Подследственность ст 139 УК РФ

Дубинина Снежана Владимировна

адъюнкт кафедры предварительного расследования Краснодарского университета МВД России (тел.: 89183462968)

О подследственности уголовных дел в отношении несовершеннолетних

В данной статье рассматриваются особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, и специализации следователей различных ведомств Российской Федерации в расследовании преступлений данной категории. Автор отмечает целесообразность передачи функций предварительного расследования по преступлениям, совершенных несовершеннолетними, одному ведомству.

Ключевые слова: преступления, совершенные несовершеннолетними; специализация следователей; органы предварительного расследования РФ; функции органов предварительного расследования РФ.

В последние годы для многих стран мира, включая Российскую Федерацию, преступность несовершеннолетних остается острой проблемой . Международное сообщество, делая акцент на предупреждение и активную борьбу с противоправными действиями несовершеннолетних с одной стороны, также считает важным обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних преступников.

Законодательство многих стран начало выделять судопроизводство в отношении несовершеннолетних в отдельное производство еще на рубеже ХIX-XX веков. Так: «Первый «детский суд» был создан в Чикаго в 1899 г., в Великобритании — в 1908 г., во Франции — в 1914 г. В дореволюционной Украине суды для малолетних были в Киеве, Харькове, Николаеве, Одессе, Екатеринославе и многих городах западной части Украины, которая входила тогда в состав Австро-Венгерской империи» . Такое выделение уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних способствовало

становлению и развитию ювенальной юстиции, что, в свою очередь, требует подготовки специалистов соответствующего уровня. И это вполне обоснованно, т.к. работа с несовершеннолетними сопряжена с большим объемом, обусловленным специальной процедурой судопроизводства.

Помимо стадии судебного разбирательства, чему посвящена основная часть зарубежного ювенального законодательства, важную роль в случае совершения преступлений несовершеннолетними, играет и стадия досудебного производства.

Действующий УПК РФ предусматривает обе формы предварительного расследования в отношении несовершеннолетних

(предварительное следствие и дознание), тогда как УПК РСФСР была предусмотрена единая форма расследования преступлений несовершеннолетних — предварительное следствие. «Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам о преступлениях, совершенными несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков

не могут сами осуществить свое право на защиту. Предварительное следствие по делам о преступлениях, перечисленных в части первой настоящей статьи и совершенных несовершеннолетними или лицами, в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, производится следователями органов внутренних дел» .

Считаем, что прежняя позиция законодателя о форме предварительного расследования в отношении несовершеннолетних была более удачна.

Так, срок предварительного следствия составляет 2 месяца (дознания 1 месяц), что дает возможность не только детально изучить личность несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), но и возможность назначения и проведения судебно — психиатрической экспертизы, срок производства которой, в целом, составляет около 1 месяца .

Также следует учитывать тот факт, что в органах предварительного следствия МВД предусмотрена соответствующая специализация следователей. Как правило, расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними поручается следователям с опытом работы, старших не только по званию, стажу работы, но и по возрасту. Данный факт позволяет осуществлять расследование эффективнее и результативнее.

Расследование преступлений в отношении несовершеннолетних в форме дознания более упрощённо. Следует согласиться с Марковичевой Е.В., изложившей следующие доводы против проведения дознания по делам о преступлениях несовершеннолетних:

«1. Ослабление процессуальных гарантий прав несовершеннолетнего обвиняемого;

2. Невозможность в сроки, установленные для дознания, выполнить требования ст. 421 УПК РФ;

3. Нечеткость норм ст. 427 УПК, фактически не указывающих на возможность прекращения уголовного дела в отношении подозреваемого;

4. Отсутствие у дознавателей надлежащей

подготовки для расследования дел о преступлениях, совершенных

несовершеннолетними, и отсутствие специализации по расследованию уголовных дел

о преступлениях несовершеннолетних в органах дознания;

5. Сложившаяся практика передачи уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, по которому возможно производство дознания, для производства предварительного следствия;

6. Нечеткость правового статуса органов дознания и др.» .

Помимо формы предварительного расследования в отношении несовершеннолетних, имеет значение и подведомственность.

1 января 2012 г. вступил в законную силу Федеральный закон РФ № 404-ФЗ от 28.12.2010 года, согласно которого законодатель отнёс расследование уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенными несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних к подследственности следователей Следственного комитета РФ . При этом, расследование уголовных дел небольшой и средней тяжести в отношении несовершеннолетних осталось в компетенции дознавателей и следователей органов внутренних дел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, законодатель ещё больше разделил функции, связанные с расследованием уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Считаем, что такое разделение нецелесообразно. При этом следует учитывать:

Во-первых, неподготовленность следователей Следственного комитета РФ к расследованию преступлений общеуголовной направленности, которые, как правило, совершают несовершеннолетние.

Во-вторых, учитывая большой объем преступности несовершеннолетних, значительное увеличение нагрузки на следователей при оставлении без изменений штатной численности -что может сказаться на качестве предварительного расследования, привести к волоките по уголовным делам.

В-третьих, отсутствие специализации следователей Следственного комитета по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

В-четвертых, отсутствие внутриведомственного взаимодействия, которое характерно для органов предварительного следствия МВД и подразделений органов по делам несовершеннолетних .

Так, в соответствие с Приказом МВД РФ № 323 от 13.05.2003 г. регламентирована следующая процедура организации взаимодействия сотрудников ОВД при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних: «Следователь в 3-х дневный срок направляет информацию о возбуждении уголовного дела в ОПДН по месту жительства несовершеннолетнего; запрашивает из ОПДН имеющиеся сведения о несовершеннолетнем. Сотрудник ОПДН направляет ответ на запрос в 5 -дневный срок. В случае, если несовершеннолетний состоит или ранее состоял на учете в ОПДН, на него составляется подробная справка, в которой сотрудник ОПДН указывает: данные о личности

несовершеннолетнего (дата и основания постановки на учет, сведения о совершенных правонарушениях и принятых мерах, реагирование несовершеннолетнего на эти меры, наличие информации об отклонении в психическом развитии, употреблении спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и токсических веществ, отношение к учебе (работе) и другое; сведения о родителях несовершеннолетнего либо законных представителях, отношение их к его воспитанию, влияние на его поведение, об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего по месту жительства; сведения о лицах, склоняющих несовершеннолетнего к совершению преступлений и других антиобщественных действий, лицах, оказывающих на несовершеннолетнего положительное и отрицательное влияние; применялись ли к нему меры административного воздействия, выполнены ли возложенные на него судом обязанности; какое преступление и когда было совершено несовершеннолетним, какое наказание назначено судом, какие обязанности были возложены на него судом» . Руководствуясь этим приказом, следователи и дознаватели ОВД формируют большой блок характеризующей информации о несовершеннолетнем подозреваемом (обвиняемом), то есть более углубленно изучают его личность. Данные положения носят ведомственный характер и следователи Следственного комитета не обязаны его придерживаться, а, возможно, и не знают о его существовании. Кроме того, как показывает практика, взаимодействие внутри одного ведомства более эффективно.

Таким образом, разделение функций расследования преступлений

несовершеннолетних между различными ведомствами, на наш взгляд, нецелесообразно.

Об этом, косвенно, свидетельствует и тенденция международного законодательства, стремящаяся к выделению в особое производство преступлений, совершенных несовершеннолетних. Примером может служить Германия, где в 1908 года были созданы первые ювенальные суды (Франкфурт, Берлин, Кёльн), которые послужили основой развития ювенального права уголовного судопроизводства. В дальнейшем был издан «Закон о судах для несовершеннолетних», который действует и в наши дни.

С учетом изложенного, предлагаем следующее:

1. Вернуть в УПК РФ правило, которое было

предусмотрено УПК РСФСР, об обязательном производстве предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

2. Передать функции предварительного расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних одному ведомству. В этом ведомстве должна быть предусмотрена соответствующая специализация следователей, предусмотрена их дополнительная подготовка в виде проведения различных семинаров, круглых столов с участием как сотрудников ОПДН, так и сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства и других служб, призванных бороться с преступностью несовершеннолетних.

1. Снижение уровня преступности несовершеннолетних за последние 5 лет произошло на фоне снижения общего количества преступлений в России: общее количество преступлений в 2007 году — 3582541 преступление; в 2008 — 3209862; в 2009 — 2994820; в 2010 — 2628800; в 2011 — 2404807. Количество выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления: в 2007 — 131965 несовершеннолетних; в 2008 -107890; в 2009 -85452; в 2010 — 77692; в 2011 — 65963. Электронный ресурс: URL http://www.mvd.ru.

3. Часть 2 ст. 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР Агенство «бизнес-информ». М., 1998.

4. «Анкетирование показало, что 64% следователей считают ее назначение и производство наиболее целесообразным по данной категории дел. Специальные психиатрические знания в рамках судебной экспертизы могут использоваться как при проведении судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ), так и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ).

Как показал анализ материалов 191 уголовного дела о преступлениях несовершеннолетних, от общего числа всех назначавшихся и проводившихся судебных экспертиз КСППЭ обвиняемых составили 38%; психиатрические экспертизы

несовершеннолетних обвиняемых составили 13%. Причем все экспертизы назначались по инициативе следователя.» Гвоздева И.С.

Использование специальных психиатрических знаний по делам о преступлениях несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 6. С. 10 -12.

6. Электронный ресурс: URL: http://

www.consultant.ru/online/base/? req=doc;base=LAW; n=122887;p=1

7. Далее — ОПДН.

8. Приказ МВД РФ № 323 от 13.05.2003 года «Об утверждении Наставления о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

2. Kirichek L. V.. «Juvenal justice and prospects of modern pedagogical culture»//Questions justices. 2010. № 4. R 13-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Part 2 art. 126 of the Criminally-remedial code of RSFSR. Agency «business inform». M.: 1998.

6. An electronic resource: URL: http:// www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=122887; p=1

7. Further OPDN.

Для того, чтобы обозначить преступления, отнесённые к исключительному ведению органов Федеральной службы безопасности, обратимся к статье 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в которой говорится, что «Предварительное следствие производится:…2) следователями органов Федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 200.1 частью второй, 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, 211, 215.4 частью второй пунктом б, 217.1, 226.1, 229.1, 274.1, 275-281, 283, 283.1, 284, 322 частью третьей, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355, 359 и 361 Уголовного кодекса РФ».

Рассмотрим данные преступления, разделив их в зависимости от родового объекта посягательства, и начнём с преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. По непосредственному объекту данные преступления могут быть классифицированы следующим образом:

1. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность РФ (государственная измена-ст. 275 УК, шпионаж-ст. 276 УК);

2. Преступления посягающие на основы политической системы РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля-ст. 277 УК, насильственный захват власти или насильственное удержание власти-ст. 278 УК, вооружённый мятеж-ст. 279 УК, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ-ст. 280 УК, организация экстремистского сообщества-282-1 УК, а также статьи 282-2, 282-3 и 284-1);

3. Преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность РФ (диверсия-ст. 281 УК);

4. Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны РФ (разглашение государственной тайны-ст. 283 УК и утрата документов, содержащих государственную тайну-ст. 284 УК).

За совершение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства предусмотрены довольно суровые меры наказания. Во всех статьях предусмотрено лишение свободы, причём преобладающим является срок от двенадцати до двадцати лет. Шесть составов из тринадцати отнесены к особо тяжким преступлениям.

Рассмотрим следующую группу преступлений, посягающих на нормальное осуществление государственной власти. В данной группе к исключительной подследственности ФСБ отнесены следующие преступления: незаконное пересечение Государственной границы РФ – ст. 322 УК, организация незаконной миграции – ст. 322-1 УК, противоправное изменение Государственной границы РФ – ст. 323 УК, провокация взятки – ст. 304 УК. Также к совместной подследственности органов ФСБ и других правоохранительных органов относятся статьи 285, 285-4, 286, 306-311, 316. По отношению к должностным преступлениям на органы ФСБ возложена обязанность разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими органами меры по борьбе с коррупцией. Полномочия органов ФСБ в данном отношении, по существу, сведены к мерам, ограниченным в основном рамками оперативно-розыскной деятельности. Данные преступления в большинстве своём наказываются крупными штрафами.

Ещё одной группой являются преступления, посягающие на общественную безопасность и общественный порядок. Из 70 составов к исключительной подследственности ФСБ относятся 13 статей: 205, 205.1-205.5, 208, 211, 215.4 часть 2 пункт «б», 217-1, 226-1, 229-1, 274-1. А также 23 состава относятся к альтернативной подследственности, статьи: 206, 207, 209-210, 215-4 часть 2 пункт «а», 222 часть 2 и 3, 223-1, 226 часть 2-4, 228 часть 2 и 3, 228-1, 228-4, 234-1 часть 2 и 3, 239, 243 часть 2, 243-2 часть 3, 243-3 часть 2, 263-1, 272-274. Данные преступления влекут за собой довольно серьёзную юридическую ответственность в виде лишения свободы на срок от 7 до 20 лет или крупные штрафы.

Рассмотрим следующую группу преступлений, посягающих на интересы государства в сфере внешнеэкономической деятельности. Два преступления из рассматриваемой группы относится к исключительной подследственности органов ФСБ это статья 189 УК – «Незаконный экспорт из РФ или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники» и статья 200-1 УК – «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа». Статья 193 УК относится к совместной с органами прокуратуры и МВД подследственности ФСБ. Помимо этих составов к альтернативной подследственности ФСБ относятся статьи: 171 часть 2, 171-1 часть 1, 2, 4, 6, 172, 172-2, 173-1, 173-2, 174, 174-1, 176, 183, 187, 190, 191, 192, 193-1, 194 часть 1 и 2, 195-197, 200-2.

В данной группе рассмотрим подробно статью 189 УК. Название статиь? Предметом преступления являются технологии, научно-техническая информация, услуги, сырьё, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль. Объективная сторона преступления выражается в незаконном вывозе за границу указанных технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования без обязательств об обратном ввозе. Преступление характеризуется в форме прямого умысла. При этом лицо должно быть осведомлено о содержание и характере экспортируемых предметов и при этом оно сознательно уклоняется от специального экспортного контроля, нарушая законный порядок экспорта. Субъект преступления – общий.

Наконец, рассмотрим последнюю группу преступлений, посягающих на мир и безопасность человечества. Данные преступления находятся в 34 главе УК РФ, из них 3 состава относятся к исключительной подследственности ФСБ, статьи: 355 –»Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения», 359 – «Наемничество», 361 – «Акт международного терроризма». Также 2 состава относятся к альтернативной подследственности, статьи: 353 – «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны», 354 – «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны». Данные преступления наказываются крупными штрафами и серьёзными сроками лишения свободы.

Исходя из того, что органы государственной безопасности осуществляют борьбу с довольно большим перечнем преступлений, за которые установлена суровая юридическая ответственность, можно сделать вывод о том, что преступления являются основным, но при этом не единственным видом правонарушений борьбу с которыми осуществляют органы.

Российским законодательством и ведомственными нормативными актами четко определены полномочия должностных лиц органов Следственного комитета России, пределы осуществления ими вмешательства в жизнь и деятельность граждан России, хозяйствующих субъектов, государственных и муниципальных органов, учреждений и предприятий.

Создание Следственного комитета преследует одну цель – расследование преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 151 УПК РФ к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, и проведение проверок в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ по сообщениям о совершении преступлений указанной категории.

Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета Российской Федерации регламентирован Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 № 72 (далее – Инструкция).

В соответствии с п. 20 указанной инструкции, с которым связано наибольшее количество вопросов, возникающих при рассмотрении обращений граждан, и в соответствии с которым сообщения, заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 – 145 УПК РФ.

Включение в Инструкцию данной нормы, регулирующей порядок приема и регистрации сообщений о преступлениях, обусловлено многочисленными заявлениями, в которых граждане просят привлечь то или иное лицо к уголовной ответственности по соответствующей статье УК РФ, при отсутствии в заявлении описания, в чем конкретно выразилось совершение уголовно-наказуемого деяния, в чем заключаются преступные последствия и причинная связь между ними.

Следует помнить, что законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды ответственности за соответствующие нарушения закона : гражданско-правовую, административную, дисциплинарную. Уголовная ответственность предусмотрена за наиболее тяжкие, представляющие повышенную общественную опасность деяния. В этой связи некоторые действия предусмотрены одновременно уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушения, наступление того или иного вида ответственности обусловлено наступившим результатом противоправных действий.

Кроме того, в Главное следственное управление поступают многочисленные заявления с требованием привлечения к уголовной ответственности судей, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей в связи с несогласием с действиями и решениями, принятыми в ходе расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел, обращений граждан, в том числе и сообщений о преступлениях.

Согласно п. 21. Инструкции : «Поступившие в следственный орган СК России сообщения, заявления, обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят в связи с этим вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, также не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 – 145 УПК РФ».

В данном случае конкретным фактом, свидетельствующим о совершении преступления, не будет являться мнение заявителя о правомерности либо неправомерности применения судьей, прокурором, работником следствия и дознания той или иной нормы материального и процессуального права.

Подобные обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», талон-уведомление при приеме заявителю не выдается.

Внимание граждан хотелось бы обратить на особый статус, которым наделены, в соответствии с действующим законодательством, судебные органы.

Так, согласно ст. 90 УПК РФ «Преюдиция» — обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.

Из содержания данной статьи следует, что не подлежат рассмотрению по существу следственными органами жалобы и иные обращения, в которых заявители просят проверить ранее исследованные судом факты, признать незаконными и необоснованными заключения экспертов, показания участников судопроизводства, дать оценку документам, которым ранее уже дана оценка в судебном заседании.

В заключение хотелось бы напомнить, что органы Следственного комитета не являются универсальным контролирующим органом, наделенным полномочиями по рассмотрению всех спорных правовых вопросов, возникающих между гражданами и различными государственными, муниципальными и хозяйствующими органами, организациями и учреждениями. Следственные органы действуют строго в рамках полномочий, определенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, не наделены правом разрешения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору и контролю за деятельностью иных правоохранительных органов. В связи с чем, все обращения, не относящиеся к компетенции органов СК России, подлежат направлению по подведомственности.

На основании вышеизложенного, лицам, обращающимся в Главное следственное управление по вопросам несогласия с действиями (бездействием), процессуальными решениями должностных лиц органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических веществ, иных правоохранительных органов следует обращаться либо в вышестоящий орган по отношению к органу и должностному лицу чьи действия (бездействие), процессуальные решения обжалуются, либо в органы прокуратуры, наделенные надзорными полномочиями.

Предварительное следствие следователями Следственного комитета Российской Федерации производится согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ,по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями:

Статья 105 УК РФ Убийство
Статья 106 УК РФ Убийство матерью новорожденного ребенка
Статья 107 УК РФ Убийство, совершенное в состоянии аффекта
Статья 108 УК РФ Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление
Статья 109 УК РФ Причинение смерти по неосторожности
Статья 110 УК РФ Доведение до самоубийства
Статья 111 УК РФ частью четвертой — Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего
Статья 120 УК РФ Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации
Статья 126 УК РФ Похищение человека
Статья 127 УК РФ часть вторая — незаконное лишение свободы, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
ж) в отношении двух или более лиц,
и часть третья — те же деяния, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия,
Статья 127.1 УК РФ часть вторая — торговля людьми совершенная:
а) в отношении двух или более лиц;
б) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) с перемещением потерпевшего через Государственную границу РФ или с незаконным удержанием его за границей;
д) с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего;
е) с применением насилия или с угрозой его применения;
ж) в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей,
и часть третья — те же деяния:
а) повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия;
б) совершенные способом, опасным для жизни и здоровья многих людей;
в) совершенные организованной группой
Статья 127.2 УК РФ часть вторая — использование рабского труда, совершенное:
а) в отношении двух или более лиц;
б) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) с применением шантажа, насилия или с угрозой его применения;
д) с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего
и часть третья — те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия либо совершенные организованной группой.
Статья 128 УК РФ Незаконное помещение в психиатрический стационар
Статья 131 УК РФ Изнасилование
Статья 132 УК РФ Насильственные действия сексуального характера
Статья 133 УК РФ Понуждение к действиям сексуального характера
Статья 134 УК РФ Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
Статья 135 УК РФ Развратные действия
Статья 136 УК РФ Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина
Статья 137 УК РФ Нарушение неприкосновенности частной жизни
Статья 138 УК РФ Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений
Статья 139 УК РФ Нарушение неприкосновенности жилища
Статья 140 УК РФ Отказ в предоставлении гражданину информации
Статья 141 УК РФ Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий
Статья 141.1 УК РФ Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума
Статья 142 УК РФ Фальсификация избирательных документов, документов референдума
Статья 142.1 УК РФ Фальсификация итогов голосования
Статья 143 УК РФ Нарушение правил охраны труда
Статья 144 УК РФ Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
Статья 145 УК РФ Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет
Статья 145.1 УК РФ Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
Статья 146 УК РФ Нарушение авторских и смежных прав
Статья 147 УК РФ Нарушение изобретательских и патентных прав
Статья 148 УК РФ Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий
Статья 149 УК РФ Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них
Статья 170.1 УК РФ Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета
Статья 171.2 УК РФ Незаконные организация и проведение азартных игр
Статья 185 УК РФ Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг
Статья 185.1 УК РФ Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
Статья 185.2 УК РФ Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги
Статья 185.3 УК РФ Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг
Статья 185.4 УК РФ Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг
Статья 185.5 УК РФ Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества
Статья 185.6 УК РФ Неправомерное использование инсайдерской информации (Федеральным законом от 27.07.2010 N 224-ФЗ, вступающим в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования (опубликован в «Российской газете» — 30.07.2010), УК РФ будет дополнен 185.6)
Статья 198 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица
Статья 199 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
Статья 199.1 УК РФ Неисполнение обязанностей налогового агента
Статья 199.2 УК РФ Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов
Статья 205 УК РФ Террористический акт
Статья 205.1 УК РФ Содействие террористической деятельности
Статья 205.2 УК РФ Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма
Статья 208 УК РФ Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем
Статья 209 УК РФ Бандитизм
Статья 210 УК РФ Организация преступного сообщества (преступной организации)
Статья 211 УК РФ Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава
Статья 212 УК РФ Массовые беспорядки
Статья 215 УК РФ Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики
Статья 215.1 УК РФ Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения
Статья 216 УК РФ Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ
Статья 217 УК РФ Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах
Статья 227 УК РФ Пиратство
Статья 237 УК РФ Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей
Статья 238 УК РФ Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности
Статья 239 УК РФ Организация объединения, посягающего на личность и права граждан
Статья 246 УК РФ Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ
Статья 247 УК РФ Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов
Статья 248 УК РФ Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами
Статья 249 УК РФ Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений
Статья 250 УК РФ часть вторая — загрязнение вод, повлекшее причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации,
и часть третья — то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека
Статья 251 УК РФ часть вторая -загрязнение атмосферы, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека,
и часть третья -то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека
Статья 252 УК РФ часть вторая -Загрязнение морской среды, причинившее существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам,
и часть третья -те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека
Статья 254 УК РФ часть вторая — Порча земли, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации,
и часть третья — то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека
Статья 255 УК РФ Нарушение правил охраны и использования недр
Статья 263 УК РФ Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта
Статья 263.1 УК РФ Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах
Статья 269 УК РФ Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов
Статья 270 УК РФ Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
Статья 271 УК РФ Нарушение правил международных полетов
Статья 279 УК РФ Вооруженный мятеж
Статья 282 УК РФ Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
Статья 282.1 УК РФ Организация экстремистского сообщества
Статья 282.2 УК РФ Организация деятельности экстремистской организации
Статья 285 УК РФ Злоупотребление должностными полномочиями
Статья 285.1 УК РФ Нецелевое расходование бюджетных средств
Статья 285.2 УК РФ Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
Статья 286 УК РФ Превышение должностных полномочий
Статья 287 УК РФ Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ
Статья 288 УК РФ Присвоение полномочий должностного лица
Статья 289 УК РФ Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Статья 290 УК РФ Получение взятки
Статья 291 УК РФ Дача взятки
Статья 292 УК РФ Служебный подлог
Статья 293 УК РФ Халатность
Статья 294 УК РФ часть вторая — Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования:
Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела
и часть третья — те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения,
Статья 295 УК РФ Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование
Статья 296 УК РФ Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования
Статья 298 УК РФ Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя
Статья 299 УК РФ Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности
Статья 300 УК РФ Незаконное освобождение от уголовной ответственности
Статья 301 УК РФ Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей
Статья 302 УК РФ Принуждение к даче показаний
Статья 303 УК РФ Фальсификация доказательств
Статья 304 УК РФ Провокация взятки либо коммерческого подкупа
Статья 305 УК РФ Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта
Статья 317 УК РФ Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
Статья 318 УК РФ Применение насилия в отношении представителя власти
Статья 320 УК РФ Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа
Статья 321 УК РФ Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества
Статья 328 УК РФ Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы
Статья 332 УК РФ Неисполнение приказа
Статья 333 УК РФ Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы
Статья 334 УК РФ Насильственные действия в отношении начальника
Статья 335 УК РФ Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности
Статья 336 УК РФ Оскорбление военнослужащего
Статья 337 УК РФ Самовольное оставление части или места службы
Статья 338 УК РФ Дезертирство
Статья 339 УК РФ Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами
Статья 340 УК РФ Нарушение правил несения боевого дежурства
Статья 341 УК РФ Нарушение правил несения пограничной службы
Статья 342 УК РФ Нарушение уставных правил караульной службы
Статья 343 УК РФ Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности
Статья 344 УК РФ Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне
Статья 345 УК РФ Оставление погибающего военного корабля
Статья 346 УК РФ Умышленные уничтожение или повреждение военного имущества
Статья 347 УК РФ Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности
Статья 348 УК РФ Утрата военного имущества
Статья 349 УК РФ Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих
Статья 350 УК РФ Нарушение правил вождения или эксплуатации машин
Статья 351 УК РФ Нарушение правил полетов или подготовки к ним
Статья 352 УК РФ Нарушение правил кораблевождения
Статья 353 УК РФ Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны
Статья 354 УК РФ Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны
Статья 356 УК РФ Применение запрещенных средств и методов ведения войны
Статья 357 УК РФ Геноцид
Статья 358 УК РФ Экоцид
Статья 359 УК РФ Наемничество
Статья 360 УК РФ Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.
Кроме того, предварительное следствие проводится следователями Следственного комитета РФ по всем уголовным делам о преступлениях, совершенных:
• членом Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
• судьей Конституционного Суда РФ, судьей федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировым судьей и судьей конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжным или арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия;
• Председателем Счетной палаты РФ, его заместителем и аудитором Счетной палаты РФ;
• Уполномоченным по правам человека в РФ;
• Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, а также кандидатом в Президенты РФ;
• прокурором;
• Председателем Следственного комитета РФ;
• руководителем следственного органа;
• следователем;
• адвокатом;
• членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
• зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы, зарегистрированным кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;
должностными лицами:
• Следственного комитета РФ,
• органов федеральной службы безопасности,
• Службы внешней разведки РФ,
• Федеральной службы охраны РФ,
• органов внутренних дел РФ,
• учреждений и органов уголовно-исполнительной системы,
• органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
• таможенных органов РФ,
• военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы,
• лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ,
• других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
• а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *