Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Содержание

Закрытие фирмы налоговым органом в одностороннем порядке в 2020 году

Может ли ИФНС самостоятельно закрыть ООО?

Федеральная налоговая служба вправе ликвидировать юридическое лицо в одностороннем порядке, если компания длительное время не ведет деятельность либо осуществляет ее с нарушением законодательства. Прекращение функционирования предприятия происходит в этом случае путем снятия его с регистрации в государственном реестре юридических лиц. Исключение фирмы из Госреестра является правом, а не обязанностью налоговых органов.

Налоговики вправе принять единоличное решение о закрытии Общества (статья 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») в административном порядке в следующих случаях:

  • компания более года не функционирует;
  • по банковским счетам не происходит движение средств в течение 12 месяцев;
  • не сдается отчетность документация, согласно законодательству РФ в течение 12 месяцев;
  • отсутствуют средства на расходы, необходимые для добровольной ликвидации;
  • отсутствует возможность возложить затраты по процедуре добровольной ликвидации на учредителей;
  • в государственном реестре юрлиц более чем полгода содержится информация о наличии недостоверных сведений, которые предоставляло юрлицо (адрес, сведения о руководстве и др.);
  • осуществляется деятельность при серьезном и неоднократном нарушении законов (например, фирма работает без лицензии, умышленно нарушаются трудовые права работников и прочее).

Ликвидация недействующей фирмы решением налогового органа

В случае прекращения функционирования юридического лица, когда деятельность не ведется более года, предприятие закрывается решением налогового органа. Но если в организации имеется задолженность, то ее непогашение приведет к субсидиарной ответственности.

Кроме того, согласно статье 3 пункту 3.1 ФЗ №14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» учредители и руководители ООО могут подпадать под санкции. Так, на протяжении 3 год они не смогут зарегистрировать новую организацию или быть руководителями в других компаниях.

Узнать у специалиста

Закрытие юридического лица в связи с отсутствием деятельности

Отсутствие деятельности выявляется при анализе отчетности. Так, если юрлицо не функционирует, не сдает отчетность, не проводит операции по банковскому счету более года, то ИФНС вправе закрыть его. Об этом сказано в статье 21.1 ФЗ № 129. Налоговые органы делают запросы в банки, после чего проводят анализ полученных сведений. Выявленные «молчуны» вносятся в специальный реестр и отслеживаются. По результатам принимается решение о закрытии Общества.

Через какое время Налоговый Орган ликвидирует ООО

Сроки проведения процедуры ликвидации ООО зависят от основания для закрытия, наличия кредиторов и должников , а также других факторов.

Для осуществления процедуры упразднения организации, налоговая инспекция должна совершить ряд действий, которые требуют определенного времени:

  • принимается решение об исключении юридического лица из Госреестра;
  • в течение трех дней в журнале «Вестник государственной регистрации» размещается информация о предстоящей ликвидации ООО. А также публикуются сведения о порядке оповещения кредиторов;
  • в срок не менее трех месяцев другие организации, предприниматели, работники могут требовать погасить задолженность перед ними. Если претензий нет со стороны контрагентов, то инспекция исключает из ЕГРЮЛ юридическое лицо.

Причины и основания для ликвидации

Когда юридическое лицо не функционирует, не сдает даже нулевую отчетность, то оно может подпадать под санкции и позже быть ликвидировано. Это делается для того, чтобы защитить другие организации, индивидуальных предпринимателей и граждан. Они могут не знать, что их потенциальные партнеры не способны выполнять свои обязательства, ошибочно рассчитывая на взаимовыгодное сотрудничество.

Налоговый орган также может через суд закрыть ООО в определенных случаях, которые прописаны в ГК РФ ст. 61 п. 3:

  • недействительная госрегистрация Общества, к примеру, указан при открытии компании неправдивый адрес;
  • деятельность ведется с нарушением;
  • другие случаи, которые противоречат законам РФ. Например, уменьшение размеров чистых активов организации.

Ликвидация фирмы в ИФНС №46

Закрытие компании проводится в соответствии с законодательством РФ. Если работа организации не ведется и не предполагается, лучше не дожидаться наложения санкций и штрафов, а произвести ликвидацию по решению учредителей.

Срок ликвидации ООО налоговым органом

Срок принудительной ликвидации юридического лица может занимать несколько месяцев. Он зависит от времени, необходимого для принятия решения о ликвидации, проведения налоговых проверок ООО. Учитываются временные затраты на судебный процесс, оповещение кредиторов, составление ликвидационного баланса, оформление других документов, возможное проведение торгов.

Принудительная ликвидация юридического лица

В соответствии со ст. 61 ГК РФ принудительная ликвидация ООО возможна вследствие подачи иска налоговым органом в суд. Таким образом, вследствие принятого решения судом учредители организации обязаны начать процедуру ликвидации.

Кроме того, налоговики могут закрыть Общество во внесудебном порядке в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, а также ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2016 года.

У вас есть вопросы? Напишите нам

Оспаривание ликвидации юридического лица

Полное описание

Защита кредиторов ликвидированного предприятия возможна только путем обжалования ненормативного акта регистрирующего органа – решения о внесении сведений в ЕГРЮЛ. Данное право кредитора закреплено в ч. 1 ст. 198 АПК РФ, где указано условие обжалования, а именно – не соответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и нарушение им прав и законных интересов кредитора в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспаривание ликвидации предприятия в соответствии с действующим законодательством возможно, но представляется достаточно проблематичным. Это связано с рядом материально- и процессуально-правовых трудностей, которые возникают в процессе оспаривания и обусловлены последствиями такого оспаривания.

Сугубо процессуальная проблема заключается в том, что в момент оспаривания предприятие уже ликвидировано, и привлечь его к участию в деле невозможно. Но в соответствии со ст. 270, 288 АПК РФ отсутствие привлечения компании является безусловным основанием для отмены решения суда.

Что касается материально-правовых оснований, то первое, на что стоит обратить внимание, это установленный в п. 4 ст. 198 АПК РФ срок, в течение которого может быть подано заявление в суд об оспаривании ненормативного акта регистрирующего органа. Указанный срок составляет три месяца, с момента, когда организации стало известно о нарушении прав и законных интересов. Определить данный момент достаточно сложно, т.к. созданная в процессе ликвидации ликвидационная комиссия обязана в течение двух месяцев опубликовывать данные о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица. Поэтому вероятность того, что кредитор не знал о проходящей ликвидации, практически равна нулю. И, следовательно, уложиться в трехмесячный срок достаточно проблематично, учитывая, что решение о внесении записи в ЕГРЮЛ уже вынесено, вступило в силу и выдан исполнительный лист. А данные процессуальные действия чаще всего бывают затянуты по времени более, чем на три месяца.

Вместе с тем в ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен специальный срок. В статье указано, что исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

В большинстве случаев течение указанного срока давности начинается с момента официального опубликования решения регистрирующего органа об исключении недействующего предприяти в Вестнике государственной регистрации. Именно с этого момента лицо должно было узнать о нарушении своего права. При этом в каждом конкретном случае суд оценивает все обстоятельства, в том числе и определяет момент начала и окончания течения срока исковой давности, предусмотренного настоящей статьей. По истечении срока исковой давности указанные лица утрачивают право на судебное обжалование решения регистрирующего органа, за исключением случаев, когда пропущенный срок восстанавливается на основании судебного акта (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.02.2010 по делу № А53-9580/2009).

Представляется, что в данном случае должен применяться годичный срок, указанный в ФЗ 08.08.2001 № 129-ФЗ, в качестве специальной нормы, установленной для оспаривания решения налогового органа о ликвидации ЮЛ.

Как показывает судебная практика, случаи удовлетворения требований кредитора о признании решения налогового органа недействительным имеют место (Постановление ФАС Московского округа от 22.09.2011 по делу № А40-22042/11-84-1, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2011 по делу № А78-2635/2010). Наиболее распространенным основанием для удовлетворения является несоблюдение установленных законом требований к процедуре ликвидации. В качестве примера выступает представление документов, свидетельствующих об отсутствии имущества у ЮЛ, в то время, как суд установил наличие такого имущества (Постановление ФАС Московского округа от 11.10.2010 № КГ-А40/9931-10,2 по делу № А40-72974/09-120-387). Также в случае предоставления обществом недостоверного ликвидационного баланса и невыполнении своих обязательств перед кредиторами суд отказал в признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией общества (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2010 № 09АП-11430/2010 по делу № А40-3235/10-149-46).

Отдельно необходимо указать, что до внесения сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации кредитор предъявляет свои требования к ликвидационной комиссии, как единственному действующему органу ЮЛ в период ликвидации. После внесения сведений в ЕГРЮЛ обращаться нужно уже к налоговому органу, который произвел соответствующую запись о ликвидации.

Второй вопрос, вызывающий трудность, заключается в отсутствии имущества у вновь восстановленного предприятия. В случае, если суд примет решение о том, что внесение записи в ЕГРЮЛ было осуществлено с нарушением закона, и запись будет отменена, то юридическое лицо будет считаться вновь действующим. Но главная задача, стоящая перед кредитором, а именно получение определенной задолженности от ликвидированного предприятия, не может быть достигнута по причине отсутствия у последнего имущества. Анализ действующего законодательства позволяет говорить, что оно не содержит прямого указания на обязанность вернуть или право истребовать имущество, которое было распределено в процессе ликвидации предприятия. Данный механизм просто не предусмотрен действующим законодательством.

Оспаривать сделки по отчуждению и признавать их недействительными нет никаких оснований. Нельзя также истребовать имущество из чужого незаконного владения или от добросовестного приобретателя. Нет причины говорить и о том, что распределенное имущество можно рассматривать как неосновательное обогащение, и как следствие об обязанности его вернуть.

Таким образом, вернуть имущество восстановленному юридическому лицу невозможно, и тем более нельзя говорить о каком-либо автоматическом возвращении распределенного ликвидационной комиссией имущества, имевшегося у общества на момент принятия решения о ликвидации.

Между тем один из основных признаков юридического лица состоит в том, что общество имеет «обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом» (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Во исполнение данной нормы суды отказывают в удовлетворении различных требований к ликвидированной организации, например, о признании сделки недействительной (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.03.2010 по делу N А17-6805/2008), по трудовым спорам (Апелляционное определение Омского областного суда от 21.11.2012 по делу N 33-7307/2012).

В момент завершения ликвидации юридического лица прекращается его правоспособность (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
И, как следствие, признание записи в ЕГРЮЛ недействительной и восстановление ЮЛ, не является автоматическим основанием удовлетворения требований кредитора. Это невозможно осуществить по причине отсутствия у ЮЛ имущества.

Отдельно нужно указать, что на момент восстановления юридического лица его органы оказываются не сформированными, т.к. в процессе ликвидации действует ликвидационная комиссия, которая и является органом ЮЛ. Говорить об автоматическом восстановлении прежних органов нет законных оснований. В конечном счете в юридическом лице помимо отсутствия имущества и сформированных органов не будет и ликвидационной комиссии.

Проведенный анализ свидетельствует о многочисленных дефектах, неизбежных при проведении процедуры восстановления юридического лица.

На основании вышеизложенного следует констатировать, что действующее законодательство не предусматривает не только механизма восстановления юридического лица, но и последствий данных действий. Нельзя забывать, что как технически, так и юридически очень сложно себе представить такой институт, как восстановление юридического лица без восстановления его имущества, которое получило уже новых собственников.

На основании изложенного можно прийти к выводу, что оспаривание решения налогового органа о ликвидации ЮЛ не будет способствовать удовлетворению требований кредитора. Это обусловлено отсутствием имущества у ЮЛ, которое может быть восстановлено.

Юридическая фирма

Решение о приостановлении государственной регистрации, будь то реорганизации или ликвидации юридического лица принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. Виды сведений, при включении которых в ЕГРЮЛ допускается приостановление государственной регистрации:

  • в связи с реорганизацией юридического лица;
  • в связи с ликвидацией юридического лица.

Обращаем внимание, что налоговым законодательством не предусматривается возможность приостановления государственной регистрации юридических лиц при их создании, кроме создания путем реорганизации (см. п. 7 оснований утвержденных Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@).

Вообще «приостановление» возможно практически при любых регистрационных действиях, совершаемых в отношении конкретного юридического лица, конечно кроме его создания (первичной регистрации). Но и здесь не все так просто, как кажется, ведь одного лишь обращения за включением в ЕГРЮЛ сведений, при которых допускается приостановление регистрации, недостаточно, для этого нужно еще установить законные основания для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

Основания приостановления реорганизации как формы альтернативной ликвидации, со стороны государственных органов и кредиторов

Сегодня юридическое лицо можно ликвидировать так называемыми альтернативными методами ликвидации, например, такими как:

  • Слияние. Данный метод основан на соединении (слиянии) нескольких юридических лиц и прекращении своего существования, а на их основе создается новое юридическое лицо – правопреемник их прав и обязанностей.
  • Присоединение. Этот метод отличается от слияния тем, что одно присоединяемое юридическое лицо прекращает свое существование, после чего его права и обязанности переходят к другому лицу – присоединяющему.

И первый, и второй метод имеют один результат – исключение юридического лица из ЕГРЮЛ. Поскольку мы разбираем реорганизацию юридического лица путем присоединения, остановимся на нем более подробно. Итак, реорганизация – это переход прав и обязанностей от одной организации к другой, путем слияния, поглощения, выделения или полного их прекращения в процессе ликвидации. В любом случае, одна из компаний прекратит свое существование, а сведения о такой компании навсегда исключаются из ЕГРЮЛ. Все права и обязанности ликвидируемой путем реорганизации компании переходят к компании правопреемнику. Процедура реорганизации, пожалуй, является самой продолжительной по сравнению с другими альтернативными способами и методами ликвидации юридического лица. Но намного быстрее, чем традиционная добровольная ликвидация. Отменить реорганизацию компании довольно сложно, поскольку такая отмена допускается только путем обращения заинтересованных лиц в суд, а суд – дело не быстрое.

С 01 сентября 2014 года Федеральным законом РФ от 05.05.2014г. № 99-ФЗ в статью 60.1 и 60.2 Гражданского кодекса РФ, которые содержат положения об отмене уже проведенной или начатой процедуры реорганизации юридического лица, были внесены изменения. Так, статья 60.1 Гражданского кодекса РФ наделяет заинтересованных лиц правом признавать недействительным решение о реорганизации юридического лица. В пункте 2 указанной статьи говорится, что в случае признания такого решения недействительным, сама реорганизация сохраняется в силе, то есть юридические лица, созданные в результате такой реорганизации, не ликвидируются, а сделки, совершенные такими юридическими лицами, продолжают действовать. Срок для оспаривания решения составляет три месяца с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации юридического лица (если иной срок не установлен законом).

В статье 60.2 Гражданского кодекса РФ говорится исключительно о признании несостоявшейся реорганизации корпорации. В то время как возможность оспаривания решений о реорганизации предоставлена всем видам юридических лиц, в том числе, унитарным. На первый взгляд, такой подход с законодательной точки зрения не обоснован, поскольку каких-либо видимых причин отказывать в признании реорганизации несостоявшейся в отношении унитарных юридических лиц нет. Однако исходя из данной нормы нужно понимать, что несостоявшейся может быть признана только реорганизация корпорации.

В свою очередь, требовать отмены реорганизации или признания ее несостоявшейся можно только после внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах, образовавшихся в результате такой реорганизации. Пока эти сведения не будут внесены в ЕГРЮЛ, реорганизация считается незавершенной, следовательно, и признать ее несостоявшейся невозможно. Отметим, что Гражданский кодекс РФ не содержит четкого перечня оснований для отмены процедуры реорганизации как альтернативного метода ликвидации юридического лица. На практике такими основаниями являются:

  • нарушение порядка принятия решения о реорганизации юридического лица (например, решение принято не полным составом учредителей);
  • предоставление на государственную регистрацию реорганизации юридического лица подложных документов.

Именно этими основаниями может руководствоваться заинтересованное лицо при обращении в суд с исковым заявлением об отмене процедуры реорганизации юридического лица. На сегодняшний день установлен довольно широкий круг заинтересованных лиц, имеющих право выступать инициатором приостановки процедуры реорганизации юридического лица, ими могут быть:

  • собственники бизнеса (участники, учредители);
  • кредиторы, чьи интересы нарушены, а также при наличии непогашенной задолженности;
  • сотрудники налоговых органов, в случаях, если при организации были заявлены (поданы) недостоверные сведения.

Инициатива кредиторов реорганизуемого юридического лица предполагает заполнение возражения на проведение такой реорганизации в виде заявления по форме Р38001, которое необходимо подать в регистрирующий орган до момента исключения Общества из ЕГРЮЛ. Однако, налоговый орган может и отказать кредитору в таком приостановлении, тогда заинтересованному лицу придется обратиться в суд.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на приостановление процедуры реорганизации Общества по инициативе налоговой инспекции. Такой возможностью налоговики наделены статьей 4 Федерального закона 30 марта 2015 года № 67-ФЗ, который вступил в силу с 01 января 2016 года. Согласно положениям данного нормативного акта, приостановка процедуры реорганизации юридического лица может быть произведена на один месяц. Цель такой приостановки – проверка достоверности сведений, поданных в налоговый орган в связи с реорганизацией юридического лица.

Основания отмены регистрационных действий по процедурам реорганизации и добровольной ликвидации

Наверняка многие собственники (участники) компаний в последнее время все чаще стали получать отказы в реорганизации юридического лица в форме присоединения, отсюда множество вопросов и неясностей, почему? Ведь на практике процедура реорганизации существует, но что является причиной отказа налоговой инспекции в ее регистрации?

Дело в том, что с 01 января 2016 года в ступил в силу Федеральный закон от 30 марта 2015г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Именно данным федеральным законом в налоговое законодательство были добавлены новые основания (причины) отказа в государственной регистрации, в том числе это коснулось реорганизации юридических лиц (см. подп. «х» ст.23 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в действующей редакции) в части не соблюдения установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры реорганизации юридического лица, и иных требований, обязательных для осуществления государственной регистрации.

Если внимательно ознакомиться с изменениями, вносимыми в вышеназванные нормативные акты и налоговое законодательство РФ даже за последний год, можно сделать лишь один вывод, что налоговым органам ни как иначе, как дана команда всеми силами и способами бороться с реорганизацией юридических лиц. Сегодня любое обращение собственника (участника), кредитора в налоговый орган с документами на государственную регистрацию реорганизации юридического лица приведет к вынесению отказа в ее совершении.

Регистрирующий орган, руководствуясь подпунктом «х» пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), вправе отказать в государственной регистрации, если:

  • компания фактически не находится по адресу (который указан в ЕГРЮЛ);
  • компания не получает корреспонденцию от контролирующих органов (в частности от налогового органа);
  • в налоговый орган поступило обращение кредитора.

Основанием отмены ликвидации может стать неверное составление ликвидационного баланса, с таким нарушением возможна отмена ликвидации по решению суда. Отмена процедуры ликвидации юридического лица может быть инициировано как самими участниками путем принятия добровольного решения о таком прекращении, так и по инициативе государственных органов и другими заинтересованными лицами по решению суда (например, кредиторами ликвидируемого юридического лица). Мы уже отмечали, что отмена процедуры ликвидации в законодательных актах не отражена, но и одновременно не запрещают сегодня прекращать начатые процедуры ликвидации юридического лица. На практике для отмены ликвидации может быть несколько оснований, это могут быть устранение обстоятельств, изначально подтолкнувших к принятию решения о ликвидации юридического лица, ликвидация утратила свою актуальность, у юридического лица произошли изменения, благодаря которым собственникам удается вывести компанию из кризисной ситуации.

Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72@, которым утверждены «Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий» должен соблюдаться всеми регистрирующими органами при принятии решений о приостановлении государственной регистрации. В каждом конкретном случае существуют и собственные причины для прекращения ликвидации юридического лица, однако важно чётко понимать, что появившиеся обстоятельства являются достаточным поводом для остановки текущего процесса.

Сами же налоговые органы тоже дают разъяснения касаемо отмены начатой процедуры ликвидации/реорганизации компании, где указывают, что при незавершенном процессе ликвидации, ее отмена не проблематична, главное чтобы все необходимые документы были правильно подготовлены. Также налоговики указывают, что при наличии в ЕГРЮЛ записи о закрытии (ликвидации) юридического лица, отменить ликвидации уже не представляется возможным. Если же ликвидация остановилась на стадии подготовки внутренних документов, после чего участниками юридического лица принимается решение об отмене начатой процедуры ликвидации, подготовка дополнительных документов и уведомление налогового органа не требуется. В случаях, если участники юридического лица не подготовили необходимые документы, и не успели уведомить о ликвидации налоговый орган, им необходимо заново оповещать все необходимые инстанции, содержащие сведения о прекращении процедуры ликвидации и продолжении работы организации в обычном порядке. В свою очередь, отмена ликвидации допускается тогда, когда принятое решение является добровольным.

Прекращение деятельности юридического лица сегодня выполняется строго в соответствии с Гражданским кодексом РФ, в том числе в соответствии с Федеральным законом РФ от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В указанных правовых актах не содержится информации о запрете отмены процедуры как таковом, отсюда следует, что применяться она на практике вполне может. Сам по себе процесс ликвидации юридического лица очень длительный процесс, в ходе реализации которого могут произойти существенные перемены взглядов учредителей ликвидируемого юридического лица на те или иные трудности, факторы или проблемы. Отмена процедуры ликвидации юридического лица может быть инициирована на любой стадии ликвидации, однако главное, чтобы решение об отмене такой процедуры было принято до момента исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, в противном случае процесс становится не обратимым.

Последствия приостановления и отмены процедуры реорганизации и ликвидации юридического лица для собственников и директоров ликвидируемых юридических лиц

Приостановление процедуры реорганизации юридического лица влечет и свои последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, такие как:

  • признание принятого решения о реорганизации недействительным до момента регистрации всех вновь образовавшихся юридических лиц, правопреемство наступает только в отношении уже зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами (п.3 ст. 60.1 ГК РФ);
  • в силу п.4 ст.60.1 участники, голосовавшие против принятия решения, либо не участвовавшие в голосовании; кредиторы реорганизованного юридического лица имеют право требовать с лиц, недобросовестно способствовавших принятию решения о реорганизации, возмещения убытков. Кроме того, убытки обязаны возместить юридические лица, созданные в процессе реорганизации, члены коллегиального органа, принявшего решение, в том случае, если они голосовали за принятие соответствующего решения.

В целом если рассматривать сложности и риски, вероятность возникновения которых возможна при реорганизации юридического лица, важно обращать внимание на статью 60.1 Гражданского кодекса РФ, в которой с недавних пор вопросы защиты прав кредиторов реорганизуемой компании уже более детально урегулированы, урегулированы нормы о праве требования кредиторов реорганизуемого юридического лица исполнения обязательства по погашению задолженности, и порядок реализации этого права, нормы о солидарной ответственности правопреемников и самого реорганизуемого юридического лица перед кредиторами.

Как уже отмечалось ранее, прекращение деятельности юридического лица невозможно, если инициатором прекращения такой процедуры выступает государственный или иной уполномоченный орган, подавший соответствующее исковое заявление в суд. По закону отменить уже запущенный процесс ликвидации может только учредитель (участник) ликвидируемого юридического лица, который добровольно принял такое решение.

Однако, с лета прошлого года по поданным участниками компаний заявлениям о государственной регистрации юридического лиц в связи с их ликвидацией/реорганизацией, налоговики активно стали принимать решения о приостановке таких действий сроком на 1 месяц. Такие приостановки налоговые органы связывают с необходимостью проверки сведений, подаваемых в ФНС в связи с регистрацией процедуры ликвидации юридического лица. Но данная волна приостановок не ограничивается лишь приостановлением процедур ликвидации, за такими приостановками следуют отказы и в завершении начатых процедур реорганизаций юридических лиц.

Что касается отмены регистрирующим органом процедур ликвидации и реорганизации юридических лиц во внесудебном порядке важно отметить, что массовая заморозка процедур ликвидаций юридических лиц, в том числе путем реорганизации в форме присоединения, произошла почти на всей территории страны на основании Приказа ФНС России от 11.02.2016г. № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения, указанных в пункте 4.2, 4.4. статьи 9 Федерального закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с данным приказом очень усложнена альтернативная ликвидация юридических лиц – путем одновременной смены директора и учредителей, а также путем вывода компаний в другие регионы. Помимо указанного налоговые органы по собственной инициативе вправе отменить уже внесенную запись в ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица, руководствуясь вышеназванным приказом.

Данные меры могут быть приняты и в отношении юридического лица, которое в результате реорганизации прекратит свою деятельность, ведется незавершенная выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам такой проверки, либо у указанного юридического лица имеется недоимка или задолженность перед бюджетом.

С момента вступления введения в действие ранее указанного приказа, налоговики стали буквально на корню пресекать попытки собственников убежать в другой регион, требуя уже нотариально заверенные решения участников юридического лица, и это далеко не единственный рычаг воздействия на налогоплательщика, пытающегося скрыться от уплаты налогов и сборов. В налоговых органах уже полноправно введены в активное действие списки директоров-номиналов, массовость которых уже установлена фискалами, кроме того, существуют и активно применяются в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками списки номинальных акционеров (участников) юридических лиц. В некоторых регионах к борьбе с недобросовестными налогоплательщиками подключаются сотрудники правоохранительных органов, которые в свою очередь, не меньше налоговой интересуются числом аффилированных юридических лиц и массовостью директоров и учредителей таких компаний. С начала 2015 года вывод фирм в регионы вообще стал очень затруднительным процессом, к началу 2016 года такая процедура стала практически невозможна.

Ранее нами уже рассматривалась тема «Ликвидации ООО путем присоединения в 2016-2017 году: проблемы, альтернативы, перспективы» и уже отмечали в данной статье, что с июня 2016 года налоговые органы стали выносить решения о приостановке регистрации реорганизации в форме присоединения на один месяц для проверки достоверности представленных сведений, руководствуясь статьей 4 Федерального закона РФ от 30 марта 2015 года № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который вступил в силу с 01 января 2016 года.

И в завершении рассматриваемой темы, еще раз обращаем Ваше внимание, что за такими приостановками следуют и отказы в завершении начатых реорганизаций в форме присоединения, количество которых значительно возрастает. В период приостановления реорганизации в форме присоединения налоговые органы вызывают директоров для получения пояснений и документов, подтверждающих достоверность заявленных ими на регистрацию сведений о реорганизуемых компаниях.

Приостановление реорганизации будет действовать по принципу проверки достоверности сведений, представленных на регистрацию юридического лица, это связь и массовость адресов, номинальность директора и пр., а значит избежать налоговой ответственности уже вряд ли удастся.

Порядок принудительной ликвидации ООО органом ФНС

Ликвидация ООО ФНС выполняется в том случае, если деятельность компании велась с нарушением законодательства или не велась вовсе. В этой статье читатель найдет информацию о порядке ликвидации ООО по инициативе налоговой, а также об особенностях осуществления этой процедуры на практике.

Ликвидация ООО по решению налогового органа (налоговых инспекций): причины

Процедура ликвидации ООО ИФНС во внесудебном порядке

Ликвидация ООО по решению суда

Ликвидация ООО по решению налогового органа (налоговых инспекций): причины

Причинами для ликвидации ООО по инициативе налогового органа являются:

  • непредоставление отчетных документов в контролирующие органы и отсутствие операций на банковских счетах организации в течение 12 месяцев, предшествующих моменту инициирования ФНС процедуры упразднения компании (п. 1 ст. 21.1 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ);
  • допущенные при регистрации ООО нарушения законодательства (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • отсутствие у юрлица лицензии на осуществление определенного вида деятельности (подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • неоднократное нарушение обществом требований действующего законодательства (подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • ряд иных оснований.

Ликвидация ООО во внесудебном порядке осуществляется лишь при возникновении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, — во всех остальных случаях ФНС может выступать инициатором возбуждения судебного производства, направленного на упразднение компании.

Процедура ликвидации ООО ИФНС во внесудебном порядке

Последовательность действий, осуществляемых налоговой службой с целью упразднения юрлица, определена положениями пп. 3 и 4 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, в соответствии с которыми она выглядит следующим образом:

  • ФНС принимает решение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ в связи с признанием ее недействующей.
  • Решение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», причем публикацию необходимо осуществить в течение трех дней с момента его принятия.
  • Одновременно с обнародованием принятого решения налоговый орган должен опубликовать информацию о порядке получения заявлений от кредиторов предприятия, права и интересы которых могут быть затронуты в результате упразднения фирмы.
  • Принимаются заявления от кредиторов и иных контрагентов предприятия. Процедура осуществляется в течение трех месяцев с момента публикации соответствующего уведомления в органах печати. В том случае, если подобные заявления были направлены в адрес налогового органа, решение об исключении компании из ЕГРЮЛ не принимается, а ликвидация общества осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 61 ГК РФ.

Ликвидация ООО по решению суда

Инициируемая налоговой процедура ликвидации юрлица в судебном порядке состоит из следующих этапов:

  • Представитель государственного органа направляет в Арбитражный суд исковое заявление с требованием о ликвидации общества. К нему должен быть приложен пакет документов, подтверждающих обоснованность инициативы налоговой.
  • Арбитраж осуществляет проверку компании на наличие признаков, позволяющих присвоить ей статус недействующей (п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ «О некоторых…» от 30.07.2013 № 61).
  • Создается ликвидационная комиссия, которая в соответствии с положениями ст. 63 ГК РФ публикует в журнале «Вестник государственной регистрации» сведения о грядущем упразднении компании, а также уведомляет о данном факте кредиторов предприятия.
  • После окончания срока, предоставленного кредиторам для выдвижения финансовых требований (в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 63 ГК РФ он может составлять два и более месяца), составляется промежуточный ликвидационный баланс.
  • Если имеющихся у предприятия средств достаточно для того, чтобы удовлетворить все предъявленные к нему требования, долги погашаются, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и передает его в налоговую, после чего в ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении существования юрлица.
  • Если же собственных средств компании не хватает на оплату всех имеющихся у нее задолженностей, процедура ликвидации осуществляется посредством присвоения компании статуса банкрота в порядке, предусмотренном положениями закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

***

Итак, принудительная ликвидация ООО налоговой может осуществляться как во внесудебном, так и в судебном порядке. В первом случае основанием для упразднения общества становится фактическое отсутствие деятельности, а во втором — грубые и неоднократные нарушения действующего законодательства.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *