Психолого педагогическое образование

Будущие студенты факультетов психологии, а также те, кто уже получил высшее образование по специальности «Педагог-психолог», начинают размышлять о том, что предусматривает выбранное ими направление деятельности. Это связано с тем, что сфера психологии подразумевает много разнообразных областей. Чтобы выбрать действительно подходящее профессиональное направление будущей деятельности, которое будет приносить удовольствие, необходимо обладать как можно большим количеством информации о том, что входит в обязанности такого рода специалиста, где он может работать, какими качествами должен обладать, где получить соответствующее образование.

Общие сведения

Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души. С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии.

Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ». Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы.

Преимущества профессии:

  • Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
  • Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
  • Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.

Недостатки профессии:

  • Размер оклада у начинающего специалиста;
  • Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
  • Коммерческая сфера не развита в России.

Обязанности

Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:

  • Проведение работ по сохранению психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учебных заведениях;
  • Участие в охране прав в соответствии с «Конвенцией по охране прав ребёнка»;
  • Проведение анализа факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие личности учащихся и воспитанников, а также принятие мер по оказанию различного рода психологической помощи;
  • Составление психолого-педагогических заключений на основании материалов исследовательских работ;
  • Оказание психологической поддержки творчески одарённым детям;
  • Ведение документации по установленной форме;
  • Осуществление работы по устранению проблем в развитии личности;
  • Проведение различных социально-психологических тренингов;
  • Консультирование и оказание психологической помощи сотрудникам учреждений;
  • Проведение занятий по профилактике социальной дезадаптации.

Место работы

В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.

Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:

  1. Психологическая консультация в школьных и дошкольных учреждениях.
  2. Медицинский вид психологических консультаций.
  3. Преподавание психологии.
  4. Деятельность в службе работы с кадрами.

В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:

  • Дошкольных и образовательных (школы, техникумы, ВУЗы) заведениях;
  • Медицинских учреждениях (реабилитационные центры) и сфере здравоохранения (детские больницы, санатории);
  • Социальных службах (центры социальной защиты, приюты для бездомных и др.) и правоохранительных органах (полиция, воспитательные колонии и др.);
  • На предприятиях в любой сфере человеческой деятельности, где работа сотрудников подразумевает наличие психологически-эмоциональных нагрузок;
  • В специальных подразделениях, созданных Министерством по чрезвычайным ситуациям;
  • Предоставление индивидуальных профессиональных услуг в частных кабинетах.

Важные качества

Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.

Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя. Из этого следует, что к личным качествам относится:

  • Богатый лексический запас;
  • Знание литературы, истории, искусства;
  • Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.

Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:

  • Гуманитарный и аналитический склад ума;
  • Воспитанность и тактичность;
  • Гуманность и деликатность;
  • Уравновешенность и спокойствие;
  • Учтивость и вежливость;
  • Общительность и умение располагать к себе человека;
  • Человеколюбие;
  • Наблюдательность и проницательность;
  • Обладать даром убеждения.

Обучение

Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».

Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:

  • Русский язык;
  • Математика (базовый уровень);
  • Биология (профильный предмет).

Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.

Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:

  1. «Психология личности и группы».
  2. «Формирование педагогической деятельности».
  3. «Психология развития».
  4. «Психологическое сопровождение педагогического процесса».

Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:

  • Общая психология;
  • Психология управления;
  • Психодиагностика;
  • Индивидуальная и социальная психология;
  • Психологическое консультирование;
  • Возрастная психология;
  • Социальный и психологический тренинги;
  • Социальная педагогика.
  • Теория и методика обучения и воспитания;
  • Психология в коммерции и образовании;
  • Менеджмент организации;
  • Управление персоналом;
  • Конфликтология;
  • Иностранный язык.

Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.

Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:

  • Московский социально-педагогический институт (средний балл ЕГЭ – 56.8, стоимость обучения 110 тыс. руб. в год);
  • Московский городской педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 72.12, стоимость обучения 199,6 тыс. руб. в год);
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (средний балл ЕГЭ – 67.07, стоимость обучения 138,7 тыс. руб. в год);
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет
  • (средний балл ЕГЭ – 62.5, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
  • Уральский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 63.81, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
  • Новосибирский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 61.73, стоимость обучения 87 тыс. руб. в год);
  • Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (средний балл ЕГЭ – 63.10, стоимость обучения 95,3 тыс. руб. в год).

Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.

Заработная плата

Средний оклад педагога-психолога по РФ составляет 31 000 руб. В зависимости от региона и места работы данная цифра может изменятся.

Минимальная зарплата – 15,4 тыс. руб. Максимальный заработок в месяц – свыше 100 тыс. руб. и выше.

Средний оклад по должностям представлен ниже:

К заработной плате могут добавляться надбавки:

  1. За высшее образование – 10%.
  2. За специфику работы – 20%.

Казалось бы, где может работать педагог-психолог: школа или детский сад, и третьего не дано. Но, если поразмыслить, всё гораздо интереснее. Что именно? Давайте узнаем!

Мест, где и вариантов, кем может работать педагог-психолог множество.

Начать имеет смысл всё-таки с основных, поскольку именно с этими профилями чаще всего и будет связана работа.

Где может работать педагог-психолог?

Классических вариантов его работы несколько:

  • Детский сад. Классика жанра для первого трудоустройства. Где может работать педагог-психолог как не в детском саду. На должность возьмут даже в том случае, если опыта нет совсем. Оклад невысокий, но меньше бумажной волокиты и больше реальной работы. Да и возиться с дошколятами всегда весело, хотя и не менее ответственно.
  • Школа. Сразу после диплома возьмут менее охотно, но шансы велики. Со школьниками работать сложнее, прежде всего, в силу разных возрастов, включая «любимый» — переходный. И количество отчетности может свести с ума: чаще всего заполнения бумаг гораздо больше непосредственной работы с детьми.
  • Средне-специальные учебные заведения и вузы. В отношении мест, где может работать педагог-психолог — это (за редким исключением) самая легкая «участь»: в большинстве своем в этих заведениях учатся практически сформировавшиеся личности. Если в школах необходима прямая, индивидуальная работа с большим количеством детей, то здесь – частные случаи. Но если таковые будут – то сложные.
  • Детские дома. Сложно сказать, насколько полезно именно здесь начинать работать педагогом-психологом. С одной стороны, практика, после которой не страшно уже ничего. С другой стороны, нервы должны быть как канат: каждый воспитанник – это переломанная душа. В работе с психологом он видит заботу, внимание – и привязывается. Или же – наоборот, выражает настолько ярый протест, что попросту опускаются руки. Очень сложно сохранить непредвзятость, не выбрать любимчика. Это другие дети.
  • Детские поликлиники. Кем может работать педагог-психолог здесь? Его ждут на должность медицинского психолога. Теоретически, требуется специальность «Клиническая психология», но во многих поликлиниках этот момент «обходят», и на вакансии может работать педагог-психолог. Не очень охотно берут вчерашних студентов, но если речь идет о провинциальных городах – шансы есть. Работа и с детьми, и с родителями, и, что немаловажно, с персоналом поликлиники.
  • Службы патронатного воспитания. Работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, собственно поиск (и суровый отбор) новых родителей, передача ребенка и мониторинг его жизни в новой семье. Сложная и интересная занятость, но пробиться в патронатную службу можно строго с опытом, без исключений.
  • Частная практика. В профессии психолога такая возможность конечно же есть. Это работа и с детьми, и с их родителями/опекунами. Но чтобы начать подобную деятельность, нужен опыт, опыт и еще раз опыт. Во-первых, непосредственно для того, чтобы быть опытным психологом. А во-вторых, если в школах выбора нет, психолог один, то частных психологов – предостаточно. Будучи молодым и неопытным специалистом, очень сложно привлечь клиентов и сформировать базу. Даже реклама здесь плохой помощник. Однако, из всех вышеперечисленных – самый финансово выгодный вариант.
  • Это основные направления, но существуют еще и другие места, где может работать педагог-психолог – это, например, центры детского творчества, центры помощи семьям, всевозможные психологические кружки. Можно пойти работать няней.

Кем может работать педагог-психолог?

Существует масса учреждений и организаций, не имеющих отношения к детям, но где можно работать педагогу-психологу. Вот лишь малая толика:

  • Кадровые агентства. В объявлениях обычно настаивают на опыте хотя бы от года, но в качестве компенсации опыту в данной сфере вполне подойдёт диплом психолога. В чисто профессиональном плане (что достигается не дипломом, так опытом) кадровик должен быть психологом, поэтому шансов устроиться в такое агентство немало.
  • Организациям, крупным и не очень, занимающимися услугами или производством, положено иметь в штате как минимум одного психолога. Поскольку руководство частенько относится к этой вакансии с толикой сарказма и закрывает эту вакансию, чтобы просто закрыть, шанс устроиться велик.
  • Тимбилдер, вот кем еще может работать педагог-психолог. По сути тот же детский психолог-педагог, тот же психологический кружок, но «дети» постарше и направление несколько отличается. Адаптация сотрудников в коллективе, организация совместного досуга и тренингов и – буквально – построение команды, работающей как единый механизм. Модное веяние, уже успевшее прижиться на многих предприятиях. В какие-то из них можно просто звонить и предлагать услуги такого рода (разовые или с оформлением в штат), аргументируя тем, что сплоченная работа – всегда двойная прибыль предприятия.

И напоследок, педагог-психолог может работать в любой сфере, требующей прямого контакта с людьми. На вакансию того же менеджера дипломированного психолога оторвут с руками.

Специальность «Психолого-педагогическое образование» (бакалавриат)

Степень: Академический бакалавр. Прикладной бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Биология — профильный предмет, по выбору вуза

На основании результатов ЕГЭ приемная комиссия будет проводить отбор студентов по выбранному направлению.

Психолого-педагогическое направление образования считается одним из самых престижных направлений на сегодняшний день. Данное направление обучает не только психологическим и педагогическим навыкам, но и предоставляет возможность получать знания в области менеджмента и управления персоналом. Изучение иностранного языка в период обучения поможет подобрать работу в иностранных фирмах, а так же открыть свое дело за рубежом.

Описание подготовки

Данная программа формирует у студентов знания по следующим направлениям:

  • психология личности и группы;
  • психология развития;
  • организация педагогической деятельности,
  • психологическое сопровождение педагогического процесса.

Виды деятельности будущего психолога-педагога

К основным видам дейятельности можно отнести:

  • воспитательную;
  • научно-исследовательскую;
  • диагностическую.

Студенты вовлечены в научную и исследовательскую работу кафедры на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях.

Микроуровень включает в себя проблемы индивидуальной психологической помощи, адаптации к социуму, проблемы развития человека в организациях своего района.

Мезоуровень: проблемы развития человека в муниципальных и межрегиональных организациях.

Макро- и мегауровень: проблемы человека в общегосударственных и международных организациях.

Вы также можете более подробно ознакомиться с описанием профессии «Психолог».

Овладение профессиональными компетенциями, навыками и умениями

Окончив полный курс обучения, студенты получают следующие навыки: организаторские способности, коммуникативность, конструктивность, диагностические способности, взаимодействие с разными детьми и коллективами детей, психологическая оценка личности ребенка, оценка эффективности воспитательного процесса.

Основными предметами при изучении специальности являются:

  • Общая психология;
  • Психологическое консультирование;
  • Возрастная психология;
  • Индивидуальная и социальная психология;
  • Психодиагностика;
  • Социальный и психологический тренинги;
  • Психология в коммерции и образовании;
  • Управление персоналом;
  • Менеджмент организации;
  • Иностранный язык;
  • Психология управления;
  • Теория и методика обучения и воспитания;
  • Конфликтология;
  • Социальная педагогика.

Данные предметы считаются лишь основными, также существует множество общеобразовательных дисциплин, тренингов и специальных курсов для более полного овладения студентом всеми возможными знаниями и навыками по данному направлению.

Сроки обучения

Очная форма – 4 года, заочная форма – 5лет. Так же возможна сокращенная программа на заочной форме обучения – 3,5 года (обязательно наличие средне-профессионального или высшего образования в педагогике или медицине).

Профессиональная деятельность: кем работать

После освоения выбранной специальности можно работать в следующих сферах: здравоохранение, социальная работа, культура.

Объектами профессиональной деятельности бакалавра психолога-педагога являются:

  • воспитание и обучение детей,
  • личностное развитие,
  • психолого-педагогическое сопровождение,
  • здоровье,
  • социальное сопровождение родителей обучающихся,
  • социализация.

Выпускник осуществляет такие виды деятельности, как:

  • психолого-педагогическое сопровождение общего и дополнительного образования,
  • воспитательная деятельность дошкольного и начального образования,
  • сопровождение детей с ограниченными возможностями, социально-педагогическая деятельность.

Для выпускников также есть возможность продолжать обучение в магистратуре.

Читайте далее:

Специальное (дефектологическое) образование (Бакалавриат)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *