Процессуальные права

Нарушение судом норм процессуального права на практике

Работа судьи очень сложная и ответственная. Те люди, которые прямо или косвенно знакомы с юриспруденцией, знают об этом.

Естественно, на судью ложится огромная ответственность за суть выносимых и принимаемых им решений.

Однако, к огромному сожалению, судебная практика изобилуют случаями, когда материальные и процессуальные (процедурные) нормы права применялись судом с нарушениями.

Отчасти это объясняется тем, что на сегодняшний день судебная система завалена огромным количеством рассматриваемых дел, что неумолимо сказывается на качестве их рассмотрения.

Однако факт остается фактом. Нарушение имеет место быть, и от этого никуда не деться. При допущении судом нарушений единственным возможным выходом станет обжалование вынесенного судом решения.

В этих целях были разработаны и отлажены механизмы обжалования в вышестоящих инстанциях.

Вся статья касается суда

В каких случаях судом будут нарушены процессуальные нормы?

Когда суд ошибается и применят неправильно материальную норму права, т.е. ошибается с применением статьи ГК РФ, то в таком случае вынесенное решение однозначно будет ошибочным.

Это значит, что нарушение будет признано существенным, а само решение неминуемо будет отменено.

Как действовать, чтобы отменить решение?

Если же речь заходит об ошибке применении нормы процедурного типа, т.е. статьи ГПК РФ, то её несоблюдение также в большинстве случаев ставит вынесенное решение, вернее, его правомерность, под вопрос.

Однако это происходит далеко не всегда. Есть нарушения, что отмену решения за собою не влекут.

Поэтому принято выделять две группы данных нарушений:

  • существенные – это нарушения, что влекут отмену либо изменение вынесенного ранее решения;
  • несущественные — нарушения, которые к отмене судебного решения не ведут.

Ниже подробно рассмотрим, какие конкретные нарушения относятся к каждой из названных групп.

Какие нарушение процедурных норм относятся к существенным?

К названным нарушениям, что неминуемо приведут к отмене вынесенного решения, закон относит следующие:

  • рассмотрение дела в незаконном составе — имеется в виду, что рассмотрение дела производится судьями, которые на это право не имеют (к примеру, нарушен принцип «повторного участия судьи», принципа «неизменности состава суда» либо судьёй не заявлен самоотвод);
  • дело рассматривается судом при отсутствии заинтересованных лиц – это будет признано нарушением лишь в том случае, если неявка лиц обусловлена тем, что они не были надлежаще уведомлены о месте и времени, когда было назначено рассмотрение дела;
  • не соблюдён принцип «языка судопроизводства» — если лицо, привлечённое в дело, не владеет языком, на котором ведётся процесс, ему предоставляется переводчик, так как у него есть законное право участвовать в деле (давать пояснения, заявлять ходатайства, подавать возражения и так далее) на языке, которым он свободно владеет, в том числе и на его родном языке;
  • суд неверно решил вопрос относительно прав и обязанностей лиц, на основании чего они не были привлечены к делу — нарушение будет тогда, когда гражданское дело, затрагивающие права третьего лица, рассмотрено без его участия в силу того, что судья неправильно оценил его статус в деле;
  • решение суда подписано ненадлежащим судьей либо не подписано вовсе – подобное нарушение очевидно и в пояснениях не нуждается;

Решение подписывает ненадлежащий судья

  • решение принято судьей, который даже не входил в состав суда, что рассматривал дело — нарушение очевидно, ведь в таких обстоятельствах получается, что решение принимало лицо, которое элементарно не имело на это никакого права;
  • нет протокола судебного заседания – протокол должен вестись обязательно, так как этот процессуальный документ призван обеспечивать защиту прав и законных интересов всех участников процесса;
  • нарушена тайна совещания — телефонный звонок судье в момент совещания перед вынесением решения либо нахождение постороннего в комнате судей в момент совещания будет являться убедительным поводом для отмены решения.

Важно знать, что любое из вышеназванных нарушений приведёт к одному – отмене решения. При этом соблюдена ли материальная норма или нет, никакого значения не имеет. Решение априори будет признано незаконным.

Какие нарушения будут несущественными?

Такие нарушения отмены решения суда в безусловном порядке не ведут, но при определенных обстоятельствах факт их допущения может поставить под сомнение его законность.

К нарушениям подобного плана относятся все оставшиеся нарушения, что не вошли в первую группу.

Если конкретно, то это:

  • нарушение сроков;
  • представительство в суде без подтверждающих документов;
  • неправильный порядок ведения заседания;
  • неправильное определение подсудности;
  • нарушение принципа гласности;
  • прочие процессуальные нарушения, возможные в судопроизводстве.

Наличие подобных нарушений ведёт к признанию вынесенного решения неправомерным лишь тогда, когда они действительно привели к тому, что было вынесено неправильное решение. А вот могло ли нарушение процедурной нормы повлечь принятие неправильного решение, решает лишь вышестоящий суд.

Наиболее популярные процессуальные нарушение

Чаще всего из процессуальных норм нарушаются те, которые устанавливают срок осуществления тех или иных действий.

Суд должен соблюдать процессуальные сроки

В принципе, это не удивительно, поскольку суды общей юрисдикции, как уже указывалось чуть выше, завалены гражданскими делами.

Как правило, судом не соблюдаются следующие сроки:

  • срок рассмотрения дела – по общему правилу он равен двум месяцам, т.е. в течение названного срока, отсчёт которого начинается с момента поступления иска в суд, должно назначаться заседание;
  • срок оформления протокола судебного заседание – он оформляется в течение трёх дней с момента, когда заседание суда окончилось;
  • срок оформления развёрнутого судебного решения – окончательный вариант решения оформляется в течение пяти дней с момента окончания разбирательства.

С точки зрения закона нарушение данных сроков является не столь важными и существенным, но данный вид нарушений способен создать участникам спора определённые проблемы.

К примеру, при затягивании срока оформления протокола судебного заседания у сторон возникает проблема с внесением в него своих замечаний, что в итоге ставит под сомнение возможность отстаивания участниками спора своих законных интересов.

Как бороться с несоблюдением процессуальных сроков?

При затягивании судом, т.е. судьями и их помощниками процессуальных сроков, определённых законом, необходимо действовать примитивно просто – обжаловать их бездействия.

В этих целях стоит подать жалобу на имя председателя суда, в котором рассматривалось дело.

Несоблюдение судом сроков можно обжаловать

Жалоба составляется в свободной форме и направляется в канцелярию суда в двух экземплярах.

При этом в обязательном порядке на обоих должны поставить отметку о приёме с указанием даты и входящего номера. Один экземпляр жалобы нужно оставить у себя на руках.

Он может заявителю пригодится, особенно, если планируется в дальнейшем обжаловать вынесенное судом решение в вышестоящую инстанцию.

Подводя итоги

Как это ни печально, но нарушение судом норм права встречается часто.

Суд может как неправильно применить норму ГК РФ, так и ГПК РФ.

Если с нормами ГК РФ всё понятно в том смысле, что их неправильное применение ведёт к отмене решения в 99% случаев, то вот нарушение нормы ГПК РФ отмену решения может повлечь только в 50% случаев.

Но одно очевидно — нарушение норм процедурного характера в любом случае прямо или косвенно ведёт к ущемлению прав участников заседания.

Поэтому в любом случае на подобное стоит реагировать, хотя бы по той причине, что обжалование нарушений поможет вывести работу суда на должный высокопрофессиональный уровень, на котором и должен работать суд как орган судебной власти, творящий правосудие.

Процессуальные нормы права

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА — нормы, закрепляющие процедуры (порядок) осуществления субъектами их прав и обязанностей и отвечающие на вопрос: «как следует осуществить материальные предписания». Это значит, что процессуальные нормы закрепляют процедуры совершения тех или иных процессуальных действий. Однако это самая общая из характерных особенностей процессуальных норм. В процессуальных нормах закрепляется технология (специально-юридический механизм) осуществления материальных норм права. Соответственно, процессуальные нормы определяют состава участников процессуальных отношений, закрепляют их процессуальные права, обязанности и ответственность, процессуальную компетенцию суда, фиксируют основания и перечень мер процессуальной ответственности, указывают на процессуальные гарантии, сроки и требования осуществления процессуальных действий. В процессуальных нормах определяются виды процессуальных производств, процессуальные режимы, стадии, из которых складываются эти производства и пр. В большинстве своем процессуальные нормы, закрепляющие процедуры совершения тех или иных юридически значимых действий, носят императивный характер, это разновидность обязывающих норм. Соответственно, формой их реализации является соблюдение или исполнение.

В подавляющем большинстве случае процессуальные нормы размещены в процессуальном законодательстве. Однако, учитывая то обстоятельство, что не всем материальным отраслям права соответствуют процессуальные, процессуальные нормы закрепляются в материальных отраслях права. При этом они обособляются в специальные главы, разделы. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях содержится специальный раздел, включающий процессуальных 11 глав. Чаще всего процессуальные нормы содержатся непосредственно в текстах законов. В этом случае точнее говорить не о процессуальных, а о процедурных нормах — установлениях, закрепляющих порядок, правила осуществления определенного правового действия. К примеру, такие нормы содержатся в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Аналогичным примером может также служить Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)».

Применительно к юрисдикционным видам процессуальных производств процессуальные нормы реализуются исключительно в охранительных отношениях; там где имеет место неюрисдикционное производство, процессуальные нормы реализуются в регулятивных относительных правоотношениях.

Понятие и общая характеристика процессуальных прав и обязанностей

Неотъемлемыми элементами правового статуса субъектов, вовлеченных в процессуальную деятельность юрисдикционных органов государственной власти, выступают их права и обязанности, позволяющие эффективно реализовывать гарантируемое государством право на обращение за судебной защитой. С учетом обозначенной важности в общей доктрине процессуального права и отраслевых источниках достаточно большое внимание уделяется изучению и характеристике вопросов, связанных с правами и обязанностями лиц, участвующих в процессуальной деятельности судебных органов.

В частности, в доктрине выработано основные и наиболее содержательные подходы к формулированию определения процессуальных прав и обязанностей, которые в общем виде могут быть изложены следующим образом:

Определение 1

Субъективные процессуальные права – это разнообразные установленные и обеспеченные нормами процессуального законодательства возможности лиц, участвующих в деле, направлять собственное поведение на достижение возможного процессуального результата по рассмотрению и разрешению юридического спора.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Процессуальные права и обязанности 410 руб.
  • Реферат Процессуальные права и обязанности 230 руб.
  • Контрольная работа Процессуальные права и обязанности 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Определение 2

Субъективные процессуальные обязанности – это установленная и обеспеченная нормами процессуального законодательства мера должного поведения участника юрисдикционной деятельности, как обязанного субъекта.

Иными словами, исходя из содержания приведенного определения, можно сделать вывод о том, что процессуальные права и обязанности прямо предусматриваются в нормах действующего законодательства и непосредственно направляются поведение субъектов юрисдикционной деятельности, предоставляя определенные возможности, а также устанавливая те или иные ограничения.

Виды процессуальных прав и обязанностей

Несмотря на то, что для всей совокупности процессуальных прав и обязанностей, как руководящих начал процессуальной деятельности, характерен определенный набор общих признаков, в зависимости от их содержания и особенностей, связанных, в первую очередь со степенью распространенности их принадлежности (то есть всем участникам процесса, или отдельным лицам, участвующим в деле) в юридической доктрине предлагается классифицировать права и обязанности на общие и специальные.

Так, например, в числе общих процессуальных прав, присущих всем участникам процесса, могут быть названы:

  • право знакомиться с материалами дела, делать выписки, снимать их копии,
  • право вести дело лично или через представителя, заявлять отводы иным участникам процесса, включая судью, прокурора, эксперта, и т.д.,
  • право заявлять ходатайства и возражать против ходатайств противоположной стороны, давать устные и письменные замечания по делу, оспаривать выносимые судом решения, и т. д.

В свою очередь, в числе процессуальных прав, присущих отдельным участникам процесса, в том числе по специальному указанию в законе или доверенности, выступают право на обращение в суд, изменение исковых требований, признание иска, или заключение мирового соглашения, на возбуждение исполнительного производства, и т.д.

Как было отмечено выше, процессуальные обязанности, как второй неотъемлемый элемент правового статуса субъектов юрисдикционной деятельности также подразделяются на общие и специальные.

Пример 1

Классическими примерами общих процессуальных обязанностей выступают обязанности лица, участвующего в деле, мотивировать свои заявления и ходатайства, сообщать суду о перемене места жительства или о невозможности явки в зал судебного заседания, обязанность самостоятельно доказывать факты, на которых основаны заявляемые требования и возражения, общая обязанность соблюдать порядок в судебном заседании, и т.д.

В свою очередь, специальные процессуальные обязанности, в основном характерны для истца или его представителя (при наличии соответствующего указания в доверенности), и связаны с обязанностью соблюдать требования, установленные действующим процессуальным законодательством к форме и содержанию исковых заявлений, включая обязанность по уплате государственной пошлины и приложению доказательств ее внесения, а также обязанность приложить к подаваемому исковому заявлению копии необходимых документов, под угрозой оставления искового заявления без движения.

Отказ от иска как пример специального процессуального права

Одним из наиболее распространенных на практике, и в то же время, наиболее дискуссионных с точки зрения определения природы, специальным процессуальным правом выступает отказ от иска.

В наиболее общем виде отказ от иска заключается в отказе от судебной формы защиты принадлежащего лицу участвующему в деле субъективного права нарушенного или оспариваемого противоположной стороной. Одним из признаков обозначенного права выступает его распорядительный характер, в связи с чем, в случае его реализации производство по делу подлежит прекращению (кроме ситуаций, для которых установлена противоправность соответствующего отказа, либо если его осуществление противоречит правам и законным интересам иных лиц).

Обозначенная выше дискуссионность в определении природы отказа от иска заключается в том, что различные представители юридической доктрины по-разному трактуют сущность рассматриваемого института:

  1. В соответствии с первой точкой зрения, отказ от иска тождественен отказу от самого субъективного права, принадлежавшего до момента отказа истцу, в отношении неисполненной обязанности противоположной стороны;
  2. Сторонники иного подхода, напротив, допускают возможность существования двух противоположных форм отказа от иска: в смысле отказа от процесса и отказа от самого материально-правового требования истца.

Замечание 1

Однако наиболее обоснованной и поддерживаемой в юридической литературе представляется именно первая точка зрения.

Процессуальное право изучает комплекс правовых норм, регламентирующих отношения, которые возникают в результате расследования, рассмотрения либо разрешения уголовно-гражданских, а также арбитражных дел, изучаемых в процессе судопроизводства. Соответственно процессуальное право разделяют на:

  • уголовное;
  • гражданское;
  • арбитражное.

Процесуального право регулирует порядок действий госорганов и должностных лиц, направленных на обеспечение нормативов материального права (суд, полиция, прокуратура, налоговая служба).

Гражданско-процессуальное право

Гражданское процессуальное право — система права, направленная на регуляцию отношений, которые возникают между сторонами судебного дела (судом и его участниками).

Задачи данной отрасли – реализовать своевременное и корректное рассмотрение гражданских дел, споров и конфликтов для защиты прав/свобод граждан.

Специфика гражданского процессуального права:

  • инициатива по возбуждению гражданского дела всегда принадлежит заинтересованным лицам;
  • в судебном процессе существуют отношения суд-участники, которые носят властный характер в пользу суда, и равноправные отношения истец-ответчик;
  • санкции в отрасли своеобразные, могут носить черты принудительного исполнения;
  • при отсутствии ответчика в суде, разбирательство может проходить без его личного участия;
  • несвоевременно поданная кассационная жалоба исключает ее повторное оформление.

Уголовно-процессуальное право

Уголовно-процессуальное право является отдельной отраслью, состоящей из социально обусловленных норм. Его задача – регуляция отношений, возникающих в судопроизводстве между правоохранительными органами и гражданами (организациями) в ходе уголовного делопроизводства.

Ключевые задачи, которые решает уголовное право:

  • создавать эффективные условия для борьбы с преступностью и создавать необходимые гарантии гражданам;
  • любое преступление уголовного характера должно быть наказано;
  • закон обязан применяться правильно;
  • невиновные лица ни в коей мере не должны привлекаться к ответственности.

Арбитражно-процессуальное право

Арбитражное право несет в себе судопроизводственные принципы согласно которым следует толковать какое-либо положение (норматив) процессуального права. Фактически регулирует деятельность судебных инстанций, их полномочия, независимость и непредвзятость судей для осуществления прозрачных и понятных судебных мер.

Арбитражное право выделилось в отдельную отрасль процессуального сравнительно недавно. Оно основывается на следующих принципах:

  • правосудие осуществляться только уполномоченным органом — судом;
  • независимость судей, обусловленная политическими, экономическими и правовыми гарантиями;
  • гласность судебного разбирательства, которая подразумевает полную открытость всех дел, за исключением тех, которые могут привести к разглашению государственной тайны;
  • равенство всех категорий граждан перед судом вне зависимости от пола, национальности, положения в обществе;
  • доступ к судебной защите;
  • равноправие сторон.

Право процессуальное призвано обеспечивать порядок проведения судебного процесса, самого расследования правонарушения или преступления, обеспечивать защиту граждан до вынесения решения в судебной инстанции.

Источники процессуального права

Основой законодательной базы выступают следующие нормативные акты: Уголовный, Гражданский и Арбитражный кодексы. Кроме того, в ряде судебных процессов опираются на Кодекс об административных нарушениях. Именно эти акты призваны определять порядок проведения судебных процессов по всем делам, конфликтам и спорам. Согласно этих актов определяется круг участников судебного процесса, их обязанности, регулируются отношения сторон и формируется процедура принятия решений. Кроме того, источники российского процессуального права формируются на основных принципах международного права.

Процессуальное право — ключевой предмет отрасли

Основная задача данной отрасли права состоит в урегулировании действий между сторонами, например, органами правопорядка, а также корректного проведения судебного дела.

Юридический процесс является системой форм деятельности компетентных госорганов и уполномоченных должностных лиц, регулируемой нормативными актами.

Субъекты юридического процесса — судья, прокурор, следователь, обвиняемый, потерпевший, а также истец/ответчик.

Объектом служит поведение, действия, интересы и материальные правоотношения граждан, существование которых и привело к образованию юридического процесса.

Весь процесс делится на три стадии: процессуальные отношения, доказывание и акты. Доказывание сводится к сбору фактов, улик и оценке доказательной базы, наличие которой и определяет характер принимаемого решения. Процессуальные акты – это комплекс всех документов, которые подтверждают какой-либо факт, и те, что завершают дело, и включают в себя судебное решение.

Задачи процессуального права

Процессуальное право реализует целый ряд задач, в их числе:

  • Защита свобод, гарантий и интересов граждан путем судопроизводства.
  • Определение материального ущерба при рассмотрении споров и конфликтов.
  • Раскрытие уголовных преступлений с определением пострадавшей и виновной стороны.
  • Доказательство виновности и определение степени и меры наказания за совершенное преступление.
  • Правильное и независимое вынесение решений.
  • Обеспечение регламента проведения судебного юридического процесса, а также требований, предъявляемых к доказательной базе.

— материальные нормы права устанавливают права и обязанности субъектов, а процессуальные нормы устанавливают правила реализации норм материального права.

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Нормы права подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права

Материальные нормы права устанавливают права и обязанности субъектов права.

Материальные нормы отвечают на вопрос, что регулируют нормы права?

Пример материальных норм права

1) Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. (п. 1 ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации)

2) Принудительный труд запрещен (ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации)

3) Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. (ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации)

Процессуальные нормы права

Процессуальные нормы права устанавливают правила реализации материальных норм права.

Процессуальные нормы регулируют вопрос, «как реализуются нормы права?»

Примеры процессуальных норм права

1) Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса. (п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации)

2) Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. (ст. 384 Трудового кодекса Российской Федерации)

Пример

«Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012) состоит из разделов:

Вопросы применения норм материального права

Вопросы применения норм процессуального права

Дополнительно

Процессуальное действие — предусмотренное нормами процессуального права действие, совершаемое участниками производства по делу.

Процессуальный срок — промежуток времени, установленный законом или назначенный судом для совершения определенных процессуальных действий.

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

В зависимости от содержания норм международного права и их функций их можно разделить на материальные нормы и процессуальные.

1.) В материальных нормахвоплощается содержание между­народного соглашения, они устанавливают права и обязанности субъектов и входят в основную часть международного договора.

Классификация материальных норм.

В зависимости от организационно-целевой направленности материальных норм их можно разделить на:

Запретительные нормы содержаться, например, в принципах неприменения силы и угрозы силой и невмешательства во внутренние дела других государств («Декларация о принципах международного права». Сила…никогда не должна применяться в качестве средств урегулирования международных споров..»).

Обязывающий характер носят принципы добросовестного выполнения обязательств и мирного разрешения международных споров.

Определительные нормы устанавливают цели и направления международного сотрудничества. Наприме, Декларация тысячелетия ООН 200г.

Программные нормы регламентируют способ реа­лизации определительных норм.

Более сложную структуру имеют оперативные нормы, ко­торые включают все виды материальных норм.

Их особеннос­тью является то, что они действуют только в отношении конк­ретных субъектов и регулируют определенную сферу сотрудни­чества и рассчитаны на систематическое применение.

2.)Процессуальные нормы, хотя и относятся к нормам вто­ричного порядка, играют первостепенную роль в обеспечении и функционировании материальных норм, регламентируя меха­низм разработки материальных норм, их временную и про­странственную сферы действия, порядок их изменения и пре-кращения и механизм обеспечения их выполнения взаимодей­ствующими субъектами.

Содержательно и структурно процес­суальные нормы могут быть весьма широкими, представляя комплекс норм, регулирующих весь процесс правотворчества, начиная от разработки норм и кончая их реализацией, либо его отдельный этап.

Классификация процессуальных норм

В рамках процессуальных норм выделяются:

1.) согласитель­ные нормы:

Они наиболее значимыми и сложными по составу. Они предназначены регулировать механизм применения мирных средств разрешения международных споров.

К которым, согласно Уставу ООН, относятся переговоры, обследова­ние, посредничество, примирение, арбитраж, судебные разбира­тельства, обращение к региональным органам или соглашени­ям или иное мирное средство по выбору конфликтующих сто­рон (ст. 33).

Свое название «согласительные» такие нормы получили потому, что их целью является с помощью перечисленных мир­ных средств достижение согласования позиций (компромисса), связанных с толкованием или применением международных договоров по спорному вопросу.

Среди согласительных процессуальных норм выделяются также организационные и процедурные нормы:

К организаци­онным относятся нормы, регулирующие процедуру открытия международной конференции, дату и место ее проведения, круг участников, виды и порядок принятия актов конференции либо процедуру проведения консультаций и переговоров либо сес­сий органов международных организаций.

Процедурные нормы — это разновидность согласительных норм.

Процедурные нормы регулируют порядок формирования органов международных конференций и международных орга­низаций, процедуру их работы, порядок принятия решений и других актов.

2.) принудительные процессуальные нормы. Они применяются только в исключительных случаях, если государство-нарушитель отказывается прекратить международное правонарушение либо выполнить обязательство. Например, принудительные меры военного характера…

2.7. Классификация норм международного права в зависимости от способа их осуществления

По способу осуществления нормы международного права делятся на самоисполнимые и несамоисполнимые.

1. самоисполнимые нормы международного права:

К самоисполнимым нормам международного права от­носятся те, которые не требуют для их реализации (имплементации) на национальном уровнесо стороны соответствующих государственных органов действий, направленных на реформи­рование национального законодательства в целях приведения его в соответствие с нормативными предписаниями.

Так, в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-3 «О между­народных договорах Республики Беларусь» 1 указывается, что «нормы права, содержащиеся в международных договорах Рес­публики Беларусь, вступивших в силу. подлежат непосред­ственному применению, кроме случаев, когда из международно­го договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта» (ст. 33).

2. несамоисполнимыенормы международного права:

Несамоисполнимыми являются абсолютное большинство норм международного права. Причем несамоисполнимость до­говорных норм может определяться в самом тексте междуна­родного договора.

Так, в ст. 2 Международного пакта о граж­данских и политических правах 1966 г. устанавливается, что каждое государство — участник Пакта «обязуется принять все необходимые меры в соответствии со своими конституционны­ми процедурами и положениями Пакта для принятия таких законодательных мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, призываемых. в Пакте».

Выводы по 2-му вопросу:

Таким образом, из анализа классификационных критериев следует, что международное право включает огромный массив разнообразных норм.

§ 3. Системность международного права.

Международное право — это не просто совокупность раз­нообразных норм, но, как и национальное право, система норм, взаимодействующих и соподчиненных друг другу.

Система международного права, имея схожие свойства с национальной правовой системой, достаточно специфична.

В отличие от национальной правовой системы она характери­зуется двумя типами соотношения норм:

— отношения соподчинения, называемые иерархией норм, у-­
танавливающие связь по вертикали;

— отношения взаимодействия, обеспечивают связь по горизон­
тали.

Иерархическая зависимость норм международного права означает существование норм высшего и низшего порядка и проявляется в различных видах иерархических связей.

Выделяется общая, генеральная иерархия, согласно кото­рой высший иерархический ранг принадлежит нормам jus cogens (императивным нормам), включающим, в первую оче­редь, основные принципы международного права. «Дого­вор является ничтожным, если в момент заключения он проти­воречит императивной норме общего международного права» (ст. 53).

Кроме того, имеется договорная иерархия норм.

Например, устанавливаемая в соответствии со ст. 103 Устава ООН, со­гласно которой, если международные обязательства государств — членов ООН «окажутся в противоречии с международными обязательствами по какому-либо другому международному со­глашению, преимущественную силу имеют обязательства по. Уставу».

Особая иерархическая связь присуща нормам, закрепля­емым в актах международной организации.

Во-первых, на вершине иерархической пирамиды находится уставмеждуна­родной организации. Все документы, принимаемые междуна­родной организацией, не могут противоречить уставным поло­жениям.

Во-вторых, иерархия актов международной организа­ции зависит от уровня органа, принимающего их, в структуре международной организации. Например, решения Исполнитель­ного совета ЮНЕСКО (исполнительного органа) не могут про­тиворечить резолюциям Генеральной конференции (высшего органа ЮНЕСКО).

Системность обеспечивается и иными систе­мообразующими элементами. К ним относится ряд юридических предписаний — постулатов, максим, используемых как в международно-правовой, так и в национальных правовых системах, а именно: непротиворечи­вость; неретроактивность норм; изменение или отмена преды­дущей нормы последующей; приоритет специальной нормы по отношению к генеральной.

И так, вывод по3-му вопросу

§ 4. Кодификация и прогрессивное развитие международного права

Кодификация является обязательной стадией правотвор­чества в любой правовой систему способствуя ее совершен­ствованию и прогрессивному разв^ию.

Под кодификацией в международном праве понимается сложный правотворческий процесс, включающий несколько стадий:

1) выявление действующих обычных и договорных норм по
вопросу, подлежащему кодификации;

2) ревизия и пересмотр устаревших норм;

3) разработка новых норм и принципов с учетом реалий и
потребностей международных отношений;

4) закрепление всего комплекса норм и принципов в согласо-
ванном государствами международно-правовом документе:
договоре (конвенции) либо в декларации, общем акте, руко­-
водстве по практике.

Попытки кодификации международного права предприни­мались отдельными юристами уже в XVIII в. Английский юрист и философ И. Бентам подготовил «План Уложения междуна­родного». Рекомендованный им кодекс зафиксировал действу­ющие в то время преимущественно обычные нормы классичес­кого международного права.

Общим, что объединяло все указанные кодифика­ции, было то, что они носили частный характер, были подго­товлены на неофициальном уровне и являлись лишь система­тизацией, регистрацией действующих норм классического меж­дународного права.

Первые шаги в официальной кодификации международно­го права были сделаны в начале XIX в. созывом в 1815 г. Венского конгресса, принявшего Регламент о рамках диплома­тических агентов. В доктрине международного права этот ко­дификационный документ оценивают как свидетельство ново­го понимания кодификационного процесса. Регламент не толь­ко закреплял действующие ранги дипломатических агентов, но и вводил в международную практику новые.

Аналогичное, более широкое понимание кодификационного процесса, не ограничивающееся систематизацией норм между­народного права, но и содействующее его развитию, проявилось в ходе работы международных конференций, происходивших в

60-80-х гг. XIX в. (Женевская 1864 г., Петербургская 1868 г., Парижская 1884 г., Гаагская 1889 г.) и начале XX в. (Гааг­ские конференции 1906 г. и 1907 г.), занимавшихся кодифи­кацией норм относительно законов и обычаев морской и су­хопутной войны и мирного разрешения международных спо­ров. Принятые конференциями декларации и конвенции не толь­ко обобщали обычную и договорную практику государств, но и внесли значительный вклад в формирование и развитие меж­дународного права в области регулирования вооруженных кон­фликтов.

Новых тенденций в кодификационном процессе придержи­вались и первые международные межправительственные орга­низации Лига Наций и Международная организация труда, созданные в 1919 г. и осуществлявшие кодификационную дея­тельность. Так, в принятой Ассамблеей Лиги Наций Резолю­ции в 1927 г., касающейся созыва I конференции по кодифи­кации, подчеркивалось, что «Конференция должна руководство­ваться таким пониманием кодификации, которое не будет ог­раничиваться простой регистрацией существующих правил, а должно состоять в их максимально возможной адаптации к современным условиям международной жизни» 1 .

Что касается доктрины международного права, то под вли­янием новой практики кодификационного процесса, в ней по­явилось два подхода: большинство, особенно западноевропейс­кие юристы, придерживались старого узкого понимания коди­фикации, меньшинство — латиноамериканские юристы — были сторонниками широкой трактовки кодификации, указывая на то, что «кодификация должна быть обобщением международ­ных законов, но обобщением прогрессивным, открытым для реформ» 2 . Следует отметить, что широкая трактовка кодифи­кационного процесса получила полное признание в современ­ной доктрине.

Кодификация международного права в современном пони­мании этого процесса стала осуществляться после Второй ми­ровой войны в рамках международных межправительственных организаций — универсальных и региональных, созданных в

этот период. Это привело к использованию в международной практике двух форм кодификационной деятельности: офици­альной и неофициальной.

Официальная кодификация в настоящее время осуществ­ляется в рамках международных межправительственных кон­ференций и организаций, обладающих нормотворческой функ­цией (например, ООН, ИКАО, МОТ, ИМО, ЮНЕСКО, СЕ, СНГ, Африканский союз, ОАГ и др.).

Неофициальная кодификация проводится в рамках непра­вительственных организаций и научных учреждений (напри­мер, Институт международного права, Ассоциация междуна­родного права), неправительственными правозащитными орга­низациями.

Однако статус таких форм кодификации не одинаков. Пред­ставляется справедливой позиция А.П. Мовчана, согласно ко­торой «кодификация международного права — это вид межго­сударственной деятельности, имеющий в силу этого только официальный характер» 1 . Проекты конвенций, подготовлен­ные научными учреждениями или неправительственными орга­низациями, могут использоваться как вспомогательный мате­риал при проведении кодификации в рамках международных межправительственных организаций, так как любой неофици­альный проект не может рассматриваться как кодифицирую­щий нормативный акт, если он не получил одобрение со сто­роны государств.

Среди международных межправительственных организаций, занимающихся кодификационной деятельностью, первостепен­ная роль в кодификации норм общего международного права принадлежит Организации Объединенных Наций, в силу уни­версальности ее нормотворческой функции, регулирующей со­трудничество государств во всех областях. Уставом ООН Гене­ральной Ассамблее (далее — ГА ООН) (один из главных органов ООН) предоставлены полномочия по организации исследова­ний и даче рекомендаций в целях содействия и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодифи­кации (ст. 13). Такая регламентация компетенции ГА ООН вызывала оживленные дискуссии в доктрине относительно того, что означают выражения «прогрессивное развитие междуна-

родного права» и «кодификация международного права» и счи­тать ли прогрессивное развитие международного права и коди­фикацию автономными или взаимосвязанными элементами еди­ного кодификационного процесса.

Спор в дальнейшем был разрешен трактовкой указанных терминов в Положении о Комиссии международного права ООН (далее — КМП ООН) 1947 г. — главном кодифицирующим органе ООН. В Положении указывалось, что выражение «прогрессив­ное развитие международного права» означает подготовку про­ектов конвенций по вопросам, которые еще не регулируются международным правом либо не имеют достаточной практики государств; выражение «кодификация» употребляется в смыс­ле более точного формулирования и систематизации междуна­родного права в тех областях, где имеется обширная государ­ственная практика, доктрина и прецеденты (ст. 15). Очевидно, что при такой трактовке кодификация и прогрессивное разви­тие международного права выступают как обязательные эле­менты кодификационного процесса, тесно взаимосвязанные друг с другом, что было подтверждено работой самой КМП ООН и других кодификационных органов.

Структурно кодификационный механизм ООН включает:

— главные органы ООН: ГА ООН, Экономический и Социальный Совет ООН (далее — ЭКОСОС);

— специальные кодификационные органы, действующие на по­
стоянной основе: КМП ООН, Комиссия по правам челове­
ка, Комитет по мирному использованию атомной энергии;

— временные кодификационные органы ad hoc, учрежденные
для разработки проекта конкретной конвенции (например,
Специальный комитет по разработке Конвенции против
транснациональной организованной преступности).

Центральное место среди перечисленных органов занимает КМП ООН, вспомогательный орган ГА ООН, учрежденный ею в 1947 г. для разработки проектов универсальных конвенций или иных кодификационных документов с целью кодификации и прогрессивного развития международного права. КМП ООН состоит из 34 членов, избираемых ГА ООН из числа кандида­тов, представленных государствами — членами ООН, сроком на пять лет. Основное требование к кандидатам — быть признан­ным авторитетом в области международного права. В составе КМП ООН не может быть двух граждан одного государства. Члены КМП ООН не являются представителями государств, а выступают ь своем личном качестве.

При формировании КМП ООН соблюдается критерий «обес­печения представительства всех главнейших форм цивилиза­ции и основных правовых систем мира» (ст. 8). Выполнение данного условия приводит к постепенному расширению соста­ва КМП ООН: от 15 членов в первые годы деятельности до 34 членов в настоящее время.

Темы для кодификации после проведения определенных ис­следований предлагаются Комиссией международного права ООН и окончательно утверждаются резолюцией Генеральной Ассам­блеей ООН. На 2003-2006 гг. в программу кодификационной работы КМП ООН включены следующие темы: оговорки к меж­дународным договорам, дипломатическая защита, односторон­ние акты государств, ответственность международных органи­заций, международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом, фрагмента­ция международного права, общие природные ресурсы.

При определении тем, подлежащих кодификации, КМП ООН и ГА ООН (Шестой комитет) руководствуются следующими критериями:

а) актуальность для международного сотрудничества;

б) наличие обширной практики государств, судебных преце­
дентов и доктрины международного права;

в) имеющиеся доктринальные разногласия.

обязательства в соответствии с этим принципом».

Кодификационный процесс начинается с назначения Спе­циального докладчика и формирования рабочей группы из чле­нов КМП ООН для оказания помощи Специальному докладчи­ку в подготовке первоначального текста Проекта статей по кодифицируемой теме. КМП ООН разрабатывается вопросник, рассылаемый через Секретариат ООН государствам-членам с целью выяснения, какова законодательная, судебная и дого­ворная практика по вопросу, являющемуся объектом кодифи­кации. Получив такие материалы, Специальный докладчик с учетом доктринальных подходов готовит первоначальный Про­ект статей и представляет его на обсуждение членов КМП ООН.

Ежегодно КМП ООН представляет доклад о своей работе ГА ООН, включающий подготовленные проекты статей с ком­ментариями, содержащими:

а) ссылки на прецеденты, договоры, судебные решения и докт­
рину;

б) выводы относительно степени согласия по каждому аспекту
доктрины и практики государств, возникших при обсужде­
нии «разногласий, а также аргументов в пользу того или
иного решения (ст. 20).

Подготовленные КМП ООН проекты отсылаются Секрета­риатом для замечаний Шестому комитету ГА ООН и государ­ствам. Спецдокладчик и рабочая группа учитывают их при даль­нейшей работе над подготовкой Проекта статей и представ­ляют вновь на рассмотрение КМП ООН. Кроме того, отдельные государства, международные межправительственные и непра­вительственные организации по своей инициативе могут зани­маться разработкой проектов статей, которые через Секретари­ат ООН представляются КМП ООН, решающей по своему ус­мотрению вопрос о возможности их использования в каче­стве вспомогательного материала.

Обширность материала, который приходится рассматривать и обобщать Спецдокладчику и членам КМП ООН, несходство позиций государств свидетельствует о сложности процесса ко­дификации международного права и обусловливает его затяж­ной, длительный характер. Так, процесс разработки Проекта статей об ответственности государств длился 45 лет с 1956 г. по 2001 г., при этом сменилось 12 специальных докладчиков, что во многом объяснялось доктринальными разногласиями и обширной разнообразной практикой государств.

Итогом работы КМП ООН является подготовка оконча­тельного Проекта статей, который затем предлагается ГА ООН для вынесения резолюции об одобрении и рекомендации государствам-членам «с целью заключения конвенции» (на­пример, Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 56/ 589 от 12 декабря 2001 г. приняла к сведению Проект статей об ответственности государств за международно-противоправ­ные деяния, а затем предложила их государствам в качестве проекта для заключения будущей конвенции либо, сознай кон ференцию, для доработки заключения конвенции (ст. 25).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие и признаки норм процессуального права

Определение нормы процессуального права, как основополагающего нормативно-правового предписания, определяющего основы и признаки юрисдикционной деятельности, в современной правовой доктрине формулируется, в наиболее общем виде, следующим образом:

Норма процессуального права – общеобязательное нормативно-правовое предписание, устанавливающее оптимальный порядок реализации и защиты материально-правовых норм.

При этом, для формирования целостного и исчерпывающего представления о специфике норм процессуального права, представляется целесообразным подробнее остановиться на анализе особенностей соответствующих норм:

  1. Своеобразие содержащегося в норме процессуального предписания, обусловленное характером и назначением функций соответствующих норм. Иными словами, в отличие от материально-правовых норм, назначение которых заключается в непосредственном регулировании поведения субъектов правовых отношений, функцией процессуальных норм выступает регулирование общественных отношений, складывающихся в процессе реализации соответствующих положений материального права. Кроме того, для норм процессуального права характерен процедурный характер, заключающийся в определении целесообразного порядка осуществления нормотворческой, правоприменительной, контрольной, и иной государственно-властной деятельности;
  2. Особенности адресатов – процессуальные нормы, помимо прочего, обязательны для субъектов, наделенных государственно-властными полномочиями на реализацию материально-правовых предписаний. При этом соответствующие предписания сформулированы по модели категорического повеления, обязательного для субъектов правоприменительной юрисдикционной деятельности;
  3. Процессуальные нормы постоянно находятся в тесной взаимосвязи с разнообразными приемами и способами, используемыми государственно-властными органами в процессе реализации предоставленных им юрисдикицонных полномочий;
  4. Для процессуальных норм характерно особое значение, заключающееся в необходимости совершенствования деятельности различных государственно-властных органов, вовлеченных в юрисдикционный процесс.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Структура процессуальных норм и их значение

Наряду с признаками, обозначенными выше, особенности процессуальных норм тесно взаимосвязаны с их структурой, для которой, несмотря на трехзвенное строение, аналогичное структуре норме материального права, характерны некоторые отличительные черты:

  • В диспозиции процессуальной нормы находят свое отражение все обозначенные выше признаки и особенности, обусловленные спецификой процессуальной деятельности юрисдикционных органов;
  • В гипотезу нормы процессуального права включаются условия и обстоятельства, при наличии которых может быть реализована норма материального права. При этом особенности соответствующих условий обуславливаются содержанием и проявлениями тех материально-правовых норм, в связи с необходимостью исполнения и защиты которых инициируется юрисдикицонная деятельность государственно-властных органов. Зачастую содержание гипотезы правовой нормы продиктовано тем, о какой стадии правоприменительной деятельности идет речь в каждом конкретном случае;
  • В санкции процессуальной нормы указываются невыгодные последствия, обуславливаемые возможностью применения государственного принуждения, в качестве реакции на невыполнение обязательного предписания, включенного в диспозицию. При этом аналогично элементам структуры процессуальной нормы, указанным выше, специфика санкций, прежде всего, продиктована производной природой процессуальных норм.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *