Отрицательное заключение экологической экспертизы

Статья 18. Заключение государственной экологической экспертизы

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 453-ФЗ

См. предыдущую редакцию

5. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 статьи 11 настоящего Федерального закона, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.

Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ ст 18 (ред. от 24.04.2020)

Статья 18. Заключение государственной экологической экспертизы

1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.

4. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

5. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 статьи 11 настоящего Федерального закона, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.

Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.

6. Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический надзор (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, — кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.

7. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

8. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения ГЭЭ со дня его утверждения руководителем органа ГЭЭ.

Руководитель органа ГЭЭ имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии в случаях:

– нарушения процедуры проведения экологической экспертизы;

– несоответствия выводов заключения замечаниям экспертов.

Утверждение заключения производится приказом органа ГЭЭ, в котором устанавливается срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией и подписанное руководителем, ответственным секретарем и всеми членами экспертной комиссии, не может быть изменено без их согласия.

Законом и нормативными актами предусмотрены случаи несогласия экспертов или заказчика и других заинтересованных лиц с заключением экспертной комиссии ГЭЭ:

1. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, принятым большинством состава экспертной комиссии, они подписывают заключение с пометкой «Особое мнение». Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и факты несоответствия экспертных материалов экологическим требованиям и нормам, и составляющего неотъемлемую часть заключения экспертной комиссии.

2. При несогласии более одной трети списочного состава экспертной комиссии с выводами проекта сводного заключения, подготовленного руководителем и секретарем экспертной комиссии на основании предложений членов экспертной комиссии, которые отражаются в протоколе заседания экспертной комиссии, готовится приказ о продлении срока проведения экспертизы, представлении заказчиком необходимых дополнительных документов по объекту экспертизы и о включении в состав экспертной комиссии дополнительных экспертов.

3. В случае, если заключение экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после продления срока проведения государственной экологической экспертизы, данная экологическая экспертиза считается завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.

Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным и должно содержать констатирующую и аналитическую часть по объекту экспертизы, замечания или предложения и рекомендации (в силу необходимости) и обоснованные выводы.

Констатирующая часть заключения должна содержать общие сведения об объекте экспертизы и основные планируемые решения и возможные влияния на окружающую природную среду, которые рекомендуется излагать в следующем порядке:

– вид намечаемой хозяйственной деятельности, история вопроса, описание объекта, документация на строительство (реконструкцию, модернизацию и т.д.) которого представлена на экологическую экспертизу;

– информация о современном состоянии природной среды, социальной инфраструктуре, традиционном природопользовании в районе размещения объекта;

– обоснование выбора места размещения объекта;

– основные проектные решения, варианты технических и технологических решений; источники загрязнения; возможное влияние намечаемой хозяйственной деятельности на компоненты окружающей природной среды с указанием объектов и объемов природопользования;

– ожидаемые результаты последствий в случае реализации объекта экспертизы (возможный ущерб окружающей среде и природным ресурсам, меры по компенсации);

– меры по обеспечению экологической безопасности населения и сохранению природного потенциала (планируемые природоохранные и социально-экономические мероприятия, технические и организационные решения по минимизации, предупреждению и ликвидации последствий негативных воздействий, данные по экологическому страхованию);

– экологический мониторинг;

– сведения об отходах производства и их утилизации (складирование, уничтожение, переработка, возможность использования в качестве вторичного сырья);

– данные об информировании населения о намечаемой хозяйственной деятельности в регионе;

– результаты обсуждения с общественностью намечаемой хозяйственной деятельности, основные выводы заключения общественной экспертизы по представленной документации (если она проводилась).

Аналитическая часть заключения должна представлять результаты анализа экспертируемой документации и оценку допустимости воздействия принятых решений по всем запланированным вариантам и возможности реализации рассматриваемой документации с учетом требований в области охраны окружающей среды.

Её рекомендуется формировать укрупненно по следующим компонентам (характеристикам) окружающей среды:

а) физическая среда: геология, топография, почвы, климат и метеорология, воздух, воды (подземные и поверхностные);

б) биологическая среда: флора, фауна, редкие и исчезающие виды, уязвимые естественные среды обитания, ООПТ;

в) социально-культурная среда: население, коренное население и его обычаи, здравоохранение, наличие археологических и культурных памятников.

Каждая составляющая должна включать оценку:

– достоверности и полноты информации о состоянии природной среды и хозяйственной деятельности в регионе размещения объекта;

– учета природной специфики территории;

– выполнения условий природопользования и требований, выдвинутых органами государственного надзора и контроля;

– полноты информации об источниках и объектах воздействия на окружающую среду;

– правильности определения величин экологического ущерба от намечаемой деятельности (в процессе строительства и эксплуатации);

– правильности оценки риска возникновения аварий, а также достаточности предусмотренных ресурсов и резервов финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий;

– обоснованности эффективности предусмотренных мер по охране здоровья населения и окружающей природной среды;

– соответствия принятых решений требованиям законодательных актов и нормативных документов;

– качества представленной документации.

После каждой рассматриваемой компоненты ОС рекомендуется выделять «Замечания» или «Предложения и рекомендации».

Текст «Замечания» должен включать в себя вопросы обеспечения экологической безопасности, которые подлежат обязательному решению на данной стадии проектирования. Значимость и количество изложенных замечаний предопределяют окончательный вывод заключения экспертной комиссии о возможности (невозможности) реализации объекта экспертизы.

Текст «Предложения и рекомендации» носит рекомендательный характер и включает предложения, направленные на дальнейшее совершенствование принятых технических, технологических и организационных решений. Учет этих предложений на последующих стадиях проектирования (или при строительстве) должен способствовать повышению экологической безопасности сооружаемого объекта и снижению негативного воздействия на ОС в регионе его размещения.

Целесообразно, как итог анализа экспертируемых материалов и замечаний, рекомендаций и предложений, в заключении формулировать общую оценку по документации, в которой:

– дается оценка принятым решениям, в том числе по выбранному варианту размещения, планируемым природоохранным мероприятиям, экологическому мониторингу, достаточности запланированных организационных мероприятий, финансовых и технических средств для ликвидации последствий возможных аварий и т.п.;

– указывается допустимость (или недопустимость) воздействий на окружающую среду;

– делаются замечания по документации, по принятым решениям, по соблюдению законов и нормативов и т.п., даются предложения и рекомендации, направленные на улучшение принятых решений с целью дальнейшего повышения степени экологической безопасности в случае реализации намечаемой деятельности;

– указывается, с учетом стадийности проектирования, вид документации, в которой, по мнению экспертной комиссии, должны быть учтены при дальнейшем проектировании изложенные в заключении замечания, предложения и рекомендации.

Выводы заключения ГЭЭ могут быть положительными или отрицательными, в зависимости от которых заключение считается положительным или отрицательным.

Положительное заключение ГЭЭ должно содержать выводы о соответствии намечаемой деятельности требованиям в области охраны окружающей среды; о допустимости намечаемого воздействия на окружающую среду; о возможности реализации объекта экспертизы.

Отрицательное заключение ГЭЭ может содержать выводы одного из двух вариантов:

1) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении экспертной комиссии;

2) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необходимости соблюдения требований экологической безопасности.

По первому варианту отрицательного заключения документация по объекту экспертизы может быть доработана и представлена на повторное проведение ГЭЭ. По второму варианту – документация не подлежит доработке и не допускается реализация объекта экспертизы по данному проекту.

Положительное заключение ГЭЭ является основанием для:

а) реализации объекта экспертизы;

б) получения лицензии на хозяйственную и иную деятельность, указанную в заключении;

в) получения разрешения на сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, в объемах, указанных в заключении;

г) получения разрешения (лицензии) на использование природных ресурсов по видам и в объемах, указанных в заключении;

д) получения инвестиций по реализации объекта экспертизы;

е) финансирования и кредитования объекта экспертизы.

Срок действия положительного заключения ГЭЭ устанавливается в приказе одновременно с его утверждением и указывается на титульном листе заключения. По заявлению заказчика объекта экспертизы срок действия положительного заключения может продлеваться, если оно не потеряло юридическую силу. Продление действия заключения экспертизы производится приказом соответствующего органа ГЭЭ.

Положительное заключение теряет юридическую силу в следующих случаях:

– доработки объекта ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;

– изменения условий природопользования органом власти;

– реализации объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

– истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ;

– внесения изменений в проектную и иную документацию после попучения положительного заключения ГЭЭ.

Правовым последствием отрицательного заключения ГЭЭ является запрет на реализацию объекта экспертизы, на получение лицензий (разрешений) на виды деятельности, связанные с объектом экспертизы и на финансирование объекта экспертизы. В случае отрицательного заключения ГЭЭ заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в данном отрицательном заключении.

Несоблюдение требования обязательного проведения ГЭЭ проекта международного договора является основанием для признания его недействительным. Заключения ГЭЭ по проектам нормативных правовых актов РФ рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.

Требования, содержащиеся в заключениях ГЭЭ, обязательны для выполнения заказчиком объекта экспертизы и всеми заинтересованными лицами. Контроль за выполнением заключения ГЭЭ осуществляется службой территориальных органов Минприроды России, Федерального агентства по технологическому, экологическому и атомному надзору и службами по охране ОС органов местного самоуправления, наделенных данными полномочиями.

Заключения ГЭЭ могут быть оспорены в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ заказчиком объекта экспертизы, общественными организациями и другими заинтересованными лицами, не согласными с заключением ГЭЭ.

6.2. Общественная экологическая экспертиза

Понятие общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) возникло в конце 80-х годов ХХ-го века и быстро получило широкое распространение. Первоначальная трактовка этого термина была весьма широкой. Под независимой экологической экспертизой подразумевали разнообразные способы получения и анализа информации (экологический мониторинг, ОВОС, независимые исследования и т.д.). Очень часто говорилось об экологической экспертизе природного комплекса или действующего предприятия.

В настоящее время ОЭЭ имеет законодательную основу. Федеральным законом «Об экологической экспертизе» установлено, что в РФ осуществляется два вида экологической экспертизы: государственная и общественная. Этим же законом конкретизированы права граждан и общественных организаций (объединений) в области ЭЭ и требования по организации и проведению ОЭЭ:

1. Граждане и общественные организации (объединения) в области ЭЭ имеют право:

– выдвигать предложения о проведении в соответствие с законом деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

– направлять в письменной форме органам власти в области ЭЭ аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой деятельности;

– получать от органов власти в области ЭЭ, организующих проведение ГЭЭ конкретных объектов, информацию о результатах ее проведения;

– осуществлять иные действия в области ЭЭ, не противоречащие законодательству РФ.

2. При подготовке заключения ГЭЭ и принятии решения о реализации объекта ГЭЭ должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию ГЭЭ и отражающие общественное мнение.

В отношении ОЭЭ Законом определено, что она организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых, в соответствии с их уставами, является охрана ОС, в том числе организация и проведение ЭЭ, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством.

Проведение ОЭЭ предоставляет общественности дополнительные возможности доступа к проектной документации и процессу ГЭЭ, так как согласно Закону, организации, осуществляющие ОЭЭ, имеют право:

– получать от заказчика документацию, подлежащую ЭЭ, в том же объеме, что и органы, осуществляющие ГЭЭ;

– знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению ГЭЭ;

– участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений ОЭЭ.

Фактически посредством общественной экологической экспертизы может осуществляться общественный контроль за ходом ГЭЭ и участие в ней общественности.

Экология СПРАВОЧНИК

Государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной деятельности в исключительной экономической зоне независимо от их сметной стоимости. Все виды хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза, как правило, предшествует принятию хозяйственного решения. Это позволяет еще на стадии планирования и проектирования выявить допущенные ошибки, оценить их последствия и дать рекомендации по их устранению. Финансирование работ по всем проектам и программам открывается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Государственный экологический контроль за выполнением заключений ГЭЭ проводится как контроль за осуществлением хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, после подтверждения его специально уполномоченным органом приобретает статус заключения Государственной экологической экспертизы. Статьей 13 закона “Об экологической экспертизе” и постановлением Правительства РФ от 25 октября 1996 г. N 1261 установлено, что специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы являются Госкомэкология России и ее территориальные органы, наделенные исключительным правом на проведение государственной экологической экспертизы .

Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику, в территориальные органы (федерального подчинения, либо исполнительной власти субъектов РФ) в области охраны окружающей природной среды. В отдельных случаях заключение экологической экспертизы может быть направлено в банки и другие организации, осуществляющие финансирование объекта экологической экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, которым оно адресовано. Данные заключения может быть обжаловано только в судебном порядке, а также в арбитражном суде.

К заключению государственной экологической экспертизы могут прилагаться особые мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой комиссией заключением. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем, всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.

Форма заключения государственной экологической экспертизы. Утверждена приказом Минприроды РФ от 28 сентября 1995 г. //Экологическое право России. Сборник нормативных документов / Под ред. А.К. Голиченкова.

Заключение государственной экологической экспертизы.

Оформление заключения государственной экологической экспертизы. Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, обретает статус заключения ГЭЭ после его утверждения руководством Минприроды России (территориального органа).

Оплата этой экспертизы производится за счет средств специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы. Оплата труда внештатных экспертов не производится при невыполнении ими обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «Об экологической экспертизе», и, в частности, при неподписании (отказе от подписания) заключения государственной экологической экспертизы, в том числе и в случае представления экспертом особого мнения; непредставления особого мнения в случае подписания заключения со ссылкой о его наличии.

Утверждение заключения производится приказом Минприроды России (его территориального органа), в котором устанавливается срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы. Заключение ГЭЭ подписывается в количестве двух экземпляров.

Единая форма заключения государственной экологической экспертизы. Приказ Минприроды РФ № 392 от 28.09.95.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное в установленном порядке, теряет юридическую силу в случае признания его недействительным решением Суда или арбитражного суда.

Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов: либо о необходимости доработки представленных материалов по изложенным в заключении замечаниям и предложениям, либо о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении. Заказчик документации, общественные организации, а также другие заинтересованные лица, не согласные с заключением государственной экологической экспертизы, имеют право обжаловать его в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы не должно содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа предложенных заказчиком (разработчиком) документации проектных решении. При наличии замечании экспертов по проекту сводного заключения экспертной комиссии, документ (или сводное заключение) дорабатывается и подписывается руководителем, ответственным секретарем экспертной комиссии и всеми ее членами.

При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы. Заключение государственной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза.

Э. г. э. э. при проведении экспертизы имеет право: заявлять специально уполномоченному гос. органу в области экологической экспертизы о необходимости представления заказчиком дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов экологической экспертизы; формулировать особое мнение, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

Результатом проведения экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы — документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выданному специально уполномоченным государственным органом.

С учетом роли экспертного заключения в процедуре принятия решения чрезвычайно важна возможность обоснования в судебном порядке заключения государственной экологической экспертизы. При этом суд или арбитражный суд вправе принять решение о проведении по данному объекту дополнительной или повторной экспертизы.

После завершения повторной государственной экологической экспертизы заключение государственной экологической экспертизы направляется судебному-органу, по решению которого она проводилась.

На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы природоохранный орган в двухнедельный срок со дня получения заявки выдает лицензию на комплексное природопользование.

Юридическая сила экспертного заключения выражена в Законе словами: «Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы» (п. 5 ст. 18).

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы. В случае отрицательного заключения заказчику предоставляется право представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу. При этом обязательным условием является устранение замечаний, изложенных в отрицательном заключении. Кроме того, заказчик имеет право оспорить заключение в судебном порядке.

Наличие в составе материалов по объекту экспертизы документов согласований (разрешений) Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа не может считаться заключением государственной экологической экспертизы по данному объекту.

В этом случае юридическим подтверждением экологической безопасности промышленно-производственного объекта, его продукции, выполняемых работ и услуг является наличие своего рода «сертификатов экологической безопасности»: положительного заключения государственной экологической экспертизы о соответствии намечаемой хозяйственной и иных видов деятельности экологическим требованиям. Выдача экологических сертификатов и декларации безопасности промышленного объекта предусмотрена в системе экологической сертификации.

В соответствии со ст. 18 п. 4 Федерального закона «Об экологической экспертизе заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы после его утверждения руководством МПР России (его территориального органа) приказом, в котором устанавливается срок действия заключения. Руководство МПР России (его территориального органа) имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии в тех случаях, когда нарушена процедура проведения экологической экспертизы или выявлены несоответствия выводов заключения замечаниям экспертов.

В графе 17 указывается дата получения положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и наименование органа, выдавшего положительное заключение, или ставится «нет» в случае отсутствия проекта.

Приказ Минприроды России «Об утверждении единой формы Заключения государственной экологической экспертизы» от 28.09.95 № 392.

Так как решение вопроса о выборе места размещения предприятий является экологически весьма значимым, в экологическом законодательстве установлены некоторые дополнительные требования. Статья 41 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусматривает, что определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов производится в соответствии со ст. 28 ЗК РСФСР и ст. 11 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и решения местных органов самоуправления. В необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решение принимается по результатам обсуждения или референдума. Решение о размещении крупных народнохозяйственных объектов принимается представительными органами РФ или субъектов Федерации на основе заключения государственной экологической экспертизы. Выбор места размещения предприятия и иного объекта, который является объектом государственной экологической экспертизы на стадии технико-экономического обоснования или проектирования, проходит, таким образом, обязательную экологическую экспертизу, проводимую в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе».

До проведения заключительного заседания экспертной комиссии ответственный секретарь информирует заказчика о проекте заключения государственной экологической экспертизы и приглашает на это заседание представителя заказчика документации.

Для реализации закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды” принципиальное значение имеет механизм выделения экологически бедственных территорий. Административная процедура выявления зоны экологического бедствия предусматривает определение состава исполнителей: лица, формулирующего или принимающего решение, экспертов и рецензентов оценки экологической обстановки, представителей органов власти и общественности, узких специалистов, юристов. При этом важно в самом начале работы по подготовке необходимой конкретной основы для заключения государственной экологической экспертизы об отнесении той или иной территории Российской Федерации к зоне экологического бедствия установить возможности и степень детальности проведения исследований по оценке экологического состояния территории, исходя из наличных ресурсов (денежных средств, специалистов, времени, базы данных, базы знаний и т.п.).

Наконец, особенностью лицензирования комплексного природопользования является то, что лицензия не устанавливает непосредственного права на такое природопользование. Она служит лишь основанием для заключения договора на комплексное природопользование. Договор заключается между предприятием и органом исполнительной власти РФ или субъекта Федерации. Для заключения такого договора помимо лицензии необходимо заключение государственной экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность. Договором предусматриваются условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров (ст. 18 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Обязательным условием при согласовании ПНООЛР и утверждении разрешений на размещение отходов (лимит) является согласованная в установленном порядке исходно-разрешительная документация — положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту строительства объекта размещения отходов, проекту производства, являющегося источником образования отходов (в случае необходимости), или копии ранее действовавшей разрешительной документации на природопользование.

Кроме того, строительство и эксплуатация объектов нефтяной и газовой отрасли допускаются только при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительных заключений государственной экологической экспертизы и финансовых гарантий реализации таких проектов.

В настоящее время в переходный период вошел ряд городов и промышленных центров Российской Федерации: г. Братск (апрель 1994 г.), г. Каменск-Уральский (апрель 1996 г.), г. Магнитогорск (июнь 1996 г.), г. Нижний Тагил (май 1995 г.), г. Чапаевск (июнь 1996 г.). Признаками этого являются заключение Государственной экологической экспертизы о чрезвычайной экологической ситуации и наличие программы неотложных мер. Программы неотложных мер городов Братск, Нижний Тагил и Чапаевск имеют статус ФЦП. Для других территорий Правительством Российской Федерации утверждены Перечни первоочередных мероприятий. В ряде территорий на разных стадиях идет подготовка материалов для государственной экспертизы и разработка целевых программ переходного периода.

Поисковые работы на нефть и гач ОАО «ЛУКОЙЛ» на Северном Каспии были начаты в 1999 году и к настоящему времени уже пробурено пять скважин по рабочим проектам, разработанным ОАО «Волгоград-НИПИморнефть» — головным научно-исследовательским и проектным институтом нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» по организации и координации комплексного проектирования освоения морских нефтегазовых месторождений. Все проекты имеют положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня.

При расчете потерь сельскохозяйственного производства используются нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий, а также в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий иные установленные Правительством Российской Федерации методики. Средства, поступающие в порядке возмещения потерь, зачисляются в соответствующий местный бюджет и могут направляться на финансирование мероприятий по охране земель, а при положительном заключении государственной экологической экспертизы проекта освоения новых земель — на их освоение в соответствии с бюджетным законодательством.

Советское природоохранное законодательство продолжало действовать в России, за исключением тех случаев, когда принимались новые российские законодательные акты, заменяющие или отменяющие его. В Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» ГЭЭ был придан обязательный характер. Ей должна была подвергаться плановая и проектная документация, включая технико-экономические обоснования всех проектов вне зависимости от их масштаба и предметной области. Была предусмотрена также возможность проведения ОЭЭ. Реализация проектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещалась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *