Признать дом непригодным для проживания

Условия и требования, которые характеризуют жилые объекты недвижимости, регламентированы Жилищным кодексом Российской Федерации. В нём также содержаться основания и порядок последовательных действий для признания многоквартирного или частного дома непригодным для постоянного жилья. К таким основаниям относится не только износ со временем эксплуатации, после чего здание можно считать ветхим или аварийным, но и нарушение некоторых стандартов строительства, санитарных норм, технических аспектов, прочее.

При выявлении причин для признания жилья подлежащим сносу, собственники, наниматели и третьи заинтересованные лица имеют законное право обратиться в местное жилищное действующее управление, чтобы подтвердить факт документально и претендовать на переселение или финансовую компенсацию. Кроме того, после

проведения ряда экспертиз, решением межведомственной комиссии может стать проведение капитального ремонта или же реконструкции дома.

Комиссия должна состоять из уполномоченных государственных лиц местных органов самоуправления, жилищной инспекции, сотрудников санитарно-эпидемиологической станции, противопожарного надзора, прочих.

Непригодность домов

Признание какого-либо жилого эксплуатируемого дома аварийным, непригодным для постоянного полноценного проживания или вовсе подлежащим сносу происходит посредством проверки его несущей конструкции, планировки, благоустройства внутри, соответствий гигиеническим и санитарным условиям. Жилые дома могут представлять угрозу для здоровья и жизни российских граждан и официально считаться непригодными в качестве жилья, если:

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (499) 938-44-79 Москва, Московская область +7 (812) 467-48-75 Санкт-Петербург, Ленинградская область +7 (800) 350-83-96 Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

  • Износ любого существующего жилого многоквартирного или же частного дома из камня составляет более семидесяти процентов;
  • Износ деревянного частного жилого дома составляет более шестидесяти процентов;
  • Жилые дома располагаются в черте санитарно-защитного, пожароопасного, в том числе взрывоопасного объекта, промышленного предприятия, инженерной сети или находятся на территории, вблизи которой строительство жилья запрещено;
  • Расположение недвижимого объекта в опасной зоне с точки зрения природных катастроф, к которым относятся обвалы, наводнения, сели, оползни, паводки прочее;
  • Находящиеся в эксплуатации более десяти-двадцати лет бараки, которые не предназначены и непригодны для постоянного проживания;
  • Есть риск обвала или возникновения аварийной ситуации в связи с естественным износом, деформацией жилого эксплуатируемого дома или нанесённых повреждений;
  • Дом пострадал из-за стихийных бедствий, пожаров, прочего;
  • Нет возможности проводить должное техническое, коммунальное обслуживание, провести системы коммуникаций.

Непригодность помещений

Чтобы межведомственная комиссия приняла правильное решение относительно признания жилого помещения непригодным для проживания, должны присутствовать такие основания:

  • Нахождение оговоренной квартиры в здании предприятия или прочего юридического учреждения, которое не относится к жилому фонду;
  • Квартиры и оговоренные помещения располагаются в здании, которое комиссия решила признать непригодным в качестве жилья;
  • Жилье имеет дефект при строительстве и планировании, в результате чего уровень внутреннего благоустройства не соответствует законодательным требованиям;
  • Несоответствие жилья санитарным и гигиеническим требованиям;
  • Квартира документально признана аварийной.

Что касается квартиры, если речь идёт относительно жилого помещения, а не целого здания, то такие вопросы решаются сугубо индивидуально по инициативе собственника данного жилья. То есть, жилищный отдел и межведомственная комиссия должна получить соответствующий запрос и документы, чтобы получить право действовать и приступить к рассмотрению ситуации. Комиссия будет учитывать:

  • Тип и площадь имеющейся квартиры;
  • Износ многоквартирного дома в целом;
  • Финансовые затраты на капитальный ремонт, реконструкцию;
  • Можно ли провести работу по улучшению условий жилья.

Дефекты планирования

Несмотря на то, что каждый собственник может реализовать своё право на безопасность и получить новое жилье взамен того, которое признано документально аварийным и подлежащим последующему сносу, необходимо знать, что именно служит причиной беспокойства. Непригодным для постоянного проживания можно признать многоквартирный или частный дом при наличии каких-либо дефектов планировки жилого объекта недвижимости.

К таким дефектам относится размер комнат, который имеет меньшие параметры, чем они должны быть в соответствии с требованиями (высота стен менее 2,25 м, ширина пола менее двух метров, его нахождение на уровне ниже уличного двора, дверные проёмы менее семидесяти сантиметров в ширину с невозможностью их расширить). Также жилье может быть признано непригодным, если расстояние от окна до противоположного соседнего здания менее трёх метров или окна выходят в закрытый двор пять на пять метров. Кроме того, внутри квартиры не может находиться люк в подвал или выход на чердак дома.

Что касается дефектов благоустройства, расположение канализационных труб и систем не должно быть над жилым помещением. Также они не могут проходить через комнату квартиры, и вход в санитарный узел из комнаты также недопустим.

Нарушения санитарно-гигиенических условий

Право на проведение экспертизы собственники жилья и заинтересованные лица могут реализовать также при нарушении санитарных и гигиенических условий. К ним относится отсутствие освещения в комнате или отсутствие комнат, выход окон под навесные арки или крытые галереи, регулярные вибрации, снизить уровень которых не представляется возможным. Выявить их предельно допустимый уровень самостоятельно невозможно. Для этого необходимы специальные приборы. Это же касается повышенного уровня шума, который законодательными нормами строго регламентирован. Шум служит причиной признания жилья непригодным для нормального и безопасного проживания, если ликвидировать его исходную причину или снизить с помощью какой-либо звукоизоляции нельзя.

К санитарно-гигиеническим нарушениям относится влажность и температурный режим помещения. Без специализированного оборудования не обойтись и здесь. Также как и в предыдущих пунктах, недочёт должны устранить либо переселить граждан в безопасное жилье. Учитываются также вредоносные испарения при расположении дома рядом с промышленным объектом.

Основные принципы

Законом предусмотрено право получения жилья вне очереди для некоторых категорий российских граждан. К этой группе относятся лица, пострадавшие от стихийных бедствий, которые сделали оговоренные жилые дома неоспоримо непригодными для нормального в них проживания. Однако самого факта непригодности недостаточно. Переселение осуществляется в регламентированный порядок, ссылаясь на статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, только после того, как собранная комиссия вынесет соответствующее документированное решение.

Когда имеющиеся в населённом пункте жилые дома официально признаются ветхими, а объект недвижимости зафиксирован аварийным и подлежащим последующему сносу, собственникам полагается предоставление равноценной жилплощади или денежная социальная компенсация в безналичном виде на приобретение нового жилья.

Поскольку признание жилого дома подлежащим сносу никоим образом не меняет изначальное целевое назначение объекта недвижимости и не отменяет требований к нему, неправильно считать равноценным обменом его с классифицирующим признаком пригодности. Это значит, что последняя определяет лишь возможность и право использовать дом, квартиру для постоянного проживания, а непригодное жилье служит основанием для того, чтобы исключить объект из жилого фонда и перевести в нежилой.

Законодательные нормы

Обязанностями соответствующих государственных органов являются постоянные плановые осмотры, которые затрагивают имеющиеся на балансе объекты социального и жилого фонда. При выявлении законодательных оснований признать дом непригодным для безопасного и нормального проживания, но не подлежащим ближайшему сносу, государственные органы обязуются провести в нём капитальный ремонт или реконструкцию. Если никакие действия не смогут исправить недочёты, его признают подлежащим сносу. В некоторых случаях принимается решение о переводе жилья в нежилой фонд и переоборудование его под какое-либо производственное здание.

Порядок проведения экспертизы для каждого региона предусмотрен исполнительной властью Российской Федерации и местным самоуправляющим органом, на который возложена ответственность за жилые объекты недвижимости.

Признание объекта аварийным и непригодным для проживания, подлежащим сносу, контролируется жилищной инспекцией.

Основные задачи жилищной инспекции:

  • Соблюдать нормы действующего жилищного законодательства в отношении граждан и государства;
  • Защищать право потребителя относительно предоставления коммунальных услуг, соответствующих требованиям;
  • Выявлять и устранять нарушения в эксплуатации жилого фонда.

Контроль инспекций

Жилищная региональная инспекция, куда необходимо обращаться с запросом о проведении экспертизы и назначении межведомственной комиссии, осуществляет непосредственный строгий контроль относительно:

  • Использования жилого учётного фонда с придомовыми земельными участками;
  • Технического состояния жилого фонда с его инженерным оборудованием и своевременным проведением работ в соответствии с утверждённым проектом;
  • Реализации установленных и оговоренных заранее рамок взаимоотношений между участниками заключённого договора с управляющей компанией, соблюдения их прав и обязанностей;
  • Обоснованности установленных норм предоставления коммунальных услуг;
  • Санитарного состояния каждого помещения жилого фонда в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологической станции;
  • Осуществления мероприятий подготовки жилого фонда для каждого сезонного использования;
  • Использования водоснабжения и отопительных систем;
  • Соблюдения норм уровней и режимов предоставления коммунальных услуг (электроэнергия, водоснабжение, отопление, газ, прочее);
  • Исполнения всех условий и требований законодательного предписания;
  • Соблюдения правил и порядка признания многоквартирного или частного дома непригодным для проживания.

Права межведомственной комиссии

После того, как в жилищную инспекцию будет подано заявление с документами, которые рассмотрят в срок около десяти дней, будет назначена межведомственная комиссия для проверки достоверности фактов и проведения экспертизы объекта недвижимости. При этом, подавая запрос, нужно иметь в виду, что данный орган имеет право на:

  • Проведение собственных обследований и проверок каждого без исключения недвижимого объекта, который находится в ведомстве учреждения, при этом форма его собственности значения не имеет;
  • Оформление заключений и предписаний владельцам жилья и управляющим компаниям относительно устранения каких-либо недостатков;
  • Проверку лицензии у юридических лиц на проведение тех или иных предоставляемых услуг гражданам;
  • Требование у собственников и организаций любых документов;
  • Подачу постановлений об аннулировании лицензии юридических лиц, если выявлены грубые нарушения;
  • Применение и взыскание штрафов за нарушения норм и требований эксплуатации и сохранности жилого фонда;
  • Проверку соблюдения порядка и правил относительно признания дома как непригодного для проживания граждан;
  • Внесение предложений относительно привлечения должностных лиц к административной и уголовной ответственности.

Обязанности комиссии

После назначения межведомственной комиссии решить жилищные вопросы, её обязанности заключаются в следующем:

  • Определить пригодность дома, квартиры, иного помещения для жилья, ссылаясь на законодательные требования и положения об оценке жилых объектов недвижимости;
  • Рассмотреть поступившую жалобу от собственников или организаций в установленный срок;
  • Определить технические возможности проведения капитального ремонта, реконструкции, перепланировки, прочее.

Контролирует и направляет деятельность межведомственной комиссии её председатель, который в свою очередь уполномочен:

  • Привлечь к процессу разнообразных специалистов жилищной инспекции, прочих соответствующих организаций, управляющих компаний;
  • Проводить вскрытие конструктивных элементов здания;
  • Привлечь к экспертизе сотрудников жилищных эксплуатационных учреждений;
  • Опросить собственников и нанимателей жилья для уточнения нюансов и принятия окончательного решения комиссии;
  • Распоряжаться об устранении выявленных дефектов и предписаний с указанный срок;
  • Вызвать ответственных сотрудников ведомства на заседание по рассмотрению вопроса конкретного дома.

Как обратиться с запросом

Поскольку работа межведомственной комиссии начинается с поступления соответствующего заявления с жалобой, заинтересованное лицо должно обратиться с ним к местному органу самоуправления, который контролирует жилые строения. Основанием для его подачи служит указание вышестоящего учреждения, признать дом аварийным, представление санитарной или противопожарной службы о несоответствиях, судебный запрос или ходатайство прокуратуры, а также личная инициатива собственника.

Чтобы заявление действительно было рассмотрено в короткий срок и решение было принято незамедлительно, важно заранее подготовить необходимые документы:

  • Техническая документация из Бюро технической инвентаризации с зафиксированным фактом процента износа здания и его отдельных несущих конструкций;
  • Схема и план квартиры из Бюро технической инвентаризации;
  • Акт независимых осмотров за три последних года с обязательным обозначением даты последнего ремонта и его объёма;
  • Заключения санитарных органов противопожарной инстанции;
  • Прочие документы в зависимости от индивидуальной ситуации, например, личный паспорт заявителя, правоустанавливающие бумаги, прочие.

Правила осуществления запроса

После получения запроса межведомственная комиссия должна самостоятельно проверить фактический износ объекта недвижимости, убедиться в наличии дефектов и степени их опасности для граждан, а также проверить все существующие основания для признания дома непригодным для проживания. В итоге комиссия выносит одно из следующих решений:

  • Признание дома, квартиры, прочего помещения пригодным для проживания;
  • Признание объекта недвижимости на момент проведения экспертизы непригодным для постоянного проживания, но с обозначением действий, которые устранят выявленные несоответствия (капитальный ремонт, реконструкция);
  • Признание недвижимого объекта аварийным, непригодным для проживания без возможности устранить дефекты и подлежащим сносу.

После проведения проверок и вынесения решения составляется акт с его официальным фиксированием. Если кто-либо из членов межведомственной комиссии не согласен с решением, его протест должен быть оформлен в письменном виде и приложен к акту. Окончательное решение выносит местный орган самоуправления, а не сама комиссия. После принятия вердикта собственники уведомляются о нём в письменном виде не позднее, чем через пять дней, после чего последние могут реализовать своё право. Если здание признано аварийным и подлежащим сносу, это право на переселение или денежную компенсацию.

Выполняем работы по снятию аварийности, проведём ремонтно-восстановительные работы и мероприятия по восстановлению деформированных элементов и конструкций жилых домов и квартир. Бесплатная консультация.

Положение о признании помещения жилым помещением( Постановление Правительства №47 с изменениями на 29 ноября 2019 года).

Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Нормы распространяются на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Нормативы распространяются на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Если объект не введён в эксплуатацию, согласно действующим нормам, положение не применимо.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.

ВИДЫ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Жилой дом — индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Квартира — структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комната — часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Садовый дом — здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

Многоквартирный дом — совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений, в соответствии с жилищным законодательством.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИ ПЕРЕУСТРОЙСТВЕ И ПЕРЕПЛАНИРОВКЕ

1.Категорически не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования.

2.Нельзя проживать на кухне, в холле, гостиной и т.п. Перечень требований к жилым помещениям отражён в санитарных нормативах(СП,СанПиН,ТР).

3.Помещения входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

ПРИЗНАНИЕ ЖИЛОГО ДОМА И/ИЛИ ПОМЕЩЕНИЙ НЕПРИГОДНЫМИ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ

Оценка и обследование помещения и/или жилого дома в целях признания его жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются районной межведомственной комиссией(МВК).

Администрация района создает комиссию МВК для оценки жилых помещений. В состав комиссии включаются представители Жилищной инспекции, Санитарной службы, ГПН, секретарь МВК, экспертная группа в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и/или результатов инженерных изысканий. Председателем комиссии назначается глава Администрации района.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной и экологической безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также в случае необходимости — представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса собственник(правобладатель) жилого помещения (уполномоченное им лицо). Собственнику направляется заказное письмо с уведомлением, в которм отражено время и место заседания комиссии.

СОСТАВ КОМИССИИ МВК

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается МВК.

Не допускается наличие в составе комиссии МВК должностных лиц, осуществивших выдачу разрешения на строительство многоквартирного дома либо осуществивших выдачу разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, а также представителей органов государственного надзора (контроля), органов местного самоуправления, организаций и экспертов, участвовавших в подготовке документов, необходимых для выдачи разрешений.

Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

1.Ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом.

2.Ухудшение эксплуатационных характеристик несущих частей, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

3.Изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и/или кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

Жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные на территориях, прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл.

Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

Комнаты, окна которых выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы, следует признавать непригодными для проживания, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно снизить уровень шума до допустимого значения.

Жилые помещения, над которыми или смежно с ними расположено устройство для промывки мусоропровода и его очистки, следует признавать непригодными для проживания.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТКАЗА ПРИЗНАНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ

Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:

Отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.

Отсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции.

Несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ САДОВОГО ДОМА ЖИЛЫМ ДОМОМ И ЖИЛОГО ДОМА САДОВЫМ ДОМОМ

Садовый дом признается жилым домом и жилой дом — садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

СТОИМОСТЬ СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА

Поможем согласовать самовольную перепланировку в Санкт-Петербурге без привлечения собственника помещений к административной ответственности, если перепланировка соответствует строительным, санитарным нормам и не ущемляет прав третьих лиц…

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕПЛАНИРОВКЕ

В реконструируемом жилом помещении при изменении местоположения санитарно-технических узлов должны быть осуществлены мероприятия по гидро-, шумо- и виброизоляции, обеспечению их системами вентиляции, а также при необходимости должны быть усилены перекрытия, на которых установлено оборудование санитарно-технических узлов.

Объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений…

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ПРОЖИВАНИЯ В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ (СанПиН 2.1.2.2645-10)

Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей…

НОРМЫ И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ СОДЕРЖАНИЯ ИМУЩЕСТВА МКД

Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей…

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПЕРЕПЛАНИРОВКУ

Самовольными перепланировками являются переустройство и перепланировка помещения, проведенные при отсутствии основания или с нарушением проекта переустройства и перепланировки.

Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности…

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ И УСЛУГ ПО СОДЕРЖАНИЮ ИМУЩЕСТВА В ДОМЕ

Данный раздел поможет разобраться собственникам квартир в многоквартирных домах с перечнем услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень согласно действующего законодательства, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества.

Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем…

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ФЗ №218

Федеральный закон №218 регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения права…

ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ЖИЛЫМ ИЛИ НЕЖИЛЫМ (ПП №47)

Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.

Нормы распространяются на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от…

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ САДОВОГО ДОМА В КАЧЕСТВЕ ЖИЛОГО ДОМА

Регистрация садовых домов и перевод их в жилые дома, услуга набирающая всё большую популярность.

Садовый дом признается жилым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования…

О СОЗДАНИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ КОМИССИЙ (ПП №112)

Персональный состав Комиссии утверждается правовым актом администрации района Санкт-Петербурга.

Комиссия в своей работе руководствуется действующими правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, строительными нормами и правилами, санитарными правилами, а также настоящим Положением…

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ ПЕРЕПЛАНИРОВКИ И РЕКОНСТРУКЦИИ

В соответствии с Жилищномым Кодексом РФ переустройство жилого помещения представляет собой остекление балконов, установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения…

ПЕРЕПЛАНИРОВКА БАЛКОНА И ЛОДЖИИ

Расположение лоджий и балконов на фасадах здания, характер их устройства и внешний вид должны соответствовать архитектурному решению фасада, предусмотренным проектом при строительстве…

ПРАВИЛА СОДЕРЖАНИЯ ФАСАДОВ

Изменения и окраска фасада проводится в соответствии с архитектурным заданием и колерным бланком Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА).

Основанием для начала производства работ по ремонту, переоборудованию, окраски фасадов является наличие архитектурного задания КГА, или КГИОП. Получение разрешений на проведение переоборудования, реставрацию, консервацию и ремонту зданий и сооружений, являющихся объектами культурного наследия, а также на благоустройство и восстановление прилегающих к ним территорий осуществляется КГИОП в установленном законодательством порядке…

ПЕРЕПЛАНИРОВКА В КИРПИЧНОМ ДОМЕ

Для подготовки проекта перепланировки квартиры и проведения ремонтных работ, необходимо определить техническую возможность изменений, провести инструментальное обследование конструкций дома, квартиры, узлов. На основании технического заключения разрабатываются разделы рабочего проекта перепланировки квартиры: архитектурно-строительная часть, конструкции металлические, водоснабжение и канализация, электроснабжение…

ПЕРЕПЛАНИРОВКА В ПАНЕЛЬНОМ ДОМЕ

Перед началом производства работ по перепланировке необходимо определить техническую возможность изменений, провести инструментальное обследование конструкций дома, квартиры, узлов. После изготовления технического заключения разрабатываются разделы рабочего проекта перепланировки квартиры: архитектурно-строительная часть, конструкции металлические, водоснабжение и канализация, электроснабжение…

ПОДБОР И ОФОРМЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ

В нашем распоряжении опыт нормирования объектов недвижимости, юридической оценке документов, кадастровой и рыночной оценке объектов, перепланировке и согласованию с органами государственной власти.Мы не даем неисполнимых обещаний, но при этом всегда можем помочь, исправить ситуацию или решить вашу проблему…

ПОРЯДОК ДЕМОНТАЖА СТЕН

Требования по организации строительства при проведении работ по перепланировке помещений…

ОШИБКИ ДЕМОНТАЖА СТЕН

Ошибки при производстве работ в капитальных стенах…

АРМИРОВАНИЕ ПРОЁМОВ

Алмазная резка проёмов и конструкций — безударный метод, использует диски с режущими кромками или канатные пилы. При использовании без ударного метода сводится к минимуму уровень шума и вибрации по конструкциям здания.

Данный метод используется для резки в кирпичных и железобетонных конструкциях, с целью снижения повреждений конструкций здания при монтаже новых проёмов(конструкций)…

МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ КОМИССИИ

Согласование изменений в планировке квартиры — необходимость, это строго прописано в Жилищном Кодексе и в случае нарушения жилищная комиссия в праве наложить административное взыскание, с предписанием о согласовании или демонтаже возведённых перегородок. В случае разногласий с жилищной инспекцией(МВК) и нарушения прав третьих лиц возможно подключение органов прокуратуры, возможным результатом взаимодействий с которой будет опечатывание помещений и продажа их с торгов недвижимого имущества…

ДИЗАЙН КВАРТИР

Наши специалисты будут рады вам помочь перепланировке, переоборудовании и переустройстве квартиры согласно нормативным документам действующим на территории города Санкт-Петербург. Обеспечим точной информацией о действующих строительных нормах в рамках проекта перепланировки и обеспечим квалифицированой поддержкой в области размещения и монтажа оборудования…

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

При проведение ремонтных, строительных работ в домах старого фонда, в домах дореволюционной постройки без капитального ремонта, новых домах при затрагивании несущих конструкций дома, возникает необходимость обследования и восстановления отдельных узлов и конструкций…

АКТ ТРУБОЧИСТА

Необходимые показатели микроклимата в квартире регламентирует СанПиН 2.1.2.1002-00. Важным показателем для обеспечения воздушного баланса в квартире, является наличие естественной вентиляции в помещениях кухни, санузла и туалета. Переоборудование данной системы на систему с механическим побуждением не допускается…

СОГЛАСОВАНИЕ КОНДИЦИОНЕРОВ

Обслуживание и ремонт фасадов зданий в городе Санкт-Петербурге регулируется Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 апреля 2009 года №416, 09 ноября 2011года №1546, 20 сентября 2012 года №1002, 17 июля 2013 года №501)…

ПРОЕКТНЫЕ БЮРО

Специалисты будут рады вам помочь в согласовании перепланировки квартиры, при переоборудовании помещений и переустройстве квартиры согласно нормативным документам действующим на территории города Санкт-Петербург. Обеспечим точной информацией о действующих нормах…

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

Техническая инвентаризация объектов жилого и нежилого фонда – представляет собой полное описание и индивидуализацию объекта, который в результате обследования получает новые характеристики, однозначно выделяющие его из других объектов капитального строительства…

Основная цель технической инвентаризации, постановка на кадастровый учет объекта недвижимости…

14 Разместил: Егоров Константин Михайлович Недвижимость, аренда помещений, приватизация, рента Статьи 24.10.2011

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее — Положение от 28 января 2006 г. N 47).

В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.

В соответствии с п. 5 Положения от 28 января 2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом — индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В этой статье мы рассмотрим правовые последствия признания индивидуального (частного) дома непригодным для проживания как для самих собственников — граждан, так и для органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии не только на основании Положения от 28 января 2006 г. N 47, но и на основании своего местного положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым, как правило, также утверждаются состав и полномочия межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых домов (помещений) для проживания в нем граждан.

Межведомственная комиссия органа местного самоуправления после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии индивидуального жилого дома и условиях проживания в нем, вправе принять решение о том, что частный жилой дом непригоден либо пригоден для проживания. В случае признания частного жилого дома непригодным для проживания по причине технического состояния дома либо по иным основаниям, установленным Положением от 28 января 2006 г. N 47, у органа местного самоуправления возникают соответствующие обязанности, а у граждан — собственников частного дома возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, и в первую очередь это право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Казалось бы, все хорошо, орган местного самоуправления признает частный дом непригодным для проживания, и гражданину на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма, причем исходя из нормы предоставления, так как частный жилой дом признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.

Само понятие «вне очереди» также означает и то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет <1>. Проще говоря, гражданину должно быть предоставлено жилое помещение практически сразу, его, как мы знаем, практически также не бывает.

<1> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.

И возможно, все так и было бы, если бы не одно слово в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 — «вправе».

Еще раз отметим, что согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан <2>.

<2> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июля 2009 г. по делу N А79-6259/2008.

Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального (частного) дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.

В чем такие обязательства могут выражаться, мы покажем ниже.

После признания жилого помещения и/или частного дома непригодным для проживания (далее — ветхим) у органа местного самоуправления и у гражданина возникает ряд прав и обязанностей, в том числе и взаимообусловленных.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Так, после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, официальное признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции порождает у органа местного самоуправления обязанность принять гражданина и его семью на очередь вне очередного предоставления жилого помещения по договору социального найма и соответственно предоставить такое жилое помещение.

Постановка гражданина собственника частного дома на жилищный учет по ст. 57 ЖК РФ и признание дома ветхим не лишают его права собственности на этот дом и не лишают права собственности либо иного вещного права на земельный участок, занятый домом и необходимый для его обслуживания.

После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.

Поскольку у гражданина дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком.

В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как по Жилищному кодексу РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение <3>.

<3> Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41.

Такой «круговорот домовладения» от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления.

Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.

Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.

Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.

Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса.

При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он — собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.

На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права.

В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома. Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома.

Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасностей, исходящих от тех или иных качеств вещей, и проч.

Осуществление всех этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности.

Юридически бремя собственности выражается, например, в обязанностях по текущему и капитальному ремонту имущества (дома, здания и т.д.), его страхованию, предъявлению для осмотра, регистрации.

Юридическое бремя собственности возлагает на собственника обязанность изыскивать (находить, предусматривать) необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома либо жилого помещения, чтобы не допустить приведения жилого помещения, в котором постоянно проживают и находятся люди, в непригодное и угрожающее жизни людей состояние, при котором проживание в таком помещении будет просто опасно и невозможно.

Из вышеизложенного следует, что на собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.

Инициатива законодателя о возможности признания индивидуальных (частных) домов непригодными для проживания, которая в первую очередь направлена на возможность улучшения жилищных прав граждан, у которых на это нет собственных, в первую очередь финансовых, возможностей, к сожалению, на законодательном уровне остается только инициативой, не подкрепленной абсолютно ничем.

Читайте еще по данной теме:

  • Признание индивидуального дома непригодным для проживания
  • Как снять с кадастрового учета разрушенный дом?
  • Как определяется нормальный (естественный) износ имущества в целях применения Гражданского кодекса?

Ковтков Д.И.

1 566 просмотров

Значительный износ дома, повреждения фундамента, несущих стен, крыши часто несут угрозу для жизни и здоровья жильцов дома. В такой ситуации собственник может приобрести другое жилье или попробовать признать помещение опасным для проживания. Рассмотрим подробнее, что такое аварийное жилье и причины признания жилого помещения непригодным для проживания.

В каких случаях дом признается аварийным

Определение аварийного жилья дает Методическое пособие МДК 2-04.2004. Это дом, в котором несущие сооружения и более половины помещений представляют опасность для окружающих.

Основаниями признания объекта аварийным могут стать:

  • естественный износ;
  • воздействия внешних факторов;
  • деформация;
  • потеря расчетной прочности.

Мнение эксперта Станислав Евсеев Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право. Задать вопрос эксперту

В результате перечисленных воздействий нужно принять меры по укреплению. Однако если стоимость восстановительных работ превышает установленные нормы, то объект подлежит сносу.

Не нужно путать аварийное и ветхое жилье. Основным признаком ветхости помещения является высокий процент износа. Ветхим считается объект с высоким процентом износа (от 70% и более).

Однако ветхое жилье не представляет опасности для жизни и здоровья проживающих граждан. В то время как аварийное – несет опасность для жильцов.

Таким образом, ветхий объект подлежит капитальному ремонту. А аварийный – подлежит сносу.

Основания для признания жилья аварийным

Основания для признания жилого объекта аварийным изложены в Постановлении Правительства РФ № 47 от 2006 (гл. 3).

№ п/п Помещения, которые считаются опасными и подлежат сносу
1 Помещения, расположенные под мусоропроводом или устройством для его очистки Квартира признается аварийной, если под ней или в смежном помещении располагается устройство для промывки или очистки мусоропровода
2 Помещения, окна которых выходят на шумные транспортные магистрали, если нельзя снизить уровень шума Максимальное допустимое значение шума составляет 55дБ днем и 45 дБ – ночью
3 Помещения, расположенные в домах, которые пострадали от стихийных катастроф и катаклизмов Основным условием является нерентабельность ремонтных работ
4 Объекты, расположение близко к воздушным электролиниям Максимальное значение напряженности не может превышать 1 кВ/м, а индукции – 50 мкТл при промышленной частоте 50 Гц
5 Объекты, расположенные в зоне возможных техногенных катастроф В случае если невозможно обеспечить защиту жилого помещения от разрушения
6 Объекты, расположенные в зоне оползней, селей, лавин или подверженные затоплению паводковыми водами Исключение составляется ситуация, когда при помощи инженерных сооружений можно предотвратить подтопление
7 Помещения, расположенные в зонах, негативным по санитарно-эпидемиологическим показателям (электромагнитные поля, шум, вибрация), если показатели превышают нормы для проживания граждан Также к ним относятся объекты, которые расположены в зонах транспортной и инженерной инфраструктур, производственной и санитарно-защитной зоне.
8 Многоквартирные дома, имеющие деформацию фундамента Также к ним относятся объекты, имеющие деформацию стен, деревянных конструкций
9 Объекты, имеющие значительный процент физического износа, если это привело к невозможности безопасного использования для проживания граждан Если уровень надежности несущих конструкций значительно снижен, вследствие чего прочность и надежность уменьшены

Важно! В быту считается, что жилье может быть признано аварийным по возрасту. Однако на практике возраст жилого помещения не имеет отношения к установлению аварийности квартиры. Основным признаком считается именно износ.

Кроме того, не являются основанием для признания объекта опасным следующие показатели:

  1. Отсутствие лифта и мусоропровода в многоквартирном доме, этажностью более 5.
  2. Соответствие объемно-планировочного решения устаревшим нормативным актам, если это не мешает нормальной эксплуатации объекта.
  3. Отсутствие водоснабжения и канализации в доме, этажностью до 2.

Порядок признания жилья аварийным

Обязанности по признанию жилых объектов аварийными, возлагаются на органы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование обязано образовать специализированную комиссию при комитете по жилищным вопросам местной администрации.

Состав и работа межведомственной комиссии утверждаются постановлением органа местного самоуправления.

В полномочия межведомственной комиссии по признанию жилья аварийным входят:

  • прием документов;
  • определение списка дополнительной документации;
  • комплектование состава экспертов;
  • осмотр объекта;
  • вынесение решения о признании дома аварийным;
  • отказ в присвоении объекту статуса аварийного.

Инициация процесса возлагается на жильцов или собственников. Специалисты органа местного самоуправления не обязаны самостоятельно проверять каждый дом без заявления жильцов.

Порядок действий:

  1. Сбор документации.
  2. Обращение в уполномоченный орган.
  3. Получение акта.

Какие документы нужны для оформления?

Оформление документов на признание жилья аварийным устанавливается локальным нормативными актами муниципального образования. Общий перечень содержится в Постановлении Правительства РФ № 47 от 2006 (ст. 45).

Список документации:

  1. Копия правоустанавливающего документа заявителя на жилье. Документ предоставляется в случае, если право не зарегистрировано в ЕГРН. В противном случае документ запрашивается специалистом комиссии в Росреестре самостоятельно.
  2. Копия гражданского паспорта заявителя.
  3. Заявление о присвоении жилому помещению статуса.
  4. Заключение уполномоченной организации, проводившей экспертизу.
  5. Официальные жалобы жильцов на условия проживания в компетентные органы.
  6. Справка о признании дома аварийным.
  7. Технический план.

Обращение в уполномоченный орган

Собственник или наниматель жилого помещения могут подать заявление лично или коллективно.

Способы обращения в уполномоченный орган:

  • лично;
  • почтой;
  • через МФЦ;
  • через представителя;

Муниципальная услуга по присвоению объекту статуса аварийного жилья оказывается на безвозмездной основе. Срок ее оказания не может превышать 30 дней.

Если документы направляются почтой, то необходимо приложить опись вложения направляемой документации.

Если заявление подается через представителя, то он должен иметь документы, подтверждающие его полномочия:

  • нотариальную доверенность (представитель совершеннолетнего гражданина);
  • свидетельство о рождении, удостоверение опекуна, попечителя, приемного родителя (если собственник несовершеннолетний);
  • постановление о назначении опекуна (если собственник недееспособный).

Получение акта

Результатом обращения в уполномоченный орган является:

  • выдача акта обследования условий проживания заявителя;
  • выдача акта о признании объекта аварийным или отказ в присвоении статуса.

Способ выдачи результата выбирается заявителем при оформлении требования.

Возможные варианты:

  • лично;
  • почтой;
  • через МФЦ;
  • через представителя.

С момента получения положительного ответа, собственники и наниматели жилых помещений имеют право на расселение в безопасные объекты по программе предоставления жилья.

Отказ в выдаче акта

Если межведомственная комиссия вынесла постановление об отказе в признании объекта аварийным, то заявитель имеет право обжаловать такое решение.

Порядок обжалования:

  1. Досудебный. Заявитель оформляет претензию, которая направляется на имя главы муниципального образования. К жалобе прилагаются результаты экспертизы и отказ межведомственной комиссии. Заявление рассматривается в течение 30 дней.
  2. Судебный. После получения ответа главы местного самоуправления необходимо подготовить исковое заявление в районной или городской суд. Заявление должно содержать требование об оспаривании акта местной администрации и о признании дома опасным для проживания граждан.

Жилой дом будет признан аварийным по решению суда. При наличии оснований, суд обяжет орган местного самоуправления включить объект в список на расселение.

Дом признали аварийным, что делать дальше? Как получить новую квартиру, или дом?

Основным последствием признания жилья аварийным является включение собственников и нанимателей жилого помещения в программу расселения. В 2020 году программа реализуется на всей территории РФ.

Денежные средства на обеспечение жильем выделяются по принципу софинансирования федерального и местных бюджетов. Ежегодно региональные власти формируют списки для включения граждан в список нуждающихся в расселении.

Обеспечение осуществляется в порядке очередности. Программа реализуется очень медленно. Например, на 2018 год на территории Новосибирской области признано аварийным 802 дома. С 2015 года жильем обеспечены жильцы 182 домов (1 800 человек).

Поэтому вопрос по признанию дома аварийным собственникам необходимо инициировать самостоятельно. Промедление значительно отдаляет факт получения новой жилплощади.

Программа предусматривает предоставление жилого помещения собственникам квартир в аварийных домах. Владелец имеет право на квартиру, стоимостью не более остаточной стоимости жилья.

Если предложенное жилье превышает стоимость аварийного, то собственник должен доплатить. В противном случае объект будет предоставлена по договору социального найма.

Важно! В соответствии с определением Верховного суда от 2017 года № 6-КГ17-8, собственник имеет право выбирать между предоставлением альтернативной жилплощади и предоставлением компенсации.

Наниматель имеет право на аналогичную жилплощадь. Если администрация не может представить альтернативное жилье, то гражданин может получить квартиру, большую по площади.

Однако площадь рассчитывается исходя из общей площади аварийного жилья, а не из нормы предоставления на человека (Определение Верховного суда от 2018 года № 10-КГ17-7).

В случае угрозы обрушения жилье должно быть предоставлено нанимателю немедленно (Определение Верховного суда от 2018 года № 70-КГ17-22).

Рассмотрим, что делать собственникам.

Владелец жилого помещения должен:

  1. Собрать документы.
  2. Обратиться в местную администрацию.
  3. Получить постановление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
  4. Подать документы на включение в программу.

В случае отказа собственника о выселении администрация имеет право инициировать судебный процесс по принудительному выселению. В этом случае гражданин получит не альтернативное жилье, а компенсацию. Выплата равняется остаточной стоимости квартиры (Определение Верховного Суда от 2018 года № 5-КГ18-19).

Судебная практика

Ежегодно множество граждан обращаются в суд для оспаривания постановления местной администрации об отказе в признании жилья аварийным.

При наличии достаточных оснований, суд принимает сторону истца и обязывает местную администрацию включить дом в перечень аварийных объектов. Однако это очень сложный и длительный судебный процесс. Он нуждается в грамотной подготовке. Поэтому целесообразно привлечь квалифицированного юриста.

Часто причиной отказ является именно неграмотный сбор документов.

Пример. Илья обратился в суд для признания дома авариными. При этом в отношении дома было вынесено решение местной администрации об отказе в установлении статуса аварийного. Истец не включил в заявление требование об оспаривании данного документа. Изучив доказательства, суд не нашел причин для удовлетворения требований истца.

Инициатором процесса по признанию дома аварийным должен выступать собственник или наниматель. Однако межведомственная комиссия может отказать в удовлетворении требования. В такой ситуации гражданин должен защищать свои интересы в суде. Процесс требует серьезной подготовки, поэтому целесообразно привлечь грамотного юриста. Специалисты нашего сайта окажут вам поддержку в режиме онлайн. Просто оставьте заявку дежурному юристу.

Автор статьи Юрист по семейному праву. Стаж с 2010 года. Рейтинг автора Написано статей 712 Задать вопрос эксперту

Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *