Преподаватели СПО: что это?

По многочисленным просьбам читателей мы решили подготовить цикл статей на тему «Оплата труда педагогических работников». Начнем рассматривать ее с сегмента среднего профессионального образования. Для этого внимательно изучим Приложение 2 «Особенности исчисления заработной платы преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения» к Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки, на 2018 — 2020 годы <1>. В статье речь пойдет об определении величины учебной нагрузки педагогических работников.

<1> Утверждено Минобрнауки РФ, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 06.12.2017.

Оплата труда преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения, имеет свои особенности, в частности:

  • для преподавателей установлена норма часов учебной нагрузки, составляющая 720 часов в год (72 часа в месяц);
  • конкретная учебная нагрузка преподавателей устанавливается в начале учебного года;
  • оплата труда осуществляется в виде средней месячной заработной платы, исчисляемой за фактический годовой объем учебной нагрузки исходя из нормы часов учебной (преподавательской) работы в год.

Остановимся на каждом из этих вопросов подробнее.

Для справки. Размеры ставок заработной платы преподавателей устанавливаются по квалификационным уровням Профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н.

Норма часов учебной нагрузки

Норма часов учебной работы для преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения, установлена п. 2.8.2 Приложения 1 к Приказу N 1601 <2>, п. 4.1 Приложения 2 к данному Приказу и составляет 720 часов в год за ставку заработной платы или 72 часа в месяц.

<2> Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Обратите внимание, норма, равная 720 часам учебной (преподавательской) работы, является нормируемой частью педагогической работы преподавателей, а также расчетной величиной для исчисления размера оплаты их труда за фактически установленный им образовательной организацией годовой объем учебной нагрузки.

Для справки. Рабочее время преподавателя состоит из нормируемой и ненормируемой частей. Нормируемая часть определяется в астрономических часах (включает перемены), регламентируется расписанием уроков и отражается в табеле учета рабочего времени преподавателя. В эти часы работник обязан находиться в учебном заведении.

Ненормируемая часть (другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени) не конкретизирована по количеству часов, вытекает из должностных обязанностей работника, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями. В эти часы преподаватель не обязан находиться в учебном заведении (п. 2.1, 2.2, 2.4 Особенностей N 536 <3>).

<3> Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536.

Установление конкретной учебной нагрузки преподавателей

Каждому преподавателю организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, в начале учебного года определяется учебная нагрузка. Отметим, что нормативными документами предусмотрен верхний предел учебной нагрузки для названных лиц. В соответствии с п. 7.1.1 Приложения 2 к Приказу N 1601 учебная нагрузка может быть установлена в объеме, не превышающем 1 440 часов в учебном году.

Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также оговаривается в трудовом договоре. Учебная нагрузка является количественной составляющей трудовой функции и относится к обязательным условиям трудового договора.

Средняя месячная заработная плата

Итак, особенностью оплаты труда педагогических работников среднего профессионального образования является то, что за фактический годовой объем учебной нагрузки независимо от объема учебной нагрузки, выполняемого преподавателями в каждом месяце учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, ежемесячно выплачивается средняя месячная заработная плата (п. 4.6 Приложения 2 к Приказу N 1601). Как она рассчитывается?

Размер средней месячной заработной платы исчисляется путем умножения часовой ставки преподавателя на определенный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев с учетом повышающего коэффициента, устанавливаемого на уровне субъекта РФ.

Часовая ставка, в свою очередь, определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднюю месячную норму учебной нагрузки, составляющую 72 часа. Чтобы было понятнее, представим сказанное выше в виде формул.

Шаг 1. Определяем часовую ставку преподавателя по формуле:

ЧС = МС / 72,

где ЧС — часовая ставка;

МС — месячная ставка;

72 — среднемесячная норма нагрузки преподавателя.

Шаг 2. Определяем размер средней месячной заработной платы преподавателя по формуле:

,

где СМО — размер средней месячной заработной платы;

ЧС — часовая ставка;

ГУН — объем годовой учебной нагрузки, установленный для конкретного работника;

10 — количество учебных месяцев;

К — повышающий коэффициент, установленный в процентах или абсолютных величинах за наличие квалификационной категории (при наличии оснований для применения других повышающих коэффициентов размер средней месячной заработной платы, исчисленный за фактический годовой объем учебной нагрузки, увеличивается на сумму повышения по различным основаниям, которая определяется в рублях).

Для справки. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276. В соответствии с п. 24 названного Приказа аттестация педагогических работников в целях установления им квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогам устанавливается первая или высшая квалификационная категория сроком на пять лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Исчисленный таким образом размер средней месячной заработной платы преподавателя за фактический годовой объем учебной нагрузки выплачивается ежемесячно независимо от ее объема в каждом учебном месяце.

Пример 1. Преподавателю колледжа, имеющему первую квалификационную категорию, определен объем годовой нагрузки, составляющий 1 000 часов при норме часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы. Размер ставки заработной платы — 10 000 руб., повышающий коэффициент за квалификационную категорию — 1,3 (цифры условные).

Таким образом, средний месячный размер заработной платы работника составит 18 055,7 руб.

Дополнительная плата

Помимо среднего месячного размера заработной платы, исчисленного за фактический годовой объем учебной нагрузки, преподавателям согласно п. 2.3 Особенностей N 536 может устанавливаться доплата за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ, таких как:

  • классное руководство;
  • проверка письменных работ учащихся;
  • заведование учебными кабинетами, лабораториями;
  • руководство цикловыми комиссиями, методическими объединениями;
  • другие дополнительные виды работы, не входящие в должностные обязанности, но непосредственно связанные с образовательной деятельностью.

Названные надбавки устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размера ставки заработной платы, предусмотренной по каждому квалификационному уровню ПКГ.

Конечно, кроме прочего, педагоги, работающие в учреждениях среднего профессионального образования, вправе рассчитывать на получение установленных в учреждении стимулирующих выплат, а также всех предусмотренных трудовым законодательством компенсационных выплат, в частности:

  • выплат работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
  • выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148, 315 — 317 ТК РФ);
  • надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573).

Снижение учебной нагрузки

Рассмотрим ситуацию, когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с его нахождением (п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601):

  • в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске;
  • на учебных сборах;
  • в командировке;
  • на курсах при получении дополнительного профессионального образования с отрывом от работы;
  • на больничном.

В таком случае установленный преподавателю годовой объем учебной нагрузки подлежит уменьшению на 1/10 за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц без изменения размера средней месячной заработной платы, установленной на начало учебного года.

Для справки. В случае фактического выполнения преподавателем учебной нагрузки в день выдачи листка нетрудоспособности, день отъезда в служебную командировку и день возвращения из нее, при получении дополнительного профессионального образования без отрыва от работы учебная нагрузка не уменьшается.

Пример 2. Преподавателю на начало учебного года установлена годовая учебная нагрузка в объеме 1 000 часов (100 часов в месяц). В октябре он был направлен в командировку:

  1. с 1-го по 31-е число;
  2. с 1-го по 15-е число (на 11 рабочих дней).

Объем учебной нагрузки должен быть уменьшен:

  1. если преподаватель отсутствовал на работе по причинам, указанным выше, полный месяц — на 1/10, в данном случае на 100 часов (1 000 ч / 10 мес.);
  2. если преподаватель отсутствовал на работе не полный месяц — на 52 часа. Они рассчитаны следующим образом: 100 (количество часов педагогической нагрузки в месяц) x 11 (количество дней отсутствия на рабочем месте по календарю) / 21 (количество рабочих дней в ноябре согласно графику работы при пятидневной рабочей неделе).

Таким образом, уменьшенный годовой объем учебной нагрузки составит:

  1. 900 часов;
  2. 948 часов.

За время нахождения работника в командировке ему выплачивается средний заработок. За время работы оплата труда осуществляется исходя из размера средней месячной заработной платы, определенной на начало года (факт уменьшения объема годовой учебной нагрузки не должен сказаться на размере оплаты труда).

Мнение чиновников. Чиновники Минобрнауки России в Письме от 10.10.2016 N 06-1188 разъяснили, что при наличии пробелов в правовом регулировании правоотношений российское законодательство предусматривает возможность применения аналогии закона (права), то есть применения норм, регулирующих сходные отношения, а также общие начала и смысл трудового законодательства и принципы разумности и справедливости.

По их мнению, в случае направления работодателем педагогического работника для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность (несмотря на то, что Приказом N 1601 в описанном случае не предусмотрено уменьшение педагогу определенного объема годовой учебной нагрузки) целесообразно и обоснованно применять п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601, как это установлено при направлении в командировку, поскольку трудовое законодательство предусматривает в обоих случаях равные гарантии и компенсации.

Так, в соответствии со ст. 187 ТК РФ работникам, направленным для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые установлены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Преподавателям, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года (например, в связи с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп), до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном в начале учебного года (п. 4.7 Приложения 2 к Приказу N 1601).

«Увеличение» учебной нагрузки

В соответствии с п. 1.5 Приложения 2 к Приказу N 1601 объем учебной нагрузки педагогических работников (кроме педагогов, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года, не может быть изменен в текущем учебном году по инициативе работодателя, за исключением уменьшения объема учебной нагрузки, связанного с сокращением количества часов по учебным планам, учебным графикам, снижением количества обучающихся, занимающихся, групп. Таким образом, название данного раздела статьи не совсем корректно. Речь в нем пойдет об оплате часов учебной нагрузки, отработанных сверх установленного объема учебной нагрузки.

Так, часы учебной нагрузки, отработанные сверх установленного на начало учебного года фактического годового объема учебной нагрузки, уменьшенного по основаниям, предусмотренным п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601 (см. пример 2), оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всего установленного (уменьшенного) годового объема учебной нагрузки. Оплата производится помесячно или в конце учебного года.

Пример 3. В апреле 2018 года преподаватель полностью выполнил уменьшенный годовой объем учебной нагрузки, который был сокращен по основаниям, предусмотренным п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601, и стал составлять 900 часов. До конца учебного года преподаватель отработал дополнительно 90 часов (70 часов в мае и 20 часов в июне).

За часы преподавательской работы сверх установленной учебной нагрузки (за май и июнь) педагогу может быть произведена доплата. Ее величина определяется путем умножения размера часовой ставки заработной платы на 70 и 20 часов соответственно (при наличии повышающих коэффициентов — с их учетом). Оплата указанного дополнительного количества часов (70 и 20) может быть произведена помесячно либо полностью в конце учебного года.

Замещение временно отсутствующих преподавателей

Учебная нагрузка, выполненная преподавателем при замещении временно отсутствующих по болезни и другим причинам преподавателей, оплачивается дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года также только после выполнения преподавателем всего установленного (уменьшенного) годового объема учебной нагрузки.

В случае замещения отсутствующих преподавателей, если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, со дня его начала следует производить перерасчет размера средней месячной заработной платы преподавателей исходя из уточненного годового объема учебной нагрузки применительно к порядку, предусмотренному для педагогов, поступивших на работу в течение учебного года (п. 4.3 Приложения 2 к Приказу N 1601). Что это за порядок, расскажем ниже.

Определение учебной нагрузки при поступлении на работу в течение года

Преподавателям, принятым на работу в течение учебного года, объем годовой учебной нагрузки определяется исходя из количества оставшихся до конца учебного года полных месяцев.

Заработная плата за неполный месяц в этом случае выплачивается за фактическое количество часов по часовым ставкам.

Работа в каникулы

Преподаватели организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и программы профессионального обучения, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, привлекаются (п. 4.4 Особенностей N 536):

  • к методической работе;
  • к участию в конференциях, семинарах, мероприятиях по дополнительному профессиональному образованию;
  • к организации и проведению культурно-массовых мероприятий;
  • к работе предметных (цикловых) комиссий;
  • к комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.

Таким образом, в каникулярный период (если работник не находится в отпуске) ему выплачивается средняя месячная заработная плата.

Для учета всех видов выплат, гарантируемых преподавателю за месяц, рекомендуется применять унифицированную форму тарификационного списка. Приведем ее ниже.

Тарификационный список преподавателей и других работников на _____________ год * * *

Особенности оплаты труда преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения, связаны с особенностями определения их учебной нагрузки и исчисления размера платы за фактический годовой объем учебной нагрузки исходя из нормы часов учебной (преподавательской) работы в год.

В частности, педагогическим работникам названных учреждений ежемесячно независимо от объема выполненной учебной нагрузки в каждом месяце учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным отпуском, выплачивается средняя месячная заработная плата за фактический годовой объем учебной нагрузки.

С.В. Манохова

Редактор журнала

«Оплата труда в государственном

(муниципальном) учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Для учителей все несколько сложнее у вас должно быть утверженное положение по оплате труда образовательного учреждения согласно которого и ведут расчет.

для примера формула из положения об оплате труда работников государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы п.г.т. Осинки муниципального района Безенчукский Самарской области

2.2.Средняя расчетная единица за один учебный час рассчитывается отдельно для педагогических работников, осуществляющих учебный процесс с учащимися учреждения, а также с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении по медицинским и социально-педагогическим показаниям.

Средняя расчетная единица за один учебный час педагогических работников, осуществляющих учебный процесс с учащимися учреждения рассчитывается отдельно по ступеням обучения:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее (полное) общее образование.

Средняя расчетная единица за один учебный час рассчитывается два раза в год по состоянию на 1 января и на 1 сентября по формуле:

ФОТпед х 245

Сч = — ,

(a1 b1 + a2 b2 + … + a11 b11) x 365

где:

Сч – средняя расчетная единица за один учебный час;

ФОТпед – фонд оплаты труда педагогических работников, осуществляющих учебный процесс;

а1 – количество учащихся в первых классах и т. д.;

b1 – количество часов за год по учебному плану в первых классах и т.д.;

245 – количество дней в учебном году;

365 – количество дней в году.

ФОТинд х 245

Сч = — ,

(a1 b1 + a2 b2 + … + a11 b11) x 365

где,

Сч – средняя расчетная единица за один учебный час;

ФОТ инд – фонд оплаты труда педагогических работников, осуществляющих учебный процесс с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении;

а1 – количество учащихся первых классов, находящихся на индивидуальном обучении и т.д.;

b1 – количество часов по базисному учебному плану на год в первых классах и т.д.;

245 – количество дней в учебном году;

365– количество дней в году.

Вам бы желательно навести справку в местном управлении образования РАНО.. как точно вести расчет стоимости конкретно по вашей школе

Здравствуйте, Наталия!

Оплата труда педагогов, работающих в образовательных учреждениях субъектов
РФ и муниципальных образовательных учреждениях, определяется соответственно
региональными и местными органами власти. На федеральном уровне регулируются вопросы оплаты труда только работников федеральных государственных учреждений.
Если отсутствует нормативно-правовой акт, изданный региональными и местными
органами власти, при оплате труда педагогических работников следует
руководствоваться Рекомендациями об условиях оплаты труда работников
образовательных учреждений. Они приведены в приложении к письму Минобрнауки
России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 октября
2004 г. № АФ-947/96. Кроме того, вопросы почасовой оплаты рассмотрены в письме
Минобразования России от 29 декабря 1995 г. № 87-М.

В соответствии с этими документами порядок расчета оплаты труда педагогов
образовательных учреждений за часы замещения зависит от продолжительности
замены. Так, если учитель замещал коллегу, отсутствовавшего не более двух
месяцев, применяют почасовую оплату труда. А если больше двух месяцев, то
расчет оплаты труда производится со дня начала замещения за все часы
фактической преподавательской работы на общих основаниях. При этом
увеличивается недельная (месячная) учебная нагрузка путем внесения изменений в
тарификацию.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 1995 г. N 87-М
О ПОЧАСОВОЙ ОПЛАТЕ ТРУДА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В связи с поступающими запросами о порядке почасовой оплаты, применяемой при оплате труда педагогических работников образовательных учреждений, Министерство образования Российской Федерации сообщает следующее.
Почасовая оплата труда в образовательных учреждениях применяется при оплате за часы, данные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев; за часы педагогической работы, выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации, а также при оплате за педагогическую работу специалистов предприятий, учреждений и организаций (в т.ч. из числа работников органов управления образованием, методических и учебно — методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения.
Размер оплаты за один час указанной педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.
О среднемесячном количестве рабочих часов, которое используется для определения часовых ставок в 1996 году, сообщено в письме Министерства образования Российской Федерации от 9 ноября 1995 г. N 75-М. При этом в указанном письме среднемесячное количество рабочих часов при 40-часовой, 36-часовой, 30-часовой, 24-часовой рабочей неделе следует соответственно читать: 167,4 часа; 151,2 часа; 126 часов; 100,8 часа.
Если замещение отсутствующего работника педагогическим работником осуществлялось свыше двух месяцев, оплата его труда со дня начала замещения за все часы фактической педагогической работы производится на общих основаниях с соответствующим увеличением их недельной учебной нагрузки (объема педагогической работы).
Оплата труда преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования (кроме учреждений среднего педагогического образования) за часы учебных занятий, данные сверх установленной годовой учебной нагрузки, а также выполненные при замещении временно отсутствовавших по болезни и другим причинам педагогических работников, производится дополнительно по часовым ставкам, исчисленным путем деления месячной ставки заработной платы на 72 (среднемесячное количество часов). Оплата производится только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки помесячно или в конце учебного года.
Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней месячной заработной платы преподавателей исходя из уточненного годового объема учебной работы.
Руководители образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если это целесообразно экономически и не ущемляет интересов основных работников данного учреждения, могут привлекать для проведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов с применением ставок и условий почасовой оплаты, предусмотренных Постановлением Минтруда России от 21 января 1993 г. N 7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании».
Указанные ставки могут применяться, например, при оплате высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведения отдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которым в целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количество учебных часов, а также при оплате труда лиц из числа профессорско — преподавательского состава вузов, работников научных учреждений и в других случаях, когда нецелесообразно определять почасовую оплату педагогического работника от ставки заработной платы на основе разрядов ЕТС.
Коэффициенты ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий, в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденные вышеуказанным Постановлением Минтруда России (с изменениями и дополнениями), прилагаются.
Заместитель министра
М.Н.ЛАЗУТОВА

Приложение
к письму
Минобрнауки России
и Профсоюза работников
народного образования и науки РФ
от 26.10.2004 N АФ-947/96
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ УСЛОВИЯХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.2. Размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий:
— показателей квалификации (образование, стаж педагогической работы, наличие квалификационной категории, наличие ученой степени, почетного звания), в соответствии с которыми регулируется размер ставки заработной платы (должностной оклад) работника с учетом межразрядных коэффициентов;
— продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений, установленных Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191;
— объемов учебной (педагогической) работы;
— размеров повышения ставок (окладов) в процентах, на которые ставки (оклады) специалистов, работающих на селе, увеличиваются по сравнению с размерами ставок (окладов) соответствующих специалистов в городской местности, а работников образовательных учреждений для детей-сирот, коррекционных учреждений, лицеев, гимназий и других — по сравнению с размерами ставок (окладов) работников, которые в таких образовательных учреждениях не работают;
— порядка исчисления заработной платы педагогических работников на основе тарификации;
— выплаты установленной при тарификации заработной платы независимо от количества дней и недель в месяце, а также в период каникул и в период отмены учебных занятий (образовательного процесса) по климатическим и санитарно-эпидемиологическим основаниям;
— особенностей исчисления почасовой оплаты труда педагогических работников;
— дополнительной оплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда;
— дополнительной оплаты педагогических и других работников за работу, не входящую в их должностные обязанности, в т.ч. связанную с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ и другое);
— выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда;
— процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
— других условий оплаты труда, в том числе установленных в субъектах РФ и муниципальных образованиях;
— правил и сроков изменения размеров ставок заработной платы на основании указанных выше показателей, в том числе после 1 января 2005 г.

5.1. Почасовая оплата труда учителей, преподавателей и других педагогических работников образовательных учреждений применяется при оплате:
— за часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев;
— за часы педагогической работы, выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации;
— при оплате за педагогическую работу специалистов предприятий, учреждений и организаций (в т.ч. из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;
— при оплате за часы преподавательской работы в объеме 300 часов в год в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, выполняемой по совместительству на основе тарификации в соответствии с пунктом 4.1 настоящих Рекомендаций;
— при оплате преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования за выполнение преподавательской работы сверх уменьшенного годового объема учебной нагрузки.
Размер оплаты за один час указанной педагогической работы определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов, установленного по занимаемой должности.
Среднемесячное количество рабочих часов определяется путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы педагогического работника, на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).
Для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, как было указано в пункте 4.7 настоящих Рекомендаций, — путем деления месячной ставки заработной платы на 72 часа.
Оплата труда за замещение отсутствующего учителя (преподавателя), если оно осуществлялось свыше двух месяцев, производится со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением недельной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию.

Сколько зарабатывают в вузах, ПТУ и НИИ

Фото: Роман Хасаев

«Реальное время» продолжает сравнивать зарплаты педагогов в регионах России. Ранее мы анализировали доходы учителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования, очередное исследование посвящено доходам преподавателей в учреждениях среднего профессионального, высшего образования и научных сотрудников в НИИ и на предприятиях. Если в учреждения СПО поставленную задачу выполнили и довели зарплату до средней по региону, то профессорско-преподавательскому составу вузов еще далеко до планки в 200% — по официальным данным достигнут показатель только в 182%, а по неофициальным — 113%. Подробности — в материале.

Чем дальше, тем больше: самые богатые педагоги живут на Чукотке

Преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, так же как и учителям школ, согласно майским указам 2012 года, должны были повысить зарплату до средней заработной платы в соответствующем регионе. В одних субъектах поручение не стали откладывать в долгий ящик, в других тянули до отчетного 2018 года, поэтому и индексация за минувший год разная — в одних регионах прибавили 1%, в других — 20%.

Татарстан как раз из последних, здесь прибавка составила 19%. Зарплаты педагогов учреждений среднего профессионального образования были увеличены с 1 марта 2017 года. Благодаря этому в рейтинге зарплат Татарстан поднялся с 50-го до 34-го места. Теперь средняя зарплата в СПО составляет 29,4 тыс. рублей, тогда как годом ранее в среднем педагоги техникумов и колледжей получали 24,8 тыс., в то время как средняя зарплата у наемных работников в организациях и ИП была 27,5 тыс. рублей. Ранее «Реальное время» анализировало зарплаты руководителей учреждений СПО Татарстана, они оказались в разы, а в некоторых случаях в десятки раз, выше, чем у рядовых сотрудников. Так заместитель директора по административно-хозяйственной части Буинского ветеринарного техникума Инсаф Хакимов зарабатывал в среднем 212 тысяч рублей в месяц.
Но вернемся к рейтингу регионов России — больше всего получают сотрудники учреждений профобразования Чукотки — 91 тыс. рублей. Интересно, что в регионе всего один колледж. В топ-10 субъектов с самыми высокими зарплатами в СПО входят другие регионы Крайнего Севера, Дальний Восток, Москва (72,5 тыс. руб.) и Санкт-Петербург (51,9 тыс. руб.).

Самые маленькие зарплаты в регионах Северного Кавказа, Ивановской, Костромской областях и Алтайском крае, там она колеблется от 18,8 до 21,2 тыс. рублей, что, впрочем, соответствует средней зарплате по региону.

В целом по России педагоги СПО получают 32,2 тыс. рублей.

Среднемесячная заработная плата преподавателей СПО

Высокая планка: 200% в вузах не достигли

У педагогов вузов зарплата значительно выше, чем в среднем образовании. Согласно майским указам к 2018 году их должны были довести до 200% от средней по региону, но судя по всему достигнуть заданной планки не удалось, несмотря на то, что за минувший год было повышение в среднем на 15%, а в некоторых субъектах, как на Чукотке, — на 40%.

Традиционно самая большая зарплата в регионах Крайнего Севера (от 71 до 148 тыс. рублей) и в двух столицах — в Москве педагог вуза в среднем получает 110 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге – 79 тыс.

Удивительно, но Татарстан в рейтинге зарплат педагогов высшего образования оказался не в четвертом десятке, как обычно, а на 26-м месте. Средняя зарплата — 58,8 тыс. рублей — это на 16% выше, чем годом ранее.

В России в целом средняя зарплата профессорско-преподавательского состава вузов за 2017 год составила 63,8 тыс. рублей, что 182% от среднемесячной зарплаты в РФ. Это по данным Росстата, а по данным исследования межрегионального профсоюза «Университетская солидарность», проведенного в феврале — марте 2018 года средняя зарплата педагога высшей школы была 39,2 тыс., что составляет всего 113% от средней зарплаты по народному хозяйству.

В десятке регионов с самыми маленьким доходами в вузах — Северный Кавказ, Мордовия и Ивановская область. Зарплаты там колеблются от 31 до 37 тыс. рублей.

Среднемесячная заработная плата работников высшего образования

Белгород догнал Чукотку и обогнал Москву

Зарплата научных сотрудников тоже к 2018 году должны были дотянуть до 200% от средней по региону, но тоже не дотянули. Получают в НИИ меньше, чем преподаватели в вузах, хотя прибавка за последний год была значительной — до 52% в некоторых регионах.

Посмотрим на рейтинг и увидим интересную вещь — Чукотка, славившаяся самыми большими зарплатами во всех сферах образования, уступила первое место ЯНАО, на втором — ХМАО, на третьем Магадан.

Впервые топ-10, в который обычно входят регионы Крайнего Севера и Москва с Питером, разбавили Белгородская и Ульяновская области. Причем, Белгород (78,3 тыс. рублей), обогнал Москву (77,6 тыс. рублей). В Ульяновской области средняя зарплата научного сотрудника — 72,3 тыс. рублей.

В Татарстане средняя зарплата научного сотрудника в 2017 году составила 53,5 тыс. рублей, это на 13% больше, чем в 2016 году. Из регионов ПФО Татарстан обогнала Нижегородская область — 61,9 тыс. рублей.

Самые низкие зарплаты в регионах юга России — 26,4 тыс. рублей получает научный сотрудник в Калмыкии, 29,6 тыс. руб. — в Ставрополье, 31,4 тыс. рублей — в Дагестане.

Зарплаты научных сотрудников в 2017 году сравнивала ВШЭ, по их данным средняя зарплата в НИИ в России составила 40,5 тыс. рублей, а в Татарстане 34,2 тыс. Заметили эксперты ВШЭ разницу в 4-5 раз в доходах руководителей и рядовых сотрудников. Так руководители могут получать за 200 тысяч рублей, заместители — 90 тысяч, а остальные сотрудники — около 40 тысяч.

Среднемесячная заработная плата научных сотрудников Дарья Турцева, Фаиль Гатаулин ОбществоОбразованиеАналитика Татарстан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *