Публичные функции

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ ст 5 (ред. от 27.12.2018)

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

  • О префектуре
    • Функции и задачи префектуры
    • Руководство
    • Структура
    • График приёма населения руководителями префектуры ЮАО г.Москвы
  • Наш округ
    • Об округе
    • Символика и история округа
    • Приёмные депутатов
      • Депутаты Московской городской Думы
      • Депутаты Государственной Думы Федерального собрания РФ
      • Депутаты Муниципальных Собраний
  • Управы районов
  • План мероприятий в округе
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Официально
    • Окружная газета
      • Электронная версия окружной газеты
    • Галерея
    • Пресс-служба
  • Социальная сфера
    • Новости ПФР
    • Пенсионное обеспечение
    • Государственные бюджетные учреждения в сфере досуга и спорта
      • Список государственных бюджетных учреждений в сфере досуга и спорта
      • Документы
        • Государственные задания ГБУ
        • Программа работы ГБУ на 2018 год
      • План культурно-досуговых, спортивных мероприятий
        • План работы ГБУ на 1 квартал 2018 года
        • План работы ГБУ на 2 квартал 2018 года
        • План работы ГБУ на 3 квартал 2018 года
        • План работы ГБУ на 4 квартал 2018 года
        • Отчет работы ГБУ за 1 квартал 2018 года
        • Отчет работы ГБУ за 2 квартал 2018 года
        • Отчет работы ГБУ за 3 квартал 2018 года
        • Отчет работы ГБУ за 4 квартал 2018 года
    • НКО
    • Спорт
      • Мероприятия, запланированные к проведению на территории ЮАО г.Москвы
      • Распоряжение «Об организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением на территории Южного административного округа города Москвы в 2018 году»
      • Спортивные организации ЮАО г. Москвы
      • ГТО
      • Портал открытых данных — физическая культура и спорт
      • Зимний отдых
    • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
      • Список районных комиссий
      • Законодательная база
      • Полезная информация
    • Общественные организации
      • Список общественных организаций
      • Окружной совет ветеранов
    • Национальная политика
      • Программа национальной политики города Москвы
      • Отчет о реализации программы за год
    • Патриотическое воспитание
      • Программа патриотического воспитания города Москвы
      • Отчет о реализации программы
      • Состав Штаба Юнармии
    • Призыв на военную службу
      • Информация
    • Материальная помощь
    • Земельные участки
    • Общественный совет ЮАО г.Москвы
      • Состав общественного совета
      • Список Комиссий общественного совета
    • Список учреждений социальной сферы
      • Социальная защита
        • УСЗН, районные ОСЗН, ТЦСО
        • Центр занятости
      • Здравоохранение
        • Больницы и НИИ
        • Взрослые поликлиники
        • Детские поликлиники
        • Стоматологические поликлиники
      • Образование
    • Детский отдых
    • Афиша
    • Смотр-конкурс «Город для всех»
      • Положение о конкурсе
      • Список победителей
    • Ремонт квартир ветеранам в ЮАО
  • Социальное партнёрство
    • Правовая информация и консультация трудящихся Москвы через Интернет
    • Документы
    • КОНТАКТЫ
  • Учреждения культуры, парки
  • Капитальный ремонт
    • Новости
    • Контакты
    • Документы
    • Вопрос/ответ
  • 75-ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
    • Поэтический конкурс ЮАО города Москвы «Поклонюсь я солдату…»
    • Победители поэтического конкурса ко Дню Победы «Поклонюсь я солдату…» 2020
    • Онлайн-акция к 75-летию Великой Победы «Военный фотограф. Лента памяти». Итоги
  • Строительство, реконструкция и землепользование
    • Нормативные документы
    • Госуслуги в сфере строительства
    • Строительство в округе
    • Строительство в районах
      • Бирюлёво Восточное
      • Бирюлёво Западное
      • Братеево
      • Даниловский
      • Донской
      • Зябликово
      • Москворечье-Сабурово
      • Нагатино-Садовники
      • Нагатинский затон
      • Нагорный
      • Орехово-Борисово Северное
      • Орехово-Борисово Южное
      • Царицыно
      • Чертаново-Северное
      • Чертаново-Центральное
      • Чертаново-Южное
    • Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства на территории ЮАО г. Москвы
      • 2018 год
        • Протокол № 1 от 26.01.2018
        • Протокол № 2 от 20.02.2018
        • Протокол № 3 от 29.03.2018
        • Протокол № 4 от 20.04.2018
        • Протокол № 5 от 25.05.2018
        • Протокол № 6 от 29.06.2018
        • Протокол № 7 от 07.08.2018
        • Протокол № 7 от 12.09.2018
        • Протокол № 9 от 05.10.2018
        • Протокол № 10 от 09.11.2018
        • Протокол № 11 от 11.12.2018
        • Протокол № 12 от 28.12.2018
      • 2017 год
        • Протокол № 1 от 27.01.2017г.
        • Протокол № 2 от 10.02.2017 г.
        • Протокол № 3 от 21.03.2017г.
        • Протокол № 4 от 14.04.2017г.
        • Протокол №5 от 05.05.2017
        • Протокол №6 от 23.05.2017 г.
        • Протокол №7 от 09.06.2017
        • Протокол №8 от 27.06.2017
        • Протокол №9 от 14.07.2017 г.
        • Протокол №10 от 01.08.2017 г.
        • Протокол №11 от 05.09.2017 г.
        • Протокол №12 от 22.09.2017 г.
        • Протокол №13 от 10.10.2017 г.
        • Протокол №14 от 08.11.2017
        • Протокол №15 от 08.12.2017
        • Протокол №16 от 26.12.2017
      • 2019 ГОД
        • Протокол № 1 от 15.02.2019
        • Протокол № 2 от 29.03.2019
        • Протокол № 3 от 30.04.2019
        • Протокол № 4 от 31.05.2019
        • Протокол № 5 от 02.07.2019
        • Протокол № 6 от 30.07.2019
        • Протокол № 7 от 10.09.2019
        • Протокол № 8 от 10.09.2019
        • Протокол № 9 от 27.09.2019
        • Протокол № 10 от 25.10.2019
        • Протокол № 11 от 10.12.2019
      • 2020 год
        • Протокол № 1 от 25.02.2020
        • Протокол № 2 от 03.03.2020
  • Программа реновации жилищного фонда
    • Программа
    • Переселение
    • Нормативно-правовые документы
    • Контакты
    • Как переехать в новую квартиру по программе реновации
  • Окружная комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки
    • Нормативно-правовая база
    • Состав Окружной комиссии
    • Протоколы заседаний окружной комиссии
    • Материалы публичных слушаний
      • 2020 год
        • Район Бирюлево Восточное
        • Район Бирюлево Западное
        • Район Братеево
        • Район Даниловский
        • Район Донской
        • Район Зябликово
        • Район Нагатино-Садовники
        • Район Москворечье-Сабурово
        • Район Нагатинский затон
        • Район Нагорный
        • Район Орехово-Борисово Северное
        • Район Орехово-Борисово Южное
        • Район Царицыно
        • Район Чертаново Северное
        • Район Чертаново Центральное
        • Район Чертаново Южное
      • 2019 год
        • Район Бирюлево Восточное
        • Район Бирюлево Западное
        • Район Братеево
        • Район Даниловский
        • Район Донской
        • Район Зябликово
        • Район Нагатино-Садовники
        • Район Москворечье-Сабурово
        • Район Нагатинский затон
        • Район Нагорный
        • Район Орехово-Борисово Северное
        • Район Орехово-Борисово Южное
        • Район Царицыно
        • Район Чертаново Северное
        • Район Чертаново Центральное
        • Район Чертаново Южное
      • 2018 год
        • Район Братеево
        • Район Зябликово
        • Район Даниловский
        • Район Нагатино-Садовники
        • Район Орехово-Борисово Северное
        • Район Орехово-Борисово Южное
        • Район Царицыно
        • Район Нагорный
        • Район Москворечье-Сабурово
        • Район Нагатинский Затон
        • Район Бирюлево Восточное
        • Район Бирюлево Западное
        • Район Чертаново Северное
        • Район Чертаново Центральное
        • Район Чертаново Южное
        • Район Донской
        • Актуализация Схемы теплоснабжения города Москвы на период до 2032 года
      • 2017 год
        • Район Бирюлево Западное
        • Район Бирюлево Восточное
        • Район Братеево
        • Район Даниловский
        • Район Донской
        • Район Зябликово
        • Район Москворечье-Сабурово
        • Район Нагатино-Садовники
        • Район Нагорный
        • Район Орехово-Борисово Северное
        • Район Орехово-Борисово Южное
        • Район Царицыно
        • Район Чертаново Северное
        • Район Чертаново Южное
        • Район Нагатинский затон
        • Район Чертаново Центральное
        • ЮАО
      • 2016 год
        • район Бирюлево Западное
        • район Братеево
        • район Даниловский
        • район Донской
        • район Зябликово
        • район Москворечье-Сабурово
        • район Нагатино-Садовники
        • район Нагорный
        • район Орехово-Борисово Северное
        • район Орехово-Борисово Южное
        • район Чертаново Северное
        • район Чертаново Центральное
        • район Нагатинский Затон
        • район Царицыно
        • район Чертаново Южное
        • Район Бирюлево Восточное
      • 2015 год
        • район Бирюлево Восточное
        • район Бирюлево Западное
        • район Братеево
        • район Даниловский
        • район Донской
        • район Зябликово
        • район Москворечье-Сабурово
        • район Нагатино-Садовники
        • район Нагорный
        • район Орехово-Борисово Северное
        • район Орехово-Борисово Южное
        • район Царицыно
        • район Чертаново Северное
        • район Чертаново Центральное
        • район Чертаново Южное
        • район Нагатинский Затон
      • 2014 год
      • ПЗЗ
      • Архив
      • ПЗЗ 2009
    • Контакты
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС)
  • Оповещения
  • Планируемое изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости для государственных нужд
  • Земельно-имущественные торги
  • Потребительский рынок и сфера услуг
    • Схемы размещения объектов торговли
    • Сезонные летние кафе
    • Ярмарки
      • Ярмарки
    • Аукционы на право размещения нестационарных торговых объектов
    • Патентная система налогообложения
    • Порядок размещения информационных (рекламных) контструкций
    • Нормативные документы
    • Торговый сбор
    • Новый порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ)
    • Фестиваль «Флора и фауна»
  • Безопасность и правопорядок
    • УФСБ РФ по г.Москве и Московской области
    • Прокуратура ЮАО г.Москвы
    • УВД ЮАО г.Москвы
      • Новости
      • УВД ЮАО Г.МОСКВЫ
      • Справочная информация
    • Управление по ЮАО ГУ МЧС России по г.Москве
    • УФСС по г.Москве
    • УФМС по г.Москве
    • УФСКН РФ по г.Москве
    • Новости
    • Прокурор разъясняет
    • Патриотическое воспитание
    • Управление по ЮАО Департамента ГОЧСиПБ
    • ГИБДД
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Планы, доклады, отчёты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции
  • Центр государственных услуг «Мои документы»
  • Активный Гражданин
  • Служба организации приема населения (прием документов в режиме «одного окна»)
  • Документы
    • Распоряжения префектуры ЮАО города Москвы
    • Политика в отношении обработки персональных данных
    • Нормативно-правовые акты
    • Исполнение государственных заданий подведомственными учреждениями
    • Государственные задания для подведомственных учреждений
    • Устав Государственных бюджетных учреждений
      • 2018 год
      • 2019 год
    • Антимонопольный комплаенс
  • Электронная приёмная
  • Вы обращаетесь — мы отвечаем
    • Потребительский рынок и сфера услуг
    • Промышленность и малое предпринимательство
    • Социальная сфера
  • Телефоны аварийных служб
  • Контактная информация
    • Контактная информация
    • Учреждения ЮАО
    • Единая справочная служба города Москвы
  • Внутренний финансовый контроль и аудит
    • Нормативно-правовая база
    • Планы контрольной деятельности
    • Результаты контрольной деятельности
    • Список подведомственных учреждений
  • Городские парковки
    • платные городские парковки на улице
      • парковки в округе
      • способы оплаты
      • льготы
      • установка шлагбаума
      • документы
        • постановления
        • шаблоны заявлений
        • приказы
      • часто задаваемые вопросы
      • новости
      • обратная связь
    • платные городские парковки со шлагбаумом
      • как пользоваться парковками
      • где расположены парковки
    • перехватывающие парковки
      • где расположны парковки
      • как пользоваться парковками
      • тарифы на услуги парковок
  • Благоустройство на средства от платных парковок
    • 2018 год
      • Выполнено
      • Запланировано
    • 2017 год
      • Запланировано
      • Выполнено
    • 2016 год
      • Запланировано
      • Выполнено
    • 2015 год
      • Запланировано
      • Выполнено
    • 2019 год
      • Запланировано
      • Выполнено
  • Конкурсы и аукционы
  • Центры госуслуг (МФЦ)
    • Центр госуслуг района Бирюлево Восточное
    • Центр госуслуг района Бирюлево Западное
    • Центр госуслуг района Братеево
    • Центр госуслуг района Даниловский
    • Центр гоуслуг района Донской
    • Центр госуслуг района Зябликово
    • Центр госуслуг района Москворечье-Сабурово
    • Центр госуслуг района Орехово-Борисово Северное
    • Центр госуслуг района Орехово-Борисово Южное
    • Центр госуслуг района Царицыно
    • Центр госуслуг района Чертаново Северное
    • Центр госуслуг района Чертаново Южное
    • Центр госуслуг районов Нагорный и Нагатино-Садовники
  • Охрана труда
  • Реализация объектов гаражного назначения
  • Транспорт
    • Справочная информация
    • Вопрос-ответ
    • Комиссия по безопасности дорожного движения
  • Общественный совет
  • Противодействие терроризму
    • Национальный антитеррористический комитет Российской Федерации информирует
      • Выступления и интервью
      • Законодательство
      • Террористические и экстремистские организации
      • Уровни террористической опасности
      • Антитеррор детям
    • Памятки для граждан
    • Антитеррористическая деятельность ЮАО города Москвы
      • Законодательство
      • Заседания Антитеррористической комиссии ЮАО города Москвы
      • Мероприятия по противодействию экстремизму и терроризму
      • Антитеррористические учения;
      • Категорирование и паспортизация объектов
      • Результаты проверок АТЗ объектов
      • Выступления в СМИ
    • Информацию населению о последствиях несоблюдения требований законодательства при сдаче жилых помещений внаем(аренду) и бесконтрольное пребывание в них посторонних лиц
      • Законодательство
      • Штаб по обеспечению правопорядка в жилом секторе
    • Развитие городской системы видеонаблюдения
    • Телефоны Доверия
  • Государственная ветеринарная служба
    • Бесплатная вакцинация питомца против бешенства

Подпадает ли коммерческая организация под закон № 59-ФЗ?

Вопрос

Подпадают ли коммерческая организация и ее генеральный директор под действие федерального закона от 02.05.2006 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обязаны ли соблюдать сроки ответов на обращения?

Ответ

По общему правилу, положения Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ распространяют свое действия только на обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления. Между тем, в случае, если на организацию возложены публично значимые функции, обращения граждан рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ.

Обоснование

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ) установлен Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.

При этом в силу общих положений данного Федерального закона предусмотрено, что он распространяет свое действие на обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (пункт 1 статьи 1).

Между тем, в Федеральном законе также дополнительно указывается, что установленный порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Данная норма статьи 1 Федерального закона была введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 80-ФЗ, однако ранее в Постановлении Конституционного суда РФ от 18.07.2012 N 19-П, Конституционный Суд РФ указал, что «отдельные публично значимые функции могут быть возложены законодателем и на иные субъекты, не относящиеся к системе публичной власти (Постановления от 19 мая 1998 г. N 15-П, от 23 декабря 1999 г. N 18-П, от 19 декабря 2005 г. N 12-П, Определение от 1 июня 2010 г. N 782-О-О и др.), а соответствующие гарантии могут быть им установлены в порядке дополнительного обеспечения прав и свобод человека и гражданина с учетом в том числе характера деятельности тех или иных организаций как имеющей публично-правовое значение и конкретных условий развития политико-правовой системы Российской Федерации». Соответственно, подчеркнул Конституционный Суд РФ, законодатель вправе возложить на определенные категории организаций в качестве условия осуществления ими публично значимых функций обязанность рассматривать обращения граждан и их объединений.

В юридической литературе, а также на уровне законодательного регулирования, общепризнанное определение публично значимых функций, равно как и лиц, осуществляющих публично значимые функции, не сформулировано.

Между тем, как показывает анализ практики Конституционного Суда РФ, в его решениях констатируется публично-правовой статус следующих субъектов (ссылки изложены в Статье: Административно-правовой статус субъектов, осуществляющих публично значимые функции (Синюгин В.Ю.) («Административное право и процесс», 2014, N 11) {КонсультантПлюс}):

  • адвокаты (Постановление от 23 декабря 1999 г. N 18-П, Определение от 1 июня 2010 г. N 782-О-О);
  • нотариусы (Постановление от 19 мая 1998 г. N 15-П);
  • арбитражные управляющие, в том числе саморегулируемые организации арбитражных управляющих (Постановление от 19 декабря 2005 г. N 12-П);
  • политические партии (Постановление от 16 июля 2007 г. N 11-П);
  • коммерческие банки, принявшие на себя обязательства по осуществлению государственной финансовой поддержки (Определение от 19 мая 2009 г. N 596-О-О);
  • аудиторские организации, действующие по полномочию государства (Определение от 13 мая 2010 г. N 685-О-О);
  • аттестационные комиссии (Определение от 7 июня 2011 г. N 767-О-О);
  • избирательные комиссии (Определение от 16 декабря 2010 г. N 1722-О-О);
  • третейские суды (Постановление от 26 мая 2011 г. N 10-П);
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения (Постановление от 18 июля 2012 г. N 19-П)

Таким образом, юридически значимым для цели определения того, распространяется ли на коммерческую организацию и ее должностное лицо – генерального директора положения норм Федерального закона № 59-ФЗ, является возложение на организацию публично значимых функций. При этом, поскольку в большинстве случаев реализация данных полномочий осуществляется, как правило, через некоммерческие организации, то отнесение коммерческой организации к указанной категории лиц носит маловероятный характер. Однако указанное обстоятельство не исключает возможности применения к коммерческой организации положений иных Федеральных законов, устанавливающих сроки рассмотрения обращений граждан, например, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

На вопрос отвечала:
Надежда Владимировна Корженевская,
консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»

ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ст. 5.59 КоАП РФ
И ПОНЯТИЯ «ПУБЛИЧНО ЗНАЧИМЫЕ ФУНКЦИИ»

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Т. В. ЗАНИН

Одним из важнейших конституционных прав гражданин Российской Федерации является право на обращение в органы власти с различными заявлениями и жалобами. Фактически реализация этого права выступает необходимым каналом получения информации о реальном положении дел в обществе, «лакмусовой бумажкой» его состояния, отражающей результаты проводимых реформ, их эффективность. В целях надлежащего функционирования такого канала действующим законодательством предусмотрен механизм его поддержания в надлежащем состоянии.

Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В качестве элемента защиты данного права выступает предусмотренная законодательством Российской Федерации ответственность лиц, виновных в его нарушении. В частности, такая ответственность определена в ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 11 июля 2011 г. № 199-ФЗ, который вступил в законную силу с 25 июля 2011 г.). При этом право на возбуждение дела по данной статье относится к исключительной компетенции прокурора (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

За шесть месяцев 2014 года по постановлениям прокуроров Волгоградской области к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ привлечено 64 должностных лица (АППГ — 66, за 6 мес. 2012 г. — 46)(1). Это свидетельствует о неединичных нарушениях прав граждан на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений.

В то же время в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации постановления «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» от 18 июля 2012 г. № 19-П в правоприменительной практике прокуратуры области возникли определенные трудности.

Названным Постановлением взаимосвязанные положения ряда статей Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они препятствуют распространению положений данного Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными

Стр.77

учреждениями и иными организациями.

Как отмечено в информационном письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений объединений граждан» от 6 августа 2012 г. № 28-4-2012, впредь до введения в действие нового правового регулирования Закон (Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») должен применяться исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в указанном Постановлении.

И если в надзорной практике прокуратуры Волгоградской области обращения объединений граждан рассматривались в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», то распространение его требований на организации, осуществляющие публично значимые функции, вызывало определенные трудности.

Как показало изучение решений Конституционного Суда Российской Федерации, в них содержится лишь указание на конкретные организации, выполняющие публично значимые функции. К таким организациям наряду с органами военного ведомства, органами внутренних дел, таможни, избирательными комиссиями, службой судебных приставов(1) Конституционный Суд Российской Федерации относит третейские суды, адвокатуру, коммерческие банки(2).

Федеральным законом «О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”» от 7 мая 2013 г. № 80-ФЗ в ст. 5.59 КоАП РФ внесены изменения, заключающихся в перечислении органов и должностных лиц, выполняющих публично значимые функции.

Однако единые критерии определения указанных функций ни Конституционным Судом Российской Федерации, ни законодателем в КоАП РФ не выработаны.

Сказанное может проиллюстрировать следующий пример из практики.

Гражданин С. обратился в Главное управление Центрального Банка Российской Федерации по Волгоградской области с заявлением о нарушении коммерческим банком законодательства о банках и банковской деятельности. По результатам проведенной проверки заявителю направлен ответ по истечении более 60 дней с момента регистрации жалобы, что породило обращение С. в органы прокуратуры области с жалобой на действия сотрудников Главного управления.

В целях объективного и полного рассмотрения обращения С. первоначально необходимо было определиться, выполняет ли Центральный банк Российской Федерации публично значимые функции.

Свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления(3).

В систему федеральных органов исполнительной власти он также не включен(4).

Целями его деятельности являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение

Стр.78

стабильности и развитие национальной платежной системы.

Поскольку в силу ст. 75 Конституции Российской Федерации рубль является денежной единицей в Российской Федерации, а его защита и обеспечение устойчивости — основной функцией Банка России, следует признать, что последний осуществляет публично значимые функции.

При таких обстоятельствах при рассмотрении обращений граждан сотрудники Банка России должны руководствоваться требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», предусматривающего, что по общему правилу обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации (ст. 12).

Как показала проведенная проверка, сотрудниками Главного управления это сделано не было.

Выше отмечалось, что одной из гарантий соблюдения права граждан на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений является административная ответственность лиц, виновных в его нарушении.

Анализ действовавшей на момент проверки диспозиции ст. 5.59 КоАП РФ свидетельствовал о невозможности привлечения виновных сотрудников Главного управления к ответственности, поскольку ответственности подлежали лишь должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.

В целях исправления сложившейся ситуации Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 80-ФЗ в ст. 5.59 КоАП РФ внесены изменения, согласно которым административную ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, несут, в том числе, государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

Указанные изменения вступили в силу с 19 мая 2013 г.

Таким образом, в период с 18 июля 2012 г. по 19 мая 2013 г. работники организаций, осуществляющих публично значимые функции, были обязаны руководствоваться Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», однако административную ответственность за его нарушение не несли, что ослабляло гарантии права граждан на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение их обращений. Кроме того, и после вступления в силу Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 80-ФЗ должностные лица организаций, осуществляющих публично значимые функции, в соответствии с ч. 12 ст. 1.7 КоАП РФ не могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения, совершенные до 19 мая 2013 г.

Однако даже при закреплении законодателем административной ответственности организаций, осуществляющих публично значимые функции, их понятие осталось нераскрытым.

Представляется, что деятельность таких организаций осуществляется правомочно, т. е. в соответствии с законодательно определенными полномочиями; публично, т. е. открыто для широкого круга лиц; принимаемые ими решения обязательны для исполнения лицами, которым они адресованы либо в отношении которых они приняты, и имеют экономическую и социальную значимость.

Исходя из изложенного публично-значимой функцией является осуществление полномочий, экономически и социально важных для населения, принятие решений, обязательных для исполнения лицами, к которым они обращены либо в отношении которых они реализуются, уполномоченными на это юридическими лицами, их структурными подразделениями и индивидуальными предпринимателями.

Стр.79

Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

Другие статьи раздела

  • Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума
  • Статья 5.2. Утратила силу.
  • Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума
  • Статья 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума
  • Статья 5.5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов
  • Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации
  • Статья 5.7. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме
  • Статья 5.8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях
  • Статья 5.9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности
  • Статья 5.10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где её проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах
  • Статья 5.11. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в её проведении запрещено федеральным законом
  • Статья 5.12. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах
  • Статья 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации
  • Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму
  • Статья 5.15. Нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума
  • Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах
  • Статья 5.17. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума
  • Статья 5.18. Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума
  • Статья 5.19. Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума
  • Статья 5.20. Незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, кампании референдума, оказание запрещённой законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам
  • Статья 5.21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума
  • Статья 5.22. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме
  • Статья 5.23. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме
  • Статья 5.24. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов»
  • Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов
  • Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
  • Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  • Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
  • Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения
  • Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения
  • Статья 5.30. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения
  • Статья 5.31. Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению
  • Статья 5.32. Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах
  • Статья 5.33. Невыполнение соглашения
  • Статья 5.34. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки
  • Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних
  • Статья 5.35.1. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
  • Статья 5.36. Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей
  • Статья 5.37. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью
  • Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании
  • Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации
  • Статья 5.40. Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке
  • Статья 5.41. Непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение
  • Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости
  • Статья 5.43. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов
  • Статья 5.44. Утратила силу с 1 января 2010 г.
  • Статья 5.45. Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума
  • Статья 5.46. Подделка подписей избирателей, участников референдума
  • Статья 5.47. Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещённых местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом
  • Статья 5.48. Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов
  • Статья 5.49. Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом
  • Статья 5.50. Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума
  • Статья 5.51. Утратила силу.
  • Статья 5.52. Невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий
  • Статья 5.53. Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю
  • Статья 5.54. Неисполнение обязанности по проведению проверки и (или) исправлению недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете)
  • Статья 5.55. Непредоставление кредитного отчета
  • Статья 5.56. Нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума
  • Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций
  • Статья 5.58. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требований о его изъятии. Нарушение порядка использования специального знака (марки). Использование заведомо поддельных открепительного удостоверения или специального знака (марки)
  • Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
  • Статья 5.60. Утратила силу.
  • Статья 5.61. Оскорбление
  • Статья 5.62. Дискриминация
  • Статья 5.63. Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг
  • Статья 5.63.1. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выдачу специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства
  • Статья 5.64. Нарушение порядка или срока представления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, сводного финансового отчета политической партии
  • Статья 5.65. Незаконное использование политической партией денежных средств и иного имущества при финансировании своей деятельности, не связанной с участием в выборах и референдумах
  • Статья 5.66. Незаконное финансирование деятельности политических партий, не связанной с участием в выборах и референдумах
  • Статья 5.67. Нарушение срока возврата жертвователю, перечисления (передачи) в доход Российской Федерации пожертвований политической партии
  • Статья 5.68. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации о политических партиях требований об обязательном аудите
  • Статья 5.69. Вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, либо создание помех участию избирателей, участников референдума в голосовании

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *