Предметом деятельности АНО является

Устав АНО «Российская Cеть Культурного Наследия»

У С Т А В
АНО «Российская Cеть Культурного Наследия»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНО

3. РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ

3.1. ПРЕЗИДИУМ АНО

3.2. СЕКРЕТАРИАТ ПРЕЗИДИУМА АНО

3.3. ПРЕЗИДЕНТ АНО

3.4. ДИРЕКТОР АНО

3.5. РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ АНО

3.6. НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ АНО

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕДИТЕЛЯ АНО

5. ИМУЩЕСТВО АНО

6. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ АНО

7. СТРУКТУРА АНО

8. РЕОРГАНИЗАЦИЯ АНО

9. ЛИКВИДАЦИЯ АНО

10. ТЕРМИНОЛОГИЯ

  • ЮРИДИЧЕСКИЕ И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ
  • 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Некоммерческая организация культуры «Сеть Культурного Наследия», именуемая в дальнейшем АНО, является не имеющей членства автономной некоммерческой организацией, учрежденной в целях предоставления услуг в области создания, развития и поддержания информационно-компьютерной сети «Российская Сеть Культурного Наследия» (далее по тексту — Сеть) объединяющей региональные информационные узлы и центры российских музеев. В своей деятельности АНО преследует культурные, образовательные, социальные и иные общественно полезные цели.
    Органы управления АНО в своей текущей деятельности используют передовые достижения информационных технологий. Процедуры внесения предложений, их обсуждение и принятие органами управления АНО соответствующих решений реализуются современными сетевыми методами.
    1.1. Наименования АНО.
    1.1.1. Полное название АНО: Автономная Некоммерческая Организация «Сеть Культурного Наследия»
    1.1.2. Сокращенное название АНО: АНО «СКН»
    1.1.3. Полное (сокращенное) название АНО в английском написании: Cultural Heritage Network (CHN).
    1.2. АНО не имеет основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль Учредителю.
    Учредитель и руководители АНО не могут использовать имущество АНО в собственных интересах.
    1.3. АНО, выполняя свои уставные задачи, действует на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О некоммерческих организациях», Гражданского кодекса Российской Федерации, других законов и иных правовых актов Российской Федерации, настоящего устава.
    1.4. АНО является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде.
    АНО имеет самостоятельный баланс, расчетные и другие счета, включая валютный, круглую печать со своим названием, штампы и бланки.
    1.5. АНО может иметь зарегистрированную в установленном порядке символику, в том числе эмблемы, флаги и вымпелы.
    1.6. АНО может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством места открытия.
    1.7. АНО отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. Учредитель не отвечает по обязательствам АНО, а АНО не отвечает по обязательствам учредителя.
    1.8. Место нахождения руководящих органов АНО (Президиум, Президент, Секретариат, исполнительная дирекция АНО, Ревизионная Комиссия и Наблюдательный Совет) располагается по адресу: 103074, г. Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.2.
    1.9. Учредителем АНО является Государственное унитарное предприятие Главный информационно-вычислительный Центр Министерства культуры Российской Федерации (ГУП ГИВЦ МК РФ).
    Юридический адрес Учредителя:
    103074, г. Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.2
    БИК 044525342
    ИНН 7705036619
    ОКОНХ 82000, ОКПО 02194416
    2. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНО
    2.1. Основной целью АНО является предоставление услуг по сопровождению и последующему развитию информационной компьютерной сети «РОССИЙСКАЯ СЕТЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДЯ» (по тексту — Сеть).
    Сеть призвана обеспечить взаимодействие музеев, галерей, выставочных залов и иных учреждений культуры всех форм собственности, ориентированных на хранение, приумножение и представление уникальных памятников культурного наследия российской и мировой общественности.

    2.2. Предмет деятельности АНО составляют следующие виды деятельности:

    • представление и пропаганда Российского культурного наследия мировому сообществу;
    • организация региональных филиалов и представительств АНО обеспечивающих функционирование распределенной структуры Сети;
    • создание коммуникационной среды для специалистов и культурологов различных регионов России;
    • обеспечение содержательного и технологического развития системы базовых серверов Сети;
    • совершенствование, развитие и применение передовых компьютерных технологий;
    • организация процесса подготовки и переподготовки специалистов в области компьютерных технологий, обеспечивающих надлежащее функционирование Сети;
    • развитие технологий дистанционного обучения;
    • совершенствование механизмов культурного туризма в России;
    • осуществление других видов деятельности, соответствующих целям АНО.

    2.3. АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой она создана. Такой деятельностью может быть производство товаров и услуг, отвечающих цели создания АНО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
    2.4. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, АНО занимается на основании лицензии.
    3. РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ
    Руководящие органы в пределах установленных настоящим Уставом компетенций обеспечивают представительские, исполнительные, ревизионные и контрольные функции. Все органы АНО формируются и функционируют с соблюдением демократических норм, традиций и принципов.
    В своей деятельности руководящие органы АНО применяют передовые достижения сетевых информационных технологий: электронные формы выдвижения инициатив, обсуждения и голосования. Деятельность АНО осуществляется с соблюдением гласности и открытости. Все решения органов управления, их приказы, распоряжения, акты и заключения представляются заинтересованным лицам в сетевом доступе. Результаты деятельности АНО публикуются в сети.
    3.1. ПРЕЗИДИУМ АНО
    3.1.1. Высшим коллегиальным органом управления АНО является Президиум АНО. Президиум АНО и его постоянно действующие органы (Президент, Вице-президент, Секретариат) обеспечивают соблюдение целей, в интересах которых была создана АНО. Президиум АНО реализует представительские функции АНО.
    3.1.2. Президиум АНО в пределах компетенций и в порядке установленных настоящим Уставом принимает Решения путём голосования. В ходе голосований Президиум АНО оперирует не более чем 93 голосами.
    В момент учреждения АНО состав Президиума АНО формируется из числа членов (действительные члены), представляющих часть регионов России, в полной мере подготовленных к участию в сетевой работе. В последующем, начальный состав Президиума АНО постепенно укомплектовывается, отражая организационную и технологическую готовность российскеих регионов включиться в полноценное сетевое взаимодействие.
    Все решения начального, стартового состава Президиума АНО обязательны для его последующих составов и могут быть дезавуированы с соблюдением установленного регламента в форме принятия по каждому спорному вопросу соответствующего нового решения Президиума АНО.
    3.1.3. Каждый из 89 регионов России, вне зависимости от размеров региона и количества, расположенных на его территории музеев представлен в Президиуме АНО одним голосом.
    3.1.4. Города Москва и С-Петербург, в силу их особого положения, обособляются от своих областей: в рамках деятельности АНО им придаётся статус самостоятельных регионов. Правомочными членами Президиума АНО, выражающими интересы федеральной власти, являются представители МК РФ и Учредителя.
    3.1.5. Персональный состав Президиума не является постоянным. Персональный состав Президиума АНО определяется процедурой делегирования музеями полномочий представителям от регионов.
    Устав не устанавливает никаких ограничительных цензов по кандидатурам членов Президиума.
    Все процедуры выдвижения, избрания и утверждения полномочий обеспечиваются сетевыми методами и технологиями.
    3.1.6. Право участия в процедуре делигирования представителя в Президиум АНО предоставляется музеям и их филиалам (имеющим независимый от головного музея почтовый адрес), прошедшим в установленном порядке регистрацию во Всероссийском Реестре Музеев. Участвовать в выборах имеют право музеи (филиалы) всех организационно-правовых форм, включая муниципальные, частные общественные и личные, имеющие в открытом публичном доступе постоянно действующую (не виртуальную) экспозицию.
    3.1.7. Президиум открыт для представительства в Сети интересов тех зарубежных музейных организаций, которые ставят своей задачей сохранение, преумножение и представление Российского Культурного Наследия мировой общественности.
    3.1.8. Допускается делегирование от региона в состав Президиума двух и более членов. При этом «вес» каждой кандидатуры прямо пропорционален количеству поддержавших её музеев данного региона, а принадлежащий региону «голос» распределяется соответствующим образом между всеми уполномоченными представителями региона.
    3.1.9. Органам управления АНО запрещено оказывать какое-либо влияние на процесс выдвижения и утверждения регионами своих представителей в Президиум АНО.
    3.1.10. Президиум АНО, как высший орган управления АНО, созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
    3.1.11. Для принятия срочных вопросов может инициироваться процедура внеочередных заседаний Президиума. Такую процедуру вправе инициировать: Президент АНО, инициативная группа из 15 членов Президиума АНО, любой из членов ревизионной комиссии, директор АНО, Наблюдательный Совет и Учредитель.
    3.1.12. Заседание Президиума АНО правомочно, если в его работе приняло участие более половины его действительных членов. Решение Президиума АНО принимаются единогласно, простым или квалифицированным большинством голосов действительных членов Президиума АНО, принимавших участие в его заседании.
    3.1.13. К исключительной компетенции Президиума АНО относится решение следующих вопросов:
    (a) изменение устава АНО (принимается большинством в 75% от числа участвовавших в голосовании действительных членов);
    (b) определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования ее имущества (принимается простым большинством голосов принявших участие в голосовании действительных членов);
    (c) образование исполнительных органов АНО и досрочное прекращение их полномочий (принимается большинством в 75% от числа участвовавших в голосовании действительных членов);
    (d) реорганизация и ликвидация АНО (принимается большинством в 75% от числа участвовавших в голосовании действительных членов);
    3.1.14. В компетенцию Президиума АНО входит решение следующих вопросов:
    (a) выборы Президента АНО и утверждение Вице-президента АНО (принимается простым большинством голосов принявших участие в голосовании действительных членов);
    (b) образование ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий (принимается простым большинством голосов принявших участие в голосовании действительных членов);
    (c) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса (принимается простым большинством голосов принявших участие в голосовании действительных членов);
    (d) утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений (принимается простым большинством голосов принявших участие в голосовании действительных членов);
    (e) создание филиалов и открытие представительств АНО (принимается простым большинством голосов принявших участие в голосовании действительных членов);
    (f) участие в других организациях (принимается простым большинством голосов принявших участие в голосовании действительных членов);
    (g) создание коммерческих организаций (принимается простым большинством голосов принявших участие в голосовании действительных членов);
    (h) формирование Наблюдательного Совета и утверждение соответствующего «Положения о Наблюдательном Совете» (принимается большинством в 75% от числа участвовавших в голосовании действительных членов);
    3.1.15. По инициативе Президента АНО, Директора АНО и Учредителя на рассмотрение могут быть вынесены и другие вопросы деятельности АНО и ее должностных лиц. Президиум АНО вправе обсуждать любые вопросы, но при этом Президиум АНО вправе принимать решения исключительно в границах своих компетенций.
    3.1.16. Члены Президиума АНО выносят свои предложения на обсуждение в форме соответствующих электронных писем на имя Президента АНО. Президиум вправе отказать члену в обсуждении его предложения только в случае не соответствия постановки вопроса компетенции Президиума АНО.
    3.1.17. Президиум АНО принимает решения методом электронного голосования.
    3.1.17.1. Голосование проводится исключительно по тем вопросам, которые заявлены в «повестке дня» заседания Президиума АНО.
    Члены Президиума АНО вносят свои предложения на голосование в форме проекта решения Президиума АНО.
    3.1.17.2. Голосование считается состоявшимся, если в нём приняли участие более половины действительных членов Президиума АНО. Не проголосовавшие члены номинируются как воздержавшиеся. При этом каждый проект решения должен быть в обязательном порядке доведён до сведенья всех действительных членов Президиума АНО.
    3.2. СЕКРЕТАРИАТ ПРЕЗИДИУМА АНО
    Секретариат обеспечивает текущую работу Президиума АНО.
    3.2.1. Секретариат функционирует как технический орган Президиума АНО.
    В частности, Секретариат способствует выполнению принятых Президиумом АНО решений, отвечает за протокольное обеспечение работы Президиума АНО, аккумулирует общественные инициативы и производственные предложения, подготавливает и обеспечивает ведение сетевых «обсуждений» и «заседаний» Президиума АНО, организует информационное обслуживание членов Президиума АНО, реализует методами сетевых технологий установленные процедуры делегирования и представительства.
    3.2.2. Секретариат не вправе принимать какие-либо решения, как от лица Президиума АНО, так и от лица АНО в целом.
    3.2.3. Структуру Секретариата по представлению Президента АНО устанавливает Президиум АНО. Текущую работу Секретариата организует и контролирует Вице-президент АНО.
    3.3. ПРЕЗИДЕНТ АНО
    3.3.1. Президент АНО избирается Президиумом АНО на пять лет. Ограничительные цензы на кандидатуру Президента АНО не устанавливаются.
    3.3.2. Вице-президент АНО представляется Президентом АНО и утверждается Президиумом АНО. Президент АНО обеспечивает текущее представительство в границах полномочий, функций и обязанностей высшего органа управления АНО.
    3.3.3. Обеспечивая решения Президиума АНО, Президент АНО:

    • обеспечивает генеральное руководство деятельностью АНО и учрежденных с участием АНО дочерних региональных организаций, филиалов и представительств в Сети.
    • утверждает (по представлению Директора АНО) организационную структуру исполняющих органов, устанавливает штатное расписание АНО и учрежденных ею региональных организаций.
    • представляет Президиуму АНО кандидатуру вице-президента АНО на утверждение, подписывает с ним трудовой контракт.
    • назначает и увольняет директора АНО. Назначает и увольняет директоров юридических лиц, единственным учредителем которых является АНО. Подписывает с ними трудовые контракты.
    • утверждает Положения о филиалах и представительствах АНО.
    • назначает и увольняет руководителей филиалов и представительств.
    • руководствуясь утверждённой Президиумом АНО приоритетностью проектов и программ, конкретизирует направленность текущей деятельности АНО.
    • в исполнение решений Президиума АНО и в пределах компетенции издает соответствующие приказы, распоряжения и указания по АНО.
    • без доверенности представляет интересы АНО в любых учреждениях и организациях.
    • контролирует финансирование текущей деятельности АНО.
    • утверждает сметы проектов и программ.
    • обеспечивает взаимодействие с органами государственного управления, государственными, общественными, финансовыми и международными АНО.
    • утверждает результаты проводимых конкурсов.

    3.4. ДИРЕКТОР АНО
    3.4.1. Директор АНО — глава исполнительного органа управления АНО.

    • Кандидатура Директора АНО представляется Президентом АНО и утверждается действующим составом Президиума АНО. Директор назначается (снимается с должности) приказом Президента АНО.
    • Директор АНО осуществляет текущее руководство организацией. Во всех своих действиях Директор АНО подотчетен Президиуму АНО и Президенту АНО.
    • Директор руководит административным аппаратом АНО, действует от имени АНО без доверенности.
    • Директор подписывает от имени АНО необходимые юридические и финансовые документы.
    • Пользуется правом найма и увольнения, заключает и расторгает от имени АНО трудовые договоры и контракты с сотрудниками АНО.
    • Заключает от имени АНО договоры и иные сделки.
    • Открывает в банках и иных кредитных учреждениях расчетные и иные счета АНО.
    • Подписывает платежные документы.
    • Издает по АНО инструкции, приказы, распоряжения. Выдает доверенности.
    • Применяет меры поощрения работников и налагает на них взыскания.
    • Утверждает положения об оплате труда,
    • Утверждает положение об отделах и должностные инструкции.
    • Директор подконтролен Президиуму АНО и Президенту АНО. Директор действует в пределах полномочий предписанных настоящим Уставом.
    • К компетенции Директора АНО относится решение всех вопросов текущего руководства, которые не составляют компетенцию Президента АНО и Президиума АНО.
    • На время своего отсутствия (но не более чем на 30 дней) Директор АНО может назначать из числа сотрудников АНО исполняющего обязанности Директора АНО.

    3.4.2. Почтовый адрес АНО и место хранения документов АНО:
    103074, г. Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.2
    3.5. РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ АНО
    Орган управления, обеспечивающий в АНО ревизионные функции, является Ревизионная комиссия (далее по тегсту — РК).
    3.5.1. Предложения по численности и составу РК вносят члены Президиума АНО. Окончательный состав РК утверждает Президиум АНО.
    3.5.2. Учредитель имеет право делегировать своего представителя в состав РК.
    3.5.3. Голосование по составу РК поимённое и тайное. Кандидат становится членом РК при том условии, что за него проголосуют не менее 50% принявших участие в голосовании и если против его кандидатуры проголосует не более 10% принявших участие в голосовании действительных членов Президиума АНО.
    3.5.4. Директор не может являться членом РК.
    3.5.5. РК производит ревизию финансовой и хозяйственной деятельности АНО. Члены РК вправе привлекать к своей работе сторонних специалистов. Подготовленные сторонними специалистами заключения в обязательном порядке представляются и подписывается, как минимум одним из членом РК.
    3.5.6. Число членов контрольно-ревизионной комиссии не ограничивается.
    3.5.7. Срок полномочий контрольно-ревизионной комиссии не ограничен.
    3.5.8. РК готовит заключение по годовому отчету и годовому балансу, представляет их Президиуму АНО. Все заключения РК утверждаются соответствующим решением Президиума АНО.
    3.5.9. По запросу РК все должностные лица АНО обязаны представлять членам комиссии всю необходимую информацию и документы.
    3.6. НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ АНО
    Наблюдательный Совет — орган управления АНО призванный обеспечить действенный контроль за деятельностью демократических институтов организации со стороны широких слоёв российской общественности.
    Наблюдательный Совет контролирует соответствие принятых органами управления решений Уставу АНО, следит за соблюдением Президиумом Устава АНО и её Регламентов.
    3.6.1. Наблюдательный Совет вправе рассматривать вопросы текущей деятельности органов управления АНО на предмет их соответствия положениям действующего Устава АНО.
    В компетенцию Наблюдательного Совета входит установление фактов несоответствия Уставу АНО её внутренних Регламентов, Протоколов, Инструкций и иных процедурных аспектов деятельности АНО.
    3.6.2. Все отмеченные Наблюдательным Советом нарушения по его предписанию немедленно дезавуируются.
    3.6.3. Наблюдательный Совет не принимает к рассмотрению вопросы не входящие в его компетенцию.
    3.6.4. Все решения Наблюдательного Совета доносятся до самых широких слоёв российской общественности.
    3.6.5. Наблюдательный Совет формируется по предложению членов Президиума АНО из числа наиболее авторитетных и известных деятелей культуры РФ.
    Численный состав Наблюдательного Совета не регламентируется.
    3.6.6. Все органы управления АНО (Президент, Директор и Председатель Ревизионной комиссии) в пределах вменённой ответственности обязаны своевременно информировать членов Наблюдательного Совета обо всех принятых ими решениях процедурного характера.
    4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕДИТЕЛЯ АНО
    4.1. В соответствии с Законом об НКО Учредитель имеет право и обязан осуществлять надзор за деятельностью АНО.
    Это право и обязанность Учредитель осуществляет в соответствии с настоящим уставом посредством контрольного и наблюдательного органов АНО.
    Свои полномочия и права в этих органах управления учредитель вправе на основании письменной доверенности передавать другому лицу;
    4.2. Учредитель АНО не сохраняет прав на имущество, переданное в собственность АНО.
    Учредитель АНО не отвечает по обязательствам АНО. В свою очередь, АНО не отвечает по обязательствам Учредителя.
    4.3. Учредитель АНО может пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
    5. ИМУЩЕСТВО АНО
    5.1. АНО может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности АНО, указанной в уставе.
    В собственности АНО могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств АНО в соответствии с ее уставными целями.

    5.2. Источниками формирования имущества АНО являются:

    • взносы учредителей;
    • благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной и натуральной форме;
    • доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
    • поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);
    • доходы от предпринимательской деятельности АНО;
    • поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
    • труд добровольцев;
    • другие, не запрещенные законом поступления.

    5.3. Собственником имущества является АНО: учредитель АНО не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего АНО.
    5.4. АНО использует имущество для целей, указанных в уставе.
    6. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ АНО
    6.1. Процедура изменения и дополнения Устава АНО начинается принятием соответствующего решения Президиумом АНО.
    Право внесенния предложений по изменению Устава предоставляется Президенту АНО и инициативной группой из 15-ти действительных членов Президиума АНО.
    6.2. Изменения и дополнения в уставе АНО подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке и приобретают юридическую силу с момента регистрации этих изменений.
    7. СТРУКТУРА АНО.
    АНО вправе преобразоваться в общественную организацию или в фонд. Решение о подобном преобразовании принимает Президиум АНО. В соответствии с передаточным актом к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации.
    7.1. Филиалы АНО являются обособленными подразделениями, расположенными вне места нахождения АНО и осуществляющие все его функции или часть их, в том числе функции представительства.
    7.2. Представительства АНО являются обособленными подразделениями, расположенными вне места нахождения АНО, представляющими интересы АНО и осуществляющие их защиту.
    7.3. Филиалы и Представительства не являются юридическими лицами и действуют на основании Положений утверждаемых Президентом АНО. Имущество Филиала или Представительства учитывается на отдельном балансе и входит в баланс АНО.
    7.4. Руководители Представительств и Филиалов (директора) назначаются Приказом Президента АНО и действуют на основании доверенности.
    7.5. Филиалы и Представительства действуют от имени АНО. АНО несет ответственность за деятельность своих Филиалов и Представительств.
    8. РЕОРГАНИЗАЦИЯ АНО
    8.1. Реорганизация АНО (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) осуществляется по решению учредителя. Решением Учредительного Совета АНО филиалы и представительства могут быть выделены в дочерние организации АНО. Реорганизация выделения осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ и соответствующими федеральными законами.
    8.2. Цель и виды деятельности дочерних организаций должны соответствовать положениям настоящего Устава.
    8.3. АНО вправе преобразовываться в общественную организацию или фонд.
    8.4. Имущество АНО переходит после ее реорганизации ко вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ.
    9. ЛИКВИДАЦИЯ АНО
    9.1. Решение о ликвидации АНО принимает Президиум АНО. АНО может быть ликвидирована также на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
    9.2. Президиум, принявший решение о ликвидации АНО, назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и устанавливает в соответствии с Гражданским кодексом и другими федеральными законами порядок и сроки ликвидации АНО.
    9.3. Полномочия по управлению делами АНО переходят к Ликвидационной комиссии в момент её назначения. Ликвидационная комиссия от имени АНО выступает в суде.
    9.4. Имущество, оставшееся после ликвидации АНО, не может быть распределено между учредителями.
    9.5. Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, для достижения которых была создана АНО, или на благотворительные цели в соответствии с решением учредителя.
    9.6. Решение о ликвидации АНО направляется в орган, зарегистрировавший АНО, для исключения ее из единого государственного реестра юридических лиц.
    9.7. Дела ликвидированной АНО (учредительные документы, приказы, и т.п.) передают по описи в архив по месту государственной регистрации.
    10. ТЕРМИНОЛОГИЯ
    В ходе деятельности АНО список специфических терминов и их определений может изменяться и дополняться. Всякое такое изменение или дополнение предполагает утверждение составом действительных членов Президиума АНО.
    Для целей деятельности органов управления АНО и однозначности употребления терминов устанавливается следующее толкование специфических слов и словосочетаний:
    10.1. Информация считается своевременно доведённой до сведенья адресата, если она не менее чем за неделю была направлена адресату по его персональному электронному адресу и в течение суток отправителю не поступил фатальный возврат этого письма.
    10.2. Информация считается предоставленной определённому кругу лиц, компетентному органу или сторонней организации с момента обеспечения к ней уполномоченными лицами или организациями постоянного санкционированного сетевого доступна. Факт предоставления информации должен сопровождаться соответствующей ссылкой в регулярно рассылаемом подписном списке рассылки.
    10.3. Информация считается обнародованной, если она размещена на страницах серверов АНО в Сети в открытом несанкционированном доступе. Сроки размещения обнародованной информации на сетевых страницах устанавливаются собственником страниц представления.
    10.4. Информация считается опубликованной, если она доступна широкой общественности в открытом, несанкционированном сетевом доступе (по одному и тому же сетевому адресу, в неизменном виде и без ограничения срока хранения). Датой публикации считается момент её размещения на страницах сервера АНО в Сети.

    Образец устава некоммерческой организации

    Введение в действие поправок к Гражданскому кодексу, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 № 99, разделило НКО на корпоративные и унитарные. Разберемся в классификации, а также приведем готовые примеры, которые можно использовать для разработки, например, образца устава ассоциации некоммерческой организации 2020 года.

    Некоммерческие корпоративные организации

    Согласно статье 123.1 ГК РФ, НККО — юридические лица, которые:

    • не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
    • не распределяют полученную прибыль между участниками;
    • учредители НККО приобретают право участия (членства) в них наравне с другими участниками (членами);
    • высшим органом НККО является общее собрание (конференция, съезд) участников (членов).

    НККО создается по решению ее учредителей, принятом на общем собрании учредителей, где формируются органы управления НККО и утверждается устав НККО, который является основным учредительным документом. НККО является собственником своего имущества.

    К НККО относятся:

    • потребительский кооператив — основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов;
    • общественная организация — добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных, не противоречащих закону, целей;
    • общественное движение — состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;
    • ассоциация (союз) — объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или, в установленных законом случаях, на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных, не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер;
    • товарищество собственников недвижимости — добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т. п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом, находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей;
    • казачье общество — внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединение граждан, созданное в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательств по несению государственной или иной службы;
    • община коренного малочисленного народа Российской Федерации — добровольное объединение граждан, относящихся к одному из коренных малочисленных народов Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры;
    • адвокатская палата — основана на обязательном членстве для реализации целей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре;
    • адвокатское образование, являющееся юридическим лицом (коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация), — создано в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности;
    • нотариальная палата — профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве и созданное для реализации целей, предусмотренных законодательством о нотариате.

    Некоммерческие унитарные организации

    Федеральным законодательством четкого определения всему классу НКУО, в отличие от НККО, не дано. Основное отличие — участие в них не основано на членстве, хотя имущественные вложения как физических, так и юридических лиц формируют собственность НКУО. Основным учредительным документом является устав.

    К НКУО относятся:

    • фонд — не имеет членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели;
    • учреждение — создано собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (государственное, муниципальное, частное учреждение);
    • автономная НКО — не имеет членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности;
    • религиозная — добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица.

    Устав некоммерческой организации разрабатывается с учетом особенностей ее деятельности, отнесения к корпоративной (основанной на членстве) или унитарной. Устав должен содержать следующие сведения:

    • о наименовании и месте нахождения;
    • предмете и целях ее деятельности;
    • о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений;
    • о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации.

    Образец устава социально ориентированной некоммерческой организации

    Скачать

    Образец устава некоммерческого фонда 2020 года

    Скачать

    Образец устава автономной некоммерческой организации 2020 года

    Устав некоммерческой корпоративной организации, помимо вышеперечисленных сведений, должен содержать следующую информацию:

    • условия о порядке вступления (принятия) в организацию и выхода из нее;
    • об имущественных правах и обязанностях участника;
    • условия о размере взносов (при наличии);
    • о составе и порядке внесения взносов (при наличии);
    • об ответственности за нарушение обязательства по внесению взносов (при наличии).

    Скачать

    Образец устава потребительского кооператива

    Скачать

    Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации. Советы юриста. 2020

    И так.

    Сначала разберёмся с «задачами». А потом я подробно расскажу, что делать с «целями» и «предметом деятельности», чтобы регистрация НКО прошла без проблем.

    Статья будет полезна всем, кто собирается регистрировать следующие виды НКО:

    • Автономную некоммерческую организацию
    • Общественную организацию
    • Общественное движение
    • Благотворительный фонд
    • Ассоциацию

    А нужны ли «задачи» в уставе?

    Я повидал много уставов НКО, и что меня всегда удивляло – как по-разному учредители и юристы подходят к описанию целей, задач и предмета деятельности НКО.

    Особенно меня удивляло – что в этом списке делают «ЗАДАЧИ».

    В действующем законодательстве есть правило, согласно которому в уставах НКО нужно обязательно указывать ЦЕЛЬ и ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Вот вам примеры:

    П. 4 ст. 52 Гражданского кодекса РФ: «В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ юридических лиц».

    П. 2 ст. 123.5 Гражданского кодекса РФ: «Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, ПРЕДМЕТЕ И ЦЕЛЯХ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

    П. 2 ст. 123.9 Гражданского кодекса РФ: «Устав ассоциации (союза) должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, ПРЕДМЕТЕ И ЦЕЛЯХ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, сведения о составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза)».

    П. 2 ст. 123.17 Гражданского кодекса РФ: «Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, ПРЕДМЕТЕ И ЦЕЛЯХ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации».

    П. 2 ст. 123.24 Гражданского кодекса РФ: «Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация», месте нахождения, ПРЕДМЕТЕ И ЦЕЛЯХ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения».

    П. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: «В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами».

    Как видно, закон не обязывает расписывать в уставах задачи НКО. Они в нём даже не упоминаются.

    Несмотря на это, я регулярно получаю на проверку уставы с задачами. Для чего их продолжают указывать – мне непонятно. Возможно причина в привычке делать все по готовым шаблонам из интернета, нежелание более вдумчиво подойти к проработке устава.

    Поймите правильно, я не против раздела о задачах, как таковых. Указывать их не запрещено. Однако ввод в устав такой категории часто приводит к путанице и переусложняет текст. Цели, виды деятельности и задачи смешивают в одну кучу по какому-то неуловимому принципу без четкого логического основания.

    Порой складывается впечатление, что составители уставов НКО сами толком не понимают, почему одни положения они относят к целям, а другие – к задачам. Но поскольку ошибочно полагают, что в задачах нужно хоть что-то написать – они пишут. Часто так абстрактно и мудрено, что сами не могут объяснить, что имелось ввиду.

    В итоге, вместо логично- и четко- выстроенного текста, с которым потом легко работать, КОТОРЫЙ ЛЕГКО ПОНИМАТЬ, устав превращается в непроходимую заумь.

    Базовый принцип юридического письма – не насытить текст кучей умных слов, а максимально эффективно изложить мысль. Эффективно – значит настолько коротко, точно и понятно, насколько это вообще возможно, исходя из поставленной задачи.

    Единственный случай, когда задачи оправданно расписывать – это, если вы создаете НКО не на постоянной основе, а для реализации конкретного ограниченного во времени проекта, для чего нужно поставить четко реализуемые по срокам задачи.

    Так, мне недавно попался на глаза устав национальной медицинской палаты. Цель её создания – содействие в реализации реформы медицинской деятельности и подготовка медицинского сообщества к грядущим масштабным изменениям. В уставе были выделены задачи на каждый конкретный этап реформ. Реализация каждой из них ограничена во времени. От задач виды деятельности отличались своим длящимся характером, постоянством. Всё вместе это походило на подробный план работы на годы вперед.

    Хотя и в этом примере у меня были вопросы к формулировке целей и предмета деятельности.

    Кстати, о них.

    Что делать с целями и предметом деятельности НКО

    Выше я привёл выдержки из законов. Из них видно, что в уставах всех видов НКО достаточно расписывать только цели и предмет деятельности.

    Поскольку закон не разъясняет, что есть «цель деятельности» , а что есть «предмет деятельности» , у всех, кто собирается регистрировать некоммерческую организацию, возникает вопрос: как их писать и различать.

    Сразу поясню:

    ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ некоммерческой организации – одно и то же.

    А что тогда цели?

    В философском смысле «цель» – идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения»; осознанный образ предвосхищаемого результата (взял из Википедии).

    Поскольку совершенно не ясно как использовать это определение при составлении устава НКО, поделюсь с вами своим подходом, который мне, в свою очередь, привили специалисты Минюста.

    Цели НКО – это суть деятельности НКО, её основные идеи или описание деятельности в «двух словах», если хотите.

    Если предмет деятельности НКО — это буквальное перечисление конкретных видов деятельности организации, то «цели» — это выражение её духа, готовые юридические критерии для оценки адекватности и разумности фактически осуществляемой деятельности НКО её основной идее, заданной учредителем при создании.

    Именно в этом ключе «цели» воспринимают надзорные органы. Они чрезвычайно важны при осуществлении контроля за деятельностью НКО, привлечении к ответственности её органов управления и при оспаривании сомнительных сделок. И не только со стороны государственных органов, но и учредителей НКО.

    В одной из обязательных ежегодных форм отчетности, сдаваемых по НКО, даже есть специальный раздел: «О целях расходования денежных средств и использования иного имущества НКО».

    Если бы в уставе НКО отсутствовали цели, но были бы подробно расписаны конкретные виды деятельности, как тогда понять — соответствует ли фактически ведущаяся деятельность, проводимые НКО мероприятия и, главное, ТРАТЫ на всё это основной миссии НКО, заложенной учредителем при создании? Ведь некоторая деятельность может только формально на бумаге вписываться в предмет деятельности, а с точки зрения здравого смысла явно расходиться с основной миссией НКО. Цели в этом смысле упрощают выявление недобросовестности и неразумности в действиях органов управления, делают их явными и доказуемыми, что дает юридический механизм защиты от нецелевого использования имущества, предоставленного организации, грантов.

    Часто само законодательство подсказывает, как нам формулировать их в уставе. Такие подсказки целей есть по АНО (п. 1 ст. 123.24 Гражданского кодекса РФ предписывает, что суть АНО – это оказание общественно полезных услуг) и благотворительным фондам (ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» приводит список возможных целей благотворительной деятельности).

    Часто цели выражены в некой абстрактной форме.

    Пример целей, взятых из реального устава АНО:

    1) Оказание спортивных и досуговых услуг населению в сфере занятия футболом, в том числе путем проведения тренировок и организации спортивно-массовых мероприятий;

    2) Содействие развитию футбола, мини-футбола, футбола среди женских, детских и мужских команд (далее — футбола);

    3) Популяризация здорового и активного образа жизни.

    Кроме первой – главной – цели, которая продиктована нам законом (п. 1 ст. 123.24 Гражданского кодекса РФ предписывает, что суть АНО – это оказание общественно полезных услуг), две последние – это что-то неосязаемое, оторванное от материального мира.

    В отличие от целей, предмет деятельности – это способ раскрыть цели, перевести их из чего-то обобщенного и эфемерного в конкретную форму.

    Часто цели начинаются со слов: «содействие», «поддержка», «развитие», «расширение», «защита».

    В предмете деятельности же мы конкретизируем наши цели, раскрываем их содержание.

    Пример

    – Популяризация здорового и активного образа жизни (ЦЕЛЬ)

    – Организация и проведение публичных мероприятий по тематики спорта, осуществление издательской деятельности, распространение в сети «Интернет» текстовых материалов по истории спорта и здоровому образу жизни (ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).

    Чувствуете разницу?

    По такому критерию уже как-то можно рассуждать, что лучше перенести в ЦЕЛИ, а что – в ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Дополнительные рекомендации

    • Пишите цели и предмет деятельности логично и просто.
    • Пишите то, чем реально будете заниматься. Всегда можно при желании дополнить устав. Чем меньше список целей и видов деятельности – тем меньше шанс того, что за один из пунктов зацепится Минюст при проверке.

    На юристов часто жалуются: «Мудрено и казёно пишите». Только вот, если не напишешь сложно, не покажешь «работу» – может не понять клиент, который сам часто ожидает от юриста раздутый заумный текст.

    Логичность и лаконичность должна быть в приоритете. С уставом НКО после регистрации нужно будет еще как-то работать.

    Выводы

    • Уберите из устава задачи вообще. Опишите только цели и предмет деятельности.
    • В целях выразите общие идеи создания НКО и конкретизируйте их в видах деятельности.
    • Пишите просто, понятно, четко.

    Какие еще ошибки допускают учредители НКО

    Учредители часто допускают и другие ошибки. Одна из самых распространённых – некорректная формулировка в уставе некоммерческой организации положений о «предпринимательской деятельности». Эта ошибка – заслуженный № 2 моего рейтинга, т.к. нахожу её в каждом втором уставе. Однако, это уже тема для отдельной статьи.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *