Первое высшее образование

Как получить образование бесплатно?

Получить образование бесплатно можно в бюджетных государственных учебных заведениях. Это колледжи, техникумы, училища и вузы. Найти такой вариант можно в каждом областном центре. Перед поступлением важно уточнить, сколько бюджетных мест имеется, какой конкурс на бесплатное образование, какие требования для абитуриентов.

Чаще всего, конкурс на бесплатное место выше, чем на платное, поэтому результаты ЕГЭ должны быть лучше.

Можно получать бесплатное образование в России, за рубежом, второе высшее при определенных условиях.

Есть некоторые специальности – они особенно популярны среди молодежи – где количество бюджетных мест ограничено из соображений бизнеса на образовании. Это профессии, связанные с экономикой, юриспруденцией, бизнесом. Также можно найти платные частные вузы, которые выделяют некоторое количество бюджетных мест талантливым абитуриентам – так колледжи и университеты поддерживают свой рейтинг.

Следует понимать, что в этом случае оплата отсутствует именно за программы, но проживание и мелкие расходы придется оплачивать самостоятельно.

Бесплатное среднее специальное образование

Среднее образование можно получить бесплатно в большинстве техникумов – педагогических, медицинских, юридических, технических, аграрных, кулинарных и других. Это хорошая возможность для тех, кто хочет иметь специальность и стабильный доход.

В высшее учебное заведение поступить сложнее, так как большинство абитуриентов нацелены на университеты после школы.

Что нужно для бесплатного среднего образования:

  • успешная сдача ОГЭ;
  • высокий бал по профильным предметам;
  • соответствующие документы – об образовании, медицинская справка.

Большинство техникумов предлагают очную или заочную форму учебы, поэтому нужно подумать о том, как и где придется жить – квартира, общежитие. Считается, что техникум лучше заканчивать очно – это хорошая базовая подготовка, которая дает возможность в дальнейшем поступить в вуз без экзаменов и по сокращенной программе.

Если количество баллов не позволяет претендовать на бесплатное обучение, возможно, помогут справки о составе семьи или тяжелом материальном положении. Такие абитуриенты зачисляются в государственные учебные заведения вне конкурса.

Бесплатное высшее образование

Получить образование бесплатно в вузе также возможно, но для этого нужно хорошо учиться в школе, особенно по профильным предметам. Желательно, чтобы абитуриент участвовал в олимпиадах и занимал призовые места – это будет дополнительным бонусом при учете общего количества баллов.

Частные учебные заведения практикуют контрактную форму, то есть помимо общих расходов придется учитывать проживание, питание, возможную покупку учебных материалов, одежду, проезд. Учиться на контракте лучше в городе проживания, чтобы сэкономить на бытовых расходах.

Самые доступные университетские специальности:

  • педагогические;
  • социальные;
  • лингвистические.

Постепенно снижается популярность факультетов журналистики и права из-за насыщенности рынка труда данными специалистами.

Технические вузы, наоборот, увеличивают количество бюджетных мест, так как отрасль находится в запущенном состоянии. Особенно разрастаются факультеты информатики и компьютерных специальностей – в стране данные профессии очень востребованы.

Чтобы поступить бесплатно на популярное направление или в рейтинговый вуз нужно постараться набрать наибольшее количество баллов, куда входит средний балл аттестата, оценки по ЕГЭ, наличие дипломов с олимпиад по отдельным предметам.

Учеба за рубежом бесплатно

По статистике, всего 1,5% российских студентов учатся в зарубежных вузах, хотя учеба там доступна на бюджетной основе. Такие страны как Германия, Чехия, Польша, Словакия, Венгрия предлагают бесплатное обучение при условии знания иностранного языка – государственного той страны, где планируется учеба. Есть и английские программы, но они платные и дорогие.

Бесплатно учиться за рубежом можно при наличии стипендии какого-либо образовательного фонда. Есть примеры, когда абитуриенты находили возможность попасть в самые известные вузы мира – Оксфорд, Гарвард, Массачусетский технологический университет, Калифорнийский технологический. Это потребовало огромного напряжения сил, к тому же приходилось писать о своих школьных достижениях в стипендиальные фонды. В результате у некоторых получилось добиться полной оплаты себе учебы и проживания за рубежом средствами фонда.

Есть и не очень известные (просто хорошие) вузы, где наблюдается постоянный недобор студентов. Например, Германия славится своими техническими университетами, но для поступления нужно знать немецкий язык на уровне В1 – В2.

Льготные категории населения

Какое образование можно получить бесплатно льготным категориям населения: любое, но чтобы попасть наверняка, все же нужно успевать в учебе, чтобы не рассчитывать только на справку о многодетности/ малообеспеченности/ сиротстве. Откровенный троечник на одной справке в вузе долго не продержится.

В некоторых вузах предусмотрен перевод на платное образование, если студент не справляется с нагрузкой. Поэтому свои силы в профильных предметах нужно рассчитывать. Такое часто бывает в медицинских вузах, технических или юридических рейтинговых учебных заведениях.

Высшая школа экономики (ВШЭ) предоставляет возможность талантливым студентам учиться у них бесплатно, но стоимость прямо зависит от успеваемости: если студент ухудшил свои показатели, ему повышают или назначают цену за учебу на следующий семестр. Если показатели улучшились, цену понижают.

По поводу льгот необходимо писать в приемную комиссию конкретного университета, так как конкурс может быть настолько высоким, что справки не сыграют особой роли, то есть дадут минимальное преимущество.

Важно! Документы о льготах не принимают в частных учебных заведениях – только в государственных.

Поступление по целевому направлению

Целевое направление – это документ, по которому обучение студента оплачивает какая-либо организация, в которой он далее планирует работать. Получить такой документ сложно, так как выделяют их на город или область крайне мало.

Целевое направление может предусматривать только оплату за программы или также стипендию студенту на время учебы.

Какое образование можно получить по целевому? То, в котором есть необходимость в данном регионе. Дают такое преимущество тем студентам, которые успешно учатся и показывают хорошие результаты на протяжение всего обучения в школе. Внеочередное право имеют выходцы из многодетных семей, дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Можно попробовать самостоятельно договориться с директором предприятия, что он будет оплачивать обучение студента в каком-либо выбранном вузе, после чего выпускник обязан будет отработать оговоренное время на данном предприятии. В цену может входить только стоимость программ или программы и содержание студента на время учебы.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Институт Мировых Цивилизаций

Фармацевтический колледж

Учебный центр «Промстройгаз»

Учебный Центр «Промстройгаз»

Можно ли получить второе высшее образование бесплатно, если первое получено платно?

Екатерина, в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

«в Российской Федерации гарантируются на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые».

В п. 8 ст. 69 указанного ФЗ обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является получением второго или последующего высшего образования по следующим образовательным программам высшего образования:
1) по программам бакалавриата или программам специалитета — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;
2) по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;
3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки — лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;
4) по программам подготовки научно-педагогических кадров — лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.
Таким образом, лица, получившие высшее образование любого уровня, имеют право обучаться по программам бакалавриата и специалитета только на договорной (платной) основе, т.е. Вы имеете право получить второе высшее образование только на договорной (платной) основе. Обращаю Ваше внимание, что в соответствии с п. 15 ст. 108 Федерального закона лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право поступить на основную образовательную программу магистратуры на бюджетную основу обучения (т.к. оно не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования).

Второе высшее образование приобретает популярность в настоящее время. Это обуславливается тем, что некоторые работодатели, следую за веянием моды, отдают предпочтение кандидатам с двумя профильными уровнями. Также подобное происходит из-за желания человека изменить свою специализацию. Как бы там ни было, необходимость во втором высшем образовании может понадобиться в любой период времени и для любого из людей.

Кто может поступить учиться на второе высшее

Для обучения в ВУЗе во второй раз нужно предоставить диплом о получении первого высшего образования

На базе второго высшего образования по законам РФ имеет право обучаться человек, уже имеющий хотя бы один диплом высшего учебного заведения. При этом не предусматриваются ограничения по возрасту, гражданству и месту жительства. Однако, некоторые ВУЗы самостоятельно устанавливают возрастной ценз. Чаще всего максимальный допустимый возраст — 50 лет. Поэтому, при выборе учебного заведения, следует внимательно изучать условия поступления. Удобная форма получения второго высшего образования — дистанционная. С помощью нее человек обучается из любой точки, и делать это может не отвлекаясь от основной работы.

Формы и сроки обучения на втором высшем

Сроки получения второго высшего образования напрямую связаны с тем, какую форму обучения выберет абитуриент. Например, срок освоения специальности на заочной или дистанционной программе на год выше, нежели при очной. Объясняется это тем, что при первых двух формах составляется индивидуальный учебный план в зависимости от обстоятельств студента.

Можно получать знания на дневном или заочном отделении, а также учиться дистанционно

Дистанционная программа в этом вопросе становится наиболее выгодной. Она позволяет заниматься в удобных условиях, непосредственно из самого дома. При этом не важно, где именно живет человек. При помощи такой учебной программы можно получить второе высшее образование, не отрываясь от работы или домашних обязанностей. Это удобно, помогает сэкономить время и силы.

Срок обучения, в среднем, варьируется в диапазоне с 2 до 5 лет.

Увеличение или уменьшение происходит по средством перезачета тех дисциплин, которые человек уже изучал на базе первого высшего образования. Чем больше совпадающих предметов, тем меньше учиться по времени. И наоборот.

Как поступить на второе высшее, в том числе и заочное

Для поступления следует сдать пакет документов и написать заявление

Для того, чтобы поступить на факультет второго высшего образования, в первую очередь необходимо подать заявление в ВУЗ. Форма заявления у каждого учебного заведения разная. Помимо этого, абитуриент предоставляет ряд других документов:

  • диплом о наличии первого образования;
  • фотографии размером 3х4. Количество — от 4 до 8 штук;
  • паспорт;
  • дополнительные документы, которые запрашивают некоторые учебные заведения. В число таких входят ИНН, справка с места работы, трудовая книжка и так далее.

После этих процедур приемная комиссия назначает абитуриенту дату вступительного испытания. От учебного заведения зависит форма, в которой оно будет проводится. Это либо собеседование или же тестирование.

Отличие второго высшего от первого

Второе высшее образование отличается от первого по некоторым критериям. Во-первых, это срок получения профессии. Для первого диплома минимальный срок образования составляет 4 года. Для второго же он сокращается максимум до двух лет. Это связано с тем, что предметы, которые студент изучал по специальности в ВУЗе, сразу перезачитываются в следующий диплом.

Время обучения во второй раз сокращается наполовину

То есть на их усвоение уже нет необходимости тратить время. Если первое полученное образование схожа со втором, то пересекающихся предметов будет больше, а срок получения образования меньше. Другими словами, дисциплины, которые изучались человеком ранее, уже не будут затрагиваться, по ним не придется снова сдавать зачеты или экзамены.

Сколько стоит в год

Стоимость зависит от выбранной специальности

Цена на получение второго высшего образования зависит от формы и направления, которые выбирает абитуриент. В среднем за один семестр взносится оплата в 36 000 рублей. Достигать она может 90 000 и выше. По очной и заочной программе предоставляется бесплатное обучение. Это достигается в том случае, если получение второго высшего образования оплачивает работодатель.

При таких условиях по окончанию вуза профессионал будет обязан отработать в компании столько лет, сколько было оговорено в документах при подписании. Еще одна возможность — получение гранта на обучение. В этом случае необходимо будет доказать, что кандидат достоин таких привилегий. Обычно для этого учебные заведения организуют конкурсные площадки, в которых призом становится финансирование на определенный срок обучения.

Самые популярные направления при получении второго высшего образования

Какое же все-таки выбрать второе высшее образование, чтобы оно было и интересным, и престижным, и прибыльным. И еще один немаловажный аспект: желательно, чтобы второй диплом дополнял первый, то есть хорошо, если образование будет по смежной специальности.

Педагогическое образование

Педагогические ВУЗы никогда не пустуют

Одно из самых популярных направлений. Это достигается за счет того, что потребность в преподавателях разных уровней растет с каждым годом. Также некоторые считают такое обучение хорошей возможностью для личного развития и самообразования. Само направление имеет большую структуру разветвлений, поэтому существует разнообразие для выбора узкой направленности.

Второе высшее психологическое образование

Профессия становится нужной все больше и больше

Сфера психологии развивается с каждым годом. Она востребована в каждой области развития человека. Поэтому такое обучение привлекает большие массы людей. Ведь знания, полученные по данному профилю, пригодятся в разных сферах деятельности.

Второе высшее образование по строительству

Еще одна нужная и важная профессия, хороший специалист всегда востребован

Стройки не прекращаются даже во времена глубокого кризиса стран. А это значит, что высококвалифицированные специалисты на рынке труда востребованы всегда. Профессионалы в области строительства всегда найдут себе применение, а самое качество образования в РФ по этому направлению предоставляется на высоком уровне.

Лингвистическое образование

Работа предполагает общение с иностранцами

Такая специальность дает право преподавать на филологических факультетах. Именно это привлекает большое количество людей для получения второго высшего образования именно по этому направлению. Также подготовка такого уровня предоставляет возможность работать и на факультетах иностранных языков, что считается престижным делом.

Переводчик

Есть возможность трудиться удаленно

Работодатели высоко ценят специалистов, в совершенстве владеющих иностранным языком. Поэтому такая специальность, как переводчик, особенно востребована на рынке труда. К тому же, дополнительное профессиональное образование в этом направлении расширяет карьерные перспективы до мирового уровня.

И так, второе высшее образование — это отличная возможность, которая предоставляется на сегодняшний день. Подобное образование позволяет получить специальность, востребованную на рынке труда, в кротчайшие сроки, дает шанс изменить свою профессиональную направленность и расширяет горизонты для дальнейшего саморазвития.

Статья 43 Конституции РФ

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Комментарий к Статье 43 Конституции РФ

1. Образование — процесс развития, саморазвития и воспитания личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества в различных сферах деятельности. Задачи образования — знать, понимать, уметь, участвовать в творческой деятельности, иметь сложившееся эмоционально-ценностное отношение к миру.

Право на образование закреплено в важнейших международно-правовых актах. В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

После внесения в 2007 г. поправок в Закон об образовании в России была обеспечена всеобщность и обязательность полного общего образования (до этого обязательными были 9 классов, но при желании можно получить и 11-классное бесплатное образование). По уровню высшего образования Российская Федерация занимает девятое место в мире (ранее была на четвертом после Израиля, Норвегии и США)*(575). На 10 тыс. жителей высшее образование получают 250 человек, больше только в США*(576). Вместе с тем средства, ежегодно выделяемые из государственного бюджета на образование, невелики (менее 5% ВВП), 11-летнее образование, принятое в 2/3 государств мира (а в некоторых странах 12- и 13-летнее), до 2007 г. не было обязательным. Качество образования недостаточное. Все это характеризует действие конституционных норм на практике. Россия подписала соглашение о присоединении до 2010 г. к так называемому Болонскому (европейскому) процессу образования. Поэтому в целях совершенствования образования в России с 2006 г. действует приоритетная национальная программа «Образование»*(577). На науку расходуется 1% ВВП (в Китае — 2,3%)*(578).

Образование в России регулируется несколькими законами: Законом об образовании, Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 15.07.2008) и другими актами. На уровне субъектов РФ иногда принимаются законы о тех или иных сторонах дошкольного и начального образования. В некоторых субъектах РФ (Пермском крае, Томской области, Чеченской Республике и др.) министры образования издают свои акты. Постановления по вопросам деятельности конкретных муниципальных дошкольных и начальных образовательных учреждений принимаются органами местного само управления.

Закон об образовании характеризует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Он сопровождается требованием констатации (в форме экзаменов и др.) достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов). Такие уровни в России определяются в федеральных государственных образовательных стандартах. Это необходимый объем знаний, обязательный для получения соответствующего документа об образовании.

Политика государства в сфере образования основывается на следующих принципах: уважение к правам и свободам человека; единство федерального образовательного пространства (отсюда и федеральные стандарты) при условии учета региональных национальных традиций и особенностей (федеральные стандарты могут быть дополнены региональным компонентом) и при учете особенностей специализации определенного вуза (в вузах возможен вузовский компонент); общедоступность образования; адаптивность (приспособленность) системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (например, в дошкольном образовании); светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (в России есть и религиозные образовательные учреждения, которые вправе выдавать теперь свои официальные документы, признаваемые государством, а в государственных и муниципальных учреждениях могут преподаваться различные дисциплины религиоведения факультативно); свобода и плюрализм образования (речь идет прежде всего об академической свободе и ознакомлении обучающихся с различными научными взглядами); демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

Государственные элементы управления образованием означают существование соответствующего законодательства, государственных стандартов, определяющих минимум обязательных знаний (стандарты утверждены Минобрнауки России в качестве временных мер), управленческую деятельность министерств и их местных органов, ведающих образованием, и др. Общественный характер управления образованием обеспечивается созданием общественных советов при Минобрнауки России, включением в коллегию Министерства выдающихся ученых в сфере образования, выборностью руководителей некоторых образовательных учреждений, существованием попечительских советов учреждений, созданием педагогических советов в школах, ученых и диссертационных советов в вузах, родительских комитетов классов и школ, студенческих советов, составлением учебных планов, программ курсов самим преподавательским коллективом и т.д.

В соответствии с законодательством РФ граждане имеют право на получение основного общего образования на родном языке. Они могут выбирать язык обучения, но в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В республиках в составе РФ, имеющих наряду с русским свой государственный язык (в единичных республиках, например в Карачаево-Черкесской, несколько государственных языков), изучение предметов в образовательном учреждении может вестись в равном объеме на двух государственных языках (если их два, из чего исходил Конституционный Суд РФ), это не противоречит Конституции (см. Постановление от 16.11.2004 N 16-П*(579)).

В России действуют несколько типов образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. По завершении каждой ступени или уровня образования выдаются документы государственного образца.

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. В государственных и муниципальных учреждениях обучение бесплатное; студенты, которые учатся не ниже, чем на «хорошо», получают небольшую государственную стипендию. Передача определенных полномочий в сфере образования на муниципальный уровень не противоречит Конституции, но одновременно Суд сформулировал важное положение более общего значения, имеющее отношение к известному Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ: при такой передаче Федерация или субъект РФ сохраняют свои конституционные обязанности (см. Постановление КС РФ от 15.05.2006 N 5-П*(580)). В частных учреждениях обучение платное, стипендии могут выплачиваться лишь некоторым студентам из благотворительных фондов и иных негосударственных источников. Образовательные учреждения могут сдавать в аренду свое имущество, независимо от формы собственности. Они освобождаются от уплаты налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной их уставами, но некоторые другие налоги они уплачивают.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, установленные образовательными учреждениями в соответствии с законодательством РФ, должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. После принятия поправок 2007 г. в Закон об образовании 11-классное обучение обязательно для всех граждан РФ и бесплатно в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (иностранные граждане получают такое образование за плату). В частных учебных учреждениях образование для российских граждан платное. Для поступления в учреждения среднего профессионального образования (техникумы и др.) необходимо, как правило, основное общее образование, для поступления в вуз — 11 классов и соответствующий документ об этом (аттестат).

Порядок итоговой аттестации (в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, это государственная итоговая аттестация) регулируется Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ, который внес значительные изменения в Закон об образовании и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»*(581). Он законодательно устанавливает единый (с общими требованиями для всей страны) государственный экзамен (ЕГЭ) при окончании 11 классов школы. Документ о сдаче такого экзамена служит основанием для конкурсного поступления в государственное или муниципальное учреждение высшего образования или для поступления в частный вуз. 2007-2008 гг. — переходный период, когда в отдельных местностях выпускные экзамены в школах будут проходить по прежним требованиям, с 1 января 2009 г. ЕГЭ обязателен повсеместно. Родители учеников подавали иски в суды против введения ЕГЭ, но в 2009 г. Верховный Суд РФ признал его правомерным. Правда, в отношении лиц, закончивших школу в прежние годы, а также в отношении лиц, поступающих на заочные и вечерние отделения вузов, допускаются исключения. Результаты ЕГЭ признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и высшими учебными заведениями как результаты вступительных испытаний по соответствующим предметам (т.е. сдавать экзамены по этим предметам при поступлении не нужно). Прием осуществляется на конкурсной основе по данным ЕГЭ. Для организации ЕГЭ создаются базы данных (федеральные и субъектов РФ) об участниках ЕГЭ и его результатах. Участник ЕГЭ имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, содержащейся в базе данных.

При поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, требующие наличия у поступающих творческих способностей физических или психологических качеств, а также в те учреждения, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу, учреждения вправе вводить по предметам, по которым не проводился ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания. Их результаты учитываются наряду с данными ЕГЭ при проведении вступительного конкурса.

Вне конкурса в учреждения среднего и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп (если им не противопоказано обучение в таких учебных учреждениях), граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида, граждане, уволенные с военной службы, поступающие в высшие образовательные учреждения (по рекомендациям командитов), участники боевых действий. Некоторые категории лиц пользуются преимущественным правом на поступление (дети военнослужащих, погибших или умерших на военной службе или вследствие травм, заболеваний и др.). Победители и призеры заключительного этапа школьных олимпиад, победители спортивных олимпиад, чемпионы и др. принимаются без вступительных экзаменов в вузы, соответствующие профилю олимпиад. Лицам, окончившим вузы, присваиваются звания «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».

2. Часть 2 комментируемой статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Закон об образовании устанавливает также общедоступность и бесплатность среднего (полного) образования в объеме 11 классов и начального профессионального образования, цель которого — подготовка работников квалифицированного труда с одновременным получением знаний в объеме основного общего образования. Общедоступность и бесплатность относится к государственным и муниципальным образовательным учреждениям, но получение второго высшего образования в них возможно только на платной основе.

Содержание образования определенного уровня и направленности определяется соответствующими программами: дошкольного образования; начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. Программы могут быть типовыми или дополняться самими образовательными учреждениями, но в любом случае должны соответствовать государственным образовательным стандартам. В настоящее время действуют государственные программы, содержащие в основном предметные требования. В отличие от них разрабатываются программы «второго поколения», которые подлежат введению в действие в основной школе с 1 января 2008 г., в «старшей школе» — в 2009 г.*(582) Обучение происходит в дошкольных учреждениях (детских садах), общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии), профессионально-технических училищах, специальных учреждениях для детей с отклонениями в развитии и т.д. Наряду с государственными и муниципальными образовательными учреждениями дети могут обучаться в частных учреждениях, а также в учреждениях, создаваемых религиозными и общественными объединениями. Образовательные стандарты обязательны и для них.

3. По статье 43 Конституции России Каждый гражданин РФ может получить на конкурсной основе бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении (неграждане России могут получить его за плату). Кроме того, каждый гражданин России и не имеющий российского гражданства может получить высшее образование в частном образовательном учреждении (за плату). Такое учреждение, если оно прошло лицензирование, а затем аккредитацию (особую проверку состояния образования), также выдает диплом государственного образца. Обучающиеся в таких вузах имеют отсрочку от призыва на военную службу, студенты негосударственных вузов, не имеющих аккредитации, такой отсрочкой не пользуются (см. Постановление КС РФ от 21.10.1999 N 13-П*(583)). Преподавание в высшей школе строится с учетом академической свободы. Преподаватель обязан дать обучающимся учебный материал в объеме стандарта и учебной программы, но возможно изложение его с позиций различных взглядов.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования (а также частные) имеют три организационные формы: институт (однопрофильное учреждение), академия (не менее двух факультетов), университет (не менее пяти факультетов). Общее руководство вузами осуществляет Минобрнауки России, в составе которого есть службы и агентства. Они считаются учредителями государственных вузов (учредители муниципальных вузов — соответствующие органы местного самоуправления, частных — физические и юридические лица). Минобрнауки России разрабатывает (при участии научной и педагогической общественности) государственные стандарты, определяет (в соответствии с законом) некоторые правила приема в вузы, решает вопросы материального и финансового обеспечения вузов, находящихся в федеральной собственности (вузы субъектов РФ и муниципальных образований обеспечиваются ими), осуществляет контроль за качеством учебного процесса (для этого в составе Министерства существует надзорная служба), организует проверку остаточных знаний студентов разных курсов (тестирование и др.).

Лица, у которых есть диплом о высшем образовании, имеют возможность получить послевузовское профессиональное образование (аспирантура и др.), готовиться к научной или педагогической работе, создавать исследования для получения ученой степени.

4. Каждый гражданин РФ обязан получить основное общее образование — 11 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения. Учеба в школе начинается с шести с половиной лет, но не позже восьми лет. После завершения основного общего образования проводится государственная аттестация учащегося. Аттестат дает право продолжить обучение для получения среднего (полного) образования либо среднего профессионального образования, но чтобы иметь право поступить в вуз, нужно окончить 11 классов.

Требование обязательности основного общего образования относится к лицу до достижения им 15 лет. Родители, лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми такого образования. Предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — 18 лет. Для отдельных категорий обучающихся этот возраст может быть увеличен.

5. Чтобы обеспечить необходимый уровень образования, в России (в отличие от многих зарубежных стран) законодательно закреплена необходимость государственных образовательных стандартов. Учебный план вуза (факультета и т.д.) включает федеральный компонент и может включать региональный (субъекта РФ) и вузовский компоненты. Федеральный компонент обязателен для любого образовательного учреждения. Он определяет необходимый минимум содержания программ основных учебных курсов по данной специализации, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (аудиторные занятия и количество часов, предусмотренное для самостоятельной работы), содержит требования к уровню подготовки выпускников. Такие стандарты утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Региональный компонент может быть предложен соответствующими органами государственной власти субъекта РФ. Для вузов, находящихся в федеральной собственности, он является рекомендацией, для вузов данного субъекта РФ и его муниципальных образований он может быть обязательным. Учебный план может включать также вузовский компонент — дополнительные дисциплины по специализации вуза.

Законодательство предусматривает возможность различных форм обучения. В Законе об образовании говорится, что с учетом потребностей и возможностей обучающихся образовательные программы по той или иной учебной дисциплине могут быть освоены: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной. Возможны также семейное образование, самообразование, экстернат. При любой форме образования аттестация должна проходить в образовательном учреждении, имеющем на это право. Для всех форм образования действует единый государственный стандарт и общие учебные программы по дисциплинам; по другим системам учащиеся обязаны знать и выполнять требования учебных программ. Некоторые профессии и специальности не могут быть освоены в заочной форме или в форме экстерната (например, медицина, иностранные языки, военное дело и др.). Перечень таких специальностей установлен Правительством РФ.

Статья 43 Конституции РФ гласит, что государство различными способами поддерживает развитие образования. Создаются новые крупные государственные университеты (в 2006 г. создан Южный федеральный университет с крупными научными центрами и почти 50 тыс. студентов, создаются аналогичные университеты в Сибири и некоторых других регионах страны), государство выделяет средства из бюджета, платит небольшие стипендии студентам (они повышены в 2008 г.), в последние годы неоднократно повышалась заработная плата преподавательскому составу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *