Платят ли за детский сад?

Условия платы за детский сад

Федеральным законом об образовании разделены функции:

  • по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и

  • по осуществлению присмотра и ухода за детьми

в организациях, осуществляющих дошкольную образовательную деятельность, в том числе в детских садах.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральным законом об образовании отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ:

  • обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях (детских садах),

  • а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях (детских садах).

пункты 3 и 6 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций (детских садов) позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в детских садах в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в детских садах, отнесено к полномочиям учредителей детских садов (органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих детских садов.

пункт 5 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» и пункт 3 части 1 Статьи 9 «Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Присмотр и уход за детьми в детских садах

Присмотр и уход за детьми в детских садах по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях.

Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

часть 1 Статьи 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» Семейного кодекса РФ

Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в детских садах. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5-П

С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель детского сада, вправе:

  • устанавливать плату, взимаемую с родителей, и

  • ее размер,

  • если иное не установлено Федеральным законом об образовании.

часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Под присмотром и уходом за детьми в детом саду в Федеральном законе об образовании понимается:

  • комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,

  • обеспечению соблюдения ими личной гигиены и

  • режима дня.

пункт 34 Статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Присмотр и уход за детьми осуществляется детским садом на основании:

  • договора об оказании соответствующих услуг между родителями ребенка и детским садом.

Размер родительской платы за детский сад

При установлении детским садом размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение:

  • расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также

  • расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных детских садов, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

часть 4 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Это связано с тем, что:

  • обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, в том числе и в детских садах,

  • посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг),

  • в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ,

отнесено к полномочиям субъектов РФ.

пункт 3 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в детском саду необходимо учитывать, что:

  • в соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, и

  • это предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.

Меры социальной поддержки при оплате детского сада

В части оплаты детского сада такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:

  • установлено право, а не обязанность учредителя детского сада устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в детском саду;

часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

  • при введении родительской платы учредитель детского сада вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке;

часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

  • установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в детских садах, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается;

часть 3 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

  • в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих детский сад, реализующий образовательную программу дошкольного образования, родителям выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ,

  • но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка,

  • не менее 50% размера родительской платы на второго ребенка,

  • не менее 70% размера родительской платы на третьего ребенка и последующих детей.

часть 5 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Для реализации указанных в Законе об образовании мер поддержки семей с детьми по оплате детского сада органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов как учредители детских садов:

  • должны принять правовые акты, определяющие категории родителей, для которых размер родительской платы за детский сад будет снижен

  • либо которые будут освобождены полностью от родительской платы за детский сад.

Одновременно органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано:

  • установить средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах на уровне, не превышающем действующий в настоящее время на соответствующей территории фактический размер родительской платы, а также

  • утвердить порядок обращения за получением компенсации родительской платы за детский сад и порядок ее выплаты.

При этом учредителям государственных и муниципальных детских садов, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, необходимо:

  • также предусмотреть средства на возмещение затрат детского сада на осуществление присмотра и ухода за детьми.

Субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки:

  • как для семей, имеющих детей,

  • так и для детских садов, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

статья 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
статья 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и
статья 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Размер платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми в детских садах, в 2018 году

В соответствии с рассмотренными выше нормами законодательства об образовании в каждом регионе свой размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских садах.

Но в среднем по всей стране на начало 2018 года статистика (Росстат) дает следующие цифры по родительской плате за детский сад:

Условия оплаты детского сада Родительская плата за детский сад,
рублей/день
Пребывание одного или 2-х детей до 3-х лет в группе с 8-10 часовым пребыванием 88,14
Пребывание в детском саду с 10-12 часовым рабочим днём 114,7
Для детей от 3 до 7 лет пребывание в группе с 8-10 часовым рабочим днём 105,65
Группа с 10-12 часовым днём 137,49
Круглосуточный детский сад 144,73
Многодетная семья с 3-мя и более детьми
За ребёнка до 3-х лет с 10 часовым днём 61,70
За ребёнка до 3-х лет за пребывание в течение 10-12 часов 80,29
Круглосуточные группы 84,52
За детей от 3 до 7 лет 10 часовое пребывание 73,96
За детей от 3 до 7 лет за пребывание в течение 10-12 часов 96,24
За детей от 3 до 7 лет круглосуточное пребывание 101,31

Для иллюстрации усредненный размер родительской платы в детских садах в региональном разрезе приведен в следующей таблице (данные Росстата на начало 2018 года):

Регион Родительская плата за детский сад,
рублей/месяц
Дальневосточный округ
Амурская область 3 251
Камчатский край 3 325
Магаданская область 4 032
Приморский край 1 684
Сахалинская область 3 097
Чукотский автономный округ 3 000
Хабаровский край 3 087
Приволжский федеральный округ
Кировская область 1 114
Нижегородская область 1 705
Пензенская область 1 225
Пермский край 1 479
Башкортостан 1 265
Республика Марий Эл 1 758
Республика Мордовия 1 316
Республика Татарстан 1 474
Самарская область 1 354
Ульяновская область 1 401
Саратовская область 1 284
Северо-западный федеральный округ
Архангельская область 2 286
Вологодская область 1 754
Калининградская область 1 625
Ленинградская область 1 817
Мурманская область 2 219
Новгородская область 1 428
Псковская область 1 695
Республика Карелия 2 645
Республика Коми 2 481
Чувашская республика 1 749
Удмуртия 1 164
Санкт-Петербург 839
Центральный федеральный округ
Белгородская область 1 500
Брянская область 930
Владимирская область 2 141
Воронежская область 1 214
Ивановская область 1 265
Калужская область 946
Костромская область 1 493
Курская область 1 676
Липецкая область 1 024
Москва 2 018
Московская область 2 541
Орловская область 864
Рязанская область 1 171
Смоленская область 1 687
Тамбовская область 1 217
Тверская область 1 425
Крымский федеральный округ
Республика Крым 706
Севастополь 1 795

Родительская плата за детский сад в регионах во многом определяется их финансовыми возможностями.

За более подробной информацией об оплате детского сада (за реальным размером родительской платы за детский сад) необходимо обращаться в свой региональный орган власти в сфере образования:

  • обычно это территориальные подразделения соответствующих министерств образования,

  • но в разных регионах РФ название ведомства может отличаться.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВО НА ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Порядок и размер оплаты пребывания ребенка в детском саду

В настоящий момент в РФ наблюдается повышение демографического уровня вследствие ряда законодательных шагов, которые направлены на охрану материнства и создание наиболее благоприятных условий для рождения и воспитания малышей.

При этом в связи с увеличением количества новорожденных, социальная сфера должным образом к такому развитию событий подготовлена не была, в результате чего образовался колоссальный дефицит детских мест в яслях, что неизбежно привело и к увеличению стоимости услуг детских садов.

Законодательное регулирование вопроса

Учитывая, что основные правила поведения, а также иные навыки приобретаются в раннем возрасте с целью начальной социализации и приобщении к обществу в 60-е годы в 19 веке была создана система дошкольного образования, выражающаяся в тех же ясельках и детских садах.

При этом оговоренные учреждения были предназначены не столько для удобства родителей, которые в виду трудовой деятельности не могли в течение рабочего дня присматривать за детьми, сколько для развития малышей и их адаптации в социуме, а также для обучения начальным навыкам усваивания информации с последующей подготовкой к получению образования уже в рамках школьных занятий.

Естественно во времена СССР система дошкольного образования была едина, то есть все крохи принимались в ясельки на одних и тех же условиях, имели практически одинаковый рацион питания на протяжении нескольких лет, а также обучались по программе развития, утвержденной на самом высоком уровне.

Но с течением времени все изменилось, финансирование государственных детских садов осталось на совдеповском уровне, впрочем, как и уровень услуг, в то время как коммерческие предприятия, после получения соответствующей лицензии смогли предложить более широкий спектр услуг, подразумевающий и применение различных новомодных методик раннего развития, и индивидуальный подход к каждому малышу.

Конечно, образование коммерческих ДОУ в некоторой степени позволило решить проблему дефицита детских мест, но вот ценовая политика оказалась настолько разнообразной, что возник вопрос, насколько правомерно формируется стоимость услуг дошкольного образования. А между тем, цена вопроса регламентирована, причем на законодательном уровне.

В частности, в Приказе Агентства научных организаций №9н установлен тариф за содержание ребенка в месяц в разрезе региональных ДОУ с учетом возраста ребенка, но только в отношении государственных учреждений, а вот коммерческие ценовую политику устанавливают уже пропорционально понесенным затратам.

Также в соответствии с ч.5 ФЗ №273 родителям, которые оформили своих деток именно в дошкольное учреждение государственного образца, положена еще и компенсация средств, которые были перечислены на счет ДОУ в счет ежемесячной оплаты. К примеру, за первого ребенка вычет составляет 20%, за второго – 50%, а за третьего и последующего малыша уже 70%. При этом для того чтобы не осуществлять перерасчет и возврат денег на счет родителей ежемесячно, плата за посещение изначально рассчитывается уже с учетом компенсации.

Что входит в оплату, а что предоставляется бесплатно

В соответствии с Конституцией гражданам РФ даже юного возраста гарантировано получение образование на безвозмездной основе и в доступной форме.

Но ведь детский сад не только обучает и развивает малышей, но и попутно осуществляет присмотр за ними, а также обеспечивает крохам бытовое обслуживание в виде тех же завтраков и обедов, прогулок и санитарных услуг, не говоря уже о развивающих занятиях и начальной стадии адаптации в социуме.

Именно поэтому на законодательном уровне было принято решение о разделении сферы обслуживания на два направления и установления оплаты. В частности, в соответствии с разъяснениями Минобрнауки, закрепленными в письме №ДЛ-101/08, все развивающие занятия, а также начальное обучение в виду норм определенных Конституцией РФ предоставляются бесплатно, а вот бытовое обслуживание оплате подлежит.

В частности, ежемесячное содержание малышей складывается из оплаты следующих услуг:

  • присмотра и ухода за детками;
  • питания;
  • санитарных услуг;
  • хозяйственно-бытового обслуживания;
  • соблюдения режима.

То есть, за те же завтраки и их приготовление, а также за уборку групп и стирку белья, не говоря уже о мытье посуды и присмотре за крохами, родители обязаны вносить плату, размер которой для государственных ДОУ утверждается органами местного самоуправления либо федеральным законодательством, а для коммерческих садов Уставом.

При этом во исполнение норм оговоренного Письма, учредители детских садов не вправе включать в общий размер платы расходы за содержание недвижимого имущества, то есть ту же оплату коммунальных услуг либо налогов, не говоря уже о заработной плате воспитателям, которые свою деятельность осуществляют в рамках конституционных прав малышей посредством их обучения.

От чего зависит стоимость

Как правило, государственные детские учреждения предлагают стандартный набор услуг и утвержденную Министерством образования программу развития. В то время как коммерческие ясли могут обеспечить более широкий спектр обслуживания, в частности, те же программы раннего развития, индивидуальный подход, специальное питание, а также интерактивные игрушки.

При этом в садах находящихся на балансе муниципалитета, финансирование производится только для покрытия текущих расходов, подразумевающих оплату налогов и перечисления заработных плат сотрудникам, в то время как остальные затраты покрываются уже за счет родительской платы, да и то в пределах лимита утвержденного Приказом №9н. Соответственно для финансирования бытовых мелочей, таких как моющие средства, цветная бумага для поделок или того же детского мыла неофициально взимается так называемая плата в родительский фонд.

При этом в коммерческих яслях родители не обременены дополнительными затратами на разнообразные мелочи в виде стиральных порошков и мочалок для мытья посуды, учитывая, что все нужды сад покрывает сам, одновременно увеличивая оплату. То есть, по сути, коммерческое учреждение может предложить обслуживание деток на более высоком уровне, но вот затраты для комфортного пребывания крохи в саду, увы по силам не всем родителям, учитывая, что цена в некоторых случаях исчисляется в иностранной валюте.

Стоит отметить еще один нюанс, а именно качество предоставляемого образования. Государственные учреждения работают на основании программ развития, проверенных временем и утвержденных Министерством образования, в то время как коммерческие сады для привлечения клиентов могут использовать новомодные программы, которые подходят далеко не всем деткам. Хотя в некоторых учреждениях наоборот используется только индивидуальный подход к каждому ребенку, что значительно повышает уровень развития малышей в сравнении со сверстниками.

То есть, по сути, высокая оплата за детский сад еще не гарантирует качество предоставляемого дошкольного образования, хотя обслуживание и будет предоставлено на самом высоком уровне, в то время как в государственных садах, возможно и не самые комфортные условия, но образовательные программы проверены не одним поколением на протяжении десятилетий.

Размер оплаты

В соответствии с Приказом №9н родительская плата складывается из следующих составляющих:

  • присмотра ребенка от 150 до 700 рублей в месяц;
  • возраста ребенка, то есть от 2-х месяцев и до 3-х лет и, соответственно, от трехлетнего возраста до 8-ми лет, в пределах от 500 до 700 рублей и от 250 до 800 рублей;
  • направленности группы, в частности, развивающей или оздоровительной в размере от 700 до 1000 рублей;
  • количества часов пребывания от 150 до 650 рублей;
  • питания от 1500 до 2000 рублей.

В среднем присмотр и обучение ребенка ежемесячно обходиться родителям в пределах от 4000 тысяч до 6000, а из расчета оплаты в день от 130 до 200 рублей, но оговоренные размеры оплаты сада относятся только к государственным учреждениям, в коммерческих цены в разы дороже, а именно от 200 до 2000 долларов.

Региональные особенности

Естественно в каждом регионе установлен собственный прожиточный минимум исходя из потребностей населения и стоимости продуктовой корзины, соответственно, данный ценовой параметр используется и при исчислении платы за сад.

В частности размер ежемесячного содержания крохи исчисляется в следующих размерах:

  • в Москве – 4000 тысячи рублей в ДОУ государственного образца и до нескольких тысяч долларов в коммерческих;
  • Питере – 1716 рублей, что соответствует 20% от общих затрат на содержание ребенка в соответствии со ст.9 Закона Санкт-Петербурга №416-83;
  • Нижнем Новгороде – 3100 рублей, но при этом на обсуждение вынесен законопроект о повышении размера компенсации, что позволит некоторым категориям семей, особенно многодетным, посещать сад на безвозмездной основе;
  • Краснодаре – 2000 тысячи, но без компенсации в пределах от 20% до 70%, что в итоге составляет меньшую сумму.

В соответствии с Приказом №9н оплата за присмотр и содержание деток в дошкольных учреждениях в среднем по РФ варьируется в пределах от 4000 тысяч до 6000 рублей, что актуально только

В настоящий момент в РФ наблюдается повышение демографического уровня вследствие ряда законодательных шагов, которые направлены на охрану материнства и создание наиболее благоприятных условий для рождения и воспитания малышей.

При этом в связи с увеличением количества новорожденных, социальная сфера должным образом к такому развитию событий подготовлена не была, в результате чего образовался колоссальный дефицит детских мест в яслях, что неизбежно привело и к увеличению стоимости услуг детских садов.

Естественно в каждом регионе установлен собственный прожиточный минимум исходя из потребностей населения и стоимости продуктовой корзины, соответственно, данный ценовой параметр используется и при исчислении платы за сад.

В частности размер ежемесячного содержания крохи исчисляется в следующих размерах:

  • в Москве – 4000 тысячи рублей в ДОУ государственного образца и до нескольких тысяч долларов в коммерческих;
  • Питере – 1716 рублей, что соответствует 20% от общих затрат на содержание ребенка в соответствии со ст.9 Закона Санкт-Петербурга №416-83;
  • Нижнем Новгороде – 3100 рублей, но при этом на обсуждение вынесен законопроект о повышении размера компенсации, что позволит некоторым категориям семей, особенно многодетным, посещать сад на безвозмездной основе;
  • Краснодаре – 2000 тысячи, но без компенсации в пределах от 20% до 70%, что в итоге составляет меньшую сумму.

В соответствии с Приказом №9н оплата за присмотр и содержание деток в дошкольных учреждениях в среднем по РФ варьируется в пределах от 4000 тысяч до 6000 рублей, что актуально только для садов государственного образца, а с учетом компенсации, которая изначально используется при расчете оплаты, и меньшую сумму. При этом коммерческие сады льготную политику в отношении оплаты не применяют, более того их услуги подразумевают стоимость от 200 до 15 тыс. долларов ежемесячно.

О размере оплаты за пребывание ребенка в ДОУ в Новосибирске смотрите в следующем видеосюжете:

для садов государственного образца, а с учетом компенсации, которая изначально используется при расчете оплаты, и меньшую сумму. При этом коммерческие сады льготную политику в отношении оплаты не применяют, более того их услуги подразумевают стоимость от 200 до 15 тыс. долларов ежемесячно.

О размере оплаты за пребывание ребенка в ДОУ в Новосибирске смотрите в следующем видеосюжете:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *