Причины распада империи


1620 лет назад, 17 января 395 г., Римская империя разделилась на Восточную и Западную. Эпоха Римской империи подошла к концу. В этот день скончался последний император единой Римской империи Феодосий I Великий. Перед смертью император Феодосий осуществил мирный раздел Римской империи между сыновьями. Старшему сыну Аркадию досталась в управление Восточная часть империи со столицей в Константинополе, она известна в современной историографии как Византия. Младшему Гонорию отошла Западная часть Римской империи. Малолетнего императора Гонория Феодосий передал под опеку доверенного полководца Флавия Стилихона, которого женил на своей племяннице Серене. Стилихон фактически стал правителем Западной Римской империи.
На пути к разделу
В III-IV вв. Римская империя находилась в глубоком упадке. Военно-политическая элита деградировала, погрязла в гедонизме. Империю потрясали междоусобные, гражданские войны, вторжения «варваров». Период внешней экспансии, который давал Риму приток золота, другой добычи и рабов, подошел к концу. Паразитировать на других народах уже не получалось. В Центральной и Восточной Европе отпор римлянам давали предки современных немцев и славян. Вторжения хозяев причерноморских степей – скифов и сарматов (прямых предков русских), всадников одетых в броню и пронзавших противников длинными копьями, поставили Рим на грань военного поражения. Многие города были обращены в руины. На Ближнем Востоке римлян остановила Персия.
Население также деградировало. Военная служба перестала быть основой римского общества. Римляне перестали быть народом-воином. «Коренные» римляне даже не хотели самовоспроизводиться. Жизнь ради удовольствий не оставляет место детям. Империю накрыл демографический кризис. В этом отношении нынешняя европейская цивилизация похожа на павшую Римскую империю. Чтобы сохранить военную мощь пришлось отдать военное дело «варварам». Многие из пассионарных «варваров» в итоге стали видными сановниками, полководцами и даже императорами. Целые племена селились в пограничных провинциях, а их вожди клялись защищать Рим. В итоге одни римские «варвары» воевали с другими «варварами». Приближался момент, когда сильные и жизнестойкие племена займут «экологическую нишу» выродившихся римлян.
Военный, социально-политический кризис дополнял разлом в культуре и религии. Древние языческие культы постепенно уступали место молодому христианству. Само христианство уже тогда не было единым и делилось на ряд враждующих течений. Императорская власть нуждалась в поддержке народа и бога (богов), в которых верили люди. Императоры выбирали между Митрой (Солнцем), который был популярен на Востоке, Юпитером и Христом. В итоге выбрали Христа. По легенде, во время борьбы за трон преемнику Диоклетиана Константину (306 — 337) явилось видение креста, окруженного сиянием и надписью: «Сим победиши». Император приказал водрузить крест на знамена своих легионов и одержал победу. С этого момента императорская власть стала оказывать покровительство христианам.
В начале IV столетия Константин Великий признал христианство, его перестали преследовать. Константин также в 325 году созвал в Никее первый церковный собор, на котором утвердили «Символ веры» — изложение основ христианства, что унифицировало религию. В конце того же века император Феодосий признал никейскую ветвь христианства господствующей, государственной религией. Теперь уже христианство преследовало своих противников, в том числе «еретические» христианские ветви. Христианство из гонимого учения трансформировалось в государственную идеологию, христианско-греческую культуру. Центром новой идеологии стала новая столица империи – Константинополь.

Надо сказать, что победа христианства спасла восточную часть Римской империи. Христианство мобилизовало общество, укрепило моральные устои. Государство использовало церковь для контроля над обществом. Церковь стала символом единения, братства и милосердия. Она не только давала утешение, но и кормила бедных. Императоры сделали церковь богатейшим землевладельцем, передали ей огромные средства, множество домов и земельных участков. На эти средства создавались больницы, дома для приёма странников, любой нищий мог получить в церкви тарелку похлебки или монетку на пропитание. Церковь взяла на себя роль системы социального обеспечения.
Раздел империи
Ещё Диоклетиан (правил в 284 – 305 гг.) ввел систему тетрархии (с греч. «правление четырёх, четверовластие»). Власть в империи была разделена между двумя августами, которые имели младших соправителей — цезарей. Диоклетиан хотел, чтобы после 20-летнего правления августы уходили в отставку, а их заменяли цезари, которым на смену придут новые цезари. Однако система была неустойчивой и привела к междоусобной войне, между претендентами на императорский престол. В войне победил Константин. В правление Константина могущество державы было восстановлено и противоречия временно сглажены. Но уже его сыновья развязали новую междоусобную войну. В итоге два брата погибли, победил Констанций, который правил до 361 года. Констанций был сторонником арианства. Ариане считали, что Христос не равен Богу-Отцу. Никониане подвергались гонениям.
Констанцию наследовал Юлиан (Юлиан Отступник). Он был сыном Юлия Констанция, брата Константина Великого, двоюродным братом умершего императора. Констанций решая проблему престолонаследия, провозгласил Юлиана цезарем, женил на своей сестре Елене. Юлиан успешно противостоял германцам в Галлии и был любим войсками. В 360 г. Констанций проводил подготовку к персидскому походу и потребовал от Юлиана прислать лучшие легионы на Восток. Войска отказались и подняли мятеж. Император, занятый войной с персами, не смог его подавить. Юлиан занял проходы в Альпах, Иллирию, Паннонию и Италию. Приближалась новая большая междоусобная война. Неожиданная смерть Констанция спасла империю от войны. Юлиан вступил в Константинополь как прямой и законный наследник Констанция.
Это был император-философ. Юлиан объявил о веротерпимости, и планировал провести реставрацию язычества. При этом он хотел обновить язычество на основе философии (неоплатонизма) и заимствования некоторых черт христианства (иерархия, благочестие, благотворительность и т. д.). Однако правил он не долго, поэтому реформы не были завершены. В 363 г. Юлиан погиб при странных обстоятельствах во время Персидского похода.
Трон занял бывший командир придворной гвардии Иовиан. Его избрали августом солдаты. Но также правил недолго и умер в 364 г. при так и не до конца выясненных обстоятельствах. Императором стал Валентиниан (364 – 376). Он по требованию армии утвердил своего брата Валента августом и соправителем (364 – 378). Валент правил на Востоке. Валентиан оставил за собой западную часть империи, ему наследовал его сын Грациан (375-383). Одновременно войска провозгласили августом Валентиниана II (375-392), четырехлетнего сводного брата Грациана. После гибели Валента, который пал в Адрианопольской битве в 378 году, Грациан утвердил на должности августа Феодосия, которому передали в управление восточную часть империи.
Феодосий смог остановить наступление готов и оттеснить их к Дунаю. Договор с готами об охране границ был восстановлен. «Варвары» поселились как федераты Римской империи в Нижней Мезии и Фракии (современная Болгария). Феодосий проявил себя как хороший полководец и разбил арабов. Ряд арабских племен поселили в Сирии в качестве федератов. Они стали охранять границы государства. С персами удалось сохранять хорошие отношения. В Персидской державе в этот период шла борьба за власть, и Феодосию удавалось сохранять хорошие отношения с быстро меняющимися персидскими владыками. По Армении, которая была «яблоком раздора» между двумя великими державами, было заключено соглашение о разделе сфер влияния.
В это время началась очередная смута в западной части Римской империи. Полководец Магн Максим в Британии был провозглашен солдатами императором. Часть Германской армии также перешла на его сторону. Вскоре Грациана предала и оставшаяся часть армии, его убили. Власть разделили Максим и сводный брат Грациана император Валентиниан. В 387 году Максим решил стать единственным императором и ввел войска в Италию. Валентиниан попросил покровительство у Феодосия. Их союз был скреплен браком Феодосия на Галле, сестре Валентиниана. Началась новая война между западной и восточной частями империи. В 388 г. соединённое войско Феодосия и Валентиниана разбило армию Максима. Максим погиб.
Вскоре на западе произошел новый государственный переворот. Император Валентиниан и его главнокомандующий войсками Арбогаст поссорились. Валентиниана убили. На престол Арбогаст возвел своего ставленника Евгения. Феодосий отказался признавать законность переворота, началась новая война. 6 сентября 394 года в битве на реке Фригид в предгорьях восточных Альп войско Арбогаста потерпело поражение. Евгения убили, Арбогаст покончил с собой.
Таким образом, Феодосий на несколько месяцев стал фактическим правителем единой Римской империи. Однако единой империя оставалась недолго. 17 января 395 года Феодосий Великий скончался. Перед смертью он разделил Римскую империю. Сына Гонория он посадил в Риме, а Аркадий правил во время его отсутствия в Константинополе.
После этого две части империи больше никогда не объединялись под единым руководством. Рим быстрыми темпами шел к своему закату. Уже в 401 году снова поднялись готы. Они избрали военным вождем Алариха и двинулись на Рим. Римский командующий и опекун Гонория Стилихон, который также был «варваром», выслужившимся в римской армии, да и его армия по большей части состояла из таких же «варваров», для защиты Рима вызвал легионы Германской армии. Первый натиск готов отразили. Но на севере германцы воспользовались уходом римских войск и ворвались в Галлию. Вся Галлия пылала. В 405 г. Стилихон отразил вторжение «варварской» армии Радагайса (Радагаста). Однако Стилихона обвинили в дружбе с Аларихом, попытке дворцового переворота и убили. В 410 году готы Алариха взяли Рим. «Вечный город» был взят врагами впервые за 800 лет (со времен нападения галлов в IV веке до н. э.).

Вторжение гуннов подписало смертный приговор Римской империи. Через Галлию сплошным потом шли племена, уходившие от гуннов. Племя вандалов-венедов занесло даже в Северную Африку, где они основали свое государство. «Последний римлянин» Флавий Аэций в битве на Каталаунских полях в 451 году смог остановить орды Атиллы. Однако лучшего дипломата и полководца, спасителя Рима уже в 454 году убили по приказу императора Валентиниана. В 455 году в Рим ворвались вандалы. Город подвергли страшному разгрому. После их ухода в Италии хозяйничали вожди наемников, которые возводили на престол и свергали императоров. В остальных провинциях создавали свои государственные образования «варвары». В Восточной части империи правили свои императоры, которых судьба Рима особо не заботила. «Вечный город» надолго утратил свою славу.
Рим окончательно пал в 476 году, когда полководец Одоакр отстранил от власти Ромула Августа и провозгласил себя королем Италии. Восточная часть Римской империи (Ромейская империя) просуществовала ещё почти тысячу лет и пала в 1453 г. под натиском новых «варваров» – османов.

Крупнейшее государство времен античности по праву называют колыбелью современной европейской цивилизации. Древний Рим оставил миру великое наследие в сфере науки, политики, искусства, права, философии и архитектуры. За все время существования Римской империи было построено более 1700 городов. Именно здесь появились первые бетонные дороги с мостами и туннелями, водяные и колесные мельницы, а также акведуки – аналог современного водопровода.

Высоко развитое государство сумело значительно расширить границы своей территории, завоевав множество народов и утвердив над ними власть. Но, несмотря на это, Римская империя прекратила свое существование. Историки и исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению, почему она распалась. Эта статья кратко расскажет об основных причинах заката великой цивилизации.

Разделение Римской Империи на Западную и Восточную часть

Античное государство просуществовало пять веков. Столица будущей великой империи – Рим была основана в 753 году до нашей эры. Благодаря последовательной и мудрой политике правителей государство быстро набирало мощь, расширяя границы своей территории и могущество за счет завоевания соседних народов.

Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период с 27 года до нашей эры (начало правления первого императора Октавиана Августа) до разделения ее на Восточную и Западную части и падения последней в 476 году.

Ухудшение контроля над территорией

Второй век нашей эры был периодом расцвета государства. На то время его территория занимала весь бассейн Средиземного моря, на несколько сотен километров простираясь вглубь побережья, а также часть западной Европы, включая земли современной Великобритании.

Гигантский размер империи был обусловлен постоянной необходимостью новых завоеваний, так как она существовала за счет ресурсов покоренных государств. Эффективно управлять огромной территорией было очень сложно – вести о нападениях или других угрозах от удаленных провинций до столицы доходили за 38-40 дней.

В таких условиях быстро реагировать и принимать меры не представлялось возможным, поэтому по всей протяженности границ стояли легионы. Они направлялись и в проблемные провинции для усмирения народных волнений.

Во время экономического и политического кризиса, охватившего государство в третьем веке, некоторые наместники провинций стремились отделиться, захватив власть на месте и провозгласив собственную империю.

К началу четвертого века тенденция разделения на Западную и Восточную части еще больше усилилась. Чтобы избежать мятежей и сохранить власть на всей территории государства, Феодосий I, последний император, правивший единой Римской империей, разделил ее перед своей смертью в 395 году на две части.

Восточную возглавил его старший сын Флавий Аркадий, а младшему Гонорию отошла Западная. При этом Римская империя продолжала существовать, как единое неделимое государство, поэтому правильнее говорить о разделе правления, но не территории.

Упадок экономики

Второй век нашей эры ознаменовался для империи периодом расцвета и роста благосостояния населения. Провинции получили больше экономических свобод, снизилось налоговое бремя, росла производительность труда за счет привезенных рабов.

Однако этот подъем был неравномерным и касался больше Восточной части империи. Через нее проходили многочисленные торговые пути, а города были более густонаселенными и урбанизированными.

Обогащение этой части государства происходило за счет торговли предметами роскоши, ремесленничества и невольничьих рынков.

Западная Римская империя жила преимущественно за счет земледелия, поэтому рост ее благосостояния не был таким стремительным. Кроме того, оно основывалось на эксплуатации рабов, приток которых иссяк из-за неудачных походов.

Во время кризиса третьего века в обеих частях империи была введена жесткая налоговая политика. Товары из провинций вывозились по заниженной цене. Это стало причиной усиления сепаратистских настроений на Востоке и ухудшения экономической ситуации на Западе.

Большие земледельческие хозяйства дробились на несколько частей и сдавались в аренду. Мелкие объединялись в коммуны и просили защиты у наместников или богатых помещиков. Это стало предпосылкой формирования феодализма и причиной разорения мелких крестьян. Повысились цены на транспортировку грузов, что негативно сказалось на объемах торговли.

Снижение платежеспособности населения привело к упадку ремесел и усилило тенденцию натурализации хозяйства. После нескольких неурожайных лет и эпидемий болезней ситуация ухудшилась.

Обострение классового неравенства

Основу экономики Римской империи составлял рабский труд, так как для римлянина, даже самого бедного, обрабатывать землю или выпасать скот считалось недостойным занятием. Часть невольников принадлежала государству и была задействована при строительстве дорог, мостов и прочих сооружений. Остальных покупали для работы в сельском хозяйстве и занятия ремеслами.

Со временем численность рабов увеличилась, и они уже представляли значительную часть населения Римской империи. Бесправие и грубая эксплуатация становились причинами вспышек неповиновения и бунтов против господ. Рабский труд был малоэффективным, негативные стороны его использования продолжали усиливаться.

Обострение классовой борьбы подрывало экономическую и военную мощь, а также стало одной из причин, почему пал Рим.

Внешние угрозы

В V веке западная часть империи неоднократно подвергалась нашествию варварских племен. Отражать атаки с каждым разом становилось сложнее. В 410 году вестготам удалось проникнуть в Рим. Они разграбили и разрушили город.

Чтобы уберечь империю от дальнейших набегов, Гонорий вынужден был заключить с вестготами мир. В начале правления Валентиниана III, взошедшего на престол в шестилетнем возрасте, внешние угрозы со стороны варварских племен снова стали представлять опасность. Сдержать их натиск сумел Флавий Аэций – талантливый полководец и дипломат. Он заключил мир с враждебными племенами франков, готов и бургундов, а позднее разгромил Аттилу – предводителя гуннов.

Спустя время Флавий стал жертвой политических интриг. Валентиниан III казнил полководца, поверив в то, что тот готовил против него заговор. В 455 году император сам был свергнут Петронием Максимом.

Распри внутри государства ослабили его и открыли дорогу для новых вторжений вандалов. Разграбление Рима достигло невиданных масштабов – с Капитолия была снята крыша. Позднее вандалы захватили Сардинию и Сицилию. В 457 году бургунды основали свое королевство на территории современных Швейцарии и Франции.

Западная империя, перед тем, как рухнуть, смогла просуществовать еще 20 лет. За это время на троне сменилось девять императоров, а территория их владений неумолимо сокращалась. Верховная власть практически утратила свой авторитет, а казна была опустошена.

Это послужило поводом для многочисленных восстаний и стало еще одной причиной того, почему распалась Римская империя.

Кризис в армии

Римская империя всегда находилась под натиском чужеземных захватчиков. Необходимость защищать свои границы от постоянных нападений врагов требовала хорошей военной подготовки и материального оснащения. Однако в армии Западного Рима число профессиональных солдат неумолимо снижалось. На это повлияло несколько причин:

  • Плохое содержание и деморализация. Деньги, выделенные на выплату жалованья солдатам часто забирали себе военачальники, поэтому они вынужденно промышляли мародерством;
  • Отсутствие лидеров и патриотического воспитания;
  • Коррупция в рядах высших военных чиновников;
  • Неблагоприятная демографическая ситуация;
  • Нежелание городских жителей идти в армию из-за низкой платы;
  • Землевладельцы не хотели отдавать своих рабов на воинскую службу, чтобы не лишиться дешевой рабочей силы.

Это привело к тому, что армия империи пополнялась за счет рекрутов. В их число входили в основном крестьяне, плохо обученные военному делу, а также варвары. Истинных римлян, готовых погибать за родину, в армии осталось крайне мало. Они считали недостойным отдавать свою жизнь за иноземцев во власти.

Варвары, готы и другие романизированные племена неохотно сражались против внешних врагов. Это послужило еще одной причиной того, что империя начала разваливаться.

Христианство

Историки сходятся во мнении, что еще одна важная причина, почему Римская империя стала распадаться – религиозная. До 313 года христианство не признавалось, а его проповедники подвергались гонениям. Единственной религией было язычество. Однако император Константин издал указ о присвоении христианству государственного статуса.

По всей территории начинается строительство церквей. Одновременно с этим по указу Константина разрушают несколько известных языческих храмов. Общество не может смириться с попранием своей веры и разграблением культовых сооружений монахами-христианами, напряженность растет.

Христианство того времени имело несколько разнообразных течений, что вызывало разногласия даже между верующими одной религии. Это становилось причиной вспышек конфликтов и разъединения нации, которая уже не могла противостоять внешним врагам.

Социальный и демографический кризис

Казна империи пополнялась за счет экспроприации богатств захваченных земель и торговли рабами, но из-за участившихся нападений вражеских племен и связанных с этим расходов на оборону, а также отсутствия новых завоеваний, она опустошалась.

Ослабление экономики привело к снижению доходов населения, росту инфляции и разорению среднего класса. Неурожайные годы, ставшие причиной голода, а также эпидемии инфекционных болезней привели к сокращению численности трудоспособного населения.

Осознавая необходимость повышения рождаемости, государство издает указ о поддержке семей с детьми, в том числе варваров, однако принятые меры не дают результата.

Одновременно с этим растет социальная напряженность – увеличивается разрыв между богатыми и бедными, авторитет правящей элиты, среди которой немало иноземцев, падает. В институтах власти империи процветает коррупция и политические интриги.

Совокупность этих факторов стала причиной социальной апатии и ослабления патриотизма.

Падение империи

Западная часть долгие годы пребывала в состоянии упадка. За двадцать лет до краха на троне сменилось девять императоров, но ни один из них не смог обеспечить государству процветание. За это время его размеры сократились до территории современной Италии.

Западная часть римской империи прекратила свое существование 4 сентября 476 года, когда предводитель германцев Одоакр заставил юного правителя Ромула Августа отречься от престола.

Восточная часть, столицей которой был город Константинополь, просуществовала еще около тысячи лет. За это время она пережила немало кризисов и потеряла значительную часть территории. Византийская империя распалась в 1453 году, когда была захвачена турками-османами во главе с султаном Мехмедом II. Константинополь переименовали в Стамбул.

Видео в тему

Падение «Священной римской империи германской нации». Формы последующих объединений германских государств в начале XIX в. «Священная римская империя германской нации» лишь формально представляла собой
единое государство, включая в себя в XVIII в. помимо непосредственных владений императора 7 курфюршеств, являю щихся суверенными государствами, 300 владений имперских князей, епископов, аббатов, территории вольных городов, формально зависимых от императора, а фактически управляемых князьями, епископами, городскими советами, и множество других феодальных владений. Империя скреплялась не столько экономической общностью или общеимперскими органами управления, сколько культурным, языковым и прочим единством ее народов.

Фактором, все больше влияющим на внутриполитическую жизнь империи, становится крепнущее монархическое государство Пруссии, достигшее во второй половине ХVIII в. ранга крупной европейской державы. Этому; во многом способствовала проводимая при прусском короле Фридрихе II (1740—1786 гг.) прогрессивная по своей сути политика «просвещенного абсолютизма», сопровождаемая упорядочением государственных финансов и судопроизводства, ослаблением внутригосударственных таможенных, цеховых и других феодально-бюрократических ограничений, некоторым улучшением положения крепостных крестьян. Указы 1749—1764 гг. запрещали сгон крестьян с земли, а государственные крестьяне указом 1777 г. получили права наследственного владения на свои земельные участки. Пруссия первая из всех германских государств вводит всеобщее начальное образование (в 1763 г.) и унифицирует свое право. В 1781 г. вводится первый гражданский процессуальный кодекс, в 1793 г. — Судебный устав, в 1794 г. — Всеобщее земское уложение (Прусский ландрехт).

При всей ограниченности этих реформ, которые не могли существенно затронуть устои феодально-бюрократической системы, коренные интересы юнкерства, они способствовали началу буржуазного па своему характеру процесса модернизации страны. Развитие капиталистического предпринимательства стимулировалось и созданием крупной боеспособной военной силы страны. Пруссия обладала в это время четвертой по величине армией в Европе, которая поглощала 85% ее годового бюджета.

Падение «Священной римской империи германской нации» стало прямым следствием победоносных наполеоновских войн, в ходе которых не только существенно была перекроена политическая карта Европы, но и дальнейший импульс получило развитие Германии по капиталистическому пути. Было ликвидировано множество мелких феодальных владений, которые или слились, или вошли в крупные монархии, при этом наибольшие территориальные приобретения получили непосредственно зависимые от Наполеона государства: Баден, Бавария, Вюртемберг, Саксония-В 1807 г. было создано крупное королевство Вестфалия.

В 1806 году 16 формально независимых прирейнских государств были объединены в «Рейнский союз», впоследствии их число увеличилось. «Рейнский союз» формально возник как союз монархий, не лишенных государственного суверенитета, но отношения их с Наполеоном строились скорее на сюзеренно-вассальных связях зависимости, протектората. Государства «Рейнского союза» объявили о своем выходе из «Священной римской империи», что и предопределило ее распад.

В этих государствах были отменены сословные привилегии духовенства и дворянства, личная крепостная зависимость крестьян, реорганизованы судебная и правовая системы, введен в действие Французский гражданский кодекс 1804 г.

После сокрушительного поражения Пруссии в войне с Францией в 1807 г. (Пруссия сохранилась как государство только благодаря заступничеству русского императора Александра I) процесс возрождения в развалившейся, лишенной половины своих территорий, обложенной огромной контрибуцией стране начался с новой серии буржуазных по своему характеру реформ. Самой значительной из этих реформ была отмена в 1807 г. личной зависимости крестьян и введение свободной купли-продажи земли. В 1811 г. был издан указ об условиях выкупа «крестьянских платежей и повинностей», в том числе и не отмененной в 1807 г. барщины. Дворянство получило право заниматься предпринимательской деятельностью. Было введено новое налоговое обложение, распространявшееся частично и на дворян, осуществлена секуляризация церковных земель, отменены цеховые ограничения.

Экономические преобразования сопровождались изменениями и в государственном аппарате: введением министерств, начал городского самоуправления и нового территориального деления на провинции. Проведена была и ре
организация армии: в офицерские школы, в частности, был открыт доступ лицам недворянского происхождения. В 1814 г. в Пруссии была введена всеобщая воинская повинность — главное условие осуществления агрессивного милитаристского курса ее внешней политики. _

Конец эпохи наполеоновских войн в Европе был ознаменован созданием нового объединения германских государств, правовой основой которого стал Союзный акт 1815 г., принятый на Венском конгрессе державами-победительницами. Они боялись возникновения в сердце Европы единого сильного немецкого государства, но были заинтересованы в создании некоего конфедеративного форпоста у границ беспокойной Франции.

В Германский союз кроме Австрии и Пруссии вошли еще 35 суверенных монархий (впоследствии — 32) — королевств, княжеств, герцогств и 4 вольных города, между которыми не существовало ни крепких экономических связей, ни единого законодательства, ни общих финансов или дипломатических служб.

В новом объединении отсутствовали и центральные органы власти, кроме единственного — Союзного сейма, состоящего из представителей правительств государств, вошедших в Германский союз. Характерно, что членами этой своеобразной конфедерации стали три не немецких монархии, представленные королями Англии, Дании и Голландии территориями таких государств, как Ганновер, Гольштейн и Люксембург. Часть же территорий Австрии и Пруссии не была включена в состав Германского союза: Венгерское королевство, Восточная и Западная Пруссии, Познань и др.

Решения сейма требовали единодушного согласия всех его членов, что парализовывало его деятельность.

Союзный акт 1815 г. предписывал не только форму отношений между немецкими государствами, но и будущее внутреннее устройство этих государств на основе сословно-представительных конституций.

РАССКАЖИТЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВО ФРАНЦИИ В ПЕРИОД ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ

В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство спешно подготовило проект новой конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме 79,2% голосов его участников и с октября 1958 г. вступил в силу.

Конституция 1958 г. Авторы Конституции 1958 г., которую считали «скроенной точно по мерке для де Голля», исходили из необходимости коренного пересмотра принципов, лежавших в основе государственного строя Третьей и Четвертой республик. Прежде всего предполагалось стабилизировать политическую систему путем «большей сбалансированности» всех видов власти и усиления независимости исполнительной власти от политических маневров различных партий. Исполнительная и законодательная власти должны были быть четко разделены, имея своим источником только «мандат народа» (т. е. выборы). Однако еще более эффективным средством укрепления системы властвования должен был стать институт главы государства. Возвышаясь над всеми властями и не навязывая себя в качестве повседневного главы правительства и лидера парламентского большинства, президент должен был выражать высшую волю государства по проблемам первостепенного значения. Таким образом, одной из важнейших задач этого органа было гарантировать стабильность исполнительной власти в неблагоприятных политических и экономических условиях.

Эти идеи были четко проведены в тексте нового основного закона. Свидетельством этому является сама структура конституции, построенной по схеме президент — правительство — парламент. Центральным звеном всей политической системы стал президент. Ему была отведена роль «высшего арбитра», призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства (ст. 5). Поэтому президент не нес политической ответственности ни перед каким органом (за исключением случая государственной измены) и никем не контролировался. В то же время для выполнения своей роли он был наделен как широкими постоянными прерогативами, так и полномочиями, имеющими исключительный характер.

Прежде всего, президент назначал главу правительства, а по его предложению — остальных членов кабинета, а также принимал их отставку. Он председательствовал на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры. Ему предоставлялись полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские и военные должности.

Президент был наделен значительными полномочиями не только в исполнительной, но и в законодательной сфере: он имел право подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей; право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет (суд) для заключения о его соответствии конституции; право передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; право обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению; право принимать ордонансы, имеющие силу закона. Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента (ст. 12), что не характерно для чисто президентских республик. Он представлял Францию в международных отношениях, наделялся значительными прерогативами в области внешней политики.

Помимо указанных полномочий, президент по ст. 16 получил право принимать чрезвычайные меры по своему усмотрению в условиях, когда «установление Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной или непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено.

Одновременно предусматривался ряд гарантий против установления единоличной диктатуры президента (автоматический созыв парламента, запрос мнения Конституционного совета и т. п.). Однако деятельность президента в период чрезвычайного положения никем не контролировалась. В соответствии со ст. 19 свои наиболее важные полномочия: назначение правительства, роспуск палаты, введение в действие исключительных полномочий, передача законопроектов на референдум и ряд других — президент осуществлял единолично, без контрасигнирования со стороны премьера и соответствующих министров. Остальные акты президента требовали министерской скрепы, и, таким образом, премьер-министр нес за них политическую ответственность перед парламентом.

Конституция 1958 г. отказалась от прежней политической практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли ничтожную часть. Позднее косвенные выборы президента были заменены прямыми.

Второе место в государственном механизме Пятой республики было отведено правительству. В самом общем виде его компетенция закреплялась в ст. 20 Конституции: правительство должно определять и осуществлять «политику нации», распоряжаться администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр, полномочия которого определены более подробно, должен руководить деятельностью правительства, нести ответственность за оборону страны, обеспечивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности.

Таким образом, высшая исполнительная власть, по конституции, была недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер, обладая определенной автономией, осуществляет повседневное руководство внутренней политикой. Конкретные формы взаимодействия президента и премьера зависели от согласованности их действий при стратегическом верховенстве президента и, главным образом, от расстановки партийно-политических сил.

На последнее место среди высших государственных органов Конституция 1958 г. поместила парламент. Он состоял из двух палат — Национального собрания и Сената, которые были практически равноправными. Национальное собрание избиралось прямым голосованием. Сенат, избираемый путем косвенного голосования коллегиями выборщиков, должен был обеспечивать представительство территориальных единиц республики и французов, проживавших за пределами Франции. Особые «сдерживающие» полномочия Сената, обладающего правом вето в отношении проектов конституционных изменений, могли стать тормозом при прохождении важных законопроектов.

Специальный раздел Конституции был посвящен взаимоотношениям между парламентом и правительством, в котором отчетливо закреплялась доминирующая роль правительства. Тщательно оформленное функциональное разделение «властей», подробная регламентация деятельности, структуры и процедуры заседаний парламента имели целью создание системы «рационализированного» парламентаризма вместо парламентарных моделей Третьей и Четвертой республик.

Акты парламента могли регулировать строго определенный и сравнительно небольшой круг вопросов (структура и принципы организации государственного аппарата, права и свободы, гражданство, налоги, основные принципы гражданского, уголовного, трудового права и др.). По этим вопросам правительство также могло издавать нормативные акты, имеющие силу закона (ордонансы); но только с разрешения парламента. Возможность подобного рода делегирования парламентом своих полномочий была прямо предусмотрена в Конституции, а последующая практика закрепила такое положение. Все остальные вопросы должны были решаться в административном порядке, регламентарной властью кабинета, т. е. путем декретов.

Правительство обладало также значительными полномочиями по контролю над законодательным процессом. Прежде всего оно, по сути, определяло повестку дня работы парламента. Правительственные законопроекты должны были рассматриваться в первую очередь. Правительство могло также использовать целый ряд средств по отклонению внесенных парламентариями поправок в законопроект и проведению голосования без обсуждения (ст. 40, 41, 44, 45 и др.); Для принятия финансового законопроекта, например, парламенту устанавливался определенный срок. Если в этот срок бюджетный закон не принимался, он мог быть введен в действие правительственным декретом.

Конституция 1958 г. устанавливала ответственность правительства перед парламентом. Однако принятие «резолюции порицания», которая обязывала бы правительство уйти в отставку, было обставлено многочисленными условиями (ст. 49). Правительству могло быть отказано в доверии только абсолютным большинством голосов, а если инициаторы резолюции не собирали такого большинства, они утрачивали право вносить новую в течение той же парламентской сессии.

Таким образом, хотя система органов, по Конституции 1958 г., обладала атрибутами парламентарной республики (ответственность правительства перед парламентом, министерская скрепа актов президента и т. п.), наиболее существенные полномочия в определении и проведении государственной политики были переданы президенту. Обширные прерогативы президента Франции, предусмотренные конституцией, не имели аналога даже в президентских республиках. Режим Пятой республики стал в теории именоваться смешанным «президентско-парламентским» или «косвенным президентским» режимом, став образцом своеобразной гибридной, а на деле новой, самостоятельной формы правления, получившей в политической науке наименование «полупрезидентская республика».

Судебная власть, по Конституции 1958 г., провозглашалась «хранительницей личной свободы». Особое положение среди судов занял Конституционный совет, который сосредоточил в своих руках контроль за конституционностью нормативных актов и, несмотря на отсутствие прямого указания об этом, право толковать основной закон. Классическим примером системы специализированных судов является и существование во Франции органов административной юстиции во главе с Государственным советом.

В юрисдикцию административных судов входит решение вопросов о соответствии закону актов и действий исполнительных органов и должностных лиц, на практике — от решений муниципалитетов до актов президента. В остальном же традиционные формы судоустройства по прежнему сохраняются и действуют с незначительной модернизацией в 1970-х гг. (Кодекс судоустройства 1978 г.).

Конституция 1958 г. очень скупо регламентировала систему местного управления. Вместе с тем французская (континентальная) модель местного управления стала образцом для подражания в большинстве стран мира. В ней определенным образом сочетаются прямое государственное управление на местах и местное самоуправление, причем агенты государственной администрации осуществляют надзор за деятельностью местных представительных органов. Одновременно нижестоящие звенья системы подчиняются вышестоящим. В этой сфере Конституция 1958 г. следовала распространенной теории, согласно которой существуют «естественные» административно-территориальные единицы (село, город и др.), которые могут и должны формировать свои органы самоуправления, и «искусственные» образования, т. е. созданные актами, центральной власти (регион и т. п.), в которых управление осуществляется только представителями центральной власти. По конституции, местными коллективами республики являются коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными советами (ст. 72). Низовой единицей стала коммуна (село или город), жители которой избирают свой орган самоуправления — муниципальный совет. В департаментах избираются генеральные советы. «Искусственным образованием», не имеющим представительных органов, стал регион. Функции местной администрации в департаментах и регионах были возложены на префектов и супрефектов, которые являются представителями центра на местах.

Основной тенденцией развития политической системы Пятой республики в первые Десятилетия ее существования явилось дальнейшее усиление президентской власти, ее персонализация. Президент стал на практике не только главой государства, но и главой правительства, одновременно ослаблялось и какое-либо противодействие законодательной власти.

Значительную роль в такой эволюции президентской власти сыграли конституционная реформа 1962 г., осуществленная де Голлем посредством референдума, которая изменила порядок выборов президента. Отныне избрание президента должно было происходить с помощью всеобщего голосования.

Действительный смысл реформы заключался в противопоставлении главы государства как непосредственного и единственного избранника народа избираемому таким же способом Национальному собранию.

Кроме того, дальнейшее усиление президентской власти было связано с возможностью главы государства опираться на парламентское большинство, поскольку в 60— 70-х гг. президент неизменно выступал как лидер голлист-ской партии. Имея поддержку большинства в парламенте, он фактически возглавлял и правительство, оттеснив его формального главу — премьер-министра; Полная зависимость премьер-министра и правительства от воли президента, фактическая ответственность правительства перед главой государства вследствие совпадения президентского парламентского большинства стали характерной чертой Пятой республики в это время. Центром принятия государственных решений стала главным образом личная канцелярия президента, свободный от всякой политической ответственности разветвленный аппарат Елисейского дворца. Заметной тенденцией в развитии режима Пятой республики в 60—70-х гг. стала и централизация судебно-полицейского аппарата. Были созданы чрезвычайные органы политической юстиции, расширены полномочия полиции и префектов.

Вместе с тем отмечались определенные сдвиги и в укреплении гарантий прав личности. В 1971 г. Конституционный совет признал преамбулу к Конституции 1958 г. (со ссылками на права человека в Декларации 1789 г. и Конституции 1946 г.) составной частью «конституционного блока» и обязал органы государственной власти уважать положения этой преамбулы как конституционные принципы; Кроме того, начиная с 1971 г., Конституционный совет декларировал целый ряд положений, определяющих принципы правового статуса личности (так называемая Судебная хартия прав человека).

Серьезные изменения в расстановке социально-политических сил во Франции проявились в период 1973—1976 гг., когда голлистская партия утратила абсолютное большинство мест в парламенте и уступила важнейшие государственные посты представителям других правых и центристских группировок. Одновременно с изменением социальной базы и падением голлистской партии усилилось влияние левых сил, В 1972 г. реформированная Социалистическая партия (ФСП) и Французская коммунистическая партия подписали совместную Программу демократического Правительства народного единства. Программа предусматривала проведение в стране социально-экономических и политических преобразований, восстановление роли и престижа Парламента и др. Противостояние двух партийных блоков – коалиции левых сил, с одной стороны, и правоцентристской коалиции (ОПР—СФД) — с другой; получило название «биполяризации» политической жизни, став определяющей чертой развития политической системы Франции.

«Биполяризация» открыла непосредственную возможность прихода к власти левого блока, а также изменений во взаимоотношениях властей. Президент и правительство могли отныне стать представителями противостоящих группировок, и их фактическая роль прямо зависела от связи с партийно-парламентским большинством.

В 1981 году Социалистической партии удалось завоевать пост президента, получив абсолютное большинство мест в парламенте, и сформировать правительство. Сохранив Основные положения Конституции 1958 г., касающиеся центрального аппарата Пятой республики, правительство социалистов вместе с тем приняло закон о децентрализации местного управления, упразднив традиционную должность префекта (потом восстановленную), ввело, хотя и в урезанном виде, пропорциональную избирательную систему. Местные органы власти получили большую самостоятельность в финансовых и других вопросах управления. В соответствии с законами 1983 г. подчинение нижестоящих органов самоуправления вышестоящим было ограничено определенными направлениями деятельности (образование, здравоохранение и т. п.), несколько смягчен был административный контроль центра над местными органами самоуправления. Право избирать представительные органы (самоуправления) было предоставлено регионам.

Период 1986—1988 гг. стал уникальным в том отношении, что помимо определенной переоценки роли государства, Пятая республика впервые испытала новацию «раздельного правления» — сосуществования президента-социалиста и правоцентристского правительства, опирающихся на оппозиционные друг другу политические блоки. Второй такой период «сосуществования» продолжался с 1993 по 1995 г., а с 1997 г. напротив, социалистическое правительство «сосуществует» с президентом-голлистом.

Политические события 80—90-х гг. показали, что, несмотря на все сложности и перипетии партийного соперничества, примат президентской власти во всех областях государственной жизни и ныне остался неизменным. Не случайно наиболее, распространенными оценками Пятой республики являются такие характеристики, как «суперпрезидентская республика» или «ультрапрезидентский режим». Вместе с тем парламент — арена партийного соперничества, и в условиях политической поляризации глава государства еще больше, чем прежде, заинтересован в поддержке парламентского большинства, а для наиболее эффективного проведения в жизнь своей политики партия или блок партий должны выиграть не только президентские, но и парламентские выборы. Если же говорить об осуществлении парламентом своей главной функции — законодательной, то здесь он по-прежнему выступает в основном в роли «регистрационной палаты», поскольку, по Конституции 1958 г., его собственная сфера законодательных полномочий значительно ограничена, а повседневный парламентский контроль (вопросы министрам) вместе с ответственностью правительства перед парламентом не играют во Франции большой практической роли.

Независимо от расстановки основных политических сил, на рубеже XX и XXI вв. государство во Франции оставалось значительной регулирующей силой в экономике и социальных отношениях. Периодически проводимые национализация и приватизация отраслей экономики в целом сохранили соотношение государственного и частного ее секторов. Особенностью приватизации во Франции при передаче малоэффективных отраслей хозяйства и объектов госсобственности является сохранение в государственной собственности крупных пакетов акций этих объектов, использование государственных облигаций или аукционов.

Значительную роль на развитие политической системы Франции оказывают интеграционные процессы общеевропейского масштаба. Так, в 1992 г. Конституция Франции была дополнена разделом «Европейский союз», все более отчетливо стала проявляться тенденция к признанию верховенства «коммунитарного права» (права Европейского союза) над национальным правом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Карта, показывающая разделение империи между сыновьями Феодосия Великого.

Раздел Римской империи — событие, произошедшее в 395 году н. э. после смерти древнеримского императора Феодосия I, заключавшееся в разделе империи на Западную и Восточную части, в каждой из которых у власти стоял свой император. Восточная часть просуществовала свыше тысячи лет в качестве Византии, а западная вскоре пришла в упадок.

Правителем Восточной Римской империи стал старший сын Феодосия Флавий Аркадий, тогда как правителем Западной — его младший сын Гонорий. Столицей Восточной империи стал Константинополь, тогда как император Запада проживал сначала в Медиолане, впоследствии большей частью в Равенне и лишь изредка в Риме. На протяжении V века н. э. и до падения Западной империи, однако, Западная и Восточная империи не рассматривались как два отдельных государства, продолжая составлять неделимую в понимании тогдашнего общества единую Римскую империю (причём такая её интерпретация сохранялась и на протяжении многих лет после падения Западной империи в 476 году н. э.). В связи с этим некоторые историки считают более правильным говорить о разделении императорского правления в Римской империи, но не о разделе государства как такового.

Разделение империи также иногда рассматривается как предпосылка для случившегося намного позже раскола христианской церкви на католическую и православную.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *