Проверка заработной платы в школе

Классным руководителям будут с 2020 платить 5 тысяч рублей

Оплата труда школьных учителей и других педагогов всегда оставалось актуальной проблемой общегосударственного масштаба. В последнем ежегодном послании к Федеральному собранию Президент подчеркнул, что теперь в каждом регионе страны доплата классным руководителям с сентября 2020 будет начисляться из госбюджета. Размер доплаты составит 5 000 рублей. Кроме того местные власти обязаны сохранить и те выплаты, которые полагались занятым лицам до введения «президентской добавки».

Принцип формирования зарплаты педагога

Новая система оплаты труда или НСОТ действует в России с 01.12.2008 года. Согласно этой схеме за выполнение трудовых обязанностей учитель получает заработную плату, которая состоит из оклада, компенсационных начислений и стимулирующих платежей.

Установление оклада зависит от квалификационного уровня. Надбавки компенсационного характера положены за:

  • труд во вредных для здоровья условиях, а также в местностях со сложной климатической обстановкой (например, повышающие коэффициенты за работу на Крайнем Севере);
  • работу во внеурочное время;
  • одновременное выполнение обязанностей по нескольким различным направлениям, совмещение должностей.

Важно! Минимальная ставка оклада не может быть меньше показателя МРОТ, закрепленного в конкретном субъекте РФ.

К основаниям, которые дают право на материальную компенсацию, относится также выполнение работником дополнительных трудовых функций — классное руководство (далее сокращ. КР) и руководство методическим объединением, заведование школьными кабинетами и другие.

Последний блок — это стимулирующие премии и надбавки. Такая форма мотивации отличается нерегулярным характером, а проценты и ставки премирования назначаются по усмотрению руководства школы.

Порядок расчета полагающейся суммы

Для того, чтобы подсчитать учительскую зарплату, нужно выполнить несколько шагов. Первое — определение размера оклада. Он устанавливается согласно соглашениям, коллективным договорам и локальным нормативным источникам. Затем эту базовую величину необходимо умножить на суммарное значение всех повышающих индексов. В число последних входят возмещение за загрузку, количество школьников, присвоенная квалификационная категория, заведование кабинетом и исполнение обязанностей наставника группы учеников.

В итоге получается следующая формула:

ЗП = БО× (1 + S),

где БО — это базовый оклад работника,

S – сумма всех повышающих показателей.

Стимулирующая составляющая подсчитывается в баллах, которые имеют закрепленную цену. За каждое профессиональное достижение педагог получает определенное количество условных единиц, которые затем переводятся в деньги. Стоимость одного балла определяется администрацией образовательного учреждения.

Применение возмещений за классное руководство

Воспитатель школьников выполняет целый ряд функций, которые напрямую не связаны с преподаванием. Именно поэтому такая деятельность поощряется дополнительно. В 2014 обязанность финансирования этой мотивации перешла к региональной власти.

Однако объемы региональных добавок непосредственно зависят от возможностей местной казны. Многие регионы могли и начисляли учителям премии и до того, как государство обязало их делать это. Но существуют и дотационные республики, края и области, где невозможно обойтись без государственной помощи. В таких местностях используют дифференцированный метод. Этот подход подразумевает определение доплат исходя из общего количества учеников, фактического числа детей, посещающих занятия, и нагрузки на педагога.

Важным условием, соблюдение которого необходимо классным кураторам для получения повышенной зарплаты, — наполняемость классов. Ее значение должно быть не ниже показателя, предусмотренного для конкретного типа образовательного учреждения.

Изменения при выплате премий в 2020

Президент 15.01.2020 анонсировал ряд нововведений, затрагивающих социальные, трудовые и материальные гарантии отдельных категорий населения. Для работников образовательной сферы важной новостью стало то, что Путин подписал указ о начислении наставникам школьных классов ежемесячной добавки в размере 5000 рублей.

Текст президентского поручения доступен на официальном сайте Кремля. Документ представлен в форме списка указаний, выполнение которых позволит реализовать пункты Послания. Упоминание о поощрении классным руководителям содержится в п. 4 е) Перечня Пр-113.

Суть инициативы Президента

Согласно указаниям гаранта Правительство должно разработать проект нормативного акта для урегулирования начисления выплат педагогическому составу в муниципальных образовательных структурах и образовательных госорганизациях. Основание для доплаты — осуществление работником функций по КР.

Срок для исполнения президентского поручения — 1.07.2020, а увеличенные зарплаты в МО и государственных учреждениях учителя смогут получать уже с наступлением нового учебного года, то есть с 01.09.2020.

Важно! Средства для реализации поручения Президента будут выделяться из федеральной казны, однако регионы и в дальнейшем продолжат финансировать выплачиваемые ими добавки к учительским зарплатам.

Сумма поддержки

В перечне указаний Путина не указано точных объемов прибавки, но при этом обозначен минимальный размер поощрения. Руководители детского коллектива должны дополнительно получать за свою работу не меньше, чем пять тысяч рублей. Ожидается, что в экономически развитых субъектах Федерации власти смогут премировать учителей сверх предусмотренного минимума.

Выплата будет начисляться ежемесячно за весь период выполнения педагогом функций по курированию класса.

Вопрос:

Как оформить федеральную доплату к зарплате?

Ответ:

Для того чтобы получить деньги, педагогическим работникам не нужно собирать отдельный пакет документов или писать заявления. Бухгалтерия будет проводить начисления автоматически вместе с основной зарплатой, учитывая сведения, представленные отделом кадров.

Готовность регионов

В своем выступлении Путин акцентировал внимание на том, что начало выплат федеральных прибавок не повлияет на региональную материальную поддержку. Все действующие поощрения учителей должны быть сохранены. Однако педколлективы опасаются, что на практике ситуация может сложиться несколько иначе. Например, недавно появилась информация, о том, что в учебных заведениях Перми с введением федерального поощрения за КР планируют сократить добавки за ведение электронных дневников с 3,8 до 1,8 тыс. Это значит, что работники сферы образования в конечном итоге могут не почувствовать анонсированное повышение.

В то же время вице-премьер Голикова заявила, что государство уже готово выделить около 25 млрд. рублей для реализации плана по предоставлению денежной поддержки. В Правительстве подсчитали, что за КР в этом году нужно вознаградить около 838 тыс. представителей педагогического коллектива. В 2021 и 2022 году объемы финансирования могут достигнуть приблизительно 74 млрд.

Краснодарский край

В некоторых субъектах федерации инициативу не только поддержали, но и активно внедряют. На Кубани учителям-воспитателям обещают 9000 премии ежемесячно: 5000 — из госбюджета, остальное – за счет краевой казны. При этом на 4000 прибавки педагоги Краснодарского края могут рассчитывать с 01.01.2020. Для этих целей уже успели предусмотреть 2 млрд. из региональных ресурсов.

Якутия

В Якутии премии за руководство классом составляют от 900 до 4500 рублей. Конкретные суммы зависят от стажа работы и других факторов. Наиболее незащищенными финансово остаются молодые специалисты. Однако после 1 сентября ситуация сможет улучшиться за счет государственных дотаций.

Башкирия

В Башкирии за курирование классной группой обещают добавить почти 8000 рублей. Повышение будет доступно после применения уральского коэффициента и при частичном финансировании с республиканского фонда.

Москва

В столице педагогам начисляют премии в повышенном объеме. Еще в 2018 году мер Москвы своим указом обеспечил учителей-наставников ежемесячной доплатой в объеме 12,5 тыс. рублей. А в сентябре текучего года работники образования получат еще и федеральную прибавку.

Заключение

С 01.09.2020 российским учителям гарантированно будут начислять 5000 за выполнение полномочий классного куратора. При этом продолжат действовать и региональные дотации. В отдельных субъектах Российской Федерации выплаты повысят за счет местного финансирования и применения региональных коэффициентов.

Как оплачивается проверка школьных тетрадей?

Ответ на эти вопросы следует искать в Инструкции о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях, вспомогательных школах (школах-интернатах), учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25 ноября 2004 года № 70 (далее — инструкция).
Проверка школьных тетрадей относится к дополнительному контролю учебной деятельности учащихся. Туда же включается проведение учителями работы по проверке знаний учащихся с применением дифференцированных и индивидуальных форм и использованием современных технологий. Дополнительный контроль осуществляется по отдельным учебным предметам, за исключением таких дисциплин, как музыка, трудовое обучение, физкультура, допризывная и медицинская подготовка и т.д. Обязательное условие — дополнительный контроль проводится за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами.
Согласно инструкции, для определения оплачиваемых часов дополнительного контроля в общеобразовательных учреждениях на один класс учащихся первой ступени общего среднего образования устанавливается в среднем два часа в неделю, а на один класс учащихся второй и третьей ступеней общего среднего образования — в среднем два с половиной часа в неделю. Каждому учителю в зависимости от преподаваемых им учебных предметов устанавливается не менее 0,5 и не более 2 оплачиваемых часов в неделю из расчета на ставку, исходя из установленной нормы часов преподавательской работы, которая сегодня равна 18 часам в неделю.
Объем часов дополнительного контроля определяется каждому учителю, выполняющему эту работу, пропорционально объему преподавательской работы, установленной по соответствующему учебному предмету.
Ежегодно по состоянию на 1 сентября руководством учебного заведения устанавливается перечень учебных предметов, по которым должен осуществляться дополнительный контроль, а также распределяются объемы часов дополнительного контроля между учителями. При этом учитывается уровень сложности, новизны применяемых форм контроля учебной деятельности учащихся.
Оплата часов дополнительного контроля производится так же, как и часов преподавательской работы учителя. При этом учитываются образование педагога, стаж его работы по специальности и квалификационная категория.
Поэтому, уважаемая Нина Ивановна, оплата дополнительного контроля зависит в первую очередь от установленной нормы часов преподавательской работы. Вам установлена норма — 16 часов в неделю. Путем проведения несложных арифметических расчетов легко установить максимальное количество часов в неделю, которое вам должно оплачиваться, — 1,8 часа. Законодательством не установлена зависимость оплаты труда за проверку тетрадей от их количества. В то же время руководителю учебного заведения предоставлено право ежегодно распределять между учителями объемы часов дополнительного контроля. Поэтому он может установить каждому учителю определенное количество оплачиваемых часов с учетом численности учеников в классе.
Редакция «Народной газеты» благодарит заместителя министра образования Республики Беларусь Казимира Фарино за консультационную помощь, оказанную при подготовке материала.

Присылайте ваши правовые вопросы на e-mail jurist@ng.by или на почтовый адрес редакции с пометкой «Ваше право».
Ответы на наиболее актуальные вопросы будут опубликованы в «НГ».

В предыдущей консультации мы касались вопроса определения размера основных составляющих зарплаты педагогических работников, которые устанавливаются во время тарификации. А сейчас рассмотрим особенности определения размера доплат педработникам за заведование учебными кабинетами и другими помещениями, которые используются в учебном процессе.

Доплата за заведование учебными кабинетами

Доплата за заведование учебными кабинетами в размере 10–13 % должностного оклада (ставки заработной платы), порядок установления которой определен в п. 41 Инструкции, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее – Инструкция № 102), может быть назначена как учителям, так и другим работникам общеобразовательных заведений. Каких-либо ограничений по этому вопросу для руководящих работников не установлено. Этому есть подтверждение в письме МОНмолодежьспорта от 08.09.11 г. № 1/12-4832.
Конкретный размер этой доплаты устанавливается руководителем учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом, а руководителю – по решению МОН – для образовательных учреждений, которые финансируются из госбюджета, и по решению соответствующих вышестоящих органов управления – для образовательных учреждений, которые финансируются из местных бюджетов (абзац второй пп. 5 п. 4 приказа МОН от 26.09.05 г. № 557, письмо МОН от 25.09.13 г. № 1/9-667).
Относительно базы начисления доплаты отметим следующее. По приведенным выше нормам это должностной оклад (ставка зарплаты). Означает ли это, что доплата может устанавливаться или к ставке, или к окладу, а не к одной и другой из этих составляющих зарплаты одновременно? Скорее всего, да. Но это только наше предположение.
Нормы относительно установления надбавки учителям понятны: это только ставка зарплаты, определенная в графе 8 тарификационного списка (далее – ТС). А вот что касается других педагогических работников, например директора, который занимается преподаванием, то ему в графе 8 ТС установлена ставка с повышением, а в штатном расписании – должностной оклад. Считаем, что в таком случае доплату за заведование кабинетом следует начислять на «учительскую» ставку, указанную в ТС. Однако опять-таки это только наше мнение.
И если будет использован другой подход, например, доплата будет начислена и к ставке, и к окладу на тех основаниях, что работа по заведованию кабинетом влечет за собой выполнение в более короткое время как работы на должности директора, так и работы по преподаванию, и с учетом отсутствия конкретизации относительно базы начисления в нормативном документе, это не будет нарушением. Поэтому в таком случае главное – обеспечение финансовыми ресурсами на оплату труда учебного заведения.
Ситуация может сложиться и так, что директор школы будет выполнять работу заведующего кабинетом, не проводя каких-либо занятий. Ведь нормы п. 7 Положения об учебных кабинетах общеобразовательных учебных заведений, утвержденного приказом МОН от 20.07.04 г. № 601 (далее – Положение № 601), которое касается руководства учебным кабинетом, не содержат обязательного требования относительно выполнения работы по заведованию кабинетом учителями соответствующей специальности, которые проводят занятия в этом кабинете.
Нет такой нормы и в Положении об учебных кабинетах по естественно-математическим предметам общеобразовательных учебных заведений, утвержденном приказом МОН от 14.12.12 г. № 1423. Это означает возможность назначения заведующим кабинетом педагогического работника любой специальности (письмо МОН от 20.03.13 г. № 1/11-5726).
Исключение составляют правила назначения заведующего кабинетом информатики и информационно-коммуникационных технологий. Так, согласно п. 6.6 Положения о кабинете информатики и информационно-коммуникационных технологий обучения общеобразовательных учебных заведений, утвержденного приказом МОН от 20.05.04 г. № 407, заведующий назначается из числа учителей, которые имеют соответствующее образование и проводят занятия в этом кабинете.
Следовательно, если директор без педнагрузки с учетом приведенных выше норм будет заведовать тем или иным учебным кабинетом, логично установить доплату за выполнение этой работы к его должностному окладу.
Обратим внимание еще и на тот факт, что законодательством никаких ограничений количества кабинетов, за заведование которыми устанавливается доплата, не предусмотрено. Так, согласно нормам п. 3.3 Положения № 601 кроме указанного в нем перечня предметов и направлений функционирования, по которым создаются кабинеты, могут создаваться и другие кабинеты согласно условиям и нуждам заведения. Например, в перечень кабинетов, заведование которыми оплачивается, может быть отнесен школьный музей. Его можно квалифицировать как кабинет, посвященный истории школы, с установлением соответствующей доплаты заведующему музеем. Нормы относительно установления количества оплачиваемых кабинетов органом управления образованием в районе или городе Инструкция № 102 также не содержит.

Доплата за заведование другими помещениями, которые используются в учебном процессе

За заведование спортивными залами дополнительная оплата осуществляется только учителям в фиксированном размере – 10 % ставки зарплаты. Вместе с тем, как и относительно доплаты за классное руководство, Инструкция № 102 не содержит требования относительно корректировки размера доплаты в зависимости от того, соблюдена ли норма педагогической нагрузки 18 ч в неделю.
Доплата за обслуживание техники в кабинетах информатики и информационно-коммуникационных технологий устанавливается учителям и другим педагогическим работникам в размере 5–10 % должностного оклада (ставки зарплаты). Конкретный ее размер определяется руководителем заведения по согласованию с профсоюзным комитетом (п. 41 Инструкции № 102).
Вероятнее всего, здесь базой начисления будет определена в графе 8 ТС ставка зарплаты учителя или другого педагогического работника, который проводит занятие в этом кабинете. Хотя возможность установления доплат в процентах к должностному окладу, предусмотренная приведенной выше нормой, наверное, означает возможность начисления доплаты и к ставке, и к должностному окладу, если речь идет о выполнении этой работы другим педработником – не учителем.
Вместе с тем Инструкция № 102 не предусматривает зависимости назначения этой доплаты от того, получает ли учитель (другой педработник), который преподает курс «Основы информатики и вычислительной техники», доплату за заведование кабинетом информатики и информационно-коммуникационных технологий. Это два разных вида доплат, на которые имеет право учитель (другой педработник) в случае выполнения работы по заведованию этим кабинетом и по обслуживанию техники в нем. Такой вывод подтвержден в совместном письме МОН и Профсоюза работников образования и науки от 05.02.09 г. № 1/9-82, от 06.02.09 г. № 02-8/56.
Заметим: как свидетельствуют приведенные выше нормы, доплата за обслуживание техники может быть установлена не только учителю информатики, а и учителям по другим дисциплинам, если на них возложено обслуживание вычислительной техники в кабинетах информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Доплата за обслуживание техники прямо не предусмотрена в форме Тарификационного списка, поэтому целесообразно привести ее размер в графе 25 этой формы.
Доплата за заведование комнатой хранения оружия, стрелковым тиром устанавливается учителям в размере 10 % от ставки зарплаты. Если и комната хранения оружия и стрелковый тир общеобразовательного учебного заведения включены в перечень кабинетов, заведование которыми подлежит оплате, как отдельные единицы, то преподаватель допризывной подготовки имеет право на доплату в размере 10 % за каждый из этих кабинетов. Эта доплата также может быть отражена в графе 25 ТС.
Доплата за заведование учебно-опытными участками (теплицами, парниковыми хозяйствами) осуществляется учителям (п. 43 Инструкции № 102):

· в общеобразовательных учебных заведениях I–II ступеней – в размере 10 % ставки зарплаты;

· общеобразовательных учебных заведениях I–III ступеней – в размере 13 % ставки зарплаты. Доплата осуществляется только при наличия участка размером не менее 0,5 га в течение 9 месяцев, а при наличии теплицы или парникового хозяйства – в течение всего года, независимо от того, есть ли при школе учебно-опытный участок.

Доплата в размере 15–20 % ставки зарплаты за заведование каждой мастерской устанавливается учителям и другим педагогическим работникам, которые проводят учебные занятия по трудовому обучению. Конкретный размер доплат устанавливается руководителем учебного заведения по согласованию с профкомом. За заведование комбинированной мастерской (по обработке металла и древесины, оборудованную в одном помещении) устанавливается доплата в фиксированном размере 20 % ставки зарплаты.
За выполнение обязанностей мастера учебных мастерских, в которых проводятся занятия по обслуживающим видам труда (обработка ткани, кулинария), доплата осуществляется как за одну мастерскую, независимо от того, в скольких помещениях она расположена. В случае необходимости допускается разделение одной доплаты за выполнение обязанностей мастера учебных мастерских между двумя учителями трудового обучения (п. 44 Инструкции № 102).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *