ФГОС общего образования определяют общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет:

до 1350 часов на уровне начального общего образования;

до 1750 часов на уровне основного общего образования;

до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Образовательная организация самостоятельно определяет объём часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объём часов как в учебное, так и в каникулярное время.

В соответствии с положениями Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» направления финансирования образовательной деятельности (включая внеурочную деятельность) и объём средств определяются государственным заданием учредителя образовательной организации.

Внеурочная деятельность является обязательной.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности и организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формы её организации школа определяет самостоятельно, с учётом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Право выбора направлений и форм внеурочной деятельности имеют родители (законные представители) обучающегося при учете его мнения до завершения получения ребенком основного общего образования.

План внеурочной деятельности как и учебный план является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т.д.).

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

Реализация дополнительных общеобразовательных программ

В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

В отличии от внеурочной деятельности участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей является добровольным.

В части регламентации предоставления услуг организации дополнительного образования детей руководствуются санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41, далее — СанПиН 2.4.4.3172-14).

Основные цели и задачи дополнительного образования детей определены в Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

Механизмом реализации Концепции является план мероприятий на 2015 — 2020 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2015 г. № 729-р.

Целью Плана является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования, развитие инновационного потенциала государства.

Организация образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов и осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 и является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий.

Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности.

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в том числе в форме договора о предоставлении образовательных услуг (приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»). В договоре устанавливаются права и обязанности образовательной организации, лица, производящего оплату по договору, и обучающегося, а также стоимость услуг, сроки и порядок их оплаты и ответственность сторон.

Ответы на вопросы граждан по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

1. Установлено ли обязательное количество часов внеурочной деятельности в неделю для обучающихся начальных классов?

На федеральном уровне установлен объём внеурочной деятельности для обучающихся начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

Общеобразовательная организация самостоятельно определяет количество часов внеурочной деятельности в неделю с учетом запросов обучающихся, возможностей образовательной организации и объёма субвенции, выделенной для реализации основной образовательной программы.

Обучающийся вправе выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов.

2. Если ребенок занимается в организации дополнительного образования, может ли он не посещать занятия внеурочной деятельности в школе?

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Например, если ребёнок занимается в школе олимпийского резерва, то занятия, посещаемые им в данной организации, могут быть засчитаны как часы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в общеобразовательной организации.

3. Что делать родителям (законным представителям), если администрация общеобразовательной организации требует посещать занятия внеурочной деятельности, несмотря на то, что ребёнок занимается в организации дополнительного образования?

В случаях нарушения общеобразовательной организацией прав и интересов ребенка в части посещения занятий внеурочной деятельности родители (законные представители) вправе обратиться к учредителю данной организации, в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования.

Напоминаем, что в образовательной организации локальным актом устанавливается порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Каким образом родители (законные представители) могут повлиять на формирование плана внеурочной деятельности (выбор направлений деятельности, количество часов и др.)?

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право, в том числе:

выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Инновационностью федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является введение внеурочной деятельности. Работа организатора внеурочной деятельности – многогранный творческий процесс, включающий в себя изучение и исполнение нормативных документов, методических материалов по организации внеурочной деятельности младших школьников.

При организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимо опираться на следующие документы:

– Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785);

– Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте 04 февраля 2011 г. № 19707);

– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707).;

– Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

Далее мы отмечаем, что основным нормативным правовым документом, определяющим все регламенты внеурочной деятельности, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Проведём анализ данного основного нормативного правового документа. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по организации внеурочной деятельности определяет следующие позиции:

– «Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как 36, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса» (п. .16).

– «При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей» (п. 19.3).

– «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения» (п. 19.3).

– «Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры» (19.7).

– «Реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (п. 17).

– «В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей» (п. 17).

– «Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (п. 16).

Таким образом, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет пять направлений внеурочной деятельности школьников, в рамках которых решаются актуальные задачи воспитания и социализации. Разнообразие форм, определенных в федеральном образовательном стандарте начального общего образования, позволяет говорить о том, что реализовывать ее могут педагоги различных категорий: педагоги дополнительного образования, классные руководители, педагоги-организаторы, учителя-предметники и т. д. В связи с этим процесс освоения способов проектирования программ курсов внеурочной деятельности становится актуальным для большинства педагогических и руководящих работников.

План внеурочной деятельности: является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования; обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности; определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.

Рассматривая положения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо отметить, что внеурочная деятельность может быть территориально организована как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами. При организации внеурочной деятельности целесообразно использовать ресурсы и опыт организации образовательного процесса, сложившийся в системе дополнительного образования, по развитию мотивации личности к познанию и творчеству младших школьников. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Учебный план и план внеурочной деятельности образовательного учреждения является организационным механизмом реализации учебной и внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы школы.

Для более полного понимания структуры данного документа и его обеспечивающих документов рассмотрим общую характеристику внеурочной деятельности.

Под планом внеурочной деятельности следует понимать локальный акт образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

В качестве приложений к плану внеурочной деятельности может быть индивидуальная карта занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности и сводная таблица занятости обучающихся во внеурочной деятельности. Индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности заполняется ежегодно по каждому направлению внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное направление), при необходимости в нее могут вноситься коррективы в конце первого полугодия. Карта занятости обучающихся во внеурочной деятельности заполняется ежегодно по каждому направлению внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное направление) по классу и (или) ступени, при необходимости вносятся коррективы в конце первого полугодия.

Необходимо отметить, что сроки разработки и процедуры утверждения плана внеурочной деятельности должны быть аналогичны тем, которые проходит учебный план образовательного учреждения.

Далее необходимо отметить, что приоритет воспитания в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нашел подтверждение и в содержательном разделе основной образовательной программы начального общего образования, где в п. 2.2. «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе с позиции духовно-нравственного развития и воспитания, предусматривающее системность в его реализации. Системообразующие направления воспитания определенные в программе (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внеучебную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство в котором гармонично развивается личность ребенка. При этом необходимо учитывать уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения.

Таким образом, все вышеобозначенные позиции определяют необходимость постановки новых стратегических задач в организации воспитательной работы в условиях общего образования. Проблема воспитания, осознаваемая российским обществом как важное условие прогрессивного развития страны, ключевые идеи обновления содержательного аспекта воспитательного воздействия нашли свое адекватное воплощение в проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Задача усиления воспитательного потенциала школы, обеспечения индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, сформулированная в проекте «Наша новая школа» инициирует процесс переосмысления целей школьного воспитания, средств и способов, обеспечивающих их достижение, поиск нового содержания воспитания, его форм и методов, механизмов эффективного воспитательного пространства в городе Салехарде.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Айчувакова Елена Рафаиловна, старший преподаватель кафедры начального образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *