Ошибки заказчиков по 44 ФЗ

Содержание

10 распространенных ошибок заказчиков по 44-ФЗ

Чаще всего ошибки совершаются при формировании закупочной документации, в частности, при описании объекта закупки. От того, насколько правильно составлена закупочная документация, зависит исход закупки. Остановимся на наиболее распространённых ошибках заказчиках, допускаемых ими на этапе формирования документации.

1. Избыточные требования при описании объекта закупки

Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние требования. Например, указывают характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях — «температура начала кристаллизации», «индекс вязкости», «плотность», «содержание серы в %».

Для того, чтобы испытать товар, участник закупки должен его сначала произвести или купить. При этом Закон № 44-ФЗ не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар на складе в момент проведения торгов.

Поэтому не следует включать в техзадание требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, и показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний (как правило, указание на то, что данный показатель определяется испытанием, имеется в ГОСТе).

Соответствующие разъяснения есть в письме ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16. Позиция ФАС России поддержана решением Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.

Пример: Решение ФАС России от 08.06.2018 по делу № 18/44/105/640 (номер закупки в ЕИС 0315100000318000106)

2. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки

Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки. При этом требования непосредственно к содержанию инструкции отсутствуют.

В этой связи некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием инструкции в тексте документации.

На этот счет уже сложилась позиция ФАС России, которая считает ненадлежащую инструкцию нарушением Закона № 44-ФЗ.

Положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Так, инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, порядок их заполнения.

Требования к инструкции по заполнению заявки изложены ФАС России в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Решение ФАС России от 13.09.2016 по делу № К-1462/16 (номер закупки в ЕИС 0158200002016000011)

3. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам

Данное нарушение проявляется в двух основных формах:

  • установление в техническом задании требований к поставке товара с определенными характеристиками, которым отвечает товар «нужных» поставщиков (это могут быть требования к весу, упаковке, габаритам, комплектности);
  • использование в документации критериев оценки, необоснованно создающих преимущества определенным поставщикам (успешный опыт поставок на территории одного населенного пункта, наличие на праве собственности оборудования и материальных ресурсов).

Такие требования свидетельствуют об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может послужить основанием для рассмотрения действий заказчика на соответствие требованиям не только Закона № 44-ФЗ, но и требованиям антимонопольного законодательства (статья 17 Закона № 135-ФЗ).

Пример: Решение Тюменского УФАС России от 18.05.2018 по делу № ФКС18/156 (номер закупки в ЕИС 0167200003418002162).

4. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности

Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование производителя, страны происхождения и торговую марку товара без слов «или эквивалент».

Это допустимо только в тех случаях, когда заказчик обоснует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые уже им используются.

В иных случаях, указание на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели менять нельзя. Не установив параметры эквивалентности, заказчик нарушает Закон № 44-ФЗ.

Важно! Если не написано по каким параметрам определять эквивалентность, то любой товар можно считать эквивалентом.

Пример: Решение ФАС России от 13.12.2017 № КГОЗ-424/17 (номер закупки в ЕИС 0548100000217000022).

5. Некопируемая документация

Проблема заключается в том, что заказчики размещают документацию в формате «*.pdf», рисунках, файлах с расширением «*.exe» и в других форматах, которые не позволяют участнику закупки осуществить поиск и копирование техзадания.

Невозможность копирования текста вынуждает участников закупки самостоятельно перенабирать текст, что приводит к опечаткам в заявке и влечёт риски не заполнить заявку в установленные сроки.

Позиция ФАС России — документация в некопируемом/нередактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, указывает на «заточку» закупки под «нужного» поставщика.

Пример: Решение ФАС России от 02.08.2017 по делу № К-986/17 (номер закупки в ЕИС 0158100017017000043).

6. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме

Неразмещение проектно-сметной документации в полном объеме — нарушение. Нежелание размещать всю проектно-сметную документацию заказчики иногда мотивируют стремлением не запутать участников закупки или отсутствием в этом необходимости, поскольку выполняется лишь часть работ в рамках сметы.

Однако, размещение не всей проектно-сметной документации ограничивает возможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

Такой позиции придерживаются специалисты ФАС России (письмо № АЦ/14427/16 от 09.032016), Минэкономразвития России (письмо от 20.04.2017 № Д28и-1623). Аналогичная позиция содержится и в Обзоре Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017.

Пример: Решение ФАС России от 10.05.2017 № 432 (номер закупки в ЕИС 0119200000117001503).

Другой ряд распространённых ошибок связан с необоснованным отклонением заявок участников. Здесь можно остановиться на следующих ошибках:

7. Отклонение заявки участника в связи с отсутствием указания товарного знака

Отклонение заявки по причине отсутствия указания на товарный знак является неправомерным. Даже если заказчик считает, что у товара не может не быть товарного знака (например, при закупке компьютерной техники), он не имеет права требовать от участника закупки его указания.

Обязательной к указанию является только страна происхождения (при применении заказчиком нацрежима).

Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии.

Если участник закупки правильно оформил первую часть заявки, отклонение такой заявки на основании того, что участник не указал товарный знак, нарушает положения Закона № 44-ФЗ.

Пример: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 22.06.2018 по делу № 44-3106/18 (номер закупки в ЕИС 0372200152418000003)

8. Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики

Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие, но в ней отсутствуют конкретные показатели товара.

Однако, если заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.

Указание конкретных показателей товара необходимо в том случае, если участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.

Письма Минэкономики России от 17.03.2016 № Д28и-666 и от 30.12.2015 № ОГ-Д28-16596.

Пример: Решение ФАС России от 06.02.2018 № ПГОЗ-001/18 (номер закупки в ЕИС 0373100056017000620)

9. Отклонение за наличие в РНП по 223-ФЗ

Заказчики, не желая работать с неблагонадежными поставщиками, устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупке в Реестре недобросовестных поставщиков.

В ЕИС размещено 2 реестра — по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ. Несмотря на схожее предназначение и единое место расположения — это два разных реестра. И в силу прямого указания в Законе № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений в Реестре по Закону № 223-ФЗ и отклонять участника закупки по данному основанию.

Пример: Решение Рязанского УФАС России от 18.05.2017 по делу № 220-03-3/2017 (номер закупки в ЕИС 0859300019617000450)

10. Изменение объемов поставки и сроков исполнения контракта

Заказчики иногда используют право увеличить объёмы поставляемого товара. Здесь возникают ошибки, касающиеся того, насколько можно увеличить данные объёмы поставки. Увеличение объёмов поставки возможно на этапе заключения и исполнения контракта.

Увеличение объёмов поставки на этапе заключения контракта допустимо при наличии в закупочной документации соответствующего условия.

Важно! Достижение увеличения цены контракта осуществляется только за счет объема поставки. Цена товара за единицу должна оставаться неизменной, а всё удорожание контракта не должно превысить его НМЦК.

Что касается удорожания контракта в рамках его исполнения, то оно также достигается исключительно за счет увеличения объёмов поставки, но не более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным.

При этом даже если объем поставки вырос, сроки поставки товара и сроки оплаты товара изменению не подлежат.

Позиция по данному вопросы имеется в письме Минфина от 26.10.2017 № 24-03-08/70438.

Пример: Решение Брянского УФАС России от 06.07.2018 по делу № 124 (номер закупки в ЕИС 0527600006718000017).

Минфин и контрольные органы меняют практику установления требований к первой части заявок при закупке работ или услуг

Изменения внесенные с 1 января 2020 года в положения п. 2 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ), заменили формулировку » при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар» заменили на формулировку » при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг». Многие заказчики не заметили подмены или не придали ей существенного значения. Вместе с тем, как показывает административная практика антимонопольных органов и разъяснения Минфина России с этой формулировкой не все так просто.

Так в письме Минфина России от 17 февраля 2020 г. N 24-05-07/10764 «О рассмотрении обращения» указывается, что в отношении товаров, поставка которых при осуществлении закупок на выполнение работ, оказание услуг не осуществляется, наименование страны происхождения, конкретные показатели и товарный знак в первой части заявки на участие в электронном аукционе не указываются.

Указанная позиция нашла свое отражение в решениях контрольных органов.

В решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 5 марта 2020 г. по делу N 50/06/7362эп/20, 50/06/7365эп/20, 50/06/7363эп/20, 50/06/7364эп/20 указывается на нарушение заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ и признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Поскольку техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к используемым товарам при выполнении работ по текущему ремонту дворовых территорий в микрорайонах, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Аукционе. По мнению Управления, в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона №44-ФЗ Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки при выполнении работ в соответствии с техническим заданием, в том числе в отношении товаров (материалов), используемых при выполнении работ.

Таким образом, подход заказчиков к формированию требований к первым частям заявок на участие в электронном аукционе должен кардинально поменяться. Требовать указания наименования страны происхождения товара и конкретных показателей товара, используемого при выполнении работ нельзя. В свою очередь при закупке работ, услуг при которых одновременно осуществляется поставка товара это требование будет допустимо. В связи с чем предлагаю обсудить на нашем форуме случаи при которых такое требование заказчики вправе установить.

Составляем техническое задание для закупок по 44-ФЗ

Техническое задание по 44-ФЗ — это форма заказчика, которая определяет специфические, количественные и качественные характеристики конкретной госзакупки. Разбираемся, как сформировать такую документацию.

Что такое техническое задание

Образец технического задания по 44-ФЗ является частью закупочной документации и неотъемлемым приложением к проекту госконтракта. На основании техзадания заказчики выявляют основные параметры госзакупки. В положениях ТЗ подробно описывается объект закупки, условия поставки, ключевые требования как к приобретаемой продукции, так и к самим исполнителям. Образец формы технического задания по 44-ФЗ представляет собой подробное руководство для потенциальных поставщиков, в котором детально описаны все аспекты тендера.

Приобретение товаров, работ, услуг для нужд заказчиков — процесс многоэтапный. Перед непосредственным объявлением госзакупки и публикацией извещения организация-заказчик прорабатывает документы, которые будут характеризовать данный тендер: определять предмет госконтракта, цену, объем, условия, требования и специфику закупаемого объекта. Далее подробно рассмотрим, как составить техническое задание по 44-ФЗ специалисту заказчика.

Различные объекты госзакупки подразумевают особые условия и требования. Поэтому невозможно привести один универсальный пример технического задания по 44-ФЗ, образец техдокументации зависит от типа закупаемого товара, работы или услуги. Вот несколько примеров.

Скачать техническое задание на закупку услуг страхования

Скачать техзадание на поставку электрооборудования

Скачать техзадание на ремонтные работы

Скачать техзадание на поставку продуктов питания

Скачать техзадание на услуги по техподдержке пользователей

Чем отличается техзадание от описания объекта заказа

Техзадание входит в состав закупочной документации, а описание объекта госзакупки, в свою очередь, является его обязательной частью. Но какие-либо требования к техническому заданию по 44-ФЗ не установлены, а вот описание предмета торгов регламентируется законодательными нормативами, закрепленными в законе о Федеральной контрактной системе (ст. 33 44-ФЗ).

Разработкой ТЗ надлежит заниматься всем специалистам, участвующим в процессе госзаказа в учреждении: начиная от контрактного управляющего или специальной службы и заканчивая юридическими и техническими специалистами. Связано это с тем, что ТЗ представляет собой инструкцию для поставщика, включающую различные разделы. И если заказчик хочет, чтобы результаты торгов были максимально эффективными и победил именно тот поставщик, который предложит наиболее оптимальный для организации вариант, то к составлению технической документации следует привлечь сотрудников, которые специализируются на каждом отдельном разделе ТЗ.

Формирование технической формы базируется и на государственных стандартах (ГОСТ) составления и ведения программной документации. Заказчик не обязан использовать образец технического задания по ГОСТу. Это вспомогательная мера, которая упрощает разработку корректных закупочных документов.

Межгосударственные стандарты могут использоваться в зависимости от отраслевой принадлежности организации-заказчика или специфичности приобретаемых товаров, работ или услуг.

Скачать

Требования к техзданию

Закон о Федеральной контрактной системе не предусматривает определенных требований к формату и содержанию ТЗ, нет также и унифицированной или единой формы документа.

При разработке заказчик может использовать уже имеющиеся образцы или составить собственный формат, основываясь на специфике своей финансово-хозяйственной деятельности или на отраслевых особенностях. При этом есть общие рекомендации к структуре. Бланк должен представлять из себя ряд разделов, описывающих сводную информацию о госзаказе, данные об объекте торгов, требования к потенциальным исполнителям, существенные условия госконтракта и дополнительные сведения.

В процессе формирования ТЗ специалисты могут воспользоваться всеми открытыми и доступными для пользователей сервисами. К ним относятся:

  • ГОСТ Р 7.0.97-2016, включающий требования к оформлению различной документации;
  • реестр госзакупок в Единой информационной системе;
  • иные источники общедоступных данных.

В техническом задании должны быть прописаны наименование объекта госзаказа, а также основные требования и условия к нему. По ч. 4 ст. 23 44-ФЗ, название предмета заказа приводится на основании действующего каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) (утв. ПП РФ № 145 от 06.02.2017).

Изучив искомую позицию в КТРУ, специалист заказчика описывает объект госзаказа в строгом соответствии с конкретной строкой каталога. В случае несовпадения прописанных в КТРУ характеристик и описания заказчика ответственный специалист приводит письменное обоснование, указывая при этом требуемое наименование закупаемого объекта (Правила, закрепленные Постановлением Правительства № 555 от 05.06.2015).

В техническом задании описывается конечный результат закупки в части товаров, работ и услуг, учитывающий все потребности заказчика. Формирование описательной части нормируется статьей 33 44-ФЗ. Эти правила нужно также учесть и при разработке всего техзадания:

  1. В характеристике закупаемых объектов нужно прописывать всю техническую и технологическую, качественную, эксплуатационную и функциональную специфику приобретаемых ТРУ.
  2. Заказчику надлежит указывать эквивалент продукции.
  3. Все положения задания должны быть законодательно и нормативно обоснованы.
  4. При необходимости в задании приводятся визуальные документы — изображения, эскизы, чертежи и проч.
  5. Продукция должна быть новой и не использоваться ранее, за исключением госзакупок с особыми потребностями организации-заказчика.
  6. Техническое задание не может ограничивать доступ потенциальным поставщикам к торгам, а также их количество, то есть в техзадании запрещено прописывать чрезмерные требования к ТРУ. Также не допускается приобретение предметов роскоши.
  7. В техдокументации нужно указать условия по гарантии товаров, работ и услуг и отметить обязательное наличие гарантийного срока.

Как составить техническое задание: пошаговая инструкция

Разработка должна происходить поэтапно, так как техническое задание состоит из нескольких разделов. Вот пошаговый алгоритм:

  1. В первую очередь нужно детерминировать параметры закупки — установить и расшифровать терминологию, которая будет применяться в техническом задании.
  2. Составить информационную карту. В этом разделе приводятся общие сведения о заказе — полное или краткое название организации-заказчика, его регистрационные и контактные сведения, организационно-правовая форма, местонахождение, ответственное лицо и его контакты.
  3. Внести информацию о самой госзакупке — объект торгов и его обоснование (ст. 33), объем и срок поставки, способ определения поставщика, подрядчика или исполнителя (ч. 1 ст. 24 44-ФЗ), обоснование данного способа. Также нужно указать, является ли данная закупка совместной или нет (ПП РФ № 1088 от 28.11.2013), централизованной, ведет ли заказ уполномоченный орган (ч. 1 ст. 26 44-ФЗ), привлекаются ли экспертные организации или иные специалисты.
  4. Прописать все требования к потенциальным поставщикам, участвующим в торгах.
  5. Указать особые характеристики, которыми должен обладать исполнитель, — определенные производственные мощности или опыт в исполнении аналогичных контрактов.
  6. Отразить специфические условия по заказу, непосредственно связанные с его исполнением, возможные экологические условия (режим работы, производственные требования, особенности, которые могут возникнуть при транспортировке, установке или вводе в эксплуатацию приобретаемой продукции).
  7. Отразить основные цели и задачи объявляемой закупки (ст. 13 44-ФЗ).
  8. Прописать в задании источник финансирования госзаказа.
  9. Определить обязанность поставщика следовать действующему законодательству и нормативно-правовым актам в ходе исполнения госзакупки, отразить нормирование заказа в соответствии с ч. 1 ст. 19 44-ФЗ.
  10. Описать порядок поставки (как будет производиться транспортировка, какая будет упаковка и т. д.), сдачи, приемки, установки, необходимость монтажа или демонтажа, ввод в эксплуатацию. Внести требования о гарантии и гарантийном сроке.
  11. Подтвердить обязательство о поставке новой продукции (не употреблявшейся ранее) или указать необходимость приобретения иных товаров для нужд заказчика.

Готовый документ может выглядеть так:

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Документ
Требование указать в заявке параметры не только самого товара, но и компонентов, которые применяются при его изготовлении (например, химические показатели составных частей, результаты испытаний), считается избыточным. Письмо от 31.05.2016 № РП/36546/16 Скачать
Отдельные вопросы подготовки технического задания для закупки лекарств по Постановлению Правительства № 1380 от 15.11.2017. Письмо Минздрава № 418/25-5 от 14.02.2018 Скачать
Письмо ФАС № АК/12985/18 27.02.2018
Объединение в техническом задании лицензируемых и нелицензируемых видов работ может ограничивать число участников закупки. Письмо ФАС № АЦ/5147/15 от 09.02.2015
Требовать указать остаточный срок годности лекарств и медизделий в процентах неправомерно, если это приводит к ограничению конкуренции. Письмо от № ИА/71717/17 от 18.10.2017
Закупать запчасти без работ, для выполнения которых они нужны, нельзя. Письмо Минфина № 24-02-07/73170
от 07.11.2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *