Ответственный за строительный контроль

Содержание

Формирование предписания об устранении нарушений происходит в результате прохождения предприятием или организацией какой-либо проверки. При этом контролю могут быть подвергнуты как государственные учреждения, так и частные компании.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк предписания об устранении нарушений .docСкачать образец предписания об устранении нарушений .doc

Какие предприятия чаще всего проверяются

По закону, различного рода проверки могут производиться в отношении практически любых предприятий, зарегистрированных в РФ. Но чаще всего они бывают:

  • в компаниях, занимающихся торговлей продуктами питания, фармацевтическими препаратами;
  • на различного рода производствах;
  • в образовательных и медицинских учреждениях.

Проверки бывают:

  • выездные (т.е. проводятся непосредственно по адресу, по которому зарегистрирована компания);
  • удаленные (производятся работниками надзорных органов на своих рабочих местах).

Периодичность проверок

Периодичность тех или иных мероприятий по контролю за деятельностью организаций регулируется законодательством и в разных случаях может быть различна (от ежемесячных, ежеквартальных проверок до проверок с трехлетним перерывом).

Кроме того, проверки делятся на:

  • плановые – это те, о которых сотрудники организации уведомляются заранее;
  • внеочередные.

Вторые, как правило, проводятся либо вследствие полученных жалоб, либо для того, чтобы проверяющие сотрудники могли удостовериться в том, что ранее выявленные нарушения были устранены.

Особенность внеплановых проверок в том, что они могут осуществляться один раз, и только по истечении срока, данного на исправление недочетов или тогда, когда вынесенное ранее предписание не было обжаловано в установленном порядке.

Какие бывают проверки и для чего они нужны

Проверки могут касаться чего угодно:

  • соблюдения норм безопасности (пожарной, экологической и т.д.);
  • организации работы производственных линий (в т.ч. правил эксплуатации оборудования);
  • оценки качества продукции, условий ее изготовления и хранения;
  • ведения документации;
  • соответствия деятельности предприятия требованиям, установленным в законодательстве РФ и т.п.

Для того, чтобы удостовериться в том, что проверяемые объекты отвечают нормам закона, представители контролирующих структур могут:

  • проводить визуальный осмотр;
  • проводить практические испытания;
  • брать пробы образцов продукции;
  • делать различные экспертизы, исследования и пр.;
  • затребовать письменные объяснения по поводу погрешностей и изъянов.

Все проверки нацелены на то, чтобы обезопасить деятельность предприятий и организаций, снизить их негативное воздействие на окружающую среду, сократить всевозможные риски для работников компаний и потребителей продукции.

Что такое «Предписание»

Под термином «Предписание» скрывается документ, имеющий распорядительный характер. Предписание не является самостоятельным документом, а служит приложением к акту проверки. В нем указывается требование проверяющего должностного лица, адресованное руководству организации и ответственным работникам, об устранении выявленных в ходе проверочных мероприятий нарушений.

Роль документа

Задача предписания вполне очевидна: в малейших деталях фиксируя все нарушения, этот документ становится основанием для их устранения.

Кроме того, имея на руках ранее выставленное предписание, работники надзорных служб в дальнейшем имеют возможность проверить, устранены ли найденные недостатки и если да, то в какой степени.

Сроки устранения нарушений

В законе РФ не прописано то, в течение какого именно периода должны устраняться те или иные промахи.

Каждая контролирующая инстанция определяет эти сроки в индивидуальном порядке, исходя из серьезности нарушения.

Конечные даты обычно указываются в предписании.

Можно ли обжаловать документ

Любое предписание можно обжаловать. Как правило, для этого дается десять рабочих дней (но точные временные рамки в каждом случае лучше узнавать отдельно).

Обжалование должно подаваться только в ту инстанцию, которая проводила проверку, и только в письменном виде.

При этом следует помнить о том, что подача возражения на предписание не останавливает его действия, поэтому писать и отправлять его лучше сразу же после получения замечаний.

Если дело в оспаривании предписания дойдет до суда, необходимо не только иметь на руках оригинал документа, но и полное представление о законодательной базе, на основе которой будут отстаиваться интересы организации.

Что будет, если не исполнить предписание

За неисполнение письменного предписания со стороны контролирующих структур могут последовать различные административные санкции, в том числе наложение штрафа на предприятие и его руководство (от нескольких сотен рублей до десятков тысяч) и даже приостановка деятельности компании.

Администрация организации может наказать виновников нарушений, вынеся им дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора и даже увольнения.

Содержание предписания

Предписание, как тип документа, не имеет единой формы. Различные ведомства и учреждения разрабатывают собственные, индивидуальные его бланки. Однако при этом есть сведения, которые содержатся в любом таком документе:

  • информация о контролирующем органе и лице, непосредственно осуществившем контрольные мероприятия;
  • дате, месте проведения проверки и компании, которая ей подверглась;
  • указываются вид и форма проверки, а также даются ссылки на законы и подзаконные акты, на основании которых действуют проверяющие.

Основная часть предписания может быть оформлена как списком, так и в виде таблицы. Здесь подробно указываются:

  • все недочеты, ошибки и нарушения, обнаруженные контролирующими лицами;
  • сроки по их устранению;
  • даются рекомендации (в некоторых случаях).

Предписание всегда подписывается представителем надзорного органа, осуществившим проверку, а также сотрудником организации, который при этом присутствовал.

Пишется документ в двух экземплярах, один из которых передается сотруднику предприятия, а второй отправляется в контролирующую структуру.

Зачастую организация терпит убытки и неприятности из-за ошибок или невнимательности работников. Если работники не несут материальную ответственность, за совершенный проступок к ним обычно применяют только дисциплинарное взыскание, которое, как правило, не имеет должного воздействия.

Как максимально дисциплинировать провинившихся работников? Можно наказать их руководителя! Руководитель отдела воспринимает выговор несколько иначе, чем рядовой работник-исполнитель. Повторное получение выговора на ответственной должности может стоить работы. Во избежание наказания за чужие ошибки руководитель подразделения будет намного жестче и точнее контролировать деятельность своих подчиненных и строже с них спрашивать — что, в сущности, является его прямыми обязанностями.

ЗА ЧТО НАКАЗЫВАТЬ МОЖНО, А ЗА ЧТО НЕЛЬЗЯ?

Безусловно, наказывать руководителя подразделения можно только за неисполнение или ненадлежащее исполнение им как работником возложенных на него трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 192 ТК РФ), то есть за:

недолжный (ненадлежащий) контроль за подчиненными;

неправильную организацию работы отдела (формирует как отдельный состав правонарушения только руководителя, так и применяется к ситуациям выявленных нарушений со стороны его подчиненных);

неправильное распределение обязанностей, планов и задач между работниками отдела, приведшее к нарушениям и ошибкам отдела;

непроведение инструктажа подчиненных, ознакомления с локальными актами, инструкциями, касающимися деятельности отдела;

совершенное совместно с подчиненными работниками нарушение дисциплины (например, всем отделом «отметили» со спиртными напитками предпраздничный день);

другие действия, взаимосвязанные с выявленным нарушением дисциплины работников вверенного отдела.

Порой довольно сложно уловить грань между правомерным и неправомерным наказанием руководителя подразделения. В некоторых случаях кажется, что руководитель ни в чем не виноват и при всей аккуратности и осмотрительности он никак не мог предотвратить проступок своих подчиненных. На деле оказывается, что руководитель за ненадлежащий контроль за подчиненными наказан правомерно (пример 1).

Исходя из приведенного выше перечня ситуаций, неправильным будет наказание руководителя отдела, например, за:

разовое опоздание, допущенное работником его отдела, ознакомленного при приеме на работу с Правилами внутреннего трудового распорядка (далее — ПВТР), графиком работы и условиями его трудового договора;

невыполнение конкретным работником служебного задания в установленный срок при надлежащем контроле со стороны руководителя;

неосуществление контроля в тот временной период, когда на него как на руководителя еще не была возложена обязанность по контролю за работой подчиненных работников (пример 2).

Наказание руководителя отдела может быть спорным в тех случаях, когда он письменно информировал руководство организации о нарушениях в своем отделе, но высшее руководство (директор предприятия) не отреагировало на эту информацию. В таком случае вызывает споры то, что руководитель отдела обладает ограниченными полномочиями: контролировать, давать указания подчиненным, однако применять наказание он к ним не может. Поэтому при выявлении нарушений он имеет право только проинформировать о них высшее руководство.

Административный контроль за строительством ведется органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями (административными инспекциями и т.п.) с целью ограничения неблагоприятного воздействия строительно-монтажных работ на население и территорию в зоне ведущегося строительства. Контроль заключается в предварительном установлении условий ведения строительства (размеры ограждения стройплощадки, временной режим работ, удаление мусора, поддержание порядка на прилегающей территории и т.п.) и соблюдении этих условий в ходе строительства.

Ответственным перед органом местного самоуправления является, как правило, застройщик. Условия ведения строительства устанавливаются в форме ордера или иного документа, выдаваемого местной администрацией или уполномоченными ею организациями в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Государственный строительный надзор

Государственный архитектурно — строительный надзор — это деятельность специально уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением участниками строительства обязательных требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных документов в вопросах качества и организационно — правового порядка строительства объектов.

Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком (заказчиком), а также подрядчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации.

Согласно Градостроительному Кодексу государственный строительный надзор осуществляется в случаях:

  • • строительства объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса РФ, либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
  • • реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса.

При этом проверяется:

  • • соответствие выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  • • наличие разрешения на строительство (прил.14);
  • • наличие у лица, осуществляющего строительство, свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора. Если при строительстве объекта предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации) государственный экологический надзор.

Государственный строительный надзор осуществляется с даты получения соответствующим органом извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного или реконструированного объекта требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов и проектной документации.

В соответствии с Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. Проверке подлежит соблюдение:

  • • при строительстве — требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (внутренних и наружных), инженерных систем и оборудования;
  • • при реконструкции — требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции при изменении параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:

  • а) соблюдение требований к выполнению работ;
  • б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего (прил.14) и (или) специальных журналов, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ (прил.15), конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
  • в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и государственного строительного надзора нарушений, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
  • г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами, другими нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок имеют право:

  • • беспрепятственно посещать объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;
  • • требовать от застройщика (заказчика) или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно- технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
  • • требовать от застройщика (заказчика) или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если это требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
  • • составлять по результатам проведенных проверок акты, на основании которых давать предписания об устранении выявленных нарушений;
  • • вносить записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
  • • составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

Заключение (отказ в выдаче заключения) составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим проверку (итоговую), и утверждается распоряжением (приказом) органа государственного строительного надзора. Первый экземпляр заключения о соответствии передается застройщику (заказчику), второй — остается в деле органа государственного строительного надзора.

Что такое строительный контроль

Понятие, цели строительного контроля и осуществляющих его лиц устанавливает ст.53 ГрК РФ. Согласно ей стройконтроль — комплекс контрольных мероприятий, который проводится при возведении новых, реконструкции, капремонте существующих зданий и сооружений любого назначения.

Строительный контроль нужен для проверки соответствия технологии выполнения и качества работ требованиям проектной и рабочей документации, энергоэффективности, техрегламентов, результатам изысканий, градостроительного плана и правилам землепользования. Он позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию объекта.

Регламент проведения строительного контроля

В соответствии с п.8 ст. 53 ГрК правила проведения строительного контроля устанавливает орган исполнительной власти. Порядок организации и осуществления вне зависимости от источника финансирования проекта определен постановлением Правительства РФ №468.

На кого возлагается проведение строительного контроля

Лица, имеющие право осуществлять строительный контроль при строительстве, реконструкции и капремонте, перечислены в п.2 ст.53 ГрК РФ.

К ним относятся:

  • подрядчик (лицо, осуществляющее строительство);
  • застройщик, технический заказчик, ответственный эксплуатант, региональный оператор, а также привлеченные по договору юридические лица и ИП;
  • разработчик проектной документации, привлеченный по инициативе застройщика или техзаказчика.

У кого есть разрешение на подписание документов строительного контроля

В соответствии с ч.4 ст.53 ГрК РФ, а также п.п. 5 и 6 постановления Правительства №468 стройконтроль включает в себя освидетельствование скрытых работ, промежуточную приемку готовых ответственных конструкций и участков инженерных сетей. Проведение и результаты контрольных мероприятий фиксируются в журнале работ и соответствующих актах, которые подписываются представителями заказчика или подрядчика.

Согласно ч.ч.1,5 ст.55.5-1 ГрК РФ организация и проведение строительного контроля относятся к должностным обязанностям специалиста по организации строительства — главного инженера проекта, сведения о котором включены в национальный реестр.

Таким образом, исполнительную документацию имеет право подписывать специалисты по организации строительства, выполняющие функции стройконтроля по договору с техническим заказчиком, подрядчиком или подрядчиком (если он самостоятельно выполняет работы по возведению, реконструкции или капремонту). В соответствии с письмом Ростехнадзора № 09-02-05/15110 к исполнительной документации относятся и акты приемки ГРО и разбивки осей.

Должна ли организация быть членом СРО для осуществления только стройконтроля

Строительный контроль относится к функциям технического заказчика, которые может выполнять только организация-член СРО в области строительства. Это требование установлено в п.22 ст.1 ГрК РФ. Поэтому для и осуществления только стройконтроля юридическое лицо или ИП должно состоять в саморегулируемой организации.

Уровень ответственности организации при проведении только строительного контроля

По мнению Минстроя РФ уровень ответственности техзаказчика должен зависеть от суммы обязательств по договорам на выполнение изысканий, разработку проектной документации и строительства, которые он заключает от имени застройщика.

Исходя из этого, уровень ответственности организации, осуществляющей только строительный контроль, зависит от размера обязательств по договору на выполнение этой функции.

Требования к лицу, проводящему стройконтроль

Обеспечение строительного контроля – обязательная функция застройщика, для выполнения которой он может привлекать специализированную организацию – технического заказчика. В соответствии со ст.1 п. 22 ГрК РФ технический заказчик должен быть членом СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.

Исходя из этого, стройконтроль может выполняться уполномоченной профессиональной организацией, которая состоит в СРО в области строительства, и за счет застройщика.

Исключение из правил предусмотрено в ч.2.1 ст.52 ГрК РФ. Оно распространяется на юридических лиц и ИП, осуществляющим стройконтроль по договору подряда с размером обязательств менее 3 млн рублей.

Строительный контроль генподрядчика

Генподрядчик организует процессы возведения объекта и отвечает за выполнение полного комплекса работ. К его функциям относится стройконтроль лица, осуществляющего строительство – последовательности и состава технологических операций, качества законченных строительных работ, материалов и изделий.

Может ли генподрядчик осуществлять строительный контроль заказчика

В соответствии с п. 5.2 СП 47.13300.2011 застройщик (технический заказчик) назначает ответственного представителя стройконтроля застройщика (заказчика), а генподрядчик – ответственного производителя работ.

Стройконтроль застройщика (заказчика) проводится в виде контроля и надзора за выполнением работ по договору строительного подряда. Генподрядчик осуществляет контроль качества работ непосредственных исполнителей, соответствия строительных материалов и изделий требованиям документации и техрегламентов.

Контрольные проверки, которые проводит в рамках стройконтроля застройщик (заказчик) в отношении генподрядчика, не могут осуществляться непосредственно генподрядчиком.

Одна специализированная организация может совмещать функции технического заказчика и генерального подрядчика. Однако совмещение функций ответственного представителя стройконтроля и ответственного производителя работ одним должностным лицом или подразделением этой организации невозможно.

Может ли проектная организация осуществлять строительный контроль

В соответствии с ч.2 ст.53 ГрК РФ застройщик или технический заказчик может привлекать к строительному контролю проектную организацию. Ее специалисты проверяют строительно-монтажные работы на соответствие проектной документации.

Обязательный авторский надзор проектировщика входит в состав стройконтроля при строительстве опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных зданий и сооружений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *