Пьяный пешеход

Содержание

Какое наказание грозит за наезд на пешехода в состоянии алкогольного опьянения?

Здравствуйте, Сергей!

Во-первых, алкогольное опьянение уже само по себе является нарушением — за это следует наказание в виде штрафа (30.000 рублей) + лишение ВУ на срок от 1,5 до 2 лет (см. статью 12.8 КоАП РФ).

Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Во-вторых, в зависимости от степени причиненного вреда может следовать ответственность по статье 12.24 КоАП РФ

Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, —
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Что делать, если вы сбили пешехода или животное? Инструкция к действию и советы юриста.

Каждый водитель, соблюдающий правила движения, старается избежать ДТП. Однако бывают ситуации, когда ничего сделать нельзя – и был причинён вред животному или даже человеку. Что закон требует от водителя в этом случае?

○ Что делать если сбил пешехода?

Самой страшной для автомобилиста является ситуация, когда под удар его машины попал человек. Даже в том случае, если все требования ПДД были соблюдены, тщательно выдерживался скоростной режим, а автомобиль был абсолютно исправен – пешеход может переходить дорогу в неположенном месте, внезапно выйти на проезжую часть из-за припаркованного автомобиля, либо каким-то иным способом оказаться сбитым. К сожалению, автомобиль всегда был и остаётся источником повышенной опасности, который владелец не может полностью контролировать, и неприятные случайности могут произойти в любой момент.

Как поступать водителю в этом случае?

✔ Как действовать после ДТП?

С точки зрения закона действия водителя после столкновения описаны в п. 2. 6 ПДД. Правила требуют от автомобилиста:

  1. Немедленно оказать помощь пострадавшему.
  2. Вызвать скорую и полицию, а самому оставаться на месте в ожидании их прибытия. Лишь в экстренном случае дозволяется покинуть место ДТП, но лишь для того, чтобы доставить пострадавшего в больницу.
  3. Освободить проезжую часть для движущегося транспорта, если машина мешает проезду. Перед этим нужно зафиксировать (в том числе и с помощью фото- либо видеосъёмки) положение машины, пострадавшего, следы торможения и другие обстоятельства имеющие отношения к делу. В том же случае, если оставленный на проезжей части автомобиль можно объехать, действует п. 2.5 ПДД, по которому водителю достаточно выставить знак аварийной остановки и ждать прибытия сотрудников правоохранительных органов.
  4. Записать данные очевидцев и передать их прибывшим сотрудникам полиции.
  5. Связаться со своей страховой компанией и адвокатом. Этих требований нет в ПДД, однако они необходимы, чтобы возместить ущерб пострадавшему и избежать несправедливого наказания.

Отдельно нужно оговорить оказание первой помощи. Сейчас она уже не называется медицинской: никто не требует от каждого водителя наличия медицинских знаний. Однако есть некоторый минимум того, что сделать может каждый. В него входят:

  • Остановка кровотечений, в том числе и с помощью жгута.
  • Искусственное дыхание, если пострадавший не дышит.
  • Закрытый массаж сердца, если отсутствует сердцебиение.
  • Наложение шин на места переломов, если планируется доставка пострадавшего в медицинское учреждение своими силами.

Однако если ожидается прибытие скорой, лучше предоставить это профессиональным медикам. Первую помощь оказывать можно только в том случае, если есть серьёзный риск для здоровья или жизни пешехода.

✔ Фиксация обстоятельств и оформление.

Фиксировать все следы на том месте, где произошло ДТП, обязаны сотрудники полиции. Однако и сам водитель может кое-что сделать.

Прежде всего, необходимо воспользоваться фотосъёмкой. Поскольку сейчас мобильные телефоны есть практически у всех, а на большинстве моделей предусмотрена камера, имеет смысл тщательно сфотографировать:

  • Положение пострадавшего и автомобиля.
  • Повреждения автомобиля.
  • Тормозные следы на асфальте.
  • Осколки, если при ДТП были разбиты стёкла или пластиковый бампер автомобиля.
  • Состояние асфальта (сухой, мокрый, покрытый снегом, грязью и т. д.).

Съёмку можно (и нужно!) производить и во время осмотра места происшествия сотрудниками полиции. Крайне желательно настроить аппаратуру так, чтобы на снимке печатались дата и время, когда он был сделан.

При составлении протокола необходимо проследить, чтобы все обстоятельства и данные замеров были внесены в документ точно. Если водитель не согласен с тем, что зафиксировано в протоколе, он вправе сделать об этом отметку в специальной графе, а позднее – указать это сначала в объяснениях, а позднее, если будет возбуждено дело – в протоколе допроса.

○ Ответственность за ДТП с пешеходом.

ДТП, в котором пострадал пешеход – повод для применения к водителю мер ответственности по закону. Разберёмся, в чём они состоят, и как избежать несправедливого наказания.

✔ Как доказать невиновность?

Говоря о сбитых пешеходах, необходимо помнить: автомобиль – источник повышенной опасности. Это означает, что избежать ответственности удастся лишь в том случае, если окажется, что в ДТП виноват сам пешеход. Однако есть разница между гражданской ответственностью и возмещением вреда – и уголовной или административно-правовой, когда водитель будет не компенсировать причинённый ущерб, а отвечать непосредственно перед государством.

Поэтому для того, чтобы отвести от себя ложные обвинения, водителю необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Собрать как можно больше доказательств того, что ПДД нарушил пешеход. Записи видеорегистратора, показания свидетелей, пассажиров в салоне автомобиля, очевидцев – сгодится всё.
  2. Доказать, что сам водитель ПДД соблюдал, в частности — выдерживал нужный скоростной режим. Здесь очень поможет фиксация тормозного следа, который обычно чётко виден на асфальте.
  3. Внимательно следить за тем, что сотрудники полиции фиксируют в своих документов, внимательно читать все протоколы и при не согласии – ставить об этом отметку.
  4. Как можно быстрее обратиться к адвокату. Это касается тех случаев, когда в результате столкновения пешеход либо получил тяжкий вред, либо и вовсе погиб. В идеале стоит вызвать адвоката прямо на место ДТП.

В том случае, если может быть возбуждено дело по уголовной статье, последний пункт – самый важный, при этом обращаться надо именно к адвокату. Обычный юрист сможет помочь, когда грозит только компенсация ущерба, но по уголовным делам работать и выступать в качестве защитника на процессе он уже не сможет.

✔ Какая ответственность?

В том случае, если водитель сбил пешехода, виновного ждут следующие виды ответственности:

  • Гражданско-правовая – возмещение причинённого вреда. При этом вред понимается как материальный (в частности, так компенсируются понесённые расходы на лечение), так и моральный – возмещение испытанной боли и страданий. Избежать выплат можно лишь в том случае, если водитель сможет доказать, что никак не мог избежать столкновения – никакая презумпция.
  • Административная – за нарушение правил ПДД. В частности, если водитель покинул место ДТП, был пьян или превысил скорость, он дополнительно будет оштрафован и лишён прав.
  • Уголовная – касается тех случаев, когда был причинён тяжёлый вред здоровью, либо пешеход погиб по вине водителя.

✔ Компенсация ущерба.

В том случае, если водителю не удалось доказать свою невиновность, он должен будет компенсировать пешеходу:

  1. Вред имуществу – стоимость повреждённой одежды и иного имущества, которое было у пешехода при себе, и которое повредилось или было уничтожено при ДТП.
  2. Вред, причинённый здоровью – компенсация расходов на лечение, потери работоспособности и т. д. Здесь возможно взыскание и выгоды, упущенной из-за того, что человек пострадал от действий автомобилиста и не мог работать или получать прибыль.
  3. Моральный вред – возмещение понесённых страданий от боли и по другим нематериальным причинам. Особенность этого возмещения в том, что доказывание его – очень нетривиальная задача, и размер выплат часто остаётся целиком на усмотрении судьи, который ведёт процесс по делу.
  4. Выплаты в случае гибели – расходы на похороны и выплата иждивенцам. Их перечень определяется ст. 1088 ГК РФ.

✔ Наказание за причинение смерти в результате аварии.

В том случае, если ДТП закончилось тем, что пешеход погиб, водителю придётся отвечать по нормам уголовного законодательства. Конкретно ст. 264 УК РФ гласит следующее:

  • 1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
  • наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
  • наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
  • наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
  • наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
  • наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  • 6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
  • наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если вкратце подытожить, то водителю, из-за которого погиб человек, грозит не только срок от 2 до 9 лет – но и лишение прав после того, как будет отбыто наказание. Прав могут лишить на долгое время – вплоть до 3 лет.

✔ Что если виновен пешеход?

Но далеко не всегда ДТП происходит по вине водителя. Что, если окажется, что столкновение произошло исключительно по вине того, кто передвигался пешком?

В этом случае для водителя последствия будут следующими:

  1. Он избежит возмещения вреда.
  2. К нему не будут применены административные штрафы, если не было дополнительной вины (оставления места аварии, вождения в пьяном виде и т. д.).
  3. Он не понесёт уголовной ответственности.

Более того: если авария произошла по вине пешехода, возможна ситуация, когда платить будет не водитель, а сам пешеход. В частности, если из-за нарушения Правил пострадал товарный вид автомобиля – виновный пешеход обязан будет компенсировать причинённый вред уже автовладельцу.

○ Особенности некоторых видов ДТП.

А теперь рассмотрим, какие последствия будут для водителя в некоторых конкретных случаях столкновения с пешеходом.

✔ Если авария произошла на пешеходном переходе.

Самый плохой вариант – если получилось так, что пешеход был сбит на «зебре». В этом случае почти никогда не удаётся избежать ответственности. Даже если пострадавший был легко ранен или вообще отделался испугом – водителя ждёт ст. 12.24 КоАП РФ. По ней виновного ждёт штраф до 5 тысяч рублей или расставание с правами до 2 лет.

Отделаться от наказания не выйдет: даже если никакого вреда здоровью не было. Не пропущенный на переходе человек – это для автомобилиста всегда ответственность. Как минимум по ст. 12.18 КоАП РФ. Даже если никто не пострадал – водителя, нарушившего п. 14.1 ПДД ждёт штраф в 1500 рублей.

Единственная возможность избежать наказания – это доказать, что столкновение произошло в тот момент, когда автомобиль уже пересекал «зебру». В этом случае, как показывает практика, водитель никогда не признаётся виновным: он исполнил свои обязанности, а пешеход виноват сам, если чётко не обозначил намерение перейти.

✔ Если авария была вне пешеходного перехода.

В том случае, если столкновение произошло за пределами «зебры», у водителя больше шансов оправдаться. Для этого ему необходимо доказать:

  1. Что он не мог избежать столкновения (к примеру, пешеход выскочил с тротуара слишком близко к машине – и водитель физически не успевал затормозить).
  2. Что после ДТП он принял все необходимые меры – вызвал скорую и полицию, оказал первую помощь, выставил аварийные знаки и т. д.
  3. Что причинённый пешеходу вред был незначительным. Если пострадавший не был серьёзно ранен, а отделался синяками и порванной одеждой – вопрос об уголовной ответственности ставиться не будет, даже если автомобилист и виноват в столкновении. Однако здесь может быть довольно серьёзное административное наказание – штраф и возможное лишение прав до 2 лет.

В целом же действия водителя при таком ДТП должны осуществляться по стандартному алгоритму: «Помощь пострадавшему – вызов служб – фиксация доказательств».

✔ Чем может грозить неоформление мелких аварий?

Если речь идёт о ДТП, в котором никто серьёзно не пострадал, у участников часто возникает соблазн не оформлять всё через ГИБДД, а «договориться на месте». И действительно, так проще: не нужно ждать, пока приедут инспектора, пока оформят все бумаги, можно избежать штрафа и т. д. Но стоит ли так делать?

Дело в том, что сразу определить, насколько существенен вред для пешехода, обычно нельзя. Человек может искренне чувствовать себя здоровым – и лишь потом обнаружить, что у него не синяк, а трещина в ребре, не просто ушиб головы – а сотрясение мозга. Если обнаружится такое, водителя может ждать дополнительное наказание.

Кроме того, пешеход может оказаться юридически грамотным. В этом случае он позднее соберёт доказательства и уже сам обратится в суд с требованием возместить ущерб и компенсировать моральный вред. Отбиваться в суде владельцу машины будет тогда намного труднее.

Но даже и в этом случае есть возможность обезопасить себя: водитель должен взять у пострадавшего расписку. В ней должно быть чётко зафиксировано, что:

  • Претензий пострадавший не имеет.
  • Вред ему компенсирован или же будет компенсирован в чётко установленные сроки и в чётком размере.
  • От вызова ГИБДД он отказывается сам.

✔ Если машина сбила человека и скрылась.

В том же случае, если произошёл наезд на пешехода, но водитель предпочёл скрыться, действовать надо следующим образом:

  1. Вызвать ГИБДД.
  2. Опросить свидетелей, записав модель и цвет машины. Очень хорошо, если свидетели запомнят номер автомобиля. Чем больше информации – тем выше вероятность, что виновного найдут.
  3. Прибывшим на место ДТП сотрудникам необходимо сообщить всю информацию, а также данные о свидетелях ДТП.
  4. Написать заявление, в котором будет просьба привлечь виновного в ДТП к ответственности.
  5. Если повреждения серьёзные и потребовалась скорая – пострадавшему надо убедиться, что медработники зафиксировали то состояние, в котором его обнаружили.

После того, как виновный будет найден, уже может идти речь о возмещении вреда через суд.

○ Сбил животное на дороге.

Отдельно надо разобраться с куда более частыми, но, к счастью, менее тяжёлыми случаями, когда под колёса машин попадают животные. Здесь тоже есть свои нюансы, связанные с определением статуса животных и порядком оформления ДТП.

✔ Пошаговая инструкция что делать.

В том случае, если под колёса угодил зверь, от водителя требуются следующие шаги:

  1. Остановиться, включив аварийную сигнализацию.
  2. Осмотреть машину и животное. Оказывать помощь законодательство не требует.
  3. Вызвать ГИБДД.
  4. Попытаться найти владельца, погонщика или иное лицо, отвечающее за животное (если оно сельскохозяйственное или домашнее). Если животное дикое – сообщить в местный природоохранный комитет.
  5. После прибытия на место ДТП инспекторов – провести оформление ДТП.

На практике, конечно, этот порядок соблюдается лишь в случаях, если или животное было крупным, и автомобиль оказался помят, либо когда оно было хозяйским – и хозяин сразу же начал предъявлять претензии. Тем не менее, даже если на пустой загородной дороге сбит заяц – лучше подстраховаться и оформить всё по правилам.

✔ Животное с точки зрения ПДД.

Перечисленные выше шаги необходимы, поскольку для целей ПДД наезд на животное, даже дикое, всё-таки рассматривается как ДТП. Согласно п. 1.2 ПДД происшествием считается любая ситуация, когда при движении ТС не только пострадали люди, но и был причинён материальный ущерб.

С последним иногда возникают возражения: понятно, что принадлежащее владельцу животное имеет стоимость, и потому его гибель или травма вводят хозяина в лишние расходы. Но что, если животное было диким или бродячим? Здесь нужно учитывать нормы ФЗ «О животном мире». Согласно ст. 4 этого закона дикие объекты живой природы, находящиеся на территории страны, относятся к государственной собственности. Таким образом, даже если сбита бродячая собака или перебегавший дорогу заяц – ущерб всё равно нанесён, хотя бы и минимальный, а потерпевшим будет выступать непосредственно государство. Поэтому сбитое животное – это однозначно ДТП, и здесь должны действовать все нормы, предусмотренные ПДД.

Здесь, конечно, возможны проблемы с нижней границей. Понятно, что ДТП с участием полутонного лося или даже косули оформлять надо: столкновение с ними, как правило, корёжит автомобиль так, что требуется ремонт – да и «стоимость» крупного животного может достигать 200 и более тысяч рублей. Но формально ФЗ «О животном мире» касается всех живых объектов – и тогда получается, что за раздавленную мышь или червяка-выползка водитель тоже будет нести ответственность, если скроется с места ДТП.

✔ Административная ответственность.

Дополнительной ответственности за то, что водитель сбил животное, нет. Более того, любая ответственность в этом случае возможна лишь в том случае, если водитель нарушил ПДД. К примеру, лихач, задавивший кошку, отвечать будет не за то, что её задавил, а за превышение скорости – если она была превышена.

Однако поскольку наезд всё-таки рассматривается как ДТП – то в случае, если водитель просто поехал дальше, он будет отвечать за оставление места аварии по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Виновному тут грозит наказание в виде лишения прав на полтора года, либо арест на 15 суток.

Кроме того, нужно учитывать: если не оформлять ДТП по правилам, не удастся получить страховку по ОСАГО или КАСКО.

Кроме того, если сбито крупное животное, пригодное в пищу – водителю не стоит пытаться забрать тушу себе. В этом случае его может ждать штраф ещё и за незаконную охоту, особенно если охотиться на этот вид запрещено.

✔ Гражданско-правовая ответственность.

Животное по ГК РФ является имуществом, имеющим определенную ценность. Поэтому если оно погибло в ходе ДТП, виновный будет оплачивать его стоимость. Однако произойдёт это лишь в том случае, когда в столкновении виновен именно водитель. В тех случаях, когда вина лежит на владельце или ином контролирующем лице, не исполнившим свои обязанности (например, пастух не уследил за стадом коров – и одна выбежала на трассу, или хозяин спустил собаку с поводка в неположенном месте – и пёс кинулся под колёса), ответственность будет лежать уже на нём.

В результате чтобы определить, кто несёт гражданскую ответственность, необходимо изначально разобраться с ответственностью административной и правомерностью действий водителя. Если не было нарушения ПДД, то виноватым будет владелец животного, а если животное дикое или бродячее – то никто. Вероятность взыскать стоимость ремонта автомобиля с государства в этом случае равна нулю.

✔ Выплата возмещения за животное по ОСАГО, КАСКО.

Вопрос о возмещении ущерба по ОСАГО остаётся спорным. С одной стороны, законодательство утверждает, что ущерб в результате наезда на домашнее животное должен быть возмещён – и страховые компании его возмещают. С другой стороны, при столкновении с участием диких зверей компании под любым предлогом отказываются от выплат. Кроме того, любые выплаты увеличивают КБМ – и потому имеет смысл, оформив ДТП, всё-таки не обращаться в страховую компанию, а возмещать ущерб по соглашению с владельцем.

Что же касается убытков самого автомобилиста на ремонт машины – то ОСАГО их по определению не покрывает: эта форма страховки нужна лишь для отношений с третьими лицами. Здесь нужно использовать полис КАСКО – но и здесь возможны определённые нюансы. В частности, далеко не все страховщики включают действия безнадзорных животных в договор в качестве страхового случая. Поэтому прежде чем обращаться в компанию, следует проверить, на каких условиях был приобретён полис.

○ Советы юриста:

✔ Совершил наезд на животное, возместит ли страховая ущерб причиненный авто?

Как уже было сказано, такое возмещение возможно только по КАСКО – и только в случаях, предусмотренных договором со страховщиком. Если договор такого пункта не включает – возмещение придётся требовать со владельца через суд.

Поэтому водитель должен действовать так:

  • Зафиксировать все обстоятельства случившегося, сохранив запись в памяти видеорегистратора, сделав несколько снимков с телефона и т. д.
  • Вызвать ГИБДД. Если не получается дозвониться или же инспектор отказывается приехать – нужно будет позднее подать официальный запрос на получение материалов. Даже письменный отказ в их предоставлении (если никто не выезжал – то и протоколов нет) поможет в общении со страховщиком.
  • Связаться со страховой компанией и сообщить о случившемся.
  • Подать в страховую заявление о возмещении вреда. Сделать это необходимо в срок, установленный договором.
  • Предоставить страховщику необходимые документы (их перечень автовладельцу должны сообщить в компании).
  • Получить либо выплаты – либо официальный отказ от них. Отказ можно обжаловать в суде.

✔ Пешеход сам виноват, что делать?

Вне зависимости от того, по чьей вине произошло ДТП, водитель должен оказать помощь пострадавшему, вызвать ГИБДД и совершить иные действия, которые описаны выше. Но вот если действительно вина лежит на пострадавшем – следует заранее озаботиться доказательством этого. Поэтому следует:

  • Найти свидетелей.
  • Самостоятельно провести фиксацию повреждений и тормозного следа на фото или видеокамеру.
  • Проследить, чтобы в протоколе ГИБДД были отражены верно все обстоятельства случившегося.

Необходимо помнить: ПДД распространяются не только на водителей, но и на пешеходов. И в том случае, если по его вине пострадал или погиб человек (например, автомобилист, пытаясь избежать наезда, выкручивает руль и врезается во встречную машину) – пешеход тоже может оказаться за решёткой.

Пьяный пешеход выбежал на проспект и попал под машину. Пешеходу — штраф, водителю — два года условно

Обязанность соблюдать правила дорожного движения есть и у пешеходов, и у водителей. Правда в том, что иногда недостаточно просто не нарушать — ехать, скажем, в своей полосе с разрешенной скоростью. Водитель обязан предвидеть. Наш читатель Денис попал в ситуацию, от которой, кажется, не застрахован никто. Он ехал по проспекту Независимости, когда через восемь полос побежал пьяный пешеход. Один поступок, одно мгновение. И приговор, меняющий все планы на жизнь.

ДТП на проспекте Независимости

  • 1 мая, 23:40
  • Проспект
  • Пешеход
  • Место ДТП
  • Расследование
  • Встреча
  • Суд
  • Приговор
  • Отношение к приговору
  • Дополнено. Комментарий юриста
  • Может ли идти речь о примирении сторон?
  • Что означает судимость?
  • Как судимость влияет на трудоустройство?

1 мая, 23:40

1 мая, среда, праздничный день. Уже темно, но на проспекте Независимости включено освещение. Кроме того, работает подсветка торгового центра и Национальной библиотеки.

По второй справа полосе, со стороны МКАД в направлении улицы Филимонова, движется автомобиль Hyundai Coupe. За рулем — Денис, он едет домой, на улицу Белинского.

Денис

— Я знал, что на этом участке проспекта нет светофоров, нет наземных пешеходных переходов, просто ехал, смотрел на дорогу, — вспоминает водитель. — Подсознательно следил за происходящим перед автомобилем и справа, там, где тротуар и остановка общественного транспорта, гипотетически допускал, что оттуда кто-то может выйти на дорогу.

То, что произошло потом, попало на запись видеорегистратора, установленного в машине, которая ехала за Hyundai. Появляется фигура человека, который бежит слева, со стороны торгового центра. Загораются стоп-сигналы Hyundai, пешеход падает на проезжую часть и не двигается. Из автомобиля выходит водитель, хватается за голову — сбил человека.

Проспект

Все случилось в районе остановки общественного транспорта «Станция метро „Восток”» на проспекте Независимости. Четыре полосы движения в одну сторону, четыре — в другую. Максимальная разрешенная скорость движения — 60 км/ч.

Наземных пешеходных переходов здесь нет, ближайший — через 500 метров, напротив центрального входа в Национальную библиотеку, там установлен светофор. Есть подземный пешеходный переход, совмещенный со входом на станцию метро: пешеходы, для того чтобы пересечь проспект, должны пользоваться этим путем.

Но ограждений на проспекте нет: их нельзя установить, так как по обеим сторонам проезжей части на большой протяженности расположены остановки общественного транспорта, барьеры препятствовали бы посадке и высадке пассажиров. Разделительного ограждения также нет.

Пешеход

Корреспонденту Onliner удалось поговорить с человеком, который утверждает, что именно он был тем пешеходом, которого сбил водитель Hyundai. Кроме того, о событиях, предшествовавших аварии, Денису рассказывали очевидцы, стоявшие в тот момент на остановке. Со слов этих людей попытаемся восстановить картину произошедшего.

В город на автомобиле приезжает компания молодых людей, возвращаются с шашлыков. Одного из парней высаживают возле станции метро «Восток». Он пьян, причем настолько, что его не пускают в метро.

— Я пробовал пройти с обеих сторон — не пустили ни там, ни там, — говорит парень.

Он поднимается на остановку, просит у стоящих там людей поменяться одеждой, чтобы еще раз попытаться войти в метро — в другой одежде не узнают.

— К девушке торопился.

Люди на остановке предлагают другой вариант: перейти дорогу и подъехать на наземном транспорте до другой станции метро — может, там удастся проскочить. Молодой человек оглядывается, видит приближающийся к остановке транспорт. В следующий миг он выбегает на дорогу. По некоторым свидетельствам, в тот момент парень даже крикнул: «Смотрите, как надо проспект перебегать».

— Я посмотрел по сторонам. Видел, что на ближней части дороги автомобили еще далеко, а на другую половину дороги, не знаю, может быть, не посмотрел. Мне казалось, что я успею проскочить.

Место ДТП

Вернемся к Денису. Анализируя события того вечера, он отмечает, что не мог ожидать появления пешехода с левой стороны проспекта в месте, где выход на проезжую часть запрещен.

— Ничто абсолютно не предвещало беды. Это был внезапный удар, который пришелся фактически по центру автомобиля. Я не понял, что произошло: резко ударил по тормозам, вышел, увидел, что на асфальте лежит человек. Подбежали люди, я вернулся в машину за телефоном, стал звонить в «102», просил прислать и скорую помощь тоже, — говорит собеседник.

Пешеход лежал на боку, возможно, без сознания. Очевидцы перевернули его на спину, и в этот момент он пришел в себя: «Ой, моя нога, нога болит!»

— Это был парень лет 20 на вид, прилично одетый, но во все темное: серое и черное. Чувствовался резкий запах алкоголя, — отметил Денис. — Я был просто в шоковом состоянии, наверное, раз 20 набрал 102, просил быстрее прислать скорую. Она приехала быстро, минут через 5. Этого парня поместили в машину и увезли в больницу. Мне ничего не сказали. Приехала милиция, сотрудники стали все замерять, фотографировать.

Водителя повезли на медицинское освидетельствование — стандартная процедура при таких ДТП. Денис был трезв.

Расследование

Автомобиль поместили на охраняемую стоянку, у Дениса забрали водительское удостоверение, выдав временные права.

— Все время, пока длилось следствие, я находился в подвешенном состоянии. Было непонятно, чего ждать, — говорит парень.

По его словам, спустя 2—3 месяца после аварии материалы из ГАИ были переданы в Следственный комитет. В подобных случаях определяющим фактором является степень тяжести повреждений, полученных участником ДТП.

Окончательный диагноз: пешеход получил закрытую черепно-мозговую травму — сотрясение головного мозга, оскольчатый перелом левой большеберцовой кости в средней трети, кровоподтеки и ссадины верхних конечностей. Сложный перелом относил полученные травмы к категории тяжких телесных повреждений по признаку опасности для жизни. Это означало только одно: уголовное дело по ч. 2 ст. 317 Уголовного кодекса — «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения». Предусмотренное наказание: исправительные работы на срок до двух лет, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Эксперты исследовали автомобиль, на котором было совершено ДТП, — Hyundai Coupe 1997 года выпуска.

— За машиной я следил очень хорошо, никаких вопросов по техническому состоянию не возникло. Но ее мне вернули только через 40 дней после случившегося, все это время она находилась на штрафстоянке. За штрафстоянку я заплатил где-то 160 рублей, причем по факту экспертам автомобиль нужен был на 10 минут: приехали, провели необходимые замеры — и все. Почему нельзя было сделать все раньше, чтобы мне не нужно было столько платить за стоянку, — я не понимаю, — говорит Денис.

Затем был проведен следственный эксперимент с целью установить обстоятельства происшествия. Согласно материалам дела Hyundai двигался по проспекту со скоростью 57 км/ч, то есть не превышал максимально допустимую.

— Я ругался с ними, потому что считаю, что следственный эксперимент провели неправильно. Потерпевший не смог приехать, поэтому нашли человека приблизительно того же роста, рассчитали, с какой скоростью он бежал. Начертили место наезда, а затем отмотали все произошедшее на 5 секунд назад. В машину усадили понятых, пешеход стоял на тротуаре. Смоделировали ситуацию, у понятых спрашивали, видно ли им пешехода. Но одно дело, когда ты знаешь, чего ждать и куда смотреть… В действительности же все иначе, ведь во время движения ты не ожидаешь, что с левой стороны кто-то может появиться, — добавляет водитель.

В результате следствие пришло к выводу, что опасность для движения водителю Hyundai возникла за 2,75 секунды до момента наезда на пешехода. В момент возникновения опасности автомобиль находился на расстоянии 43,54 метра от места наезда. Эксперт заключил, что с момента возникновения опасности для движения водитель располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода путем применения мер экстренного торможения в условиях места происшествия.

Встреча

Тем временем Денис предпринимал попытки связаться с пострадавшим. К слову, во время судебных заседаний об этом нередко спрашивают, но как-то ускользает из виду, насколько непросто бывает обвиняемому установить контакт с потерпевшим.

— Я спрашивал и в ГАИ, и у следователя — никто не давал мне телефон этого парня. Позвонил в БСМП — там тоже отказались чем-либо помочь, сославшись на врачебную тайну, — рассказал собеседник.

Помогла случайность. О том, что с ним произошло, Денис написал в соцсетях.

— Мне ответил один мой знакомый, стал расспрашивать. Оказалось, в тот же вечер он отдыхал со своими друзьями на шашлыках, а по возвращении они высадили на «Востоке» одного пьяного парня. Скидывает мне фотографию этого человека, и я понимаю — это же он!

Вот так с помощью общих знакомых водитель узнал, где находится пострадавший пешеход. Денис навещал его в больнице.

— В первый раз, когда я приехал, этот парень мне говорит: «Сколько я тебе должен за машину?» Он с самого начала признавал, что в ДТП есть его вина. Бабушка его мне звонила, говорила, что они претензий не имеют.

Денис оказывал пострадавшему помощь, пока тот находился в больнице, а тот написал расписку о том, что не имеет к водителю материальных и моральных претензий, указав, что ущерб ему полностью возмещен.

Суд

После завершения расследования уголовное дело было передано в суд. Заседание было перенесено в связи с тем, что обвиняемый находился на лечении в больнице, ему делали операцию. Назначили новую дату.

— В день суда, когда я позвонил туда узнать номер кабинета, меня спросили, могу ли я предупредить потерпевшего о том, что состоится суд. Сами они почему-то ни дозвониться, ни послать какое-то сообщение ему не смогли. Я написал потерпевшему, но он не минский, ответил, что чисто физически не успеет приехать за оставшееся время, — рассказал Денис.

Таким образом, в зале суда присутствовало всего четыре человека: судья, секретарь, государственный обвинитель и обвиняемый.

— Адвоката у меня не было: ни я, ни мои родители не смогли найти средства на него. Мы с потерпевшим хотели написать заявление на примирение сторон, думали, раз у него нет ко мне никаких претензий, то все будет нормально, — отметил водитель. — Свидетелей, с которыми я говорил на месте ДТП и которые давали показания сотрудникам ГАИ, в суде тоже почему-то не было.

Денис рассказал, что рассмотрение его дела заняло около часа, после чего суд удалился для принятия решения.

Приговор

— Помню, когда объявили перерыв, я вышел на улицу, курил одну за одной. Гособвинитель попросил для меня 3 года условно, из которых год списывался по амнистии, плюс 5 лет лишения права управления транспортными средствами. Мне это казалось очень жестким вариантом. Лишение прав — ладно. Но я надеялся, что статью переквалифицируют, что это не будет уголовное дело.

Денис приехал в Минск из Орши, говорит, тут зарплаты выше. Работал на заводе, потом устроился на фирму водителем. Он служил во внутренних войсках и в будущем хотел пойти на службу в милицию. Мешала травма ноги, но после операции здоровье должно было поправиться. Перспектива получить уголовную судимость в биографию перечеркивала все планы.

Через 40 минут обвиняемого позвали обратно, суд зачитал приговор: ограничение свободы на 2 года без направления в исправительное учреждение открытого типа, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на 4 года.

По амнистии обвиняемого частично освободили от основного наказания, сократив срок на год.

Суд пришел к выводу, что водитель нарушил требования нескольких пунктов Правил дорожного движения, а именно: п. 7.2 (участники дорожного движения обязаны не создавать препятствий и опасности для дорожного движения, действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми. Каждый участник дорожного движения, соблюдающий настоящие Правила, вправе рассчитывать на то, что и другие участники дорожного движения будут выполнять содержащиеся в них требования), п. 87 (при выборе скорости движения водитель должен учитывать ограничения скорости, установленные пунктами 88, 89 настоящих Правил и техническими средствами организации дорожного движения, а также интенсивность движения, обзорность дороги, особенности и состояние транспортного средства и перевозимого им груза, дорожные, погодные (метеорологические) условия и другие факторы, снижающие прозрачность атмосферы и влияющие на видимость дороги в направлении движения) и п. 87.2 (при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства).

Потерпевший не заявлял исковых требований. В то же время суд постановил взыскать с водителя процессуальные издержки в сумме 1869 рублей 94 копеек.

— Мне сказали, что это за вызов скорой и за лечение пострадавшего в больнице, — говорит Денис.

Отношение к приговору

Денис вышел из здания суда Первомайского района, позвонил маме. Та плакала, говорила, что возьмет кредит, что они наймут адвоката и подадут апелляцию.

— Мне 22 года, я понимаю, что теперь жизнь может пойти под откос. С работы пришлось уволиться — без прав я не могу работать водителем, а других вакансий нет. В милицию я теперь не могу пойти, так же, как и работать на госпредприятиях, — у меня же судимость, — поясняет парень. — Наверное, если бы я тогда посмотрел налево, у меня был бы шанс заметить пешехода. Я согласен с тем, что за рулем нужно быть внимательным, но как предсказать, что через столько полос под колеса прибежит человек? Я не смог это предугадать, а по закону должен был — в этом моя вина. Но как такое предугадывать, вот чисто по-человечески?

Мы спросили об отношении к приговору и у потерпевшего.

— Я считаю, что это жесткое решение. По-моему, в ДТП виноват я сам, а не водитель. Это я побежал через проспект там, где не должен был, — ответил молодой человек.

Он сообщил, что, в свою очередь, получил штраф за нарушение ПДД.

Потерпевший написал жалобу, в которой попросил отменить приговор суда Первомайского района.

«Данное дело рассмотрено не всесторонне и не объективно, так как его рассмотрение проходило без моего участия. Более того, я, как потерпевший, надлежаще не был извещен о дате рассмотрения вышеуказанного дела, в связи с чем категорически не согласен с приговором суда и считаю его слишком строгим», — указано в этой жалобе.

Денис готовится опротестовать приговор. Кроме того, он оставил жалобу, указав, что копию приговора ему выдали не в установленные законодательством сроки.

— Почему пешеход, которого я сбил, заявляет, что не имеет ко мне никаких претензий, а суд выносит такое жесткое решение? — переживает собеседник. — Мне кажется, что-то неправильно устроено, ведь случается, что люди специально прыгают под колеса, — почему за это должен отвечать тот, кто за рулем? А выходит именно так: если ты водитель — это приговор.

Дополнено. Комментарий юриста

Можно ли утверждать, что за каждое ДТП с участием пешехода отвечать в любом случае водителю? За комментарием мы обратились к юристу Татьяне Ревинской.

— Исходя из личного опыта практической работы скажу, что данная категория уголовных дел (ст. 317 УК) является достаточно сложной, поскольку довольно часто возникают трудности при установлении причинно-следственной связи между нарушением правил дорожного движения и наступившими вредными последствиями, что зависит от многих объективных и субъективных факторов, — отметила специалист.

Татьяна Ревинская пояснила, что, решая вопрос о виновности либо невиновности водителя, следует исходить из требований правил дорожного движения. В соответствии с ПДД водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства, дорожные и метеорологические условия. Исходя из этого, при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства.

Уголовная ответственность по ст. 317 УК наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать ДТП и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

— Случается, что действия пешеходов не соответствуют ПДД, как в случае с нашим героем. В такой ситуации важно выяснить момент и причины возникновения у водителя препятствия или опасности для движения, наличие или отсутствие у него технической возможности избежать наезда путем снижения скорости вплоть до полной остановки. Момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей ДТП. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить, — разъяснила юрист.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить ДТП в условиях темного времени суток или недостаточной видимости исходят из того, что водитель должен выбрать такую скорость движения, которая обеспечивала бы ему возможность постоянного контроля за движением автомобиля для выполнения требований ПДД.

— В любом случае ответить на вопросы о моменте возникновения опасности, наличии либо отсутствии возможности избежать наезда (столкновения) помогает автотехническая экспертиза, которая назначается и проводится в ходе предварительного следствия, а также может быть назначена в суде, когда какие-то моменты вызывают сомнения, — отметила Татьяна Ревинская. — Надо сказать, что независимо от характера допущенных нарушений ПДД преступление, предусмотренное ст. 317 УК, признается совершенным по неосторожности. Безусловно, при назначении наказания виновному должен соблюдаться принцип индивидуализации наказания — назначение наказания в пределах установленных законом санкций, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, обстоятельств, предусмотренных законом в качестве смягчающих или отягчающих ответственность.

Если суд установит, что последствия, указанные в ст. 317 УК, наступили не только вследствие нарушения водителем ПДД, но и в результате несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов ПДД, эти обстоятельства могут быть учтены как смягчающие ответственность. Судом должен обсуждаться и вопрос о назначении дополнительного наказания, предусмотренного ст. 317 УК, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, мотивы принятого решения указываются в приговоре.

Может ли идти речь о примирении сторон?

Что касается прекращения уголовного дела за примирением сторон, то надо отметить, что это в данном случае возможно при соблюдении условий, предусмотренных ст. 89 УК: преступление должно относиться к категории менее тяжких, и виновный должен примириться с потерпевшим и загладить причиненный преступлением ущерб. Важно отметить, что прекращение уголовного дела за примирением с потерпевшим является правом, а не обязанностью суда. При принятии соответствующего решения суд всесторонне исследует данные о личности обвиняемого, выясняет, какие действия были предприняты виновным для того, чтобы загладить причиненный преступлением вред, оказывалось ли на потерпевшего давление с целью примирения, а также иные обстоятельства дела.

Что означает судимость?

Татьяна Ревинская пояснила, что осуждение лица за совершенное им преступление создает правовое состояние судимости. Лицо считается судимым со дня вступления приговора в законную силу вплоть до погашения или снятия судимости.

Условием погашения судимости является истечение определенных сроков, если они не были прерваны. Например, в отношении осужденного за преступление, совершенное по неосторожности (к которым относится ст. 317 УК), судимость погашается по отбытии (исполнении) основного и дополнительного наказаний (ст. 97 УК).

Снятие судимости осуществляется судом до истечения установленных сроков в случае, когда лицо после отбытия наказания своим поведением доказало, что ведет законопослушный образ жизни (ст. 98 УК).

Правовое значение погашения и снятия судимости заключается в том, что они полностью аннулируют правовые последствия уголовной ответственности (ст. 99 УК), т. е. лицо, ранее имевшее судимость, после ее погашения или снятия считается не совершавшим преступления, не привлекавшимся к уголовной ответственности, не подвергавшимся наказанию и не отбывавшим его.

Однако сведения о том, что человек привлекался к уголовной (либо административной) ответственности, будут храниться в Едином банке данных о правонарушениях, где указываются паспортные данные лица, статья, по которой он привлекался, данные о принятом решении. Согласно закону «О государственной системе регистрации и учета правонарушений» срок хранения сведений по уголовным делам составляет 100 лет, по административным — 10 лет.

Как судимость влияет на трудоустройство?

В Беларуси право на труд гарантировано Конституцией (ст. 41).

— В силу требований ст. 14 Трудового кодекса дискриминация, т. е. ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей, запрещается, — отметила юрист. — Таким образом, отказ в приеме на работу гражданина по мотивам, не связанным с выполнением им соответствующих трудовых обязанностей, в том числе по мотивам наличия судимости, будет являться неправомерным.

По словам Татьяны Ревинской, исключение могут составлять лишь случаи, которые прямо предусмотрены законодательством: например, согласно ст. 33 закона «О государственной службе в Республике Беларусь» и ввиду специфических функций, выполняемых госслужащими (прокурорскими работниками, судьями, работниками органов внутренних дел, финансовых расследований и др.), на указанные должности не могут быть приняты лица, имеющие или имевшие судимость. Также запрещается прием на работу лиц, лишенных приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, на указанные в приговоре должности в течение назначенного судом срока.

профессиональный, электрохимический датчик, с дисплеем, питание: батарейки Нет в наличии специальный, с дисплеем, 0.2–3 промилле, погрешность: 15%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *