Проверка министерства образования

Проверки в школах: какие они бывают и за что могут оштрафовать

Школа периодически подвергается разного рода проверкам, которые вполне обоснованы. Ведь от того, в каких условиях учатся наши дети, зависит их физическое и психологическое состояние, а значит, и качество обучения.

Если на школу налагается штраф, то он выплачивается из бюджета образовательного учреждения. А если нарушение допустил директор школы как руководитель, то он обязан заплатить деньги из собственного кармана.

Плановые проверки

Прежде всего школа подвергается проверкам со стороны органов государственного контроля. Такие проверки бывают плановыми и внеплановыми. В частности, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) может осуществлять плановые проверки два и более раза в три года.

Роспотребнадзор проводит проверку школ на соответствие условий обучения Санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам (СанПиН).

Проверяется ведение школьной документации, кадрового состава, организация образовательного процесса, состояние помещений и оборудования, организация школьного общепита.

В обязательном порядке проверяются документы педагогов и других сотрудников школы. Это договоры, трудовые и медицинские книжки, документы об образовании, справки об отсутствии судимости. Обращается внимание на своевременное оформление медкнижек, соответствие дипломов преподавателей занимаемой должности.

Инспектора проверяют на соответствие норме наполняемость школы и отдельных классов, соблюдение необходимых требований к составлению расписания.

Помимо Роспотребнадзора, проверкой состояния и оборудования школьных зданий занимаются инспектора пожарного надзора МЧС и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора).

Недавно во многих школах комиссиями Роспотребнадзора были зафиксированы некачественно проведенные ремонты зданий, водопроводов, канализации и отопления. Проверки Ростехнадзора тоже выявили много нарушений, связанных с прокладкой и эксплуатацией труб отопления и подачи воды.

А инспектора пожарного надзора МЧС обнаружили, что здания многих школ находятся в аварийным состоянии. Кроме того, данные специалисты отметили в ряде школ безответственное отношения к соблюдению норм противопожарной безопасности.

Представители Роспотребнадзора нередко выявляют нарушения температурного режима, уровня освещения и вентиляции в классах и других школьных помещениях.

Порой комиссия обнаруживает плохо убранные помещения и недостаточное количество необходимого для уборки инвентаря.

Качество воды в школах часто также оставляет желать лучшего.

Роспотребнадзор проверяет, чтобы все кабинеты, актовый зал, библиотека, гардероб, столовая, санузлы, рекреации, подсобка, медкабинет, спортзал, снарядная и другие помещения быть оснащены необходимым оборудованием.

В частности, инспектора исследуют школьную мебель на соответствие стандартам, смотрят насколько удобны для детей столы и стулья, на каком расстоянии от первой парты находится доска, проверяют некоторые кабинеты на наличие доступа к водоснабжению.

Проверяется наличие необходимого инвентаря и его качество в спортивном зале. Инспектора смотрят, установлена ли защита на окнах, которая позволяет избежать ранения детей осколками в случае, если во время спортивной игры разобьется стекло. Комиссия проверяет, оборудованы ли для учащихся раздельные раздевалки.

Школьные гардеробы проверяются на необходимое количество вешалок, их соответствие росту учащихся, наличие ячеек для обуви, гардеробных скамеек, которые необходимы для для удобства детей.

Комиссия обязательно осматривает на пришкольный участок, имеющиеся на нем растения (деревья, кустарники, цветочные клумбы) , наличие ограждений.

Обратим внимание на то, что согласно последним изменениям, внесенным в СанПиН, на школьной территории должны быть предусмотрены места для транспорта, который перевозит учеников. А если школа занимает более чем одно строение, то здания должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой.

Роспотребнадзор проверяет оборудование столовой и кухни на соответствие санитарным нормам. Инспектора смотрят, насколько сотрудники столовой соблюдают требования гигиены. Обращается внимание на чистоту помещений, посуды.

Медкомиссия проверяет качество и режим хранения продуктов, обращается внимание на соблюдение сроков хранения, температурный режим и влажность.

Контролируется процесс приготовления и раздачи пищи. Изучается меню, исследуется состояние воды, которая должна находиться в открытом доступе.

Проводится тщательная проверка документации по персоналу школьной столовой, при этом особое внимание обращается на медицинские книжки.

Внеплановые проверки

Если в процессе проведения плановой проверки были обнаружены нарушения, то по истечении срока исполнения их устранения нарушений, Роспотребнадзор назначает внеплановую проверку. В частности, проверяется, как школа выполняет данные ей предписания о приведении образовательной деятельности и подготовки учащихся в соответствие с требованиями ФГОС.

Причиной внеплановых проверок также могут быть жалобы родителей в Рособрнадзор на нарушение прав и законных интересов своих детей, причинение вреда их жизни и здоровью, возникновение таковой угрозы.

Другими причинами внеплановых проверок могут стать возникновение в школе очага инфекционного заболевания, появление в средствах массовой информации сведений об имеющихся в школе нарушениях.

Как и в ситуации с плановой проверкой, при (повторном) обнаружении нарушений на школу могут быть наложены санкции в виде штрафов.

Внеплановые проверки, в отличие от плановых, не зависят от конкретных временных рамок.

Внутренний контроль

Школа сама проводит внутренний контроль. Главной целью такого контроля является установление соответствия образовательного процесса требованиям государственного стандарта. Причинами подобных проверок могут стать жалобы детей и их родителей.

Проведением внутренней проверки, как правило, занимаются директор или заместители по учебно-воспитательной работе.

Внутренний контроль подразумевает анализ и оценку деятельности педагогов, контроль и оценку достижений школьников проверку организация питания и медицинского обслуживания, материально-технического обеспечение образовательного процесса, проверку школьной документации.

В результате обнаружения проблем принимаются необходимые меры.

Например, при несоответствии занимаемой должности учителя могут направить на курсы повышения квалификации, а при нарушениях в работе – привлечь к дисциплинарной ответственности;

Родительский контроль + школьный совет

В последнее время получает распространение родительский контроль при школах, целью которого является допуск родителей к процессам жизнедеятельности образовательных учреждений. Мамы и папы учеников могут входить в состав родительского комитета либо управляющего совета школы. Полномочия управляющих советов гораздо шире, чем у родительских комитетов.

Помимо родителей в управляющие совет входят учредители школы, представители администрации во главе с директором, старшеклассники, представители общественности. Участники управляющего совета совместно создают законы, нормы, правила по которым работает школа, и контролируют их исполнение.

На основании жалоб и заявлений детей и родителей управляющий совет проводит проверки качества и безопасности условий обучения и воспитания.

Он проверяет организацию промежуточной и итоговой аттестации школьников, организацию воспитательной работы, медицинского обслуживания, питания учащихся. В частности, при контроле организации питания родители проверяют санитарное состояние школьных пищеблоков и исправность холодильного оборудования, проводят мониторинг качества продуктов и готовых блюд.

В результате обнаружения проблем нарушители могут привлекаться к дисциплинарной ответственности.

Как избежать санкций?

Чтобы избежать возможных проблем, руководство школы должно всегда держать в порядке все документы, следить на соблюдением чистоты в помещениях.

Прежде всего директор, его заместители и методисты должны хорошо знать и неукоснительно соблюдать Санитарно-эпидемиологические нормы и правила для школ (СанПиН 2.4.2.2821-10). Именно прописанные здесь правила следует учитывать при разработке нормативной и технической документации.

Знать и соблюдать нормы СанПиН должен соблюдать вообще каждый педагог. Именно учитель следит за освещением в классе, поддерживая его на должном уровне во время урока (в то время как обеспечение школы световыми приборами относится к компетенции руководства). И тот же преподаватель отвечает за своевременное проветривание помещения.

Кстати сказать, каждый учитель должен сам следить за заполнением своей медицинской книжки, а не ждать, пока руководство или специалист по кадрам напомнит ему о необходимости очередного прохождения медицинских специалистов.

Таким образом, то, насколько школа окажется готовой к проверке и какими будут ее результаты, зависит от каждого учителя.

Своевременное соблюдение правил, которые предписывает СанПиН, позволит избежать наказания со стороны проверяющих органов. Но самое главное, о чем постоянно должны помнить и представители администрации, и педагоги, и все остальные сотрудники школы, это то, что поддержание порядка нужно не для комиссии, а прежде всего для самих участников образовательного процесса, которыми являемся мы и наши ученики.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения образовательной организации. Предметом выездной проверки являются сведения о фактическом состоянии дел в образовательной организации. Выездные проверки могут быть комплексными и тематическими.

Как правило, выездная проверка начинается с представления проверяющих администрации и проверяемым. Это проводится на административном совещании в образовательной организации. Руководитель комиссии (заместитель руководителя комиссии) знакомит присутствующих с темой, целями и задачами, планом и содержанием проверки, формами, методами и методиками, графиком и сроками проверки, представляет членов комиссии, экспертов. При необходимости, уточняются отдельные детали. До сведения присутствующих доводится информация о правах, обязанностях проверяющих и лиц, проверяемых в образовательной организации.

В ходе проверки ее куратор (как правило, специалист-эксперт МОУО) выполняет диспетчерские обязанности (при необходимости), решает возникающие проблемы, а по мере завершения отдельных этапов проверки, принимает экспертные заключения, справки по итогам проверки.

Принимая заключения по итогам отдельных направлений проверки, куратор просматривает предоставляемые материалы, оценивает их соответствие полученному проверяющим заданию, полноту представленного материала, объективность и обоснованность оценок, выводов и предложений, беседует с ним, уточняя отдельные детали. Формы экспертных заключений МОУО разрабатывает самостоятельно.

Материалы представляются в печатном формате и в виде электронного файла, который перебрасывается на персональный компьютер куратора в отдельную папку. При наличии времени, желательно, по ходу проверки готовить проект итогового документа. Для чего заранее разрабатывается его структура.

Права, обязанности и ответственность проверяющих

При проверке образовательного учреждения проверяющие вправе:

  • в пределах своей компетенции запрашивать и получать от учреждения информацию, документы и материалы, относящиеся к предмету контроля и необходимые для его осуществления;
  • беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемым учреждением, иметь доступ к документам и материалам учреждения, осматривать занимаемые учреждением территории и помещения;
  • знакомиться с информацией, касающейся деятельности проверяемого учреждения и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемого учреждения;
  • знакомиться с технической документацией к электронным базам данных учреждения;
  • проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;
  • проводить оценку знаний и умений обучающихся в различных формах, в том числе в форме тестирования, собеседования, письменного или устного опроса, контрольной работы;
  • проводить беседы с обучающимися, воспитанниками образовательной организации в присутствии их родителей (законных представителей), а также с родителями (законными представителями) обучающихся, работниками организации по вопросам, подлежащим проверке;
  • знакомиться с локальными актами образовательной организации по проверяемому вопросу.

Проверяющие обязаны:

  • иметь документ (служебное удостоверение, копию распорядительного акта или иной документ), подтверждающий его полномочия;
  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные полномочия;
  • соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы проверяемой образовательной организации;
  • проводить проверку на основании распорядительного акта;
  • проводить проверку только во время исполнения своих служебных обязанностей;
  • не препятствовать руководителю (уполномоченному представителю) образовательной организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • предоставлять руководителю (уполномоченному представителю) ОО, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  • знакомить руководителя (уполномоченного представителя) ОО с результатами проверки;
  • при определении мер, предлагаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер характеру нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и образовательной организации;
  • соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании ОО в порядке, установленном законодательством РФ;
  • соблюдать установленные сроки проведения проверки;
  • не требовать от ОО документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;
  • перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя (уполномоченного представителя) ОО ознакомить его с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
  • осуществлять запись о проведенной проверке в Журнале учета проверок.

Памятка проверяющего

  • Качество информации – это главное.
  • Пишите только о том, что понимаете, в чем уверены, что хорошо знаете.
  • Не уверены – не пишите, если очень надо – проверьте.
  • Будьте объективными.
  • Утверждаете – подтвердите.
  • Не уклоняетесь от темы.
  • Не увлекайтесь примерами.
  • Не поддавайтесь эмоциям.
  • «Краткость – сестра таланта».

Ответственность

Должностные лица, осуществляющие проверку, несут персональную ответственность за полноту и качество исполнения возложенных на них обязанностей, за соблюдение нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению контрольных функций.

Права, обязанности и ответственность проверяемой образовательной организации:

Руководитель проверяемой образовательной организации вправе:

  • непосредственно присутствовать при осуществлении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от проверяющих информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки, итоговым документом;
  • документально указывать о своем ознакомлении с итоговым документам по результатам проверки;
  • выражать письменно свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями проверяющих, должностных лиц МОУО;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц МОУО, повлекшие за собой нарушение прав образовательной организации или отдельных ее работников при осуществлении проверки в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Обязанности

Руководитель (иное должностное или уполномоченный представитель) образовательной организации обязан:

  • присутствовать при проведении проверки;
  • создать необходимые условия для успешной работы проверяющих по исполнению предоставленных им полномочий;
  • предоставить доступ к документам и материалам учреждения, базе данных по направлениям проверки;
  • предоставить доступ в здания, помещения, на территорию в соответствии с направлениями проверки;
  • не препятствовать исполнению проверяющими предоставленных полномочий;
  • предоставить комиссии Журнал учета проверок для записей о проведении проверки.

Ответственность

Руководитель (иное должностное лицо или уполномоченный представитель ОО), допустивший нарушение законодательства Российской Федерации в области образования, выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению мероприятий по контролю (надзору) или уклонении от их осуществления, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила этики поведения инспектирующего

Право инспектирующего осуществлять свои функции влечет за собой определенную ответственность, поэтому необходимо соблюдать выработанные практикой общения правила этики поведения по отношению к субъектам проверки.

Любая ошибка в выводах может вызвать отрицательную реакцию или скомпрометировать инспектирующего, а также нанести моральный ущерб интересам организации или должностным лицам.

Правила:

  • честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
  • стремление к точности и уважение к очевидности;
  • достоверность изложенных фактов;
  • вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса и должностными лицами;
  • уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений по объектам проверки и срокам работы;
  • понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образованием, а также уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
  • оценку результатов деятельности осуществлять по набору показателей с учетом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
  • признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников являются важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
  • уважительное отношение и предположение в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
  • понимание того, насколько серьезно изложенное суждение (мнение) инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
  • действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности и указанием на конкретную проверку.

(Письмо Минобразования РФ от 13.07.1998 N 577-30 «О введении в действие Инструкции о порядке инспектирования»).

а) документы:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ);
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1;
  • Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164;
  • Методическое письмо Рособрнадзора РФ от 16.07.2012 г. №05-2680 «Методические рекомендации государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях».

б) материалы сайтов ряда муниципальных образований, муниципальных органов управления образованием, статьи «Порядок организации и проведения проверок образовательных учреждений» («Справочник руководителя образовательного учреждения», №7, 2012 г.).

Федеральный государственный надзор в сфере образования

Добро пожаловать в МКУ «Лужский ИМЦ»!

директор МОУ «Ворошиловская ООШ»

Полтавского района Омской области

Должность руководителя предполагает огромную ответственность за все образо­вательное учреждение: педагогический коллектив, учеников, а самое главное — за исполнение требований законодательств Российской Федерации в области образования. Довольно часто в образовательных учреждениях проводятся различные проверки с целью контроля (надзора) за соблюдением законодательства. Контролю подвергается:

■ основная деятельность образовательного учреждения (учебная, воспитательная, научная);

■ его хозяйственная (материально-техническая) деятельность;

■ финансовая деятельность (включая платные образовательные услуги);

■ соблюдение трудового законодательства;

■ соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и др.

Контроль и надзор за исполнением законодательства РФ и контроль качества образования и подготовки выпускников осуществляет Рособрнадзор. О том, как проходила проверка Рособрнадзора в наглей школе, хочется рассказать коллегам.

О проверке отдела контроля качества образования департамента контроля и надзора в области образования, лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений Омской области Министерства образования Омской области, которая пройдет сентябре 2010 года, я узнала еще в феврале, на совещании директоров в Комитете образования.

За 10 дней до проверки в школу позвонил главный специалист отдела и сообщил о том, что с 6 по 10 сентября будет проведена плановая тематическая документарная проверка деятельности школы.

Распоряжение о проведении проверки и запрос о предоставлении документов были получены по почте. В Распоряжении были указаны:

■ его номер, дата издания и наименование органа государственного контроля;

■ фамилия, имя, отчество и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю;

■ даты начала и окончания проверки и перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Также в Распоряжении были отражены цели, задачи и предмет проводимого контроля, а также правовые основания их проведения, в т. ч. нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Так, нам предстояло пройти плановую тематическую документарную проверку соответствия деятельности школы требованиям законодательства Российской Федерации в области образования о проведении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы начального общего и основного общего образования. В запросе о предоставлении документов для проведения плановой тематической документарной проверки просили предоставить следующие документы:

1) копию лицензии на образовательную деятельность;

2) копию свидетельства о государственной регистрации образовательного учреждения;

3) копию приказа о назначении директора учреждения;

4) устав учреждения (с изменениями и дополнениями);

5) учебные планы на 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

6) локальные акты учреждения, регламентирующие организацию и проведение промежуточной и государственной (итоговой) аттестации выпускников;

7) классные журналы 4-х, 8-х, 9-х классов за 2008/2009 учебный год, 1-х, 5-х, 9-х классов за 2009/2010 учебный год;

8) календарно-тематические планы по предметам федерального компонента учебного плана учреждения;

9) экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов;

10) аналитические материалы по результатам контроля промежуточной и итоговой аттестации и выполнению программ за 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

11) приказы (книги приказов) по обучающимся и основной деятельности за 2009 и 2010 годы;

12) протоколы педагогических и методических советов с сентября 2008 года;

13) план работы учреждения за 2009/2010 учебный год;

14) календарный учебный график (режим работы образовательного учреждения) за 2009/2010 учебный год.

Также было указано, что в срок до 7 сентября необходимо предоставить вышеперечисленные документы в Департамент.

Шестого сентября я отвезла документы в отдел контроля качества образования и сдала их специалисту, уполномоченному произвести проверку. Уже 10 сентября он пригласил меня для подписания Акта о результатах плановой тематической документарной проверки деятельности школы, который был составлен в 2 экземплярах. В акте указывались сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, их характере.

Через 10 дней по почте было прислано Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в нем был указан срок (до 25 ноября), к которому необходимо представить отчет об исполнении предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, с приложением заверенных копий подтверждающих документов. После того как я к указанному сроку отправила отчет об исполнении предписания, по почте было прислано Уведомление о рассмотрении отчета, в котором сообщалось, что предписание считается исполненным.

Анализируя ход проверки, я установила, что она проходила в строгом соблюдении Методических рекомендаций по выездным и камеральным проверкам, которые приведены в письмах Рособрнадзора от 04.06.2008 № 01-251/09-01 и от 04.07.2008 № 01-298/09-01.

Надзор и контроль в сфере образования

Перечень локальных нормативных актов и иных документов образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», подлежащих проверке в рамках государственного контроля (надзора)

Ладнушкина Нина Михайловна

кандидат педагогических наук, заместитель директора по науке и доцент кафедры образовательного и информационного права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

Фёклин Сергей Иванович

кандидат юридических наук, доцент, руководитель Юридической клиники (консультации) и доцент кафедры образовательного и информационного права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и иным нормативным правовым актам в образовательной организации должны разрабатываться, приниматься, утверждаться и (или) быть приведены в соответствие с законом следующие локальные нормативные акты и (или) иные документы:

Наличие локального нормативного акта по регламентации данного вопроса

Ссылка на статью, часть статьи закона или иного нормативного правового акта

Обязательность локального нормативного акта для всех типов ОО (дошкольные и, общеобразовательные, профессионального, высшего и дополнительного образования)

Необязательность локального нормативного акта

Порядок получения образования на иностранном языке в соответствии с образовательной программой ОО

локальный нормативный акт необходим при реализации образовательной программы на иностранном языке

О языке, языках образования

язык обучения может быть определен уставом ОО, необязательно разрабатывать отдельный документ

Положение о структурном подразделении ОО

положение о структурном подразделении обязательно при наличии структурного подразделения в штатном расписании ОО

Положение о специализированном структурном образовательном подразделении, создаваемом в организации, осуществляющей обучение

Специализированное структурное подразделение создается не в ОО, а в организации, осуществляющей обучение

Правила внутреннего распорядка обучающихся ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Правила внутреннего трудового распорядка ОО

Пункт 1 части 3 статьи 28, часть 7 статьи 47, часть 3 статьи 52 закона; статьи 15, 189 и иные Трудового кодекса Российской Федерации

обязательный документ для всех типов ОО

Штатное расписание ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Образовательная программа ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Согласованная с учредителем программа развития ОО

Документы, регламентирующие правила приема обучающихся ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Правила приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами

обязательный документ для в случае реализации дополнительных образовательных программ

Документы, регламентирующие текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся ОО, установление их форм, периодичности и порядка проведения, а также сроки ликвидации академической задолженности обучающихся

(кроме дошкольных образовательных организаций)

Документы, регламентирующие поощрение обучающихся ОО за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности

принимается при поощрении обучающихся ОО

Документы, регламентирующие индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в ОО

(кроме дошкольных образовательных организаций)

Документы, регламентирующие проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в ОО

Документы, регламентирующие организация и проведение научных и методических конференций, семинаров в ОО

Порядок проведения проверок Рособрнадзором

Веденина Е. Л., эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

С 29 июля начал действовать Административный регламент исполнения Рособрнадзором государственной функции по осуществлению надзора в области образования.

Права и обязанности сторон

Из обширного перечня прав контролеров, установленного Регламентом, отметим самые важные.

Например, специалисты Рособрнадзора вправе:

– составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях;

– посещать организацию в порядке, установленном законодательством, при предъявлении копии приказа Рос­обрнадзора о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);

– наблюдать за ходом образовательного процесса;

– беседовать с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке. Беседы с несовершеннолетними лицами проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).

При этом проверяющие обязаны:

– проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Рособрнадзора о проведении проверки, а также копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры в случаях, когда такое согласование предусмотрено Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

– не препятствовать уполномоченному представителю организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

– предоставлять уполномоченному представителю организации, присутствую­щему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

Видео (кликните для воспроизведения).

– не требовать от организации документов и иных сведений, представление которых не предусмотрено законодательством;

– перед началом проведения выездной проверки по просьбе уполномоченного представителя организации ознакомить его с положениями Регламента.

Что касается проверяемой организации, то, прежде всего, она обязана обеспечить присутствие своих уполномоченных представителей при проведении проверок. Они вправе:

– получать от должностных лиц Рособр­надзора информацию, которая относится к предмету проверки;

– знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении и согласии или несогласии с ними;

– представить в Рособрнадзор в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты, когда получен акт проверки;

– обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора, в административном и (или) судебном порядке.

Уведомление организации о начале проверки

О проведении плановой проверки Рособрнадзор обязан уведомить организацию не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения.

Проверяемому лицу направляется копия приказа Рособрнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

О проведении внеплановой выездной проверки контролеры обязаны уведомить организацию не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Сделать это они могут любым доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Сроки проведения проверки

Срок проведения каждой из проверок (как документарной, так и выездной) не может превышать 20 рабочих дней.

При проверке организации, которая ведет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, указанные сроки устанавливаются отдельно по каждому филиалу, представительству. При этом общий срок проведения проверки указанной организации не может превышать 60 рабочих дней. В отношении одной организации плановая проверка может быть проведена Рособрнадзором не чаще одного раза в три года.

Плановая проверка в отношении образовательного учреждения, реализующего основные общеобразовательные программы (дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования), может быть проведена не чаще одного раза в два года.

Виды проверок

Теперь рассмотрим, какие проверки могут проводиться.

Документарная проверка

Предмет документарной проверки – сведения, содержащиеся в документах организации, а также размещаемые ею на своем официальном сайте в интернете.

Для проведения документарной проверки контролеры могут направить в организацию мотивированный запрос о представлении документов и материалов.

К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа Рособрнадзора о проведении документарной проверки.

Запрос может быть направлен любым доступным способом (по почте, в электронном виде).

Организация обязана выполнить требования, отраженные в запросе, в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Указанные в запросе документы представляются в Рособрнадзор в виде копий, заверенных подписью уполномоченного представителя организации и печатью организации (нотариальное заверение не требуется). Также можно представить документы в электронном виде, подписав их электронной подписью.

Выездная проверка

Специалисты, уполномоченные на проведение проверки, в соответствии с планом-заданием:

– запрашивают у уполномоченных должностных лиц организации материалы и документы, а также устные и письменные объяснения;

– проводят беседы с работниками организации, обучающимися, воспитанниками, их родителями (законными представителями) по вопросам проверки.

По завершении выездной проверки председатель комиссии производит запись о проведенной проверке в имеющемся в организации журнале учета проверок. Если такой журнал отсутствует, в акте проверки делается об этом соответствующая запись.

Внеплановая проверка

Рособрнадзор может рассмотреть вопрос о целесообразности проведения внеплановой проверки организации, в частности, в следующих случаях:

– отчет от организации о выполнении предписания контролеров в установленный срок не поступил;

– отчет поступил, но из него невозможно установить, исполнено предписание или нет.

Если предписание не исполнено в установленный срок, то дополнительно рассматриваются следующие меры:

– возбуждение дела об административном правонарушении;

– приостановление действия лицензии организации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиалов, места осуществления образовательной деятельности на срок не более шести месяцев;

– направление информации о неисполнении предписания учредителю организации, в Генеральную прокуратуру РФ или прокуратуру субъекта РФ.

Оформление результатов

По итогам проверки составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

В Регламенте подробно перечислены обязательные реквизиты акта проверки. Сказано, что в случае отсутствия уполномоченного представителя организации, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении (об отказе в ознакомлении) с актом проверки он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, хранящемуся в деле соответствующего управления Рособрнадзора.

При проверке, проводимой с согласия прокуратуры, копия акта направляется, в том числе, в орган прокуратуры.

К акту проверки прилагаются: экспертные заключения, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников организации и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

При документарной проверке второй экземпляр акта с копиями приложений направляется по почте в организацию с уведомлением о вручении или передается под расписку уполномоченному представителю организации. Если второй экземпляр акта проверки был передан под расписку уполномоченному представителю организации, то копия акта проверки направляется в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Обратите внимание: Регламент не предусматривает направление организации экземпляров акта проверки (его копии) в электронном виде.

Не позднее 10 рабочих дней после завершения проверки готовится отчет о проверке, который в течение трех рабочих дней согласовывается с начальником управления и в течение следующих трех рабочих дней подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора.

При отсутствии выявленных нарушений в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовится письмо управления о невыявлении нарушений, которое направляется по почте в организацию (по согласованию с организацией оно может быть направлено в форме электронного документа).

Если выявлены нарушения, то в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовится проект предписания. В нем указывается срок устранения нарушений, не превышающий шести месяцев.

Предписание подписывает руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора. Документ направляют в организацию почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Помимо выдачи предписания в зависимости от вида нарушения контролеры могут:

– составить протоколы об административных правонарушениях, возбудить дело об административном правонарушении;

– направить информацию в другой соответствующий государственный орган, в компетенцию которого входит работа с этим нарушением (включая правоохранительные органы, прокуратуру субъекта РФ по местонахождению организации). Соответствующие письма-уведомления направляются в проверяемую организацию.

Организация, получившая предписание, должна исполнить его в установленный в нем срок и представить в Рособр­надзор отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих это.

Как обжаловать действия чиновников

Уполномоченные представители организации, заинтересованные лица имеют право на обжалование действий (бездействия) специалистов Рособрнадзора, а также решений, принятых ведомством, в досудебном порядке.

Обжалование производится: вышестоящему должностному лицу; руководителю (заместителю руководителя) Рособрнадзора; министру (заместителю министра) образования и науки РФ.

Жалоба подается в письменной форме или в виде электронного документа.

Пожаловаться устно и письменно можно на личном приеме у уполномоченных должностных лиц Рособрнадзора. В случае если изложенные в устной жалобе факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, то ответ на нее с согласия заявителя жалобы может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ. Письменный ответ на жалобу направляется заявителю не позднее 30 рабочих дней со дня регистрации жалобы в Рособрнадзоре. В исключительных случаях срок ответа может быть продлен не более чем на 30 рабочих дней с уведомлением заявителя.

Административный регламент определяет права и обязанности чиновников Рособрнадзора при проверках образовательных учреждений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *